Про деток, от рождения до школы

В этом материале я расскажу о том, как изготавливаетсясамая элементарная пальчиковая кукла из картона и цветной бумаги. Технология изготовления пальчиковой куклы, о которой я расскажу, отличается от «пальчико­вой куклы-оригами» и на мой взгляд - очень интересна.

Но для начала - подведём психологическую базу под это праздничное занятие, которое показано отнюдь не толь­ко детям дошкольного возраста. Я продолжаю настаивать на том, что самые замечательные результаты кукло­терапия даёт именно взрослым.

В начале цикла статей я уже говорила о том, что в психотерапии (куклотерапии, сказкотерапии) используется три вида кукол (есть ещё один тип куклы - дополнительный четвёртый, но о нём в силу некоторых обстоятельств мы поговорим отдельно).

Вы уже читали материалы о трёхступенчатом процессе сказкотерапии при помощи вальдорфской куклы-марио­нетки.

Напомню, что психотерапия при помощи кукол проходит обязательно в три этапа:

Куклотерапия: этап первый - сам процесс изготовления куклы

Запомните, что пошив (вырезание) куклы - это не работа, которая ПРЕДШЕСТВУЕТ сеансу психотерапии. Это уже и есть САМА ПСИХОТЕРАПИЯ.

Никто в Вашем «классе» не сидит уныло, с ниткой в зубах и иголкой в руках, в полной тишине. Те, кого Вы со­брали -

  • внимательно слушают Ваш голос,
  • Ваш сценарий (пусть он будет даже и примитивный, как у свадебного тамады)
  • пытаются визуализировать то, о чём Вы говорите,
  • и затем наполнить сказочным смыслом каждое своё рабочее движение.

Тогда куклотерапия состоится.

Куклотерапия: этап второй - знакомство кукловода с куклой

Самое главное на этом этапе - научить пальчиковую куклу выражать эмоции и совершать действия. Установить раппорт между Вами и Куклой, а точнее протянуть электрическую цепь, соединяющую Вашу душу, Вашу волю, Ваши руки и Вашу куклу...

Не надо говорить о том, что такая работа развивает координацию движений. Это понятно без лишних поясне­ний. Но главное, что даёт урок «вождения куклы», так это умение адекватно выражать свои чувства и держать свои эмоции в руках.

Куклотерапия: этап третий - постановка сказки или мини-сценки с участием всех кукол

Здесь Вам не обойтись без сценария. Хотя не стоит слепо следовать «утверждённому» сценарию - психотерапев­тична именно спонтанная импровизация.

Элементарные пальчиковые куклы для сказкотерапии

Этап Первый

Итак, пальчиковые куклы. Но прежде чем мы возьмём в руки ножницы и картон, мы должны прослушать леген­ду, рассказанную Ведущим, проникнуться ею и «поверить» в неё, как сказал бы об этом Станиславский... Вот эта легенда.

Кукла нуждается в обществе...

Стул с высокой спинкой, накрытый тёмной тканью сыграет роль традиционной ШИРМЫ кукольного театра.

Спрячьтесь за стулом, если вы - Ведущий. Вокруг Вашего стула Вы организуете зрительские места, которые будут служить одновременно и местами рабочими.

Для этого на полу расстилается скатерть или клеёнка, на пол укладываются подушки и на рабочей скатерти каж­дый участник раскладывает свои рабочие инструменты и материал.

А теперь из-за ширмы появляется Ваша пальчиковая кукла, которую Вы изготовите сами предварительно. От лица этой куклы Вы и поведёте свой рассказ.

Кукла здоровается с собравшимися и представляется.

Кукла рассказывает, как одиноко ей в пустом кукольном театре и просит сочинить и смастерить ей друзей, обще­ство, город, в котором она будет жить.

Кукла просит всех закрыть глаза и за пять минут вызвать из своего воображения того героя, которого Вы будете ей мастерить.

Ваш ассистент гасит свет, включает хорошую медитативную музыку и по истечении пяти минут Вы выходите из-за ширмы, ставите куклу на стол как героя дня, так, чтобы её было всем хорошо видно и рассказываете - как же изготавливать пальчиковую куклу.

Свет включается, музыка выключается, процесс работы над психотерапевтической пальчиковой куклой начина­ется.

Как сделать пальчиковую куклу

Заготовьте сами или попросите принести участников:

  1. очень плотный картон разных цветов,
  2. цветную бумагу для рисования,
  3. быстросохнущий клей или скотч,
  4. ножницы,
  5. линейку,
  6. цветные карандаши, фломастеры или маркеры,
  7. разные аксессуары для изготовления шляп, волос, бород, корон, украшений и прочие мелочи.

Сначала на листе плотного картона рисуется голова куклы. Это - самое главное. Какой будет голова - такой бу­дет и кукла.

Затем голова продлевается длинной шеей - длиной не короче 5 см, шириной - 1,5 см.

Получается «чупа-чупс», то есть: голова+шея.

На втором этапе голова+шея аккуратно вырезается по контуру.

Третий этап - изготовление «НАПЁРСТКА», то есть держателя для куклы, который, собственно, и надевается на палец.

Прямоугольный кусок цветной бумаги для рисования сворачивается в трубочку (в «кулёчек») и закрепляется либо клеем, либо скотчем. В кулёчке остаются два отверстия: большое - для пальца, маленькое - для шеи куклы.

В этот кулёчек вставляется шея куклы и кулёчек надевается на палец. Шея куклы закреплена между пальцем и «напёрсточком».

Пальчиковая кукла готова!

Самый последний этап куклотерапии - презентация пальчиковой куклы

Теперь каждый участник выходит за ширму со своей пальчиковой куклой и представляет её так, как до этого представлял свою куклу ведущий.

Театр кукол - готов. Можете утверждать репертуар.

СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Сценарий спектакля: «Пальчиковый театр Репка».

Цель : Развитие речи детей средствами устного народного творчества.

Задачи :

1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;

2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра ;

Материал :

Пальчиковый театр из сказки «Репка » ; мягкая игрушка собачка, настольный театр по сказке «Репка » .

Предварительная работа :

1. Чтение потешки о собачке «Ешь, собачка!»

2. Разучивание игры «К нам пришла собачка» ;

3. Рассматривание игрушек и иллюстраций по сказке «Репка » .

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей, здоровается с ними, говорит какие они сегодня все нарядные, глазки у всех блестят.

Ребятишки, а вы любите сказки?

Да любим (ответ детей) .

Вижу, заблестели глазки!

А хочу я вас пригласить совершить путешествие в сказку, на сказочном паровозике.

Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим мотор р-р-р.

Поехали пых - пых - пых.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

В сказочку ребят.

Вот мы и попали, ребята с вами в сказку.

Ой, ребята, что-то тут случилось, так тихо, куда же все подевались?

Никого не видно?

Нет, отвечают дети.

А знаете ребятишки, мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем сказку мы искать!

Из какой сказки эти персонажи, кто знает?

Дети называют сказки.

А кого же еще нет, каких героев сказки мы не нашли?

Да конечно деда с бабой.

Где же они?

Да вот они наши дед с бабой.

А где же их внучка?

И внучка вот она.

А теперь то мы можем с вами сказать какая это сказка?

Правильно это «Репка » .

А где же репка ?

Ребятишки посмотри те, а репку собачка Жучка спрятала, и отдавать нам ее ни хочет.

А знаете почему?

Она хочет, чтобы мы с ней поиграли.

Воспитатель подходит и берет собачку, читая потешку :

Ешь, собачка : ам,ам!

Я собачке каши дам.

Ест собачка в плошке,

А дочурка – с ложки.

Воспитатель обращается к собачке :

«Жучка садись в кружок, и мы с тобой поиграем

Проводится игра «К нам пришла собачка» ,

К нам пришла собачка

Умная собачка.

С детками играет,

Очень громко лает :

Гав-гав-гав!»

Воспитатель :- Как собачка лает?

Дети :- Гав-гав-гав!

Воспитатель :- Собачка добрая. Она любит играть с ребятами. А вы хотите с ней поиграть?

Дети : -Да!

Воспитатель сажает собачку на противоположную сторону, говорит :

Давайте подойдем к собачке и погладим ее.

Дети вместе с воспитателям идут к собачке, гладят ее. Собачка «лает и бежит» за детьми. Дети убегают на свои стульчики.

Воспитатель : - Никого собачка не догнала! Быстро дети бегают. А теперь вы догоните собачку.

Воспитатель имитирует бег собачки, дети догоняют ее, гладят.

Игра повторяется 2 раза.

Затем воспитатель говорит :

Дети, кто же сегодня прибежал поиграть с вами?

Дети : -Собачка.

Воспитатель : - Понравилось вам играть с собачкой, и собачке нравится играть с вами. Молодцы, все старались, быстро бегали, весело играли и собачка Жучка репку отдала .

Но что-то загрустили наши сказочные герои, что случилось?

Что? Да они хотят, чтобы мы показали про них сказку, покажем?

Тихо, тихо детки

Вы послушайте про репку

Сказка может и мала, Но про важные дела,

Начинается как надо :

Жили были дед да баба, Внучка, Жучка, кошка – Мурка,

А в подвале – мышь – норушка, Рядом деда огород, Дальше сказочка пойдет…

Дети вместе с воспитателем показывают сказку (пальчиковый театр «Репка » ).

По окончании сказки слышится гудок паровоза.

Воспитатель – ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб наши герои не скучали мы возьмем их с собой. Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь. Вот поехал паровоз, Деток в садик он повез. Ту – ту – ту.

Репка - коротенька сказка для малышей с огромным количеством повторов. Показывает, что вместе, всей семьей, всегда проще дело делать, чем в одиночку. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению ребенком мира человеческих чувств и коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Публикации по теме:

«Репка» Музыкальная пьеса по мотивам одноименной русской народной сказки «Репка» для детей 4-5 лет Автор Шелест С. В. - руководитель театральной.

"Пальчиковый театр из фетра" Моя группа детей очень любит играть и показывать театр, как девочки так и мальчики. В группе присутствуют.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вам мою "Книгу сказок"! Одно из моих хобби - это игрушки из фетра. На мой взгляд.

Пальчиковый кукольный театр – это увлекательное развивающее занятие для малышей. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные,.

Людмила Михайловна Куренкова

Мастер – класс : «Кукольный пальчиковый театр » .

Куренкова Людмила Михайловна.

Мастер – класс предназначен для воспитателей.

Основной принцип : «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» .

Цель : Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей раннего дошкольного возраста.

Задачи :

Вызвать интерес к театрально игровой деятельности. Познакомить с технологией изготовления театральной куклы , используя в работе картон.

Повышение профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора

Обучить участников мастер -класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра .

Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения.

Воспитывать интерес к театральной деятельности , к популяризации инновационных идей, авторских находок.

Ожидаемые результаты мастер-класса :

понимание его участниками сути работы педагога- мастера ; - практическое освоение участниками мастер -класса навыков в изготовления игрушек для кукольного театра ;

активизация познавательной деятельности участников мастер-класса ;

повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности .

Технические средства : компьютер, проектор, экран, фотоаппарат.

Материалы и оборудование :

Цветная самоклеящаяся бумага;

Цветная бумага;

Фломастеры ;

Клей – карандаш;

Глазки готовые для кукол сказки «Курочка Ряба» .

1 Теоретическая часть

«Репка» . Что такое театр Театр кукол Кукольные

Роль кукольного театра «закрепощён» .

Театр

Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый , театр кукол типа Петрушки , театр марионеток пальчиковом театре .

Занимаясь театром театрализованных

Каждый педагог .

мастер класс .

«Курочка Ряба» .

Приложение с пошаговым фото.

III. Подведение общего итога :

Несомненно, элементы театрализованной театральных «Актёры» и «актрисы» театра

IV. Рефлексия.

Игра «Настроение» рука

До новых встреч!

I. Теоретическая часть

Уважаемые коллеги. Тема нашей встречи сегодня «Изготовление пальчикового кукольного театра по сказке «Репка» . Что такое театр ? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Театр кукол – наиболее распространенная организация формы детского досуга. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка к детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому воспринимают ее как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, сказки, поёт, смеётся, плачет - это зрелище превращается в настоящий праздник.

Роль кукольного театра в развитии ребёнка невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён» .

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры.

Играя роль, ребенок может не только представлять, но и переживать поступки своего персонажа. И это, безусловно влияет на развитие чувств ребенка.

Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал.

Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый , театр кукол типа Петрушки , театр марионеток . Сегодня мы будем говорить о пальчиковом театре .

Занимаясь театром , мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняя её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх дети смогут использовать в повседневной жизни.

Каждый педагог регулярно задает себе вопрос «Как сделать эффективным процесс обучения?» . «Какая методика современной модели Я тоже нахожусь в постоянном поиске.

Почему я выбрала для представления мастер класс .

Ответ очень прост. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня- и я научусь.» Он является уникальной формой трансляции и передачи личного профессионального опыта

II. Практическая часть - изготовление пальчикового кукольного театра по сказки «Курочка Ряба» .

Приложение с пошаговым фото.

III. Подведение общего итога :

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках нашего Дома ребенка. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

IV. Рефлексия.

Игра «Настроение» . Посмотрите внимательно на стенд. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения. При помощи рук, и определенных жестов вы покажите свое отношение к занятию. Поднятая вверх одна правая рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки - занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные обе руки – ничего не изменилось в моем настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и н способные актеры.

До новых встреч!




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лабазинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект внеурочного занятия

на тему: «Пальчиковые куклы».

возраст 8 лет

Педагог дополнительного образования:

Мустяца Нина Николаевна

Тема «Пальчиковые куклы».

Цель:

    сделать простейшую пальчиковую куклу.

Задачи:

Обучающие:

    дать представление о различных видах изготовления пальчиковых кукол;

    учить изготавливать самостоятельно пальчиковую куклу.

Развивающие:

Воспитательные:

    воспитывать коммуникативные качества: доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость, уверенность в себе, чувство коллективного творчества.

Методические приёмы:

    Игровой (использование упражнений в игровой форме);

    Словесный (напоминание, указание, вопросы);

    Наглядного действия;

    Практический.

Оборудование: шаблоны, ножницы, цветной картон, цветная бумага, фломастеры, карандаши простые, клей.

Ход занятия:

    Организационный момент :

Сегодняшнее занятие мне хочется начать со стихотворения, которое находиться на доске, со строками которого я полностью согласна:

У каждого из нас

Внутри талант таится,

И значит очень важно

Дать ему раскрыться.

    Введение в тему

Предметом нашего разговора сегодня станет…впрочем вы сами сейчас догадаетесь.

Проводится игра «Рассели жильцов»

У каждого на столе пчелка на некоторых написаны буквы (составить слово - театр). По координатам расселить пчелок, каждую в свой домик.

Мы составили большой театр, но чтобы это значило, зачем нам в жизни нужен театр? (Ответы детей.)

В театрах проходят постановки спектаклей, сказки для детей. А жителями являются куклы, приводимые в движение актерами – кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой.

Педагог:

Итак, кто догадался, чем же мы будем заниматься на занятии? (Ответы детей)

Педагог:

А кукол мы будем изготавливать, которые одеваются на пальцы- пальчиковых. Существует очень много разных видов пальчиковых кукол. Посмотрите на доску. (Выставка «Пальчиковые куклы») (Приложение 1)

Педагог:

Давайте поставим перед собой цель. (Чего мы должны добиться к окончанию занятия?)

    Изготовление куклы.

Я предлагаю вам попробовать самим изготовить пальчиковых кукол и стать кукольных дел мастерами, а готовить будем из бумаги.

Повторим технику безопасности работы с ножницами (Ответы детей).

Педагог: Нам необходимо подготовить пальчики к работе (разминка)

Физкультминутка «Домик».

Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибаем пальцы.)

Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

Педагог: Пальчики наши готовы к работе. Теперь необходимо наметить план предстоящей работы: что сделаем сначала, что будем делать потом? (план работы выписывается на доску)

Этапы изготовления пальчиковой куклы.

1. Обвести шаблон

2. Вырежьте по контуру фигурку.

3. Приклейте глазки.

4. Склейте фигурку.

5. Ваша кукла готова.

4. Самостоятельная работа. (Приложение 2)

Дети приступают к выполнению поставленной задачи.

    Подведение итогов.

Педагог:

Какую цель мы ставили перед собой? (ответы детей)

Мы достигли нашей цели? (ответы детей)

Вот и подошло к концу наше занятие. Вы побывали сегодня в роли мастеров и у вас это получилось. Молодцы, все хорошо поработали, очень старались. Спасибо за работу!

По окончании занятия привести в порядок рабочие места.

Приложение 1

Выставка «Пальчиковые куклы»

Приложение 2

«Пальчиковая игрушка»



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы