Про деток, от рождения до школы


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • дать понятие о существительных общего рода.

Задачи:

образовательная:

  • формировать у учащихся навыки нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.

развивающая:

  • развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

воспитательная:

  • пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!

II. Проверка домашнего задания:

1. Буквенный диктант.

Задание : ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.

1. Найдите в предложении существительное женского рода:

На темном небе зажглась звезда.

2. Страна – это имя собственное или нарицательное?

3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:

В моём аквариуме живут золотые рыбки.

4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?

5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.

Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.

6. Слова, противоположные по значению.

III. Актуализация знаний.

  • Какое слово у Вас получилось?

Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.

  • Каково его лексическое значение?
  • А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
  • Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка - литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
  • Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)
  • Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.

1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).

2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.

Постоянные морфологические признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)

  • Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?

Например: Моя подруга такая незнайка!

  • Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.
  • Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
  • Как Вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского)

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.

  • Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?
    • ужасная неряха
    • ужасный неряха

Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.

Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.

2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).

Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.

Задание : соединить слова с их лексическим значением.

Подлиза

неопрятный, грязный человек.

горемычный (несчастный) человек.

непоседливый человек (обычно о ребёнке).

Грязнуля

изнеженный человек.

неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо.

Непоседа

тот, кто подлизывается к кому-нибудь.

тот, кто болтает вздор, пустяки.

ненасытный, прожорливый человек.

Горемыка

очень хитрый человек.

Пустомеля

тот, кто много и часто плачет.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом.

Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.

Задание : Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.

  • Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов?

2. Словарная работа.

  • Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение?

Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

(Невежи точно судят так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно»)

  • Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение?

Невежда – малообразованный, малосведущий человек.

(Невежда также в ослепленье ‎
Бранит науки и ученье, ‎
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)

  • Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему?
  • Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы).
  • Придумайте предложение с одним из этих слов.
  • Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему?

3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 146). Обсуждение.

  • К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка .)

Физминутка

Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» - скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли ручками похлопали,
Зазнайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.

4. Игра «Отгадай слово».

А) Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?

Задание : Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.

(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)

Б) Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. Я думаю, что с заданием, которое нам придумал музыкант Гусля, мы точно справимся.
Гусля подобрал для нас песни, в которых встречаются слова-существительные общего рода.
Задание: прослушать отрывки из песен и выписать из них имена существительные общего рода.

(1. Говорят мне, что я жадина… из мультфильма «Жила-была царевна»;

2. Дети грязи не боятся… из мультфильма «Жила-была царевна»;

3. Песенка друзей из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далекие края;

4. Песня «Почемучка-почемучки»;

5. Песня Дюдюки Барбидокской;

6. Песня «Солнышко лучистое любит скакать».)

(Лежебоки, жадина, замарашка, забияка, почемучка, бяка, привереда, злюка, ябеда, вредина.)

5. «Попробуй, сочини!» (групповая работа)

Ребята! А вы знаете, что Незнайка пробовал сочинять стихи, но у него не получилось. Поэтому он предложил нам посочинять, и даже рифмы для нас придумал.

Задание : сочинить двустишие (четверостишие) на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода.
Например: Я поэт, зовусь Незнайка.

От меня вам балалайка. (из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)

1 команда:

2 команда:

3 команда

коротышка

Торопыжка

выскочка

мартышка

кисточка

VI. Итог урока.

Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока.

  • Какова была цель урока? Мы ее достигли?
  • К какому же роду принадлежит имя существительное НЕЗНАЙКА?

Графический диктант .

Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы.

Задание : отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ».

1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей.

2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи.

3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску.

4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде.

– 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода.

6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами.

7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду.

– 8. Слово молодец относится к мужскому роду.

9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я).

10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами.

Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь.

VII. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.

Спасибо Вам за урок!

Домашнее задание :

(Ученики получают разноуровневое домашнее задание)

  • 1 уровень («обязательный») – упражнение 279, выучить правила на стр. 146-147.
  • 2 уровень («понятийный») – разгадать кроссворд «Имена существительные общего рода».
  • 3 уровень («творческий») – написать рассказ, используя имена существительные общего рода (по желанию).

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные общего рода»

Здравствуйте, ребята!

    Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели

И готовы сей же миг

Изучать русский язык!

    Вступление.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.(СЛАЙД 1)

Однажды на уроке я услышала от ученика ответ, что все имена существительные изменяются по родам, числам и падежам. Правильно ли это?

Ученики: - нет, имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному из родов: мужскому, женскому, среднему. И в зависимости от этого относятся к одному из трех склонений.

Учитель: Действительно, в русском языке, в отличие от английского, армянского, турецкого, где нет деления по родам, каждое существительное относится к одному из родов.

На доске написаны словосочетания. Что нужно сделать? Что нам нужно знать для этого? (род) А в чем сложность? (несклоняемые существительные)

Давайте восстановим написанное. Итак, цель нашей работы - правильно написать окончания!

НО! Сегодня работают самостоятельно с карточками , на которых такого же типа задания, 1 вариант 1 ряда. Выбор делаете сами: 1 задание простое, 2 задание - сложное, можно сделать 2 , если успеете.

Ну а все остальные работают в тетрадях и у доски

Передай мел другому

Трамвайн... депо, фруктов.. желе, быстр.. кенгуру,

крепк.. кофе, седьм.. авеню, дружелюбн.. шимпанзе,

гостеприимн.. Сочи, полноводн.. Конго, дорог... шампунь, нов... тюль.

Итак, подведем итог, зачем мы определяем род? Чтобы правильно поставить окончание. Зачем нам это надо? Чтобы быть грамотными

Как видите, прилагательные верно несут службу рядом с существительными и помогают нам не ошибиться в их роде.

Но если этого не знать, можно так и остаться невеждой!!! Или невежей? Запуталась что-то я?(слайд 2)

Допишите значение: где невежа, где невежда? (на листочках)

    Неграмотный, малообразованный человек - ____невежда___________________

    Грубый, невоспитанный человек - ___________невежа____________________

Итак, 1 - это невежда, 2 - невежа, запишите. (слайд 3)

Так какое слово я должна была употребить? Если этого не знать, можно так и остаться НЕВЕЖДОЙ!

Кстати, какого рода слово НЕВЕЖДА (это человек - значит, мужского) Лист на доску.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашел.

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

    Почему вы смеетесь? Что-нибудь не так?

    Так как можно назвать неграмотного человека?(невежда)

Учитель: Очень смешное стихотворение, потому что слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Они называются несклоняемыми.

Ты такой невежда! Ой, но ты же девочка, значит, ты такая невежда, но мы определили, что слово НЕВЕЖДА - мужского рода.

Вы меня запутали, так НЕВЕЖДА - он или она?

На слайде:

Вот подходит к детворе,

Затевает драку.

Все боятся во дворе

Так... забияку.

    Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения?

    Такого забияку.

    А разве девочки не дерутся?

  • Так какого же рода существительное забияка? Такой забияка? Такая забияка? Лист на доску.

Сформулируйте проблемный вопрос: какого рода существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола?

    Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола называются существительными общего рода

Итак, запишите тему: Имена существительные общего рода.

Как вы думаете, какие задачи вы должны себе поставить при изучении новой темы?

УЗНАТЬ, какие существительные относятся к общему роду

НАУЧИТЬСЯ их правильно употреблять в речи.

В конце урока постарайтесь ответить на вопрос:»Почему в русском языке появились слова общего рода?» лист на доску

    Работа с учебником

Давайте прочтем правило на стр. 96 учебника.

Итак, имена существительные общего рода являются эмоционально окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не являются характерными для научного и официально-делового стилей речи.

«Умница!» - сказала бабушка.

Забияка не торопится домой.

Что сделать, чтобы стало понятно?

«Умница!» - сказала бабушка внуку..

Забияка не торопилась домой.

Отгадайте, о ком идет речь - о мальчике или о девочке?

Как вы догадались?

Что обозначают данные слов? Листы на доску

(качества людей)

Итак, что же такое слова общего рода.

Выберите и запишите из упр. 229 мальчики предложения со словами общего рода, обозначающие мужской род, а девочки - женский.

У доски 2 человека.

4 ФИЗМИНУТКА

Умницы подняли руки вверх

Работяги опустили руки, наклонились.

Сладкоежки выпрямились, втянули живот.

Забияки сели, красотули тоже сели.

Продолжаем.

Учитель: А вот какая история произошла однажды в лагере отдыха. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый взялся его перевоспитать, всякий раз приводя много примеров.

    Вот видишь, ты такая большая неряха.

    Неверно, я не большая неряха, я мальчик.

    Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты большая неряха.

    Нет, я не большая неряха, это неверно, я не могу быть большая и даже маленькая неряха, я мальчик.

Вожатый пытался приводить все новые доказательства, еще более убедительные, но все было напрасно? Почему сопротивлялся мальчик?

Надо, разговаривая с мальчиком, говорить большой неряха, такой неряха.

    Что вы можете сказать о таких детях?

Я думаю, мы без труда объясним значение других слов: тихоня, хвастунишка, растяпа, подлиза, выскочка, ябеда.

Нравятся вам люди такого сорта?

    и мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки

Плакса, вакса, гуталин.

На носу горячий блин.

Плакать не годится.

Можно простудиться.

    Но особенно в старину не любили жадных людей

  • Жадина-говядина,

Три копейки дадено.

На четвертую копейку

Расшибется об скамейку.

А эту корилку вы закончите сами

    Что за шум, что за рев?

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка,

Это Таня … (ревушка)

    А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества

(плакса, жадина, ревушка)

    Часто и в художественной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

    Он два раза в неделю страдал от обжорства

    Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.

    Это о Троекурове - герое романа Пушкина «Дубровский»

    а какими существительными общего рода мы охарактеризовали бы Троекурова в устной речи (обжора и невежа)

    работа в парах

Посмотрим, как вы сможете найти в тексте существительные общего рода

А теперь проверим, все ли существительные вы нашли? Сверяем ответы, обводим слово в кружок, если оно не подчеркнуто.

Словарная работа Дока - знаток, мастер своего дела.

А правильно ли сюда отнести слова шеф, агент, староста, мастер?

Это качества? Нет Поэтому они не относятся к словам общего рода. Но ведь мы говорим она - агент, он- агент. Проблема? Но это проблема уже следующего урока.

Ну а мы подводим итоги!

Что нового вы сегодня узнали?

6. Домашнее задание

(расшифрованная шифрограмма)

, переехавший к бабушке.

Староста , Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка кошмарная воображала да ещё и выскочка ужасный растяпа одна растяпа жуткая соня и белоручка

рёва . Её подруга Сусликова - такая плакса , но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная . Шушунчиков Вася – редкий бука такой обжора ! При этом он ещё такой неряха и невежа , просто ужас!

удивительная злюка .

такой-сякой придира

Парная работа ФИ1.____________________________________2.____________________________

Задание: Найдите и подчеркните в тексте все существительные общего рода

Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух

(расшифрованная шифрограмма)

«Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6 класса для известных нам целей. Я внедрился в вышезаданный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, - на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота , переехавший к бабушке.

Шеф! В 6 классе никто не подходит! Староста , Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка и заучка. Крокодилова Ира тоже кошмарная воображала да ещё и выскочка . Всё разом разболтает! Балбешкин Никита – ужасный растяпа : у него всё из рук валится. Есть в 6 классе ещё одна растяпа , Кашина Олеся. Курноскина Вика – жуткая соня и белоручка . Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!

Сначала мне приглянулся Рыжиков Данил, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Ася Комарикова, но она при этом ещё и рёва . Её подруга Сусликова - такая плакса , но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная . Шушунчиков Вася – редкий бука : всё молчит. Вот Макаронинов Саша - умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная. Остаётся Хомяков, но он такой обжора ! При этом он ещё такой неряха и невежа , просто ужас!

Шеф! Я хотел с горя завербовать учительницу русского языка. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная злюка .

Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира . Здесь в самом деле не с кем работать!»

Существительные общего рода в русском языке формируют особенную группу. Его определение основывается на грамматической уникальности слов, которая базируется на смене рода в зависимости от пола указанного лица.

Род существительных

Всего насчитывается 4 рода у существительных в русском род, средний, мужской и женский. Последние три легко определить по окончанию или смысловому контексту. Но что делать, если слово может подразумевать под собой сразу и мужской, и женский? Такая проблема встречается со словами "задира", "хитрюга", "прощелыга", "горемыка", "недотрога", "засоня", "бездарь", "нелюдь", "торопыга", "хрюша", "забияка", род у которых может изменяться.

Традиционно принято считать, что в русском языке только три рода, в них входят мужской, женский и средний. Для определения половой принадлежности некоторых общих слов было принято обращаться к контексту. Названия профессий, например, разделяются на параллельные названия: продавец-продавщица, учитель-учительница, школьник-школьница, летчик-летчица, повар-повариха, писатель-писательница, спортсмен-спортсменка, руководитель-руководительница. При этом в официальных документах к женщинам чаще применяют мужской род этих слов. А есть и обозначенные исключительно мужским родом примеры существительных общего рода: гинеколог, адвокат, языковед, филолог, корреспондент, посол, академик, судья, тамада, хирург, врач, терапевт, фельдшер, мастер, курьер, куратор, оценщик, страховщик, дипломат, политик, служащий, специалист, работник. Сейчас наметилась тенденция подобные слова относить к общему роду, так как они могут быть применимы и к мужчине, и к женщине.

Неоднозначность мнений

Споры о признании существования общего рода ведутся еще с XVII века. Тогда подобные слова были упомянуты в грамматиках Зизания и Смотрицкого. Ломоносов выделял такие существительные, указывая на их формальные характеристики. Позже исследователи начали сомневаться в их существовании, определяя такие существительные как слова с чередующимся родом, в зависимости от подразумевающегося.

Так и по сегодняшний день мнения разделены, часть ученых считает существительные общего рода в русском языке отдельными словами-омонимами разных родов, а другая признает их в отдельной группе.

Фамилии

К словам общего рода могут быть причислены некоторые несклоняемые фамилии иностранного происхождения и русские фамилии на -о и -ых/их. Саган, Депардье, Рено, Рабле, Дюма, Верди, Моруа, Гюго, Дефье, Мишон, Тюссо, Пикассо и другие. Все это среди иностранных фамилий. Среди славянских фамилий общего рода часто встречаются: Ткаченко, Юрченко, Нестеренко, Прохоренко, Черных, Макаренко, Равенских, Кучеренко, Долгих, Савченко, Седых, Куцых и прочие.

Народности

Названия некоторых народностей определяют как слова общего рода. К ним относятся: ханты, манси, кечуа, коми, гуджарати, хэчжэ, мари, саами. Дело в том, что уже существуют "мариец" и "марийка", но общим для всей народности или национальности будет слово "мари".

По этому же принципу к общему роду причисляют и названия пород (сивка, окапи, буланка), а также представителей групп (визави).

Неофициальные имена собственные

Помимо фамилий, есть интересная отдельная категория имен собственных, относящихся к теме статьи. Это сокращения от официальных имен, с которыми часто выходит путаница во время определения пола.

Имя "Саша" может принадлежать как Александре, так и Александру, а именем "Валя" называют и девочку Валентину, и мальчика Валентина. Еще к таким именам относятся "Женя" от Евгения и Евгении, "Слава" от Ярослава и Ярославы, Владислава и Владиславы, "Вася" от Василия и Василисы.

Оценочные, характеризующие слова

Однако впервые о существовании общих существительных поднялся вопрос из-за оценочных слов, затрагивающих характер или черты человека. В прямой речи при их использовании бывает сложнее отследить пол получателя реплики, например: "Ты задира!" Здесь слово "задира" может быть адресовано как женскому полу, так и мужскому. К ним же можно отнести и слова общего рода "забияка", "пройдоха", "умница", "молодец", "бродяга", "егоза", "калека", "вонючка", "дылда", "малявка", "растрепа".

На самом деле подобных оценочных слов очень много. Они могут быть как позитивного, так и негативного значения. При этом не следует путать такие слова с оценкой в результате метафорического переноса, из-за которого они сохраняют первоначальный род: ворона, лиса, тряпка, язва, белуга, коза, корова, олень, дятел, тюлень.

К словам общего рода с отрицательным и положительным значением относятся: балда, ханжа, гадина, громила, крошка, дитя, детка, тихоня, невидимка, бедняга, лежебока, грязнуля, верзила, сладкоежка, чистюля, жадина, скряга, тараторка, зверюга, звезда, пустомеля, мямля, зазнайка, шельма, недотепа, проныра, задавала, трудяга, работяга, невежда, зевака, пьяница, лапушка, дубина, воображала, деревенщина, неряха, соня, ябеда, каприза, вруша, копуша, непоседа, тамада, рубака, повеса.

Пример употребления наглядно показан в художественной литературе: "Крошка сын к отцу пришел" (Маяковский), "Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. А самым известным среди них был малыш по имени Незнайка." (Носов). Пожалуй, именно произведения Николая Носова станут настоящим сборником слов с общим родом.

Меньше всего слов в этой группе занимают нейтрально выраженные, такие как: правша, левша, коллега, тезка, сирота. Род у таких слов тоже общий.

Как определить пол при общем роде?

Общий род существительных в русском языке определяется по невозможности уверенного указания на род при отсутствии местоимений и родовых окончаний прилагательных. Слова, которые можно отнести как к мужскому, так и к женскому роду, и будут входить в эту группу.

Для того чтобы определить пол существительного, чаще всего используются сопровождающие указательные местоимения "этот, эта, тот, та", окончания прилагательных -ая, -ый/ий. Но если определяется название профессии, должности или звания с окончанием на согласную "сержант, врач, доктор, директор" и другие, то прилагательное может быть только мужского рода, а вот сказуемое выражается женским."Врач назначила препарат" и "Привлекательный врач вышла из госпиталя", "Сержант отдала приказ" и "Строгий сержант разрешила отдохнуть", "Образцовый учитель эта Марина Николаевна!" и "Образцовый учитель проводила открытый урок", "Веселый кукольник провела представление" и "Старый мастер присел на крыльцо". Сказуемое не обязательно должно показывать род, тогда задача определить пол усложняется: "Преподаватель проводит занятие", "Специалист принимает решение".

Разнообразие примеров

Благодаря примерам становится понятно, что самые разнообразные слова могут встретиться среди имен существительных общего рода, как "сорвиголова", "забияка", "разводила", "лесник", "старожил", "хвост", "шестерка", "невежда", "зануда", "белоручка", "размазня", "рохля", "замарашка", "замухрышка". И другие слова. Но их всех объединяет двусмысленность в определении рода. Сирота, стилист, маркетолог, товарищ, координатор, куратор, русист, лингвист, рубаха, старшина, детина, судья, колобродина, злюка, разиня, протеже, рева, запевала, мазила, бомбила, балбес, тупица, подлиза, выскочка, малолетка, страхолюдина, бедняжка, хромоножка, очаровашка, первоклашка, старшеклашка, одиннадцатилетка — все эти существительные могут быть использованы по отношению к обоим полам.

Интересно и широкое культурное распространение существительных общего рода в русском языке. Например, они повсеместно использовались в пословицах и поговорках:

  1. В пище здоровяк, а в работе калека.
  2. На всякого простофилю есть свой обманщик.
  3. Гуляка в юности скромен в старости.
  4. Пьяница как курица, куда наступит, туда и клюнет.

И в литературе:

  1. "Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом" (Грин).
  2. "Хорошая девушка, сиротка одна" (Баженов).
  3. "У вас же чистота, как говорят медики, стерильная" (Дубов).
  4. "Деревенщина! — Что? — Она отшатнулась" (Шаргунов).

Таких примеров в литературе множество. Определение общего рода из перечисленных в упражнении слов - одно из заданий на уроке русского языка, с которым легко справиться.

Этот класс составляют одушевленные существительные со значением лица. Этот термин и понятие общего рода ввел в грамматику впервые М.В.Ломоносов: «Некоторые имена, происходящие от глаголов: плакса, пьяница, ханжа суть рода общего». В большинстве своем это слова, являющиеся качественной характеристикой лица (чаще всего отрицательной): егоза, невежда, хохотушка, грязнуля, болтушка, жадюга, жадина, кривляка, зубрила, забулдыга, гулена, пройдоха и т.д.; это экспрессивно окрашенные слова.

Слова общего рода имеют обязательно окончание -а/-я. Подобные существительные обозначают лиц как мужского, так и женского пола, т.е. их род зависит от конкретной семантики слова. Все зависимые от этих существительных слова согласуются в роде по семантике: наш неряха – наша неряха, мой хвастунишка – моя хвастунишка.

В состав слов общего рода входит и небольшая группа уменьшительных имен: Женя, Валя, Шура, Саша.

Особую группу составляют фамилии типа Гюго, Золя, Шевченко, Белых, Чавчавадзе.

От слов общего рода следует отличать слова типа змея, пила шляпа, лиса и др., которые в синтаксической обусловленности употребляются для названия экспрессивной характеристики. Такие слова, обозначая лиц как мужского, так и женского пола, свой род не меняют, и в речи все зависимые от них слова согласуются с ними формально, а не по смыслу, как слова общего рода. Ср.: круглый сирота – круглая сирота. Но: Черная жемчужина была удалена с поля (о футболисте Пеле) (Из газет).

Также в русском языке существуют слова с немаркированным значением рода. Это такие слова, которые указывают и на мужской, и на женский пол. Например, в классе слов мужского рода есть группа существительных, которые могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола: учитель, философ, профессор, инженер, начальник, доктор, врач и т.д. Эта группа большая и продуктивная, в неё входят прежде всего существительные со значением лица по профессии, роду занятий.

В ряде случаев от таких слов образуются корреляты (коррелят – член пары взаимно обусловленных, соотносительных языковых единиц) женского рода, но в такой паре слово мужского рода выступает как общее название лица по специальности, без указания на его пол: учитель – учительница.

Коррелят женского рода к таким существительным может быть нейтральным стилистически (учительница ), но может быть стилистически сниженным (начальница – разговорное, врачиха - просторечное). В речевой практике род таких существительных выражается синтаксически: Врач пришел – Врач пришла.

Другая группа слов с немаркированным значением - это существительные, обозначающие животных, рыб, птиц, насекомых. Сюда относятся существительные мужского рода комар, соболь, дрозд, карп и т. д.;существительные женского рода курица, щука, кукушка, муха и т.д.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы