Про деток, от рождения до школы

Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах. Величина обязательных резервов различается в зависимости от видов вкладов: по срочным вкладам она ниже, по вкладам «до востребования» она выше. Обязательные резервы (Rоб) – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Она определяется как произведение суммы депозитов, фактических резервов банка (Rф) нанорму обязательных резервов (R′об):

Rоб = Rф · R′об.

Размер кредитных ресурсов коммерческого банка определяется величиной избыточных резервов (Rиз), которые представляют собой разницу между фактическими резервами и величиной обязательных резервов:

Rиз= Rф– Rоб.

В результате пассивных операций у коммерческого банка возникают обязательства перед вкладчиками: выплачивать проценты по вкладам. В результате активных операций, кредитной деятельности, коммерчcкий банк обеспечивает получение дохода.

Чтобы обеспечить получение дохода коммерческий банк выдаетв качестве кредита сумму избыточных резервов под больший процент,чем его обязательства по вкладам. Разница между полученными и выплаченными процентами составляет доход банка. Из полученного дохода вычитаются издержки банка (зарплата, содержание сейфов, кассовое обслуживание и т. п.) в результате получается банковская прибыль.

Кредитная деятельность коммерческих банков увеличивает денежную массу в стране по принципу мультипликатора. Банковский мультипликатор (мультипликатор предложения денег) – это величина, определяющая максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при

данной норме обязательных резервов (Km):

Km= 1 / R′об.

Дополнительное количество денег, которое может быть создано

в стране в результате кредитной деятельности коммерческих банков,

определяется следующим образом:

Банковский мультипликатор может действовать как на увеличение денежной массы, так и на уменьшение, его эффект зависит от нормы обязательных резервов. Центральный банк, изменяя норму обязательных резервов, может менять величину предложения денег в стране.

41. Денежно-кредитное регулирование. Монетаризм. Правило Фридмена

Денежную политику государства можно условно разделить на два

направления: монетарная и кредитная политика.

Для обеспечения надежного функционирования денежного рынка государство должно обеспечить относительную стабильность стоимости денег, т. е. устойчивость национальной валюты. Это предполагает контроль над регулированием денежного предложения. Предложение денег определяется размером денежной эмиссии, т. е. Выпуском бумажных денег, который осуществляет Центральный банк страны. Значит, объем выпускаемых денег во многом зависит от политических решений. На предложение денег оказывают влияние и другие факторы, среди которых деятельность коммерческих банков, движение иностранной валюты и др.

Кредитная политика государства возникла и развивается в связи

с появлением и развитием отношений займа денег. Кредитная политика – это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления.

Основной субъект кредитной политики – Центральный банк, который, не являясь правительственным институтом, как правило, выполняет целевые установки правительства.

В России законодательно закреплено положение о том, что Центральный банк РФ является органом денежно-кредитного регулирования. Объектами регулирования выступает объем и структура денежной массы. Законом определяются и инструменты, которые использует Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику.

Инструменты кредитно-денежной политики:

1. Учетная (дисконтная) политика и ломбардная политика.

Здесь Центральный банк выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Кредиты он выдает при условии переучета векселей (дисконтная политика) обращающихся к нему банков или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Ставку, определяемую центральным банком по таким кредитам, в экономической науке и практике именуют официальной учетной ставкой.

Центральный банк вправе в любое время изменить эту ставку, повысить или понизить ее. Манипулирование учетной ставкой и есть

тот рычаг, с помощью которого банк регулирует спрос и предложение

на рынке капиталов. Теоретически механизм такого регулирования

прост: коммерческие банки, взяв в центральном банке кредиты, сужа-

ют эти средства, но уже под более высокий процент, другим субъектам

экономики. Рост процентной ставки, то есть «удорожание» кредита,

ограничивает спрос на заемные ресурсы, гасит стремление фирм к новым инвестициям. Снижение же ставки делает кредит «дешевле», доступнее, что стимулирует частный сектор к новым инвестициям.

Учетная политика является для экономических субъектов индикатором действий правительства. Если, например, учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство намеренно свертывает деловую активность. И наоборот, снижение учетной ставки свидетельствует о стремлении правительства стимулировать развитие экономических процессов.

2. Операции на открытом рынке.

Центральный банк, покупая и продавая ценные бумаги на открытом рынке, может эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране. Многие экономисты считают этот инструмент наиболее важным. Он предполагает покупку и продажу государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Принято считать, что продажа государственных облигаций уменьшает денежную

массу, а покупка (погашение) увеличивает ее. Ограничением для применения этого инструмента является необходимость существования устойчивого доверия населения и банков к правительству в целом и государственным облигациям в частности. При отсутствии такого доверия эффективность использования данного инструмента ограничена. Другим недостатком данного инструмента является ограниченность временных рамок его действия. Время действия здесь определено сроком, на который были выпущены ценные бумаги. Связь здесь прямая:

чем длительнее срок действия ценных бумаг, тем продолжительнее

период использования данного инструмента кредитной политики. Фактором, снижающим эффект от использования операций на открытом рынке, является ограниченность ресурсов ценных бумаг центрального банка. На практике этот недостаток устраняется двумя способами: либо государство предоставляет центральному банку дополнительные ресурсы ценных бумаг, либо дает ему право выпускать их самостоятельно. Практика проведения операций подобного рода в кредитной политике России пока находится в зародышевом состоянии, но ее роль постепенно растет.

3. Политика минимальных резервов.

Практика банковской деятельности, сложившаяся в конце ХIХ – начале ХХ в., показала, что операции в сфере кредитных отношений требуют определенного страхования. Даже при незначительной негативной информации вкладчики одновременно и в массовом порядке предъявляли банкам требования о возврате своих вкладов. Крах одного банка неизбежно сказывался и на других банках. Таким образом, у правительства разных стран появился повод к изданию законов о защите интересов вкладчиков. Так родилась и практически реализовалась идея о создании системы минимальных резервов, впоследствии названных обязательными резервами.

Обязательные резервы – это определенные денежные суммы, которые коммерческими банками предписывалось держать на счетах центрального банка. Суммы эти необходимы для гарантированного выполнения коммерческими банками своих обязательств перед вкладчиками. Впервые такой порядок был введен в США в 1933 г.

Сумма, представляющая собой обязательные минимальные резервы коммерческих банков, хранится в центральном банке в форме беспроцентных вкладов. Эти средства должны гарантировать работу банков в течение определенного периода. Если коммерческий банк не выполняет данного требования, ему приходится выплачивать штрафные проценты.

Например, если норма обязательных резервов составляет 20 %,

то коммерческий банк, имеющий обязательства на сумму 1 млн долл.,

должен держать в центральном банке резерв на сумму 200 тыс. долл.

Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до

2 млн долл., то коммерческий банк должен увеличить свой резерв до

400 тыс. долл.

Таким образом, центральный банк, повышая норму обязательных

резервов, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая – стимулирует. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению денежной массы и, наоборот, уменьшение нормы обязательных резервов приводит к увеличению количества денег. Несмотря на то, что данный инструмент денежной политики является мощным и эффективным, он используется достаточно редко; причинами этого являются законодательные ограничения на его использование и жесткость данной меры.

В России система минимальных резервов была введена в 1990 г.

Норма обязательных резервов колеблется в пределах 12–20 %.

Имеющиеся рычаги кредитно-денежной политики позволяют Центральному банку в зависимости от сложившейся ситуации осуществлять или политику «дорогих» денег, направленную на ограничение предложения денег, сокращение расходов и снижение инфляции или политику «дешевых» денег, направленную на стимулирование роста предложения денег, совокупных расходов и занятости.

Кредитно-денежная политика имеет ряд преимуществ перед другими видами экономической политики, она более гибкая и мобильная, менее зависима от политических решений и является фактором стабилизации национальной экономики.

Норма резервирования (обязательное резервирование)- это определённый процент банковского капитала, который банки перечисляют на счета в Центральном банке. Но есть также и резервные фонды, аккумулирующиеся в самих банках для смягчения банковских рисков.

2.4. Инструменты регулирования денежной массы

Таблица 1

Инструменты кредитно-денежной политики

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная

политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная

политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает

Политика

открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.

В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

2.5.Ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Особенности ставки рефинансирования в России

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Однако фактически ставка рефинансирования Банка России основана на ставке по кредиту «овернайт» Банка России (однодневный расчётный кредит) и численно равна ей. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Применение ставки рефинансирования

Налогообложение

Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов.

(по валютным банковским вкладам налогом облагаются проценты в размере более 9, без применения ставки рефинансирования)

    Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

    Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

    При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов, их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.

Центральным банком РФ ставка рефинансирования на сегодняшний день установлена в размере 8.25% годовых. Текущий размер ставки рефинансирования установлен Банком России Указанием 2873-У с 14 сентября 2012 г.

Обязательные резервы – часть депозитов коммерческих банков, которую последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке или иной организации, выполняющей функции регулятора банковской системы. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема привлеченных банками депозитов и могут различаться по видам вкладов. Если в стране существует система обязательного страхования банковских депозитов, то данные резервы уже не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для выполнения контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов, которые банки могут хранить по собственной инициативе на случай непредвиденных ситуаций (например, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах).

Чем выше норма обязательного резервирования, тем меньше средств может использоваться банками для активных операций (в том числе кредитных). Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает действие банковского (денежного) мультипликатора и должно вести к снижению денежной массы. Таким образом Центральный банк через норму обязательного резервирования воздействует на денежное предложение.

Ставка обязательных резервов обычно применяется в качестве вспомогательной меры, так как изменение ставки может оказать существенное влияние на банковские прибыли, но на практике, увы, слабо воздействует на денежное предложение. Денежное предложение подвержено влиянию слишком большого числа разнонаправленных факторов, которые в итоге могут нейтрализовать воздействие изменения ставки обязательного резервирования.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – ставка, по которой Центральный банк как кредитор последней инстанции кредитует коммерческие банки. Механизм воздействия изменения учетной ставки следующий. Повышение учетной ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента. В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского кредитного рынка, что должно (теоретически) сделать этот инструмент денежного регулирования более действенным. Однако получение кредита о ЦБ может быть ограничено и административно, так как далеко не любой банк может к нему обратиться.

Операции на открытом рынке – купля-продажа Центральным банком ценных бумаг. Покупая, ЦБ способствует увеличению денежных средств, находящихся в распоряжении комбанков. Это приводит к увеличению объема предоставляемых банками кредитов, снижению ставки ссудного процента, удешевлению денег и росту денежной массы. Продавая, ЦБ обеспечивает противоположный результат. Часто эти операции проводятся в форме РЕПО (соглашений об обратном выкупе). Банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через определенный срок. Плата за данную услугу – разница между ценами покупки и продажи.



Применение операций на открытом рынке сказывается на банковских резервах практически мгновенно. Считается, что операции на открытом рынке – наиболее гибкий и точный инструмент кредитно-денежной политики, имеющий более тонкое косвенное воздействие на денежный рынок, чем другие.

Виды монетарной политики:

1. Жесткая монетарная политика – поддержание денежной массы на определенном уровне.

2. Гибкая монетарная политика – поддержание ставки процента на определенном уровне.

Выбор варианта монетарной политики зависит от причины изменения ситуации на денежном рынке. Например, рост спроса на деньги связан с инфляцией. В этом случае уместна жесткая политика поддержания денежной массы.

Следует иметь в виду, что одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента ЦБ не в состоянии. Например, если растет спрос на деньги, то для поддержания устойчивой ставки процента ЦБ вынужден расширять предложение денег, чтобы сбить влияние на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Например, повышение процентной ставки на денежном рынке может вызвать уменьшение избыточных резервов, но одновременно побудить население увеличить свои депозиты и, следовательно, сократить наличность. Это отразится на денежном мультипликаторе и, вместо уменьшения предложения денег мы получим увеличение этого предложения.

В зависимости от сложившейся экономической ситуации и целей экономической политики государство может проводить политику дешевых денег или политику дорогих денег.

Политика дешевых денег. Если реальный объем производства существенно ниже объема производства в условиях полной занятости (реальный ВВП существенно ниже потенциального ВВП), то экономика страдает от безработицы. В этих условиях следует проводить политику дешевых денег, то есть предложение денег должно быть существенно увеличено. Для этого используются следующие приемы:

· покупки на открытом рынке;

· снижение нормы обязательного резервирования;

· снижение учетной ставки.

Результатом перечисленных мер будет увеличение избыточных резервов комбанков, что, возможно, приведет к расширению предложения денег и к росту денежной массы. Расширение предложения денег вызовет снижение процентной ставки и, следовательно, рост инвестиций. Совокупный спрос под воздействием эффекта мультипликатора изменится (в данном случае возрастет) в большей степени, чем изменятся инвестиции, что, в свою очередь, сдвинет экономику в нужном направлении – к уровню полной занятости. Политика дешевых денег проводится, если основная проблема экономики – безработица и спад производства.

Политика дорогих денег. Если в экономике наблюдается ситуация инфляции спроса, то целесообразно проводить политику дорогих денег. Применяются следующие меры:

· продажи на открытом рынке;

· повышение нормы обязательного резервирования;

· повышение учетной ставки.

Комбанки в результате перечисленных мер начинают испытывать нехватку средств и вынуждены уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Это приводит к снижению денежного предложения и росту процентной ставки. Высокая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных расходов, через них – к сокращению совокупного спроса, что должно сдерживать инфляцию спроса. Политика дорогих денег проводится, если основная проблема экономики – инфляция.

Результативность кредитно-денежной политики осложняется обратным воздействием ВВП на процентную ставку. Безусловно, процентная ставка в значительной степени определяет равновесный уровень ВВП, так как она воздействует на инвестиции и совокупный спрос. Однако существует и обратная связь. Уровень ВВП влияет на равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок зависит напрямую от уровня номинального ВВП. Это означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, ослабляя тем самым результативность данной политики в отношении понижения процентной ставки. Политика же дорогих денег ведет к уменьшению номинального ВВП. Однако это уменьшает спрос на деньги и ослабляет результативность данной политики как средства повышения процентной ставки.

Политика дешевых денег неприменима в экономике полной занятости. Если экономика достигла/приблизилась к уровню полной занятости, то увеличение совокупного спроса никак не скажется на реальном объеме выпуска и занятости, так как свободных ресурсов, за счет которых можно нарастить выпуск уже нет. Результатом проведения политики дешевых денег в этой ситуации будет раскручивание инфляционной спирали.

Политика дорогих денег неприменима (неуместна) в условиях спада и безработицы. Она приведет только в дальнейшему сокращению реального производства и усилению безработицы.

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики.

I. Преимущества: считается, что кредитно-денежная политика – основной инструмент стабилизации экономики.

1. Кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Считается, что ее воздействие на денежный рынок (особенно, если речь идет об операциях на открытом рынке) практически мгновенное.

2. Кредитно-денежная политика может проводиться относительно независимо от политических структур и не слишком подвержена воздействию политических мотивов (так называемому «предвыборному влиянию).

3. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику и экономических агентов мягче и тоньше, чем воздействие изменений в государственных расходах или налоговой политике.

II. Недостатки: применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы.

1. Контроль за предложением денег со стороны ЦБ ослабляется с развитием альтернативных каналов вложения денег (например, электронных денег). В этом же направлении влияет интернационализация экономики: потоки финансовых ресурсов из данной страны или в данную страну могут существенно затруднить контроль над денежной массой.

2. Политика дешевых денег может создать условия для расширения кредитования, но не может заставить комбанки выдавать кредиты, а экономических агентов – их брать.

3. Современный экономический цикл зачастую характеризуется сочетанием спада производства и инфляции (стагфляцией), то есть одновременно присутствуют и причины для проведения политики дорогих денег, и причины для проведения политики дешевых денег.

4. Скорость движения денег обычно меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что тормозит или полностью нивелирует изменения денежного предложения, вызванные кредитно-денежной политикой. Например, в период инфляции кредитно-денежная политика направлена на ограничение денежного предложения, но при инфляции скорость движения денег возрастает. Результативность проводимой политики – нулевая. Напротив, в период спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, но скорость движения денег замедляется, что так же приводит к нулевому результату предпринимаемых мероприятий (бег вверх по эскалатору, который идет вниз).

Норма обязательных резервов и ее функции. Фактические и избыточные резервы, ставка рефинансирования (учетная)

Обязательные резервы банков - устанавливаются Центральным банком РФ в виде нормы (доли, выраженной в процентах) по отношению к сумме привлеченных средств. Нормы обязательных резервов дифференцируются по видам вкладов (депозитов). Наиболее высока норма по вкладам физических лиц. Обязательные резервы в форме депозитов находятся в Центральном банке РФ. Обязательные резервы в определенной мере гарантируют возможность получения вкладов их владельцами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидностью банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. В сложной финансовой ситуации, когда, например, высоки темпы инфляции, повышение нормы обязательных резервов существенно сокращает общие кредитные ресурсы, увеличивается процент за кредит. А это уменьшает денежную массу, а, следовательно, снижает давление покупательного спроса на цены, блокируя инфляцию.

Резервная норма - это доля (в %) банк. вкладов, которая должна содерж. в качестве обязат. резервов в кассе банка, либо на его корреспондентском счете в Центробанке.

Избыточные резервы = фактические резервы -- обязательные резервы.

Функции резервной нормы:

  • 1) проведение межбанковских расчётов
  • 2) контроль за способностью отдельных коммерческих банков к кредитованию

Избыточные резервы - банк имеет право распоряжаться по своему усмотрению Избыточные резервы - сумма, на которую фактические резервы банка превышают его обязательный резерв. Избыточные резервы могут использоваться коммерческими банками для предоставления ссуд.

Фактические резервы - суммы банковских депозитов, то есть фактические вклады. Фактические резервы -- денежные резервы, полученные от вкладчиков, которыми владеет в данное время банк. На избыточные резервы банк может выдавать ссуды и получать с них процентный доход. Поэтому банки обычно стараются ограничить размеры своих обязательных резервов до допустимой величины, так как депозиты в Центральном Банке не приносят процентов.

Учетная ставка, или ставка рефинансирования - это %, под который Центробанк выдает ссуды другим банкам. Такие ссуды не требуют обязательного резервирования. Понижение ставки рефинансирования способствует расширению кредитования в стране и соответственно увеличивает предложение денег: более низкие ставки рефинансирования позволяют коммерческим банкам кредитовать предприятия и население также на более приемлемых условиях. Повышение учетной ставки оказывает обратное воздействие на денежное предложение.

(График не приводится)

С середины 1999 года средний уровень банковских резервов в форме остатков на корреспондентских счетах в Банке России по отношению к привлеченным средствам с учетом сезонных колебаний устойчиво составляет 13 - 14 %.

Это свидетельствует, с одной стороны, о сформировавшемся у банков спросе на необходимый размер свободных резервов в текущих условиях функционирования платежной системы и рисковых оценок, а с другой - о том, что Банк России через депозитные операции связал, по существу, всю относительно избыточную банковскую ликвидность без какого - либо риска для появления проблем с расчетами, действенно используя при этом процентную политику по своим операциям.

Сохраняющийся рост резервов банковской системы, в том числе свободных, вследствие все еще слабого механизма денежной трансмиссии предопределил тенденцию снижения денежного мультипликатора в первом полугодии 2000 года и едва наметившийся его рост в третьем квартале.

В 2000 году Банк России ставил своей целью опосредованно через свои операции воздействовать на снижение процентных ставок денежного рынка до уровня, стимулирующего спрос на заемные ресурсы со стороны реального сектора. Денежно-кредитная политика Банка России содействовала плавному понижению процентных ставок, а наличие свободных ресурсов в банковском секторе, постепенное снижение кредитных рисков и общее улучшение экономической ситуации обусловили сокращение за 9 месяцев 2000 года средневзвешенных ставок по кредитам, предоставленным юридическим лицам коммерческими банками на все сроки до года, с 34 до 20,9 %. Снизилась также и маржа по операциям с юридическими лицами (с 21,1 % в январе до 8,5 % в сентябре), но ее уровень еще достаточно высок, так же как и риски кредитования. В то же время понижение общего уровня процентных ставок особенно сказывается на сокращении ставок по депозитам физических лиц, которые в течение 9 месяцев 2000 года в реальном выражении оставались отрицательными.

Депозиты в иностранной валюте возросли за январь - сентябрь 2000 года на 36,9 % (в долларовом исчислении). Динамика указанных депозитов была неустойчивой. Высокие темпы прироста депозитов в иностранной валюте в отдельные месяцы (до 10 %) чередовались с абсолютным сокращением их размеров. В результате денежный агрегат М2Х возрос за 9 месяцев 2000 года на 40 %, что не превышало темпов прироста денежной массы М2.

В 2000 году развитие российской экономики находилось под влиянием благоприятной конъюнктуры, сложившейся на мировых рынках сырьевых товаров. Имел место устойчивый приток иностранной валюты, превысивший прогнозные оценки. Сформировались условия, которые позволяли либо существенно номинально укрепить рубль, либо форсированно накапливать валютные резервы с необходимой стерилизацией свободной ликвидности.

Следуя линии на долгосрочную стабильность национальной валюты и учитывая временный характер факторов, лежащих в основе улучшения платежного баланса, Банк России не стремился ускоренными темпами укреплять рубль, а использовал тактику накопления резервов, имея в виду аккумулирование международной ликвидности в объемах, достаточных для противостояния чрезмерному девальвационному давлению в период будущего вероятного снижения мировых цен на энергоносители и роста потребности в валюте во время крупных выплат по внешнему долгу.

Не допуская существенного укрепления рубля, Банк России при проведении интервенций на валютном рынке выбирал такой уровень валютного курса, который позволял регулировать и темп роста денежной массы с учетом растущего спроса на деньги. При принятии решений Банк России учитывал действие очень большого спектра экономических факторов и тенденций.

Рост денежной массы в 2000 году происходил в условиях замедления темпов инфляции. Банк России воздействовал на денежное предложение для приведения его в соответствие с установленной целью по уровню инфляции. При этом радикальных мер по ограничению темпов роста денежной массы с целью обязательного выхода на установленную в конце 1999 года траекторию динамики денежной массы не предпринималось, поскольку динамика целого спектра экономических индикаторов и постоянно проводимые расчеты последствий такого ускоренного роста денежной массы свидетельствовали о том, что непосредственной инфляционной угрозы этот процесс не содержал. Удовлетворительное состояние государственных финансов даже с учетом обслуживания внешнего долга страны не оказывало расширяющего влияния на рост денежного предложения, эмитированная рублевая масса поступала в распоряжение главным образом реального сектора экономики. Кроме того, высокий уровень активного сальдо текущего счета платежного баланса, а также достаточно умеренный рост потребительских расходов, отстающий по своим темпам от роста производства, не свидетельствовали о чрезмерном спросе и, соответственно, «избыточности» денежной массы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы