Про деток, от рождения до школы

Помогите ответить на вопросы по произведению А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисова" 1. Почему рассказ о лагерном мире ограничивается описанием одного дня? 2. Кто такой Иван Денисович? (восстановить его прошлое, как он попал в лагерь?) 3. Что помогает герою устоять, остаться человеком? 4. Почему день описанный в повести кажется герою "почти счастливым"?


Ключевые слова: скачать бесплатно " один день ивана денисова" а. солженицин, почему день описанный в повести кажется шухову почти счастливым, как иван денисович попал в лагерь,

13 ответов к вопросу “вопросы по произведению А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисова"”

    ответ #0 / ответил: Служба поддержки

    • ответ / ответил:

      Полезный ответ? (0 ) / (0 )

      Уже и не помню хорошо, давно читала. Но могу ответить на первый вопрос. Потому что 1 день подобен многим. В принципе, они все одинаковы. И так Иван Денисович живет не один день, а годы.
      Источник: Замечательное произведение

      ответ / ответил:

      Полезный ответ? (1 ) / (1 )

      1. Сам Солженицын по этому поводу писал:" ...НУЖНО БЫЛО ОПИСАТЬ ВЕСЬ ЛАГЕРНЫЙ МИР - ОДНИМ ДНЕМ...". ОСНОВНЫМ ФАКТОРОМ ДВИЖЕНИЯ СЮЖЕТА в приозвед. яв-ся течение лагерного времени - от ранней побудки до отбоя. 2.Иван Денисович Шухов - гл. герой. Ему 40 лет, в пршлом он крестьянин, женат, имеет двух дочерей. В нач. войны ушел на фронт, был ранен, в февр. 1942 г. армия попала в окружение, Шухов оказался в плену, но ему удалось бежать. ОН был вынужден подписать признание, что он фашистский агент. Его осудили по 58 статье (За измену Родине), и приговорили к 10 годам лагерей. С тех пор прошло уже 8 лет. 3.За время, которое Шухов провет в лагере он "не уронил себя". В этом ему помогло соблюдение некоторых принципов жизни:причастность к сообществу людей, труд, крепость духа, мудрость и ответсвенность, совестливость. 4. День этот был для него "почти счатливым". Вот, например, как он его сам подытоживает:" ...в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу...с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. ПРОШЕЛ ДЕНЬ, НИЧЕМ НЕ ОМРАЧЕННЫЙ, ПОЧТИ СЧАСТЛИВЫЙ". ТАЙНЫЙ ВНУТРЕННИЙ СВЕТ. ИСХОДЯЩИЙ ОТ СКРОМНОГО ШУХОВА. - ЭТО СВЕТ ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЙ ЖИЗНИ!!! ВСЕГО ОДИН ДЕНЬ, изображенный писателем, стал СИМВОЛОМ СТРАШНОЙ ЭПОХИ, в которой жила наша страна.

      ответ / ответил:

      Полезный ответ? (0 ) / (0 )

      1. Герой – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, постой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых – это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего и подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал». И Шухов оказывается в лагере.

      ответ / ответил:

      Полезный ответ? (0 ) / (0 )

      3. Шухов живет в согласии с собой. «Природность» И.Д. связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен. По совести живет. Работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. Труд – это жизнь для Шухова. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

Сравнивая двух героев-крестьян разных писателей, обнаруживаем коренное отличие солженицынского героя. Он, по характеристике автора, «не промах», то есть и ловок, и смышлён, и смел. Но это не все. Главное, что Иван Денисович – мыслящий человек, осознающий свое место в большом и малом мире, имеющий чувство собственного достоинства, оценивающий все вокруг с требовательной нравственной точки зрения.

Давно уже критики заговорили о праведности героев Солженицына. У читателей, видимо, в связи с темой мученичества в лагере, возникает вопрос о праведности героя этого рассказа. Знаем ли мы значение этого слова?

Запишем в тетрадь : Праведник – это… (ваше мнение). Через 3 минуты прочитаем вслух все мнения, сколько успеем.

А теперь - под диктовку: Праведность - это способность жить, "не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага". "Героя создает случай, праведника - ежедневная доблесть".
(По Н.С.Лескову.)

Можно ли Ивана Денисовича назвать праведником ? И можно ли считать его самым обыкновенным, незначительным человеком («нулем», по Домбровскому)? А «маленьким человеком»? (А если с толстовской точки зрения?) Очевидно, что всего успеть нельзя по условиям времени. Важно выйти к промежуточному вопросу - что спасает Шухова?

Но можно спасти жизнь, но потерять живую душу и стать подлым человеком, утратить личностные свойства... Особенно важный вопросо границах нравственного компромисса 10 .

Обсудим в группах: кого и за что уважает Иван Денисович? Не тех, кто хорошо приспосабливается, а тех, кто сохраняет в себе живую душу. Он сердцем приветствует Алешку, хотя тот и «недобытчик», и Семена Клевшина, который не бросит товарища, и Буйновского, который ведет себя не по законам выживания и «залупается», но труженик настоящий, и Шухов рад, что лишнюю кашу отдадут именно ему. И пусть вспомнится беззубый старик, который в столовой, как и главный герой рассказа, «не допускал себя» есть в шапке. О бригадире Андрее Прокофьиче Тюрине, его образе, судьбе нужно было бы говорить отдельно…

Чтобы обсуждение состоялось, перед началом работы в группах запишем дополнительные вопросы в тетрадь (или можно открыть на доске):
- Что такое компромисс?
- Кого и за что уважает Шухов?
- Приспособляемость или приспособленчество изображает автор? Из чего это следует?

Что спасает Ивана Денисовича Шухова?

Что помогает выжить?

Что помогает остаться человеком?

Следует законам первого бригадира: тарелки не лижет, не «стучит» и на санчасть не надеется. (Не надеется на других.)

Следование «законам» зоны – это надежда на себя. Требователен прежде всего к себе. Не хочет выжить за счет других.

Не сопротивляется там, где это точно чревато гибелью: в контрразведке подписал самооговор (компромисс).

Не разрешает себе «береженье… – на чужой крови». (Где же граница нравственного компромисса? – вопрос! )

Изобретает способы добыть еду и заработать, например, услужая другим… «Вкалывай на совесть – одно спасенье».

Уважая себя, следует народной традиции: «не мог себя допустить есть в шапке». И при жажде курить «он бы себя не уронил… и в рот бы не смотрел».

Двигается и все делает очень быстро («спешил», «вбежал… стремглав», «успел… и еще успел»), а потому успевает многое.

Постоянно работает разум, соображение: смекнул, догадался, доник, наметил, решил, видит, запоминает, доспел…

Запаслив и расчетлив, опаслив: «только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись».

Постоянно оценивает и себя, и окружающих: «это верно у них»… Уважает достойных людей. Ценит волю.

Может быть хитёр и даже агрессивен: прогнал «доходяг» в столовой, «зажилил» кашу. (Отметим: опасно, не по совести! )

Помогает достойным людям, жалеет слабых (даже в конце Фетюкова пожалел!), беспокоится за бригадира. Заботится о жене.

Умело организует любой возможный отдых, ценит минуты покоя («малоподвижность»). Даже жует умело, долго.

Умеет радоваться труду: «Но так уж устроен Шухов по-дурацкому…» (См. сцену работы: глаголы. )

Умело разговаривает с начальством, приспосабливается к тому, с кем общается (см. – с надзирателем Татарином).

Находит время и радость воспринять жизнь природы («солнышко»).

Не растравляет себе душу, не думает непрерывно о горькой доле («праздные воспоминания»).

Умеет радоваться хорошему в людях, найти радость в общении с ними (об Алешке или о Гопчике: «зайчишкой бежит»).

10 Если спросить даже у старшеклассников, в чём разница между значениями слов «приспособление» и приспособленчество», далеко не все сегодня ответят!..

Описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.
Образ главного героя – собирательный. Основным прототипом Шухова часто называют Ивана, бывшего солдата из артиллерийской батареи Солженицына. При этом сам писатель был заключенным, который каждый день своего пребывания в лагере наблюдал тысячи сломанных людских судеб и трагедий. Материалом для его повести стал результат страшного беззакония, который не имел ничего общего с правосудием. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.
Иван Денисович давно понял, что для выживания недостаточно ощущать себя советским человеком. Он избавился от идеологических иллюзий, бесполезных в лагере. Это его внутреннее убеждение ярко демонстрирует сцена, когда кавторанг Буйновский объясняет герою, почему солнце в зените бывает в час дня, а не в 12 часов. Декретом правительства время в стране перевели на час вперед. Шухов удивлен: «Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?» С советской властью у Шухова теперь другие отношения. Он – носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.
Судьба заключенного Щ-854 похожа на тысячи других. Он честно жил, пошел на фронт, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к «своим». Этого было достаточно для серьезного обвинения. «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь малость. Подписал».
Что бы ни делал Шухов, он преследует ежедневно одну цель – выжить. Заключенный Щ-854 старается следить за каждым своим шагом, по мере возможности подрабатывать и вести сносное существование. Он знает, что обычная практика при таком серьезном обвинении, как у него, – добавлять срок заключения. Поэтому Шухов не уверен, что окажется на свободе в назначенное время, но запрещает себе сомневаться. Заключение Шухов отбывает за измену родине. В документах, которые его заставили подписать, значится, что Шухов выполнял задания фашистов. Какие именно – не смогли придумать ни следователь, ни подследственный. Не думает Шухов и о том, почему сидит он и еще много всякого народа, не терзается вечными вопросами без ответов.
По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости: выпить горячей баланды, выкурить папиросу, спокойно, с наслаждением, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать, пока не погнали на работу. Получив новые ботинки, а позже валенки, Шухов радуется, как ребенок: «…житуха, умирать не надо». За день у него случилось много удач: «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся».
В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, жалеет, когда кончается смена, припрятывает себе на завтра удобный для каменщика мастерок. Он принимает решения с позиции здравого смысла, опираясь на крестьянские ценности. Труд и отношение к работе не дают Ивану Денисовичу потерять себя. Он не понимает, как можно относиться к работе недобросовестно. Иван Денисович «умеет жить», мыслить практически, не бросать слов на ветер.
В разговоре с Алешкой-баптистом Шухов высказывает свое отношение к вере и Богу, руководствуясь опять-таки здравым смыслом. «Я ж не против Бога, понимаешь, – объясняет Шухов. – В Бога я охотно верю. Только вот не верю я в ад и рай. Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите?» На вопрос, почему он не молится Богу, Шухов отвечает: «Потому, Алешка, что молитвы те, как заявления, или не доходят, или в жалобе отказать». Вот он, ад, – лагерь. Как же Бог такое допустил?
Есть среди героев Солженицына и те, кто, совершая маленький подвиг выживания каждый день, не теряет достоинства. Старик Ю-81 сидит по тюрьмам и лагерям, сколько советская власть стоит. Другой старик, Х-123, – яростный поборник правды, глухой Сенька Клевшин, узник Бухенвальда. Пережил пытки немцев, теперь в советском лагере. Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей «накипь злую».
Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести. Шухову с его крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском. Капитан резко возмутился, когда надзиратели на морозе приказали заключенным расстегнуть одежду, чтобы «перещупывать, не поддето ли чего в обход устава». За это Буйновский получил «десять суток строгого». Все знают, что после карцера он навсегда лишится здоровья, но вывод заключенных такой: «Залупаться не надо было! Обошлось бы все».
Повесть «Один день Ивана Денисовича» была опубликована во времена «хрущевской оттепели» в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России. Солженицын показывает, как терпение и жизненные идеалы помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря день за днем.


И.Д.Шухов выживает в жестких, нечеловеческих условиях лагеря благодаря смирению, мудрости, доброте, трудолюбию и стойкости. Сильный характер позволяет герою не только “выживать”, но и оставаться счастливым. Иван Денисович отлично понимал правила тюремной жизни, чётко знал, каким образом ему следует себя вести с теми или иными людьми, старался находить применение всем навыкам, которые только имеет, для того, чтобы выжить. А навыков, смекалки и своеобразной бытовой мудрости у Шухова было много. Так, например, он точно знал, что нельзя остаться в лазарете, потому что, больной почти наверняка – мертвец, не следует лезть на рожон, а работа – средство и от холода, и от мыслей о голоде, и от скуки, и от болезней. Более того, Иван Денисович не позволял себе унывать, опускать руки, постоянно искал возможности получить дополнительную выгоду, запастись наперед, чем нужно, найти применение каждой вещице.

Да и человеку, который умеет найти счастье уже в том, что «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед закосил кашу, с ножовкой на шмоне не попался», «табачку купил» и «не заболел, перемогся», выжить намного легче. Крестьянское происхождение Ивана Денисовича заставляет его быть терпимым и покорным судьбе: “Поначалу-то…каждый день считал, сколько дней от сроку прошло, сколько осталось. А потом надоело”. Однако он все равно скучает по родным краям, любит их всем сердцем: “Хотелось ему у Бога попросить, чтобы - домой”.

Лагерную жизнь облегчает дружба с другими зэками. Помогая другим, И.Д.Шухов сам получает выгоду: “Цезарь высунул руку наверх и положил ему два печенья, два кусочка сахару и один круглый ломтик колбасы”. Несмотря на это, он помогает и другим, не ожидая от них благодарности или ответной помощи: “На, Алешка! – и печенье одно ему отдал”.

Благодаря трудолюбию, работе в коллективе и жизни по лагерным правилам, Иван Денисович заработал уважение и хорошее расположение других заключенных.

Обновлено: 2018-01-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • 8.Какие черты характера помогали Ивану Денисовичу Шухову выжить в условиях лагеря? Солженицын «Один день Ивана Денисовича». 9.В каких произведениях отечественной литературы описано ограничение свободы героев?

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.

1) Познакомить с рассказом; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОИПК и ПРО

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ, РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына.

Анализ рассказа А.И.Солженицына

«Один день Ивана Денисовича ».

Выполнила учитель

Русского языка и

литературы МКОУ

«Лебединская» СОШ Богучарского района

Гуляева О.А.

(зональные курсы)

Богучар 2010.

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.

Задачи:

1) Познакомить с рассказом; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.

Ход урока:
Орг. момент:

Здравствуйте! Откройте тетради и запишите тему урока.

Слово учителя:

Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ, написанный в 1959 году, был
задуман еще в лагере в 1950 году.

Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

У: Как родился замысел «Одного дня…»?

у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни,с их подлинными биографиями.

Аналитическая беседа.

У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича.Как он попал в лагерь?

у: Иван Денисович Шухов – один из многих,попавших в лагерь.В 1941 году он,простой человек, крестьянин,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену.Бежав из плена,он попадает в советскую контрразведку.Единственный шанс остаться в живых -это признание в том, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали,и он решил подписать признание.Так Иван Денисович оказался в лагере.

У: Почему день,описанный в повести,кажется Шухову

« почти счастливым»?

у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей.Это уже счастье в данных условиях.

У: Какие «счастливые события» происходят с

героем?

у: Ивана Денисовича не посадили в карцер.Он не попался на шмоне,купил табачку,не заболел.

У: Почему для рассказа автор выбрал именно

«счастливый день»?

у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

У: Что помогает герою устоять,остаться человеком?

у: Он не поддался процессу расчеловечивания,несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.

Он живет в согласии с собой,не мучается размышлениями:за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно,как на воле,у себя в колхозе. Работая,он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь.Здравый смысл помогает ему выстоять.

у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе, кавторанге Буйновском,помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того,как « процентовку » закрыл,зависит жизнь бригады.Тюрин и сам жить умеет,и за других думает.

У: Кто из героев противопоставлен Шухову?

у: Шухову противопоставлены те,кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович.У него меховая шапка,присланная с воли. Все работают на морозе,а Цезарь в тепле.

У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?

у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

У: Действительно,эти два образа очень похожи.Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева,созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?

Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова,а 2 группа -характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого .

ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ

Платон Каратаев

Иван Денисович Шухов

1.крестьянская домовитость

1.простой человек из крестьянской семьи

2.простота

2.честен

3.спокойствие

3.порядочен

4.умение приспособиться жить в любых обстоятельствах

4.живет по совести

5.вера в жизнь

5.окружающие ему доверяют

6.доброжелательность

6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество,т.к.он не теряет человеческого достоинства

7.мастер на все руки

7.работает много, добросовестно;в труде –свобода

8.любовное отношение к миру без эгоистического чувства

8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок)

9.способен выдержать любое испытание и не сломаться,не утратить веры в жизнь

9.ценит непосредственную жизнь

10.любил и любовно жил со всеми - с кем сводила его судьба

10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу

11.полное согласие с жизнью, внутренняя свобода

11.живет в согласии с собой,радуется малому,чувствует себя свободным в условиях несвободы

У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:

Почему образ Каратаева близок образу Шухова?

Ответ: Л.Н.Толстой и А.И.Солженицын воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.

И Шухов,и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».

Вывод:

В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность.В нем много деталей: бытовых, поведенческих,психологических, что говорит о мастерстве писателя.

Закончить урок я хочу цитатой ак. Д.Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным,точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима,неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

2.Сопоставить этот рассказ с «Одним днем…..»




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы