Про деток, от рождения до школы

Русский писатель, член-корреспондент Путурбургской Академии Наук (1880). В цикле рассказов "Записки охотника" (1847 — 52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах "Рудин" (1856), "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862), повестях "Ася" (1858), "Вешние воды" (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе "Дым" (1867) и "Новь" (1877) изобразил жизнь русских крестьян за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882). Мастер языка и психологического анализа. Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

Биография

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

С переездом семьи в Москву в 1827 будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с половиной лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства он знал французский, немецкий, английский языки.

Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 по словесному отделению философского факультета.

В мае 1838 он уехал в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Познакомился и сдружился с Н. Станкевичем и М. Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Провел за границей более двух учебных лет, сочетая занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии.

Вернувшись в 1841 на родину, поселился в Москве, где готовился к магистерским экзаменам и посещал литературные кружки и салоны: познакомился с Гоголем, Аксаковым, Хомяковым. В одну из поездок в Петербург — с Герценым.

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

В 1843 Тургенев поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публиковал свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Еще до отъезда отдал в "Современник" очерк "Хорь и Калиныч", который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника".

В 1850 писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика сотрудничал в "Современнике", ставшем своеобразным центром русской литературной жизни.

Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 он опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии.

В 1853 было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856.

Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). Работа над повестями облегчила переход к роману.

Летом 1855 в Спасском был написан роман "Рудин" и в последующие годы романы: в 1859 — "Дворянское гнездо"; в 1860 — "Накануне", в 1862 — "Отцы и дети".

Ситуация в России быстро менялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимал активное участие в этом процессе, стал негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в журнал "Колокол", сотрудничал и с "Современником", собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики. Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом "Современник", причиной которого стала статья Добролюбова "Когда же придет настоящий день?", посвященная роману Тургенева "Накануне", в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из "Современника". К 1862 — 1863 относится его полемика с Герценым по вопросу о дальнейших путях развития России, приведшая к расхождению между ними. Возлагая надежды на реформы "сверху", Тургенев считал необоснованной веру Герцена в революционные и социалистические устремления крестьянства.

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876).

Следуя за семьей Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Парижской коммуны жил в Лондоне, после ее разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

Общественный подъем 1870-х в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробудился его давний интерес к народной теме, возвратился к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, написал повести "Пунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др.

Началось общественное оживление среди учащейся молодежи, среди широких слоев общества. Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с "Современником", теперь снова восстановилась и стала быстро расти. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

22 августа (3 сентября н.с.) 1883 Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Будущий русский писатель - Иван Сергеевич Тургенев - поэт, драматург, переводчик, публицист, который внёс неоценимый вклад в русскую литературу XIX века, родился в 1818 году, в Орловской губернии, в городе Орле.

Из дневника его матери известно, что это событие произошло в полдень, в 12 часов, что был понедельник. В том же дневнике записано, что мальчик родился с ростом 12 вершков, то есть 53 сантиметра. Через неделю ребёнка окрестили.

Иван

Детство Ивана Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Туда семья перебралась вскоре после его рождения. Здесь он жил до девяти лет. В усадьбе был прекрасный сад и пруд, в котором водилось достаточное количество разной рыбы. В саду можно было слушать пенье соловья, свист дрозда, предсказания кукушки.

Это фотография усадьбы, принадлежавшей матери будущего писателя. Сейчас в этом здании находится музей.

Из дневников матери Тургенева известно, что ребёнок был очень способным, любознательным. Правда, женщина никогда не выражала своих чувств и положительных эмоций. Её выросшие дети не могли припомнить ни одного светлого воспоминания, связанного с матерью.

Были в жизни мальчика курьёзные случаи.

Случай 1
Однажды матери Ивана нанесла визит светлейшая княгиня Голенищева-Кутузова-Смоленская. Гостья была немолода, ей было далеко за шестьдесят.

Детей, как принято в порядочных семьях, подвели представляться. Старший и младший братья проявили воспитанность. Приложились к ручке и отошли, а средний ребёнок заявил во всеуслышание: «Ты очень похожа на обезьяну».

Случай 2
Семью посетил баснописец, поэт Иван Иванович Дмитриев. Так как маленький Иван знал наизусть несколько его басен, он начал их читать.

И когда пожилой человек растаял от умиления, ребёнок подошёл к нему и заявил: «Твои басни хороши, но Крылова гораздо лучше».

Случай 3
Когда Ивану было четыре года семья отправилась в путешествие по Европе.

В Бернском зоопарке малыш переполз через барьер и едва не упал в яму с медведями. Ребёнку помогла ловкость отца, который успел схватить своего отпрыска за ногу буквально в последнюю секунду.

Поскольку семья была очень образованной и начитанной неудивительно, что мальчик с самых ранних лет говорил и читал на нескольких языках. Особое внимание уделялось классикам. Обширно были охвачены и другие науки.

В семье было торе детей и обучению уделялось самое строгое внимание. Известно что у детей постоянно менялись гувернёры, которые были носителями французского и немецкого языков. К тому же в семье говорили по-французски постоянно, что было распространено у дворянства XIX века. Даже молились на французском.

Своё детство Иван Сергеевич не считал счастливым. За любой проступок дети наказывались жесточайшим образом. Постоянные перепады настроения матери однажды настолько расстроили мальчика, что он решил бежать из дома.

Известно, что мать, придя в негодования из-за какого-то доноса приживалки, начала сечь мальчика не объяснив причину наказания. Ребёнок плакал и просил объяснений, но мать только приговаривала: «Сам знаешь за что!»

Когда наступила ночь Иван решил бежать из дома. Пока мальчик крался по огромному дому, его сумел заметить учитель - немец. Это был пожилой человек, достаточно умный чтобы не поднимать шум, и достаточно чуткий, чтобы расспросить ребёнка о причинах такого решения.

Поутру добрый старик попросился в комнату барыни и довольно долго за закрытыми дверями беседовал с ней. Этот разговор вразумил строптивую хозяйку. Она оставила свои жестокие методы воспитания.

Писатель не стеснялся во взрослом возрасте признаваться, что всегда боялся матери, как огня. Её беспредел распространялся на весь дом. Дня не было, чтобы кому-то из домочадцев или слуг недоставалось от неё.

Самое приятное, что было в доме для маленького Ивана - это книги. С восьми лет он рылся в заветных шкафах. Иногда ребёнок настолько увлекался той или иной книгой, что даже ночью впечатления не отпускали и рисовали массу смутных образов.

Известно, что любовь к русскому языку и литературе юному Ивану прививали не только родители. Среди прочих слуг в доме имелся один камердинер из крепостных, который оказал влияние на формирование отношения к языку у будущего писателя. Этот камердинер в дальнейшем станет прототипом в одном из рассказов Тургенева.

Отец Тургенева

Сергей Николаевич Тургенев принимал участие в воспитании детей очень косвенно. Он будто не допускал детей к себе. Зато никогда не наказывал и не кричал.

Взрослый Иван Сергеевич говорил, что отец имел на него непонятное влияние, да и сами отношения между отцом и сыном были странными.

Иван непросто любил отца. Отец казался ему образцом мужчины.

Сергей Николаевич очень гордился своей родословной, по линии отца, которая шла с 1440 года. С особой почестью говорил о своих предках, которые и Лжедмитрия обличали, и с декабристами имели сношения.

Сам Сергей Николаевич был настоящим красавцем, отличался изяществом и утончённым умом.

Совсем юным он стал воевать. Имел тяжёлое ранение, полученное в ходе Бородинского сражения. Был награждён Георгиевским крестом.

На момент знакомства с Варварой Петровной мужчина находился в сложном материальном положении и женился по расчёту.

Чудо не произошло. Брак не стал счастливым. Никогда Сергей Николаевич не почувствовал близости души своей жены, не стал другом своим детям. В воспитании полностью полагался на супругу.

Взрослый Иван Сергеевич, в своих рассуждениях писал, что отцу, видимо, мысль о семейном счастье даже не приходила в голову.

Мать Тургенева

Варвара Петровна Тургенева, урождённая Лутовинова, была женщиной очень своеобразной.

Она не умела, и похоже, не имела необходимости, выражать свою любовь по отношению к детям.

Понятно отчего так происходило становиться сразу, как только узнаёшь её личную историю взросления.

Её прадед по матери, Иван Андреевич Лутовинов, имел трёх сыновей: Алексея, Ивана и Петра. Только один Пётр был женат и усадьбой граничил с усадьбой брата Ивана. Они оба были рачительными хозяевами.

Пётр Иванович был опытным садовником, любил своё дело. Но к сожалению, он рано умер, и мать Варвары Петровны вышла замуж вторично. Вскоре мать тоже умерла и девочка осталась в полной власти отчима.

Отчим не отличался добрым нравом. Держал маленькую Варю в строгом повиновении и часто наказывал. Деспотичный отчим в какой-то момент стал подросшей девочке просто ненавистен. Однажды она вылезла в окно и просто убежала к своему дяде в Спасское-Лутовиново.

Дядя приютил племянницу. Оплатил её образование. Хотя он был очень странным, и многие его считали сумасшедшим, с ним Варвара Петровна прожила до самой его смерти. Скончался дядя скоропостижно, подавившись вишнёвой косточкой. Девушка унаследовала большое состояние. На тот момент ей исполнилось 26 лет.

Гонения и оскорбления, которым она подвергалась в молодости, ожесточили её характер. Другой она стать не смогла.

Будучи законной и единственной хозяйкой огромного имения теперь не нужно было обуздывать свои желания. Свобода и власть над людьми сделали своё дело. Её наследство состояло из 5 тыс. душ и большого количества деревень в разных губерниях. Девушка буквально опьянела от самовластия.

В её имении всё было как в маленьком королевстве. Над крышей дома развивался флаг с гербом. У неё был министр двора, министр почты, своя полиция и зал суда. В доме была организована господская кантора. В ней Варвара Петровна установила для себя трон. Сидя в троне она выслушивала донесения, отчёты о выполненной работе, диктовала свои приказы.

Жизнь была скучна. Девушка понимала, что она уже считается старой девой и надежд свить своё гнездо всё меньше. Понимала она и то, что родилась некрасивой.

Когда в 1815 году в Спасское приехал ремонтёром, то есть закупщиком лошадей для военных целей, молодой двадцатидвухлетний поручик Сергей Николаевич Тургенев у них произошло знакомство, которое в дальнейшем переросло в более крепкий союз.

Иван Сергеевич Тургенев родился в дворянской семье в 1818 году. Надо сказать, что из этой среды вышли практически все крупные русские писатели 19 века. В этой статье мы рассмотрим жизнь и творчество Тургенева.

Родители

Примечательно знакомство родителей Ивана. В 1815 году в Спасское приехал молодой и красивый кавалергард Сергей Тургенев. На Варвару Петровну (мать писателя) он произвёл сильное впечатление. По словам близкой к окружению современницы, Варвара велела передать Сергею через знакомых, чтобы тот сделал формальное предложение, и она с радостью согласится. По большей части это был Тургенев принадлежал к дворянскому сословию и был героем войны, а Варвара Петровна имела большое состояние.

Отношения в новоиспечённой семье были натянутыми. Сергей даже не пытался спорить с полновластной хозяйкой всего их состояния. В доме витала лишь отчуждённость и еле сдерживаемое взаимное раздражение. Единственное, в чём сходились супруги - в стремлении дать своим детям лучшее образование. И на это они не жалели ни сил, ни денег.

Переезд в Москву

Именно поэтому вся семья переехала в Москву в 1927 году. В то время состоятельные дворяне отдавали своих детей исключительно в частные учебные заведения. Вот и юный Иван Сергеевич Тургенев был отдан в пансион при Армянском институте, а через несколько месяцев переведён в Вейденгаммерский пансион. Спустя два года его оттуда исключили, и родители больше не предпринимали попыток устроить сына в какое-либо заведение. Готовиться к поступлению в университет будущий писатель продолжил на дому с репетиторами.

Учёба

Поступив в Московский университет, Иван проучился там всего год. В 1834 году он переехал вместе с братом и отцом в Петербург и перевелся в местное учебное заведение. Юный Тургенев окончил его через два года. Но в будущем он всегда чаще упоминал Московский университет, отдавая ему наибольшее предпочтение. Это объяснялось тем, что Петербургский институт был известен своим жёстким надзором за студентами со стороны правительства. В Москве такого контроля не было, и вольнолюбивые студенты были очень довольны.

Первые произведения

Можно сказать, что творчество Тургенева началось с университетской скамьи. Хотя сам Иван Сергеевич не любил вспоминать о литературных опытах того времени. Началом своей писательской карьеры он считал 40-е годы. Поэтому большая часть его университетских произведений так до нас и не дошла. Если считать Тургенева взыскательным художником, то он поступил правильно: имеющиеся образцы его сочинений того времени относятся к категории литературного ученичества. Интерес они могут представлять лишь для историков литературы и тех, кто хочет понять, с чего начиналось творчество Тургенева и как формировалось его писательское дарование.

Увлечение философией

В середине и конце 30-х годов Иван Сергеевич очень много писал для оттачивания писательского навыка. На одно из своих произведений он получил критический отзыв Белинского. Это событие оказало большое влияние на творчество Тургенева, кратко описанное в этой статье. Ведь дело было не только в том, что великий критик исправил ошибки неопытного вкуса «зелёного» писателя. Иван Сергеевич изменил свои взгляды не только на искусство, но и на саму жизнь. Путём наблюдений и анализа он решил изучить реальную действительность во всех её ипостасях. Поэтому, помимо литературных занятий, Тургенев увлёкся философией, причём настолько серьёзно, что подумывал о профессорской деятельности на кафедре какого-нибудь университета. Желание подтянуть эту область знаний привело его уже в третий по счёту университет - Берлинский. С большими перерывами он провёл там примерно два года и очень хорошо изучил работы Гегеля и Фейербаха.

Первый успех

В 1838-1842 годах творчество Тургенева не отличалось бурной активностью. Он писал мало и в основном только лирику. Опубликованные им стихотворения не привлекали внимания ни критиков, ни читателей. В связи с этим Иван Сергеевич решил больше времени уделить таким жанрам, как драма и поэма. Первый успех на этом поприще пришёл к нему в апреле 1843 года, когда вышла в свет «Пороша». А уже через месяц в «Отечественных записках» на неё была напечатана хвалебная рецензия Белинского.

На самом деле эта поэма не отличалась оригинальностью. Незаурядной она стала лишь благодаря отзыву Белинского. Да и в самой рецензии он говорил не столько о поэме, сколько о таланте Тургенева. Но всё же Белинский не ошибся, он точно разглядел в молодом авторе выдающиеся писательские способности.

Когда рецензию прочёл сам Иван Сергеевич, она вызвала у него не радость, а, скорее, смущение. Причиной тому были сомнения насчёт правильности выбора своего призвания. Они одолевали писателя с начала 40-х годов. Всё же статья его приободрила и заставила повысить планку требований к своей деятельности. С этого времени творчество Тургенева, кратко описанное в школьной программе, получило дополнительный стимул и пошло в гору. Иван Сергеевич чувствовал ответственность перед критиками, читателями и, прежде всего, собой. Поэтому он усердно работал над улучшением писательского навыка.

Арест

В 1852 году умер Гоголь. Это событие сильно повлияло на жизнь и творчество Тургенева. И дело тут вовсе не в эмоциональных переживаниях. Иван Сергеевич написал по этому случаю «горячую» статью. Цензурный комитет Петербурга её запретил, назвав Гоголя «лакейским» писателем. Тогда Иван Сергеевич отправил статью в Москву, где стараниями его приятелей она была напечатана. Сразу же назначили расследование, в ходе которого объявили Тургенева и его друзей виновниками государственной смуты. Иван Сергеевич получил месяц заключения с последующей высылкой на родину под присмотр. Все понимали, что статья был лишь предлогом, но приказ исходил с самого верха. Кстати, во время "отсидки" писателя вышел в тираж один из его лучших рассказов. На обложке каждой книги красовалась надпись: «Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

После освобождения писатель отправился в ссылку в село Спасское. Там он провёл почти полтора года. В первое время ничего не могло его увлечь: ни охота, ни творчество. Он очень мало писал. Тогдашние письма Ивана Сергеевича изобиловали жалобами на одиночество и просьбами хоть ненадолго приехать к нему в гости. Он просил собратьев по ремеслу навестить его, так как чувствовал сильную потребность в общении. Но были и положительные моменты. Как гласит хронологическая таблица творчества Тургенева, именно в то время у писателя зародилась идея написания «Отцов и детей». Давайте же поговорим об этом шедевральном произведении.

"Отцы и дети"

После публикации в 1862 году этот роман вызвал очень бурную полемику, в ходе которой большинство читателей окрестили Тургенева реакционером. Эта полемика напугала писателя. Он считал, что ему больше не удастся найти взаимопонимания с молодыми читателями. А ведь именно им было адресовано произведение. В общем, тяжёлые времена переживало творчество Тургенева. «Отцы и дети» стали тому причиной. Как и в начале писательской карьеры, Иван Сергеевич засомневался в собственном призвании.

В это время он написал повесть «Призраки», которая прекрасно передала его мысли и сомнения. Тургенев рассуждал, что писательская фантазия бессильна перед тайнами народного сознания. А в повести «Довольно» вообще усомнился в плодотворности деятельности отдельного человека на благо общества. Создавалось впечатление, что Ивана Сергеевича больше не волнует успех у публики, и он думает о завершении карьеры писателя. Изменить своё решение Тургеневу помогло творчество Пушкина. Иван Сергеевич прочёл рассуждения великого поэта относительно мнения публики: «Она непостоянна, многолика и подвержена веяниям моды. Но истинный поэт всегда обращается к публике, данной ему судьбой. Его долг - пробудить в ней добрые чувства».

Заключение

Мы рассмотрели жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева. С тех времён Россия сильно изменилась. Всё, что писатель выставлял в своих произведениях на передний план, осталось в далёком прошлом. Уже нет большинства барских усадеб, встречающихся на страницах сочинений автора. Да и тема злых помещиков и дворянства уже не обладает социальной остротой. И русская деревня сейчас совсем другая.

Тем не менее судьбы героев того времени продолжают возбуждать в современном читателе неподдельный интерес. Оказывается, всё, что ненавидел Иван Сергеевич, ненавистно и нам. А то, что виделось ему хорошим, является таковым и с нашей точки зрения. Конечно, можно не согласиться с писателем, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что творчество Тургенева находится вне времени.

Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель и поэт, драматург, публицист, критик и переводчик. Он родился 28 октября 1818 года в городе Орле. Его произведения запомнились своими яркими описаниями природы, живыми образами и характерами персонажей. Особенно выделяют критики цикл рассказов «Записки охотника», в котором отражаются лучшие моральные качества простого крестьянина. В повестях Тургенева было много сильных и самоотверженных женщин. Поэт оказал сильнейшее влияние на развитие мировой литературы. Он умер 22 августа 1883 года неподалёку от Парижа.

Детство и образование

Тургенев родился в дворянской семье. Его отец был офицером в отставке. Мать писателя, Варвара Петровна Лутовинова, имела дворянское происхождение. Детство Ивана прошло в наследственном имении её семьи. Родители сделали всё, чтобы обеспечить сыну комфортное существование. Его обучали лучшие учителя и гувернеры, а в юном возрасте Иван с семьёй переехал в Москву для получения высшего образования. С детства парень изучал иностранные языки, он в совершенстве владел английским, французским и немецким.

Переезд в Москву состоялся в 1827 году. Там Иван учился в пансионе Вейденгаммера, также он занимался с частными преподавателями. Спустя пять лет будущий писатель стал студентом словесного отделения престижного московского университета. В 1834 Тургенев перевёлся на факультет философии в Петербург, поскольку его семья переехала в этот город. Именно тогда Иван начинает писать свои первые стихи.

За три года он создал более сотни лирических произведений, включая поэму «Стено». Профессор Плетнев П. А., преподававший Тургеневу, сразу заметил несомненный талант юноши. Благодаря ему произошла публикация стихотворений Ивана «К Венере Медицейской» и «Вечер» в журнале «Современник».

В 1838, через два года после окончания университета, он отправился в Берлин для прослушивания филологических лекций. На тот момент Тургенев успел получить кандидатскую степень. В Германии юноша продолжает обучение, он занимается грамматикой древнегреческого языка и латыни. Также его заинтересовало изучение римской и греческой литературы. Одновременно с этим Тургенев заводит знакомство с Бакуниным и Станкевичем. Два года он путешествует, посещая Францию, Италию и Голландию.

Возвращение на родину

В Москву Иван вернулся в 1841 году, в то же время он встречает Гоголя, Герцена и Аксакова. Поэт очень ценил знакомство с каждым из коллег. Совместно они посещают литературные кружки. В следующем году Тургенев просит о допуске его к экзамену на степень магистра философии.

В 1843 на некоторое время писатель отправляется работать в министерской канцелярии, но монотонная деятельность чиновника не приносит ему удовлетворения. В то же время публикуется его поэма «Параша», которую высоко оценил В. Белинский. 1843 год запомнился писателю также знакомством с французской певицей Полиной Виардо. После этого Тургенев решает полностью посвятить себя творчеству.

В 1846 году увидели свет повести «Три портрета» и «Бреттер». Через некоторое время после этого писатель создаёт и другие известные произведения, в числе которых «Завтрак у предводителя», «Провинциалка», «Холостяк», «Муму», «Месяц в деревне» и другие. Сборник рассказов «Записки охотника» Тургенев выпускает в 1852 году. Тогда же выходит его некролог, посвящённый Николаю Гоголю. Это произведение запретили в Петербурге, но опубликовали в Москве. За свои радикальные взгляды Иван Сергеевич был сослан в Спасское.

Позже он написал ещё четыре произведения, впоследствии ставшие крупнейшими в его творчестве. В 1856 году вышла книга «Рудин», через три года после этого прозаик написал роман «Дворянское гнездо». 1860 год ознаменовался выходом произведения «Накануне». Одно из наиболее известных сочинений автора, «Отцы и дети», датируется 1862 годом.

Этот период жизни также был отмечен разрывом отношений поэта с журналом «Современник». Это произошло после статьи Добролюбова под названием «Когда же придёт настоящий день?», которая была наполнена негативом в адрес романа «Накануне». Следующие несколько лет жизни Тургенев провёл в Баден-Бадене. Город вдохновил его на самый объёмный роман под названием «Новь», он вышел в 1877 году.

Последние годы жизни

Писателя особенно интересовали западноевропейские культурные тенденции. Он вступил в переписку с известными писателями, среди которых были Мопассан, Жорж Санд, Виктор Гюго и другие. Благодаря их общению происходило обогащение литературы. В 1874 году Тургенев занимается организацией обедов совместно с Золя, Флобером, Доде и Эдмоном Гонкуром. В 1878 году в Париже проходит международный литературный конгресс, во время которого Иван избирается вице-президентом. В то же время он становится уважаемым доктором Оксфордского университета.

Несмотря на то, что прозаик проживал далеко от России, его произведения были известны и на родине. В 1867 году вышел роман «Дым», разделивший соотечественников на две оппозиции. Многие критиковали его, другие же были уверены, что произведение открывает новую литературную эпоху.

Весной 1882 году впервые проявил себя физический недуг под названием микросаркома, который причинял Тургеневу ужасную боль. Именно из-за него впоследствии умер писатель. Он до последнего боролся с болью, последним произведением Ивана стали «Стихотворения в прозе», выпущенные за несколько месяцев до его смерти. 3 сентября (по старому стилю 22 августа) 1883 Иван Сергеевич умер в Буживале. Похоронен он был в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. На похоронах присутствовало много людей, желающих проститься с талантливым писателем.

Личная жизнь

Первой любовью поэта стала княжна Шаховская, которая находилась в отношениях с его отцом. Они встретились в 1833 году, и только в 1860 Тургенев смог описать свои чувства в повести «Первая любовь». Через десять лет после знакомства с княжной Иван встречает Полину Виардо, в которую влюбляется почти сразу же. Он сопровождает её на гастролях, именно с этой женщиной прозаик впоследствии переезжает в Баден-Баден. Через некоторое время у пары родилась дочь, которая воспитывалась в Париже.

Проблемы в отношениях с певицей начались из-за расстояния, также в качестве помехи выступал её муж Луи. Тургенев заводит роман с дальней родственницей. Они даже собирались пожениться. В начале шестидесятых годов прозаик снова сближается с Виардо, они живут вместе в Баден-Бадене, затем переезжают в Париж. В последние годы жизни Иван Сергеевич увлекается юной актрисой Марией Савиной, которая отвечает ему взаимностью.

Иван Сергеевич Тургенев - известный русский писатель, поэт, переводчик, член Петербургской Академии наук (1860).

Город Орёл

Литография. 1850-е г.г.

«1818 г. 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра» - такую запись сделала в своей памятной книжке Варвара Петровна Тургенева.
Иван Сергеевич был ее вторым сыном. Первый - Николай - родился двумя годами раньше, а в 1821 году в семье Тургеневых появился еще один мальчик - Сергей.

Родители
Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.
Мать - Варвара Петровна, урожденная Лутовинова,- женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.
Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым. Он происходил из старинного дворянского рода, который, однако, к тому времени уже оскудел. От былого богатства осталось лишь небольшое имение. Сергей Николаевич был красив, изящен, умен. И не удивительно, что на Варвару Петровну он произвел неотразимое впе¬чатление, и она дала понять, что если Сергей Николаевич посватается, то отказа не последует.
Молодой офицер раздумывал недолго. И хотя невеста была на шесть лет старше его и привлекательностью не отличалась, однако громадные угодья и тысячи крепостных душ, которыми она владела, определили решение Сергея Николаевича.
В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле.
Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Сергей Николаевич жил так, как ему хотелось, не обременяя себя заботами о семье и хозяйстве. В 1821 году он вышел в отставку и вместе с семьей переехал в имение жены Спасское-Лутовиново, в семидесяти верстах от Орла.

Детство будущего писателя прошло в Спасском-Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии. С этим родовым имением его матери Варвары Петровны, суровой и властной женщины, связано многое в творчестве Тургенева. В описанных им поместьях и усадьбах неизменно проглядывают черты его родимого «гнезда». Тургенев считал себя многим обязанным Орловщине, её природе и жителям.

Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками.

Годы учения
Воспитанием детей в раннем возрасте занималась преимущественно Варвара Петровна. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины. «Мне нечем помянуть моего детства,- говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута».
В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. В огромных шкафах хранились произведения античных писателей и поэтов, сочинения французских энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Монтескье, романы В. Скотта, де Сталь, Шатобриана; произведения русских литераторов: Ломоносова, Сумарокова, Карамзина, Дмитриева, Жуковского, а также книги по истории, естествознанию, ботанике. Вскоре библиотека стала для Тургенева самым любимым местом в доме, где он порой проводил целые дни. В немалой степени интерес к литературе у мальчика поддерживала мать, которая довольно много читала и хорошо знала французскую литературу и русскую поэзию конца XVIII - начала XIX века.
В начале 1827 года семья Тургеневых переехала в Москву: пора было готовить детей к поступлению в учебные заведения. Сначала Николая и Ивана поместили в частный пансион Винтеркеллера, а затем в пансион Краузе, названный позднее Лазаревским институтом восточных языков. Здесь братья проучились недолго - всего несколько месяцев.
Дальнейшее их образование было поручено домашним учителям. С ними они изучали русскую словесность, историю, географию, математику, иностранные языки - немецкий, французский, английский, - рисование. Русскую историю преподавал поэт И. П. Клюшников, а русскому языку учил Д. Н. Дубенский, известный исследователь «Слова о полку Игореве».

Университетские годы. 1833-1837.
Тургеневу не было еще и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета.
Московский университет в то время был основным центром передовой русской мысли. Среди молодых людей, пришедших в университет в конце 1820-х и в начале 1830-х годов, свято хранилась память о декабристах, с оружием в руках выступивших против самодержавия. Студенты внимательно следили за событиями, происходившими тогда в России и в Европе. Тургенев позднее говорил, что именно в эти годы у него стали складываться «весьма свободные, чуть не республиканские убеждения».
Конечно, цельного и последовательного мировоззрения Тургенев в те годы еще не выработал. Ему едва минуло шестнадцать лет. Это был период роста, период поисков и сомнений.
В Московском университете Тургенев проучился всего один год. После того как его старший брат Николай поступил в гвардейскую артиллерию, расквартированную в Петербурге, отец решил, что братьям не следует разлучаться, и поэтому летом 1834 года Тургенев подал прошение о переводе на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.
Не успела семья Тургеневых обосноваться в столице, как неожиданно умер Сергей Николаевич. Смерть отца глубоко потрясла Тургенева и заставила его впервые серьезно задуматься о жизни и смерти, о месте человека в вечном движении природы. Мысли и переживания юноши нашли свое отражение в целом ряде лирических стихотворений, а также в драматической поэме «Стено» (1834). Первые литературные опыты Тургенева создавались под сильнейшим воздействием господствовавшего тогда в литературе романтизма, и прежде всего поэзии Байрона. Герой Тургенева - пылкий, страстный, полный восторженных стремлений человек, который не желает мириться с окружающим его миром зла, но и не может найти применения своим силам и в конце концов трагически погибает. Позднее Тургенев весьма скептически отзывался об этой поэме, называя ее «нелепым произведением, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Однако нельзя не отметить, что в поэме «Стено» нашли свое отражение размышления юного поэта о смысле жизни и о назначении в ней человека, то есть вопросы, разрешить которые пытались многие великие поэты того времени: Гете, Шиллер, Байрон.
После Московского столичный университет показался Тургеневу бесцветным. Здесь все было по-другому: не было той атмосферы дружбы и товарищества, к которой он привык, не чувствовалось стремления к живому общению и спорам, мало кто интересовался вопросами общественной жизни. Да и состав студентов был иной. Среди них было много юношей из аристократических семей, которые мало интересовались наукой.
Преподавание в Петербургском университете велось по довольно широкой программе. Но серьезных знаний студенты не получали. Интересных преподавателей не было. Ближе других оказался Тургеневу лишь профессор русской литературы Петр Александрович Плетнев.
В период учебы в университете у Тургенева проявился глубокий интерес к музыке и театру. Он часто бывал на концертах, в оперном и драматическом театрах.
Окончив университет, Тургенев решил продолжить свое образование и в мае 1838 года отправился в Берлин.

Учеба за границей. 1838-1940.
После Петербурга Берлин показался Тургеневу городом чопорным и немного скучным. «Что прикажете сказать о городе,- писал он,- где встают в шесть часов утра, обедают в два и ложатся спать раньше куриц, о городе, где в десять часов вечера одни меланхолические и нагруженные пивом сторожа скитаются по пустынным улицам...»
Но в университетских аудиториях Берлинского университета было всегда многолюдно. На лекции собирались не только студенты, но и вольнослушатели - офицеры, чиновники, стремившиеся приобщиться к науке.
Уже первые занятия в Берлинском университете обнаружили у Тургенева пробелы в его образовании. Позднее он писал: «Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля..., а на дому принужден был зубрить латинскую грамматику и греческую, которые знал плохо. И я был не из худших кандидатов».
Тургенев усердно постигал премудрости немецкой философии, а в свободное время посещал театры и концерты. Музыка и театр стали для него истинной потребностью. Он слушал оперы Моцарта и Глюка, симфонии Бетховена, смотрел драмы Шекспира и Шиллера.
Живя за границей, Тургенев не переставал думать о своей родине, о своем народе, о его настоящем и будущем.
Уже тогда, в 1840 году, Тургенев верил в великое предназначение своего народа, в его силу и стойкость.
Наконец слушание курса лекций в Берлинском университете закончилось, и в мае 1841 года Тургенев вернулся в Россию и самым серьезным образом стал готовить себя к научной деятельности. Он мечтал стать профессором философии.

Возвращение в Россию. Служба.
Увлечение философскими науками - одна из характерных черт общественного движения в России конца 1830-х и начала 1840-х годов. Передовые люди того времени пытались с помощью абстрактных философских категорий объяснить окружающий мир и противоречия русской действительности, найти ответы на волновавшие их злободневные вопросы современности.
Однако планы Тургенева изменились. Он разочаровался в идеалистической философии и оставил надежду с ее помощью разрешить волновавшие его вопросы. К тому же Тургенев пришел к выводу, что наука - не его призвание.
В начале 1842 года Иван Сергеевич подал прошение на имя министра внутренних дел о зачислении его на службу и вскоре был принят чиновником особых поручений в канцелярию под начальство В. И. Даля, известного писателя и этнографа. Однако служил Тургенев не долго и в мае 1845 года вышел в отставку.
Пребывание на государственной службе дало ему возможность собрать большой жизненный материал, связанный в первую очередь с трагическим положением крестьян и с губительной властью крепостного права, поскольку в канцелярии, где служил Тургенев, часто рассматривались дела о наказаниях крепостных, о всякого рода злоупотреблениях чиновников и т. п. Именно в это время у Тургенева выработалось резко отрицательное отношение к бюрократическим порядкам, господствующим в государственных учреждениях, к черствости и эгоизму петербургских чиновников. И вообще петербургская жизнь произвела на Тургенева гнетущее впечатление.

Творчество И. С. Тургенева.
Первым произведением И. С. Тургенева можно считать драматическую поэму «Стено» (1834), которую он написал пятистопным ямбом, будучи студентом, а в 1836 году показал своему университетскому преподавателю П. А. Плетневу.
Первой публикацией в печати стала небольшая рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836). Много лет спустя Тургенев так объяснял появление этого своего первого печатного произведения: «Мне тогда только что минуло семнадцать лет, я был студентом С.-Петербургского университета; родственники мои, ввиду обеспечения моей будущей карьеры, отрекомендовали меня Сербиновичу, тогдашнему издателю «Журнала Министерства просвещения». Сербинович, которого я видел всего один раз, желая, вероятно, испытать мои способности, вручил мне... книгу Муравьева с тем, чтобы я разобрал ее; я написал нечто по ее поводу - и вот теперь, чуть не через сорок лет, я узнаю, что это «нечто» удостоилось тиснения».
Первые его произведения были поэтическими. Его стихотворения, начиная с конца 1830-х годов, стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В них отчетливо слышались мотивы господствовавшего тогда романтического направления, отзвуки поэзии Жуковского, Козлова, Бенедиктова. Большинство стихов - это элегические раздумья о любви, о бесцельно прожитой молодости. Они, как правило, были пронизаны мотивами грусти, печали, тоски. Сам Тургенев позднее весьма скептически относился к своим стихотворениям и поэмам, написанным в это время, и никогда не включал их в собрания сочинений. «Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к своим стихотворениям...- писал он в 1874 году,- дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете».
Тургенев был несправедлив, столь сурово отозвавшись о своих поэтических опытах. Среди них можно найти немало талантливо написанных стихотворений, многие из которых получили высокую оценку читателей и критики: «Баллада», «Опять один, один...», «Весенний вечер», «Утро туманное, утро седое...» и другие. Некоторые из них позднее были положены на музыку и стали популярными романсами.
Началом своей литературной деятельности Тургенев считал 1843 год, когда в печати появилась его поэма «Параша», открывшая собой целый ряд произведений, посвященных развенчанию романтического героя. «Параша» встретила весьма сочувственный отзыв Белинского, увидевшего в молодом авторе «необыкновенный поэтический талант», «верную наблюдательность, глубокую мысль», «сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его».
Первое прозаическое произведение И. С. Тургенева – очерк «Хорь и Калиныч» (1847), опубликованный в журнале «Современник» и открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника» (1847-1852). «Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже сороковых и начала пятидесятых годов и появлялись в печати в виде отдельных рассказов и очерков. В 1852 году они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
«Записки охотника» - это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Как живые встают со страниц «Записок охотника» образы крестьян, отличающихся острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе до Тургенева никто не изображал. И не случайно, прочитав первый очерк из «Записок охотника - «Хорь и Калиныч», «Белинский заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил».
Большую часть «Записок охотника» Тургенев написал во Франции.

Произведения И. С. Тургенева
Рассказы: сборник рассказов «Записки охотника» (1847-1852), «Муму» (1852), «Рассказ отца Алексея» (1877) и др.;
Повести: «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872) и др.;
Романы: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877);
Пьесы: «Завтрак у предводителя» (1846), «Где тонко, там и рвется» (1847), «Холостяк» (1849), «Провинциалка» (1850), «Месяц в деревне» (1854) и др.;
Поэзия: драматическая поэма «Стено» (1834), стихотворения (1834-1849), поэма «Параша» (1843) и др., литературно-философские «Стихотворения в прозе» (1882);
Переводы Байрона Д., Гёте И., Уитмена У., Флобера Г.
А также критика, публицистика, мемуары и переписка.

Любовь через всю жизнь
Со знаменитой французской певицей Полиной Виардо Тургенев познакомился еще в 1843 году, в Петербурге, куда она приехала с гастролями. Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртавенеле, в имении Полины.
Любовь к Полине Виардо оставалась и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи. но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель, по сути, превратился в члена семьи Виардо. Мужа Полины (человека, судя по всему, ангельского терпения), Луи Виардо, он пережил всего на три месяца.

Журнал «Современник»
Белинский и его единомышленники давно мечтали иметь свой печатный орган. Эта мечта осуществилась только в 1846 году, когда Некрасову и Панаеву удалось приобрести в аренду журнал «Современник», основанный в свое время А. С. Пушкиным и после его смерти издававшийся П. А. Плетневым. Тургенев принял самое непосредственное участие в организации нового журнала. По словам П. В. Анненкова, Тургенев был «душой всего плана, устроителем его... Некрасов советовался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами».
В январе 1847 года первый номер обновленного «Современника» вышел в свет. Тургенев опубликовал в нем несколько произведений: цикл стихотворений, рецензию на трагедию Н. В. Кукольника «Генерал-поручик Паткуль...», «Современные заметки» (совместно с Некрасовым). Но подлинным украшением первой книжки журнала явился очерк «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника».

Признание на Западе
Начиная с 60-х годов имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П. Мериме, Ж. Санд, Г. Флобером, Э. Золя, А. Додэ, Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры. Все они считали Тургенева выдающимся художником-реалистом и не только высоко ценили его произведения, но и учились у него. Обращаясь к Тургеневу, Ж. Санд говорила: «Учитель! - Все мы должны пройти вашу школу!»
Почти всю жизнь Тургенев провёл в Европе, лишь наездами бывая в России. Он был заметной фигурой в литературной жизни Запада. Тесно общался со многими французскими писателями, а в 1878 г. даже председательствовал (совместно с Виктором Гюго) на Международном литературном конгрессе в Париже. Не случайно именно с Тургенева началось всемирное признание русской литературы.
Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отечество к восприятию европейской публики».

Связь с Россией
Почти ежегодно весной или летом Тургенев при­езжал в Россию. Каж­дый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворитель­ных вечерах, на дружеских встречах.
Вместе с тем Иван Сергеевич до конца жизни сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. В лучших страницах его прозы много от тишины усадебного быта помещичьей России. Едва ли у кого из писателей - современников Тургенева так чист и правилен русский язык, способный, как говаривал он сам, «совершать чудеса в умелых руках». Тургенев нередко писал свои романы «на злобу дня».
Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881 года. Друзьям он неоднократно «высказывал свою решимость вернуться в Россию и там поселиться». Однако эта мечта не осуществилась. В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел, и о переезде уже не могло быть речи. Но все его мысли были на родине, в России. О ней думал он, прикованный к постели тяжелым недугом, о ее будущем, о славе русской литературы.
Не­задолго до смерти он высказал пожелание быть похоронен­ным в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белин­ским.
Последняя воля писателя была выполнена

«Стихотворения в прозе».
«Стихотворения в прозе» справедливо считаются за­ключительным аккордом литературной деятельности писа­теля. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.
Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасю-левич заменил его другим, оставшимся навсегда,- «Сти­хотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычность жанра. Пи­сатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в зо­лотой фонд нашей литературы. Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли» назвал их П. В. Анненков, выразив общее мнение читающей публики.
«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав по­эзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами... старика». Но «вздохи» эти донесли до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.

Памятники И. С. Тургеневу



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы