Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после нее, разрывать прямую речь.
1. Если слова автора стоят перед прямой речью,то после них ставится двоеточие и открывающиеся кавычки. В зависимости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске в конце прямой речи ставятся точка (перед ней - закрывающиеся кавычки), вопросительный или восклицательный знак, при прерванности или недосказанности многоточие (после них - закрывающиеся кавычки).
Пример:
Услыхали, дятел долбит, и говорят: «Сколько дятел вреда приносит дереву!» А у нас тут был свои ученый человек, доктор, хороший человек, разыскал то дерево и спрашивает: «Отчего это дерево подсыхает?» Они отвечают: «Червяк точит». (М. Пришвин)
Вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед
кавычками, точка - после
кавычек.
Схемы: А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».
2. Если прямая речь начинается с абзаца, то вместо кавычек ставится, как правило, тире.
Пример:
Я подошел к нему и сказал медленно и внятно:
- Мне очень жаль, что я взошел после того, как вы уже дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы (М. Лермонтов)
3. Если слова автора стоят после прямой речи, заключенной в кавычки, то перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи перед кавычками в зависимости от характера предложения ставятся вопросительный, восклицательный знаки или многоточие; если же предложение повествовательное невосклицательное, то после кавычек ставится запятая.
Пример:
«Надо жить по закону природы и правды», - проговорила из-за двери г-жа Дергачева (Ф.Достоевский);
«Сколько вам может быть лет?» - спросил Балунский, глядя на реку. (А. Куприн)
Схемы: «П», - а. «П?» - а.
а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы.
Пример:
«Однако, - говорю я, - крупных-то господ осталось три-четыре на уезд». (И. Бунин)
Схема: «П, - а, - п».
б) если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Пример:
«Надо же служить, - отвечал он с убеждением. - А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит». (Л. Толстой)
Схема: «П, - а. - П».
в) если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Пример:
«Как названивают! - сказал он, радуясь. - Послушай только, что делается! По всей Десне». (Е. Носов)
Схема: «П! - а. - П».
5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания и при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая - к другому, то после слов автора ставится двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Пользовательского поиска
Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире, например:
Не видали маму? (М. Горький).
2. Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например:
Маленькая девочка бежала и кричала: « Не видали маму? »
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
Справедливо сказал Гоголь, что « в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, гибкость и сила нашего языка » (Белинский).
Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
Он отвернулся и, отходя, пробормотал : « А всё-таки это совершенно против правил » (Лермонтов).
Наконец я ей сказал : « Хочешь, пойдём прогуляться на вал? » (Лермонтов).
Она взглянула и вскрикнула : « Это Казбич! » (Лермонтов).
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например:
«
А что Казбич
?»
спросил я нетерпеливо у штабс-капитана
(Лермонтов).
или:
А что Казбич
?
спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
«
Как это скучно
!»
воскликнул я невольно
(Лермонтов).
или:
Как это скучно
!
воскликнул я невольно.
«
Умерла
»
эхом откликнулась Аксинья
(Шолохов).
или:
Умерла
эхом откликнулась Аксинья.
«
Вон окружной атаман
»,
шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория
(Шолохов).
или:
Вон окружной атаман
,
шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
после слов автора точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например:
Не хотите ли подбавить рому ? сказал я моему собеседнику . У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов).
Ну, полно, полно ! сказал Печорин, обняв его дружески . Неужели я не тот же? (Лермонтов).
Выслушайте меня сказала Надя , когда-нибудь до конца (Чехов).
Меня зовут Фомой , отвечал он , а по прозвищу Бирюк (Тургенев).
Дождь пойдёт , возразил Калиныч , утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет (Тургенев).
Идём, холодно, сказал Макаров и угрюмо спросил : Что молчишь? (М. Горький).
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
« Скажи-ка мне, красавица, спросил я, что ты делала сегодня на кровле ?» « А смотрела, откуда ветер дует ». « Зачем тебе ?» « Откуда ветер, оттуда и счастье ». « Что же, разве ты песнею зазывала счастье ?» « Где поётся, там и счастливится » (Лермонтов).
Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме!
Оформление прямой речи в тексте позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи.
Прямая речь — это воспроизведенное чужое высказывание, в котором сохранены его лексические, синтаксические и интонационные особенности. Прямую речь сопровождают слова автора, из которых становится известно, кому принадлежит мысль, при каких обстоятельствах и как она будет выражена.
Оформление прямой речи позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи: экспрессию, обращения, восклицания и тому подобное. Прямая речь хранит не только содержание высказывания, но и его лексические, грамматические и стилистические особенности:
"Вася! Иди сюда!" — крикнул со двора отец.
Оформление кавычками прямой речи является обязательным правилом, причем в кавычки следует брать вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие, которым заканчивается предложение. Точку и запятую нужно выносить за кавычки. Однако если в кавычках уже есть знаки, вопросительный или восклицательный, или многоточие, то ни точка, ни запятая за кавычками не ставится. Прямая речь может состоять из одного или нескольких предложений, а также его частей.
Если происходит оформление прямой речи в тексте, слова автора могут находиться перед, внутри или после нее.
Усвоить употребления знаков препинания в конструкциях при оформлении прямой речи (П, п) со словами автора (А, а) можно, пользуясь следующим схемами:
Следует обратить внимание на то, что выделяются слова автора запятой и тире с обеих сторон тогда, когда они находятся внутри выраженной повествовательным предложением прямой речи. Если слова автора заканчиваются указанием (добавил, сказал, возразил, ответил), что продолжается прямая речь, оформление второй части следует начинать с заглавной буквы; после слов автора, в этом случае, нужно ставить двоеточие и тире.
Разновидностью прямой речи является диалог. Диалог — это беседа двух или более лиц. Отдельные сообщения и вопросы, из которых складывается диалог, называются репликами. При репликах слова автора часто отсутствуют. В драматических произведениях слова автора называются ремарками.
Знаки препинания при диалогах
Диалог начинается с абзаца и тире перед репликой:
— Мама! А у солнца есть дети?
— Есть.
— А где же они?
— Где? А на небе... те звездочки, что ночью сияют, — это дети солнца...
В драматических произведениях диалог пишется после названия действующего лица и точки:
М а л ь ч и к. У меня уши замерзли...
Д е в о ч к а. Надвинь шапку!
Во всех случаях оформление прямой речи начинается с заглавной буквы.
В жизни и в литературе часто приходится прямую речь заменять косвенной, то есть передавать ее своими словами. Предложение с прямой речью становится тогда сложноподчиненным, в котором главное предложение образует слова автора, а подчиненное — прямую речь; для связи главной и подрядной частей употребляются союзы "чтоб" или "а", также местоимения и наречия:
Вопросы, выраженные подрядным предложением, называются косвенными; в конце такого предложения знак не ставится.
Чужое высказывание, переданное от имени рассказчика вместе со словами автора, называется косвенной речью. Когда чужое высказывание передают от себя, то есть косвенной речью, то слова автора делают главным предложением, а прямую речь — подрядным.
Цитата — это дословно приведенный отрывок из какого-то произведения или текста для доказательства или иллюстрации того или иного мнения. Цитата обязательно берется в кавычки.
Пунктуационное оформление прямой речи по сути тема очень простая. В данном случае важно различать прямую речь, косвенную речь и слова автора. Именно от этого зависит верная расстановка знаков препинания. Так, собственно прямая речь всегда берется в кавычки, но возникают проблемы, когда она начинается не с начала предложения или прерывается словами автора или еще как-то усложняется ее структура. На все эти варианты усложнения существуют способ правильного пунктуационного оформления, которые удобнее всего обобщить в схемах.
«П.Р.,» - а.
А: « П.Р.»
«П.Р., - а, - п.р.»
«Говорим, говорим…» или правила пунктуации для прямой речи
Все наши слова, складывающиеся в монологи, диалоги и полилоги, и есть прямая речь в . Другое дело – как правильно оформить данное высказывание, верно вставив его в авторские мысли на письме. В чем отличие косвенной от прямой? И какие знаки препинания в русском языке используются для ее обозначения? Подробности в данной статье.
Вконтакте
По сути, прямой речью и называют слова говорящего, которые вставлены дословно в мысли автора. Такой формат отличается индивидуальностью и обладает того, чьи слова воспроизведены. Человек может использовать диалектизмы, соблюдать паузы или насыщать свои высказывания вводными конструкциями.
Внимание ! Никаких дополнительных союзов или местоимений введение такого речевого типа не предусматривает.
Оформление прямой речи обычно выделяется посредством кавычек либо отдельным абзацем. В качестве разновидности сюда можно отнести также цитирование – это выделение авторской речи в кавычках.
Что такое прямая речь?
Как пишется прямая речь? Лучшим средством для запоминания пунктуации являются схематические правила.
Расшифровка обозначений: «П» – прямая речь, «А» – слова автора.
Для лучшего понимания приведем примеры для левой колонки схем:
И последними идут примеры для правой колонки схем:
«П, – а. – П».
В таких сложных случаях в кавычки берется все высказывание вместе с авторскими словами.
Пример: «Я приеду потом, – сказал он. – Ужинайте без меня».
Важно! Такой речевой тип членом предложения не является!
Пунктуационные схемы
Диалогом называют обмен репликами двух людей, поэтому на письме этот речевой вид оформляется без кавычек , и каждая реплика пишется с новой строки. Перед началом высказывания идет также постановка тире.
Схема примерного диалога:
Где «Р» – реплика.
Тот же словесный пример:
– Мы сегодня ходили на экскурсию.
– В палеонтологический музей.
– Здорово!
– Да, было очень интересно!
Иногда можно встретить необычный диалог, который вытянут в строку. Это делается потому, что реплики очень короткие. Данные диалоги оформляются по тому же самому правила, как и вкрапление авторских слов.
Например:
– Кто там? – спросила она. – Это я!
В том случае, если предложение содержит в себе две конструкции с прямой речью и каждая имеет в основе свой глагол, то перед началом «второй» конструкции ставится тире.
– Пойдем, уже темнеет, – сказал он и тихо спросил: – Ты не замерзла?
И самым интересным случаем является следующее оформление, когда несколько реплик, это может быть и диалог, и полилог (обмен репликами нескольких людей), идут друг за другом в строку. Причем не указывается, кому принадлежат данные слова, являются ли они словами автора или героев разговора. При этом каждая реплика оформляется в отдельных кавычках и с тире.
«П, – а, – п?» – «П». – «П?» – «П». – «П?» – «П».
Например:
«Скажи, мне, бабушка, вот что, – попросил я, – нужно тебе еще чем помочь по дому?» –- «Спасибо, внучок, есть для тебя еще работа». – «Какая, бабуль?» – «Да вот дверцу прикрутить у шкафа». – «И давно она отваливается?» – «Уже два дня, неудобно так».
Оформление диалогов
Внимание! Тире и дефис не тождественны. Тире ставится внутри предложений или в начале оформления диалога, а дефис делит на составные части только слова.
Как уже было сказано выше, цитирование отличается от прямой речи в русском языке тем, что вторая может быть косвенной. А самым главным отличием является то, что цитата с ее уникальностью может быть также членом предложения . Единственным сходством цитаты и данного речевого типа будут кавычки: и то, и другое всегда ими оформляется на письме.
Правила пунктуации для цитирования:
Например: «Любовная лодка разбилась о быт» – данной строчке уже более 80 лет.
Отдельным особняком стоит несобственно-прямая конструкция, которая выглядит как отрывок повествования, передающий мысли, эмоции, настроение или позицию изображенного персонажа. Однако такая прямая речь с особой интонацией никак не выделяется: ни синтаксически, ни пунктуационно. Автором этого приема в литературе является А.С. Пушкин, чтобы говорить и одновременно думать за своего персонажа. Такая речевая позиция является трансляцией чужой мысли.
Например: Вот его дом. Он обветшалый, туда давненько никто не заходил. А вот и парадное. Господи! Как он мог жить здесь? На полу слой грязи, обои разорваны. Настоящая дыра!
Эта конструкция, естественно, имеет отношение к автору, поэтому все местоимения и глагольные формы выбраны именно с его позиции, но все же такая несобственно-прямая речь имеет лексические и стилистические особенности, которые присущи нашему речевому типу. Например, применение разговорной .
Примеры прямой речи
Когда Андрей доехал домой, его решительность и мало-помалу испарилась…он посмотрел в окно: Москва была по-весеннему прекрасна. Горожане любовались первыми одуванчиками…Где теперь Анна? Каково ей на чужбине? Совсем пропала. Чем же она занята? Андрей вернулся к компьютеру и снова начал набирать сообщение.
Проблему данного типа повествования впервые стал изучать Михаил Бахтин, а Волошинов уже заговорил о ее двухакцентности и том, каким многоголосьем отдает такой тон повествования. Успенский же предложил соединить эти конструкции с внутренним монологом героя и обозначить их как промежуточную стадию перехода прямой речи в косвенную.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них
Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи
Таким образом, ответом на вопрос, что такое прямая речь, становится полное убеждение в том, что это довольно важная часть текстовых фрагментов, так как вбирает в себя не только стилистические особенности говорящего и отражает его индивидуальность, но и передает черты характера, а также способствует лучшему пониманию смысла. Такой речевой тип делает текст более живым, насыщает эмоциями и приближает читателя к реальности. А оформлять его совсем не сложно, если схематично заучить легкие пунктуационные правила.