Про деток, от рождения до школы

Пергамская церковь и сам город Пергам занимают особое место в истории раннехристианской миссии. В конце I века, когда св. Иоанн писал Книгу Откровения, Пергам был не только столицей провинции Проконсульская Асия и не только одним из самых крупных городов Анатолии (Плиний V,33; Страбон, География XIII, 623), но и самым известным центром язычества в Малой Азии. Апокалиптическое выражение «Престол сатаны», в определённой степени передающее суть города, привлекает к себе внимание исследователей на протяжении многих столетий. В дореволюционной литературе как отечественной, так и зарубежной доминировала точка зрения, что «Престол сатаны» - это храм Асклепия и змеи, изображённые в нём; порой под «Престолом» понимался знаменитый алтарь Зевса, экспонирующийся ныне в Пергамском музее Берлина.

Эти предположения, безусловно имеющие под собой определённую почву, были поставлены под сомнение на рубеже XIX-XX вв., когда в Малой Азии начались масштабные археологические работы.

Первым и, несомненно, удачным опытом комментирования апостольской истории на фоне выводов археологии можно считать работы английского археолога и филолога сэра Уильяма Рамсэя. В 1904 году он выпускает книгу «The Letters to the Seven Churches of Asia», которая явилась совершенно новым вариантом прочтения первых глав Книги Откровения, основанным, прежде всего, на материалах археологических исследований.

Современные западные исследования, затрагивающие тему «Престола сатаны» и Семи Церквей Апокалипсиса вообще, утверждают, что в свете как античных памятников литературы, так и новейших археологических исследований вопрос о «Престоле» представляется более сложным, чем ссылка на какие-то местные культы. Не отрицая негативного влияния культов Асклепия и Зевса, в ряде исследований проводится идея, что «Престол сатаны» - это культ императора, который, как известно, получил своё начало именно в Пергаме. Целью данной статьи является попытка рассмотреть вопрос о «Престоле сатаны» на основе анализа результатов новейших археологических исследований в Пергаме.

Чтобы лучше понять религиозно-политическое значение города, необходимо кратко описать его особый статус, расположение и устройство. В эллинистический период (283-133 до н.э.) город был столицей Пергамского царства (Тит Ливий. История Рима. XXXIII.21.1), в 133 до н.э. последний пергамский правитель Аттал III завещал своё царство Риму, а в 129 до н.э. на территории бывшего Пергамского царства была образована римская провинция «Проконсульская Асия», получившая юридическое устройство в 126 до н.э. О населении города имеются лишь косвенные указания – по словам Галена (Opera Omnia,V.49), врача Марка Аврелия, в Пергаме было 40000 граждан, «а если прибавить их жён и рабов, ты найдёшь больше чем 120000 людей». Таким образом, население Пергама, включая детей, должно было составлять не менее 200000 человек, а общее число жителей провинции Проконсульская Асия в I веке н.э. достигало 4500000 . В римский период значение Пергама остаётся очень высоким – подтверждение этому может служить строительство огромного храмового комплекса в честь императора Траяна на самой высокой точке Акрополя (около 400 метров над уровнем самого города), известно, что будущий император Юлиан Отступник (361-363 гг.) изучал здесь философию в 351 году.

Центр и доминирующая высота Пергама – это акрополь, возвышающийся над так называемым нижним городом более чем на 400 метров. Дворцы и храмы были расположены на террасах горы акрополя, а сам акрополь, с западной стороны имевший застроенный склон в сторону города, а с восточной – отвесный обрыв и озеро, был окружен мощной стеной. Римская администрация оценила эту географическую особенность города, оставив его столицей области, когда по завещанию Аттала III Пергамское царство перешло во владения Рима.

Хранительницей города считалась Афина. Её святилище располагалось рядом с известной Пергамской библиотекой и составляло единый комплекс вместе с алтарем Зевса, что должно было подчеркнуть единство мудрости, культуры и религии (Плутарх. Антоний, 58). Алтарь Зевса был сооружён перед храмом Афины в честь победы Аттала I над галатами во II в. до н.э.




По цоколю алтаря располагался грандиозный рельефный фриз (декоративная мраморная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты) высотой 2,5 м и длиной около 120 м. На нем изображалась битва богов и гигантов, символизирующая победу пергамцев над галатами. Жертвенник Зевса, возвышавшийся на 300 метров над городом и сам имевший высоту в десять метров, стоял на выступе скалы и снизу был похож на трон. Жертвоприношение на нём проходило под открытым небом, и его можно было наблюдать на расстоянии многих километров от Пергама.

На акрополе были храмы Геры, Деметры, Диониса, Артемиды, священные фонтаны для обмывания жертв и алтари для их сожжения, а в нижнем городе – значительный по размерам комплекс восточных богов Сераписа и Изиды.

В IV веке до н.э. в нижней части Пергама было построено святилище Асклепия (Эскулапа), бога врачевания, привлекавшее ищущих исцеления со всего средиземноморья и считавшееся одним из самых известных медицинских центров Анатолии.

В I веке храмовый комплекс Асклепия расстраивается и расширяется: были построены малый театр и террасы с колоннадами, новые корпуса для лечения больных и их проживания. Большую известность получил воспитанник этого храма и медицинской школы, личный врач Марка Аврелия Гален, имевший здесь медицинскую практику и прославившийся лечением гладиаторов Пергама.

В 29 г. до н.э. в Пергаме был воздвигнут алтарь императору Августу. (Тацит Анналы. IV. 37-38). В 26 г. город проиграл Смирне право на строительство алтаря Тиберию (Тацит Анналы. IV. 55-56), но удостоился чести в строительстве алтаря Траяна, который располагался на самом верху акрополя. Пергам первым из городов Малой Азии дважды удостоился титула «неокорос» (хранитель храма) за почёт, оказываемый императорам и за верную службу империи.

И исторические описания древнего Пергама, и археологические раскопки последних лет убедительно говорят о том, что в этом городе «концентрация» языческих антихристианских сил была особенно ощутима. При этом можно указать на четыре главные силы: культ Афины (покровительницы города и библиотеки), культ популярнейшего в греческом мире бога-врача Асклепия, официальный культ императора и культ новых богов с Востока – Сераписа и Изиды. С ними пришлось вступить в противоборство пергамской христианской общине и засвидетельствовать свою веру фактами исповедничества.

История археологических раскопок в Пергаме

Археологические раскопки в Пергаме начались в конце XIX века. В 1878-1886 гг. работала первая немецкая экспедиция, на этом этапе К.Хуманном, А.Конзе и Р.Боном был открыт верхний город на самой вершине акрополя, в том числе найден мраморный фриз алтаря Зевса. Находки первой экспедиции явились началом самого серьёзного изучения руин города вплоть до сегодняшнего дня. Во второй период раскопок (1900-1913 гг.) под руководством В.Дорпфелда, Х.Хепдинга и П.Шатсмана были открыты постройки среднего города. Третий период (1927-1936 гг.) под руководством Т.Виганда был ознаменован раскопками в нижнем городе – это храм Сераписа и Изиды и начало работ в Асклепионе. Четвёртый период (1957-1972 гг.) под руководством Э.Боэрингера – раскопки Асклепиона. Современные раскопки, проводимые В.Радтом, ведутся в нижнем городе и направлены на систематизацию найденных артефактов.

Описать все археологические памятники Пергама невозможно, в этом исследовании хотелось бы остановиться лишь на тех из них, которые имели отношение к раннехристианской истории и поставленной цели: Асклепион, храм Сераписа и Изиды (Красный Двор) и храмы Акрополя.

Асклепион

Культ Асклепия действительно являлся тем, что смущало христианское сознание, т.к. бог-врач официально именовался «спаситель (целитель)» – σωτήρ, а символом культа были змеи, обвивающие чашу (символ современной медицины). Эти отрицательные библейские символы могли вызывать негативную реакцию как иудеев, так и христиан.

Асклепий был наиболее известным богом-целителем в греко-римском мире, самый известный санктуарий которого находился в Эпидавре в Греции. Два других не менее важных санктуария, как по статусу, так и по величине находились на острове Кос и в Пергаме. Санктуарии меньшей величины были построены в Афинах, Коринфе и Риме. Минимально санктуарий Асклепия обычно включал храм, родник для очищений и помещения для лечения, позднее в рамках единого комплекса строились театр, термы, гимназиум и библиотека. Аклепион по своей сути напоминал современный санаторий, где больные могли находиться достаточно долго, а для лечения использовались различные психосоматические методы. Вылечившиеся посетители санктуариев приносили дары Асклепию в виде золотых или серебряных копий тех частей тела, которые были исцелены – эти жертвоприношения можно увидеть в археологическом музее Бергама.

Асклепион Пергама, построенный ещё в IV веке до н.э., достиг своей наивысшей славы ко II веку н.э. Именно в это время он разросся и стал действительно античной медицинской академией, а Асклепия стали называть Пергамским богом (Pergameus Deus). Смирнский оратор II века н.э. Аэлий Аристид, страдавший многими заболеваниями, провёл в этом Асклепионе около двух лет и с восторгом описал в своих «Священных рассказах» различные формы лечения, практиковавшиеся врачами Пергама: ванны в холодной воде, грязевые ванны, кровопускание, голодание, траволечение, лечение музыкой, инкубация (сон в святилище) и интенсивные физические упражнения. При этом Асклепия он называет «спасителем» (σωτήρ, Θεός σωτήρ).

От города к центру Асклепиона вела так называемая Священная дорога – Via Tecta, (лат. tecta – тайная, сокровенная) длиной около 800 метров, украшенная колоннадой и заканчивающаяся аркой с надписью «Смерти вход воспрещён». Дорога вела во внутренний двор, где стоял алтарь Асклепию, декорированный изображением змей, весь санктуарий был окружён колоннадой, которая сегодня частично восстановлена. Справа от арочного входа находятся руины квадратного здания – библиотеки этого медицинского учреждения. Ниши в стенах являлись полками для манускриптов.




Асклепион имел свой театр на 3500 зрителей, располагавшийся недалеко от библиотеки. Лечение «искусством» было обязательной составляющей для больных, находящихся в этом санатории. Театр восстановлен практически полностью с учётом всех акустических требований и используется в наши дни как площадка для театральных постановок, привлекая многочисленных туристов.

Храм Асклепия круглой формы диаметром 24 метра находился недалеко от входа, но от него осталось лишь основание. Храм был построен в 150 году н.э. на пожертвования римского консула Луция Руфина, проходившего здесь курс лечения. Недалеко от храма находится главное здание Асклепиона – достаточно хорошо сохранившаяся лечебница также круглой формы общим диаметром около 40 метров. Эта странная постройка является предметом самого тщательного изучения археологов, но до сих пор предназначение комнат и сам принцип лечения в этом здании остаются загадкой. Центральная двухъярусная ротонда диаметром более 26 метров предположительно была главной лечебницей Асклепиона, к ротонде примыкают 6 апсидных помещений, имеющих водоснабжение и канализацию.

Из лечебницы диагонально через весь Асклепион к священному источнику ведёт подземный тоннель длиной около 100 метров – эта часть древнего санатория сохранилась очень хорошо. Предполагается, что тоннель имел некое сакральное использование по образу современных кабинетов психологической разгрузки. Сверху устроены световые и слуховые окна, наполняющие помещение мягким светом и тихим звуком улицы, а снизу по каменным ступеням стекала вода, создавая атмосферу покоя и умиротворённости.

Центральным местом Асклепиона является священный источник во внутреннем дворе, водой которого питался весь комплекс. В разных частях комплекса имелись фонтаны, ванны и бассейны различной формы и предназначения. Рядом с источником находилось помещение для инкубации (священного сна). Пациента во время сна должен был навестить сам Асклепий и сообщить нечто важное, которое потом толковали местные жрецы (способ «лечения сном» и сегодня является предметом медицинской дискуссии). Священный сон считался кульминацией лечения. Получившие исцеления в Асклепионе, оставляли многочисленные надписи на каменных стеллах внутреннего двора и золотые приношения в виде исцелённых органов.

Площадь прямоугольного пространства внутреннего двора составляет 110х130 метров, по углам двора были построены небольшие храмы богов-врачей меньшего ранга: Аполлона, Гигиены и Телесфора.

Асклепион был священным местом, территорией бога. Здесь строго соблюдались правила ритуальной чистоты: внутри храмовой ограды нельзя было ни умереть, ни родиться. Вне Асклепиона было специальное здание «Катагогион», где умирали неизлечимые пациенты, и было даже своё кладбище.

Можно предполагать, что культ Асклепия – спасителя (целителя) был достаточно серьёзным вызовом для христианского сознания, поскольку за ним, в отличие от всего остального язычества, стояла реальная помощь людям. Многие исследователи раннехристианского искусства обращали внимание на сходство сохранившихся изображений Асклепия и самых ранних изображений Иисуса Христа. Многочисленные гимны и восхваления в честь Асклепия, дошедшие до нас в самых разных вариантах, свидетельствуют о действительном почтении этого бога-врача.

Археологические раскопки в Асклепионе позволяют сделать вывод, что уже в IV веке на территории санктуария существовал христианский храм. Церковь предложила людям обращаться с молитвами не к земному спасителю, но к Спасителю Небесному. Раннехристианская история не фиксирует фактов противостояния Церкви и Асклепиона, он продолжал функционировать ещё долгие столетия. Языческие храмы комплекса стали христианскими, а врачи-целители, приняв христианство, продолжали исполнять свой высокий долг. Церковь, принимая достижения античной медицины, очистила её от языческих наслоений и показала, что исцеление, как результат врачебного опыта и знаний, находится, однако, в руках Того, Кто является истинным Господином и жизни и смерти.

Церковь св. Иоанна Богослова (Красный Двор)

Прямо в центре современного города Бергама находятся величественные руины храмового комплекса, условно называемого Красный Двор (англ. Red Hall или Crimson Court) и занимающего площадь 280х130 метров. До начала археологических исследований этого объекта 1927-1936 гг. считалось, что это христианская базилика, построенная на рубеже IV-V вв. во времена императора Феодосия – такой взгляд присутствует во многих дореволюционных изданиях. Раскопки показали, что этот храм был построен на рубеже I-II-вв. и был посвящён популярным египетским богам Серапису и Изиде, окончание строительства датируется временем правления императора Адриана. По конструкции храмовый комплекс не имеет аналогов в греко-римской архитектуре: огромный прямоугольный центральный двор (холл) из красного кирпича возведён прямо над потоком Селин, диагонально протекающим под ним в грунтовом слое по двум проложенным сводчатым каналам. Рядом с центральным холлом симметрично находятся ещё два храма, но уже круглой формы высотой 22 метра и диаметром 16 метров. Существует множество историко-археологических гипотез относительно этих трёх сравнительно хорошо сохранившихся храмов, но привести их все не представляется возможным. Центральный храм (базилика) размерами 60х26 метров, ориентированный на Восток, был разделён внутри водной преградой шириной 6 метров на восточную и западную части. Внутри этого бассейна находились ещё три прямоугольные мраморные чаши – всё это использовалось в различных очистительных ритуалах. Внешняя восточная стена храма по предположениям археологов изначально была изогнута внутрь в виде апсиды, а в позднейший, христианский период апсида была перестроена выпуклой частью наружу.

Внутренняя восточная, сакральная часть храма была тёмной, возвышаясь над западной на 2 метра, западная часть была светлой и имела по 5 больших арочных окон с каждой стороны, в оконных арках были установлены статуи богов. В восточной, высокой, части находился подиум 2 метра высотой и основанием 8х8 метров, на котором стояла статуя Сераписа и Изиды (спина к спине) высотой 12 метров. Это огромное изваяние сохранилось практически без повреждений – оно было обнаружено археологами во дворе храма. Статуя была разделена на 4 части и собиралась как «конструктор». Результаты раскопок, производимых немецкой археологической экспедицией, очень важны для правильной оценки одного из самых популярных языческих культов I-II вв. Статуя Сераписа-Изиды оказалась полой – внутри её нижней 3-метровой части есть помещение для человека, а верхние части имеют полости, идущие в голову статуи и создающие эффект рупора. Раскопки в самом храме показали, что все его три части были связаны подземными ходами, а из главного храма подземный ход шёл ещё около 50 метров до дома жреца. Под подиумом в восточной, сакральной части храма было открыто просторное подземное помещение являвшееся, скорее всего, местом для жрецов, т.к. из него ступени вели прямо в «говорящую» статую.

Археологические раскопки говорят о том, что уже в конце IV века, т.е. сразу после указа императора Феодосия 392 года о запрете языческих собраний, храм Сераписа был обращён в церковь св. Иоанна Богослова. И здесь, как и в случае с Асклепием, история не фиксирует никакого противостояния язычников и христиан. Если бы Серапис и Изида действительно почитались в IV веке, возникло бы стихийное народное сопротивление, но этого не было, что вполне подтверждается перепиской Плиния и Траяна и едкой сатирой Лукиана («Разговоры богов») о полном безразличии народа к старым богам. Восточные боги Серапис и Изида, при всей внешней привлекательности позиционировались как боги для посвящённых и вряд ли могли быть силой, противостоящей Церкви.

Можно предполагать и то, что люди догадывались о «творческом подходе» жрецов к богослужению и когда прозвучал указ Феодосия, большие статуи просто вынесли во двор храма и бросили, где они и пролежали до начала археологических раскопок в XX веке.

Внутренняя структура храма св. Иоанна Богослова, уже в конце IV века являвшегося кафедральным собором, претерпела некоторые изменения: в восточной части был установлен алтарь, в западной части – два ряда колонн и балконы над ними, выровнен пол на месте бассейна. Сегодня трудно предположить, какой была высота храма – руины стен обрываются мраморной декорацией на высоте около 17 метров, с учётом крыши храм вполне мог достигать 20-метровой высоты.




Два круглых симметричных храма с северной и южной сторон центральной базилики некогда представляли собой единый храмовый ансамбль, соединённый как под землёй, так и над землёй с базиликой. В каждой из башен имелось только одно круглое окно в куполе диаметром 2 метра, что создавало атмосферу полумрака и таинственности, в стенах – ниши для статуй богов, а в западной части – ступени, ведущие в подземный бассейн. Обе башни, как и главный храм Сераписа в IV веке были обращены в церкви; сегодня одна из башен является музеем, другая – действующей мечетью.

Храмовый комплекс имел огромный внутренний двор (ныне частично застроен современными домами), по периметру украшенный колоннадой высотой 15 метров и небольшими бассейнами для ритуальных омовений. Вход в храм египетских богов, скорее всего, не был открытым. Весь комплекс, как средневековый замок, был обнесён 8-метровой стеной, фрагменты которой сохранились до настоящего времени.

Сегодня весь внутренний двор комплекса представляет собой поле тематически разложенных археологических находок, которые описывают учёные немецкой археологической экспедиции.

Храмы Акрополя

Акрополь представляет собой естественную гору высотой около 400 метров, на которой располагались в три яруса храмовые и административные постройки древнего города. На самом верхнем ярусе, видимом со всех сторон на многие километры, находился возведённый во II веке н.э. гексастильный храм Траяна – он был построен в классическом греко-римском стиле и занимал площадь 75х90 метров. При раскопках в храме были найдены 4-метровые статуи двух императоров – Траяна и Адриана, перед которыми, вероятно, и находился главный городской жертвенник общеимперского культа.

Несколько ниже Траянума располагался храм покровительницы города и библиотеки – Афины, построенный в III веке до н.э. Сегодня от храма остались лишь руины фундамента и основания колонн. Как уже отмечалось ранее, именно в этом храме была установлена для почитания статуя Октавиана Августа, т.е. из этого места по всей Малой Азии стал распространяться культ императора. Сегодня взору путешественника открывается лишь фундамент древнего храма, но ещё в начале XX века всё пространство Акрополя было буквально завалено обломками колонн, фризов и капителей, разбираемых исследователями немецких экспедиций.

На одном уровне с храмом Афины располагался алтарь (храм) Зевса, который порой отождествляли с «престолом сатаны» из-за некоего визуального сходства храма с троном. Этот храм, как и храм Афины, был разрушен в Византийский период из-за слишком явных апокалиптических ассоциаций, некоторые его материалы использованы для укрепления стен и постройки новых зданий Акрополя. Обломки колонн и мраморного фриза пролежали на месте бывшего храма до начала работы первой немецкой археологической экспедиции в начале XIX века.

Когда в ходе греко-турецкой войны странам-участницам военных действий стало ясно, что разделить на сферы влияния Турцию не получится, все открытые археологами экспонаты стали срочно вывозиться в Европу и Америку на военных кораблях. Этот процесс вывоза анатолийских артефактов продолжался до 1923 года, пока первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль не запретил вывозить исторические ценности за пределы государства. Самые ценные экспонаты Пергама собраны в археологическом (Пергамском) музее Берлина. Здесь можно увидеть реконструкцию практически в натуральную величину и храма Афины, и алтаря Зевса. Перевоз алтаря Зевса в Германию и последующая реконструкция огромного комплекса в Берлинском музее были поистине беспрецедентной акцией немецкой археологической науки.

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 г. он хранился в Эрмитаже, где в 1954 г. для него был открыт специальный зал. В 1958 г. алтарь, как и многое другое, жестом доброй воли Хрущева был возвращён Германии. При этом была достигнута договорённость, что гипсовая копия алтаря будет изготовлена специально для СССР. В 2002 г. слепки были переданы Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, и ныне копия алтаря Зевса экспонируется в галерее главного зала Музея, под стеклянным куполом.

Анализируя материалы археологических раскопок как в Пергаме, так и в других античных городах Малой Азии можно сделать некоторые обобщения.

Упоминаемый ап. Иоанном «Престол или место обитания сатаны» - это образ, довольно точно описывающий гигантский жертвенник, посвященный Зевсу, зани­мавший видное место на застроенном капищами Акрополе Пергама. Боковые колонны с трех сторон придавали этому жертвеннику вид трона. Хотя, маловероятно, что в это время старые греческие боги кем-то серьёзно воспринимались – любое выступление против них было пустой тратой времени. Есть свидетельства нехристианских авторов I века, говорящих о том, что традиционные языческие культы в это время переживали острейший кризис. Плиний Секунд Младший, будучи римским наместником (пропретором) в соседней Вифинии, писал императору Траяну, что храмы опустели, а жертвенных животных никто не покупает. Только под давлением официальных властей (культ императора) и с помощью всевозможных бесплатных подачек языческие храмы привлекали людей (Письма Плиния Младшего. X, 96).

Храм Асклепия, Сераписа и Изиды или алтарь Зевса вряд ли могли претендовать на именование «престол сатаны». Исторически достоверно, что из Пергама пошло обоготворение императора Августа, и первый алтарь в его честь был воздвигнут именно в Пергаме. По реконструкции, сделанной немецкими археологами, и алтарь, и статуя Августа были установлены в святилище Афины, т.е. римские власти во всех значимых центрах намеренно соединяли поклонение местному божеству и императору. Это практически исключало возможность уклонения от почитания императора даже на формальном уровне.

Если придерживаться версии, что Апокалипсис был написан во времена Домициана, утвердившего культ кесаря, то «престол сатаны» – это и есть указание на новый, страшный для Церкви вызов. Во времена св. Иоанна культ императора был уже возведён в ранг официального, в большинстве городов Анатолии были построены храмы императорам или, как минимум, алтари. Смертная казнь стала применяться за отказ от участия в императорском культе не сразу, но в I веке уже выносились смертные приговоры за Impietas in principem (оскорбление величества) (Евсевий. Церковная история, III. 18). Гонения Домициана характерны как важная веха в становлении культа императора - государственное преступление в Impietas in principem (оскорбление величества) переходит в αϑεότης (атеизм). Юридический механизм выглядел достаточно просто: 1) кто не воскурял фимиам перед статуей императора, тот, следовательно, не признавал его богом (αϑεότης) и оскорблял его как государя (impietas); 2) кто отказывался чтить римских богов, тот не признавал их (αϑεότης) и оскорблял государя непослушанием его закону (impietas). Пергамский пример очень показателен: если человек приходил почтить Афину, он автоматически почитал и императора, т.к. статуи стояли рядом; если человек отказывался почитать императора, он, естественно, не почитал и покровительницу города Афину – безбожие очевидно.

Известно, что после указа императора Феодосия 392 года о запрете языческих собраний христиане стали обращать многие языческие храмы в церкви – на это красноречиво указывают вырезанные кресты на входах и даже в святилищах храмов Сераписа, Изиды, Артемиды, Аполлона, Асклепия. Но в храмах императорского культа никаких христианских знаков обнаружено не было – эти постройки либо уничтожались, либо осквернялись каким-то низким использованием. Храмы императоров в христианском мировоззрении были действительно «престолами сатаны», ведь именно через них происходили кровавые столкновения Церкви и зверя-империи. Как замечает R.H.Charles, «Прежде всего, Пергам был центром культа императора и, так сказать, «царством сатаны на Востоке». Здесь был построен первый храм Августу, здесь находился первосвященник культа императора и именно из Пергама этот культ распространился по всей Малой Азии».




Литература

Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М. 1994.

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.II. М., 1994.

Гиблин Ч. Открытая книга Пророчества. // Символ №30. Париж, декабрь 1993.

Евдоким (Мещерский), иером., Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Сергиев Посад, 1898.

Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.

Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. М., 1996.

Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. – М.: Индрик, 2005.

Орлов Н., свящ., Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Опыт православного толкования. М. 1904.

Плиний Секунд Младший. Письма. М., 1984.

Плиний Старший. Естественная история (отрывки) // Хрестоматия по истории науки и техники. – М., РГГУ, 2005.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания (в двух томах). – М.: «Наука», 1993.

Публий Корнелий Тацит. Анналы. – М.: «Ладомир», 2003.

Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I-III вв. М., 1949.



Страбон. География. – М.: «Ладомир», 1994.

Тит Ливий. История Рима от основания Города. (в трёх томах) М.: «Ладомир», 2002.

Толковая Библия /Издание преемников Лопухина/. т. 3. Стокгольм, 1987.

Урбанович Г., прот., Семь Церквей Апокалипсиса. Церковно-археологический очерк. Смоленск, 2011.

R.H.Charles. A Critical and Exegetical commentary on the revelation of st. John. Edinburg, 1950.

Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. Istanbul. 2007.

Clyde E. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford. University press. 2003.

Duru Basim Yayin Kirtasiye ve Hediyelik. Pergamon Asklepion Under the Light of Ancient Age Medicine. Istanbul. 2007.

Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. Istanbul, Turkey. 2009.

H.Ingholt. The Prima Porta Statue of Augustus. Archeology 22. 1969.

Steven J. Friesen. Satans Throne, Imperial Cults and the Social Setting of Revelation//Journal for the Study of the New Testament, 27.3.2005.

Steven J. Friesen. Imperial Cults and the Apocalypse of John. Reading Revelation in the Ruins. Oxford, 2001.

«Пергам был городом, в котором сосредоточилась вся религиозно-политическая сила язычества». Евдоким (Мещерский), иером., Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Сергиев Посад, 1898. С. 238.



Толковая Библия /Издание преемников Лопухина/. т. 3. Стокгольм, 1987.; ср. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М. 1994. С. 69; Орлов Н., свящ., Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Опыт православного толкования. М. 1904. С. 66.

Гиблин Ч. Открытая книга Пророчества. // Символ №30. Париж, декабрь 1993. C. 51.

Ramsay Sir William. The letters to the seven churches of Asia and their place in the plan of the Apocalypse. London. 1904.

См.: Steven J. Friesen. Satans Throne, Imperial Cults and the Social Setting of Revelation//Journal for the Study of the New Testament, 27.3.2005. P. 351-373. Steven J. Friesen. Imperial Cults and the Apocalypse of John. Reading Revelation in the Ruins. Oxford, 2001.

Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I-III вв. М., 1949. C.37.

Clyde E. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford. University press. 2003.Р. 273-276.

Clyde E. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford. University press. 2003. Р. 291-292.

См.: H.Ingholt. The Prima Porta Statue of Augustus. Archeology 22. 1969.

Урбанович Г., прот., Семь Церквей Апокалипсиса. Церковно-археологический очерк. Смоленск, 2011. С.142.

Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. Istanbul. 2007. Р.71.

Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. Istanbul, Turkey. 2009. Р. 65.

Duru Basim Yayin Kirtasiye ve Hediyelik. Pergamon Asklepion Under the Light of Ancient Age Medicine. Istanbul. 2007. Р. 50.

Евдоким (Мещерский), иером., Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Сергиев Посад, 1898. С. 237.

Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. – М.: Индрик, 2005. С. 215.




Duru Basim Yayin Kirtasiye ve Hediyelik. Pergamon Asklepion Under the Light of Ancient Age Medicine. Istanbul. 2007. Р. 42-44

Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. Istanbul. 2007. Р.103-104.

Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. М., 1996. Р. 126-128.

См.: Duru Basim Yayin Kirtasiye ve Hediyelik. Pergamon Asklepion Under the Light of Ancient Age Medicine. Istanbul. 2007.

«Взор христианского путешественника с благоговением останавливается здесь на развалинах церкви св. Иоанна Богослова, сооружённой Феодосием. Эта церковь была лучшим образцом греческой христианской архитектуры после Константинопольского храма Св. Софии, её развалины и теперь изумляют своей огромностью.» Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М. 1994. С. 70.

Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. Istanbul. 2007. Р. 104.

Clyde E. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford. University press. 2003.Р. 284-287.

Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. Istanbul. 2007. Р. 86-88.

Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 96.

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.II. М., 1994. С. 15-60.

R.H.Charles. A Critical and Exegetical commentary on the revelation of st. John. Edinburg, 1950. P. 61.

From http://files.vau-max.de/images/2009/07/dbaf1d968b500364ab1ee7e6c1f11da6.jpg


Щусев А.В. Проект временного мавзолея на могиле Владимира Ильича Ленина. // Строительная промышленность. М., 1924. N4, с. 235.

Мавзолей, хотя и деревянный, временного характера, но, предназначенный для могилы Ленина на Красной площади,- потребовал для своей композиции напряженного внимания, как со стороны типа, так и со стороны формы сооружения небольшого размера, стоящего на большой площади пред могучей исторической Кремлевской стеной.
Если начать мыслить исторически, то примеры монументальных сооружений памятников и алтарей у больших стен и башен городских или крепостных сооружений существовали еще в древнейшие времена античного мира. Начнем хотя бы со знаменитого, находящегося ныне в Берлинском музее, Бергамского [Пергамского] алтаря Зевсу с барельефами битвы богов с титанами. Этот алтарь по раскопкам Шлимана найден у стены троянского замка. Он низок и плосок, но, как изящный контраст, приковывает внимание и, не конкурируя со стеной, не пропадает и сам .
From http://www.digital-images.net/Images/Rome/Pyramid_ofCestius_6832M.jpg

Другой пример - пирамида Цестия в Риме у porta St. Раоlо - несмотря на миниатюрный масштаб в отношении стен, выделяется четкостью своей пирамидальной формы. Тоже мы видим и на знаменитой римской via Аррiа, где целые группы мелких памятников были увязаны с гигантскими массивами стен.


From http://www.veneziatiamo.eu/pictures/LoggettadelSansovino_SANMARCO_02.jpg

Из примеров Ренессанса мы видим Logett"у Sansovino в Венеции у колокольни св. Марка,- маленькое изящное сооружение, стоящее у подножия величественной колокольни и также играющее контрастом. Но это прошлое,- настоящее обязывает к новому, но прошлое нас все-таки учит...
Дать дереву монументальные формы и не перейти в бутафорию - это была задача настоящего мавзолея. Общая форма была принята, как форма усеченной пирамиды, верх которой, в виде гробовой крышки, приподнят на небольших деревянных стойках черного цвета. Этот мотив дает завершение объему всего сооружения, аллегорически выражая идею увенчания в виде колоннады.
Такой верх покоится на ступенчатом сооружении, переходящем в куб, охватывающий склеп, к которому опускаются по лестницам, что и выражается формами пристроек и куда ведет средняя дверь.
Фасад охвачен двумя трибунами - это могила народного трибуна. Спокойная простая надпись „Ленин" указывает, кто здесь погребен. Пропорции и деления частей проекта разбиты по фигуре так называемого египетского треугольника с отношениями сторон 3X4Х5.
Обшивка досками взята вертикальная, уступчатая; скрепление специальными массивными гвоздями. Крыши медные, покрытие ступеней крьш - также. Окраска - легкий серый тон олифы для предохранения от порчи дерева; тяги, двери и колонны черного дуба.
Вокруг памятника несколько газонов, завязывающих его с общим кладбищем.
Срок окончания постройки 15-го апреля с.г.


Астафьева-Длугач М.И. Рассказы об архитектуре Москвы. М., 1997. с. 58-59

{с. 58}
[Из рассказа акад. А.В. Щусева студентам Московского архитектурного института в 1946 г. РГАЛИ, ф. 2466, оп. 1, д. 10, л. 2 - 12об.]

From http://arx.novosibdom.ru/story/sov_arx/sovarch_051_01.jpg

Была поставлена такая задача, что неизвестно - мавзолей должен быть временным или постоянным... Когда Ленин скончался, и его тело лежало еще в Доме Союзов, Политбюро собралось тут же в кабинете, и около 12 часов ночи за мной приехала машина, чтобы я немедленно ехал на заседание. Я приехал и тоже сел за круглый стол. Сидящие здесь, некоторые меня знали, некоторые не знали. И вот, говорят, что нужно сделать мавзолей, чтобы к телу Ленина можно было подойти и выйти другим входом. Может быть, это будет мавзолей постоянный, а может быть, мы тело потом сожжем . Мне сказали, что проект нужно сделать в одну ночь... Мне сказали: мы вам дадим инструмент, поезжайте и работайте. Я пригласил к себе покойного Л.А. Веснина. Была зима, земля была мерзлая, попробовали произвести взрывные работы. И вот я начал проектировать. Даю такой зал, где стоит гроб. Вы обходите его и выходите в другую дверь. Для венков нужно было сделать арки. Я все сделал. Настала весна. Меня опять вызвали и сказали, что много народу ходит смотреть на Ленина, и мы хотим сделать постоянный мавзолей...
Я стал вспоминать, как египтяне делали пирамиды, но тут рядом стоял на площади храм Василия Блаженного. Мне говорят, что я должен дать мавзолей выше Василия {с. 59} Блаженного. Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная. И вот, я сделал так . Некоторые говорили, что это не годится, а кое-кто соглашался со мной. Маяковский тогда обрушился на меня и говорил, что нужно поставить что-то вроде фабрики Моссельпрома. Я обиделся, жаловался правительству, что мне мешают работать и просил, чтобы перестали писать обо мне в газетах. Сделал я деревянное сооружение. Объявили конкурс. Представили проекты. Я их не видел. Прошло пять лет, и мне говорят, что мой мавзолей стал известен всему миру. И предлагают сделать его в граните, и что этот мавзолей должен быть трибуной, где стоят вожди и встречают демонстрации...
Такова идея моего мышления. Жизнь эту идею оправдала. И она дает как бы правильный образ, может быть, кто-нибудь мог предложить и другую идею, но я так решил, что это образ простой, массивный и живой.


From http://www.alyoshin.ru/Photo/afanasyev/afanasyev_shchusev_79.jpg
From http://imgv2-1.scribdassets.com/img/word_document/36153255/255x300/d176d6b571/1341961861

На самом деле, Вурмбранд достаточно плодовитый автор. В его книге Marx, Prophet of Darkness: Communism"s Hidden Forces Revealed (1-е изд. 1983 г., 2-е, дополн. 1986 г.), с. 96-97:


Svenska Dagbladet (Stockholm) for 27 January 1948, reveals that:
1) The Soviet Army after the conquest of Berlin, carried off the Pergamos altar from Germany to Moscow. This tremendous structure measures 127 feet long by 120 feet wide by 40 feet high. (...)
2) The architect Stjusev, who built Lenin"s mausoleum, used this altar of Satan as a model for the mausoleum in 1924.
В немецком переводе этой же книги Das andere Gesicht des Karl Marx (7-е изд., 1987. с. 107; 1-е изд. 1975 г.) указано также:
Stjusew erhielt damals die otwendigen Informationen von Frederik Poulsen, einer autoritat in archaologischen Kreisen.
Тем не менее, в библиографии Вурмбранд дает ссылку на Svenska Dagbladet не от 27-го, а от 17 января 1948, название статьи (в английском переводе) An Unforgettable Night, (в немецком переводе) Eine unvergeßliche Nacht – т.е. по-русски Незабываемая ночь.

Как бы там ни было, Щусев совершенно однозначно указал прототип первого деревянного мавзолея Ленина – Пергамский алтарь.
В этой связи возникают несколько вопросов:
– какую реконструкцию Пергамского алтаря он видел, и где; на мой взгляд, первый деревянный мавзолей Щусева и его эскизы не вполне походит на современную реконструкцию Пергамского алтаря;
– почему Щусев упомянул датского археолога Фредерика Поульсена (Frederik Poulsen) – тот, хотя и упоминал в своей книге Der Orient und die fruhgriechische Kunst о Пергамском алтаре, но сам был специалистом по этрусскому искусству;
– почему Щусев пишет о Пергамском алтаре как найденном Шлиманом у стен Трои. На самом деле, раскопки в Пергаме производил археолог Карл Хуман .
Также, было бы замечательно, если бы кто-то из читателей нашел возможность сделать фото реконструкции Вавилонской башни, предложенной Теодором Домбартом в его книге Zikkurrat und Pyramide .

Но он еще далек от истины, и только профессору Кольдевею, на основании тщательного анализа таблицы Анубелшуну и собственных раскопок в Вавилоне, обнаруживших сохранившиеся остатки основания башни и начало грандиозных лестниц, удалось дать полную и точную картину устройства Вавилонской башни, циккурата Этеменанки [см. перспективный вид Вавилонской башни, нарисованный проф. Кольдевеем, фиг. 65 на с. 61].

labas смог раздобыть книгу Георгия Марченко «Карл Маркс» (на русском языке, изд. около 1976 согласно библиотечной отметке), в которой на с. 77-78 упоминается интервью Щусева (познания Марченко в истории оставляют желать лучшего, но здесь я без комментариев процитирую его):

{с. 77} (...)
И еще несколько последних слов. Самое важное я оставил на конец.
Иисус обратил к Пергамской церкви (Пергам - город в Малой Азии) весьма загадочные слова: «Знаю твои дела и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр., 2, 13). По-видимому, Пергам был сердцем сатанинского культа в те давние времена. В наше время Бедекер - самый известный путеводитель для туристов - в книжке, посвященной Берлину, упоминает, что с 1944 года в одном из берлинских музеев находится Пергамский алтарь. Его раскопали немецкие археологи. Он был перемещен в центр нацистской Германии во время сатанинского царства Гитлера.
Но на этом история престола сатаны не кончается. Шведская газета «Свенска Дагбладет» 27 января 1948 года сообщила следующее:
1. Советская Армия, после взятия Берлина, переместила первоначальный престол сатаны в Москву. (Странно, что долгое время Пергамский алтарь не был выставлен ни в одном из советских музеев. Зачем нужно было перемещать его в Москву? Я упоминал уже выше, что некоторые высшие чины советской иерархии практикуют сатанинские ритуалы. Возможно, они хотели {с. 78} сохранить Пергамский алтарь для своего личного использования? Здесь много невыясненного. Даже фрагменты археологического памятника столь драгоценного обычно не исчезают бесследно, ибо составляют гордость музея, который хранит их).
2. Архитектор Щусев, построивший мавзолей Ленина, взял за основу этого надгробного памятника - Пергамский алтарь. Известно, что Щусев получил тогда всю необходимую информацию от Фредерика Поульсена - признанного авторитета в археологии.

Олег Паталай (Берлин)

Мало кто из туристов, побывавших в Берлине, не посетил музей Пергамского алтаря – знаменитый Пергамон-музей (Pergamon Museum). Это мрачное, величественное здание, напоминающее вавилонский зиккурат, высится на Bodestrasse (Остров музеев), в трех минутах ходьбы от центрального бульвара Унтер ден Линден.

История этого замечательного музея начинается во второй половине девятнадцатого века – времени великих археологических открытий. С проникновением европейцев в страны Востока их взору открылся мир древних цивилизаций. В столицах Европы начали создаваться музеи, ориентированные на широкую публику; коллекции, ранее находившиеся во дворцах сильных мира сего, становились общедоступными. Берлин не стал исключением. Находки Генриха Шлимана в Микенах и Трое, раскопки профессора Эрнста Курциуса в легендарной Олимпии положили начало развитию немецкой археологии, будоражившей воображение не только ученых, но и широкой публики.

В это время в Турции строил дороги молодой инженер-строитель из Пфальца Карл Хуман (1839-1896 гг.). Работы проходили недалеко от Смирны в окрестностях поселка Бергама, над которым возвышалась гора с развалинами древней византийской крепости, некогда носившей гордое эллинское название Пергам, что и означает крепость. При ее осмотре в 1864 году Хуман обнаружил вмурованные в стены плиты древнего алтаря, алтаря Зевса, знаменитого Пергамского алтаря, возведенного в честь победы над племенами кельтов или галатов во втором веке до нашей эры. Этот алтарь много раз упоминался античными авторами. С момента этой находки вся жизнь инженера будет связана с алтарем.

На фризе величественного сооружения древние мастера изобразили гигантомахию: битву богов Олимпа с чудовищами-гигантами, детьми повелителя времени Крона и богини Земли Геи.

В четвертом веке до нашей эры, после распада империи Александра Македонского, Пергам обрел самостоятельность. Благодаря дальновидной политике его правителей, город со временем стал центром довольно обширного царства, лежавшего на западе современной Турции. Он стал даже соперничать с Афинами, тем более, что покровительницей города была избрана именно богиня мужества и мудрости.

Попав в зависимость от римлян, цари Пергама часто становились жертвами политики «разделяй и властвуй». Последний из властителей Пергама Аристоник был задушен в темнице, а его сокровища перешли к победителю. В это время Пергам становится центром одной из богатейших римских провинций Азия. В первом веке до нашей эры во время гражданских войны при осаде Пергама сгорела большая часть знаменитой библиотеки (свыше 2000 томов) царской династии Атталидов.

Сохранившуюся часть библиотеки римляне перевезли в Александрию, и Марк Антоний подарил ее своей возлюбленной Клеопатре.

В первые века нашей эры фанатичные первохристиане разбили лица прекрасным фигурам, украшавшим большой фриз, а сам алтарь окрестили «троном Cатаны». И всё же Пергам остается одним из значительных центров поздней античности. Во втором веке нашей эры в нем родился и вырос величайший врач древности, один из основателей медицины – Гален.

После принятия Римской империей христианства алтарь окончательно утратил свое значение. Так он и простоял до 718 года нашей эры, пока арабы под предводительством полководца Масламы не обрушились на христианскую Малую Азию. В 1536 году при султане Орхане, сыне легендарного Османа, под ударами турок город пал окончательно. В городе, переименованном в Бергаму, руины старой крепости простояли до 1864 года, пока в этих местах не появился Карл Хуман. Поначалу его находки не вызвали в Берлине большого интереса, так как там хотели иметь хорошо сохранившиеся, «эстетические» скульптуры, а не «обломки», которые неизвестно как нужно сложить, а кроме того, было непонятно, где их выставить. В дело вмешался новый директор императорских музеев Александр Конце. Он изменил ход событий, и в январе 1876 года был принят генеральный план раскопок в Пергаме. Самому Хуману, закончившему дорожное строительство и обанкротившемуся на торговле наждачным камнем, было выделено жалование. С этого момента он, наконец, смог сконцентрироваться только на любимом деле – на раскопках, которые продолжались под его руководством до 1886 года.

И.С.Тургенев, посетив Берлин, под впечатлением осмотра привезенных из Турции плит писал в марте 1880 года: «Эта «Битва богов», действительно, откровение, и когда... воздвигнется, наконец, перед нами этот «алтарь», все художники, все истинные любители красоты должны будут ходить к нему на поклонение». Берлин, по утверждению газет, не уступал теперь Парижу и Лондону. Карл Хуман, в дополнение к уже имевшемуся у него ордену Короны четвертой степени, получает Крест кавалера Императорского дома Гогенцоллернов. В феврале 1880 года раскопкам в Пергаме посвящает свое заседание даже Прусский ландтаг. Учитывая заслуги Карла Хумана, Грайфсвальдский университет присваивает ему степень почетного доктора.

Тем временем предпринимались попытки реконструировать фриз и алтарь, но оказалось, что нет места даже для хранения ящиков с гигантомахией. Нужно было срочно строить новый музей, и в 1902 году он был закончен. Сразу стало ясно, что места в этом временном Пергамон-музее недостаточно, кроме того, были проблемы с фундаментом здания, и в 1908 году он был снесен. Наконец, в 1910 году началась эпохальная стройка нового Пергамского музея. Строительство велось по проекту знаменитого архитектора Альфреда Месселя и завершилось только в октябре 1930 года.

Размеры здания позволили воссоздать всю западную часть алтаря Зевса с широкой мраморной лестницей. Музей, однако, был доступен публике только девять лет и в начале Второй мировой войны был закрыт. Большой фриз укрыли мешками с песком, а затем демонтировали и перевезли в бункер в районе Зоологического сада, где он и оставался до конца войны вместе с сокровищами Приама, бюстом Нифертити и другими шедеврами искусства. Само здание Пергамского музея пострадало, но не так сильно, как выгоревший дотла Старый музей или разрушенный Новый музей. В начале 1943 года советский академик Игорь Грабарь, юность которого прошла в Мюнхене, отлично разбирающийся в музейном «ландшафте» Германии, выдвинул идею компенсации потерь предметов искусства, понесенных СССР во Второй мировой войне. Бюро экспертов, возглавленное И.Грабарем, составило список шедевров, подлежавших вывозу в Советский Союз. Под номером один в нем значился Пергамский алтарь. Уже 2 мая 1945 г., когда в городе еще продолжались уличные бои, ящики с гигантомахией были перевезены в район Пренцлауэрберг, в будущую советскую зону Берлина. Здесь они находились до 27 сентября 1945 года, а затем специальным железнодорожным составом были отправлены в Ленинград, в запасники Эрмитажа. Здесь с древних плит сняли гипсовые копии.

Гигантомахию и другие трофейные шедевры искусства, в канун десятой годовщины победы над нацизмом, было решено передать правительству ГДР. Перед отправкой плиты Пергамского алтаря стали доступны посетителям, и ими смогли любоваться многие советские люди, в том числе Анна Ахматова. Она назвала большой фриз грозным, трагическим, неповторимым.

Тем временем сам Пергамон-музей реставрируется, и в 1958 году основная часть экспонатов вернулась на свои места. В 1989 году вместе со всей страной «воссоединились» и берлинские музеи. Началась эпоха «переселения» экспонатов из западной части города в восточную, на свои старые места. Пергамон-музея этот процесс почти не коснулся, а вот фундаментальной реставрации ему избежать не удалось.

Старые железные конструкции, на которых держался большой фриз, проржавели и грозили обрушить весь комплекс; кроме того, ржавчина окрашивала мрамор, требовавший очистки от грязи и наслоений. При транспортировках в начале и конце войны, а также во время возвращения из Ленинграда плиты были кое-где поцарапаны.

Реставрационные работы производились итальянскими мастерами почти десять лет, с 1994 по июнь 2004 года. Руководил ими знаменитый «маэстро» Сильвано Бертолина. В 1999 году Остров музеев стал объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Имя Карла Хумана, умершего в 1896 году в турецком Измире, сегодня носит гимназия в его родном Эссене и средняя школа в Берлине. Его прах покоится в Пергаме (Бергаме), на месте старой византийской крепости, там где стоял алтарь, его алтарь.

История алтаря овеяна легендами и мистикой. Утверждается, что Пергамский алтарь во времена античности и раннего Средневековья был местом человеческих жертвоприношений. Вероятно, его взял за образец архитектор Алексей Щусев при проектировании временного деревянного мавзолея Ленина, простоявшего до 1929 года, о чем свидетельствуют рабочие эскизы архитектора. Впрочем, эта и другие подобные истории не могут бросить тень на великое произведение античных мастеров, и в Пергамском алтаре мы видим прежде всего алтарь Зевса, а не престол Сатаны.

Пергамон-музей находится на Am Kupfergraben 5, остановка городской железной дороги Hackescher Markt, тел.: 030 2090 5577.

Тема патриотизма, защиты родной страны или города от захватчиков встречается в произведениях мирового искусства с завидным постоянством. Не является исключением и знаменитый Пергамский алтарь, или Алтарь Зевса, построенный гражданами города Пергам в первой половине II в. до н.э. в честь их победы над галатами (галлами).

Пергамский алтарь - ода мужеству и доблести

Древний город Пергам, ныне находящийся на территории Турции, был столицей Пергамского царства и одним из центров эллинистической культуры. Считается, что именно здесь был изобретен пергамент - основной материал, из которого в Средние века делали книги. От названия города, как вы наверняка заметили, произошло и само слово «пергамент». Пергам стал бы ценной добычей для галатов, объединенного союза кельтских племен, вторгшихся в Малую Азию. Но он ею не стал. Пергамцы под руководством своего царя Аттала Первого победили захватчиков, хоть последние и обладали численным преимуществом. В честь победы горожане воздвигли мраморный алтарь главному олимпийскому богу Зевсу.

город Пергам. Источник: Wikimedia.org

Для тех времен алтарь был чем-то неслыханным, да и в наши дни он тоже весьма впечатляет. Дело в том, что это не просто стол для жертвоприношений, а полноценное архитектурное сооружение. Высокая лестница вела к вытянутым буквой П крытым галереям с ионическими колоннами. Внутри галерей находился алтарный дворик с жертвенником, на крыше стояли статуи, а на стенах дворика помещался малый фриз (горизонтальная декоративная композиция) со сценами мифа о Телефе, сыне Геракла и легендарном основателе Пергама.

Только представьте: сам алтарь достигал 9 м в высоту, а большой фриз, расположенный по периметру цоколя, - 120 м в длину.

Рельефы большого фриза, над которыми трудилась целая группа скульпторов, среди которых Дионисиад, Орест, Менекрат и другие, изображают гигантомахию, то есть битву богов и титанов, и именно они составляют главное украшение алтаря.

Напряженная схватка схлестнувшихся в битве богов и титанов является метафорическим изображением сражения пергамцев с галатами. Конечно, пергамцы ассоциировали себя с одержавшими победу богами-олимпийцами, а кельтские племена - с восставшими против них титанами, сыновьями Земли, у которых было туловище человека и извивающиеся змеи вместо ног. Это, если угодно, борьба культуры и варварства, светлых и темных сил.

Схема алтаря. Источник: wikimedia.org

Композиция символов в убранстве алтаря

Рельефы Пергамского алтаря представляют собой единое целое: перед нами переплетение изгибающихся напряженных тел, между которыми нет больших просветов. Наши глаза блуждают, зачарованные этими перетекающими одно в другое движениями, не в силах остановиться на какой-либо конкретной фигуре - персонажей множество, и неясно, есть ли главенствующий. В Пергамском алтаре всё двигается, дышит и соединяется.

Рассмотрим один из наиболее известных фрагментов. На нем - четыре фигуры: Афина, Гея, Ника и гигант Алкионей. В центре композиции - Афина. Схватив гиганта за волосы, она вершит расправу. Алкионей как будто разрывается между крепко держащей его Афиной, Геей, к которой он тянет руку, и змеем, верным спутником Афины, прочно обвившим тело крылатого гиганта. Алкионей и Гея не могут дотронуться друг до друга - мать не в силах помочь своему сыну, на что намекает парящая Ника, богиня Победы. Эмоциональный и физический драматизм подчеркивается немыслимым изгибом тела гиганта: от крыльев до левой ноги оно образует полукруг. Мышцы его неестественно напряжены, голова в отчаянии запрокинута назад, даже локоны волос извиваются, подобно змеям. Глаза Алкионея подняты к небу, рот приоткрыт как бы для предсмертного вздоха.

Wolfgang Sauber / wikimedia.org

Странствия Пергамского алтаря между Германией и СССР

Кстати, любопытный факт - после того как во Вторую мировую войну советские войска заняли Берлин, они вывезли с собой множество произведений искусства, в том числе и хранящийся там в специально выстроенном для него музее Пергамский алтарь. Он нуждался в реставрации, которая и была великолепно произведена нашими специалистами. Целых тринадцать лет он хранился в Эрмитаже, и лишь в 1958 г. Хрущев по собственному желанию вернул алтарь в Германию.

А перед этим по договоренности с немецкой стороной с произведения был сделан гипсовый слепок, которым мы и сегодня можем полюбоваться в стенах Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица в Петербурге.

С тех пор как слепок появился в академии, фрагменты алтаря рисовали бесчисленное количество раз, ведь это входит в программу обучения будущих художников.

Как мы знаем, дома и стены помогают. Пергамцы сумели отстоять свой город, несмотря на огромный численный перевес противников. Сколько раз в истории случалось подобное? Не так уж много, но все же примеров достаточно. Тот, кто защищает свой дом и очаг, имеет превосходство над соперником, как бы силен ни был последний. Думается, что именно эти идеи явились вдохновением, позволившим создать великолепный, полный динамики и драматического пафоса памятник, который не перестает восхищать нас даже спустя две тысячи лет.

Jan Mehlich / wikimedia.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

За всю историю накопились тысячи тайн, которые окружали и поныне это делают большинство греческих островов и материковую часть Греции. Одни из них раскрыты, а другие так и манят историков и археологов, простых обывателей, которым интересно ворошить прошлое.

Все началось много веков тому назад, когда кельтские племена вторглись из Европы в малую Азию. Очередной жертвой стало небольшое богатое государство Пергам. Много дней и ночей пергамская армия держала оборону. Это у них получилось, войска под руководством Аттала I наголову разгромили галатов.

В честь великой победы жители города Пергама возвели алтарь Зевса, по обе стороны от которого были рельефы с изображением богов и гигантов, между которыми случилась битва. Это изображение стало символом мужества и великой веры в победу. Алтарь стал символом торжества справедливости, борьбы добра и зла, великого разума и грубой силы, напоминание потомкам о том, как их предки боролись с галатами за независимость их страны.

В центре алтаря возвышалась фигура Зевса. В ней было все — величие и сила, воинственная страсть и почти животная сила в борьбе с гигантами. Возле Зевса стоит Афина, рядом сражается бог солнца Гелиос и его верный друг и помощник Геракл.

Шло время, в начале I века до н. э. Пергам завоевали римляне и вывезли из этой страны много скульптур, но город продолжал развиваться до тех пор, пока не пал под натиском арабов. После разрушение продолжали византийские захватчики, потом турки, которые превратили город в руины.

В древности вокруг Пергамского алтаря распространялась дурная слава, а в XIV веке после Четвёртого Крестового похода Пергамский алтарь по преданиям был объектом поклонения языческих сект и на нем совершались жертвоприношения.

Новая информация об алтаре появилась в 1864 году, когда во время строительства дороги немецкий инженер Карл Хуманн на восточной окраине города нашел две крепостные стены и от рабочих узнал о проклятиях богов, настигающих всех, кто пытается нарушить покой духов.

Одни считали, что в горе живут дьяволы и охраняют древние камни. Другие твердили, что языческие дьяволы по ночам выходят наружу и содрогаются в пляске. Третьи считали гору волшебной, а по преданию в ней прятались боги древней языческой страны. Полученная информация давала понять, что здесь когда-то был древний город, о котором все забыли, и пришло время о нем вспомнить.

Оказалось, что холм скрывает древний Пергам и знаменитый алтарь. Восстановительные работы позволили открыть миру фризы и колонны алтаря Зевса.

    Столица греческой Фракии. Комотини

    Маслины-как их готовить?

    В этой статье, я постараюсь описать наиболее распространенные способы приготовления столовыx маслин. Чёрные маслины в рассоле. Собраем маслины когда они созреют, т. е. как только приобретут черноватую кожицу и крепкую мякоть. Промываем маслины тщательно для удаления всех чужеродных веществ и помещаем в деревянный или пластмассовый горшочек, добавляя туда рассол.

    Метеоры. Монастыри в Греции

    Когда-то в этих местах не было храмов и обителей, Метеоры в Греции сама по себе явление необычное. Она известна на весь мир красотой завораживающих творений природы. Каменные скалы невероятной высоты устремлены в небо. Вершины их пологие, что дало возможность облюбовать это прекрасное место. Монахи-отшельники пришли сюда в 10 веке.

    Из истории Спарты - города воинов

    Это особый стиль жизни и мировоззрение. Спартанцы всегда поражали врагов и сторонников своей смелостью, изобретательством, выносливостью и… жестокостью. Эти античные воины – не менее великие изобретатели, чем древние эллины или иные народы. Спартанцы воплотили в жизнь идею создания лагеря новобранцев, обучение на государственной основе, фронтальную атаку.

    Международные фестивали Греции

    В Греции ежегодно проводится множество фестивалей международного уровня, которые приглашают участников и зрителей окунуться в волшебные миры всех сфер культуры: театра, кино, музыки, танца. Самые известные международные фестивали, которых проходят в Греции, мы рассмотрим в нашей статье. Салоники: международный кинофестиваль Самый крупный кинофестиваль в юго-восточной Европе – это, несомненно, международный кинофестиваль в Салониках. На нем не только можно ознакомиться с новейшими кинокартинами греческих режиссеров, но и посмотреть творения молодых представителей кинематографа из разных стран. Это самый старый кинофестиваль на Балканском полуострове, впервые он был проведен в 1960 году в виде «Недели греческого кино». В дальнейшем кинофестиваль в Салониках превратился в международный лишь через 32 года – в 1992 году. Именно на этом фестивале большинство европейских молодых режиссеров представляют вниманию зрителей свои первые киноленты. Кинофестиваль в Салониках специализируется в основном на новаторском современном кино.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы