Про деток, от рождения до школы

Я расскажу вам о Богородицке, о том, как этот город попал в историю мировой литературы, о том, почему Богородицк называют Тульским Петергофом и о многом другом, связанном с этим маленьким городком.
Богородицк - российский город (с 1777 г.), административный центр Богородицкого района Тульской области. Богородицк не следует путать с городом Богородск, находящимся в Нижегородской области.
Город расположен на правом берегу реки Упёрты (приток Упы), в 65 км от Тулы. Население 30,1 тыс.чел. (данные на 2005 год).
Богородицк относится к старинным русским городам, первоначальная история которого связана с защитой от врагов южных границ средневекового Московского государства. Неподалеку от того места (в семи километрах), где впоследствии появился Богородицк, в 1380 г. произошло важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства - Куликовская битва . Напомню о том, что битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. Ещё Александр Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям... Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди!"
А теперь приглашаю вас погулять по старинной усадьбе графов Бобринских в Богородицке. Приятной прогулки!


Но сначала я расскажу вам немного об истории этого города.
В начале XVI в. с целью укрепления южной и юго-восточной границ государства был устроен оборонительный рубеж - Засечная черта. Многие сторожевые заставы в её пределах постепенно становились городками, среди них и Богородицк. В 1663 г. на месте сторожевого пункта возникла крепость, которой дано было поныне существующее название. Вокруг крепости выросли слободы земледельцев, ремесленников, стрельцов. Своё оборонное значение город утратил с выдвижением границ далеко на юг. Первоначально Богородицк считался городским поселением, т.е. военно-административным и экономическим центром округи. В 1670-1671 гг. из земель Дедиловского и Епифанского уездов был образован новый Богородицкий уезд.
В XVII веке это было ещё неспокойное место - даже спустя 300 лет после Куликовской битвы крымские и ногайские татары совершали постоянные набеги на юго-восточные земли России и нередко прорывались к Москве. Таким образом, Богородицку отводилась роль крепости второй линии.
В 1763 г. Богородицк был превращен в село Богородицкое, в 1765-м вместе с землей с.Бобрики составил собственную волость Екатерины II, в 1768-м стал именоваться слободой, но в связи с губернской реформой 1777 г. его снова возвели в ранг города.
Богородицк называют Тульским Петергофом. И вот почему…
С приходом к власти Екатерины II Богородицк исключили из штатного расписания уездных городов империи, а его уезд превратили в волость, которую переименовали в «собственную её императорского величества» и передали в особое правление генерал-поручику кавалеру С.В.Гагарину. Был ликвидирован и конный завод, так что Богородицк лишился единственного крупного заведения. После всех преобразований бывший уездный город стал центром принадлежавших Екатерине волостей, а целью преобразований было формирование владений для внебрачного сына Екатерины II и графа Г.Г.Орлова - Алексея Григорьевича Сицкого в 1775 году фамилию изменили на Бобринский). Напомню, что сразу после рождения младенец был отдан Екатериной II её гардеробмейстеру Василию Григорьевичу Шкурину, в семействе которого он и воспитывался до 1774 года, наравне с сыновьями Шкурина. По распоряжению Императрицы, ребёнок в 1775 году был взят и передан И.И.Бецкому, причём Екатерина II решила присвоить ребёнку, носившему имя Алексей Григорьевич, фамилию Бобринский, по названию села Спасского, также известного как Бобрики, Епифанского уезда, Тульской губернии, купленного для его материального обеспечения ещё в 1763 году, по приказу Екатерины II, у Ладыженского.
Вот так выглядел граф Бобринский в детстве (фото сделано в музее).
На территории бывшей крепости, а позднее конного завода, была построена богатая усадьба для А.Г.Бобринского, напротив которой был вырыт большой овальный пруд. Здание дворца было расположено на высоком левом берегу пруда, на остатках земляных валов старой крепости. Дворец и Казанская церковь были выполнены в стиле раннего классицизма и сооружены были по проекту крупного столичного зодчего И.Е.Старова (1745-1808 гг.).
Ряд лет спустя прославился созданием шедевра русской классической архитектуры - Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Выпускник российской Академии Художеств, Старов был на шесть лет отправлен в Европу изучать западную архитектуру и на момент получения заказа на проект недавно вернулся оттуда. Проектирование ансамбля в Богородицке было одной из первых работ Старова.
Проект дворца был выполнен в начавшем тогда складываться стиле русского классицизма и получил одобрение императрицы.
Композицию дворца отличают сдержанность, простота и рациональность. Двухэтажное здание имеет в основе прямоугольный план с широким полукруглым выступом в центре западного - главного, парадного - фасада и двумя боковыми ризалитами . Дворец графов Бобринских - памятник архитектуры XVIII столетия. Западный фасад в центре отмечен полукруглым выступом, определившим овальные залы. Восточный фасад украшает портик из четырех тосканских колонн, поддерживающих балкон второго этажа.
К 1875 году внук первого владельца Алексей Павлович Бобринский отстроил “прежде бывший дворец каменный”, сделал к 100-летнему дедовскому дому северную и южную пристройки и не поскупился на роскошный ремонт. По отзыву соседей, “в чудесном Богородицком имении... вновь отделанный дворец был устроен на славу”.
Над центральной частью фасада Старов поместил бельведер .
Внешнему убранству дворца он придал лаконичность. Стены украшает только рустовка - каменная кладка стен с грубо отесанной лицевой поверхностью. Вместе с тем дворец необычайно изящен. Здание поставлено на высоком цоколе.
Неизвестно, приезжал ли сам Старов в Богородицк, по всей вероятности, он здесь не был. Непосредственное руководство всеми строительными работами осуществляли архитектор Яков Ананьевич Ананьев (его фото внизу) и его помощник Ф. Волков. Они успешно воплотили в жизнь замысел Старова. В усадебный комплекс входили также возвышавшаяся позади дворца башня-колокольня и примыкавшие к ней г-образные служебные корпуса, которые называли «замком» и которые вместе с дворцом окружали двор. В башне над воротами размещалась волостная канцелярия.
А сейчас приглашаю вас подняться по винтовой лестнице на крышу дворца и полюбоваться видом Богородицка.
Летом здесь должно быть очень красиво...

Весной 1774 года в нескольких десятках метров от дворца по проекту Старова закладывается усадебная Казанская церковь.

С осени 1777 года на росписи церкви около года работал художник И.Т.Некрасов , автор известного семейного портрета Баженова, несколько лет состоявший в Кремлевской команде знаменитого архитектора. Несмотря на небольшие размеры, этот однокупольный храм благодаря отлично найденным пропорциям производит впечатление монументального и в истории архитектуры и рассматривается как подготовительный этап в работе Старова над Троицким собором Александро-Невской лавры в Петербурге.
До 1821 года Казанская церковь считалась соборной. В 1901 году здесь венчался с Ю.А.Бобринской будущий Председатель Совета Министров Временного правительства кн. Г.E.Львов. В начале 1930-х гг. богослужение было прекращено, иконы уничтожены, а росписи замазаны. До конца 1960-х гг. здание использовалось как склад. В 1990 году богослужение в храме возобновилось.
Позднее на территории усадьбы был разбит великолепный парк, проектировщиком и руководителем создания которого стал выдающийся русский учёный-агроном А.Т.Болотов, который в то время являлся управляющим волости.
При рождении А.Т.Болотова произошел забавный случай, который в последствии часто вспоминали в семье. Крестьянская бабка-повитуха молилась на коленях перед кроватью его матери и когда делала очередной поклон, крестик, свисающий на шнурке, попал между половиц, повернулся и застрял. Бабка оказалась "прикованной" к полу, а у матери Андрея начались роды. Все это выглядело настолько комично, что рассмешило даже мать Болотова. Прибежавшая на помощь дворовая женщина освободила "несчастную" и роды были приняты успешно. Андрей Тимофеевич, будучи оптимистом, этот случай в последствии связывал с тем, что он в жизни будет иметь больше веселых и радостных моментов, нежели печальных и горестных.
Болотов оставил после себя огромное количество научных трудов (до сих пор они не все изданы), а многие свои идеи воплотил в виде превосходных парков, русских парков, а не копий английских, французских, не¬мец¬ких. Лучший из них был создан в Богородицке.
«Не было б нимало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Англинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали Российскими", - писал А.Т.Болотов.
Об истории строительства парка можно прочитать . Парк был наполнен всевозможными зданиями, сооружениями, хитроумными «затеями», на которые Андрей Тимофеевич Болотов был великий мастер. Наиболее простой из его выдумок была «улитка» - тип широко распространенных в ту пору водяных забав.
Болотов устроил из дерна небольшой бугорок в форме улитки. Гости подходили, взбирались на него, а в это время по условленному знаку открывался находящийся рядом шлюз. Вода устремлялась к улитке и окружала ее сплошным озерцом. Грубоватые шутки такого рода были тогда в ходу. Потом перебрасывались мостки, и гости могли выбраться на сухое место. Фотографии зарисовок подобных забав я покажу вам в одном из следующих постов, когда буду рассказывать о музее.

Причудливые деревья в парке


В 1797 году, после смерти императрицы, А.Т.Болотов навсегда покидает Богородицк и его парк постепенно начинает приходить в запустение.
После отъезда Болотова парк надолго остался без настоящего присмотра. Ни владельцы, ни управляющие не заботились о сохранении и поддержании всего того, что с таким трудом и с такой любовью было сделано. Разрушающиеся постройки, водоводы, мелевшие пруды никто не восстанавливал.
Во второй половине XIX века парк вновь пережил возрождение. Его владелец, внук первого графа Бобринского, А.П.Бобринский немало поработал над ним. В ту пору в богородицкой усадьбе бывал Л.Н.Толстой, и парк стал прототипом имения Вронского в «Анне Карениной», так Богородицкий парк попал в мировую литературу.
Почти 120 лет имена Бобринские и Богородицк были неразделимы. Усадьба в Богородицке стала колыбелью многих поколений сравнительно немногочисленного, но знаменитого рода графов Бобринских, давшего Отечеству учёных и министров, депутатов Государственной думы, земских общественных деятелей.
После революции 1917 года парк и дворец Бобринских были национализированы. Некоторые члены семьи Бобринских были арестованы и затем освобождены из-за отсутствия доказательств их контрреволюционной деятельности.
После окончания гражданской войны экономика Богородицка была в упадке, работали лишь некоторые предприятия города. С началом в стране индустриализации экономика города начинает возрождаться: успешно пошли дела на кожевенном заводе, появились новые предприятия (кирпичный завод, промкомбинат, хлебозавод, молокозавод и др.), заработали шахты. Богородицк стал небольшим индустриальным городом.
Глупость и невежество проникали во все слои общества, в результате чего в городе были уничтожены: Покровская церковь, Троицкий собор и башня-колокольня возле дворца. Продолжала действовать Успенская церковь (с 1998 года - собор).
Великая отечественная война нанесла тяжелые раны Богородицку. Город лежал в руинах, от дворца осталась лишь полуразрушенная коробка, погибла

Проезд: Авт. "Тула - Богородицк". Из Москвы: авт."Москва - Богородицк", поезд с Павелецкого вокзала до станции Жданка

Местные достопримечательности:
Казанский храм (действующий, на территории парка), 1774-1783 гг., арх. И.Е. Старов
Успенский храм (действующий, территория города), 1831 г.
Свято-Казанский женский монастырь (с. Папоротка, 30 км. от Богородицка), основан в 2001 г.

Организации партнеры:
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова - M1583

Единиц хранения:
13893, из них 9377 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фарфор XVIII - нач. ХХ вв. - 125 ед. хр.
Живопись и графика народного художника РСФСР М.И. Авилова - 100 ед. хр.
Мебель и осветительные приборы кон. XVIII - вт. пол. XIX вв. - 150 ед. хр.
Коллекция изделий из поделочных и полудрагоценных камней и минералов - 370 ед. хр.
Коллекция самоваров кон. XIX - нач. XX вв. - 33 ед. хр.
Коллекция народного костюма Богородицкого уезда - 50 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Богородицкий Дворец-музей и парк - филиал государственного учреждения культуры Тульской области "Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей".

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых музею нужна помощь сторонних организаций и фондов: создание проекта благоустройства парка имени А.Т. Болотова, реставрационные работы в помещениях здания дворца-музея и въездной башни, создание экспозиции в здании въездной башни, приобретение экспозиционно-выставочного и современного фондового оборудования.

Copyright (c) 1996-2017 Богородицкий Дворец-музей и парк

Город Богородицк, что в 65 км. от Тулы, Богородицкий дворец – бывшая усадьба графа Алексея Григорьевича Бобринского. Сегодня здесь находится небольшой музей, рассказывающий о жизни этого человека, по слухам – внебрачного сына Екатерины II и её фаворита графа Григория Орлова.

В 18 в. императрица решила приобрести в Бобринской и Богородицкой волости, что в Тульской губернии. Возле села Бобрихи, осматривая земельные угодья, Екатерина внезапно раскрыла свой веер, бросила его на поляну и приказала по направлению пластин проложить дороги в будущей усадьбе. Строительство началось. В 1773 г. под руководством архитектора Ивана Второго был возведён великолепный двухэтажный дворец. Но мало кто знал, для кого предназначалась эта резиденция.

На самом деле Екатерина Великая построила роскошную для своего внебрачного сына. По одной из легенд фамилию Бобринский Алексей Григорьевич получил благодаря прихоти матери. Когда императрица решила спрятать ребёнка от посторонних глаз и ненужных сплетен, она передала его своему гардеробмейстеру Василию Шкурину. В обстановке полной секретности, ночью под усиленной охраной младенца привезли к нему в чёрной карете, закутанным в огромную бобровую шубу. Екатерине это обстоятельство показалось весьма забавным, и она дала сыну фамилию Бобринский.

Будущий хозяин Богородицкого дворца граф Алексей Григорьевич долго путешествовал по Европе, жил на широкую ногу, играл в карты, много кутил. Екатерине поведение сына порядком надоело, и она отозвала Алексея в Россию. Он приехал в свою усадьбу только в 1793 г. после того как вышел в отставку в чине генерал-майора. В те времена парк Богородицкого дворца считался лучшим в Тульской губернии. Здесь находились причудливые гроты, сад камней, каскады прудов; среди аллей красовались уютные беседки и летний театр. Граф Бобринский прожил здесь до конца своих дней. Кстати он написал мемуары, в которых подробно рассказал об истории с бобровой шубой.

После его смерти в 1813 г. Богородицкий дворец ждала нелёгкая судьба. Резиденция пришла в упадок, основные здания едва не уничтожили пожары. В годы Великой Отечественной Войны оно было взорвано фашистами.

В конце 20 в., стараниями местных жителей, основное здание усадьбы было восстановлено. Сегодня на его фасаде красуется герб рода Бобринских: двуглавый орёл, бобёр и графская корона. На гербе надпись: «Богу слава, жизнь – тебе». В здании находится небольшой музей. Экспонатов немного, их собирали буквально по крупицам, выкупая личные вещи Бобринских из частных коллекций.

Тульский Петергоф, Русский Версаль – так называют усадьбу графов Бобринских в Богородицке Тульской области. Именно эти места стали прообразом имения Воздвиженское графа Вронского в известном романе Льва Толстого «Анна Каренина».

Владелец усадьбы граф Алексей Григорьевич Бобринский был незаконнорожденным сыном императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова. Известные и влиятельные родители скрывали маленького Алешу, и до 12 лет у мальчика не было даже фамилии. Только когда пришло время отдавать ребенка на учебу в петербуржский кадетский корпус и жить без документов дальше оказалось нельзя, пришлось придумать и фамилию.

Происхождение фамилии связано с селом Бобрики в Тульской области (По другой версии, фамилию новорожденному графу «подарила» бобровая шуба, в которой его тайком выносили из дворца — «TPR» ) . Еще при рождении Алеши, императрица велела построить два имения: большой дворец в селе Бобрики и летнюю усадьбу в Богородицке. Однако все детство мальчик провел в Петербурге, а пользоваться подаренными дворцами начал уже после смерти своей матери, когда ему исполнилось 34 года. Именно в это время взошедший на престол Павел I признал Алексея Бобринского и публично назвал его своим родным братом.

Пожив в столице, Бобринский с семьей переезжает в Тульскую область. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в Бобриках, а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в Бобриках было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Бобринский дворец так и остался пустой – никто из семейства там никогда не жил.Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских – крупных промышленников, министров, государственных деятелей. Основатель рода Алексей Бобринский называл это место своим «маленьким раем». Еще бы, все здесь сделано достаточно удобно и продумано – две больших овальных комнаты, где так здорово было встречать гостей и проводить балы, отдельные ходы для прислуги и даже своеобразные «лифты», по которым с нижних этажей доставлялись блюда и напитки. Дворец строился по проекту известного архитектора того времени Ивана Григорьевича Старова, который известен как автор Троицкого собора в Александро-Невской Лавры и Таврического дворца в Петербурге. За сто лет до того, как земли купила Екатерина II, здесь находилась Богородицкая оборонительная крепость. С прежних времен осталась башня, которая позже была приспособлена под звонницу для усадебного храма и в восстановленном виде существует до сих пор.

Даже те, кто не слышал об усадьбе графов Бобринских, могли путешествовать по этим местам в своем воображении, читая шестую главу «Анны Карениной» Льва Толстого. Ведь именно дворец Бобринских стал прототипом имения Воздвиженское графа Вронского.

«…А вот сейчас ты увидишь дом. Это еще дедовский дом, и он ничего не изменен снаружи.

– Как хорош! – сказала Долли, с невольным удивлением глядя на прекрасный с колоннами дом, выступающий из разноцветной зелени старых деревьев сада.

– Не правда ли, хорош? И из дома, сверху, вид удивительный…»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

Из дома и правда открывается чудесный вид. Перед усадьбой раскинулся большой пейзажный парк, который создал известный русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Андрей Болотов работал в усадьбе управляющим и поучаствовал в планировке всего города. Всех жителей, чьи дома находились рядом с усадьбой, он переселил на противоположный берег пруда и расположил здания таким образом, что из центра овального зала дворца исходили пять главных улиц города, как пять пальцев. Такая планировка сохранилась до нашего времени. Особенно красиво это смотрится вечером: если посмотреть из окон усадьбы в темное время суток, то видно пять расходящихся световых дорожек. Ощущаешь, что ты в самом центре чего-то очень важного, что перед тобой открыто множество дорог, и ты можешь выбрать любую.
Ходит легенда, что Екатерина II, проезжая мимо этого места, раскинула веер и велела расположить город именно так, отсюда и появилась лучевая планировка. Однако нет никаких документов, подтверждающих, что Екатерина II была в Богородицке – все документы об утверждении планировки она подписывала в Петербурге.

Сейчас в усадьбе графов Бобринских работает музей. Когда попадаешь на второй и третий этажи, кажется, что оказываешься в 18-19 веке – здесь очень точно воссозданы интерьеры этого периода. Все предметы мебели подлинные, правда, роду Бобринских они не принадлежали. В начале 20 века все вещи вывезли из усадьбы, сохранить удалось только три предмета — диванчик на двоих тет-а-тет, напольные часы английской работы с тремя циферблатами и музыкальный инструмент фисгармония.
Каждая комната здесь, как и раньше, выполнена в своем цвете: гостиная -коричневая, чтобы не было заметно следов от табачного дыма; кабинет – зеленый; дамские комнаты – розовые или красные; спальни – сочетание синего, белого и золотого. Спальням уделяли в то время особое значение, ведь именно они служили показателем благосостояния – сюда приводили гостей и старались, чтобы на глаза им попалось как можно большее количество дорогих вещей.

Экспозиция музея гораздо шире, чем история усадьбы и рода Бобринских. Прямо под крышей, на последнем этаже находится большая выставка камней. С 80-х годов в городе работает Богородицкий цех московской фабрики самоцветов, и в музее собрали большую коллекцию работ, созданных на фабрике. Есть здесь даже 20-сантиметровые кристаллы, которые использовались для адронного коллайдера – они тоже .

Редакция Вести.Туризм благодарит Богородицкий Дворец-музей и парк за помощь в подготовке материала.

Городская усадьба состоит из главного дома, расположенного в глубине участка, двух боковых флигелей (Западного и Восточного), соединённых с домом полукруглыми в плане декоративными стенками, образующими парадный двор, отделённый от улицы оградой с воротами, а также каретного сарая, расположенного у юго-восточного угла главного дома.

Главный дом представляет собой трёхэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание с двумя подвальными помещениями. Главный фасад имеет пятичастную структуру с тремя ризалитами – в центре и по бокам. В центральной части главного фасада расположен ризалит в три окна, увенчанный фронтоном. Над окнами второго этажа расположен горельеф, окна оформлены сандриками с кронштейнами и лепными барельефами. Боковые ризалиты акцентированы полукруглыми оконными проёмами первого этажа, на втором этаже размещаются лоджии, фланкированные колоннами с коринфскими капителями. В семи парадных залах второго этажа сохранились живописные плафоны начала XIX в., в интерьерах сохранились лепные, местами позолоченные карнизы, лепные розетки, филёнчатые двупольные двери с позолотой, оконные переплёты, латунные петли, ручки, а также печи, облицованные белыми кафельными изразцами. В здании сохранились кирпичные своды первого этажа, мраморная парадная лестница с металлическими балясинами XIX в. и деревянная лестница, ведущая на третий этаж.

Западный и восточный двухэтажные флигели, обращённые торцом к Малой Никитской ул., соединены с главным домом полукруглой стенкой, которая в 1960-е гг. была превращена в крытую галерею. Первый этаж флигелей кирпичный, второй – деревянный. В западном флигеле частично сохранились деревянные перекрытия, на втором этаже сохранился паркет конца XIX – начала ХХ вв. В восточном флигеле сохранились деревянные перекрытия, четыре филёнчатые двери в помещениях второго этажа, две печи, облицованные белыми кафельными изразцами.

История дома известна с 1715 г., когда Данила Остафьевич Томилин продал свой двор за Никитскими воротами дьяку Михайлову. В это время на дворе уже стояли обширные каменные постройки. В XVIII в. двор принадлежал княгине Анне Петровне Гагариной, её брату барону Исаю Шафирову, И.И. Вельяминову, М.М. Нарышкиной, затем её племянникам Василию, Петру и Дмитрию Александровичам Новосильцевым. В 1795 г. усадьбу купил князь Алексей Николаевич Долгоруков, при котором ансамбль подвергся перестройке. Чертеж фасада, планы первого и второго этажей вошли в «Альбомы партикулярных строений Москвы» М.Ф. Казакова. Дом, показанный без флигелей и дворовых построек, в «Альбомах» представлен уже после капитальной перестройки конца XVIII в. На плане 1806 г. возведены деревянные пристройки к обоим флигелям (с внешней стороны). К западному флигелю была пристроена кухня, вероятно, пристройка ко второму флигелю предназначалась для этого же.

В 1808 г. А.Н. Долгоруков продал свой двор «со всяким в нём деревянным и каменным строением и с садом» князю Н.А. Голицыну, который надстроил вторые деревянные этажи на каменных флигелях.
В 1811 г. усадьбу купил П.Ф. Соковнин. Осенью 1812 г. в усадьбе Соковнина сгорели деревянные постройки, в том числе и выстроенные князем Голицыным вторые этажи на флигелях. Соковнин в короткое время восстановил ансамбль после пожара 1812 г. и много занимался надворными постройками, был восстановлен восточный флигель и «проезды», уже в 1813 г. были выстроены в дереве вторые этажи жилых флигелей.

В 1819 г. Соковнин умер, оставив дом дочери Софье Прокофьевне. Краткая опись 1820 г., сделанная для Дворянской опеки, указывает, что «нижний и верхний этажи как должно отделанные, а средний бельэтаж весь без отделки». На плане 1816 г. видно, что главный дом остался в очертаниях начала XIX в., исчезли деревянные пристройки на торцах, но были воссозданы закруглённые проезды, соединяющие главный дом с флигелями. В описании дома 1820 г. коротко отмечено: «во всех верхнего этажа комнатах стены и потолки расписные». Была создана вся хозяйственная зона на территории, выходящей на Гранатную улицу, где были возведены обширные кирпичные флигели, в восточной части двора была поставлена «кухня каменная... , в ней очаг», к северо-западному углу дома была пристроена каменная конюшня и каретный сарай с сушильней. Сохранялся и сад.
По документам графиня Софья Прокофьевна Соковнина-Бобринская была хозяйкой дома на Малой Никитской 50 лет. При ней в доме прошло несколько ремонтов. Постоянно обновляли помещения в сдаваемых в наём флигелях. В большом доме провели значительные отделочные работы в 1844–1848 гг.
Были частично изменены и фасады здания. Рустом отделаны оба нижних этажа, над окнами второго этажа по центру здания появился барельеф, сохранившийся до сих пор. В 1838 г. парадное крыльцо дома было оформлено площадкой из белого и «дикого» камня без ступеней. При крыльце были «4 столба дикого камня и железный зонт».

В 1869 г. дом унаследовал сын С.П. Бобринской граф Алексей Васильевич. Единственным нововведением в это время была переделка главного зала под парадный кабинет хозяина в восточном стиле. В 1884 г. во дворе по Гранатному пер. был выстроен западный трёхэтажный жилой флигель. Автором проекта был известный архитектор С.С. Эйбушиц.

В 1888 г. владельцем усадьбы стал А.А. Бобринский, при нём в 1889 г. по Гранатному пер. был выстроен восточный трёхэтажный жилой флигель, к нему примыкали хозяйственные постройки. В 1895 г. был капитально отремонтирован дом. Все работы производились под руководством архитектора Арбатской части М.Л. Никифорова. Эти перестройки были связаны с тем, что новый владелец стал сдавать не только флигели, но и главный дом. В 1897 г. к его западному торцу была пристроена библиотека. В главном доме более чем на десять лет поселилась семья графов Клейнмихелей, с 1913 г. два верхних этажа были сданы частной гимназии А.А. Адольфа.

В 1918 г. усадьба Бобринских была национализирована. Флигели превратили в коммунальные квартиры. В главном доме располагались последовательно учреждения Наркомпроса РСФСР, Московская секция Российской Академии истории материальной культуры, школа для детей сотрудников ВЦИК, Государственный Комитет по архитектуре и др. С 2004 г. в здании расположились департаменты Министерства культуры РФ. В здании проводились реставрационные работы в 1998 и 2004 годах.

Две мраморные статуи XVIII в. по сторонам парадного двора - «Парис» и «Елена» перенесены сюда в 1947 г. из Музея архитектуры.

Объект культурного наследия федерального значения.

При строительстве филиала Ельцин-центра внутренние перегородки строений усадьбы Долгоруковых-Бобринских разобраны, сохранились лишь фасады.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы