Владимир Дубровский представлен благородным защитником прав личности, независимым человеком, способным глубоко чувствовать. Тон, которым Пушкин пишет о Владимире Дубровском, всегда полон сочувствия, но никогда не бывает ироничным. Пушкин одобряет все его поступки и утверждает, что всем обиженным надо грабить, воровать, а то и выходить на большую дорогу. Итак, моя версия: это роман о благородстве. О благородстве в значении, которое указал В. И. Даль. "Благородство - качество, состояние это, дворянское происхождение; поступки, поведение, понятия и чувства, приличные сему званию, согласные с истинною честью и с нравственностью." Даль напрямую связывает благородство с дворянством, конечно же, и Пушкин их не разделял, поэтому тема более широкая: судьба и назначение дворянства или честь дворянина. Наверняка Пушкина очень волновала эта тема. " Береги честь смолоду" - эпиграф следующего его произведения "Капитанская дочка", в котором написано снова о этой теме.
Итак, роман о благородстве, герой романа дворянин," ставший жертвой несправедливости". В благородстве героя нет сомнений, но всё же иногда он изменяет благородству. Когда же это происходит впервые? В главе 4-ой читаем: " - Скажи Кириллу Петровичу, чтоб он поскорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора… Пошёл! - Слуга радостно побежал." Автор ни словом не осудил горячность молодого Дубровского. И мы вполне можем понять его чувства - он поражён состоянием отца: "Больной указал на двор с видом ужаса и гнева." Но поспешный приказ Дубровского прогнать Троекурова со двора, несёт за собой дурные последствия, и главное из них не обида Троекурова, а то, что слугам было позволено было дерзко вести себя. "Слуга радостно побежал. В этом"радостно" какой-то разгул холопской дерзости. Понять и оправдать Дубровского можно, но посудите сами, прав ли Дубровский?
Дубровский сделался разбойником, благородным разбойником: "нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делиться с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах его никто не обвиняет... "
Но Дубровский сам хорошо понимает, на какой он путь встал. " Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях". Пушкин нигде не даёт никаких оценок поступкам Дубровского (в отличие, кстати, от поступков Троекурова; чего стоит одно только замечание "Таковы были благородные увеселения русского барина!") . Читатель и сам догадается, что злодейства и преступления несовместны с высокою честью. При первом объяснении с Машей Дубровский сказал: "Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства". Но он не отказался от мщения вовсе, продолжая помнить других обидчиков.
"Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения. Он знал о существовании сумки и решился ею завладеть". И наше нравственное чувство возмущается тем, что Дубровский поддался искушению, вновь изменив благородству. И опять мы можем и понять и оправдать Дубровского, и автор снова не даёт никаких оценок, но мы не можем согласиться с тем, что этот поступок не соответствует понятию истинной чести.
Обратимся теперь к героине романа. Марья Кирилловна тоже жертва несправедливости. Принуждённая выйти замуж за "ненавистного человека", она тоже ищет выхода. "Брак пугал её как плаха, как могила". "Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского". Но она не переступает черту, за которой кончается чистая нравственность. Священник произнёс "невозвратимые слова". Современный Пушкину читатель знал эти слова: "Господи Боже наш, славою и честию венчай их".
Интересно, что этот роман Пушкин обрывает почти на той же ноте: "Но я другому отдана". Это высшая точка благородства. Любой другой поступок повлечёт за собой множество несчастий. "Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса", - говорит Маша Дубровскому. Для такого поступка сил нужно гораздо больше, чем для протеста и мести. Ни Онегину, ни Дубровскому не подняться до такой высоты.
Отсюда у меня возникает предположение, что Пушкин именно поэтому и расстаётся со своим героем "в минуту злую для него". Ему с ним как бы больше нечего делать. И поэтому он берётся за другой роман, и даёт ему название, удивляющее мн
огих, "Капитанская дочка", и в этом романе героиню зовут опять почему-то Маша, и главный вопрос - о чести, благородстве и верности. И Пётр Гринёв блестяще разрешает его.
Итак, это моё понимание романа А. С. Пушкина "дубровский" и его главного героя Дубровского. В чем благородство дубровского в романе.
А.С. Пушкин - один из величайших и благороднейших личностей всех времен. Больше всего он ненавидел в людях коварство, лицемерие и подлость. Наилучшим образом подлость и благородство отображает его роман "Дубровский".
В этом произведение противопоставляются характеры двух дворян: благородного искреннего Дубровского и подлого коварного Троекурова.
Именно подлость Троекурова приводит к смерти некогда бывшего друга Дубровского.
Сын же Дубровского Владимир пытается отомстить за своего отца, сжигая поместье. Он переходит на сторону разбойников, но в отличие от многих других крестьян он борется за правду. Но Владимиру не удается стать настоящим разбойником. Этому воспрепятствовала любовь. Полюбив дочь Троекурова, он готов отказаться от мести.
В данном произведение Пушкину превосходно удалось показать столкновение двух черт людей: благородства и подлости. Здесь показана величайшая сила любви, которая побеждает зло. В конце романа все разбойники исчезают, но к сожалению это не на всегда. И когда они вернуться - вопрос лишь времени.
Обновлено: 2017-06-13
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.
Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.
Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.
Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.
Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу....
Благородный герой в повести Пушкина- это Владимир Дубровский. Хоть и Троекуров незаконно, со злости лишил Андрея Гавриловича (отца Владимира Дубровского) родового имени и из-за этого он умер. Он стал бандитом, но на его счету не было не одного убийства. Он не стал ему мстить "кроваво" и даже полюбил его дочь- Машу. То есть он проявил благородство по отношению к Троекурову
Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.
Благородные герои в романе - это Андрей Дубровский и его сын Владимир. Андрей Дубровский был скромным помещиком, у него не было огромного состояния, большого количества слуг, но он был благородным помещиком, и за это его уважали люди. Владимир Дубровский, хоть и был человеком взбалмошным в силу своего молодого возраста, но, тем не менее, он знал, что такое благородство. Когда он решает поджечь дом, он просит слугу открыть все двери, дабы избежать чьей-то смерти. Но слуга, наоборот, закрывает все двери. Таким образом, Владимир проявил благородство. Он понимал, что те чиновники, которые приехали по приказу Троекурова, не имеют отношения к их проблеме, они только выполняют свою работу.
Цели:
Обучающая:
через анализ прозаического
текста подвести учащихся к пониманию
своеобразия пушкинской трактовки
художественного типа “благородный разбойник”;
Развивающая:
развить у учащихся навыки
самостоятельного постижения и восприятия
текста;
Воспитывающая:
на примере образа
Дубровского привести к пониманию таких понятий,
как благородство, справедливость, честность.
Методические приемы: эвристическая беседа, диалог, слово учителя, проблемная ситуация.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости нашего урока! Меня зовут Наталья Михайловна. Тема нашего урока “Дубровский” - роман о “благородном разбойнике”. Запишите дату, тему урока и эпиграф (его мы записываем в правом углу тетради). Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы возвратимся в ходе урока. Так, сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.
Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.
2. Итак, начнем с анализа образа главного героя.
Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Характер героя проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми.
3. Давайте подведем итог.
Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же образом) являются:
4. Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа высказывание Оноре де Бальзака?
Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста.
5. Учитель. Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения (дворянин) , который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.
Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?
6. Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.
Благородный –
Разбойник –
7. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”
Рассуждения ребят.
Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:
Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может привести к убийству, что грех может породить еще больший грех.
Итак, к какому выводу мы приходим?
- Пушкин показал благородного разбойника, но в то
же время подталкивает к мысли, что понятия
“благородный” и “разбойник” трудно
совместимы.
- Согласны ли вы с этим?
8. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.
Слово “синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки.
Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.
9. Ребята зачитывают свои работы.
10. Выводы. Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С. Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло. На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.
Выставление оценок.
11. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Благородный человек – это …”.