Про деток, от рождения до школы

Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.

Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

  • Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
  • Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
  • Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
  • Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

  1. Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
  2. “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
  3. “Иголочка” : улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
  4. “Накажем непослушный язычок” : На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
  5. “Индюк” : приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
  6. «Скачем на лошадке» : улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
  7. «Покатаемся на качелях» : улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение - он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.

Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.

Видео уроки

Дети в возрасте 4-5 лет часто неправильно произносят буквы "л" и "р". Обращение к логопеду за консультацией стоит порядка 300 руб за одно занятие, а занятия длятся от 3-х до 6 месяцев. Предлагаю Вам комплекс упражнений, благодаря которым за 3 месяца Вы сами научите ребенка говорить правильно, занимаясь с ним всего по 15 минут в день.

Упражнения по произношению буквы "Л"

1. Широко открыть рот, язык положить на нижнюю губу, и открывая и закрывая рот произносить звуки "ла", "ло", "ли", "лу", "лы", при этом подбородок удерживать рукой, чтобы он не двигался.

2. "Чистим зубы". Широким языком двигать по верхним и нижним губам, как будто вы чистите зубы, с внутренней и внешней стороны.

3. "Вкусное варенье". Широким языком слизать с верхней и нижней губы. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. Высунуть язык и попытаться дотянуться им до кончика носа. Упражнение повторить 3-5 раз.

5. "Маляр". Кончиком языка водить по верхнему небу, как будто вы его красите.

После 1-2 недель упражнений надо выучить стихотворение. Очень важно четко и громко произносить все звуки.

"В гости к нам пришла зима,
Стали белыми дома.
Снег летает там и тут.
Малыши гулять идут.

Во дворе белым бело.
Много снега намело.
Слышны крики детворы.
Санки катятся с горы".

Упражнения по произношению буквы "Р"

1. Необходимо сделать спицу для занятий - деревянная палочка, а сверху маленький шарик. Ребенок открывает рот и вы быстро водите данной палочкой под языком, при этом ребенок произносит "ДДДДРРРРР".

2. Произносим звуки "Да", при этом язык упирается в зубы и "ДЫ", при этом язык упирается в верхнее небо.

"Росомаха, встретив рысь,
Рассмеялась, присмотрись -
Почему ты без хвоста,
Разве это красота?
Рысь сказала, - недотрога,
Быть с хвостом теперь не в моде"

Дворняга притворилась Хатико, чтобы клянчить еду у пассажиров поезда на вокзале в г. Арзамас. Благодаря этому псу вокзал в Арзамасе уже стал достопримечательностью. Осунувшаяся мордочка, грустный, проникновенный взгляд, смотрящие в самую душу глаза - одинокую дворнягу с Арзамасского вокзала знают пассажиры всех проходящих мимо поездов. Словно верный часовой на своем посту, она сидит на перроне и в снег, и в дождь - точь-в-точь как тот преданный пес из японского фильма. - Смотрите, совсем как Хатико! - умиляются вышедшие на платформу тетушки и, пустив слезу, лезут в сумки за вкусняшками. - Потерялся, наверное, хозяина ждет. Жареная курочка, сардельки, увесистые куски колбасы - все это сыпется на пса как из рога изобилия. Отведав угощения, арзамасский Хатико заметно веселеет и исчезает в неизвестном направлении. И так до прибытия следующего поезда - благо, расписание железной дороги дворняга знает лучше любого диспетчера. - На самом деле - это наш местный пес Арчи, - смеются продавцы окрестных ларьков. - Он тут появился года три назад - уже стерилизованный и с меткой на ушке. Совсем щенком еще был, но быстро освоил пантомиму «сами мы не местные, отстали от поезда». Так на подачках и вырос. Ну а что, хочешь жить - умей вертеться! И у лже-Хатико это неплохо получается: сейчас это крепкий собакевич с округлыми бочками, глазки задорно блестят, хвост бодро виляет туда-сюда - Арчи - умнейший пес! Он с первого взгляда отличает, кого можно разжалобить, а от кого лучше держаться подальше, - рассказывают "КП" - НН" старушки, торгующие на перроне пирожками. - Видно, интуиция у него какая-то своя, собачья. Благодаря Арчи местный вокзал стал достопримечательностью у проезжающих пассажиров. Во время остановки поглядеть на чудо-пса народ высыпает изо всех вагонов. Кто за ушком почешет, кто за лапу подержит. - Он у нас всеобщий любимец, - рассказывают проводницы. - С нами однажды генерал ехал - весь такой суровый, голос зычный, выправка военная. Так, верите, и он размяк от вида Хатико-хитрюги - дал команду своему помощнику выдать псу пять банок армейской тушенки. Вот уж Арчи попировал! Куда исчезает попрошайка после отъезда поездов, никто не знает. Кто говорит, что он обитает на расположенных поблизости складах, кто уверяет, что видел его спящим в местном парке. Не исключено, что он и вовсе никакой не бездомный, а уходит после «трудовой смены» спать в уютную теплую будочку. И тогда все эти пассажирские угощения лишь приятный бонус к хозяйским харчам. Хотя, судя по актерскому таланту Арчи, он сам может прокормить пару-тройку хозяев.

Как ни странно, но в отношении речевого развития детей у родителей существует два прямо противоположных подхода. В одном случае считают, что паниковать не нужно, и речь со временем наладится сама собой. Другие родители беспокоятся, как научить ребенка говорить буквы грамотно уже с полутора-двух лет.

И тот, и другой подход возможен в каждом конкретном случае. И все же, надо пристально следить за правильным произношением ребенком звуков, иначе переучиваться будет сложно. Поправляйте малыша всякий раз, когда он произносит звуки в слове неверно. И главное, сами старайтесь не «сюсюкать» и соблюдайте грамотное произношение.

К сожалению, мало кто из детей не испытывает трудностей с речью. Чаще всего, когда малыш уже научился говорить слова, он не произносит некоторые сложные звуки в них. И перед родителями поневоле встает задача, как научить ребенка говорить буквы «р», «л», «ш», «ж» и «с». Произношение звуков именно в этих буквах зачастую вызывают наибольшие проблемы.

Так как научить ребенка говорить ш или л?

Нарушения речи лучше исправить еще в детском саду. И если малыш не выговаривает пару-тройку букв, не стоит оставлять это без внимания. Иначе в школе могут возникнуть проблемы с письмом. Лучше всего обратиться за консультацией к специалистам оставив заявку на нашем сайте, Вы сможете воспользоваться услугами профессиональных логопедов!

Также, чтобы не запускать недостатки развития речи, родители самостоятельно могут выполнять с детьми артикуляционную гимнастику. Она довольно легка и может превратиться в увлекательную игру.

Для постановки звука «л», который ребенок не произносит совсем или заменяет звуком «в», нужно поработать над подвижностью языка и воздушным потоком. Делают упражнения «Лошадка» и «Лошадка едет тихо», при котором малыш «цокает» язычком звонко или беззвучно. В упражнении «Дует ветерок» нужно добиться выдувания воздушных струй. Можно найти и массу других веселых упражнений.

Отрабатывая звук «ш», научите малыша простому движению «чашечка». На нижнюю губку ребенок должен положить язычок, приподняв боковые стороны языка и кончик. Должен получиться желобок. Есть также различные упражнения на растягивание губ, жевательные движения, «болтушка» языком и многие другие.

Комплекс артикуляционной гимнастики можно подобрать с логопедом или найти в специальной литературе.

Буква «р»

Буква «р» - самая лукавая буква — она может не произноситься совсем, заменяться звуком «л» или проявляться в виде раскатистого, картавого звука. Постановка звука «р» наиболее сложная. Если для вашего малыша эта буква проблемная, то на первом этапе постарайтесь просто чаще акцентировать на ней внимание.

Стимулируйте сына или дочку чаще произносить слова с неподдающимся звуком: ворон, рука, речка, кар-кар и проч. При этом показывайте правильную артикуляцию — положение губ и языка. Подберите картинки с животными или предметами с этой буквой и просите называть их. Хорошим упражнением будут стихи и скороговорки, типа «Ехал грека через реку…». Произносить их нужно хором вместе с малышом. На раннем этапе можно также самостоятельно найти комплекс артикуляционных упражнений на «р», чтобы регулярно заниматься.

Но если проблема сохраняется вплоть до 6 лет, то только специалист подскажет вам, как научить ребенка говорить «р».

Артикуляционная гимнастика для речи детей

Артикуляционная гимнастика для детей помогает поставить правильное звукопроизношение у ребенка, и исправляет возникшие дефекты речи. Проводить занятия артикуляционной гимнастикой дети должны вместе со взрослыми. Пусть один из родителей покажет, как правильно выполняется упражнение, а ребенок должен его повторить.

Необходимо следить за тем, насколько точно и плавно малыш выполняет упражнения, соблюдает ли необходимую скорость движения, и симметрично ли двигаются правая и левая сторона лица во время упражнений. Если эти условия не будут соблюдаться, вряд ли артикуляционная гимнастика для детей принесет ожидаемый эффект. Если малыш не может выполнить то или иное движение, взрослый вполне может помочь ему, и откорректировать движение органов речи ребенка с помощью ложечки, шпателя или чистого пальца. При выполнении упражнений на развитие речи приветствуется любой творческий подход, например чтобы малыш правильно делал движения языком, губы можно намазать джемом, медом или вареньем. Первое время при выполнении упражнений, возможно некоторое напряжение органов речи, но по истечении нескольких занятий упражнения уже будут выполняться непринужденно, и дойдут до автоматизма.

Следующий комплекс упражнений на развитие речи поможет вам научить ребенка выговаривать букву «л».

1.Накажи язычок. Для выполнения этого упражнения необходимо приоткрыть рот, расслабленный широкий я зык слегка высунуть, и похлопывать по нему губами сверху и снизу, произнося при этом звук «пя-пя-пя». Края языка при этом касаются уголков рта, нельзя подворачивать нижнюю губу, чтобы она закрывала зубы. Упражнение выполняется на выдохе, за один выдох нужно сделать несколько похлопываний языка губами. Ребенок не должен при этом задерживать дыхание.

2.Сладкое варенье. Смысл этого упражнения в том, чтобы широким кончиком языка облизать верхнюю губу, выполняя движения взад и вперед. Язык должен касаться уголков рта, как и в первом упражнении. Челюсти при выполнении упражнения должны быть неподвижными.

3.Пароход. Это упражнение поможет освоить положение языка, когда его спинка поднимается кверху. Необходимо с приоткрытым ртом произносить долгий звук «ы», напоминающий гудок парохода. При этом кончик языка лежит в глубине рта, спинка же языка поднята к небу.

4.Индюк. Губы слегка приоткрыты, широкий язык лежит на нижней губе. Кончиком языка малыш должен облизывать верхнюю губу. Движения языка должны быть направлены взад и вперед, ребенок не должен отрывать язык от губы. При этом нужно издавать звук «бл-бл», изображая болботание индюка. Язык должен быть широким и касаться уголков рта.

5. Лошадка. Для выполнения этого упражнения малыш должен улыбнувшись и приоткрыв рот поцокать кончиком языка, чтобы получился звук похожий на цоканье копыт. Сначала упражнение нужно выполнять в медленном темпе, затем быстрее. Язык не должен подворачиваться внутрь, малыш должен именно щелкать им, а не чмокать. Нижняя челюсть при выполнении упражнения должна быть неподвижна.

6.Лошадка едет тихо. Это упражнение выполняется точно также как и упражнение «Лошадка» только без звука. Если малыш освоит это и предыдущее упражнение, он научится находить правильное положение языка при произнесении звука «л».

7.Ветерок. Это упражнение поможет ребенку научиться вырабатывать струю воздуха, которая будет идти по краям языка. Выполняется оно следующим образом: нужно улыбнуться, зубами прикусить кончик языка и подуть изо рта таким образом, чтобы струя воздуха выходила не посередине, а из уголков рта.

Этот несложный комплекс упражнений необходимо проделывать ежедневно 2-3 раза в течение 3-5 минут. Каждое упражнение нужно делать по 5-7 раз. Если ваш малыш будет старательно и без ошибок ежедневно выполнять все упражнения на развитие речи у детей, то скоро сложные, казалось бы, звуки он начнет произносить правильно и без усилий.

Учим ребенка букве "Л"

Буква "Л" считается одной из самых сложных для произношения. Если учесть, что речь ребенка формируется до 5-6 лет, то при обнаружении первых признаков того, что ребенок просто не выговаривает этот звук, следует заняться устранением дефекта. Конечно, задаться вопросом по поводу того, как можно научить ребенка выговаривать букву "Л" правильно, можно и гораздо позже, но будьте готовы к тому, что менять уже устоявшиеся речевые привычки будет нелегко. Тем не менее, попробовать стоит!

1. Сначала обратитесь к логопеду. Он назначит проведение исследований, направленных на выявление патологических процессов в строении речевого аппарата. Если таковых нет, врач предложит позаниматься с ребенком специальными упражнениями.

2. Конечно же, несмотря на то, что коррекцию произношения можно полностью доверить врачу, родителям также нелишне знать, как научить ребенка выговаривать букву "Л" правильно, и заниматься с ним дома. Для начала очень важно поговорить с малышом и рассказать ему о строении речевого аппарата, звуках и правильности их произношения.

3. Не пугайте ребенка фразами: "Если сейчас ты не научишься выговаривать букву "Л" правильно, то потом у тебя будут проблемы". Такие беседы выработают комплекс у малыша. Просто постарайтесь ненавязчиво объяснить ему, что правильное произношение облегчает процесс взаимопонимания.

4. Можно проговаривать с ребенком скороговорки, отдельные слова и слоги, которые включают в себя букву "Л".

5. Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой, которая развивает речевой аппарат. Например, пусть ребенок попробует свернуть язык в трубочку, дотронуться им до носа или подбородка. Полезно имитировать звук трактора с помощью губ или цокот копыт лошади при помощи языка.

6.Мыльные пузыри - отличное средство для развития лучшей артикуляции. Поскольку такое занятие проходит в игровой форме, малышу не будет скучно.

7. Известно, что речевое развитие зависит от мелкой моторики. Непонятно, почему наблюдается такая взаимосвязь, однако ученые выяснили, что регулярные игры с конструктором, мозаикой и даже обычными мешочками, внутри которых находится рис, песок, пуговицы, позволяют улучшить произношение отдельных звуков.

Если вы хотите исправить речевой дефект у ребенка, очень важно, чтобы ваши занятия были регулярными. Благодаря упорству и творческому подходу, вы научите малыша выговаривать букву "Л" правильно!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы