Про деток, от рождения до школы


Всего 9 фото

У этого дома славная история, но главное, что здесь бывал Пушкин и поэтому было крайне интересно, как общественным активистам, так и рядовым москвичам, - что-же вышло у реставраторов - невыразительная реплика или все таки реставраторами было проявлено бережное отношение к этому московскому памятнику регионального значения... Этот пост будет незатейливым. Мне просто хотелось сообщить своим друзьям и любителям Старой Москвы, что усадьба Долгоруковых-Бобринских, наконец, готова к нашему лицезрению и фотографированию) Ну, а Москва, в результате, немного полнее обрела свой неповторимый облик, - теперь уже с самых новейших точек зрения и действий властей по превращению нашей столицы в образцовый европейский город и достойный мировой культурный центр.

В этом доме, принадлежавшем старинному русскому княжескому роду Долгоруковых, 7 апреля 1764 года родился поэт И.М. Долгоруков. Позднее владение перешло к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства Московского университета И.Ф. Эразмусу, составившему, кстати, первое акушерское сочинение на русском языке - «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Во время московского пожара в 1812 году дом горел и был восстановлен в 1819 году. В 1832 году в доме квартировал заместитель министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уваров, у которого 28 сентября 1832 г. на обеде побывали профессора и адъюнкты Московского университета И.И. Давыдов, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, а также поэт А.С. Пушкин, что нашло отражение на мемориальной доске, установленной на выходящем на Малую Дмитровку фасаде здания.
02.

В 1833 году в доме под надзором полиции жил отставной генерал-майор, декабрист М.Ф. Орлов, выпустивший в это время свою книгу «О государственном кредите». В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А.С. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и других. В здании устраивались приёмы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В.О. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А.П. Чехов, опубликовавший в журнале в течение одного года 11 очерков, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, А.П. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии».
03.

В разные годы в доме также жили: чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, затем - московский почтовый директор, знакомый А.С. Пушкина - А.Я. Булгаков; ботаник и математик, профессор С.А. Рачинский; известный адвокат Ф.Н. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П.П. Лебедева и Л.Н. Гейтен; артистка Малого театра Л. П. Косицкая-Никулина. Усадьба Долгоруковых-Бобринских - на фото ниже - двухэтажное здание на втором плане.

В 1853 году, когда участок принадлежал И.С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся до нашего времени облик здания искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.
05.


После революции здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании бывшей усадьбы располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А.Т. Твардовский. В это время в журнале впервые публикуется ряд ставших позднее известными произведений, в числе которых «Сороковые, роковые» Д. Самойлова, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко,«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. В мае 2007 года дом принят под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия» регионального значения.

До недавнего времени москвичи и гости столицы видели на его месте вот такое сооружение.
Кстати, здание усадьбы полностью снесли, не смотря на запретный статус памятника на предмет сноса.
06.

В 1997 году, Мосгордума включила бывший усадебный дом №1 по Малой Дмитровке в число исторических и культурных памятников, которые разрешили приватизировать. В 2007 неприметный особняк с богатейшей историей взят под охрану российского государства, как региональный памятник культурного наследия.
07.

Ну, и вот, что получилось в результате полного восстановления...
08.

На мой взгляд, вышло неплохо. По крайней мере теперь, спустя многие десятилетия, облик Пушкинской площади обрел, наконец, свой цельный и уникальный образ. Мне лично все понравилось. Может быть профи в области реставрации покопаются в деталях, но в целом могу только порадоваться за Москву, что у нас стало еще немного краше и уютней на улицах.
09.

Источники:

Википедия

Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.

Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.

Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.

В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.

В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.

В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.

Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

История рода Бобринских неразрывно связана с Богородицком. В сознании большинства россиян именно и она ассоциируется с историей потомков Екатерины Великой и графа Орлова. Но мало кто знает о том, что у Бобринских было еще одно прекрасное имение. Оно называлось Бобрики и находилось недалеко от Богородицка, на территории современного города Донской.

По своей красоте она могла запросто сравниться с Богородицким имением. Однако, со временем потомки Екатерины Великой обосновались в Богородицке, а дворец в Бобриках был разобран еще за несколько десятилетий до революции. Но даже утратив свое первоначальное значение, усадьба не утратила своего значения для семьи Бобринских. Здесь, в усыпальнице-ротонде покоятся несколько представителей семейства Бобринских, включая Алексея Григорьевича Бобринского.

Идея превратить Бобрики в место последнего земного пристанища своего супруга принадлежала вдове Алексея Григорьевича, Анне Владимировне. О том, почему семейная усыпальница не была обустроена в самом Богородицке - как это было во многих усадеб тех времен, до сих пор ведутся споры. Одна из версий этого такова: Анна Владимировна считала достаточно тяжелым зрелищем ежедневно, рядом со своим домом видеть место, где похоронены дорогие ей люди. Тем не менее, в Бобрики стали отдаленным, но все же своеобразным "продолжением" богородицкой усадьбы.

С Бобриками связана и история моей собственной семьи. Здесь в 1930-е годы и во время войны жили мои бабушка и прабабушка, а мой прадед, который был призван в Бобриках на войну, так и не вернулся домой живым.

В ноябре этого года я посетил Бобрики впервые. Дата моей поездки совпала с большим событием в истории города. Историко-мемориальный музейный комплекс "Бобрики" готовился отпраздновать свое 85-летие. Но даже накануне этого праздника меня - человека, прибывшего уже ближе к закрытию музея без всякого предупреждения, замечательные сотрудники музея провели по экспозиции и показали предметы, связанные с историей усадьбы Бобрики. Сердечно поздравляю всех сотрудников музея и благодарю их за сердечный прием! Особую благодарность я хочу выразить Ольге Николаевне Мазурук и Василию Старцеву.

А сейчас давайте совершим прогулку по бывшей усадьбе Бобринских, Музею и самому городу. Как выглядела усадьба? Когда и для каких целей она была разобрана? Какие постройки от некогда масштабного имения Бобринских дошли до наших дней? Почему историки и краеведы чрезвычайно опасаются за состояние усыпальницы Бобринских? Почему во время поездки в Донской обязательно стоит посетить музейный комплекс "Бобрики" и чем уникальна его история? Об этом и многом другом - в моем новом материале.

Друзья, а вы слышали о существовании усадебного комплекса Бобринских в Бобриках? Доводилось ли вам посещать это место?

Посещали ли вы места, в которых черты разных эпох не заглушают друг друга, а переплетаются, создавая неповторимый орнамент? Знаете ли, как сложилась судьба внебрачного сына Екатерины II? Известно ли вам, где появился второй в нашей стране планетарий?

3. Спасская церковь, 1778 год, арх. И.Н. Старов.

5. Музей "Бобрики" в советское время находился в церкви.

Вы наверняка найдёте ответ на эти вопросы, посетив усадьбу Бобрики в Тульской области. Музейный комплекс на месте бывшей усадьбы находится в посёлке Бобрик-Гора, в трёх километрах от города Донского. Эти живописные места в верховьях Дона издавна считались хорошим местом для поселения. В XVI-XVII веках здесь располагались слободы ремесленников, земледельцев, стрельцов. Людей привлекали плодородная почва, обилие лиственных лесов, богатство фауны. Из-за большого количества бобров речку, впадающую в Дон, назвали Бобрик, а возвышение у слияния рек стало называться Бобрик-Горой.


6. Колокольня была уже восстановлена в 90-е годы.

В 1763 году Екатерина II выкупила у графа Ладыженского сёла Бобрики и Богородицкое. В начале 70-х годов она занялась обустройством усадьбы. Для этого пригласила архитектора Ивана Старова. В 1771 году он подготовил чертежи. Строительство проходило с 1773 по 1776 год.

9. Историко-мемориальный комплекс "Бобрики".

Закладка дворцов в Бобриках и Богородицке состоялась почти одновременно —летом 1773 года. Название «усадебный дом» было бы слишком скромным для этих сооружений. Бобринский дворец вошёл в число самых просторных в российской провинции. Здание в стиле строгого классицизма сделали трёхэтажным. Примечательно и расположение: дворец стоял на возвышении, над склоном к устью реки Бобрик. По спуску была выложена дорожка. С возвышения открывался вид на окрестные поля.

12. В музее экспозиция с историей угольной промышленности.

13. Шахтер - один из самых старых экспонатов музей, он здесь с довоенных времен.

За четырёхугольным главным зданием раскинулся большой внутренний двор, над которым возвышалась белокаменная церковь с часовней. Впоследствии на территории появились богадельня для бедных, школа, больница и дом управляющего Фишера.

15. Первые шахты.

17. С момента создания музей носил имя музея Подмосковного угольного бассейна.

Первую службу в новом каменном храме провели в 1778 году. В этот же период создавался большой дворцово-парковый ансамбль в Богородицке. Следует отметить, что богородицкий парк по проекту Андрея Болотова стал одним из первых пейзажных в России. До того большей популярностью пользовались регулярные парки во французском стиле.


19. Служебный флигель.

20. Служебный флигель.

22. Руины конного двора.

Екатерина II планировала передать усадьбу своему внебрачному сыну от Григория Орлова - Алексею Григорьевичу. Мальчик родился в апреле 1762 года. Воспитывался сперва в семье камердинера Василия Шкурина, затем в одном из пансионов Лейпцига.


23. Вид на Бобрик-Гору и и усадебный парк.

Когда обустройство имения подошло к концу, Алексей вернулся в Россию и получил фамилию Бобринский (по названию усадьбы) и титул графа. Таким образом, он стал основателем дворянского рода Бобринских. Учился в Сухопутном кадетском корпусе. Много путешествовал. Уже при Павле I дослужился до звания генерал-майора. В 1798 году вышел в отставку и поселился в оставленном матерью имении, увлёкся сельским хозяйством и естественными науками. Лишь изредка наведывался в столицу.

24.

От брака с баронессой Анной Унгерн-Штернберг у Алексея Григорьевича Бобринского была одна дочь и трое сыновей: Мария (в замужестве княгиня Гагарина), Алексей, Павел и Василий. Граф Бобринский умер в Богородицке летом 1813 года. После его смерти в Бобриках решили сделать фамильную усыпальницу.

25. Аллея в парк. Справа от знака находился главный дом.

Строение в стиле классицизма возвели в 1815 году по проекту архитектора Василия Милинского. Оно выглядело строго и торжественно. Усыпальницу окружали парные полуколонны с дорическими капителями.

26. Вход в парк.

Пространство между колоннами занимали неглубокие прямоугольные ниши. Снаружи сооружение облицевали белым камнем. Внутрь вела полукруглая лестница с широкой площадкой.


27.

Сыновья графа, особенно Василий, немало сделали для развития усадьбы. В 1834 году граф Василий Алексеевич устроил в Бобриках суконную фабрику, а в 1854 году свеклосахарный завод.

28.

Также он занимался благоустройством парка, разводил редкие для центра России породы деревьев: бархат амурский, пробковое дерево. Большое внимание Василий Бобринский уделял благотворительности. Пансион при классической гимназии в Туле был открыт на его средства.


29.

Однако дворец при Василии Алексеевиче подвергся серьёзным изменениям. В поисках строительного материала для заводов владелец разобрал здание, оставив лишь два флигеля.

30. Усыпальница.

Внук основателя рода - Алексей Васильевич Бобринский - тоже увлекался лесоразведением.Но когда Бобрики принадлежали ему, в имении произошли и другие перемены. В 1881 году на территории усадьбы обнаружили угольное месторождение. Через два года началась добыча угля.

31. Усыпальница, 1813-1815 гг., арх. В. Милинский.

В 1888 году этнограф и археолог Алексей Алексеевич Бобринский основал в имении конезавод. При нём появились школа рукоделия для девочек и богадельня для неимущих.

32.

Если посмотреть на усыпальницу сверху, то возникает такое ощущение, что это утопленный купол храма в землю.

33.

После Революции усадьба Бобрики была национализирована. Имущество Бобринских разграбили. В усыпальнице долгое время действовало летнее кафе.

34.

Вспоминаю еще одно кафе-столовую в усадьбе. Помните , там тоже в советское время в усыпальнце принимали пищу.

35.

Однако от полного разрушения усадебный комплекс спасло решение Наркомпроса РСФСР. 2 ноября 1933 года вышел приказ основать на Бобрик-Горе музей Подмосковного угольного бассейна. 1 мая 1935 года музей принял первых посетителей.


36. Аллея к пруду.

В 1940 году в здании храма открыли планетарий. Он стал вторым в стране после открытого в ноябре 1929 года Московского планетария.

38.

Сотрудники музея собрали обширные коллекции: палеонтологическую, археологическую. В 1996 году музей сменил профиль: из естественно-научного стал краеведческим. На уже созданной базе возник историко-мемориальный музейный комплекс Бобрики.

40.

41. Вид от усыпальницы на церковь.

В фонд вошли мемориальная коллекция Бобринских, материалы по строительству аппарата для планетария, прижизненные издания трудов К.Э. Циолковского. В музейный комплекс входят также природные памятники: лесничество Бобриковых, валы и шлюзы Ивановского канала.


42.

Справа внизу на фотографии - это все, что осталось от дворца Бобринских.

43.

Таблички из Спасской церкви.

44.

В этом году музею Бобрики исполнилось 85 лет. Он продолжает развиваться. Туристам предлагают широкий спектр услуг: индивидуальное и коллективное экскурсионное обслуживание, интерактивные программы, образовательные мероприятия, развлечения для детей.

45. Богослужебная книга Спасской церкви села Бобрики.

46. Икона из Спасского храма.

Пожалуй, в России еще никогда ранее так рьяно не обсуждали приспособление усадьбы под современное использование, как это делается сейчас, во время споров о «Ельцин-центре». Общество раскололось на две части: одни считают открытие «Ельцин-центра» в бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских хорошей идеей и спасением памятника, а другие называют это глумлением над достопримечательностью. Дебаты в обществе и Сети не утихают до сих пор.

Одним из тех, кто наиболее жестко высказался об открытии «Ельцин-центра» в старинной усадьбе, стал Никита Михалков. Кинорежиссер назвал приспособление усадьбы Долгоруковых-Бобринских под такие цели цинизмом и выразил мнение о том, что, помимо прочего, работы над возданием «Центра» проводятся без соблюдения всех принятых норм и уничтожают усадьбу. С аналогичными заявлениями выступили и многие московские градозащитники. Позавчера против открытия «Ельцин-центра» высказались многие представители Госдумы. На огромный общественный резонанс вокруг «Ельцин-центра» оперативно отреагировала пресс-служба Департамента культурного наследия столицы. 22 июня на странице Департамента в Фейсбуке было опубликовано официальное заявление, в которых были даны комментарии по всем спорным моментам.

- «В сети появилась недостоверная информация относительно реставрации Городской усадьбы (дом Бобринских) на Малой Никитской, 12.
По мнению некоторых горожан Усадьба уничтожена: разрушены интерьеры, сломана ограда, не ведутся археологические исследования и т.п. Все это не соответствует действительности. На самом деле сейчас там ведутся масштабные реставрационные работы, затрагивающие конструктив и декоративное оформление. И специалисты Мосгорнаследия постоянно контролируют эти работы.

Не стоит пугаться того, что главный дом затянут сеткой - за ней идет реставрация исторических фасадов усадьбы. Внутри, кстати, уже отреставрирован лепной декор (впереди его ждет золочение), камины и печь (в ее отделке будут использованы уникальные сохраненные и отреставрированные изразцы), парадная и черная лестницы. На данный момент реставраторы работают с живописными плафонами - да, именно с теми, с которыми некоторые по неведомой нам причине уже попрощались. Что же касается флигеля (фотографии которого были выданы за фотографии всей усадьбы), то эксперты отобрали бревна, которые можно спасти, и отправили их на реставрацию. Подбирается докомпановочный материал - тот, которым заменят сгнившие бревна. Думаем, не нужно уточнять, что реставрационный материал будет аналогичным. Лишь напомним, что это строение давно находится в неудовлетворительном состоянии, архитектурные элементы на момент начала реставрации отсутствовали.
За ограду также можно быть спокойными: горожане увидят ее отреставрированной по окончании всех работ.

Также на свое историческое место вернутся скульптуры Елены и Париса XVIII в. В настоящий момент они находятся в реставрационной мастерской. В подтверждение этого предлагаем вам несколько фотографий с объекта…Особенно внимательные пользователи смогут найти на них археологов, которые на протяжении всего времени сопровождают этот проект. Мосгорнаследие напоминает: все, что входит в предмет охраны - сохранено и реставрируется. Настоятельно призываем неравнодушных граждан доверять проверенным данным из надежных источников», - сообщается в заявлении.

Не остались в стороне и представители «Ельцин-центра». Они пригрозили Никите Михалкову судом за «пафосную ложь, демагогию и прямое вранье». Очевидно, что в обществе еще долго будет обсуждаться эта проблема. И когда мы получили официальные комментарии от компетентных органов о состоянии самой усадьбы, главной темой для споров по-прежнему остается тот самый «приспособленческий» вопрос. В комментариях к моим предыдущим постам вы неоднократно просили меня вынести на обсуждение вопрос о «Ельцин-центре». Видимо, настало время это сделать. Друзья, а как вы относитесь к идее приспособить усадьбу Долгоруковых-Бобринских под «Центр». Что это по-вашему: спасение исторического памятника или цинизм?

Усадьба Долгоруковых-Бобринских

Для своего незаконнорожденного сына Екатерина Великая построила усадьбу, которой может полюбоваться любой желающий. Богородицкий дворец, или усадьба Бобринских - одно из самых красивых сооружений Тульской области. На месте разрушенной в далеком 1660 году Богородицкой крепости возводится значительный загородный ансамбль, выполненный в духе русского классицизма. Над рекой со звучным названием Уперта возвели невесомый на вид двухэтажный дом с бельведером.
> Западный фасад дворца Бобринских отличается полукруглым выступом, за которыми внутри находятся просторные овальные залы. Восточный фасад украшает балкон и поддерживающие его тосканские колонны. К сожалению, точных сведений о том, как выглядел дворец изнутри, не сохранилось. После пожара в начале XIX в. от интерьеров не осталось ничего. Имелись лишь разрозненные устные описания местных жителей, в том числе управляющего усадьбой, и единственный чертеж архитектора, Старова.

> Образ дома поддерживает многоярусная въездная башня. Это колокольня в стиле петровского барокко, популярного в эти времена. Возведена башня примерно в 60-70 годах ХVIII века. Ее архитектор, к большому сожалению, неизвестен. Таким образом, въездные ворота так же служили звонницей. расположенной недалеко усадебной церкви - Казанской.

> Сегодня усадьба Бобринских отреставрирована и готова встречать гостей. Так же посетителям будет интересна еще одна достопримечательность - усадебный парк, который хорошо сохранился до наших времен. Во дворце Бобринских можно организовать бракосочетание или выставку. Карта парка:

>

Как добраться


Официальный сайт музея.
Расположение: 301800, Тульская область, Богородицк
Координаты: N 53° 46.351‘ E 38° 8.588’
телефон: 2-25-32
Режим работы музея: с 11 до 18 часов с 1 ноября до 1 марта с 10 до 17 часов. Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.
Выходной день – понедельник. Последний четверг месяца – санитарный день Карта и расчет маршрута:


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы