Про деток, от рождения до школы

С X века в Европе начал развиваться архитектурный стиль, создатели которого подражали римским постройкам, за что он получил название романского . Именно в этом стиле строились христианские соборы до XII века. Их отличали толстые, массивные стены, на которых покоился тяжелый полукруглый свод. Это были суровые и мощные здания, напоминавшие крепости. Даже окна в них делались узкими, как бойницы. В таком соборе даже солнечным летним днем было сумрачно и прохладно. Его потолок всегда тонул в полумгле, и лишь верхушки массивных колонн, поддерживавших тяжелый свод, проступали в мерцающем свете горящих свечей. Везде повторялся рисунок полукруглых арок: на стенах, в проемах окон, при входе в собор.

Внутреннее убранство романского храма
Фреска в романском храме

Внутреннее убранство дополнялось скульптурами и рельефными изображениями святых, чьи каменные лица, проступая сквозь полумрак собора, сурово глядели на прихожан. Материал с сайта

В отличие от античных скульпторов, воспевавших силу и красоту человеческого тела, мастера Средневековья старались больше раскрыть внутренний, духовный мир человека. Они стремились выразить его чувства, настроения, мысли, показать силу духа. Тела же изображали худыми, некрасивыми. Скульпторы следовали заповеди Христа о том, что душа есть главное в человеке, крепость духа превыше крепости тела, а оно — всего лишь бренная оболочка. Поэтому излюбленным сюжетом романских скульпторов были святые с суровыми лицами аскетов и с немощными, едва обозначенными телами, скрытыми длинными одеждами. Их позы выражали кротость и смирение, покорность Божьей воле и готовность к самопожертвованию.

Романская скульптура как явление интересует множество искусствоведов по всему миру. И неудивительно: ведь данный вид искусства в эпоху романики переживал словно второе рождение, одновременно символизируя собой настроение целого исторического периода. И в данном случае не только общество повлияло на искусство, но и искусство - на общество.

Романское искусство

Романским искусством называют период европейского искусства с 1000 года до появления готики в 18 веке. Романская архитектура сохранила множество признаков римской архитектурной стилистики: цилиндрические своды, круглоголовые арки, пасиды, декор в виде листьев-аконтов. Романский стиль стал первым в истории направлением искусства, распространившимся по всей Европе. На романское искусство в дальнейшем также немало повлияло византийское искусство: особенно легко это проследить в живописи. Романская скульптура, однако, сохранила свои уникальные черты.

Характерные черты

Романская архитектура характеризовалась весьма энергичным и ярким стилем, причем это сказалось и на скульптуре: к примеру, капитали колонн нередко украшали потрясающие сцены с множеством фигур. В начале романики в Германии также возникли такие нововведения, как большие деревянные кресты, а также статуи Мадонны на троне. Кроме того, скульптурной доминантой того периода стал горельеф, что уже немало характеризует данный стиль.

Цвета как в живописи, так и в архитектуре были не слишком выражены, яркими остались только многоцветные витражи - именно в этот период они использовались наиболее широко, но, увы, почти не сохранились до наших дней. Тимпаны, которые использовались в главных порталах церквей и храмов, заключали в себе сложные композиции, основанные на рисунках великих художников тех времен: чаще всего использовали сюжеты Страшного суда или Спаса в величии, однако их трактовка была более свободной.

Композиции в порталах были неглубокими: в пространство портала нужно было поместить заглавные рисунки, а также капители колонн и церковные тимпаны. Такие жесткие рамки, из которых нередко вываливается композиция, стали характерной чертой романского искусства: фигуры часто менялись в размере в соответствии с их важностью, а пейзажи напоминали скорее абстрактные украшения. Портретов в те времена и вовсе еще не существовало.

Предпосылки

В Европе наблюдался постепенный рост на пути к процветанию, и на искусстве это не могло не отразиться: творчество больше не было так ограничено, как в периоды оттоновского и каролингского возрождений. Религия по-прежнему играла большую роль в становлении искусства, однако теперь рамки стали менее жесткими. Художник становится намного более важной фигурой, как и ювелиры и каменотесы.

Хотя эта эпоха высшей точки развития феодолизма была достаточно смутной и тревожной, в то же время она стала созидательной. Этот период стал временем поиска индивидуального синтеза традиций и заимствований, которые, не сливаясь воедино, тем не менее значительно воздействовали на мировосприятие народа в раннем Средневековье. Синтез отыскал себя в искусстве, выразившись в нем в полной мере.

К началу 11 века стали появляться первые романские постройки. Эти древние памятники архитектуры имели крупную кладку из неотесанных камней. Фасады нередко были декорированы плоскими рельефами и глухими аркадами.

В установлении нового стиля поучаствовали практически все европейские культурные группы. Развитие романского сложным и необычным и имело множество направлений. Южная и западная части Европы испытывали сильное влияние античной культуры, опередив в этом вопросе области средней Европы. К этой группе относятся Бургундия, Каталония, а также области у руки Луары - именно отсюда берет свое начало новое искусство. Франция становится крупным очагом новой культуры, и именно этот факт сыграл одну из главнейших ролей в истории формирования романского стиля: здесь зарождались свежие идеи, которые могли дать толчок к развитию художественных и технических новшеств.

Идеал красоты, которым вдохновлялись романские творцы, отражал глубокие устремления. Хотя романский стиль нередко называют простонародным или брутальным в сравнении с затейливой арабской архитектурой или изысканным византийским искусством, все же романика имеет свои собственные прелести, несмотря на некоторую упрощенность и лапидарность. Перед лицом Востока и Византии Европа заявляла свою личную самобытность.

Нищета и сложный быт сказались на внешнем облике романского искусства, но не сделали его хуже. Переработав и использовав опыт соседних культур, Европа смогла грамотно отразить в своем творчестве свое собственное уникальное мироощущение.

Источники и стиль

На протяжении 11-12 веков церковь наиболее сильно влияла на жизнь общества. Она стала также главным заказчиком произведений искусства, используя эмоциональное влияние искусства на умы простых людей и тем самым способствуя прогрессу развития романского искусства. Церковь провозглашала идею греховности человеческого мира, который был полон зла и соблазнов, возвышая над ним мир духовный, находящийся под влиянием добрых и светлых сил.

Именно на этой основе в романике возник эстетический и этический идеал, противопоставленный античному искусству. Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Это проявилось в живописи, романской архитектуре и скульптуре: изображения Страшного суда и Конца света пугали простых людей, заставляя трепетать перед силой Божьей. Несмотря на то что данное направление отрицало все предыдущие достижения в сфере искусства, церковная романская архитектура стояла на основах каролингского периода и развивалось под значительным влиянием местных условий - византийского, арабского или античных искусств.

Скульптура

К началу 12 века широкое распространение получило искусство в частности, рельефа. За византийскими образами следом пришли религиозные композиции, олицетворяющие сюжеты из евангелия. Скульптура была повсеместно использована в качестве украшений соборов и церквей: рельефы человеческих фигур и монументально-декоративные композиции встречались повсюду.

В основном романская скульптура применялась для воспроизведения целостной картины экстерьера соборов. Местоположение рельефов не имело особого значения: они могли размещаться как на западных фасадах, так и на капителях, архивольтах или близ порталов. Угловые скульптуры были значительно мельче, чем скульптуры в центре тимпана, во фризах они были более приземистыми, а на мощных несущих колонных - более удлиненными.

Романское искусство скульптуры было достаточно самобытным и узконаправленным. Перед ним стояла задача передать единый образ Вселенной и взгляд на нее европейского народа: искусство не стремилось к повести о сюжетах реального мира, скорее стремясь к чему-то более высокому.

Особенности романской скульптуры заключались в следующем:

  • Неотрывная связь с архитектурой: вне храма скульптуры нет.
  • Чаще это не именно скульптура, а рельефы и капители колонн.
  • В основном библейские сюжеты.
  • Столкновение противоположностей: Небо и Земля, Ад и Рай и т. д.
  • Многофигурность, динамика.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости

Драгоценности в скульптурных изделиях того периода имели весьма солидный статус: такие предметы искусства ценились даже сильнее, нежели картины. Даже имена ювелиров были более широко известны, нежели имена живописцев или архитекторов. К тому же изделия из металла сохранились намного лучше, нежели другие предметы искусства и быта. Так, до наших времен дошли такие светские детали, как шкатулки, ювелирные украшения и зеркальца. Множество ценнейших реликвий сохранилось с того времени - в основном все они были изготовлены из латуни или бронзы.

Металлические изделия нередко украшались эмалью или элементами из дорогой слоновой кости. были искусно созданы мастерами: нередко украшения были детализированы сложной резьбой или сложным способом литья. Рисунки включают в себя большое количество фигур известных пророков и других знатных лиц. Древние мастера отличались особой кропотливостью и изобретательностью.

Скульптура в украшении зданий

После падения Римской империи искусство резьбы по камню и направление практически изжили себя - по сути, они продолжали существовать лишь в Византии. Однако некоторые сохранившиеся скульптуры в натуральную величину были созданы из гипса или стукко, но, увы, до наших дней дошли лишь редкие экземпляры. Из наиболее известных из сохранившихся примеров скульптурной работы построманской Европы - деревянное распятие. Оно было создано по заказу архиепископа Геро около 960-965 гг. Данный крест стал своеобразным прообразом многих других произведений подобного рода.

Позднее такие скульптурные композиции стали помещаться под аркой алтаря на балках - в Англии их стали называть алтарными распятиями. После 12 века такие кресты стали появляться в компании фигур Иоанна Богослова и Девы Марии.

Романская скульптура и готика

Нередко романику противопоставляют готическому стилю. Романская скульптура обладает более сдержанными признаками, контуры ее плавны и мягки, в отличие от более дерзкой и свободной готической: фигуры с опорой на одну ногу, улыбающиеся лица, ниспадающая одежда. Романская и резко отличается друг от друга, хотя по своей сути они закономерно исторически дополняют друг друга.

Историки искусства считают, что романика является закономерным продолжением раннехристианской архитектуры, в то время как готика стала пиком общеевропейского средневекового зодчества, которое было основано именно на романских, греческих, византийских, персидских и славянских архитектурных стилях.

Частое сравнение романики и готики указывает на сложную связь этих двух направлений, которая заметна даже при поверхностном изучении стилевых принципов. Это вполне объяснимо, ведь готический стиль стал отталкиваться именно от романского периода, одновременно развивая и отвергая его идеи.

Романская скульптура во Франции

В этой стране в 11 веке впервые проявились признаки возрождения монументальной скульптуры. Хотя техническое оснащение мастеров того времени было небогатым, первые скульптурные изображения стали появляться на притолоках порталов и на капителях колонн уже в начале столетия.

Хотя рельефы того времени были лишены стилистического единства, в каждом из произведений ясно прослеживалось влияние того или иного источника: к примеру, рельефы, декорирующие алтарь, подражали раннехристианскому саркофагу, а изображения апостолов напоминают античную надгробную стелу.

Центром сосредоточия скульптурного декора во Франции стал портал: он был расположен на границе двух миров - мирского и духовного - и должен был связать эти два метафизических пространства. Характерными для украшения подобного рода элементов стали изображения апокалипсических тем - именно Страшный суд восстанавливал единство мира, объединяя прошлое, настоящее и будущее.

Особенности романской скульптуры во Франции стали особенно заметны уже к концу 11 века. Можно было четко проследить влияние архитектурных школ в разных районах страны. К примеру, бургундская школа, которая стала чем-то вроде объединенного центра этого вида искусства - отличалась особой мягкостью черт, изяществом движений, одухотворенностью лиц и плавностью динамики в скульптурах. Скульптура сосредотачивала свое внимание на человеке.

Сюжеты

Романские художники, скульпторы и архитекторы не стремились к отображению реального мира, скорее обращаясь к библейским сюжетам. Основной задачей творцов и мастеров того времени стыло создание символического образа мира во всем его непостижимом величии. Особый акцент был сделан на иерархической системе, которая противопоставляла ад и рай, добро и зло.

Назначением скульптуры стало не только украшение, но и воспитание и просвещение, которое было нацелено на внушение религиозных идей. В центре учения стоял Бог, который в данном случае выступает суровым судьей, который должен вызывать священный трепет в глазах каждого человека. Картины Апокалипсиса и прочие библейские сюжеты также призваны внушать страх и повиновение.

Скульптура передавала торжественное волнение и тяжелые чувства, отрешенность от всего мирского. Дух подавляет телесные желания, находясь в своеобразной борьбе с самим собой.

Примеры

Ярким примером романской скульптуры стал рельеф, изображающий Страшный суд, в соборе Сен-Лазар в Отене. Он был создан в 1130-1140 годах. Рельеф разделен на несколько ярусов, демонстрирующих иерархическую систему: ангелы с добросовестными праведниками наверху (в Раю), черти с грешниками, ожидающими Суда - внизу (в Аду). Также особенно яркой выглядит сцена взвешивания хороших и плохих поступков.

Другой яркой романской скульптурой Средневековья является знаменитая скульптура, изображающая апостола Петра, которая является украшением портала собора Св. Петра в Муассаке. Вытянутая экспрессивная фигура выражает волнение, душевный порыв.

Очередной типичный пример романского стиля - Пятидесятница на тимпане Ла Мадлен в Везле, Франция. Данное произведение наглядно передает евангельское сказание и служит декоративным украшением.

Романское искусство рома́нское иску́сство

(романский стиль), искусство стран Западной Европы 11–12 вв. (расцвет – 12 в.). В искусстве многих стран (Германия, Испания) традиции романского искусства удерживались и в 13 в., неохотно уступая свои позиции готике . Романский стиль проявил себя в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, при этом главную роль в синтезе искусств играло зодчество.
В это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны значительные успехи в области каменного строительства, увеличился объём строительных работ. Из камня строили преимущественно храмы (базилики ) и военные укрепления, замки . Для построек характерны массивность, суровость облика, толстые стены. Военная угроза заставляла придавать крепостной характер даже храмам. Составленные из простых геометрических объёмов, они имели выразительный силуэт (церкви Сен-Сернен в Тулузе, Франция, 11–13 вв.; Марии Лаах, Германия, 12 в.). Над средокрестием и у западного фасада помещали башни. Храмы часто перекрывали цилиндрическими, а затем и крестовыми сводами (Сантьяго-де-Компостела, Испания; Сен-Сернен в Тулузе). Полуциркульные (полукруглые) арки завершали оконные и дверные проёмы, вели из главного в боковые нефы, открывались в галереи второго яруса. Подобные арки появились в мощной и суровой архитектуре Древнего Рима, за известное сходство с которой здания 11–12 вв. и были названы в 19 в. «романскими». Ведущими элементами архитектурного декора были также полуциркульные арочки и полуколонны (собор в Шпейере, Германия, 11–19 вв.; башня в Пизе, Италия, 11–13 вв.).

«Аббат Дезидерий с моделью церкви». Фреска. 1072-87 гг. Церковь Сант-Анджело ин Формис, близ Капуи





Скульптура представлена в основном рельефами . На тимпане – полукруглом участке стены, расположенном над входом в храм и окаймлённом дугами арок, изображались Христос-Судия во Славе, праведники и грешники (Сен-Мадлен в Везле, Франция, 1120-50). Во многом забытое после гибели античной цивилизации, вновь осваивалось искусство изображения человеческого тела. Неумелость мастеров не заслоняла огромной силы эмоционального воздействия образов, выразительных ритмов линий контуров и складок одежд. Рельефы украшали и капители колонн внутри храма. Одни представляли евангельские сюжеты, в других среди завитков растений появлялись диковинные звери – персонажи из старой, языческой мифологии. Наивность в трактовке фигур сочетается здесь с точным показом состояния («Ева» из церкви Сен-Лазар в Отене, Франция, первая пол. 12 в.), образы людей и природы словно пришли из народного фольклора, овеяны сказочностью. Вообще, народная основа была сильна в романском искусстве. Круглая скульптура представлена алтарными Распятиями и статуями Богоматери, восседающей на троне с Младенцем Христом. Скульптуры чаще делали не из камня, а из дерева. Как и рельефы, они раскрашивались.
Небольшие окна романских храмов давали мало света, зато в распоряжении живописцев оставались большие плоскости стен. Для романских фресок характерна яркость немногих использовавшихся красок, любовь к плоским пятнам цвета и резким, выразительным линиям в контурах и пробела́х, изображавших вспышки света, лаконичность, сдержанность и вместе с тем пластическая выразительность жестов, ощущение внутреннего «горения» персонажей. Фигуры отличаются неподвижностью и подчинены плоскости стены. Как прекрасное и грозное видение, напоминающее о грядущем конце света и Страшном суде, возникает в апсиде церкви Сан-Клименте в Тауле (Испания) фигура Христа с Евангелием в руках.
Романское искусство достигло также высот в области книжной миниатюры , вышивки, но особенно – ювелирного дела (реликварий Карла Великого). Реликварии (сосуды или ларцы для хранения реликвий), чаши, кресты, украшения отличались величавой простотой форм и яркими красочными сочетаниями драгоценных камней и металлов.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "романское искусство" в других словарях:

    Эту страницу предлагается объединить с Романская архитектура. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К о … Википедия

    Романским стилем принято называть стиль архитектуры и прочих отраслей искусства, возникший на Западе Европы в конце Х столетия и продержавшийся до середины XIII столетия после Р. Х. Он образовался через перенесение элементов античного искусства,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Восстановление Иерусалимского храма. Бургундская миниатюра, около 1460 года. Искусство средневековья период … Википедия

    Искусство, развившееся в христианскую эпоху в Закавказье, составляет отрасль искусства византийского, принявшую вследствие местных условий и внешних влияний своеобразный склад. Эти условия и влияния были почти те же самые как для Армении, так и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Статуя Давида, Микеланджело Западное искусство, западноевропейское искусство искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка). Содержание … Википедия

    Историко художественный термин, применяемый обычно для определения раннего и зрелого этапов истории искусства феодальной эпохи (для стран Западной Европы V XIV вв., до эпохи Возрождения; для России X XVII вв.; для стран Востока с III IV… … Художественная энциклопедия

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БИБЛИЯ. - Образы Свящ. ПИСАНИЯ занимают одно из центральных мест в И.и. тех народов, среди к–рых распространилась христ. вера. История библ. сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, *иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации (см. ст.… … Библиологический словарь

    Эту страницу предлагается объединить с Романское искусство. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/8 мая 2012. Обсужден … Википедия

    - (Sedlmayr) Ганс (1896 1984) австр. историк, искусствовед и философ культуры, основоположник “структурного анализа” в искусствознании. Проф. истории искусств в Вене (1936 45), Мюнхене (1951 64), Зальцбурге (с 1964). В своей… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе , В.Н. Тяжелов , Том посвящен одной из интереснейших страниц истории искусства - искусству средних веков. Он знакомит с художественными достижениями народов Франции, Германии, Англии, Италии, Испании, Чехии,… Категория: Разное Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X-XII вв. Архитектура в тот период находилась под сильным влиянием «романского» зодчества (от лат. Romanus - «римский»). Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно: на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII в., в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Архитектура, прежде всего монастырская, заняла ведущее положение в романском искусстве. В монастырях создавались прекрасные произведения архитектуры, скульптуры и живописи, призванные утвердить возраставшее значение церкви в средневековом мире. Именно в романской архитектуре появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Размеры церквей увеличивались, что повело за собой создание новых конструкций сводов и опор: цилиндрические и крестовые своды, массивные толстые стены, крупные опоры, скульптурный орнамент - характерные черты романской церкви. В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в крепости. Росписи романского периода имели назидательный характер; движения, лица и жесты персонажей были выразительными; в одной сцене часто совмещались разные моменты времени. На стенах и сводах храма изображали библейские сюжеты. В апсиде-алтарном выступе обычно находилось изображение Христа или Богоматери; ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения - рельефы - располагали на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей.

Франция. Романское искусство формировалось здесь наиболее последовательно. Выдающиеся сооружения романского периода были созданы во французских провинциях-Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии. К наиболее известным романским постройкам в Бургундии относятся церкви Сен-Лазар в Отене(1112-1132 гг.), Сен-Мадлен в Везле(1120-1150 гг.), Святого Петра и Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.) (см. рис. 3).

Расцвет романской живописи во Франции пришёлся на конец XI - начало XII в. Сюжеты росписей были необычайно разнообразны. Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Скульптура в западноевропейских храмах впервые появилась в XI в. В XII в. скульптура распространилась по всей Европе.

Германия. Наиболее полно и ярко романский стиль в Германии воплотился в архитектуре. В XI-XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне - в Вормсе (собор в Вормсе (1181-1234) (см. рис. 4)), Шпейере (см. рис. 5), Майнце.

На рубеже XII-XIII столетий в Германии существовал «переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты (собор в Бамберге(1185 г.-XIII в.)). В романский период в Германии наблюдался расцвет живописи, это ярко проявилось в миниатюре. Скульптуру размещали внутри храмов. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (около 1230 г.).

Италия. Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых культурных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. В искусстве Венеции и Южной Италии преобладали византийские черты, в Риме и Центральной Италии-античные. К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится комплекс в Пизе (см. рис. 6).

Своеобразный романский стиль сложился в Сицилии: влияние Византии, Востока и Запада (Палатинская капелла в Палермо (1131-1143 гг.), собор Санта-Мария Нуово в Монреале (1174-1189) (см. рис. 7)).

Романская живопись Италии сформировалась под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры и отличалась большим разнообразием. Скульптура формировалась под влиянием античных традиций. В Северной Италии она представлена монументальными рельефами храмов в Милане, Вероне, Павии.

Испания. Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. В Испании развернулось строительство замков-крепостей. Один из самых ранних замков романского периода королевский дворец Алькасар был построен в IX в. в Сеговии (см. рис. 8).

В церковных постройках в Испании практически отсутствуют скульптурные украшения. Большую роль играла монументальная живопись, сложилась своеобразная школа фрески.

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, - два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы - это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями - атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме - это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте - все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» - одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V - X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы