Играл в группе «Редкая птица». Любимые персоналии - Юрий Гагарин, Мерилин Монро, Сальвадор Дали, Чарли Чаплин, Джеймс Дин, Чак Берри, Энди Уорхолл, Мальколм Маклорен, Леонард Коэн. Любимые фильмы - «Человек - амфибия»,
…
Читать всё
Евгений Хавтан родился 16 октября 1961 года в Москве. Учился в институте инженеров железнодорожного транспорта.
Играл в группе «Редкая птица». Любимые персоналии - Юрий Гагарин, Мерилин Монро, Сальвадор Дали, Чарли Чаплин, Джеймс Дин, Чак Берри, Энди Уорхолл, Мальколм Маклорен, Леонард Коэн. Любимые фильмы - «Человек - амфибия», «Берегись автомобиля», «Голод», «Однажды в Америке». Любимые писатели - Сергей Довлатов, Василий Шукшин, Оскар Уайльд. Любит мамин вишневый компот.Увлечения - коллекционирование гитар, виртуальный проект «Микки Маус и Стилеты», изготовление текилы из «кактусов».
Группа «Браво» появилась в сентябре 1983 из осколков менее известных групп «РЕДКАЯ ПТИЦА», где годом раньше стартовал Евгений Хавтан (гитара, вокал) и «POSTSCRIPTUM», в которой играли Андрей Конусов (бас), Александр Степаненко (саксофон, клавишные) и Павел Кузин (барабаны). Свое название и оригинальный состав группа приобрела после того, как «POSTSCRIPTUM» покинул собравший свою «БРИГАДУ С» Гарик Сукачев, а его место заняла приехавшая в Москву из Сибири Жанна Агузарова.
Удачное сочетание ностальгического имиджа (образы стиляг начала 60-х годов и связанные с этой темой сюжеты так и останутся в репертуаре «БРАВО») и динамичных ярких мелодий Хавтана, в которых стилизованные рок-н-роллы и твисты соседствовали с современной новой волной и реггей, сделало группу звездами московской сцены, а записанный осенью 1983 мини-альбом разошелся по всей стране.
После альбома «Хиты про любовь» у группы была большая пауза. И совсем недавно они начали готовиться к выпуску нового альбома.
Евгений Львович Хавтан - основатель и лидер группы «Браво», а также ее бессменный гитарист и автор песен. Родился 16 октября 1961 года в рабочем поселке Калошино на востоке Москвы. Без преувеличения, имя Хавтана знакомо каждому россиянину и неизменно ассоциируется с главным детищем музыканта - рок-группой «Браво».
В 1966 году семья Хавтана переехала из Калошино в Кузьминки, где музыкант и провел свою юность. Учился Евгений в обычной московской школе по соседству. Не самая радужная обстановка этого рабочего района сподвигла 13-летнего мальчика записаться в музыкальную школу по классу классической гитары - достаточно поздно по меркам музыкального мира. Однако, здесь ему несказанно повезло, после прослушивания Евгений попал в класс Светланы Анатольевны Светличной (не путать с известной актрисой из «Бриллиантовой руки») - в то время лучшей преподавательнице по гитаре в стране.
Свой первый музыкальный ансамбль Евгений Хавтан сколотил еще в школьных стенах. Репетировали в школе втихую с разрешения завуча. Открыто группа сыграла лишь на выпускном, завоевав огромную популярность у одноклассников. Однако, после школы Евгений пошел учиться не в музучилише, а поступил в МИИТ (Московский институт инженеров железнодорожного транспорта). В то время профессия инженера-строителя была крайне востребована и сулила хорошие заработки, а музыкальная карьера ассоциировалась лишь с игрой в ресторанах, алкоголизмом и одиночеством.
Правда, душа музыканта совсем не лежала к профессии строителя, поэтому учился он из рук вон плохо и был даже неоднократно отчислен из вуза. Однако, упорство Хавтана позволило ему после 10 лет учебы все-таки получить заветную корочку инженера!
В строительном институте началась музыкальная карьера Евгения Хавтана. Сначала он играл в ВИА «Редкая птица» вместе с Сергеем Галаниным, с которым познакомился во время геодезической практики. Однако, исполняемый репертуар - хард и поп-рок - Евгению был не близок. Поэтому после распада ВИА, он принял предложение Гарика Сукачева присоединиться к его группе «Постскриптум».
Как признается сам музыкант, в «Постскриптум» его взяли, скорее, из-за профессиональной гитары и навороченного усилителя. Музыкальные вкусы Хавтана опять не совпали с репертуаром группы, который состоял из песен Гарика Сукачева, британского рока новой волны (Secret Garden и Police) и иногда шлягеров итальянской эстрады. Ведь группа базировалась в ДК Мосэнерготехпрома, и ей приходилась играть на местных вечерах танцев то, что требуют посетители.
Вскоре после распада «Постскриптума» Евгений Хавтан, вместе в барабанщиком Павлом Кузиным, решили организовать собственную группу и играть то, к чему лежит душа. Евгений писал музыку для новых песен, но вот со стихами к ним не складывалось, да и солиста у группы не было. Но здесь Хавтану повезло еще раз - весной 1983 года он познакомился с Жанной Агузаровой.
С самой первой встречи с Жанной Агузаровой молодые люди были очарованы ее ультрамодным и уникальным стилем. Ну а после пробной репетиции поняли - это тот солист, которого они давно искали! К тому же у Жанны оказалось изумительное чутье на хорошую поэзию. Стоило Евгению сыграть ей свою новую мелодию, как девушка находила к ней отличные стихи! Так случилось и с одним из главных хитов группы - «Кошки», текстом к которой стало найденное Агузаровой детское стихотворение Уильяма Джей Смита в переводе Бориса Заходера.
Новая группа «Браво» записывала свои золотые хиты - «Кошки», «Верю я» и «Медицинский институт», подпольно выступала в родном ДК Мосэнерготехпрома и даже дала знаменитый сейшен в Москве, где присутствовали все звезды тогдашней рок-музыки - Кино, Аквариум, Центр. Сейшенами в 80-х называли андеграундные концерты, на которые заранее через знакомых распространяли билеты, а место проведения объявляли по сарафанному радио всего за день до выступления.
Однако 18 марта 1984 года стало переломным для «Браво». Во время очередного концерта в ДК Мосэнерготехпрома в зал ворвалась полиция и арестовала всех участников группы за «незаконную предпринимательскую деятельность». Из-за отсутствия московской регистрации Жанну Агузарову выслали из столицы на родину - в Сибирь, а музыкантов включили в черный список и запретили им играть на долгие два года.
Вернуться на большую сцену и получить огромную популярность группе помогло удачное знакомство с Аллой Пугачевой, которая случайно услышала кассету с их записями и настояла на появлении «Браво» в телепередаче «Музыкальный ринг». Пугачева же пролоббировала выход первой официальной пластинки «Браво» на студии «Мелодия», которая впоследствие разошлась пятимиллионным тиражом. Но белая полоса в судьбе группы длилась не долго - Жанна Агузарова заявила о своем уходе.
На 3 года в «Браво» наступил период турбулентности. Однако несмотря на то, что солисты сменялись один за другим, старые музыканты уходили и приходили новые, группе удалось записать хиты «Король Оранжевое лето» и «Добрый вечер, Москва!». В 1990 году определился окончательный солист группы - Валерий Сюткин. Тогда же с новым хитом «Конечно, Вася!» группа «Браво» взорвала хит-парады страны и началась вторая волна ее популярности. Затем последовали три самых удачных альбома в истории группы - «Дорога в облака», «Московский бит» и «Стиляги из Москвы». А в 1995 году Валерий Сюткин решил начать сольную карьеру и ушел из группы.
В группе «Браво» опять наступает непростое время, но на этот раз солиста находят относительно быстро. Им становится Роберт Ленц, который в 1989 году уже проходил кастинг в команду. Кроме того, часть функций солиста берет на себя и сам Евгений Хавтан. В таком составе «Браво» выступает до сих пор. Главным хитом этой части в истории группы становится песня «Этот город».
Со своей женой Мариной Евгений Хавтан живет в браке уже 35 лет. Свадьба состоялась в 1983 году, а предшествовала ей интересная история. В то время уже опытному гитаристу и студенту МИИТ бабушка привезла из США модные вельветовые брюки. К сожалению, брюки не подошли по размеру, и Евгений начал искать для них покупателя. Институтский приятель Хавтана предложил музыканту продать этот модный предмет гардероба своей девушке Марине. Вот только с первого взгляда девушке не понравились ни брюки, ни сам Хавтан. Это уже потом у молодых людей завязались отношения, из-за которых Евгений был побит своим приятелем. Но свадьбу с Мариной все-таки сыграли.
В 1993 году у пары родилась дочь - Полина. Несмотря на успехи в музыке, Полина выбрала своим призванием кино и в 2016 году окончила ВГИК по специальности «Киноведение».
Официальный сайт |
|
Вконтакте |
Евге́ний Льво́вич Хавта́н (16 октября , Москва) - советский и российский гитарист, композитор и вокалист. Лидер группы «Браво », участник групп «Редкая птица» и «Постскриптум».
Евгений Хавтан родился в Москве 16 октября 1961 года . Отец Евгения - инженер Лев Наумович Хавтан (1931-2002), мать - Этвина Михайловна Хавтан (урождённая Спектор, род. 1938, Шаргород) - преподавательница английского и немецкого языков, во время войны была с семьёй заключена в Шаргородское гетто в Транснистрии (отец погиб на фронте), о чём написала книгу мемуаров (2004) . Все детство и юность прожил в московском районе Кузьминки , которому впоследствии посвятил песню «От Таганки до Кузьминок» с альбома «Мода ». Играть на гитаре начал в школьном возрасте, под влиянием общей моды. Окончил музыкальную школу по классу классической шестиструнной гитары. Его учителем была Светлана Анатольевна Светличная - одна из лучших отечественных преподавательниц и музыкантов того времени. Поклонник самой разной музыки - от «новой волны» британского рока до классических американских рок-н-роллов 50-х годов, с начала 1980-х стал одеваться и выглядеть как стиляга . Окончив школу, поступил в .
Начало музыкальной карьеры Евгения началось в ВИА «Редкая птица», где также играли Сергей Галанин и Алексей Аедоницкий . В 1982 году Хавтан, будучи уже опытным гитаристом, принял приглашение группы Гарика Сукачёва «Постскриптум». Однако сильные различия в увлечениях, стиле и профессионализме музыкантов привели к тому, что «Постскриптум» после этого практически распался. Тогда Хавтан приводит в группу новых музыкантов и вместе с барабанщиком «Постскриптума» Павлом Кузиным создают свой коллектив, играющий смесь «новой волны» и рока 50-х-60-х годов.
Состав новой группы, ещё не имевшей названия, был укомплектован саксофонистом Александром Степаненко, басистом Андреем Конусовым и вокалисткой Ивонной Андерс (настоящее имя Жанна Агузарова). После одного из самых первых выступлений, прошедшего в декабре 1983 на дискотеке в комплексе «Крылатское», группа решает оставить себе название «Браво». Официальной регистрации у новой команды не было и быть не могло, поэтому выступали они подпольно. 18 марта 1984 года после одного из таких выступлений на тогдашней окраине Москвы в районе Бескудниково во Дворце Культуры «Мосэнерготехпром» участники были задержаны за «нелегальную предпринимательскую деятельность» (так как все доходы от билетов не декларировались). Против музыкантов было возбуждено уголовное дело, а Хавтан был отчислен из института. В процессе следствия выяснилось, что паспорт Жанны был поддельным, и после пребывания в Матросской Тишине Жанна была выслана из Москвы в Сибирь. Спустя несколько лет уголовное дело было закрыто «за неимением доказательств», и группа вступила в Московскую Рок-лабораторию , созданную по аналогии с Ленинградским рок-клубом . Но пробыла в её составе совсем недолго, так как после победы в фестивале Рок-панорама-86 в «Центральном Доме Туриста» в номинации «Открытие фестиваля» была приглашена на профессиональную работу в Московскую областную филармонию. После череды отчислений и восстановлений Хавтан в 1987 все-таки окончил институт, и на следующий день после получения диплома о высшем образовании уехал с «Браво» на гастроли. В дальнейшем «Браво» претерпело многочисленные изменения состава, Хавтан оставался единственным неизменным участником группы и автором музыки (а временами и слов) всех исполняемых песен. После многочисленных смен вокалистов Хавтан начал петь часть песен сам, разделяя обязанности вокалиста с Робертом Ленцем .
Евгений также пробовал себя в сольном творчестве. Его песня «36’6», записанная с участниками группы «Тараканы! » и некоторыми другими музыкантами, возглавляла хит-парад «Чартова Дюжина » в 2003 году .
У Евгения Хавтана имеется целая коллекция гитар и усилителей, насчитывающая порядка 100 единиц, преимущественно это «винтажные», старые инструменты. Хавтан отдаёт предпочтение именно винтажным электрогитарам и усилителям, выпущенным до 70-х годов; его постоянные спутники - это «Fender Deluxe reverb» и гитара Jazzmaster 1966 года.
|
Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.
Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Стиляга из Москвы
Группа "Браво" была дико популярна в нашей большой, тогда общей стране, и, как следствие, страшно раздражала верхушку.
Группа "Браво" была дико популярна в нашей большой, тогда общей стране, и, как следствие, страшно раздражала верхушку. Вместе с "Арией", "Кино", "Аквариумом" и "Наутилусами" "Браво" числилась в черном списке неугодных. Правда, несмотря на проблемы с законом и срывы концертов, музыканты все же держались на плаву, сочиняя такие оптимистичные песни, как "Оранжевый галстук" или "Белый день". В этом году "Браво" стукнет 21 год. Возраст вполне половозрелый. За это время ее состав, в котором когда-то начинали никому не известные Валерий Сюткин и Жанна Агузарова, неоднократно менялся - бессменным лидером оставался один лишь Евгений Хавтан.
"МНЕ ПРИШЛОСЬ ПОКОРЯТЬ СЕРДЦЕ ЖЕНЫ, ЗА ЧТО Я ХОРОШЕНЬКО ПОЛУЧАЛ ПО МОРДЕ ОТ ЕЕ ПРЕДЫДУЩЕГО ПАРНЯ"
Более 25-ти. Но самая для меня дорогая и любимая - моя первая классическая гитара, купленная родителями. На ней я учился играть... Сейчас учится дочка.
- А самая дорогая по стоимости?
Они бесценны. (Улыбается) . Есть не очень дорогие гитары, но с ними связаны какие-то интересные истории. К примеру, одну из гитар (1964 года) я купил в Гамбурге во время круиза "Браво" по Европе. Этот город-порт был последним в нашем маршруте. Все деньги, отложенные на покупку инструмента, я уже давно потратил. И вот, гуляя по ночному Гамбургу, в одной из витрин увидел гитару потрясающей красоты. Совершенно случайно рядом оказались русские парни-студенты, которые подрабатывали в этом городе. Они, узнав меня, одолжили нужную сумму. Спустя два месяца мы встретились в Москве, и я вернул им долг. Позже у меня эту гитару украли, но по счастливому стечению обстоятельств она снова вернулась ко мне... Есть, конечно, довольно дорогие экземпляры, по пять тысяч долларов. Безумие! Я знаю, что некоторые артисты любят тратить деньги на бриллианты, камни. Меня же это не интересует.
- Но вашу жену наверняка интересует...
Ну, ей я, конечно, дарю драгоценности.
- Любопытно, где вы храните свою гитарную коллекцию? Для нее есть отдельная комната?
Ой, где придется... Терпеть не могу, когда шарят по моим вещам, что-то перекладывают, трогают гитары, костюмы или компьютер. Я жутко неорганизованный расхлябанный человек. Страшный бардак у меня! Вечно не могу ничего найти. У меня порядка 50 пар обуви, и я даже не знаю, где она лежит.
- Вещи ищете в одиночку?
Нет, мне помогает жена, да и дочка иногда подсказывает. Быт, домашний уют полностью лежит на жене. Для меня очень важно дома комфортно себя чувствовать, так как 80 процентов времени я провожу на гастролях.
- Вы женаты уже более 20 лет...
Во многом потому, что моя супруга не имеет никакого отношения к музыкальной индустрии. Она инженер-экономист по образованию.
- Чем же она покорила ваше музыкантское сердце?
Мне самому пришлось покорять ее сердце, за что я пару раз хорошенько получал по морде от ее предыдущего парня... Мне всегда нравились стильные эффектные женщины. А если они при этом еще и умные, так вообще замечательно. Ум - очень важная и, между прочим, редкая на сегодняшний день составляющая.
- Ну вы тоже "стиляга из Москвы". Всегда стильно одеты. Какой стиль предпочитаете в повседневной жизни?
Футболку и джинсы. А на сцене - английскую моду середины 60-х годов. Да, я люблю хорошо одеваться.
- Для того чтобы нравиться в первую очередь себе или женщинам?
Чтобы быть похожим на музыкантов, которые мне нравились. Мы считали, что если группа хорошо выглядит, то, значит, она клевая. А если плохо - фиговая. Я и сейчас обращаю внимание на то, как выглядят музыканты, когда они выходят на сцену. Многое можно сказать о человеке по тому, как он одет.
- Я помню, вы говорили, что подражать - это плохо...
Так мы подражаем лучшим традициям английской моды! Я часто бываю в Лондоне, где обязательно захожу в магазины новых модных дизайнеров. Еще неизвестных, но интересных, авангардных. Там меня знают и очень рады мне, потому что я всегда пополняю их бюджет. Они с удовольствием делают мне скидки.
В свое время эта самая английская мода (вы выступали в смокингах) доставила вам немалые проблемы. Советская власть даже обвиняла вас в фашизме.
Да, было такое. Зато теперь нас обвиняют в том, что мы выглядим слишком правильно! Сейчас музыкант должен выйти в футболке, в джинсах и кроссовках. Раньше у нас случались неприятности даже с милицией. Все это только еще больше сплотило группу. Благодаря тем трудностям, которые у нас возникают, мы можем правильно оценить успех. Спустя много лет я смотрю на него философски.
А тогда мы вообще не думали, а просто играли. Нам помогала какая-то неведомая сила. В 20 лет мы стали суперзвездами в стране, где ничего не позволялось. При том, что сегодня рок-звездами, как правило, становятся люди после 25-ти. А мы были совсем зелеными... Здорово, когда ты молод и собираешь стадионы! Очень кайфовое ощущение.
"C ТРУДОМ ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЯ ИНЖЕНЕРОМ, НО ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ПОЛУЧИЛ КОРОЧКУ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ"
Все опять же из-за проблем, связанных с Петровкой, 38, с государственными органами. Меня неоднократно отчисляли, я восстанавливался... Такая долгая, моторошная история! Но, в конце концов, я окончил институт. И горжусь тем, что имею корочку о высшем образовании.
- Когда-либо работали по специальности?
Чуть-чуть работал, но опыт был негативным. Мне не нравилось! С трудом представляю себя инженером. Профессия хорошая, очень актуальная, востребованная, но... Музыка взяла свое.
- Почему тогда поступали на инженера, а не в музучилище?
Я пошел следом за братом. Он сказал: "Пойдем вместе, чтобы скучно не было". Я не очень хорошо учился, просто мне нравилась студенческая среда, атмосфера, музыка. Я общался с массой интересных людей. Несмотря на все запреты и гонения, у меня остались очень теплые воспоминания о прошлом. Все-таки это было хорошее для нас время, в нем была своя прелесть. Нам, бесшабашным и безголовым, сопутствовала удача.
- Сейчас давления со стороны власти нет, играй что хочешь, пой о чем хочешь...
Тем не менее ситуация приблизительно такая же. Худсоветы остались. Просто теперь они называются форматом, который отрезает все самое интересное и показывает усредненное. Увидеть по телевизору или послушать по радио что-то стоящее можно крайне редко. Так что ситуация не очень изменилась. Она всегда была не самой подходящей для творческих людей, настоящих музыкантов. Но в любом случае талант пробьется.
- "Браво" довольно сложно охарактеризовать, но, по-моему, это больше рок-группа...
Наверное...
- Рок-музыке часто присуща меланхолия, депрессивность. По-вашему, это часть имиджа или состояние души?
Есть артисты, которым я верю. У них все по-настоящему. Шевчук, Земфира, Илья Лагутенко, Слава Бутусов. Из ваших, украинских, "Океан Эльзы" и "ВВ". Из поп-музыки - Леня Агутин. Они имеют отношение прежде всего к музыке. У нас есть бунтари, поэты, художники, но среди них очень мало музыкантов.
- Некоторое время назад вы сравнили российскую рок-сцену с темной ночью. Сейчас мрак понемногу рассеивается?
Нет, приблизительно то же самое. Земфира, "Мумий Тролль"... А кто еще? Остальные каким-то образом похожи на них.
"Я ВСЕГДА ЛЮБИЛ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ, А СЮТКИН ХОТЕЛ СПОКОЙНЫЙ АНСАМБЛЬ"
Вместе мы записали три очень успешных альбома, дали массу концертов. Мне захотелось несколько изменить стилистику группы, я всегда любил экспериментировать. Мне нравится в музыке драйв, ощущение рок-н-ролла! А Валера хотел приджазованный, спокойный ансамбль... Сейчас я себя чувствую абсолютно комфортно.
- Когда начинали, вы мечтали о славе или хотели играть для себя?
Об известности я тогда не думал. О какой славе можно было мечтать, если музыка, которую мы играли, была, как нам казалось, никому не нужна? Мы не предполагали, что в дальнейшем станем играть концерты и продавать пластинки. Занимались музыкой исключительно для себя. Поэтому, кстати, что-то получилось.
- Вас не упрекнешь в шумихе, но Жанна Агузарова... Как вы с ней уживались?
Ой, тяжело, но при этом ужасно интересно. Жанна - мастер эпатажного жанра. И в жизни она приблизительно такая же. (Улыбается) . Вместе мы дополняли друг друга. Это, наверное, самый интересный период "Браво".
- Так в чем все-таки было тяжело?
Понимаете, женщина в группе - то же самое, что женщина на корабле. Жанну ни в чем нельзя было переубедить, между нами происходила масса конфликтов. Тем не менее мы все равно находили компромиссы. Путем обмана и подлога. (Смеется) . То, как мне удавалось уживаться с Жанной, - тема моей диссертации.
- Вы мирно расстались?
У нас были какие-то разборки... Но без скандалов. Жанна уже знала, что уйдет, и просто поставила нас перед фактом. Мы доиграли концерты, и каждый пошел своим путем.
- Сейчас не общаетесь?
Год назад мы играли большой концерт "20 лет". Там были и Жанна, и Валера. Вообще, на нем выступало очень много артистов: Земфира, Илья Лагутенко, "Би-2"... Прекрасно отметили юбилей группы!
- Вам не кажется, что агузаровская тяга к эпатажу во многом вызвана ее чисто женскими проблемами?
Мне трудно судить, здесь я не большой специалист. Я думаю, этот вопрос лучше задать Жанне.
- Вы, я вижу, на провокации не поддаетесь!
Совершенно верно. Мы видели всякие виды провокаций, и у нас выработался к ним иммунитет.
Евгений Хавтан с детства увлечен музыкой и убежден, что у человека, профессионально занимающегося композиторской и концертной деятельностью, не может быть времени на скандалы, тусовки, бизнес и работу депутатом. Преобладающая аудитория созданной им моложе, чем этот коллектив, который в 2018-м году отметил 35-летний юбилей.
Будущий музыкант появился на свет в семье инженера и филолога. Хотя это случилось через полгода после полета в космос, мальчика назвали не Юрой, а Женей. Родители, по национальности евреи, пережили ужасы Второй мировой войны, о трагическом опыте жизни в гетто мать Евгения, Этя Мееровна, в начале 2000-х написала книгу воспоминаний. В молодости отец певца и композитора 5 лет служил на эсминце. У музыканта есть младшая сестра по имени Рита.
Евгений Хавтан считает, что все хорошее в нем – музыкальные способности, эрудиция, умение стильно одеваться, любовь к домашнему очагу и отсутствие алкогольной зависимости – заслуга родных. Дедушка по отцу, будучи профессиональным портным, замечательно играл на скрипке. Папа Лева ремонтировал и совершенствовал акустические системы.
Семья обладала хорошей коллекцией виниловых пластинок, несмотря на загруженность работой, находила время и на домашние посиделки, на которых одна тетя играла на пианино, а другая пела, и на эпизодические вылазки в ресторан. Евгений Львович вспоминает, что участники ресторанных музыкальных ансамблей казались ему небожителями.
Добрая домашняя атмосфера противостояла хулиганистым нравам московского района Кузьминки, в котором рос Женя. В школе мальчику нравились только гуманитарные предметы, а с табаком и алкоголем он познакомился в 7-м классе. Однако, по словам Евгения, идея «нажраться» ему никогда не нравилась.
В 14 лет «простой романтик», освоивший первые аккорды на подаренной тетей гитаре, по своей инициативе поступил в музыкальную школу, и, несмотря на поздний старт, за год догнал и перегнал «домашних мальчиков» в исполнительском мастерстве. Парню очень повезло с преподавателем – тезка знаменитой актрисы Светлана Светличная вдохновляла будущего музыканта красотой и талантом.
Первый ансамбль, распавшийся после нескольких репетиций, Женя создал еще в пионерлагере, а сформированная начинающим гитаристом школьная группа украсила выпускной вечер Хавтана. У музыканта сохранились фото этих коллективов. Музыкальные и организаторские таланты способствовали авторитету юноши, не отличавшегося высоким ростом, атлетическим сложением и умением драться.
Родители с настороженностью относились к грезам сына о исполнительской карьере. Отец, потративший на покупку для Евгения полуакустической гитары производства ГДР сумму, равную своему месячному заработку, настоял на поступлении парня в серьезный технический институт. Поэтому Хавтан-младший пошел учиться на железнодорожного инженера. Вуз Евгению Львовичу удалось закончить в 1987 году.
Хавтан работает в таких направлениях, как блюз, рокабилли, инди, джаз. Евгений поет, играет на классических и оригинальных гитарах, а также инструменте «добро», сочиняет для композиций музыку и тексты.
Профессиональная биография Хавтана-музыканта началась с сотрудничества с ансамблем «Редкая птица». В 21 год Евгений получил приглашение участвовать в группе «Постскриптум». Вскоре стало понятно, что молодому дарованию легче создать свою группу, чем подлаживаться под чужие коллективы.
В 1983 году появилась группа «Браво», песни которой – «Этот город», «Оранжевый галстук», «Любовь не горит», «Король Оранжевое лето» – популярны по сей день. В марте 1984 «бравурные» музыканты были арестованы за незаконную предпринимательскую деятельность, солистка выслана на малую родину, в Сибирь, а Евгений Хавтан отчислен из института.
Через 2 года уголовное дело закрыли вследствие отсутствия доказательств. В середине 80-х группе покровительствовала , звезда настояла на участии «Браво» в популярном телепроекте «Музыкальный ринг». В дальнейшем, однако, Примадонна российской эстрады сыграла негативную роль в истории коллектива, подтолкнув Агузарову к сольной карьере.
После продолжительных поисков новой солистки музыканты пришли к выводу, что теперь фронтменом группы должен быть мужчина, поскольку любую певицу слушатели будут сравнивать с неповторимой Жанной. Так взошла звезда , перепевшего многие песни Агузаровой и участвовавшего в создании новых легендарных композиций, таких, например, как «Вася» и «Я то, что надо».
Евгений Хавтан исполняет песню «З6,6»После ухода Сюткина и рядов фронтменов Хавтан рискнул занять место вокалиста в своей группе. Он успешно сотрудничает также с другими коллективами - его песня «З6,6», созданная с группой «Тараканы», лидировала в хит-параде 2003 года.
Любопытно, что в клипах, иллюстрирующих песни группы «Браво», неоднократно снимались тогда малоизвестные, а нынче сверхпопулярные актеры, такие как и участники «Квартета И».
Евгений Львович не любит выставлять личную жизнь напоказ. Супругу Марину композитор называет «женой декабриста», поскольку спутница жизни пережила с ним годы безденежья, пору постоянных гастролей и разлук. Познакомились молодые люди благодаря товарищу Жени, которому начинающий музыкант пытался продать модные вельветовые брюки.
В итоге девушка приятеля стала невестой Хавтана, а удачливый Евгений был побит неудачливым соперником. Сейчас бывший противник Евгения работает в группе «Браво» в качестве технического сотрудника.
Жена композитора по профессии инженер-экономист, но после достижения Евгением финансового благополучия не работает. У пары долго не было детей. Единственная дочь Полина появилась в 1993 году, через 10 лет после бракосочетания родителей. Полина Хавтан избрала стезю кинокритика.
В 2018 году основной коллектив Хавтана дал 13 концертов в 11 городах. Дискография группы пополнилась сборником «Бравоперспектива» и новым альбомом. Кроме того, у музыканта появился новая группа «Los Havtanos», играющая в жанре «микки-маус-латино-поп».
В сентябре Евгений Хавтан, отдавая дань флотскому прошлому отца, совершил недельный переход на паруснике «Седов» в качестве матроса. Теперь певец, запястье которого украшает татуировка морской тематики, имеет право называть себя сертифицированным «отважным моряком».
Через 2 месяца после плавания группа «Браво» дала юбилейные концерты в обеих российских столицах. Накануне московского представления музыканты узнали печальную новость – певец , сотрудничавший с коллективом в конце 80-х и исполнявший хит группы «Добрый вечер, Москва».
Фильм-интервью «Браво» и Евгений Хавтан»Поклонники коллектива, пришедшие поздравить ее с 35-летием, услышали не только шлягеры прошлых лет, но и композиции из нового альбома «Нереализованное», посвященного памяти мамы Евгения Хавтана, новые песни, в том числе пацифистской направленности. Слушателей удивило обращение певцов «самого лучшего города на Земле» к антимосковскому блюзу со словами «я ненавижу Арбат».
Евгений Львович признается, что современную столичную суету действительно не любит, и сбежал от нее в загородный дом. Жизнь за МКАД позволяет композитору музицировать без оглядки на желающих спать соседей, кататься с дочерью на велосипеде, хранить обширнейшую коллекцию винтажных музыкальных инструментов и заниматься йогой на свежем воздухе. Сейчас в планах певца – покупка «навороченного» мотороллера.