Про деток, от рождения до школы

Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям. Скотинин - свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника - Митрофана.

С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым - Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» - с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»

И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верпую службу.

Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь - «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, «погребено с их предками», в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества- он ищет причины этого упадка.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается « »: «Вот злонравия достойные плоды!» - в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема «Недоросля» - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства.

Значительная часть драматического действия в «Недоросле» в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы - бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного, сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном. -

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.

Еремеевна (введя учителей, к Правдину). Вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка.

Вральман (к Правдину). Фаше фысоко-и-плахоротие. Исфолили меня к сепе прасить?…

Кутейкин (к Правдину). Зван бых и приидох.

Цыфиркин (к Правдину). Что приказу будет, ваше благородие?

Стародум (с приходу Вральмана в него вглядывается). Ба! Это ты, Вральман?

Вральман (узнав Стародума). Ай! ай! ай! ай! ай! Это ты, мой милостифый хосподин! (Целуя полу Стародума.) Старофенька ли, мой отес, пошифать исфолишь?

Правдин. Как? Он вам знаком?

Стародум. Как не знаком? Он три года у меня был кучером.

Все показывают удивление.

Правдин. Изрядный учитель!

Стародум. А ты здесь в учителях? Вральман! Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься.

Вральман. Та што телать, мой патюшка? Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель…

Правдин (к учителям). По воле правительства став опекуном над здешним домом, я вас отпускаю.

Цыфиркин. Лучше не надо.

Кутейкин. Отпускать благоволите? Да прежде разочтемся…

Правдин. А что тебе надобно?

Кутейкин. Нет, милосливый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за…

Г-жа Простакова. Ненасытная душа! Кутейкин! За что это?

Правдин. Не мешайтесь, сударыня, я вас прошу.

Г-жа Простакова. Да коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку?

Кутейкин. Это его дело. Не мое.

Правдин (Кутейкину). Хорошо, хорошо. (Цыфиркину.) Тебе много ль заплатить?

Цыфиркин. Мне? Ничего.

Г-жа Простакова. Ему, батюшка, за один год дано десять рублей, а еще за год ни полушки не заплачено.

Цыфиркин. Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты.

Правдин. А за ученье?

Цыфиркин. Ничего.

Стародум. Как ничего?

Цыфиркин. Не возьму ничего. Он ничего не перенял.

Стародум. Да тем не меньше тебе заплатить надобно.

Цыфиркин. Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму.

Стародум. Вот прямо добрый человек!

Стародум и Милон вынимают из кошельков деньги.

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?

Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный.

Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам, не заслужа, век не потребую.

Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!

Цыфиркин. И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат.

Правдин (Цыфиркину). Поди ж, мой друг, с богом.

Цыфиркин отходит.

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре да потрудись расчесться с самой госпожою.

Комедия Фонвизина «Недоросль» богата яркими персонажами, несущими в себе правдоподобные образы из общества. Одним из таких персонажей был Кутейкин, учитель Митрофана по русскому и старославянскому языку.

Через Кутейкина Фонвизин высмеивает необразованных попов, которые прикрываются церковной службой ради сытой жизни. Даже фамилия персонажа происходит от слова «кути», названия блюда, которое так любят попы.

Кутейкин обладает довольно ленивым и жадным характером. Он бросил учебу и пошел в учителя, прекрасно понимая, что ничему научить не сможет. В своей речи он постоянно смешивает старославянские выражения с просторечьем, что выглядит очень нелепо и неуместно. В отличие от Циферкина, Кутейкин не совеститься тем, что не смог ничему научить Митрофана. Наоборот, поняв, что учителей распускают, он потребовал куда большую сумму, чем на самом деле заработал.

Из сцен уроков мы видим, что Кутейкин едва ли знаком с основами грамоты, но при этом считает себя достойным наставлять молодых людей. Введя Кутейкина в пьесу, Фонвизин создает сатиру на всех жадных недостойных попов, которые так же, не зная ничего, берутся обучать молодых людей.

Для Фонвизина очень важна тема образования. Устами своих героев он не раз повторяет, что воспитание и образование молодых дворян является ключевой задачей государства. Именно поэтому, образ Кутейкина играет в пьесе важную роль. Фонвизин как бы говорит, что мало просто захотеть дать сыну образование и, как Простаковы, нанять ему учителей, совершенно не задумываясь о том, чему они будут учить. Проблемы получения достойного образования куда глубже, и решение заключается в поиске знающих людей, которые действительно могут многому научить подрастающее поколение.

Вариант 2

Одним из второстепенных, но в то же время показательных героев в произведении Фонвизина "Недоросль" является учитель с говорящей фамилией Кутейкин. Он был нанят на работу обучать сына госпожи Простаковой Митрофана письму и чтению.

Кутейкин - служил в церкви помощником священника. Ему не удалось закончить семинарию из-за недоступной уму учебной программы. Его выгнали так и не наделив саном. Теперь ему приходилось выполнять разную работу в церкви. Кутейкину было сложно в обучении самому и так же сложно было обучать других. За три года преподавания Митрофанушка так ничего и не узнал.

Кутейкина также звали другим именем Сидорыч и все окружение считало его скупым и необразованным. Он знал достаточно много церковных понятий и изречений, но от этого не было толка, потому что фразы часто произносились не к месту. Образ Кутейкина целиком является пародией на учителя тех лет. В основном, в те годы все учителя трудились в церкви и мнили себя высокообразованными. Но на самом деле ни один из них не имел образования, опыта и даже обычного желания обучать других и обучаться самому.

Говорящая фамилия Кутейкин произошла она слова "кутья" церковное поминальное блюдо, излюбленное у попов.

Обучением Митрофанушки Кутейкин занимался спустя рукава, к мальчику была выработана неприязнь. Учитель был обеспокоен только суммой оплаты, которая полагалось ему за обучение нерадивого дворянского сына. Поэтому доминирующие его черты - это скупость и жадность.

У Кутейкина превосходная память, он помнит все самые мелкие детали долга Простаковой. Наглость совместно с жадностью у него никогда не имели предела. Когда ему понадобились сапоги, то он уже собирался просить деньги на покупку у госпожи Простаковой, но как только желание доходит до дела появляется трусость и от желания ничего не остаётся.

Сатирическим образом Кутейкина писатель показывает всю значимость образования в то время. Дворянские семьи нанимали для своих детей учителей, чтобы отдать дань моде и показать свое превосходство над теми, кто не мог позволить себе персонального учителя. Вся ценность образования не имела смысла, была только мода, играющая на публику.

Сочинение про учителя Кутейкина

Одна из второстепенных, но не мене ярких ролей в комедии «Недоросль» Фонвизина отведена учителю Кутейкину. Его наняла обучить письму и чтению г-жа Простакова для своего сына Митрофанушки.

Кутейкин – дьячок, служащий в церкви, и не окончивший духовную семинарию из-за того, что ему было трудно освоить программу обучения заведения. Его выгнали и не дали сана священнослужителя. Так как он обычный дьячок, то в его обязанности входит выполнение самой незаурядной работы в церкви.

Кутейкину самому сложно давалась наука и особой страсти он к ней не питал. Именно поэтому обучение Митрофанушки грамоте за три года не продвинулось ни на шаг.

Сидорыча, так еще звали Кутейкина, окружающие считают жадным и невежественным человеком. Несмотря на то, что у него большой запас церковных изречений, он плохо разбирается в том, что говорит, и часто произносит фразы невпопад. Все его фразы выглядят глупо, неуместно и нетактично. Если собрать воедино, то образ Кутейкина – это реальная пародия на всех учителей того времени. Практически все они в тот период служили в церкви попами и считали себя самыми образованными. На деле же все было, наоборот, у них не было должного образования и опыта, а особенно желания к обучению.

Фамилия Сидорыча говорит о сути своего хозяина. Кутейкин от слова «кутья» - это блюдо, которое любят попы.

Сидорыч не зацикливался на обучении письму и чтению своего Митрофана, не только потому, что ему это было не интересно. Кутейкин испытывал особую неприязнь к мальчику. Для него был важен не результат его трудов, а сколько ему за это заплатят. Именно поэтому основными чертами характера является – алчность, жадность и расчетливость. По своей натуре Кутейкин был не только жадным, но и трусливым человеком.

У Сидорыча отличная память, он помнит все до мелких деталей, особенно, сколько ему должна Простакова. Его жадность и наглость не имеет границ. Он хочет пойти к Простаковой, чтобы женщина дала ему деньги на покупку новых сапог. Старые у него совсем истрепались. На самом деле Кутейкин обычный трус, когда дело доходит до реального обращения к Простаковой, он отказывается от своей мысли, так как попросту ее боится.

Сатирические образы в комедийном произведении Фонвизина «Недоросль» - например, такие как Кутейкин – это открытый взгляд на образование того времени в целом. Дворяне нанимали учителей, отдавая дань моде, полностью отрицая ценность просвещения.

Сочинение 4

«Недоросль» считается самым известным творением Фонвизина. Комедия раскрывает все отрицательные пороки общества и отличия представителей всех социальных сословий 18 столетия. Персонажи книги являются прототипом людей, с которыми был знаком сам автор. Одним из самых отрицательных персонажей произведения считается Кутейкин.

Кутейкин работает преподавателем и обучает глупого Митрофана. Герой преподает славянскую словесность. Кутейкин ранее обучался в церковном училище, но не смог закончить из-за трудности обучающих дисциплин. Писатель хочет показать необразованность персонажа. Герой устроился на работу в семью дворян. Неоконченное образование оказало влияние на уровень обучения. В обучении Митрофан ничего не постигает. Сам Кутейкин не пытается повысить свое образование. Кутейкин думает только о наживе. Учитель пытается только получить оплату и требует повышения зарплаты.

В своей речи герой использует жаргонные и старославянские слова. Такая черта характера присуща только настоящим необразованным людям. Другие герои комедии считают Кутейкина узкомыслящим и невежественным человеком. Автор насмехается над людьми, которые ставят деньги превыше всего. Герой готов на любые методы ради получения денег. Митрофан и его родители совсем не замечают проделки героя. Для Простаковых главное наличие репетитора для их сына. В тот период не каждая семья могла нанять репетитора. Поэтому богатые люди боролись за найм частного репетитора. Обычно навыки и образование не имели значения. Помещики любили только хвастаться нанятым учителем.

Кутейкин был очень трусливым. За спиной другого человека герой мог строить козни и говорить свое суждение. При прямом разговоре Кутейкин избегал ответов и предпочитал смолчать. В особенности данная черта героя выдается во время приобретения новой обуви. Герой хотел купить качественные и новые сапоги, поскольку старые уже полностью порвались. Кутейкин хотел попросить Простакову. При прямом разговоре преподаватель из-за своей трусости решил промолчать и поговорить о сапогах потом. Кутейкин сильно боялся своей хозяйки.

Через Кутейкина автор хотел показать отрицательные черты плохого учителя. Кроме того Кутейкин исполняет сатирическую роль и добавляет много смешных моментов в комедию. Благодаря образу Кутейкина читатели могут посмеяться над глупостью и необразованностью Митрофана. Черта Митрофана проявляется тогда, когда Кутейкин заставляет мальчика нарекать себя скотом. Кутейкин особо не относится к плохим персонажам. Преподаватель не делает ничего плохого и не приносит особой пользы.

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения. Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии. Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание. Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная. Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

», – одно из первоклассных произведений русской литературы. Драматург изобразил в ней, во-первых, невежественное старинное воспитание дворянских детей; во-вторых, грубый произвол помещиков, их бесчеловечное обращение с крепостными крестьянами.

О главных героях пьесы, госпоже Простаковой , и её сыне, Митрофанушке , вы можете прочитать в особо им посвящённых статьях нашего сайта: Характеристика госпожи Простаковой в «Недоросле» Фонвизина и Характеристика Митрофана в «Недоросле» Фонвизина . Далее мы обрисуем других персонажей пьесы.

Герои «Недоросля» Фонвизина

Муж Простаковой , отец Митрофана, – робкий и безвольный человек, до того забитый и запуганный своей женой, что не имеет ни своих желаний, ни своих мнений. «При твоих глазах», говорит он жене, «мои ничего не видят».

Скотинин, брат Простаковой , – комическое лицо. Он изображен немного карикатурно со своей преувеличенной страстью к свиньям, которую он сам простодушно объясняет так: «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Он получил то же воспитание, что и сестра его, и так же груб, как и она: со свиньями обращается «не в пример лучше, нежели с людьми»; но во всей его фигуре есть какое-то комическое добродушие, происходящее, впрочем, от необычайной глупости. Его имя, так же, как имена других действующих лиц, подобраны Фонвизиным в соответствии со свойствами их характеров или занятий.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Несколькими штрихами, но очень живо, изображены учителя Митрофана, отставной сержант Цыфиркин и семинарист Кутейкин. Цыфиркин обучает Митрофана арифметике, на что намекает его имя; это – честный старый солдат. Кутейкин рассказывает, что ушел из семинарии, не окончив курса: «убояся бездны премудрости». Он – совершенно невежественный человек; единственное, что осталось у него от пребывания в семинарии, это – манера употреблять часто церковнославянские выражения; притом же, Кутейкин – алчный и корыстолюбивый, «ненасытная душа», как его характеризует Простакова.

Имя ещё одного учителя – немца Вральмана – очень удачно составлено из русского слова «враль» и немецкого «манн» (мужчина). В лице Вральмана Фонвизин показывает, какого рода учителя-иностранцы в те времена обучали дворянских детей «всем наукам». Вральман долгое время был кучером: потеряв место, он сделался учителем, только для того, чтобы не умереть с голоду. В доме Простаковых ему, в качестве иностранца, оказывают особый почет и предпочтение перед другими учителями. Он получает жалованья триста рублей в год, тогда как честный Цыфиркин должен получать всего десять. Простакова перечисляет все блага, которые Вральман получает у них в доме: «сажаем за стол с собою; белье его наши бабы моют; куда надобно – лошадь; за столом – стакан вина; на ночь – сальная свеча». Простакова довольна немцем: «он ребенка не неволит». Хитрый Вральман нашел прекрасный способ угождать госпоже, скрывая в то же время свое невежество: он не только сам ничему не учит Митрофанушку, но и другим учителям мешает заниматься с ним, потакая лени Митрофана, всячески восхваляя его перед обожающей матерью.

В лице Еремеевны , «мамы» Митрофана, Фонвизин впервые изобразил тип бесконечно преданного, самоотверженного крепостного слуги, который в русской литературе отразился в нескольких образах, мужских и женских. Савельич, в «Капитанской дочке » Пушкина , Евсеич, в «Детстве Багрова-внука» Аксакова , Наталья Савишна – в «Детстве и отрочестве» Льва Толстого . В жизни тип этот всем известен в лице пушкинской няни, Арины Родионовны. Да у скольких из нас с именем «няни» связано дорогое, любимое лицо... Удивительно, что самый тип этот встречается только в русской литературе, в русском народе!

Но в отличие от других похожих на неё героев и героинь русских писателей, Еремеевна – совершенно несчастное, никем не оцененное существо: недаром она служит в доме Простаковых! За свою верную сорокалетнюю службу и любовь она получает только оскорбления, брань и побои. «Я не усердна Вам, матушка?» в слезах говорит она Простаковой, «уж, как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо, что... живот не жалеешь... а все – неугодно». Цыфиркин и Кутейкин спрашивают ее, сколько она получает за свою службу? – «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день», грустно отвечает Еремеевна. Даже ее питомец, Митрофанушка, грубит ей и оскорбляет ее.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы