Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна – 20–30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400–1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.
Шелк – продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.
Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.
Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.
Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.
Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!
Существующие легенды – лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.
Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.
Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.
Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.
Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ); крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья – декатировка – обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.
«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.
Как определяют искусственный шелк:
Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.
В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.
На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.
Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.
Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.
Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.
Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.
Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.
Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.
Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.
Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.
Чтобы шёлковое изделие служило долго и много лет радовало вас своей красотой, необходимо соблюдать простые правила:
Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна – 20–30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400–1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.
Шелк – продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.
Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.
Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.
Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.
Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!
Существующие легенды – лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.
Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.
Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.
Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.
Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ); крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья – декатировка – обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.
«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.
Как определяют искусственный шелк:
Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.
В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.
На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.
Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.
Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.
Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.
Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.
Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.
Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.
Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.
Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.
Чтобы шёлковое изделие служило долго и много лет радовало вас своей красотой, необходимо соблюдать простые правила:
Недавно купила себе в коллекцию шелковые шарфы, выполненные узбекскими мастерами в старинной технике «ИКАТ». Техника невероятно трудоемкая, потому что ручная… всё-всё вручную, начиная от срезания веток тутовника (шелковицы) на корм гусеницам тутового шелкопряда…
Фото арбузов к шелкопряду не относится, но относится к дальнейшему разговору. У всех фотографий есть подписи, если что-то не понятно.
Женщина, продающая арбузы на базаре в Андижане, Узбекистан
Но в начале разговора я покажу свои покупки. Я не то что бы хвастаюсь… сейчас такие вещи доступны в для покупки через интернет и стоят вполне вменяемые деньги, учитывая трудоемкость процессов — так почти даром, я считаю. Я, скорее, восхищаюсь этими изделиями и мне приятно просто ими обладать. Я рада, что они у меня есть, как маленькие крупинки мира моего детства, частицы моей Родины… я писала раньше, что родилась в Средней Азии и с рождения видела этот разноцветный мир. Мы ходили на базар, а там продавали ткани, и были горы арбузов и дынь, специи, спелые помидоры, а яблоки и вишня росли на деревьях просто так… Странный мир…
Итак, покупки. Два шарфа, сине-желтый и красно-зеленый. , длина около 170 см, ширина 49 см. Шарфы такие узкие, потому что ткутся вручную на узких станках. В Узбекистане так принято, что все икаты (ткань, выполненная в технике ИКАТ, ещё называется «узбекский рисунок», на фото ниже) ткутся узкими, потому что такая ширина удобна для ручной работы.
Эти шарфы сделаны из 100% натурального шелка. Это можно проверить таким способом: поджечь небольшой кусочек материала, достаточно поджечь даже 1 ниточку, что я и сделала.
Натуральный шелк, сгорая, быстро образует черный комочек, и пахнет этот комочек горелым рогом или пером (что химически одно и то же, кератин), который, легко растирается в руках (см. фото) в пыль.
Ненатуральный материал будет плавится и комочек на конце сгоревшей нити будет…. как бы поточнее сказать… как лава, сгусток такой… и он не растирается пальцами в пыль. Вискоза, сгорая, пахнет жженой бумагой (бумагой она, по сути, и является, так как делается из целлюлозы), а полиэстр — вообще синтетика, будет плавясь, сгорать без остатка.
Два шарфа, сине-желтый и красно-зеленый… нитки окрашены натуральными красителями, но о технологии производства иката я расскажу в следующей статье, а сейчас — немного о производстве шелка вообще.
Шелк химически представляет собой протеин (белок), так они и называются: «протеины шелка» и представляют собой длинно-длинноцепочечный полимер, точнее, «пучок» этих полимеров. Производит внутри себя (как микрофабрика!) и выделяет из себя этот полимер (который есть шелк) гусеница тутового шелкопряда в определенном возрасте. Эти шелкопряды были одомашнены в Китае 5000 лет назад, но что значит «одомашнены»? В данном случае это значит, что их отбирают для получения более качественного продукта, спаривают с тем, с кем надо (хотя самки могут откладывать яйца и без спариваниия) для увеличения размера кокона и толщины и длины нити в нем, темпа роста и эффективности его (кокона) вываривания, их (гусениц) сопротивляемости болезням. Таким же образом изменяли терпимость к человеческому присутствию и проживанию «друг на друге», (см. фото ниже, в природе такого не). Все эти модификации сделали домашнего шелкопряда полностью зависящим от людей… для его выживания
Шелкопряд же, как мушка дрозофила, размножается и растет быстро, так что на нем легко отслеживать разные генные модификации. Я прочитала такую фразу: «Тутовый шелкопряд — одно из наиболее генетически эксплуатируемых животных». За 5000 лет одомашненного существования шелковая производительность разновидностей шелкопряда увеличилась почти десятикратно относительно его диких предков (впереди шелкопряда по этому параметру — только кукуруза…). Так же ученые стараются генетически влиять на продолжительности различных стадий жизни личинки и гусеницы шелкопряда, а от них, в свою очередь, зависит здоровье, урожайность, качество шелка, резистентность к различным болезнетворным микроорганизмам… много разного всего.
Коконы тутового шелкопряда на шелковой фабрике. Вроде это Китай.Кратенько опишу процесс добывания шелка.
Летом бабочки тутового шелкопряда (после спаривания с самцом шелкопряда) откладывают яйца: эти яйца называются «грена». Эта грена помещается в холодильник до весны, то есть до нового сезона. Следующей весной при постепенном искусственном повышении температуры от 18 до 25 градусов и определенной влажности грена пробуждается, её проверяют на наличие больной и дефектной (как это делают — я не знаю, по цвету кладки видимо…. что-то в памяти всплыло), потом из грены вылупляются червячки размером 2 мм (личинки шелкопряда). Эти червячки день и ночь едят измельченные листья тутовника, жрут их и растут, жрут и растут (и в течении месяца увеличиваются в размере до 3-4 см.)… Это время роста и набора массы — достаточно сложное для обслуживающего персонала гренажной фабрики (так называются фабрики, где выращивают гусениц шелкопряда из их яиц. Такая фабрика была в г. ОШ, где я родилась): гусеницы находятся в больших поддонах с листьями тутовника и весьма чувствительны к звукам, запахам, перепадам температуры, влажности, давлению (это гусеницы не простые, а одомашненные аж в древности и сортовые, высокопроизводительные, не такие, какие в простой природе. Ну как дикий апельсин и культурный… я выше писала про это).
Если не соблюдать правила, то гусеница просто-напросто помрет и весь труд окажется напрасным…
Гусеницы шелкопряда во время роста 4 раза линяют (они же растут и их шкурка становится им мала), при этом их аппетит растет чуть ли не в геометрической прогрессии.. Цвет и вид гусениц от линьки к линьке сильно меняется, на нижнем фото эти белые гусеницы с рогом, судя по описанию, находятся в 5 возрастной стадии (незадолго до окукливания).
Гусениц так много и они так громко едят листья, что это слышно… А потом приходит время метаморфозы в куколку… шкурка гусениц становится более крепкой и желтой и шелководы переносят этих гусениц на специальные веточки или сеточки (типа как на фото), к которым гусеницы прикрепляются и начинают формировать шелковый кокон.
Для формирования кокона гусеницы из специальных желез начинают выделять некую субстанцию, которая затвердевает на воздухе. Эта субстанция — смесь белка фиброина и серицина (и ещё кое-что по-мелочи), «сырой шелк» называется, она нитевидная и ее гусеница наматывает на себя, образуя вокруг себя кокон. Сначала гусеница формирует наружный пушок (см. на фото, мохнатый такой), а потом внутри этого пушка наматывает на себя основную массу шелковой нити.
Эти коконы срочно собирают и везут на шелкопрядильные фабрики, что бы успеть до момента метаморфозы куколки в бабочку… дело в том, что когда в коконе куколка превратится в бабочку (у бабочки нет ротового аппарата), она выделяет протеолитический фермент (разрушающий шелковую оболочку кокона фермент, протеаза называется), чтобы выбраться наружу и улететь спариваться. Но кокон представляет собой НЕПРЕРЫВНУЮ длиннющую нить шелка (от 300 до 900 метров), которую бабочка намотала на себя, а если продырявить кокон — то получится не непрерывная нить, а короткие огрызки… Эти огрызки тоже пускают в дело, но это не будет качественная шелковая нить, это будет уже совсем другой продукт…
Итак, коконы везут на шелкопрядильную фабрику для добывания из них шелка. Сейчас вместо большой фабрики остались маленькие кустарные мастерские, однако сути процесса это не изменило, а качество изделий осталось великолепным.
Сначала коконы сортируют по размеру и цвету. Потом, что бы убить недобабочку внутри кокона, эти коконы распаривают в горячей воде (кипятят, короче). Коконы разбухают, часть шелковой протеиновой смеси, из которой гусеница сделала кокон, растворяется в воде (эта та субстанция, я про нее выше писала; гусеница выделяет не чисто протеины шелка, а смесь разных протеинов; некоторые из них есть собственно протеины шелка (фиброин), а другие как бы клей для склеивания шелковых нитей между собой для образования кокона (серицин + смолы и что-то ещё), сам кокон на ощупь плотный, типа тонкого войлока такой…). Так вот этот как бы клей и растворяется в воде, высвобождая нити шелка. Теперь надо коконы размотать, но это не просто.
На больших шелкопрядильных фабриках процесс размотки коконов механизирован, но в маленьких хозяйствах он осуществляется вручную..Далее точно не скажу как, но ухватывают нити (на фото смотрите) и начинают их тянуть, по сути разматывать коконы…. Что следует далее — это тонкости процесса: нить шелка-сырца формируется из 3-10 нитей от коконов, если одна из нитей обрывается или заканчивается, то присоеденяют новую нить, просто приклеивают: остатки клейкого серицина как раз и соединяют все тонюсенькие ниточки воедино. Но я лучше скажу, что свареные куколки тутового шелкопряда (из кокона которая) часто используются в пищу. На фото коконы и их содержимое, то есть куколки тутового шелкопряда
Южной Корее например, они являются лакомством (сама видела, как их продают на улицах и едят, бррррр.. эта популярная закуска называется 번데기 или Beondegi, на мой взгляд они так характерно и мерзко пахнут…)
Шелк-сырец (который тянут от коконов) сматывают в пасмы. В левом углу фотографии видна пасма (такой пучок, висящий на палочке) шелка, а нить наматывают на «барабан».
А ниже на фото женщина прядет шелковую нить (то есть скручивает ее)
Просто интересно: жизненный цикл тутового шелкопряда
В написании статьи пользовалась информацией и из моей памяти, и кое-что взяла из статей мастера Ксения Семенча и вот здесь http://www.suekayton.com/silk.htm, а шарфики купила у Анастасии Булавка. Часть фото с сайта http://www.projectbly.com/, часть https://www.flickr.com/photos/adam_jones/
Полиэстер в отличие от шёлка плавится, а вискоза тлеет и пахнет жжёной бумагой. Запёкшийся комочек шёлка можно растереть в пальцах, как обычный уголёк.
Вот и все. Любой уважающий себя магазин ткани позволит вам провести эту нехитрую экспертизу.
Такие ткани, как туаль, эксцельсиор, газ-шифон, тонкие атласы и крепдешины для ручной росписи не могут стоить дорого, потому что большинству художников нужен дешёвый материал (150-450 р). Из таких тканей также шьют недорогое постельное бельё, аксессуары и т.д. Так что смело можно сказать, что шёлк и шёлковая одежда стали в России позволительной роскошью.
А потом среди шёлковых тканей есть совершенно нескользкие и гораздо больше подходящие для постельного белья: крепдешин (можно делать простыни на резинке, шёлковый креп даёт небольшую эластичность и вдоль и по диагонали), мокрый шёлк (или шёлк с эффектом кожи персика) – как нельзя лучше подойдёт для тех, кто много ворочается во сне. Эту нежную матовую ткань не так просто стянуть с матраса.
Дикий шёлк хорош в жаркую погоду, из него получаются замечательные сорочки и шорты в стиле «сафари». Т.к этот вид ткани редко окрашивают и отбеливают, то он очень подходит для одежды будущих мам и малышей, а также для людей, склонных к аллергии и с проблемой повышенной потливости.
Существует «совсем дикий», грубый шёлк типа «рогожка» с плотностью 200гр/м 2 и шириной больше 2м для интерьера, но об этом позже. Дикий шелк часто применяется для росписи в этническом стиле (кроме техники холодного батика). Края дикого шелка (если это пончо или палантин) - можно не подшивать, а просто "обдёргать". Получается очень симпатичная бахрома.
Для детей старше двух лет можно использовать так же и дикий шелк. Все виды шелка несут очень сильную положительную энергетику, поэтому не только детям, но и беременным женщинам мы советуем использовать шелковую нательную (домашнюю) одежду.
А для элегантного пеньюара нет лучше сочетания, чем шёлковый шифон, отороченный мехом. В последнее время появилась шёлковая тафта с водозащитной пропиткой для курток, пальто и верхнего слоя пальто с меховой подкладкой. Она похожа на искусственный материал, но при сжигании все равно пахнет палёным рогом. Для тех, кто вяжет, тоже много интересных материалов в шёлковой промышленности.
И напоследок - одна из самых модных тем для натурального шёлка - экологически чистый интерьер. Шёлк можно использовать для отделки стен и потолков (затяжка по периметру, оклеивание, растяжка на люверсах, драпировка и т.д.). И, конечно же, для декорирования окон и спален.
Упомянутая выше шёлковая рогожка имеет достаточную ширину, плотность и удивительную древесную фактуру. Белая шёлковая туаль может использоваться для отделки стен и потолков, имитируя евроштукатурку (причём обходится намного дешевле!). Стены дышат и получают положительную энергетику природного материала.
Ту же туаль можно расписать вручную и, натянув на рамы, выложить стены и окна шёлковыми витражами и панно. В сочетании с шёлковым постельным бельём у вас получается интерьер "SILK NATIVE". Информация для специалистов, декорирующих рестораны и ночные клубы: если в шёлковую ткань ткнуть зажженной сигаретой, она не загорится и не будет тлеть, как вискоза, не будет плавиться, вспыхивать и капать, как полиэстер. Образуется круглая дырочка и все!
Шёлк - наиболее безопасный материал для больших "тусовок" и соответствует требованиям противопожарной безопасности, как никакой другой материал.
Но у шёлка есть и свой минус - он мнётся. Хотя есть виды шёлковой ткани, сотканной из нитей повышенной крутки, которые не мнутся, - это креп-жоржет и шифон. На сегодняшний день эта особенность может придавать вещи, сшитой из шёлка, особенный шик и демонстрировать натуральность ткани.
В любом случае маркировка "NATURAL SILK" внушает доверие любому покупателю, и с каждым годом все больше модельеров и декораторов используют шёлк и в авторских изысках, и в массовом производстве.
Шелк – ценная ткань, которая известна во всем мире своим мягким блеском, уникальной гладкостью и высокой прочностью. Именно из натурального шелка в древности изготавливались одеяния королей и знатных вельмож. Сейчас драгоценный материал доступен всем: из него делают великолепные наряды и обувь, роскошные украшения для интерьера и ценный домашний текстиль.
Шелк, в отличие от других тканей, производится не из материалов растительного или животного происхождения. Он изготавливается из коконов гусениц тутового шелкопряда.
Появлением шелка мир обязан древним китайским мастерам, которые начали извлекать шелковую нить из коконов за пару тысячелетий до нашей эры. Тогда шелковая ткань производилась вручную, поэтому изделия из нее были лишь у императоров и знати.
Китайцы понимали, какой ценностью обладает поразительная ткань, поэтому держали тайну ее изготовления в секрете. Человек, который отваживался разгласить тайну производства шелка, осуждался на смертную казнь. Однако уже к IV веку технология производства шелка стала известна в Корее, Японии и Индии. В 550 году это искусство стало доступно и европейцам.
Технология изготовления шелка очень сложна. Моль и гусеницы шелкопряда выращиваются в специальных питомниках. Когда гусеница заворачивается в кокон, ее умерщвляют, а кокон размягчают в горячей воде. Потом его разматывают. Из одного кокона получают от 300 до 1000 м шелкового волокна. Нить уплотняют, перекручивая по 5–8 волокон одновременно, и сматывают в катушки.
Катушки рассортировывают, обрабатывают, иногда волокна дополнительно скручивают для увеличения плотности. Готовый материал отправляют на фабрику. Там пряжу вымачивают в воде и окрашивают. Затем из нее изготавливают ткани с разным плетением. От типа плетения и плотности нитей будет зависеть вид шелковой ткани.
Важно! Сейчас изготовлением этого материала занимаются разные страны. Однако по-прежнему лидером по поставкам натурального шелка на мировой рынок считается Китай.
Шелковая нить по химическому составу близка к человеческому волосу или шерстяному покрову животных: на 97% она состоит из белка, остальное – воск и жиры. Ее состав таков:
Натуральный шелк стоит очень дорого: не каждый человек может позволить себе изделие из этого материала. Поэтому сейчас появились фабрики, которые занимаются изготовлением искусственных тканей – шелка-купро (из вискозы) и синтетического шелка. Внешне синтетика мало отличается от натуральной ткани, но не обладает ее износостойкостью, прочностью и гигиеничностью.
Важно! Прочность шелка снижается при воздействии температуры выше 110°С или ультрафиолетовых лучей. Ткань становится хрупкой, может рваться от незначительных физических воздействий. При долгом нахождении на открытом солнце (более 200 часов) прочность шелка снижается вдвое.
Натуральный шелк приобрел популярность благодаря удивительным свойствам. Особенности шелковой ткани таковы:
Для поклонников шелковой одежды важны и другие свойства материала:
Важно! Шелк используется не только для пошива одежды. Из него изготавливают прекрасные сувениры, он используется в вышивке, вязании и валянии, а крепдешин, фуляр или туаль – прекрасная основа для картин и платков в технике батик.
Существует множество разновидностей шелковых тканей. Они различаются качеством нити, внешним видом, структурой, схемой плетения и свойствами.
Самые распространенные виды шелковой ткани:
Существуют и другие виды ткани: газ, органза, шелк-вискоза, эксцельсиор, парча, чесуча.
Области применения шелка многочисленны:
Плюсы материала:
Минусы шелка:
Несмотря на то, что изделия из шелка имеют ряд недостатков, эта ткань остается популярной во всем мире.
Шелк – деликатная ткань, которая требует аккуратной носки и бережного ухода. Основные рекомендации по уходу за шелковыми вещами таковы:
Если вы будете правильно ухаживать за изделиями из шелка, они прослужат вам многие годы.