Про деток, от рождения до школы

Кукольное искусство — искусство особого рода
Театр кукол имеет свою индивидуальную неповторимость. Арсенал его выразительных средств во многом отличается от арсенала средств театра драматического. Кукла не способна раскрыть многостороннюю психологическую структуру образа человека. Но значительно лучше, чем живой актер, кукла может показать наиболее яркие, характерные черты человека в их общем проявлении. Сергей Образцов писал о театре кукол следующее: «Театр кукол нужен людям как ничем не заменимый вид зрелищного искусства. Ни один актер не может изобразить человека вообще, потому что он сам уже человек. Это может сделать кукла. Именно потому, что она не человек».
Нередко под понятием «кукольный театр» объединяют явления, мало похожие друг на друга, связанные лишь относительно близкими признаками. В президиуме международного союза кукольников в Праге хранится географическая карта мира, на которой сотнями кружочков помечены страны и города, где имеются маленькие и большие, стационарные и передвижные, государственные и частные театры кукол. Театры, работающие для детей, и театры, посвящающие свое искусство взрослым; театры, ставящие большие спектакли, и коллективы, дающие эстрадные представления. Столь разнообразные явления называют сегодня кукольным театром. Спектакли, где играют куклы самой различной структуры и техники управления — марионетки на нитях, перчаточные, тростевые и механические куклы; куклы размером с человеческую ладонь и величиною в два- три роста человека. Театр, где куклы натуралистически копируют человека, и театр, где люди предельно условно изображают различные предметы, или театр «голой» человеческой руки. В одних случаях спектакли театра кукол похожи на представления драматического, оперного или балетного театра, в других — бесконечно далеки от всех известных видов театрального искусства. 
Это может быть спектакль, где важнейшим компонентом является слово, и бессловесный спектакль-пантомима. Это — старые, традиционные, веками отстоявшиеся по форме и характеру представления и новое искусство, иной раз совершенно необычное...
Историю кукольного театра, даже краткую, написать довольно сложно. Слишком много информации с одной стороны и слишком мало документов и записей — с другой.
Рядом с человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом божества, олицетворял ли он тайну природы или просто изображал человека. А сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку, было у многих народов с древнейших времен мира. Театр кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример — управляющий и управляемый. Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.
Зародился кукольный театр, так же как и драматический, из религиозных языческих празднеств и мистерий. Постепенно из
мистерии он превратился в народное развлечение. Так что это народное искусство. Кукольный театр позднее других искусств обрел свой дом, свои мастерские и профессиональных актеров-кукловодов, своих исследователей.
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. (Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств Латинской Америки).
Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте на движущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, и каждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название «педжент»). Исполнение роли бога человек взять на себя не мог. Кукол приводили в движение руками.
В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал.
Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх.
Кроме того, в каждом доме — ив Древней Греции, и в античном Риме — обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть убранства комнат или украшения стола.
На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть Вифлеемским ящиком или вертепом. Этот «театр» впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании — в том виде, как это представлялось древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. С помощью стержней, продетых в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять — так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы — и получился театр.
Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне: румынский «Вифлеем», польская «шопка», украинский «вертеп», белорусская «батлейка».

Образ куклы завораживал людей на протяжении столетий. Тряпичные закрутки без лиц оберегали новорожденных крестьянских детей.

Дерзкие актеры кукольного театра могли своими звонкими голосами пропищать на ярмарочной площади то, что не осмеливался сказать человек.

Прибывшие из-за границы фарфоровые красотки становились законодательницами моды в провинции. С куклой человек делился страхами и надеждами, воспевал ее в произведениях искусства... Вполне можно было предположить, что рано или поздно она станет искусством сама. Так и случилось.


Кукла, похожая на человека, стала развиваться и жить самостоятельной жизнью, перестав служить ритуалам и даже детским играм. Сейчас во всем мире, как часть «большого» изобразительного искусства, плодотворно развивается искусство авторской художественной куклы. Кукла стала арт-объектом, инсталляцией. Как сотни ее сестер в литературе и кино, от Галатеи до Суок, она обрела душу и неутилитарную, непрактичную, но несомненную ценность.

Авторская кукла

Понятие авторской куклы еще довольно расплывчато, и термины, обозначающие это явление, только устанавливаются. На Западе, например, существует разграничение художественной куклы (artdoll) и так называемой «одетой скульптуры» (dressed sculpture). Ряд обязательных для всех условий здесь все же есть: это в первую очередь уникальность изделия или крайне ограниченный тираж (не выходящий за пределы полутора десятков экземпляров), ручная работа и высокое качество исполнения.

В России кукольное искусство (в изначальном смысле этого слова) возникло совсем недавно. Первыми авторскими куклами принято считать работы художницы Елены Языковой, выполненные в 1987 году. Но всего за двадцать лет оно получило бурное развитие и стало вызывать уважение и повышенный интерес западных коллег (часто отмечающих, кстати, в работах наших соотечественников «загадочную русскую душу» и отсутствие европейского стремления к чистой декоративности).

Сейчас наша страна переживает настоящий «кукольный бум» — издаются специализированные журналы, активно работают школы кукольного дизайна, музеи и галереи, неизменно с шумным успехом проходят кукольные фестивали, выставки, салоны... И бушуют неигрушечные страсти.


Из чего же, из чего же...

Когда б вы знали, из какого сора... И сором не брезгуют художники: что только не становится материалом для изготовления авторской куклы! Кто-то из мастеров работает в технике «скульптурного текстиля», когда игла превращает гладкую ткань в рельефы лица со сложной и причудливой мимикой. Другой при помощи целого арсенала металлических стоек вылепливает своих персонажей из запекаемых или самозатвердевающих пластиков: первые нужно доводить до кондиции в обычной духовке, не передерживая и не оставляя материал «сырым»,

вторые застывают сами на воздухе в течение нескольких часов. Но больше всего технических навыков, мастерства и терпения требует работа с фарфором... А удивительные деревянные фантазии? А достойные пера Гофмана стимпанк-работы со сложнейшими механизмами? А «смешанная техника», где все комбинируется со всем? Размеры кукол разнятся от гигантских (сопоставимых с человеческим ростом) до крошечных (такие работы не разглядеть как следует без лупы,

а для выполнения нужна поистине ювелирная техника — нередки случаи, когда за выполнение кукольной миниатюры берутся профессиональные ювелиры, и их шедевры для какого-нибудь коллекционера становятся дороже золота и бриллиантов).

Но какой бы ни была избранная техника, проблемы у кукольников схожи — нужно овладеть в совершенстве мастерством скульптора, художника, портного, парикмахера, визажиста... Список профессий бесконечен, от мебельщика до часовщика, ведь никто не знает заранее, что понадобится для полной гармонии следующей кукле. Музыкальный инструмент?

Крошечное украшение? Рыцарские доспехи? Велосипед, очки, зонтик? А ведь подлинное мастерство требует изготовления всех (!) деталей вручную. Не говоря уже о том, что кукла, как арт-объект, вбирает в себя знания автора о музыке и литературе, живописи и кинематографе...

Кукольники подшучивают над собой: «Мы сумасшедшие люди!» — и предупреждают новичков: «Вам еще предстоит искать детали по помойкам...»

Другое измерение

Каждая кукольная галерея — это особая вселенная со своими канонами красоты. Все разнообразие кукольного искусства представлено в Кукольной галерее «ВахтановЪ» Ирины Мызиной в ЦДХ.

Роскошные классические дамы, авангардные, авторские, больше похожие на арт-объекты, представлены в постоянной экспозиции. В Галерее Карины Шаншиевой замечательно сочетаются живопись и авторские куклы; к сожалению, у галереи сейчас нет постоянного места жительства.

Свое лицо и непередаваемая петербургская утонченность — у галереи Варвары Скрипкиной в городе белых ночей. Мощнейшее кукольное движение развернулось на другом краю державы — неизменный интерес на выставках вызывают работы авторов из Екатеринбурга, Перми, Новосибирска, где действуют самобытные галереи и объединения художников.

Куклы - Актёры

Попасть на кукольную выставку — это открыть новый мир. Похожий на наш ровно в той степени, в какой куклы «так похожи на людей», — то есть весьма и весьма отдаленно.

Миры сменяются мирами. Здесь куклы-аристократки блещут жемчугом, золотым шитьем и светским равнодушием на фарфоровых личиках (стоит взглянуть, например, на работы Александры Кукиновой). А тут босховские фантазмы Димы ПЖ, кажется, меняют обличье, растекаются, испаряются и взлетают, стоит тебе отвернуться.

Добрые и светлые персонажи Ольги Егупец зовут улыбнуться и вздохнуть глубже. Смотрят пристально и настаивают на диалоге характерные куклы, куклы-персонажи Елены Куниной, мягкой мудростью веет от работ Татьяны Елевой и Линды Фурниш-Колман.


Куклы-младенцы дремлют на ладони у мастера. Оживают литературные персонажи и киногерои, политики и актеры неожиданно становятся в миниатюре ближе и человечнее. И нет предела изумлению перед каждой следующей работой... Выставки бывают очень разными по масштабу и, что греха таить, техническому уровню представленных работ. На одних собираются все, от профи до новичков, попасть на другие — признак элитарности. Каждый год осенью в Москве блещет международная выставка «Искусство куклы», которая собирает лучших представителей кукольного мира. На ее площадке представлены куклы и арт-объекты из 26 стран мира. Авторские проекты, музейные коллекции, собрания из частных коллекций демонстрируют зрителям организаторы самой крупной в мире выставки.



А шумная веселая выставка Moscow Fair радует зрителя весной. Надолго остались в памяти «Петербургские миражи» в галерее Варвары Скрипкиной — все образы Северной столицы, от сфинксов и рыбаков на набережной до воплощенной Белой ночи. А какой фейерверк остроумия встретил посетителей выставки «Черт-те что и сбоку бантик»! Просто представьте себе, как выглядит Екарный бабай или Кузькина мать и прочие забавно-ругательные выражения: «Зарасти все васильками», «Ежкин кот», «Бляха-муха», «Рыжая- бесстыжая», «Ядрена вошь», «Еперный балет», «Конь в пальто» и прочие.

Наплодили сущностей!

Множество жанров — множество смыслов. Кукла интерьерная, декоративная часто создается под антураж конкретного дома, в его цветовой гамме и с его характером. Она и украшение жилища, и его хранитель, своего рода домовой, и собеседник хозяев — каждый, у кого есть куклы, расскажет, как меняются выражения их лиц и даже положение в пространстве. Поклонники «страшной куклы» считают, что искусство должно «не ласкать, а будоражить», искать эстетику в смерти, боли и разложении... Стоит взглянуть на лучшие образцы жанра (выполненные, например, такими художниками, как Жульен Мартинес или Репункр), чтобы понять — есть своя правда и своя красота в этих девочках-зомби, мертвых невестах и окровавленных зверюшках. Кажется, при виде этих работ особенно остро осознаешь, до какой степени далеко ушла авторская кукла от детской игрушки, — но не тут-то было.



«...Дети смотрят на кукол Жульена с заговорщицким любопытством — они с удовольствием взяли бы их домой и играли бы с ними », — пишет в журнале «Кукольный мастер» художница Мария Стрельцова. Не провести грань между кукольным искусством и игрой. Да и стоит ли пытаться?

Элитным подарком в последние годы стала считаться портретная кукла, по определению уникальная, выполненная мастером на заказ для чьего-то близкого человека (даже звезды отдают дань моде, например, солистке фолк-группы «Мельница» коллеги-музыканты подарили миниатюрную Хелавису на тридцатилетие). Конечно, не всегда удается схватить в кукле «изюминку» характера, так что сюрприз может быть как приятным, так и удручающим... Извилистыми, однако, путями движется культура: от куклы-оберега, которая непременно должна быть безликой, дабы не сглазить, не нанести вреда, — к кукле с лицом твоего ребенка или любимого человека. Кажется, у писателей-фантастов и сказочников впереди еще огромное поле неразработанных сюжетов. Есть костюмная кукла, кукла-младенец, кукла-персонаж...

Они настоящие!

Не стоит удивляться тому, что художники считают свои детища наделенными разумом, душой. Сколько историй на грани мистики о том, как кукла проявляла характер еще в процессе изготовления! Была задумана одним персонажем — вышла другим. С утра улыбалась — вечером хмурится. Не желает занимать определенное место в доме или удачно получаться на фотографиях.

Не хочет продаваться — или, наоборот, «рвется» в чьи-то руки... Таких историй сотни. Они живые — этим все сказано. Неслучайно в «паспорте куклы» (а их обязательно выдают покупателю при продаже) вместе с названием, материалами и количеством экземпляров указан «год рождения». Только так.


Конечно, как и во все века, многие художники сталкиваются с выбором между свободным самовыражением и коммерческим успехом. «Милые» и «добрые» работы раскупаются куда охотнее, чем пугающие, мистические, вобравшие в себя раздумья автора о темных сторонах мироздания. Но это лишний раз говорит о том, что кукольное искусство — это Искусство с большой буквы, со всеми присущими ему конфликтами и подводными камнями. А значит, впереди у него большой путь. Какими бы ни были востребованные жанры, стили и образы, одно остается неизменным: философская насыщенность этого искусства.

Недаром в рядах его почитателей не только «простые смертные», но и многие известные люди, коллекционирующие кукол или создающие их сами. На выставках можно увидеть работы знаменитых музыкантов, писателей, политиков. А Деньги от продаж, как правило, идут на благотворительность.

И это прекрасно: кукла, даже став арт-объектом и уйдя из детской комнаты на музейный стенд, продолжает нести счастье малышам, которые очень в нем нуждаются.

Тот, кто раз пришел в кукольный мир, обычно уже не изменяет ему, его странным загадкам и беспредельному веселью. А значит, кукольное искусство готовит и зрителям, и коллекционерам, и самим мастерам еще много сюрпризов.


История кукольных театров

Кукольный театр уходит своей историей в далекие от нас времена. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам, люди начали делать их изображения. Это были куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, носили их на носилках, возили на спинах слонов и колесницах. Впоследствии, за счет различных приспособлений, заставляли кукол, изображавших предмет поклонения, поднимать руки или лапы, открывать и закрывать глаза, кивать головами и скалить зубы. Постепенно данные зрелища становились похожими на современные театральные представления. С помощью кукол разыгрывались легенды, проигрывали народные сказки и сатирические сценки, в европейских странах в средние века куклы изображали сотворение мира.

На Руси не было государственных кукольных театров. Бродячие кукольники давали маленькие представления на ярмарках, в городских дворах, на бульварах. Под громкие звуки шарманки кукольник показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про Петрушку. Жизнь народных кукольников была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.

Куклы, похожие на русского Петрушку были и в других странах. Все они изображали длинноносого, крикливого забияку. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции это был Полишинель, Пульчинелла в Италии, два героя в Германии - это Кашперле и Гансвурст, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии - Кашпарек.

Виды кукол

В современном мире кукольные театры есть почти во всех странах. В них используют для представлений три вида кукол:

  • куклы, приводящиеся в движение нитками;
  • куклы, надевающиеся на руку;
  • куклы на тростях.

При использовании кукол на нитках актер-кукловод располагается на возвышении позади сцены и держит в руках вагу.

Определение 1

Вага - специальное устройство, состоящее из двух-трех перекрещивающихся палочек с прикрепленными к ним нитями.

При этом нижние концы ниток соединены с куклой в районе головы и спины, привязаны к ее рукам, плечам, коленкам и ступням ног. У куклы обычно бывает $10-20$ нитей, но иногда их количество доходит до $40$ ниток. При раскачивании палочки, от которой нити идут к коленям куклы, она начинает двигать ногами, ходить и даже танцевать. При натяжении нитки, прикрепленной к спине, кукла выполняет поклон. Куклы такой системы еще называются марионетками, что не совсем верно, потому что так принято называть любую театральную куклу во многих странах. Правильнее этих кукол называть - куклы на нитках.

Еще одна система кукол – это куклы, которые надеваются на руку, как перчатки. При этом голова куклы надевается на указательный палец, одна рука - на средний, а другая рука - на большой палец. Таких кукол часто называют в нашей стране петрушками, что также не совсем верно, так как куклы этой системы есть в разных странах. Правильное их название –перчаточные куклы или куклы на пальцах.

Куклами на тростях актер-кукловод играет из-за ширмы. Такую куклу держат за центральную палку, проходящую через всю куклу. К палке крепятся голова и плечи куклы. Актер управляет руками куклы при помощи тонких палочек-тростей, которые крепятся к локтям или кистям куклы. Палочки невидимы зрителям, они скрыты в одежде игрушки.

Куклы на нитках и перчаточные куклы на пальцах много сотен лет существуют практически во всех странах. Куклы на тростях до начала $20 века$ существовали только на Востоке, преимущественно в Китае и Индонезии. В России куклы на трости появились впервые у кукольников-художников Ефимовых.

Современные кукольные театры

Замечание 1

Государственные кукольные театры в России были созданы только после революции $1917 года.$

В кукольных театрах ставят народные сказки, а также пьесы, написанные драматургами. Большинство кукольных театров играют для детей, но в некоторых ставятся представления для взрослых, которые любят кукольный театр не меньше детей.

Кукольные театры – первая ступень в приобщении детей к театральному искусству. Они не просто дарят радость, учат понимать искусство театра, формируют художественный вкус, учат восприятию окружающего мира.

Образ куклы завораживал людей на протяжении столетий. Тряпичные закрутки без лиц оберегали новорожденных крестьянских детей. Дерзкие актеры кукольного театра могли своими звонкими голосами пропищать на ярмарочной площади то, что не осмеливался сказать человек. Прибывшие из-за границы фарфоровые красотки становились законодательницами моды в провинции. С куклой человек делился страхами и надеждами, воспевал ее в произведениях искусства... Вполне можно было предположить, что рано или поздно она станет искусством сама. Так и случилось.

Кукла, похожая на человека, стала развиваться и жить самостоятельной жизнью, перестав служить ритуалам и даже детским играм. Сейчас во всем мире, как часть «большого» изобразительного искусства, плодотворно развивается искусство авторской художественной куклы. Кукла стала арт-объектом, инсталляцией. Как сотни ее сестер в литературе и кино, от Галатеи до Суок, она обрела душу и неутилитарную, непрактичную, но несомненную ценность.

Авторская кукла

Понятие авторской куклы еще довольно расплывчато, и термины, обозначающие это явление, только устанавливаются. На Западе, например, существует разграничение художественной куклы (artdoll) и так называемой «одетой скульптуры» (dressed sculpture). Ряд обязательных для всех условий здесь все же есть: это в первую очередь уникальность изделия или крайне ограниченный тираж (не выходящий за пределы полутора десятков экземпляров), ручная работа и высокое качество исполнения.

В России кукольное искусство (в изначальном смысле этого слова) возникло совсем недавно. Первыми авторскими куклами принято считать работы художницы Елены Языковой, выполненные в 1987 году. Но всего за двадцать лет оно получило бурное развитие и стало вызывать уважение и повышенный интерес западных коллег (часто отмечающих, кстати, в работах наших соотечественников «загадочную русскую душу» и отсутствие европейского стремления к чистой декоративности). Сейчас наша страна переживает настоящий «кукольный бум» — издаются специализированные журналы, активно работают школы кукольного дизайна, музеи и галереи, неизменно с шумным успехом проходят кукольные фестивали, выставки, салоны... И бушуют неигрушечные страсти.

Из чего же, из чего же...

Когда б вы знали, из какого сора... И сором не брезгуют художники: что только не становится материалом для изготовления авторской куклы! Кто-то из мастеров работает в технике «скульптурного текстиля», когда игла превращает гладкую ткань в рельефы лица со сложной и причудливой мимикой. Другой при помощи целого арсенала металлических стоек вылепливает своих персонажей из запекаемых или самозатвердевающих пластиков: первые нужно доводить до кондиции в обычной духовке, не передерживая и не оставляя материал «сырым», вторые застывают сами на воздухе в течение нескольких часов. Но больше всего технических навыков, мастерства и терпения требует работа с фарфором... А удивительные деревянные фантазии? А достойные пера Гофмана стимпанк-работы со сложнейшими механизмами? А «смешанная техника», где все комбинируется со всем? Размеры кукол разнятся от гигантских (сопоставимых с человеческим ростом) до крошечных (такие работы не разглядеть как следует без лупы, а для выполнения нужна поистине ювелирная техника — нередки случаи, когда за выполнение кукольной миниатюры берутся профессиональные ювелиры, и их шедевры для какого-нибудь коллекционера становятся дороже золота и бриллиантов). Но какой бы ни была избранная техника, проблемы у кукольников схожи — нужно овладеть в совершенстве мастерством скульптора, художника, портного, парикмахера, визажиста... Список профессий бесконечен, от мебельщика до часовщика, ведь никто не знает заранее, что понадобится для полной гармонии следующей кукле. Музыкальный инструмент? Крошечное украшение? Рыцарские доспехи? Велосипед, очки, зонтик? А ведь подлинное мастерство требует изготовления всех (!) деталей вручную. Не говоря уже о том, что кукла, как арт-объект, вбирает в себя знания автора о музыке и литературе, живописи и кинематографе... Кукольники подшучивают над собой: «Мы сумасшедшие люди!» — и предупреждают новичков: «Вам еще предстоит искать детали по помойкам...»

Другое измерение

Каждая кукольная галерея — это особая вселенная со своими канонами красоты. Все разнообразие кукольного искусства представлено в Кукольной галерее «ВахтановЪ» Ирины Мызиной в ЦДХ. Роскошные классические дамы, авангардные, авторские, больше похожие на арт-объекты, представлены в постоянной экспозиции. В Галерее Карины Шаншиевой замечательно сочетаются живопись и авторские куклы; к сожалению, у галереи сейчас нет постоянного места жительства. Свое лицо и непередаваемая петербургская утонченность — у галереи Варвары Скрипкиной в городе белых ночей. Мощнейшее кукольное движение развернулось на другом краю державы — неизменный интерес на выставках вызывают работы авторов из Екатеринбурга, Перми, Новосибирска, где действуют самобытные галереи и объединения художников.

Попасть на кукольную выставку — это открыть новый мир. Похожий на наш ровно в той степени, в какой куклы «так похожи на людей», — то есть весьма и весьма отдаленно. Миры сменяются мирами. Здесь куклы-аристократки блещут жемчугом, золотым шитьем и светским равнодушием на фарфоровых личиках (стоит взглянуть, например, на работы Александры Кукиновой). А тут босховские фантазмы Димы ПЖ, кажется, меняют обличье, растекаются, испаряются и взлетают, стоит тебе отвернуться. Добрые и светлые персонажи Ольги Егупец зовут улыбнуться и вздохнуть глубже. Смотрят пристально и настаивают на диалоге характерные куклы, куклы-персонажи Елены Куниной, мягкой мудростью веет от работ Татьяны Елевой и Линды Фурниш-Колман.

Куклы-младенцы дремлют на ладони у мастера. Оживают литературные персонажи и киногерои, политики и актеры неожиданно становятся в миниатюре ближе и человечнее. И нет предела изумлению перед каждой следующей работой... Выставки бывают очень разными по масштабу и, что греха таить, техническому уровню представленных работ. На одних собираются все, от профи до новичков, попасть на другие — признак элитарности. Каждый год осенью в Москве блещет международная выставка «Искусство куклы», которая собирает лучших представителей кукольного мира. На ее площадке представлены куклы и арт-объекты из 26 стран мира. Авторские проекты, музейные коллекции, собрания из частных коллекций демонстрируют зрителям организаторы самой крупной в мире выставки.

А шумная веселая выставка Moscow Fair радует зрителя весной. Надолго остались в памяти «Петербургские миражи» в галерее Варвары Скрипкиной — все образы Северной столицы, от сфинксов и рыбаков на набережной до воплощенной Белой ночи. А какой фейерверк остроумия встретил посетителей выставки «Черт-те что и сбоку бантик»! Просто представьте себе, как выглядит Екарный бабай или Кузькина мать и прочие забавно-ругательные выражения: «Зарасти все васильками», «Ежкин кот», «Бляха-муха», «Рыжая- бесстыжая», «Ядрена вошь», «Еперный балет», «Конь в пальто» и прочие.

Наплодили сущностей!

Множество жанров — множество смыслов. Кукла интерьерная, декоративная часто создается под антураж конкретного дома, в его цветовой гамме и с его характером. Она и украшение жилища, и его хранитель, своего рода домовой, и собеседник хозяев — каждый, у кого есть куклы, расскажет, как меняются выражения их лиц и даже положение в пространстве. Поклонники «страшной куклы» считают, что искусство должно «не ласкать, а будоражить», искать эстетику в смерти, боли и разложении... Стоит взглянуть на лучшие образцы жанра (выполненные, например, такими художниками, как Жульен Мартинес или Репункр), чтобы понять — есть своя правда и своя красота в этих девочках-зомби, мертвых невестах и окровавленных зверюшках. Кажется, при виде этих работ особенно остро осознаешь, до какой степени далеко ушла авторская кукла от детской игрушки, — но не тут-то было.

«...Дети смотрят на кукол Жульена с заговорщицким любопытством — они с удовольствием взяли бы их домой и играли бы с ними », — пишет в журнале «Кукольный мастер» художница Мария Стрельцова. Не провести грань между кукольным искусством и игрой. Да и стоит ли пытаться?

Элитным подарком в последние годы стала считаться портретная кукла, по определению уникальная, выполненная мастером на заказ для чьего-то близкого человека (даже звезды отдают дань моде, например, солистке фолк-группы «Мельница» коллеги-музыканты подарили миниатюрную Хелавису на тридцатилетие). Конечно, не всегда удается схватить в кукле «изюминку» характера, так что сюрприз может быть как приятным, так и удручающим... Извилистыми, однако, путями движется культура: от куклы-оберега, которая непременно должна быть безликой, дабы не сглазить, не нанести вреда, — к кукле с лицом твоего ребенка или любимого человека. Кажется, у писателей-фантастов и сказочников впереди еще огромное поле неразработанных сюжетов. Есть костюмная кукла, кукла-младенец, кукла-персонаж...

Они настоящие!

Не стоит удивляться тому, что художники считают свои детища наделенными разумом, душой. Сколько историй на грани мистики о том, как кукла проявляла характер еще в процессе изготовления! Была задумана одним персонажем — вышла другим. С утра улыбалась — вечером хмурится. Не желает занимать определенное место в доме или удачно получаться на фотографиях. Не хочет продаваться — или, наоборот, «рвется» в чьи-то руки... Таких историй сотни. Они живые — этим все сказано. Неслучайно в «паспорте куклы» (а их обязательно выдают покупателю при продаже) вместе с названием, материалами и количеством экземпляров указан «год рождения». Только так.

Конечно, как и во все века, многие художники сталкиваются с выбором между свободным самовыражением и коммерческим успехом. «Милые» и «добрые» работы раскупаются куда охотнее, чем пугающие, мистические, вобравшие в себя раздумья автора о темных сторонах мироздания. Но это лишний раз говорит о том, что кукольное искусство — это Искусство с большой буквы, со всеми присущими ему конфликтами и подводными камнями. А значит, впереди у него большой путь. Какими бы ни были востребованные жанры, стили и образы, одно остается неизменным: философская насыщенность этого искусства. Недаром в рядах его почитателей не только «простые смертные», но и многие известные люди, коллекционирующие кукол или создающие их сами. На выставках можно увидеть работы знаменитых музыкантов, писателей, политиков. А Деньги от продаж, как правило, идут на благотворительность.

И это прекрасно: кукла, даже став арт-объектом и уйдя из детской комнаты на музейный стенд, продолжает нести счастье малышам, которые очень в нем нуждаются.

Тот, кто раз пришел в кукольный мир, обычно уже не изменяет ему, его странным загадкам и беспредельному веселью. А значит, кукольное искусство готовит и зрителям, и коллекционерам, и самим мастерам еще много сюрпризов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы