Про деток, от рождения до школы

Слайд 1

Мигеля де Сервантеса Сааведры
Подборку материала подготовила Учитель русского языка и литературы Буторина И.Р. Гимназия №2 Г.Раменское Московской области

Слайд 2

биография
Великий испанский писатель родился в г. Алькала-де-Энарес в семье врача, обедневшего дворянина. Когда Сервантесу было 24 года, он принял участие в морском сражении между испанским флотом и турецкой эскадрой при Лепанто; после ранений он перестал владеть левой рукой. В 1575 году, возвращаясь из Италии, попал в плен к алжирским пиратам. Только через пять лет Сервантеса выкупили, и он вернулся в Мадрид.

Слайд 3

В должности заготовителя продовольствия для флота, а затем чиновника по сбору налоговых недоимок Сервантес объездил всю Испанию, По ложному обвинению в растрате он дважды был заключен в тюрьму, где начал писать роман «Дон Кихот».

Слайд 4

Знакомясь с испанской провинцией, Сервантес наблюдал тяжелую жизнь народа при короле Филиппе II. В условиях испанского абсолютизма, поддерживаемого католической церковью и инквизицией, борьба за гуманистические идеалы, которую вел Сервантес, была очень трудной. Великий писатель умер в нужде 23 апреля 1616 года.

Слайд 5

Главные герои романа - хитроумный идальго Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Дон Кихот - это мечтатель, который верит в чудо, в добро и справедливость. Он считает, что справедливость должна торжествовать в Испании и во всем мире. Когда роман опубликовали, все в один голос признавали Дон Кихота очень необычным и интересным персонажем.

Слайд 6

Дон Кихот Ламанчский
Решив стать рыцарем, защищающим честь и справедливость, идальго стал совершать «героические поступки». Дон Кихот Ламанчский - это человек, который читал много рыцарских романов, Популярных в ту пору. Ему захотелось стать таким же благородным рыцарем, как герои этих романов, и прославиться на всю страну: «один хитроумный идальго вообразил себя рыцарем и отправился в путь, задавшись целью искоренять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет».

Слайд 7

в Дон Кихоте сочетаются фантазерство и реализм
он совершает какие-то нереальные поступки: он сражается с ветряными мельницами, пытается вызвать на бой свирепых львов, бросается верхом на своем верном коне в самые опасные авантюры. Ему кажется, что он заступается за всех униженных и обездоленных, что за это его все будут уважать. Но на самом деле это не так: люди смеются над рыцарем, считают его помешанным.
Дон Кихот - человек рационального ума, образованный и понимающий жизнь. Когда его верный оруженосец становится губернатором, он дает ему полезные советы.

Слайд 8

Дон Кихот - человек добрый, щедрый, он всегда готов прийти на помощь. И.С. Тургенев сказал о нем: «Он весь живет... вне себя, для других, для братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам, волшебникам, великанам - то есть притеснителям». Но мне жаль Дон Кихота - в современной жизни ему не было бы места.

Слайд 9

Санчо Панса
Санчо Панса - полная противоположность своему господину. Он трезвомыслящий и прагматичный крестьянин, который выручает Дон Кихота из многих передряг. Они даже внешне совершенно различны: Дон Кихот - высокий и худой, а Санчо Панса - низкий и толстый. Они смотрятся комично, но они прекрасно понимают друг друга и хорошо дополняют. Почему друг без друга они бы пропали?

Слайд 10

Санчо Панса - преданный друг и помощник, в нем воплощены все лучшие качества простого человека. Он надежный, добросердечный, веселый. Если бы не он, Дон Кихот бы не выпутался из своих неприятностей, а иногда бы не смог избежать смерти. Санчо Панса удерживал своего «рыцаря» от ненужных подвигов, а также быстро спускал его на землю после «великих побед»

Слайд 11

он сообразителен, остроумен, всегда что-то делает и не падает духом. Потом все эти качества пригодились ему, когда он стал губернатором. Преданность и все положительные качества Санчо Пансы делают его любимым героем этого произведения у многих читателей.

Слайд 12

«Битва с ветряными мельницами» - теперь нарицательное выражение Как вы его понимаете?

Слайд 13

В его бурных фантазиях ветряные мельницы - это «чудовищные великаны», которых надо «перебить всех до единого». Эта битва с ветряными мельницами представляется ему величайшей «святой» битвой Добра со Злом. Во всем он видит происки злого волшебника, которого ему надо обязательно победить, чтобы «стереть дурное семя с лица земли».

Слайд 14

И даже когда его ударяет крыло мельницы, и он падает раненый, он не видит реальности. Он думает, что это другой волшебник помог ему. «Битва с ветряными мельницами» - теперь нарицательное выражение. Это значит, что человек борется с придуманными, несуществующими трудностями.

Слайд 15

Главного героя романа многие критики называли самым великим мечтателем всех времен. Это так и есть: он живет в придуманном мире рыцарства и благородства, его взгляд на вещи искажен. сюжет произведения: Дон Кихот и Санчо Панса ездят по стране и совершают подвиги. Но читателям эти «подвиги» кажутся безумными и смешными, потому что нормальный человек не поедет биться с ветряными мельницами. В этом как раз и проявляется ирония автора: он показывает, что рыцарские идеалы были оторваны от реальной жизни

Слайд 16

Почему Дон Кихот –рыцарь?

Слайд 17

Дон Кихот ведет себя так, как вели себя рыцари в книгах. У него есть Прекрасная дама - Дульсинея Тобосская, чье имя он прославляет своими подвигами, он совершает добрые дела, а также бьется с другими рыцарями.

Факты биографии


Миге́ль де Серва́ нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes
Saavedra; 29 сентября 1547, Алькала-де-Энарес - 23 апреля
1616, Мадрид) - всемирно известный испанский писатель и
солдат. Прежде всего известен как автор одного из величайших
произведений мировой литературы - романа «Дон Кихот ».
Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго
Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать - донья
Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в
бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении
всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах
его жизни. С 1970-х гг. в Испании распространена версия о
еврейском происхождении Сервантеса, повлиявшем на его
творчество.

Военная карьера

Мигель Сервантес участвовал в военных
кампаниях в Италии (был в Неаполе),
Наварино (1572), Тунисе, Португалии, в
морских сражениях (Лепанто, 1571), а
также осуществлял поездки по службе в
Оран (1580-е годы); служил в Севилье

Характер

Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его
так: «поэту, ветреному и мечтательному, недоставало
житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных
кампаний, ни из своих произведений. Это была душа
бескорыстная, неспособная добывать себе славу или
рассчитывать на успех, поочередно очарованная или
негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам…
Его видели наивно влюбленным во все прекрасное,
великодушное и благородное, предающимся романическим
грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то
погруженным в глубокое размышление, то беззаботно
веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным
великодушной и благородной деятельности, удивительным и
наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в
своей гениальности».

Сервантес с Дон
Кихотом

Генрих Гейне сказал о «Дон
Кихоте»:

«Сердце моё готово было разорваться, когда
я читал о том, как благородный рыцарь,
оглушённый и весь смятый, лежал на земле и,
не поднимая забрала, словно из могилы,
говорил победителю слабым умирающим
голосом: «Дульсинея Тобосская - самая
прекрасная женщина в мире, а я самый
несчастный рыцарь на свете, но моё бессилие
не должно поколебать эту истину».

Почтовая марка в СССР с
изображением Сервантеса

в 1604 г. выходит в свет первая часть романа
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»,
имевшая громадный успех в Испании
(в несколько недель разошлось 1-е изд. и в том же году 4
других)
и за границей (переводы на многие языки).

ДОН КИХОТ - герой романа великого испанского писателя Мигеля
де Сервантеса Сааведры (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон
Кихот Ламанчский» (первый том - 1605 г., второй - 1615 г.); он
же - Рыцарь Печального Образа; он же - Рыцарь Львов; он же -
идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу
Добрый.


Немолодой идальго
Алонсо Кихана, житель
некоего села в
захолустной испанской
провинции Ла Манча,
начитавшись рыцарских
романов, воображает
себя странствующим
рыцарем и отправляется
на поиски приключений.
Старой кляче он даёт
звучное имя Росинант,
себя называет Дон
Кихотом Ламанчским, а
крестьянку Альдонсу
Лоренсо объявляет своей
прекрасной дамой
Дульсинеей Тобосской.


В оруженосцы идальго берёт
хлебопашца Санчо Пансу и в
первой части романа совершает
два выезда: принимает
постоялый двор за замок,
нападает на ветряные мельницы
и стада баранов, в которых
видит злых великанов и
волшебников. Родня и
окружающие принимают Дон
Кихота за сумасшедшего, на его
долю достаются побои и
унижения, которые сам он
считает обычными
злоключениями странствующего
рыцаря. Третий выезд Дон
Кихота описан во второй, более
драматичной и горькой части
романа, которая заканчивается
избавлением от безумия и
смертью Алонсо Киханы
Доброго.

Образ героя

О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает
скупо и только в самом начале книги: «Было
нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого
сложения, тощий телом и худощавый лицом».
В своё время Александр Дюма так описал
д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в
восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть
Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна
пятидесяти лет, который устал от странствий и
приключений, но всё ещё готов вступить в бой.
К данному эскизу придётся добавить все те
шишки и тумаки, которые судьба уготовила
идальго в его странствиях: частый голод и
отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра,
выбитые зубы, помятые бока, нелепость
рыцарской амуниции.

Битва с ветряными мельницами

Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный
спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни
одного романа…

Кадр из фильма «Дон Кихот»

Иллюстрации к
роману

В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский
комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто
известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их
попросили определить лучшее произведение мировой
литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон
Кихот».


В прошлом году Испания и весь
мир отметили четырёхсотлетие
первой публикации романа
Сервантеса. 23 апреля, в день
смерти Сервантеса, во многих
странах, в том числе и в России,
в переполненных залах
множество людей, сменяя друг
друга, двое суток беспрерывно
читали на разных языках эту
трагикомическую эпопею от
первой строчки пролога:
«Досужий читатель! Ты и без
клятвы можешь поверить, как
хотелось бы мне, чтобы эта
книга, плод моего разумения…»
- до завершающей авторской
росписи-вздоха «Vale». Никакая
другая книга не читается хором
всем миром.

«Счастливо будет то время… когда, наконец, увидят свет
мои деяния, достойные быть запечатлёнными в бронзе,
высеченными из мрамора и изображёнными на полотне на
память грядущим поколениям».

Слайд 1

Мигель де Сервантес Сааведра

Жизнь и творчество.

Слайд 2

Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещеных евреев.

Слайд 3

Военная служба.Ранение.Семья.

В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар.

Слайд 4

Литература

В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь.

Слайд 5

Дон Кихот…

Через два года после женитьбы он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Del ingenioso hidalgo Don Quixote de La Mancha").

Слайд 7

В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть "Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.

Слайд 8

В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 году он издал сборник "Назидательные новеллы" ("Novelas ejemplares"), а в 1615 году - вторую часть "Дон-Кихота".

Слайд 9

Творчество после тюрьмы

Роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" ("Los trabajos de Persiles y Sigismunda") Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года; книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.

Слайд 10

Некоторые факты Дон Кихота.

Дело в том, что в "Дон Кихоте" немолодой уже литератор Сервантес пошел на смелый эксперимент с непредвиденными последствиями и возможностями: он поверяет рыцарский идеал современной ему испанской действительностью, и в результате его рыцарь странствует по пространству так называемого плутовского романа.

Слайд 11

Определение

Плутовской роман, или пикареска - повествование, возникшее в Испании в середине XVI века, претендующее на абсолютную документальность и описывающее жизнь плута, мошенника, слуги всех господ (от исп. picaro - плут, мошенник). Сам по себе герой плутовского романа неглубок; его носит по свету злосчастная судьба, и его многочисленные приключения на большой дороге жизни представляют главный интерес пикарески. То есть материал пикарески - подчеркнуто низкая действительность. Возвышенный идеал рыцарства сталкивается с этой действительностью, и Сервантес как романист нового склада исследует последствия этого столкновения.

"Во всем мире нет глубже и сильнее этого сочинения. Это пока последнее и величайшее слово человеческой мысли, это самая горькая ирония, которую только мог выразить человек, и если б кончилась земля, и спросили там, где-нибудь, людей: "Что вы, поняли ли вашу жизнь на земле и что об ней заключили?" - то человек мог бы молча подать Дон Кихота: "Вот мое заключение о жизни и - можете ли вы за него осудить меня?"

Федор Михайлович Достоевский

Тема: МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА «ДОН КИХОТ»:

Дон Кихот - безумец, чудак, герой, или трагическая личность?

Цели: познакомить с понятием «рыцарский роман», с главами романа Сервантеса «Дон Кихот»; развивать умение выборочного чтения; умение характеризовать героя литературного произведения.

Оформление : на доске запись темы урока; иллюстративный материал, фрагменты из кинофильмов; например иллюстрация с изображением памятника Дон Кихоту и Санчо Пансе в Мадриде.

Оборудование : книга Сервантеса или распечатки с отрывками из нее.

Ход уроков

Свобода… есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища.

Сервантес

I. Вступительное слово учителя.

Кто такой Д он К ихот, знает любой образованный человек: Д он Кихот – это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве.

Дон Кихот – рыцарь Печального Образа, пусть и смешной. Но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», в котором выведен настоящий Дон Кихот, точнее 50-летний идальго (мелкопоместный дворянин) Алонсо Кихано, страстный любитель рыцарских романов, возомнивший себя странствующим рыцарем и придумавший себе имя, которое он должен прославить: Дон Кихот Ламанчский (Ла-Манча – область на юго-востоке Кастилии, центральной провинции Испании; именно там находилось безымянное село, в котором коротал свои дни сеньор Алонсо).

Герой отделился от романа и зажил отдельной жизнью, подобно тени, завладевшей своим хозяином. Но, как писал в начале ХХ в. испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет, где-то на небесах Сервантес, творец «Дон Кихота», с печальной улыбкой ожидает того, кто родится, чтобы понять его. А чтобы понять Сервантеса, надо прежде всего прочитать роман. При этом читателю надо сосредоточить внимание не только на том, что делают Дон Кихот и другие персонажи, но и на том, что они говорят; по мнению одного из критиков, «Дон Кихот и Санчо не делают ничего важнее того, что говорят друг с другом».

Итак, на заре XVII века в испанской литературе появились две довольно странные фигуры: нескладный рыцарь на тощем коне и толстенький оруженосец на упитанном ослике. Они вошли в жизнь людей, чтобы надолго стать олицетворением человечности, благородства, честности, отзывчивости и доверчивости. Это, как вы уже поняли, Дон Кихот и Санчо Панса. Вот так рядом и идут они через столетия, вызывая порой насмешки, порой восхищение, а порой и просто недоумение, а за ними всегда следует писатель, придумавший их, – Мигель де Сервантес Сааведра (имя этого испанского писателя записано на доске). Так и идут они вместе в веках, автор и его герои.

II. История создания романа.

Выступление учащегося с индивидуальным заданием.

На доске :

«Свобода… есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища».

Слова, которые вы сейчас услышали, принадлежат главному герою романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Ведь не случайно, определив себя в странствующие рыцари, Дон Кихот так формулирует свою цель: защищать тех, «кого Господь и природа создали свободными». Это тем более показательно, если учесть, что Сервантес начал создавать свое творение в 1602 году, находясь в… тюремной камере.

В поисках заработка Сервантес переезжает в Севилью, большой портовый город, поступает на службу. К составлению счетов и деловых бумаг Сервантес не имел навыков, поэтому он дважды попадал в тюрьму: то его обвиняли в недозволенной покупке, то в растрате казенных денег, так как банк, где хранились собранные им налоги, обанкротился. Во время одного из таких пребываний за решеткой писателю, по его признанию, и явился образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать подвиги в подражание героям любимых книг.

В 1605 году первая часть романа вышла в свет и имела огромный успех. С тех пор это произведение настолько прочно вошло в сокровищницу мировой литературы, что даже трудно представить себе человека, который бы не был с ним знаком. Интересно отметить и то влияние, которое оно оказывало на русских писателей. О «Дон Кихоте», например, Пушкин писал Гоголю и советовал, когда создавались «Мертвые души», брать пример с Сервантеса.

Испанцы встретили роман с улыбкой, они были убеждены, что Сервантес написал этот роман главным образом для того, чтобы высмеять рыцарские романы и навсегда отбить у соотечественников охоту их читать, потому что это чтение было похоже на эпидемию, сравнимую, пожалуй, только с повальным увлечением детективами наших современников.

Что же такое «рыцарский роман»? Как правило, в нем доблестный рыцарь совершает неслыханные подвиги во славу Прекрасной Дамы, сражается с опасными чудовищами, разрушает козни злых волшебников, приходит на помощь обиженным. Таким образом, рыцарские романы развлекают и взывают к добрым чувствам. Они написаны доступным языком, динамичны, притягивают извечно волнующими темами – смертельной опасности и любви. «Почему же это надо было пародировать, что не устраивало в рыцарских романах?» – можно задать такой вопрос. По мнению автора, в них не затрагивались животрепещущие, вечные темы; читателю, погружаясь в мир рыцарского романа, не приходилось много думать.

Произведение Сервантеса сначала воспринимается как забавное, необычное чтение, но со временем сюжет уступает место образу. Становится понятным, что главное в романе – не события и их последовательность, а образ совершенно необычного человека, настолько необычного, что его имя стало символом. Поэтому при чтении очень важно обращать внимание на то, как к своему герою относится автор, Мигель де Сервантес.

III. Ч тение отрывков из романа (часть I, главы 1, 2, 3, 4 – в сокращении ).

IV. О бсуждение прочитанного .

Вопросы:

1. Похож ли главный герой на рыцаря?

3. Как вы думаете, исчерпывается ли цель автора созданием пародии на рыцарский роман и его героев?

4. Каким предстает Дон Кихот в сцене посвящения в рыцари, в разговоре с пастухом и его хозяином? Почему герой не смог защитить пастуха?

5. Подвиги героя принесли добро и пользу?

6. Чем руководствуется в своих поступках рыцарь?

V. О бобщающее слово учителя .

Один из исследователей романа однажды заметил: «Дон Кихот первых шести глав прежде всего безумен, затем он станет, как это точно подметит Санчо, не столько безумен, сколько дерзновенен». Действительно, если поначалу роман почти не выходит за рамки литературной пародии, то по мере развития событий герой перестает быть только комической фигурой. Он обнаруживает такие свойства, которые позволяют увидеть его совсем в ином свете. Его безумие все чаще оборачивается мудростью, а его речи и поступки кажутся странными только обывателям. И у читателя невольно закрадывается сомнение: так ли уж безумен человек, верящий в добро и справедливость, в правду и человечность, в честь и благородство и стремящийся защищать слабых и притесненных, мечтающих искоренять всякого рода неправду?

Наделяя Дон Кихота очень привлекательными человеческими чертами, изображая его подвижником, ратоборцем справедливости, автор ставит своего героя в нелепые и смешные положения. И это объяснимо не только пародийной тенденцией, просто Дон Кихот бессилен изменить что-либо в мире, где царят эгоизм и стяжательство. Поэтому иллюзии, во власти которых он все время находится, с одной стороны, умножают его силы, а с другой – делают его усилия бесплодными. Нередко его великодушные порывы приводили к результатам прямо противоположным, поэтому трудно, наверное, ответить на вопрос: кто такой Дон Кихот – чудак, безумец, герой?

В нем скрыто своеобразное противоречие между внешними признаками рыцаря и внутренним содержанием: герой никак не подходит под описание рыцарей, но его душа горит желанием защищать слабых, помогать обиженным, спасать нуждающихся. Внешне он комичен, порою смешон, но внутренне он самый настоящий рыцарь. Он – активная натура и не может мириться со злом. Но трагедия его в том, что он одинок в своем стремлении (лишь Санчо Панса понимает его), а в одиночку исправить мир зла, лжи и лицемерия нельзя. Но он все же пытается, – это делает его смешным в глазах окружающих, они считают его безумным. А ведь это подвиг: зная о своем одиночестве, сражаться за идею добра. Поэтому Дон Кихот и безумец, и чудак, и герой, и трагическая личность.

Роман, пройдя через сознание миллионов, оказал огромное влияние на культуру, на жизнь людей, одних увлекая благородством героя, других остерегая от карикатурных его подвигов. С течением времени стало ясно, что Сервантес усмотрел особое, никем до него не подмеченное явление, имеющее вневременное, присущее всем векам и народам значение. Открытое Сервантесом и обличенное в художественный образ явление потомки назвали донкихотством. Дон Кихот стал вечным образом , донкихотство – литературным мотивом .

Донкихотство – понятие многозначное, его толкуют по-разному, иногда толкования противоречат друг другу. Многие называют донкихотством отсутствие чувства реальности и называют донкихотом человека, лезущего на рожон, лишенного ощущения действительности, а потому несуразного, нелепого, жалкого и смешного.

Но под донкихотством понимают и другое – нежелание приспосабливаться к прозе жизни, стремление преобразить, преобразовать жизнь, упорное и даже героическое следование мечте, верность возвышенной цели, сколько бы цель ни противоречила грубой логике реальных и косных фактов. Донкихотство в таком понимании тоже может иметь оттенок смешного, но более глубокая реакция, которую оно в нас вызывает, – сочувствие, сострадание, восхищение. Так объясняет донкихотство современный исследователь.

Иные времена обнаружили в романе иное содержание, то «нечто высшее, из чего вытекают все верования, убеждения и начала», и не только обнаружили, но и попытались объяснить.(цитаты…)

Домашнее задание:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

К акая из оценок вам кажется наиболее интересной? Почему?

В. Г. Белинский утверждал, что Дон Кихот – благородный и умный человек, который весь, со всем жаром энергической души, предался любимой идее. Комическая же сторона в характере Дон Кихота состоит в противоположности его любимой идеи с требованием времени, с тем, что она не может быть осуществлена в действии, приложена к делу… Каждый человек есть немного Дон Кихот, писал критик, но более всего бывают донкихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже с сильною волею и с умом, но без рассудка такта действительности… Если б эта храбрость, это великодушие, эта преданность, если б все эти прекрасные, высокие и благородные качества были употреблены на дело, вовремя и кстати, – Дон Кихот был бы истинно великим человеком.

И. С. Тургенев заметил, что Д он Кихот выражает собой «веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое… в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнию; самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле… Жить для себя, заботиться о себе – Дон Кихот почел бы постыдным. Он весь живёт (если можно так выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам – волшебникам, великанам – то есть притеснителям… Смиренный сердцем, он духом велик и смел… крепость его нравственного состава (заметьте, что этот сумасшедший, странствующий рыцарь – самое нравственное существо в мире) придает особенную силу и величавость всем его суждениям и речам, всей его фигуре, несмотря на комические и унизительные положения, в которые он беспрестанно впадает… Дон Кихот энтузиаст, служитель идеи и потому овеян ее сиянием…»

Домашнее задание: нарисовать ассоциативный портрет Дон Кихота.

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547-1616), испанский писатель. Пасторальный роман "Галатея" (1585), патриотическая трагедия "Нумансия", "Назидательные новеллы" (1613), "Новые восемь комедий и интермедий" (1615), любовно-приключенческий роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" (опубликован 1617). Главное произведение — роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Дон Кихот", ч. 1, 1605, ч. 2, 1615), в котором органически сочетаются реализм, героика и романтика — одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Пародируя рыцарский роман, Сервантес дал широкую картину жизни Испании, трагикомически изобразил мир непрактичного духа и бездуховной практики. Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными.

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (29 сентября 1547, Алькала де Энарес — 22 апреля 1616, Мадрид), испанский писатель, классик мировой литературы, выдающийся мастер позднего Возрождения, создатель "Дон Кихота", к которому восходит одна из основных линий развития новоевропейского романа — "роман сознания" или "метароман".

На пути к "Дон Кихоту"

Мигель де Сервантес (происхождение фамилии Сервантеса — "Сааведра", стоящей на титулах его книг, не установлено) родился в семье лекаря-хирурга Родриго де Сервантеса из Кордовы, возможно, выходец из мосарабов. Мать Сервантеса звали Леонор де Кортинас.

Семья Сервантеса часто переезжала из города в город, поэтому будущий писатель не смог получить систематического образования. Возможно, в 1566-1569 Мигель обучался в мадридской городской школе у известного гуманиста грамматика Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского.

В 1569, после уличной стычки, закончившейся ранением одного из ее участников, Сервантес бежал в Италию, где служил в Риме в свите кардинала Аквавивы, а затем завербовался в солдаты. 7 октября 1571 принял участие в морской битве при Лепанто, был ранен в предплечье (его левая рука на всю жизнь осталась бездействующей). Принял также участие в ряде других морских экспедиций, в том числе в Тунис. В 1575, имея при себе рекомендательное письмо от Хуана Австрийского, главнокомандующего испанской армией в Италии, отплыл из Италии в Испанию. Галера, на которой находились Сервантес и его младший брат Родриго, была атакована алжирскими пиратами. Сервантес провел в алжирском плену пять лет. Только в октябре 1580, после того как он был выкуплен монахами-тринитариями, вернулся на родину.

С конца 1580 до 1587 жил в Мадриде, в Толедо и в селении Эскивиас, близь Толедо, откуда была родом Каталина де Паласиос: Сервантес вступил с ней в брак в декабре 1584 (в том же году у Аны Франки де Рохас родилась внебрачная дочь Сервантеса — Исабель де Сааведра, жившая после смерти матери в доме отца). Став отставным солдатом, занялся сочинительством пьес, не имевших успеха на сцене (из ранних драматических опытов Сервантеса сохранились трагедия "Нумансия" и "комедия" "Алжирские нравы"). Публикация пасторального романа "Галатея" (1585) принесла писателю известность, но не достаток.

Рождение "Дон Кихота"

В 1587 переезжает в Севилью, где живет до 1600, проводя большую часть времени в разъездах по андалусийским селам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем — сборщика податей. В 1592 в селении Кастро дель Рио неподалеку от Кордовы Сервантеса ненадолго заключают в тюрьму, обвинив в совершении недозволенной закупки. В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул). Во время одного из пребываний в темнице (скорее всего, первого), по собственному признанию писателя, в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать рыцарские подвиги в подражание героям любимых книг. Первоначально это был замысел новеллы. В процессе работы над ней перед автором открылись романные перспективы развития сюжета о Дон-Кихоте.

Сервантес создавал "Дон Кихота" на протяжении многих лет. О жизни Сервантеса в период 1600-1604 гг., то есть о годах наиболее интенсивной работы писателя над будущей первой частью романа, известно немного. Установлено, что, покинув Андалусию, писатель перебрался в Кастилию и жил в Эскивиасе и в Толедо.

Летом 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании) и ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Первоначально "Хитроумный идальго" был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом с указанием даты издания "1605". Весной 1605 в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editio princeps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме).

Последнее десятилетие

В 1606 (или 1608?) Сервантес с семейством, включающим его двоих сестер и Исабель де Сааведра, вслед за королевским двором переезжает в Мадрид. В последнее десятилетие жизни он создает большую часть повестей, вошедших в сборник "Назидательные новеллы" (1613), сочиняет стихотворную литературную сатиру "Путешествие на Парнас" (1614), пишет новые и частично перерабатывает старые пьесы, собрав их в книгу "Восемь комедий и восемь интермедий" (1615), продолжает работу над начатым еще в 1596 авантюрно-сентиментальным романом "Странствия Персилеса и Сихизмунды", наконец, приступает к написанию второй части "Дон Кихота", скорый выход которой обещает читателю в прологе к "Назидательным новеллам".

В 1614 — в разгар работы над ней Сервантеса — появляется подложное продолжение романа, принадлежащее перу анонима, скрывавшегося под псевдонимом "Алонсо Фернандес де Авельянеда". В Прологе к "Лже-Кихоту" содержались грубые выпады лично против Сервантеса, а его содержание демонстрировало полное непонимание автором (или авторами?) подделки всей сложности замысла оригинала. В "Лже-Кихоте" содержится ряд эпизодов, сюжетно совпадающих с эпизодами из второй части романа Сервантеса. Спор исследователей о приоритете Сервантеса или анонима не может быть разрешен окончательно. Скорее всего, Сервантес специально включил во вторую часть "Дон Кихота" переработанные эпизоды из сочинения Авельянеды, чтобы еще раз продемонстрировать свое умение превращать в искусство малозначительные в художественном отношении тексты (аналогично его обращение с рыцарской эпикой).

"Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского" издана в 1615 в Мадриде в той же типографии, что и "Дон Кихот" издания 1605. Впервые обе части "Дон Кихота" увидели свет под одной обложкой в 1637.

Незадолго до смерти писатель перебрался в Мадрид. Находясь на смертном одре Сервантес диктует пролог к своему любимому спешно законченному роману "Странствия Персилеса и Сихизмунды", опубликованному уже после смерти автора в 1617. За несколько дней до смерти писатель постригся в монахи. Был похоронен за счет францисканского ордена в одном из его монастырей. Точное место упокоения Сервантеса неизвестно. Памятник выдающемуся писателю был поставлен в Мадриде только в 1835.

"Дон Кихот" как художественное целое

Мировоззрение Сервантеса складывалось под влиянием различных течений европейской гуманистической мысли (неоплатонизма, неостоицизма, натурфилософии). Особое влияние на создателя "Дон Кихота" оказал "эразмизм" или "христианский гуманизм" — учение Эразма Роттердамского, критиковавшего нравы католического клира и обрядовую сторону католицизма, которым автор "Оружия христианского воина" противопоставил внутреннюю духовную работу человека над собой, личностный путь к Богу и раннехристианский идеал человеческого общежития в любви и вере, воплощенный в символе "мистического тела Христова".

Сервантес, писавший "Дон Кихота" в эпоху католической Контрреформации, в годы полного запрета "эразмизма", зашифровывает идеал всеединства в образах, восходящих к рыцарским романам высокого Средневековья (отсюда — метафорическое отождествление на страницах "Дон Кихота" "мистического тела Христова" и "тела" странствующего рыцарства). Одновременно христианско-гуманистическая утопия переводится творцом "Дон Кихота" на язык карнавально-площадных действ и праздничных ритуалов, относящихся к разным временам года: Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса выступают как воплощения Поста и Масленицы, а их первые два выезда спроецированы на цикл летних празднеств, включая День Тела Христова (праздник, посвященный таинству причастия и имеющий ярко выраженную площадную сторону) и праздник "первого снопа" (Дон Кихота молотят "как сноп", Санчо характеризует обрушивающиеся на них побои как "сбор урожая странствующего рыцарства", а своего рода эмблематической заставкой книги является битва героя с ветряными мельницами). В контексте жатвенного ритуала избиения, сопровождающие героев романа на их пути, получают сакральное оправдание. Смех, звучащий на страницах романа, — это не злой, издевательский хохот толпы, а праздничный ритуальный смех, развенчивающий и утверждающий одновременно. Сервантес, использовав опыт площадного театра, создал образ оруженосца Дон Кихота Санчо Пансы. Непосредственное же влияние на возникновение сервантесовского замысла оказала анонимная "Интермедия о романсах" (1590-91?), герой которой Бартоло, помешавшийся на их чтении, отправляется совершать героические подвиги. Разворачивая бурлескную, комическую "одноходовую" ситуацию интермедии в прозаическое повествование, ведущееся от лица автора-ирониста, Сервантес обнаруживает преимущества остраненно-косвенного иносказательно-иронического изображения приключений героя, пародирующего своим обликом, языком и действиями облик, деяния и язык героев рыцарской эпики. Преследуя цель осмеять и тем самым дискредитировать в глазах читателя рыцарские романы, о чем прямо заявлено в Прологе к первой части, автор "Дон Кихота" создает не литературную пародию как таковую (самое слово "пародия" он нигде не использует), а радикально новый тип повествования. Трансформируя мотив карнавальной "свихнутости" героя в его сакральное безумие, восходящее к посланиям апостола Павла, писавшего о единоверцах как о безумных "Христа ради", Сервантес представляет "рассудительное сумасшествие" Дон Кихота как особое состояние сознания человека, находящегося в положении читателя созидаемого им в процессе чтения текста. Это открывает писателю-романисту путь к изображению самой структуры сознания героя. Интерпретация "Дон Кихота" как пародии на рыцарский эпос правомерна по отношению к его отдельным эпизодам, мотивам и образам, к некоторым повествовательным приемам, используемым автором, но не может охватить роман Сервантеса как новаторское жанровое целое, основанное на совмещении и согласовании множества жанровых традиций. Процесс рождения и становления самосознания героя как жанрообразующая тема романа выходит на первый план в "Дон Кихоте" 1615 года. Особую роль во второй части играет Санчо, образ которого начинает конкурировать по значимости с образом его господина. В основе развития сюжета второй части лежит изобретательная выдумка Санчо, который, вполне освоив стиль мышления своего хозяина, внушает ему, что крестьянка на ослице, встреченная ими на дороге, и есть Дульсинея, превращенная в уродливую поселянку злыми волшебниками. В ряду ключевых эпизодов второй части (встреча Дон Кихота со странствующими актерами, с рыцарем Зеленого Плаща, спуск Дон Кихота в пещеру Монтесиноса, кукольное представление в балаганчике Маэсе Педро, полет Дон Кихота и Санчо на Клавиленьо и др.) особое место занимает рассказ о правлении Санчо на Острове Баратария. В нем Санчо демонстрирует всю глубину своей карнавально-шутовской "дурацкой мудрости", контрастно дополняющей "мудрое безумие" Дон Кихота. В финале второй части, в момент смерти Дон Кихота-Алонсо Кихано, образ Санчо приобретает особую символическую значимость: он воплощает бессмертие народа, его неумирающее телесное целое и становится (по точному наблюдению М. де Унамуно) духовным наследником своего господина, живым носителем донкихотовского отношения к миру. Сервантес представил драматическое положение человека в мире, утратившем средневеково-ренессансную патриархальную цельность и гармонию, единство "слов" и "вещей"
, "духа" и "материи", помысла и деяния. Реальность в "перспективистской" композиции "Дон Кихота" оказывается раздробленной во множестве индивидуальных точек зрения, в игре "мнений" и "суждений, что открывает простор для самых разных трактовок сервантесовского романа.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы