Про деток, от рождения до школы

1951 году был написан платоновым рассказ «железная старуха». главным героем здесь является ребёнок. егора интересуют многие вопросы, которые он задаёт матери, железной старухе, жучку и червячку, ветру. он спрашивает у них, кто они, отчего же они живут, хорошо ли им или нет. возможно, платонов задаёт эти полные философии вопросы читателям, но только делает это устами мальчика егора. рассказ побуждает задуматься над многими жизненными вопросами. читатель должен не только задуматься, но в тоже время и прочувствовать всё. уж такая манера письма у автора. каждая строчка, каждое слово требуют внимательного и осмысленного чтения. в своих произведениях платонов, как бы уравнивает начало двух миров: духовного и материального. здесь объединяются вещество и существование. писатель видит мир из нутрии, а не со стороны, как это делают другие. он любит всё живое, понимает мысли и чувства жучка и червячка, слышит шепот листка, цветка. он чувствует сострадание не только до человека, но и до всего живого. а.платонов имеет необычную форму повествования. уже первые строки рассказа настраивают читателя на необычную атмосферу, которая присуща в платоновских произведениях. как в волшебных сказках рассказ начинается шумом листьев на деревьях, песнями ветра идущего по свету. в его рассказе всё кругом имеет свою собственную жизнь. природа живёт, как и люди. в платонове живёт внутри ребёнок. событием для автора является каждая встреча с миром, а в явлениях он находит открытия, которые совершает вместе со своим героем. малолетний ребёнок, сидя под деревом, слушает его и ведёт диалог с природой. егор хочет понять окружающий мир, а вместе с тем он хочет убить и «железную старуху». во всех вопросах, которые задаёт ребёнок каждому, кого встретит, кроется одно: понять, кем является человек в этом мире. здесь речь не идёт о судьбе и смерти. платонов смотрит глубже. он показывает, что человеку не свойственно быть одному, он совсем этого не желает. об этом говорит встреча егорки с жучком. необыкновенно описывает автор насекомое, которому он придаёт человеческие черты. оно с маленьким неподвижным лицом, добрыми глазами, с ногами и руками вдруг улетело, и мальчику стало скучно. ощущение одиночества завладело им. этот эпизод с насекомым о многом может сказать. эта скука заставляет задуматься о смысле жизни, даёт желание слиться с живой природой, чтобы избавиться от скуки и одиночества. герой рассказа чувствует себя равным с окружающим миром. мир для егорки родной и живой. обыкновенный лопух избавил мальчика от ночных страхов. малыш часто думает о растениях оврага и надеться, что они всегда будут рядом. ребенок в платоновском рассказе смотрит на жизнь иначе, чем взрослые люди, которые живут в суете и ничего не замечают вокруг. мальчик часто выходит ночью во двор, чтобы познать мир. дорога в рассказе символизирует стремления егора, который хочет всё знать. а образ старухи в этом рассказе служит связывающим звеном между бытием и небытием, жизнью и смертью. символический образ смерти, в образе «железной старухи», выступает разрушителем всего живого. для мальчика она совсем реальная, вот по этой причине он хочет её убить. однако услышав в овраге унылые звуки, напоминающие хруст высохших костей, егор понимает, что сражаться с неживым существом может только неживое. становиться железным стариком егорку совсем не хочется. он просто хочет напугать старуху и дальше остаться мальчиком, чтобы жить с мамой. (найдено с другого сайта)

краткое содержание других презентаций

«Русская сказка «Царевна-лягушка»» - Выразительное чтение эпизода сказки. Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный». Кащей Бессмертный. Что такое сказка. Цели. Лексическая работа. Баба Яга. Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка». Композиция волшебной сказки. Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу. Первый приказ царя. Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка». Когда в сказке впервые появляется имя царевны.

Золотая осень. У каждого времени года своя красота. Осень наступила. Очей очарованье. Пожелтевшие листья. Золотой листопад. Голубое небо. Осень. Унылая пора. Четыре времени года. Пришла пора дождей.

«Загадки для 5 класса» - Миф о Эдипе. Трезвонит громко, иногда пугает. Собиратели устного народного творчества. Хитра, лукава, ласкова по нраву. Виды загадок. Осенью поджидаем, весной провожаем. Сходство одного явления с другим. Игра в узнавание. Загадки. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

«Сказка «Падчерица»» - Самостоятельная работа. Мачеха. Выразительное чтение. Сказки народов России. Выявление нравственной основы сказок. Выразительное чтение фрагмента. Репродукция картины. Старушка. Иван Яковлевич Билибин. Отличия народной и литературной сказок. Вставьте сравнения. Подумай и ответь. Поведение девочки. Пропущенные гиперболы. Бродячие сюжеты. Девушка вошла в дом.

«Роды и жанры литературы» - Прославленный баснописец Иван Андреевич Крылов. С какими родами литературы мы сегодня знакомились? Что такое мораль басни? Эзоп «Ворон и Лисица». Ворон унес кусок мяса и уселся на дерево. Басни Лафонтена написаны уже стихами. Эзоп Лисица и виноград. Истоки басенного жанра. Жанр басни полюбили русские поэты. Истоки басенного жанра… Где же возник жанр басни? Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.

«Сказка «Чего на свете не бывает»» - Выявление особенностей реальной действительности. Барин. Подумай и ответь. Чего на свете не бывает. Слова, характерные для речи мужика. Жили-были старик со старухой. Чтение фрагмента. Название сказки. Царь и царица. Падчерица. Что такое фольклор. Жил-был царь. Мужик. Выразительное чтение.

"Ты кто? Отчего ты живешь? Хорошо тебе или нет?". Такие вопросы задает мальчик Егор- герой платоновского рассказа "Железная старуха", написанного в 1951 году. Не эти ли вопросы ставит перед нами сам Платонов? На первый взгляд рассказ кажется детским, на самом же деле, используя образ ребенка, Платонов ставит перед нами важные, глубокие философские вопросы. Что же это за писатель, который заставляет во время чтения думать и чувствовать одновременно, останавливаясь на каждой строчке, даже на каждом слове?

Наверное, дело в том, что все в мире писателя сделано из "вещества существования". Не случайно два совершенно несовместимых понятия - "вещество" (материя) и "существование" (процесс) объединяются автором, превращаясь в оксюморон. Но для Платонова это естественно, он как бы уравнивает материальное и духовное начала мира. Когда читаешь произведения Платонова, создается такое впечатление, что писатель смотрит на мир не со стороны, а изнутри его: глазами цветка, соринки, листа, жука, червяка; он знает их мысли и чувства.

"Неизвестный цветок". Цветок трудится день и ночь, чтобы не умереть, он превозмогает терпением свою боль от "голода и усталости". Так можно сказать только о живом, разумном существе. Вероятно, дело в том, что Платонов сострадал всему живому, что есть в мире: листу, животному, человеку. И если для обычного человека мир может предстать только олицетворенным, то у Платонова все вокруг живет своей собственной жизнью, как и человек.

Я открыла для себя Платонова, когда прочитала маленькие рассказы "Неизвестный цветок" и "Железная старуха". Потом были "Котлован" и " Река Потудань", "Фро", "Чевегур". Но поговорить мне хотелось бы именно о "Железной старухе". С самых же первых строк рассказа ощущаешь особую платоновскую атмосферу повествования. Вот первое предложение: "Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету". Складывается впечатление, что это начало волшебной сказки, ведь поет "ветер, идущий по свету", чудится слабый шепот листвы (может быть, благодаря звукописи).

Читаем дальше - какое совпадение: "Малолетний Егор сидел под деревом и слушал их кроткие, бормочущие слова". Удивительны платоновские слова: шероховатые, вообще какие-то детские и вместе с тем мудрые. Замечательно, что писатель, будучи взрослым, остается ребенком. Это значит, что каждая встреча с миром для него - событие, а каждое явление - открытие. И эти открытия Платонов совершает вместе со своим героем.

"железную старуху" (судьбу? смерть?). Кажется, замысел рассказа вполне ясен, но это только первое впечатление. Поэтому непременно нужно разобраться, почему мальчик всем: жуку, червяку, ветру, матери, себе, "железной старухе" - задает вопросы: "Ты кто?", "Отчего ты живешь?". В этих вопросах открывается основная мысль рассказа: человек хочет понять, кто он в мире. Платонов подводит нас к мысли о том, что человек не хочет быть одиноким в мире, и эпизод с жуком здесь символичен.

"маленькое неподвижное лицо", "добрые глаза", "ноги и руки". Не случайно Егору "стало скучно", когда жук улетел. Мальчик интуитивно чувствует, что одинок в мире, но он не хочет "скучать" и пытается приникнуть к круговороту жизни, ощутить свою зависимость от ветра, звезд, лопуха, жука. Поразительно, но крохотный эпизод, рассказывающий о встрече мальчика с неразговорчивым жуком, больше напоминающим человека, чем насекомое, столько открывает в рассказе.

А теперь о "скуке". Скука у Платонова - особый мотив. Это не просто маята от ничегонеделания. Скука-тоска - это поиск высшего смысла, желание слиться со всем живым. Преодолеть скуку значит преодолеть одиночество. Мотив скуки как один из важнейших звучал в "Котловане". Главный герой повести Вощев ищет "вещество существования", чтобы ощутить наполненность своей жизни. "Вещество существования" нужно выработать, чтобы отдать его детям, таким, как Настя. Но Настя умирает от одиночества, от "скуки", которая высасывает из нее жизнь, от невозможности соединиться с миром.

… Мальчик Егор из "Железной старухи" очень близок Вощеву по мировосприятию. Такие, как Егор, Вощев думают, что мир устроен по тем же законам, что и они сами, поэтому общаются с миром, как равным себе. Другими словами, для Платонова главное, чтобы его герои чувствовали себя частью огромного целого, считали равным себе по "телу" и "духу" все, на что бы ни пал их взгляд.

во дворе. Мальчик думает о травах, живущих в овраге: "…ничего, они ведь все живут здесь и не боятся, и он будет с ними". Мироощущение ребенка в рассказе имеет гораздо больший смысл, чем кажется на первый взгляд.

Ведь взрослые люди заняты, им некогда оглянуться, остановиться, задуматься. Они попросту проживают свою жизнь, "тратят время на сон". Такое положение для мальчика недопустимо. Поэтому Егор, когда все спят, выходит "наружу", чтобы познать мир: " Я не хочу спать, я хочу жить".

"до всего дознаться". "До всего" надо понимать в прямом смысле, ведь ему все интересно, все важно: "Кто же это такой?", "Мама, а ты кто?", "Мама, а старуха кто?".

Действительно, пора заговорить и о старухе, именем которой и назван рассказ. Образ старухи представляется связующим звеном между жизнью и смертью, бытием и небытием. Перед нами, вероятно, символический образ смерти, губящей все живое. Условно смерть представляется в образе "железной старухи", но Егору она видится вполне реальной, существующей именно вследствие его особого восприятия мира. Поэтому, прячась ночью в овраге, карауля старуху, Егор слышит "унылый звук", "хруст высохших костей".

"вздох всех умерших" - вздох тоски по жизни. Егору жаль усопших, и он хочет убить старуху. Но даже маленький герой Платонова понимает, что только неживое может сражаться с неживым. Мальчику нужно стать "железным стариком". Здесь он выступает в роли маленького Георгия Победоносца, готового ради людей совершить подвиг. Но для Егора это большая жертва, и он говорит: "Это я нарочно буду железным, чтоб старуху напугать, пускай она околеет. А потом я железным не буду - не хочу, я буду мальчиком с матерью".

"Железной старухе", хочется сказать, что этот крошечный рассказ фокусирует основные черты платоновской прозы, "впитывает" ее важнейшие мотивы и образы: сострадание всему живому, поиск "вещества существования", ощущение целостности мира, мотивы скуки, дороги как попытки осмыслить мир и, наконец, идею спасения умерших, которую Платонов почерпнул в учении И. Ф. Федорова. Это делает рассказ "Железная старуха" одним из лучший произведений писателя.

Андрей Платонович Платонов

«Железная старуха»

В 1951 году был написан Платоновым рассказ «Железная старуха». Главным героем здесь является ребёнок. Егора интересуют многие вопросы, которые он задаёт матери, железной старухе, жучку и червячку, ветру. Он спрашивает у них, кто они, отчего же они живут, хорошо ли им или нет. Возможно, Платонов задаёт эти полные философии вопросы читателям, но только делает это устами мальчика Егора. Рассказ побуждает задуматься над многими жизненными вопросами. Читатель должен не только задуматься, но в тоже время и прочувствовать всё. Уж такая манера письма у автора. Каждая строчка, каждое слово требуют внимательного и осмысленного чтения. В своих произведениях Платонов, как бы уравнивает начало двух миров: духовного и материального. Здесь объединяются вещество и существование. Писатель видит мир из нутрии, а не со стороны, как это делают другие. Он любит всё живое, понимает мысли и чувства жучка и червячка, слышит шепот листка, цветка.

Он чувствует сострадание не только до человека, но и до всего живого. А.Платонов имеет необычную форму повествования. Уже первые строки рассказа настраивают читателя на необычную атмосферу, которая присуща в платоновских произведениях. Как в волшебных сказках рассказ начинается шумом листьев на деревьях, песнями ветра идущего по свету. В его рассказе всё кругом имеет свою собственную жизнь. Природа живёт, как и люди.

В Платонове живёт внутри ребёнок. Событием для автора является каждая встреча с миром, а в явлениях он находит открытия, которые совершает вместе со своим героем. Малолетний ребёнок, сидя под деревом, слушает его и ведёт диалог с природой. Егор хочет понять окружающий мир, а вместе с тем он хочет убить и «железную старуху». Во всех вопросах, которые задаёт ребёнок каждому, кого встретит, кроется одно: понять, кем является человек в этом мире. Здесь речь не идёт о судьбе и смерти. Платонов смотрит глубже. Он показывает, что человеку не свойственно быть одному, он совсем этого не желает. Об этом говорит встреча Егорки с жучком. Необыкновенно описывает автор насекомое, которому он придаёт человеческие черты. Оно с маленьким неподвижным лицом, добрыми глазами, с ногами и руками вдруг улетело, и мальчику стало скучно. Ощущение одиночества завладело им. Этот эпизод с насекомым о многом может сказать. Эта скука заставляет задуматься о смысле жизни, даёт желание слиться с живой природой, чтобы избавиться от скуки и одиночества.

Герой рассказа чувствует себя равным с окружающим миром. Мир для Егорки родной и живой. Обыкновенный лопух избавил мальчика от ночных страхов. Малыш часто думает о растениях оврага и надеться, что они всегда будут рядом. Ребенок в платоновском рассказе смотрит на жизнь иначе, чем взрослые люди, которые живут в суете и ничего не замечают вокруг. Мальчик часто выходит ночью во двор, чтобы познать мир. Дорога в рассказе символизирует стремления Егора, который хочет всё знать. А образ старухи в этом рассказе служит связывающим звеном между бытием и небытием, жизнью и смертью.

Символический образ смерти, в образе «железной старухи», выступает разрушителем всего живого. Для мальчика она совсем реальная, вот по этой причине он хочет её убить. Однако услышав в овраге унылые звуки, напоминающие хруст высохших костей, Егор понимает, что сражаться с неживым существом может только неживое. Становиться железным стариком Егорку совсем не хочется. Он просто хочет напугать старуху и дальше остаться мальчиком, чтобы жить с мамой.


Егор потрогал траву, увидел камешек, потом покачал лопух, такой же, как на своем дворе, и оправился от страха: ничего, они ведь все живут здесь и не боятся, и он будет с ними. Вскоре он заметил маленькую пещеру, вырытую в склоне оврага, чтоб выбирать оттуда глину, и залез туда. Ему захотелось теперь подремать немного, - он уморился за день жить и ходить.

А как пойдет мимо железная старуха, то я ее покличу, - сказал Егор сам себе, сжавшись в земле от ночной прохлады, закрыл глаза.

Стало тихо совсем, и все онемело, все звезды скрыла небесная наволочь, и трава поникла, как умершая.

Унылый звук раздался в этой низине земли, как вздох сожаления всех умерших людей. Егор сейчас же открыл глаза, услышав во сне этот томительный звук. Над ним стояло темное тело человека, большое и смутное от окружающей черной ночи, готовое быть и готовое исчезнуть.

Ты кто? - спросил Егор. - Ты старуха?

Старуха, - сказала старуха.

А ты железная?.. Мне нужна железная.

Зачем я тебе? - спросила железная старуха.

Я хочу тебя увидеть - ты кто, ты зачем? - говорил Егор.

Помирать будешь, тогда скажу, - ответил голос старухи.

Скажи, я помру, - согласился Егор и взял комок глины в руку, чтобы залепить глаза старухе и осилить ее.

Иди ко мне, я тебе скажу на ухо, - и старуха в первый раз пошевелилась, и вновь раздался знакомый унылый звук шелестящего железа или хруста высохших костей. - Иди ко мне, я все тебе скажу, и ты тогда помрешь. А то ты маленький, тебе жить еще много, и мне долго ждать твоей смерти. Пожалей меня, я старая.

А ты кто, ты скажи, - узнавал Егор. - Ты не бойся меня, я тебя не боюсь.

Старуха склонилась к Егору и стала к нему приближаться. Мальчик прижался спиною к земле в своей пещере и открытыми глазами вглядывался в склоняющуюся к нему железную старуху. Когда она согнулась и приблизилась к нему и тьмы между ними осталось мало, Егор закричал:

Я знаю, я знаю тебя. Мне тебя не надо, я тебя убью! - Он бросил в ее лицо горсть глины и сам обмер и приникнул к земле.

Но обмерши, лежа вниз лицом, Егор еще раз услышал голос железной старухи:

Ты меня не знаешь, ты меня не разглядел. Но всю твою жизнь я буду ждать твоей смерти и губить тебя, потому что ты меня не боишься.

"Немножко-то боюсь, потом привыкну и перестану", - подумал Егор и забылся.

Он очнулся от знакомого тепла, его несли мягкие большие руки, и он спросил:

Ты кто? Ты не старуха?

А ты кто? - спросила его мать.

Егор открыл глаза и вновь зажмурил их - свет солнца освещал всю деревню, клен на ихнем дворе и всю землю. Егор снова открыл глаза и увидел шею матери, у которой покоилась его голова.

Ты зачем сбежал в овраг? - спросила мать. - Мы спозаранку тебя искали, отец в поле работать уехал весь в сомнении.

Егор рассказал, что он боролся в овраге с железной старухой, но только не успел разглядеть ее лица, потому что бросил в него глиной.

Мать задумалась, потом она опустила Егора на землю и посмотрела на него, как на чужого.

Иди своими ногами, борец!.. Тебе это приснилось.

Нет, я правда ее видел, - сказал Егор. - Железные старухи бывают.

А может, и бывают, - произнесла мать и повела сына домой.

Мама, а кто она?

А я не знаю, я слыхала, я сама ее не видала. Люди говорят, что судьба, что ль, или горе наше ходит. Вырастешь, сам узнаешь.

Судьба, - промолвил Егор, не зная, что она означает. - Вырасту еще чуть-чуть и поймаю железную старуху...

Поймай, поймай ее, сынок, - сказала мать. - Я тебе сейчас картошек начищу и поджарю их.

Давай, - согласился Егор. - Я есть захотел, старухи сильные бывают. Я уморился от нее.

Они вошли в сени избы. В сенях по полу вполз знакомый червяк, возвращаясь с постели Егора к себе домой в землю. "Ползи, немой! - осерчал Егор. - Ишь ты. Кто он такой, так и не сказал. После все равно дознаюсь. И до старухи дознаюсь - сам стану железным стариком!"

Егор остановился в сенях и задумался: "Это я нарочно буду железным, чтоб старуху напугать, пускай она околеет. А потом я железным не буду - не хочу, я опять буду мальчиком с матерью".



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы