Про деток, от рождения до школы

С 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству.

В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена Избранная дума Избранная рада из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины ХVIв. 1549 до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, Освященный собор церковные иерархи и выборные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство составляло основу царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями обменяется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям по палатам, но принимались всем составом Собора.

Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую земские и полицейско-судебную губные функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из лучших людей, сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало наряду с новыми отраслевыми - Разбойный, Стрелецкий - появились новые территориальные - Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы. Происходила достаточно частая реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение по вертикали и строгое руководство инструкциям и предписаниям по горизонтали. В XVII в. происходит реорганизации местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат приказная изба из дьяков, приставов и приказчиков.

28. Правовое положение сословий в Московской Руси конец 15-середина 16в

Класс феодалов и служилое сословие - для XV - XVI вв. - синонимы. Представители этого класса служили на военной, придворной и приказной службе. Высший слой его составляли родовитые боярские фамилии и удельные князья, утратившие самостоятельность и перешедшие на службу к московскому князю. Княжата и бояре составляли высшую военную и гражданскую администрацию в составе Боярской думы, во главе путей и приказов, на других высших должностях.

Формирование отношений подданства между феодальной знатью и московским государем породило лестницу чинов, которыми жаловалась аристократия. Высшим был чин боярина введенного, затем окольничьего, затем шли дворцовые чины. Эти чины не передавались по наследству и могли сохраняться в роде только в результате продолжения службы. Источники знают также редкие случаи приобретения боярского звания простыми людьми, пробившимися вверх но служебной лестнице либо в силу своих особых дарований, либо в силу богатства.

Поскольку родовая честь зависела от служебной и знатные титулы не всегда являлись основанием для высокого чина, в московском государственном праве сложилась исключительная особенность, его отличавшая. Это местничество - соперничество знатных родов в борьбе за высшие чины и звания, за право быть старшим по службе. Рассмотрение местнических споров принадлежало боярам, а решение - царю.

Формировавшийся из указанных источников дворянский слой служилого класса нес свою службу с поместья, которое в отличие от вотчины, давалось во временное пользование.

В течение XVII в., в условиях стирания граней между вотчиной и поместьем, класс феодалов консолидируется, возникает понятие корпоративной замкнутости, в 1675 г. запрещается ввод в дворянство посадских людей и крестьян. Дворянство становится главной силой в государственном аппарате и на военной службе.

Купечество и посадское население

Городское население, занимавшееся ремеслом и мелкой торговлей, жило на посаде на улицах и в слободах, чаще всего объединявших специалистов одной профессии - гончаров, сапожников, бронников, золотых дел мастеров и т.д. и называлось посадским. Оно облагалось тяглом налогами в пользу государства, выполняло строительные и военные повинности.

Купечество, как и ранее, делилось на разряды. К самому высшему принадлежали гости. Это звание за особые заслуги жаловали купцам князья. Оно давало им ряд привилегий: освобождало от суда местных органов и подчиняло княжескому суду, от общинных податей и повинностей, предоставляло право владения вотчинами и поместьями. Пожалованные в гости купцы, как правило, служили в финансовых органах, заведовали таможнями, монетным двором, занимались оценкой и распределением княжеской казны, предоставляли государям займы и пр. Число их было невелико, в конце XVII в., по свидетельству Г. Котошихина, оно равнялось 30. Основная масса купечества была объединена в сотни.

Помимо ремесленных и торговых организаций в городах располагались дворы аристократии и монастырей. Эти островки феодализма не платили налогов были обелены и могли снижать цены на свои товары, создавая конкуренцию посадским людям. Кроме боярских людей жителей белых слобод от тягла в городах освобождались служилые люди по прибору стрельцы, пушкари, воротники и пр., которые также занимались ремеслом и имели преимущество перед тяглецами. Налоговое бремя посадских людей было поэтому весьма тяжелым, а круговая порука при уплате податей и повинностей в посадской общине мешала развитию предпринимательства. Часть населения городов переходила в заклад к беломестцам, записывалась в служилые, в кабальные холопы, а государство теряло при этом своих налогоплательщиков.

Уже в первой половине XVII в. оно начинает предпринимать меры, борясь с этим злом, и неоднократно в законодательном порядке запрещает заклады посадских и приобретение земель в городах беломестцам. Обнаруживается также тенденция к постепенному прикреплению черных посадских людей к тяглу к посадам.

Окончательно вопрос разрешился Соборным Уложением 1649 г. Оно вернуло посадам отторгнутые у них белые слободы, принадлежавшие вотчинникам, монастырям и церкви, а также обеленные освобожденные от тягла дворы поповых детей, дьячков, пономарей и других церковнослужителей, лавки и дворы крестьян. Крестьянам, в частности, было разрешено отныне торговать в городах только с возов и стругов, а все свои торгово-ремесленные заведения либо продать посадским, либо самим записаться в городское тягло. Аналогично разрешается вопрос о служилых по прибору - они обязывались платить налоги до тех пор, пока не продадут свои лавки и промыслы тяглецам. Эти положения Соборного Уложения облегчали налоговое бремя посадских людей и расширяли их права на занятия ремеслом и торговлей по сути было введено монопольное право горожан на занятие предпринимательством.

Но политика государства в отношении формировавшегося третьего сословия имела и другую сторону. Соборное Уложение прикрепило горожан к тяглу. Было предписано, во-первых, вернуть на посады всех ушедших от тягла в предшествующие годы, осуществив бездетно и безповоротно сыск закладчиков крестьян, холопов, кабальных, служилых по прибору, стрельцов, новых казаков и др.. Во-вторых, выход из посада, от тягла, запрещался впредь под угрозой ссылки в Сибирь, на Лену. Даже за переход из одного посада в другой государство грозило смертной казнью. В-третьих, были предусмотрены санкции против тех, кто в будущем примет беглых посадских людей. Им грозила великая опала от государя и конфискация земли. Наконец, Уложение, введя монопольное право горожан на городскую собственность ограничило право распоряжения ею. Продажа имущества посадского человека могла иметь место только внутри посадской тяглой общины.

Таким образом, Уложение ввело в городах специфический вариант крепостного права. Это был шаг, который на столетия обрек русский город на отсталость от Запада. Там города получали от государства привилегии, создавались условия для свободного предпринимательства и конкуренции. Там в города от крепостной зависимости бежали из сел крестьяне. Русским крестьянам бежать было некуда, разве что на окраины, в казаки, в Сибирь.

Крестьяне составляли основную массу жителей Московской Руси. Они издревле делились на две категории: черносошных или чернотяглых, живших на черных, государственных землях верховным собственником их был великий князь, и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, дворян, церковных феодалов. Черносошные крестьяне, как и черные посадские люди, жили общиной, которая владела землями и на основе круговой поруки осуществляла платежи в казну. Источники называет их ещё письменными или численными людьми, потому что они все исчислены учтены, несут тягло и распоряжаются своей землей не иначе, как с согласия общины и при условии передачи новому владельцу наследнику, арендатору или покупателю лежащего на данном участке земли тягла.

Крестьяне, жившие в частновладельческих вотчинах, строили свои отношения с владельцами земли на условиях ряда - договора. Садясь на неосвоенную или запущенную землю и беря обязательство расчистить поля и луга, распахать пашню, построить дом и т.п., крестьянин получал льготу освобождение от уплаты податей на 2, 5 и более лет и подмогу ссуду - деньгами или. что было чаше, скотом, орудиями труда, семенами. Ссуда денежная - серебром - дала название крестьянам, ее взявшим, - серебренники. Необходимость возврата ссуды при уходе с насиженного места не только сдерживала выход, но делала его практически невозможным, ибо крестьянин после окончания льготных лет значительную долю своего продукта отдавал владельцу земли в виде подати - своеобразной платы за пользование ею. Разве что новый владелец, переманивший крестьянина, уплатит за него серебро и откажет его у старого хозяина. Плата за пользование землей вносилась ежегодно в виде денежного или натурального оброка.

Часть крестьян главным образом на плодородных землях, в местах, где имела место барская запашка, находились на барщине. Это личная работа в хозяйстве феодала. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо заменяла его. Царский Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином боярское дело.

Правовое положение крестьянства. Одним из неотъемлемых прав крестьян, смягчавшим определённым образом тяжесть повинностей, которыми они были обременены, оставалось право свободного выхода от землевладельца и перехода к другому. Судебник 1497 г. узаконил и срок этого выхода: за неделю до Юрьева дня осеннего - 26 ноября - и неделю после него. Судебник 1550 г. подтвердил этот срок. При выходе крестьянин, заплатив долги, платил ещё пожилое - за пользование двором. По первому Судебнику оно составляло в степной полосе 1 рубль Судебник царский добавил ещё 2 алтына, а в лесной - полтину. Размер пожилого зависел от прожитых лет: полная плата взималась от 4 лет и более. За меньшее количество лет и плата была меньше за 1 год 14 цены двора, за 2 года 12 и т.д.. Судебник 1550 года, принятый после восстания в Москве 1547 г., несколько смягчил порядок выхода, разрешив крестьянину при выходе в Юрьев день собрать урожай с земли прежнего владельца.

Однако главной тенденцией в развитии крестьянского хозяйства в Московской Руси становится сужение возможностей выхода и прикрепление крестьян к земле. Помимо серебра этому способствовал институт староожилъства. Старожильцами назывались крестьяне, долгие годы жившие на земле феодала и платившие подати, пользовавшиеся уважением и почетом, ведавшие раскладом тягла в общинах, осуществлявшие суд по мелким делам. Уходить с насиженных мест в спокойные годы они не имели повода. Из-под протектората крупных бояр и монастырей крестьяне выходили редко, уход был, главным образом, из худородных поместий.

Но поземельная зависимость, тем не менее, постепенно превращалась в личную.

Правовое положение холопов

В указанном периоде прослеживаются две тенденции в развитии холопства: утрата холопом статуса раба и ограничение холопства государством. Уже в XV в. исчезает такой источник холопства, как плен. Судебники объявляют бежавшего из плена холопа свободным. Практикуется отпуск холопов после смерти господина. Расширяются и другие пути выхода из холопства: ключники в городах - не холопы, наделённые орудиями труда и посаженные на землю по отпускной грамоте - не холопы.

Оформление холопства кабального за денежный заем требует санкции государственной власти. Кабальные грамоты составлялись площадными подьячими своеобразные русские нотариусы и свидетельствовались скреплялись в Холопьем приказе. Там же выяснялось, не служил ли будущий холоп прежде, а главное, не состоял ли в тягле. После этого грамота заносилась в кабальную записную книгу, где отмечался рожай - наружный вид человека: цвет волос, форма лица, носа, рот, особые приметы - рваное ухо, хромота, горб и т.п. Запись в кабальные холопы осуществлялась с 15 лет и не распространялась на детей, рожденных до холопства.

Мы видим, что холопство постепенно смещается в экономическую область, холоп признается личностью, его жизнь защищается законом, он приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. По Уложению 1597 г. холопы оставались приписанными к господину после уплаты долга и приравнивались к закрепощенным крестьянам. Соборное Уложение превращает холопство в весьма своеобразный институт: в холопство поступают при голоде или иных чрезвычайных обстоятельствах. Категорически запрещается поступать в холопство к некрещеным иноземцам. Окончательно институт холопства ликвидируется при Петре I , когда были стерты грани между холопом и крепостным.

С такой социальной структурой Россия вступала в XVIII век, в новый период своей истории, период абсолютизма.

Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. Огромное по территории, в шесть раз большее бывшего Московского великого княжества, Российское государство имело гораздо более сложную структуру господствующего класса и его правящих учреждений. Усложнились государственные функции как во внутренних, так и во внешних делах. Если в феодальных княжествах предшествующего периода дворцовое и собственно государственное управление были слабо расчленены, то теперь появились функциональные органы управления, отдельные от дворцового хозяйства. Формировался многоступенчатый слой служилых людей.
В международных отношениях уже не отдельные земли и княжества, а централизующееся государство противостояло другим народам и государствам, что в условиях классово антагонистического общества с при-сущими ему постоянными международными конфликтами значительно повышало устойчивость народов в борьбе за независимость, которая в свою очередь была первостепенным условием социально-экономического и культурного прогресса.

Великокняжеская власть

Правительство Ивана III старалось возвысить великокняжескую власть нaд феодальной знатью. Особыми клятвенными грамота ми бояр заставляли присягать на верность великому князю Московскому. Последний стал налагать «опалы» на бояр, удаляя их от своего двора и тем самым - от высших ступеней государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев. Женитьба вторым браком на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, введение нового пышного церемониала при московском дворе, государственного герба - двуглавого орла, особых знаков великокняжеского достоинства - «барм» (оплечья) и так называемой «шапки Мономаха», якобы полученной Владимиром Мономахом из Византии, не говоря уже о полной перестройке Кремля, - все это должно было внешне подчеркнуть возросшую силу московских государей. Однако действительная степень государственной централизации зависела не столько от субъективных устремлений великокняжеской власти, сколько от реального соотношения социально-политических сил, а это последнее определялось уровнем и направлением общественно-экономического развития.

Следы прежней автономии

Поскольку объединительный процесс в России протекал в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства и ослабленного монголо-татарским вторжением и игом развитием городов и товарно-денежных отношений, следы феодальной раздробленности еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Духовные и светские феодалы располагали громадными богатствами - землями, промыслами, иногда небольшими городами.
Крупную феодальную организацию представляла собой церковь со своей системой суда и управления. У главы церкви - митрополита - были свой «двор», бояре, войско, служилые люди, обеспечивавшиеся условным феодальным держанием. Сходной была организация местных церквей, подвластных митрополиту и управлявшихся архиепископами и епископами. Только по наиболее крупным уголовным преступлениям суд над церковными людьми осуществлялся светскими властями, в то время как церкви принадлежало право суда по семейным и некоторым другим делам над всем населением.
Владения крупных светских феодалов пользовались иммунитетными привилегиями, благодаря чему феодалы располагали более или менее широкими судебно-административными правами по отношению к подвластному им населению, а нередко и своим войскам, состоявшим из служилых людей - дворян. После смерти Ивана III вновь восстановились уделы в Московском княжестве, что также являлось одним из важных следов прежней автономии.

Феодальная знать в новом государстве

Шла острая борьба группировок знати за место во вновь формирующейся иерархии феодальных властителей единого Российского государства. В старомосковскую знать, поколениями служившую великому князю Москов-скому, вливалась княжеско-боярская знать прежде самостоятельных княжеств и уделов в них. Новая система иерархии облекалась в форму «местничества» - порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки «Рюриковичей» и выходцев из Литвы - «гедиминовичей».
Политическим строем Российского государства стало самодержавие с Боярской думой. и боярской аристократией. Так определял этот строй В. И. Ленин применительно к XVII в. 1 , когда значение боярской аристократии по сравнению с предшествующим временем стало уменьшаться - тем более эта характеристика может быть отнесена к концу XV-XVI в.

Боярская дума

При великом князе сложился постоянно действующий совет знати - Боярская дума. Ее члены назначались великим князем на основе местнических правил. Первоначальное количество бояр было небольшим (около 20 человек). К «думным чинам» относились бояре. Впоследствии чины бояр получали не только сыновья бояр и князей, а в XVII в. в обиходе стали называть боярами всех господ вообще; позднее слово «боярин» превратилось в слово «барин». Вторым по старшинству думным чином были окольничьи, далее - думные дворяне, позднее появились думные дьяки - представители растущей правительственной администрации. Боярская дума засе-дала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела. Формулой решения были слова: «великий князь указал, и бояре приговорили». Скоро великокняжеская власть стала выделять узкий круг непосредственных советников - так называемую «ближнюю думу».
В дальнейшем круг участвующих в решении государственных вопросов сословий расширился за счет дворянства и верхушки купечества. Это произошло в середине XVI в. и воплотилось в практике Земских соборов зародышем которых исследователи считают совещания Ивана III с представителями разных слоев феодалов накануне похода на Новгород в 1471 г.

Церковные соборы

На решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению (собираемые по его инициативе церковные соборы лишь утверждали выбор великого князя), на практике церковные деятели не всегда выступали лишь советчиками и помощниками великого князя - порой они противодействовали его мероприятиям, если последние противоречили их интересам. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала нуждавшаяся в поддержке церкви великокняжеская власть.

Приказы

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. В старинных органах дворцового управления - Большом дворце и Казне - начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые дьяками. Позже они развились в приказы, когда определенная группа вопросов стала поручаться («приказываться») какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г., но возможно, что они возникли несколько раньше.
Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали древние принципы нераздельности судебной и административной власти. Для обеспечения приказов им нередко давались в управление отдельные города и уезды, где они собирали в свою пользу налоги и пошлины. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Образо-вание новых приказов происходило в значительной мере стихийно, под влиянием вновь возникавших потребностей. Границы деятельности приказов нередко бывали весьма противоречивыми.
Например: финансовые дела делились между приказами Большого дворца, Большого прихода и другими. Разбойный приказ занимался преследованием «лихих людей». Были территориальные приказы - «чети».
С присоединением новых территорий возникли Казанский, Сибирский и другие приказы, ведавшие всеми делами на определенной территории. В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей - знатоков своего дела, со временем начавших оказывать влияние на решение государственных вопросов.

Местное управление

Для управления в уездах - бывших самостоятельных землях и княжествах или их уделах - назначались на некоторый срок бояре-наместники. В помощь им посылались по волостям «волостели», а для выполнения судебных функций - «приставы» и «доводчики». Уезды делились на станы, станы - на волости, а иногда и наоборот. В некоторых случаях существовало деление на земли - трети и четверти. Единого принципа административно-территориального устройства не было. За выполнение своих судебно-административных функций наместники и волостели собирали с подвластного и подсудного населения в свою пользу «корм», подобно тому как в древней Руси по «Русской Правде» существовал «покон вирный». Такая форма управления и его обеспечения на практике легко приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков, фактически вновь возникало нечто вроде феодальной автономии отдельных земель, с той разницей, что во главе их стоял не местный князь, а московский наместник. Наместники управляли также местными военными силами.

Судебник 1497 г.

Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, в 1497 г. был составлен Судебник Ивана III. Устанавливались единые нормы уголовной ответственности и процедуры ведения следствия и суда. Классовая сущность Судебника видна очень отчетливо - всем своим содержанием он направлен на защиту интересов феодальных землевладельцев, их жизни и собственности, их власти над зависимым населением, а также феодального государства. 57 статья Судебника устанавливала в качестве общегосударственного закона правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня, осеннего (26 ноября), и в течение недели после него, с обязательной
выплатой «пожилого» - оплаты за проживание на земле феодала, а в действительности компенсации землевладельцу за потерю рабочих рук. Вместе с тем в интересах сохранения контингента налогоплательщиков для государства Судебник ограничил источники холопства (холопы не несли тягла). Человек, поступивший на службу к феодалу в городе, - чаще всего городской ремесленник, не должен был становиться холопом. Оставляя горожанину личную свободу, великокняжеская власть тем самым сохраняла его для себя в качестве объекта эксплуатации, тяглеца.

1 См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 346.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

Победа на Куликовом поле положила начало свержению ордынского ига и способствовало созданию единого русского централизованного государства. Данное явление было закономерным и неизбежным на определенном этапе развития российского феодального общества. Русские города становятся центрами производства и торговли, что обусловило развитие взаимного общения, прекращения войны и опустошения Руси.

Интересы средних и мелких феодалов перестали совпадать с интересами удельных князей и представителей боярства. Они стремились освободиться от их власти. Все это стало возможно при образовании единого крупного централизованного государства. Первым шагом к политической самостоятельности Русской земли было возложение Ордою на русских великих князей обязанности собирать дань с них и поставлять ее в Орду. В период междоусобных войн между отдельными ханствами, на которые распалась Золотая Орда, русским князьям было разрешено возобновить строительство городских укреплений и содержать военные дружины. Рядом с новыми городами-крепостями были построены новые монастыри-крепости.

Центром объединения русских земель стало Московское княжество. Первоначально, в 1147 году Москва была крепостью, поставленной на южной границе Суздальской земли, и принадлежала Владимирским князьям. Быстрое усиление и возвышение московских князей было вызвано несколькими причинами:

Выгодное географическое положение Москвы. Она была расположена на пересечении дорог, ведущих из Южной России в Северную и из Новгородской земли в Рязанскую. Река Москва была выгодным торговым путем, соединявшим Волгу с Окой. Этим путем пользовались новгородцы, которые перевозили хлеб, мед и воск из богатой Рязанской земли;

Дипломатические таланты московских князей, умело использовавших выгоды своего положения. Князь Даниил и его сын Юрий присоединили к Москве города Коломну, Можайск и Переяславль-Залесский. Юрий Даниилович решил искать в Орде ярлык на великое княжение Владимирское и вступить в борьбу за Владимир с тверским князем Михаилом, своим дядей. Оба князя в Орде были убиты. В Москве стал княжить брат Юрия Иван по прозвищу Калита (Кошель).

В 1328 году Иван Калита добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской династии. Благодаря нему, Москва получила разрешение собирать дань без участия татарских сборщиков, чем был устранен главный повод для набегов татар. Иван Калита способствовал переводу в Москву Митрополита всея Руси из Владимира Петра и строительству знаменитого Успенского собора, что сделало Москву духовной столицей всей Руси. Преемники Ивана Калиты - Семен Гордый и Иван Красный продолжали расширять территорию Московского княжества.

Дмитрий Иванович Донской в свою очередь подчинил себе суздальского и нижегородского князей, победил рязанского князя Олега и привел в зависимость от Москвы Тверь. В 1375 году между Тверью и Москвой был заключен мир, по которому тверской князь признал себя младшим братом московского князя и отказался от притязаний на Владимирское великое княжение. Самостоятельность Новгорода также была ограничена. В результате в распоряжении великого московского князя оказался гигантский фонд казенной земельной собственности, что явилось материальной основой для усиления его власти – боярские и церковные земли Новгорода перешли в руки служилых людей – дворян, становящихся основой русского войска и государственности.

Вместе с тем традиционное постоянное дробление отчины (великого княжения) на уделы не соответствовали происходящим интеграционным процессам и дальнейшему укреплению великокняжеской власти. Переход на новый принцип престолонаследия (от отца к сыну) привел к династической войне 1433-1453 гг. Несмотря на огромные бедствия и тяжелые неудачи в ходе войны, Василий II Темный отстоял свою власть, и процесс объединения русских земель вступил в завершающую фазу – Московское княжество из удельного превращалось в Русское государство.

Правнук Дмитрия Донского Иван III являлся соправителем отца (Василия Темного) начинал свое правление в обстановке междуусобиц и взаимной ненависти князей друг к другу. Иван III подчинил себе Новгород, Тверь, Ростов Великий, Ярославль, Рязань. Иван III отказался платить дань татарским ханам. Великое стояние на реке Угре (1480г.) закончилось отступлением татар. В 1487 году была взята Казань, а в 1514 году присоединен Смоленск. Русское централизованное государство в основном оформилось к середине 16 века.

Иван III (1462-1505 гг.) и Василий III (1505-1533 гг.) завершают политическое объединение собственно русских земель и создание единого Русского государства. Формы, методы и последствия при этом не были одинаковы. Большинство земель вошло в состав Русского государства на добровольное основе, их прежние князья и бояре превращались в служилых людей великого князя московского. При отъезде к недругам московского князя служилые князья теряли право на свою вотчину, так как она жаловалась в «вотчину и в удел» только на условиях службы. Часто наиболее влиятельные представители местной элиты вывозились из присоединяемых земель и переселялись во внутренние области, а на их место посылали переселенцев из коренных московских мест, что вело к ассимиляции региональных элит московским боярством. Региональные элиты селились со своей челядью в Москве улицами, кварталами, перенося в столицу многообразие архитектуры присоединенных городов, тем самым превращая Москву в символический образ всего государства.

Наряду с «собиранием» собственно русских земель происходило включение в состав Московского государства иноязычных народов как имевших, так и не создавших собственную государственность. Пути их присоединения были различны и зависели от уровня развития народов, конфессиональной принадлежности и политических условий. Вассальная политика Москвы в иноязычных регионах наряду с принуждением опиралась на народную колонизацию и гибкие, разнообразные формы сотрудничества с местной знатью, которые включали в себя и равноправные династические союзы, и различные формы службы и прямого подкупа через государеву «милость» местным элитам.

Московское княжество было окружено повсюду русскими владениями: новгородским, тверским, ростовским, ярославским, рязанским княжествами. Подчинив себе этих князей, Иван III превратился в единого государя целой русской народности. Сначала его политика была удельной, затем национальной. По завещанию старшему сыну Василию Иван III давал державные права. Василий один получил в наследство 66 городов, а четверо его братьев – только 30 мелких городов. Василий имел право чеканить монету, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами. Вместе с объединением Руси совершалось превращение московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси. Успехи Москвы в объединении русских земель способствовали развитию отношений с Западными странами. Папа Римский был заинтересован в установлении отношений с Москвой. Для подчинения Москвы своему влиянию овдовевший Иван III был обручен с племянницей последнего Константинопольского императора Зоей Палеолог. В 1472 году этот брак состоялся. В Москве все активнее звучала мысль о том, что Москва является преемницей Византии. Иван III, женившись на греческой царевне, считался преемником византийских императоров. Этим объясняется введение им византийского герба – двуглавого орла. В русском народе возникла идея о всемирной роли Москвы как третьего Рима (первый – Рим, второй – Константинополь, третий – Москва).

Общественный строй российского государства этого периода также характеризовалось некоторыми особенностями. Класс феодалов в Московском государстве не был однородным. На вершине феодальной лестницы находился князь. Следом шли удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие свою самостоятельность. Они должны были нести военную службу. Со временем удельные князья составили верхушку боярства. Следующую группу феодалов составляли бояре – наиболее крупные и влиятельные землевладельцы.

Звание боярина не приобреталось по наследству. Боярином мог стать всякий, кому удалось выдвинуться по службе или приобрести богатство. Иногда боярами могли стать сын смерда, сын ремесленника и т.д. Бояре не обладали исключительными правами, а отличались лишь богатством и властью. В состав боярства входили и князья. Звание князя было наследственным. Следом за боярами шли средние и мелкие феодалы – как их называли, бояре и «дети боярские». Служба бояр носила добровольный, а не обязательный характер. Однако они не могли обойтись без этой службы, поскольку, только неся службу, они могли рассчитывать на защиту князя. Московские князья старались привлечь себе на службу как можно больше служилых людей и закрепить за собой их службу навсегда путем раздачи им на время службы крестьянские села. В дальнейшем самовольное прекращение службы и переход к другому феодалу было запрещено законом. Низшую группу феодалов составляли слуги, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.

В 15 веке боярство становится самым важным придворным чином, оно объявлялось торжественно. Боярство лишалось права свободного выбора князя. Оформляется и другая группа феодалов – дворяне. Основным ядром, из которого выросла эта группа, были слуги при дворе князя. Удельные князья превращались в служилых, и дворянство пополнялось за счет включения в свой состав слуг тех князей, свободных землевладельцев и «детей боярских». Со временем дворяне приобретают все большее влияние, используя свою близость ко двору. Все разряды царских служилых людей в 14 веке получают общее имя «дворянин» и дворянство начинает делиться на чины или должности, которые жалуются царской властью.

Крестьяне делились на:

Черно-тягловых, т.е. живших на земле великого князя и на землях удельных князей;

Вотчинных или поместных крестьян, которые жили в вотчинах и поместьях, а также церковных землях.

Все они должны были платить дань. Так было заведено со времен татаро-монгольского нашествия, когда татарские завоеватели переписали все русское население. Черные крестьяне делились на лучших, средних и молодших. У каждого крестьянина был свой участок земли – «выть». Владелец черного участка имел право передать его по наследству, отдать в наем и даже продать другому лицу, но не иначе, как с согласия общины. Люди, не владевшие землей, назывались «безветные», а также презрительно именовались батраками, молодшими людьми. Они жили во дворах крестьян, помогали хозяевам обрабатывать надел, получали содержание как вольнонаемные работники и домашние слуги. Постепенно идет процесс закрепления черно-тягловых крестьян за определенными землями.

С 16 века начинается ликвидация княжеских наместников-кормленщиков и передача черных земель и крестьян служилым людям в поместья по царским указам. Старожильными назывались крестьяне, которые издавна жили и работали на земле своего феодала и платили ему дань. Серебренниками назывались крестьяне, бравшие в долг от своих феодалов серебро под проценты. За исключением старожилов и серебренников основная масса населения в 15 веке пользовалась свободой перехода от одного хозяина к другому. Наиболее подходящим для этого считался глубокой осени 26 ноября, так называемый Юрьев день, когда заканчивались все сельскохозяйственные работы. Под страхом суровой зимы мало кто из крестьян использовал это право.

По законам 15 – 16 веков все имеющиеся разряды крестьян – землевладельцев – черные, дворцовые, боярские, вотчинные, поместные по отношению к землевладению делились на три неравные категории:

Крестьяне тягловые, государственные, обложенные государственными податями и повинностями, не имевшими права перехода.они составляли преобладающую массу государственного народонаселения;

Крестьяне частновладельческие, жившие на земле своих господ, вносивших за них государственную подать, платившие своим господам оброк;

Вольные крестьяне – колонисты, жившие на чужих землях освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный период, по истечении которого они зачислялись в разряд крестьян черных или частновладельческих.

Помещики и вотчинники были судьями своих крестьян по всем делам за исключением дел уголовных. Городское население стали называть посадскими людьми. Они не имели никаких прав на самоуправление, а управлялись князьями или посадниками – наместниками великого князя. Однако из среды городского населения стали выделяться более состоятельные люди, которым удалось добиваться различного рода преимуществ и привилегий. Среди них выделились купцы и гости – так называли иноземных купцов. А просто купцом назывался человек, занимающийся внутренней торговлей. Торговать мог всякий – и князь, и боярин, и смерд. Но для гостя и купца торговля являлась профессией. Класс торговцев на Руси был довольно многочисленным. В городах жили так называемые черные или молодшие люди. К ним, прежде всего, относились ремесленники и чернорабочие. Подобно крестьянам черные посадские люди составляли общину. Община характеризуется выборным управлением, общинным землевладением и круговой порукой по уплате податей и отбыванию повинностей.

Процесс собирания русских земель, начавшийся в XIV в., завершился в конце XV - начале XVI века образованием централизованного Русского государства. К середине XV в. великий князь Московский являлся самым могущественным правителем на Руси. В княжении Ивана III (правил в 1462- 1505 гг.) были присоединены к Москве Ярославское и Ростовское княжества, ликвидирована самостоятельность Новгорода, а затем и Тверского княжества. С момента присоединения последнего в 1485 г. Иван III стал титуловать себя великим князем «всея Руси». Однако объединение проходило в сложных условиях.
Иван III последовательно и с большим дипломатическим талантом решал задачи, стоящие перед государством. Первоначально все его усилия были сосредоточены на ликвидации ига Золотой Орды, а также налаживанию отношений с выделившимися из нее Казанским (1438 г.), Крымским (1443 г.) и Астраханским (1459 г.) ханствами. Затем он намеревался приступить к возвращению исконно русских, украинских и белорусских земель, отторгнутых Литвою. И третьей его задачей являлось открытие выхода к Балтийскому морю.
В середине XV в. объединенная Русь под властью Москвы имела территорию около 430 тыс. кв. км и население около 3 млн. человек. Наметился подъем ремесленного производства. Особенно заметны были успехи оружейного дела. Даже крымский хан просил Ивана III прислать ему доспехи, изготовленные русскими мастерами. В Москве в XV в. Пушечный двор отливал пушки для русского войска. Немалый вклад в изготовление огнестрельного оружия внесла Устюжна Железнопольская. Все это несомненно отразилось на боеспособности русской рати. Значительно увеличилась и численность русских войск, достигнув 180- 200 тыс. ратников. В их состав входили, помимо отрядов поместной конницы, вооруженные огнестрельным оружием: пехота, пушкари, отряды городовых и вольных казаков. Городовые казаки несли службу в городах и селениях на рубежах государства. Развивалась система обороны пограничья, начатая Дмитрием Ивановичем Донским с охраны берегов Оки. При Иване III она была передвинута на берега рек Угра и Упа. Разъезды городовых и вольных казаков удалялись в лесостепные и степные районы, ведя разведку на далеких подступах к московским окраинам. И когда хан Орды Ахмет (Ахмат) двинулся на Русь, к его встрече были готовы.
Три раза пытались татарские полчища прорваться через Угру, но были отброшены, понеся значительный урон от пищального и пушечного огня. Настала осень, а затем пришли ранние холода. Видя бесплодность попыток, с трудом перенося голод и холод, хан Ахмат увел войско в Орду, где он погиб от руки своего соперника.
11 ноября 1480 г. закончилось 240-летнее монголо-татарское иго. Русь перестала быть улусом Золотой Орды. Эта дата по праву может считаться началом образования независимого единого Российского государства. И Православная церковь отмечает день святого Мины - 11 ноября - как освобождение русского народа от ига иноплеменников.

Подводя итог этому знаменательному событию, следует отметить, что в исторической литературе нередко можно встретить утверждение: монголо-татарское иго значительно отразилось на этническом составе русского народа. В этой связи нелишне отметить следующие факты. Монголо-татары вели кочевой образ жизни, а с этой точки зрения географическое положение Руси не представляло интереса для их бесчисленных табунов и стад. Ордынцы, как правило, кочевали в придонских и приволжских степях. При этом они не стремились вмешиваться во внутреннюю жизнь своих данников. Монгольские ханы не затронули ни религиозных, ни политических основ, установившихся в русских землях. Даже система надзора за выплатой дани (баскачество) просуществовала в Северной Руси до 1262 г. Со времен Александра Невского сбор дани и ее выплата осуществлялись русскими князьями. Но материальный, культурный, а еще больше людской урон от хищнических вторжений и поборов монголо-татар не поддается исчислению. По этой причине освобождение от монголо-татарского ига можно считать началом полнокровного восстановления духовных и материальных начал русского народа.
При Иване III изменилось внешнее положение Русского государства. Прежние усобицы князей отошли в прошлое. Границы Руси непосредственно соприкасались с территориями таких государств как Швеция, Польша и Литва, которая, захватив в 1404 г. Смоленск, продолжала претендовать на черниговские и киевские земли и стремилась удержать под своей властью верховские княжества, расположенные по верхней Оке - Одоевское, Новосильское, Воротынское и другие.

Процесс укрепления Московского государства

Русское, или как в то время называли иностранцы Московское государство вышло на сцену международной политики. Тогда в московском обществе зрело сознание создания единого национального государства. Сам Иван III считал себя не только потомком Владимира Мономаха, но и правопреемником идей последнего князя объединенного Древнерусского государства. Шапка Мономаха стала атрибутом власти. В дипломатической переписке Ивана III с великим литовским князем Александром в 1503 г. прямо говорилось в ответ на жалобу последнего о том, что великий русский князь отнимает у него земли буквально следующее: «А мне (Ивану III) разве не жаль своей вотчины, русской земли, которая за Литвой, - Киева, Смоленска и других городов?» Великие русские князья не только хорошо знали свою родословную, но и не забывали отечественную историю. И Русь надолго втянулась в борьбу за пограничные земли, в результате которой на рубеже XV-XVI вв. в Москве отошли Чернигово-Северская земли, часть Смоленщины, а в 1514 г. и Смоленск. Русское государство вышло к верховьям Днепра, и его граница отстояла от Киева в 50-80 км.
В Прибалтике русские войска нанесли поражение Ливонскому ордену, который обязался платить дань за владением городом Дерпт (Юрьев, ныне Тарту), как это было еще во времена Ярослава Всеволодовича (1234 г.), а против крепости Нарва был построен в 1492 г. мощный форпост - Ивангород. С этого времени русская торговля в Балтийском море, в основном, шла через новый порт, имевший значение передовой русской крепости на берегах Балтики.
Мысль о государственном единстве из исторических аналогий переходила в сферу военно-политических действий. Таковы были последствия объединения русских земель и освобождения их от монголо-татарского засилья.
Важную роль в укреплении Русского централизованного государства сыграл Иван IV (1530-1584 гг.). Великий князь «всея Руси» с 1533 г., он в январе 1547 г. принял титул царя, что знаменовало переход к новому этапу в развитии Русского государства. Если великий князь был старший среди князей, то царь становился главным над всеми князьями.

Образование и укрепление централизованного государства требовало проведения активной внешней политики. Это, в свою очередь, выдвигало неотложную задачу создания достаточно мощной армии, чтобы надежно защитить границы и добиться возвращения находившихся под властью других стран исконных территорий.
В начале царствования Ивана IV Русское государство простиралось от Белого и Баренцева морей на севере до путивльских и рязанских полей на юге; от берегов Финского залива и Смоленска на западе до отрогов Северного Урала на востоке*. Площадь страны достигала 2,8 млн. кв. км, а население - 5-6 млн. человек. В государстве насчитывалось примерно 90 уездов, которые обычно образовывались из бывших княжеств с их центрами (Звенигородский, Можайский и другие уезды). Ремесло было сосредоточено, в основном, в крупных городах - Новгороде, Устюжне, Туле и других. Самым большим городом России считалась Москва. Ее население составляло около 100 тыс. человек. Столица являлась культурным и промышленным центром государства, ядром властных структур, определявших внешнюю и внутреннюю политику государства. Первой целью московского правительства была ликвидация угрозы со стороны Казанского ханства, которое постоянными набегами разоряло нижегородские, муромские, вятские и устюжские окраины. В середине XIV в. в ханстве находилось не менее 100 тыс. русских пленных.

Южные окраины тревожили набегами крымские и ногайские татары, что также требовало серьезных оградительных мер. На северо-западе Ливонский орден по-прежнему препятствовал развитию торговли России со странами Западной Европы, что негативным образом отражалось на экономическом развитии государства. Московские воеводы Ф.Курбский и И.Салтык проникли в конце XV в. не только в СевероЗападное Приуралье, но и в Сибирь.
Это, в целом, предопределило необходимость перестройки государственного управления и создания сильной армии на совершенно иных началах - необходимо было провести гражданские и военные реформы. И в 50-х гг. XVI в. они осуществились.
Еще при Иване III значительно возросла власть московского великого князя. Он запретил отъезд удельных князей и бояр в другие государства. Ввел поместную систему - предоставил земли во владения служилым людям (дворянам-помещикам), которые получали ее за несение военной и гражданской службы. Приближенные великого князя из состава Государева двора* (позднее Боярская дума) ведали распределением земель и финансами княжества. Однако с усложнением государственных задач Государев двор (в него входило более 20 человек) уже не справлялся с возложенными на него делами. Иван IV, проводя реформы, втрое увеличил состав Боярской думы, введя в нее дворян с целью ослабления влияния бывших великих удельных князей и боярской аристократии.

* Югорские земли в Северном Приуралье были открыты новгородцами в XI в. Московские воеводы Ф.Курбский и И.Салтык прониели в конце XV в. не только в Северо-Западное Приуралье, но и в Сибирь.

Реформы Ивана IV

Иван IV в своей реформаторской деятельности опирался на многочисленный сословный строй государства. В 1549 г. он созвал Земский собор, который состоял из представителей Боярской думы, высшего духовенства (Освященный собор), широкий слой дворянства и купечества. Земский собор сформулировал программу реформ середины XVI в., в результате которых государственный аппарат приобрел четкую структуру.
Во главе государства стоял царь, имевший при дворе постоянный (в отличие от Земского собора) законодательный орган - Боярскую думу. Были узаконены первые приказы, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами. Возглавляли их воеводы из знатных фамилий, делопроизводство вели дъяки и подъячие.
Военными делами занимался Разрядный приказ (1535 г.). В его подчинении находились: Оружейная палата (арсенал), с 1547 г. - приказ; Стрелецкий приказ (1550 г.), Пушечный двор (с 1577 г. - Пушкарский приказ).
Дипломатические дела, в том числе и внешнюю разведку**, вел Посольский приказ (1549 г.), финансовые - Приказ Большой приход или Казенный, землями, раздаваемыми дворянам, с 1555 г. - Поместный приказ. В конце XVI в. были созданы приказы Сибирского и Казанского дворцов и Мещерский приказ. Они управляли территориями, освоенными в Зауралье, присоединенным в 1552 г. Казанским ханством и народами Поволжья (чуваши, мордва, марийцы).

* Великокняжеский (при Иване III - Государев двор) двор являлся центром управления княжеством. Приближенные советники князя из потомков великих князей (Суздальских, Ростовских, Ярославских и других князей крупных уделов), а также богатейшие московские феодалы имели при дворе чин боярина. Менее знатные получали чин окольничьего, возглавляли в военное время полки, но могли дослужиться и до боярского чина. Казначей ведал финансами княжества. Дворецкий следил за дворцовыми землями и дворцовым хозяйством. Постепенно чины Государева двора стали во главе административных ведомств - приказов: Казенного, Большого дворца (прихода) и т.п.
** Дипломатическим и торговым посольствам, отправляемым за границу, предписывалось собирать разведданные о состоянии стран, которые они посещали.

Население страны было обязано нести тягло - натуральные и денежные повинности. Была введена единица изменения налогов - «большая соха». Она составляла 400-600 га земли.
С целью упорядочивания разбирательства судебных дел и собирания налогов с населения в 30-50-х гг. XVI в. было введено губное управление. При наместнике-воеводе в уезде из среды дворян выбирался губной староста. Уезды делились на волости, обычно объединявшие село с окрестными деревнями. В волостях из среды свободных (общинных) крестьян выбирался земский староста. Эти выборные люди несли перед государством строгую ответственность за исполнение своих обязанностей. Таким образом, при наличии своеобразной демократии на местах, выборные выполняли прежде всего функции государственных учреждений, что несомненно отвечало интересам централизации властных структур.
Реформы способствовали укреплению Российского государства, усилили власть царя и укрепили военные силы страны.
Нетрудно заметить, что реформы в России начались с упорядочивания военной системы и организации вооруженных сил. Военные реформы середины XVI в. отразили общую тенденцию самодержавной власти к искоренению сепаратистских устремлений боярства и удельных князей.
Регламентировалась службы поместного войска - перестали существовать отряды крупных феодалов - удельных князей и бояр. Все они распределялись по полкам и подчинялись единому руководству. В 1550 г. была создана огнестрельная пехота - стрелецкие полки. Произошло выделение «наряда» (артиллерия) в самостоятельный род войск. К участию в походах привлекалась «посоха» - вспомогательные силы из крестьян (от сохи), обеспечивающие военно-инженерные работы. Городовые казаки сводились в приказы (полковое деление), участвовали в походах и несли охрану порубежья в гарнизонах городов.
Высшим органом военного управления является Разрядный приказ, который ведал сбором всех ратных людей. Таким образом была создана крупнейшая по численности армия в Европе. Она насчитывала 250-300 тыс. человек, что составляло примерно 3% от всего населения.

Защита огромных по своей протяженности границ государства требовала большого и подвижного войска. Были проведены мероприятия по усилению военно-инженерной обороны страны. Стоявшие на реке Ока города: Нижний Новгород, Городец (Касимов), Коломна, Кашира, Серпухов, Таруса, Калуга, Козельск подверглись перестройке и дополнительному укреплению. Города-крепости вооружались артиллерией. В 60-е гг. эта линия получила название Большой засечной черты. Заселение южных земель за Окой также потребовало охраны лесостепных районов. Там возникли города-крепости Зарайск, Тула, Михайлов, Епифань и другие. Охрана берегов Оки превратилась в общегосударственную обязанность. Воеводам предписывалось «беречь перевозы» полками. Помимо охраны «берега» (5 полков - 10 тыс. человек) русское правительство стало выдвигать далеко в степи полевое войско такого же состава - Украинная (Окраинная) рать (Тула, Михайлов, Путивль, Ряжск, Мценск). Все это в дальнейшем способствовало восстановлению древних городов Воронеж (1596 г.), Курск (1597 г.). Засечные черты - Передовая и Белгородская - далеко от Оки выдвинулись (на 600 км) в «Дикое поле», охраняя развивающиеся очаги пашенного земледелия. Тульско-Серпуховский район стал центром железноделательного производства, основным поставщиком огнестрельного оружия для войск.
Военные реформы Ивана IV способствовали успешной борьбе с угрозой, исходившей от Казанского ханства. В 1552 г. против него начался грандиозный поход русского войска и 2 октября 1552 г. Казань пала. Спустя 4 года после ее взятия было присоединено Астраханское ханство, а Чувашия и Башкирия добровольно вошли в состав России. Русские земли избавились от вторжений с востока. Расширились связи с народами Северного Кавказа и Средней Азии, открывался свободный путь на Урал и за пределы.
Решив восточную проблему, Иван IV перенес усилия на западное направление. В начале 1558 г. началась Ливонская война, которая продолжалась 24 года. Формальным поводом к войне послужила задержка Ливонским орденом 123 специалистов-иностранцев из-за границы, а также невыплата Ливонской дани за город Юрьев, которая была возложена на Орден при Иване III. Войска Ливонского ордена не смогли долго сопротивляться русской армии. Пали Нарва и Юрьев. К осени 1558 г. была захвачена почти вся восточная Ливония с 20 городами. В 1560 г. орденские войска прекратили сопротивление. Ливония распалась. На ее территории образовалось герцогство Курляндское и Рижское епископство, зависимое от Польши и Швеции. Однако война приняла затяжной характер. Речь Посполитая*, Швеция и Дания выступили против России. И последним успехом русских войск было взятие в 1563 г. города Полоцка.

* В ходе войны Польша и Литва объединились в 1569 г. (Люблинская уния) и образовали единое государство - Речь Посполитую. Литва, несмотря на сохранение административной власти и государственного языка (белорусского) была ограничена в суверенных правах.

Южные окраины все чаще стали тревожить набеги крымских татар, поддерживаемые Османской Турцией. В среде бояр росло сопротивление продолжению войны на Западе. Владельцы новых земель были заинтересованы в укреплении южных границ. Князь А.И.Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонии, перешел на сторону Польши. Иван IV, усмотревший в этом изменческую деятельность боярства, ввел крутые репрессивные меры и создал карательный корпус - опричников. Последние, искореняя «крамолы» князей и бояр, нанесли тяжелый урон и трудовому люду. Разорялись крестьянские дворы. Подверглись разгрому Псков и Новгород. Все это осложняло борьбу на западном направлении, а с юга в 1571 г. прорвались крымские татары Давлет-Гирея и сожгли Москву. Опричное войско, направленное против них, не вышло навстречу противнику и было ликвидировано царем.
В 1572 г. полчища Девлет-Гирея снова вторглись в Подмосковье, но потерпели сокрушительное поражение при Молодях в 60 км к югу от Москвы. Этому способствовала организация станичной и сторожевой службы, проведенная в 1571 г. воеводой М.И.Воротынским. Сторожевая служба, зародившаяся задолго до этого, получила при нем развитие и точную регламентацию: «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» - первый русские воинский устав. Он предписывал сторожам (конным дозорам) выезжать далеко в «Дикое поле» и осматривать шляхи и сакмы (дороги), по которым обычно двигались полчища крымчаков и степняков. Все дороги были взяты под контроль сторожевой службой, что способствовало ликвидации набегов.
Тем не менее Ливонская война 1558-1583 г. закончилась неудачей. Изнурительная борьба с коалицией государств, бесчинства опричников внутри страны вызвали перенапряжение всего государственного организма *. И только героическая оборона Пскова в 1581 г. сорвала поход С.Батория вглубь страны. Россия по перемирию с Польшей (1582 г.) и Швецией (1583 г.) потеряла все свои приобретения в Ливонии.

* Россия на рубеже 1579 г. для введения войны в Ливонии могла выставить лишь 39.861 воина.

В период царствования Ивана IV была открыта дорога в Сибирь. В 1582 г. отряд казаков под руководством Ермана разгромил Сибирское ханство - один из последних осколков Золотой Орды.
Победы отряда Ермака (1650 человек) при борьбе с войском хана Кучума (10 тыс. человек) объясняется тем, что казаки, по их выражению, «не на разбой шли», а защищали земли русских поселенцев в Сибири. Они получили поддержку и от местного населения: манси (вогулов), хантов (остяков) и сибирских татар, которые эксплуатировались монголо-татарской знатью кучумовичей. При Ермаке прекратились межплеменные усобицы, разжигаемые сибирскими ханами. Сами казаки входили в мирные контакты с местным населением. Многие из них не гнушались вступать с ним в родственные отношения. И хотя Ермак погиб в 1585 г., связи Руси с Сибирью не прервались. В 1589 г. местные воины помогли русскому отряду разгромить Кучума и его последователей. В конце XVI в. племена нижнего течения Оби приняли добровольно русское подданство. Племенные вожди помогали в строительстве русских городов: Сюргута, Нарыма, Томска. Так, по образному выражению историка А.П.Щапова, коренного сибиряка, «выходцы Ермака пробили и отворили... широкую дверь в Сибирь».
Таким образом, наряду с успехами (присоединение Казанского и Астраханского ханств; налаживание отношений с кавказскими народами, в частности с Кабардой (1557 г.); разгром войск Кучума и освоение Сибири) были и неудачи. Ливонская война 1558-1583 гг. показала, что Россия не была готова вести длительную войну с многочисленными и сильными противниками. Правительство не обратило внимания на уязвимость южных границ, постоянно требовавших для защиты достаточное количество войск. За 24 года Ливонской войны 21 год отмечен татарскими набегами. Все тяготы борьбы на двух направлениях тяжелым бременем ложились на плечи трудового народа, к тому же перенесшего террор опричнины. На рубеже XVI-XVII вв. Россия оказалась на пороге социально-политического и внешне-политического кризиса, который разразился вскоре после смерти Ивана IV в 1584 г. В первой четверти XVII в. россиянам пришлось приложить огромные усилия по защите независимости своего Отечества.

Литература:
1. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. М., 1989.
2. Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства: вторая половина XV в. М., 1952.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Кн. 2.
4. Ключевский С.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. М., 1988. Т. 2.
5. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1962.
6. Очерки русской культуры XVI века. М., 1977. Ч. I.
7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1989. Кн. 3.
8. Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1962.
9.Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы