Про деток, от рождения до школы

39. Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.

  • Определите, в какие две группы можно распределить предложения.
  • Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.

40. Прочитайте слова.

Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.

  • Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.
  • Запишите распространённое предложение.

41. Прочитайте

  • Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?
  • Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.
  • Запишите составленное предложение.

Обратите внимание! В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

42. Рассмотрите рисунки.

  • Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.
  • Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.

Нераспространенное предложение

Предложение, не содержащее в своем составе второстепенных членов. Прошло сто лет (Пушкин). Она не ответила и отвернулась (Лермонтов). Как хороши, как свежи были розы (Тургенев).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "нераспространенное предложение" в других словарях:

    Односоставное предложение, главный член которого, обозначающий наличие, существование предмета или явления в настоящем или вне времени, выражен именем существительным, личным местоимением, субстантивированной частью речи, имеющими форму… …

    ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… …

    схема синтаксического анализа простого предложения - 1) структурная схема и предикативная основа простого предложения; 2) структурные признаки простого предложения: а) по характеру членимости/нечленимости предложения; б) по составу главных членов (двусоставное/односоставное); если предложение… …

    - (разбор по частям речи). Если объектом разбора является предложение, то выясняется его морфологический состав, с последующей характеристикой отдельных слов, относящихся к той или иной части речи. Вначале указываются постоянные морфологические… … Словарь лингвистических терминов

    однородные члены предложения Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    однородные члены предложения - Члены, входящие в сочетание слов, в котором ни одно из них не является главным. По мнению П.А. Леканта, О.ч.п. может быть осложнено любое простое предложение: 1) распространенное и 2) нераспространенное. О.ч.п. синтаксически равноправны по… … Синтаксис: Словарь-справочник

    ПУНКТУАЦИЯ - @Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка § 76. Вопросительный знак § 77. Восклицательный знак § 78 … Справочник по правописанию и стилистике

Мы продолжаем изучать предложение. Как можно сделать его насыщенным, содержательным, информативным? Предложение мы можем распространить с помощью второстепенных членов. Как это сделать, вы узнаете на этом уроке.

Тема: Синтаксис. Пунктуация

Урок: Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения

Вы уже познакомились с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым. Но предложение может включать и второстепенные члены . Они поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство .

Прочитайте предложения.

Он рисует. Он хорошо рисует. Он рисует картины. Он рисует красивые картины.

Во всех четырех предложениях одна и та же грамматическая основа: он (это подлежащее) рисует (это сказуемое). Но во втором, третьем и четвертом предложениях есть второстепенные члены: во втором предложении обстоятельство, в третьем – дополнение, в четвертом – определение и дополнение.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.

Рис. 1. Нераспространенные и распространенные предложения. ()

Домашнее задание.

Задание №1

Перед вами текст, состоящий только из нераспространенных предложений. Распространите их второстепенными членами, чтобы текст получился более ярким, интересным, красочным, и закончите его.

Была ночь. Шел дождь. Дети не спали. Они разговаривали. Раздался шум. Дверь открылась. Кто-то вошел. Дети испугались. Они увидели ….

Задание №2

В следующем отрывке определите, какие предложения являются распространенными, а какие – нераспространенными. Выделите подлежащее и сказуемое.

Я нарисовал намордник для барашка. Я отдал рисунок Маленькому принцу, и сердце у меня сжалось.

– Ты что-то задумал и не говоришь мне...

Но он не ответил.

– Завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю...

И он умолк. Потом прибавил:

– Я упал совсем близко отсюда...

И покраснел.

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного? Рано либо поздно школьник на уроке русского языка столкнется с этой задачей. А задача не такая уж и трудная! Разглядим некоторые примеры распространенных и нераспространенных предложений.

Если в предложении, помимо грамматической основы (подлежащего и сказуемого), также имеются второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство), то такое предложение будет именоваться распространенным. Разглядим примеры. «Идёт ливень» – нераспространенное предложение . «Сегодня идёт ливень» (распространено обстоятельством), «Идет мощный ливень» (распространено определением), «Ливень стучит по стеклам» (распространено дополнением) – распространенные предложения.Но не стоит забывать, что грамматическая основа предложения может быть не только двусоставной (подлежащее + сказуемое), но и односоставной, когда в наличии только подлежащее либо только сказуемое. Такие предложения все равно могут быть распространенными. Скажем: «Зима!» – нераспространенное односоставное предложение . Но «Раннее утро!» – это теснее распространенное предложение , чай подлежащее тут снабжено определением. Либо, скажем: «Смеркается!» – нераспространенное предложение . Впрочем: «Запахло осенью!» – это теснее распространенное предложение , при сказуемом имеется дополнение.Неполные предложения, где подлежащее либо сказуемое пропущены, но легко логически восстанавливаются, также могут быть распространенными и нераспространенными. «Я люблю малину, а Маша – ежевику» – тут предложение «А Маша – ежевику» будет неполным предложение м, но при этом – распространенным. Чай «ежевику» – это дополнение. Не стоит путать представление «нераспространенное предложение » с представлением «примитивное предложение ». Примитивное предложение может содержать в себе не больше одной грамматической основы вне зависимости от наличия побочных членов. Примитивное предложение противоставляется трудному предложению, в котором таких основ будет несколько и они будут разделяться запятой.Хотим вам фуроров на уроках русского языка! Сейчас вы вряд ли спутаете распространенные и нераспространенные предложения.

Термин «неполное предложение » дюже зачастую путают с представлением «односоставное предложение ». На самом деле между ними существует каждого одно принципиальное отличие. Если его запомнить, задач с определением неполного предложения у вас огромнее никогда не возникнет.


Грамматическая основа односоставного предложения состоит каждого лишь из одного основного члена: подлежащего либо сказуемого. Они грамматически независимы, и 2-й член предложение логически присоединить нереально. Толк такого предложения будет ясен вне любого контекста. Разглядим примеры. «Ночь на дворе» – односоставное назывное предложение . «Тише едешь, дальше будешь» – односоставное обобщенно-личное.«Тут не курят» – односоставное неопределенно-личное. «Светает» – односоставное безличное. Даже если сходственная фраза будет выдернута из текста, оглавление ее будет вам ясно.Неполное предложение вне обстановки будет непостижимо читателю. Один из членов (основных либо побочных) в таком предложении пропущен и восстанавливается только в всеобщем контексте. На письме это зачастую отображается тире. Что скажет вам отдельно взятая фраза: «А Петя – домой»? Ровным счетом ничего. А если предложение прозвучит по-иному? «Вася пошел в кино, а Петя – домой».Стало видимо, что второе предложение примитивно-напросто является неполным, в котором пропущено сказуемое «пошел». То же самое мы увидим в дальнейшем случае: «Вася надел зеленый шарф, а Петя – алый». Тут пропущены сразу два члена, сказуемое и дополнение. Неполные предложения зачастую появляются в живом диалоге. Выдернутые из контекста, они теряют свой толк. Скажем: «Мороженое любишь?» «Клубничное!» Предложение «Клубничное!», безусловно же, является неполным, по сути оно состоит из одного только определения, а расшифровывается так: «Я люблю клубничное мороженое».Запомнили? Проверяйте предложения по этому тезису, и ошибки с определением полных и неполных предложений огромнее не будут подстерегать вас на уроках.

Видео по теме

Всякое предложение – это общность членов, у всякого из которых своя роль во фразе. Члены предложения бывают основными и второстепенными. При этом вторые неизменно к чему-то примыкают, являясь оригинальным уточнением либо изложением других членов. В числе побочных членов предложения специальное место занимают обстоятельства. Испробуем осознать, что такое обстоятельство.

Инструкция

1. Как водится, обстоятельство выражается наречием либо предложно-падежной формой имени. Помимо того, данный побочный член предложения порой представляет собой деепричастие либо инфинитив глагола, а также фразеологическое сочетание наречного типа (нос к носу, час от часу и т.д.) и неделимое словосочетание.

2. Обстоятельство может относиться ко многим частям речи. Впрочем в большинстве случаев оно «взаимодействует» с глаголом, а также наречием (слишком медлительно) и существительным (утомился до изнеможения). В случае если обстоятельство имеет форму деепричастия, то оно зачастую описывает не какой-нибудь член предложения, а всю фразу целиком. Пример: Я стоял в зале, прислушиваясь, не пришли ли гости.

3. Существуют разные виды обстоятельств. Они могут обозначать время, место, причину, цель, меру, тезис действия, условие, уступку. Данный побочный член предложения отвечает на следующие вопросы. Как? При каком условии? Откуда? Где? В зависимости от вопроса определяются и виды обстоятельств. Скажем. 1) Он идет стремительно. Он идет КАК? – Стремительно. Стремительно – обстоятельство образа действия. 2) Мы сидим в машине. Мы сидим ГДЕ? – В машине. В машине – обстоятельство места.

4. Изредка обстоятельства совмещают сразу несколько значений и описывают обстановку в совокупности. В некоторых систематизациях сходственные обстоятельства именуют обстоятельствами атмосферы либо обстановки. Пример.На светило было горячо. В этом случае к «на светило» трудно задать какой-то определенный вопрос. Где? Как? Ни один из них в полной мере не опишет значение этого члена предложения. Больше точным будет: в какой обстановки?

Видео по теме

Для того что бы осознать, что такое дополнение в русском языке, нужно разобраться в его основных колляциях: значение, роль в предложении и взаимодействие с другими членами, методы выражения.

Инструкция

1. Дополнение – это побочный член предложения, тот, что обозначает объект (лицо либо предмет) и отвечает на вопросы косвенных падежей существительного (“кого?/чего?”, “кому?/чему?”, “кого?/что?”, “кем?/чем?”). Дополнение может обозначать предмет, на тот, что распространяется действие (скажем, читать книгу) либо в пользу которого оно совершается (подарить сестре), орудие либо средство действия (руководить машиной). Дополнение может быть выражено теми же частями речи, что и подлежащее, с предлогами либо без них.

2. Дополнения подразделяются на прямые и косвенные. Прямое дополнение относится к переходному глаголу (чье действие направлено на предмет). Оно выражается существительным либо местоимением в винительном (изредка родительном при отрицании либо когда действие переносится на часть предмета) падеже без предлога, а также именным сочетанием. Скажем: “Мама приготовила завтрак”; “Он не вынес борьбы”; “Гость испил вина”; “Я не узнал его”; “Мы поприветствовали супруга с женой”. Остальные дополнения относятся к косвенным. Они могут быть выражены существительными в косвенных падежах (помимо винительного и родительного в указанных выше случаях) с предлогами и без, местоимениями, числительных, причастиями и субстантивированными прилагательными. Скажем: “Дети читали рассказы о птицах”; “Мне нужно побеседовать с ними”; “Второго не дано”; 2Следует неизменно выбирать лучшее”; 2Никто не мог разобрать написанного”.

3. Дополнение может относиться к глаголу, наречию, существительному либо прилагательному. В соответствии с этим они подразделяются на приглагольные, наречные и приименные. В предложении дополнение зависит от других членов, выраженных глаголами, причастиями, деепричастиями либо прилагательными, распространяя и объясняя их.

Видео по теме

По числу грамматических основ (подлежащее+сказуемое) предложения делятся на примитивные и трудные. Если в предложении только одна грамматическая основа, то оно является простым. Также примитивное предложение владеет рядом других знаков.

Инструкция

1. Примитивные предложения подразделяются на односоставные и двусоставные. В первом случае грамматическая основа состоит только из одного основного члена (подлежащего либо сказуемого). В двусоставных предложениях присутствуют оба основных члена (как подлежащее, так и сказуемое).

2. Толк односоставного простого предложения внятен и без второго основного члена. В зависимости от значения и метода выражения присутствующего основного члена односоставные примитивные предложения подразделяются на определенно-собственные (основный член – сказуемое, выраженное глаголом в 1-м либо 2-м лице), неопределенно-собственные (основной член – сказуемое, выраженное глаголом в 3-м лице), безличные (основный член – сказуемое, выраженное глаголом в безличной форме) и назывные (основной член – подлежащее).

3. По строению и значению примитивные предложения подразделяются на полные и неполные. В полных присутствуют все члены предложения, в итоге чего образуется постоянная цепочка связей между словами. Неполными называют предложения, в которых пропущен член предложения, нужный для полноты строения и значения. При этом вы можете без труда восстановить отсутствующие члены по смыслу из контекста предложения. Примеры таких предложений дозволено часто встретить в диалогах.

4. По наличию либо отсутствию побочных членов (определение, обстоятельство, дополнение либо приложение) примитивное предложение может быть распространенным либо нераспространенным соответственно. Обратите внимание на то, что примитивное предложение , включающие однородные подлежащие либо сказуемые и не имеющее в своем составе побочных членов, не является распространенным.

Видео по теме

Обратите внимание!
В простом предложении может быть несколько членов предложения, относящихся к одной синтаксической категории и равноправные между собой. Они именуются однородными и отделятся друг от друга запятой либо сочинительными союзами (и, а, но, впрочем, но и другими).

Совет 6: Что такое обстоятельство, дополнение и определение

В русском языке части речи в составе словосочетания и предложения играют свою определенную синтаксическую роль. Они могут выступать в качестве его основных членов предложения (подлежащего либо сказуемого), а также побочных, а именно: определения, дополнения и обстоятельства.

Место побочных членов в предложении

Главные члены предложения – подлежащее (субъект) и сказуемое (предикат). Они исполняют логико-коммуникативную функцию, определяют синтаксическую организацию высказывания и являются грамматической основой. Предложение может состоять только из основных членов, а то и лишь одного из них. Такое предложение именуется нераспространенным. Для большей информативности и чувствительной наполненности в состав подлежащего и сказуемого вводятся добавочные – второстепенные члены: обстоятельство, дополнение и определение.

Определение

Определение объясняет и расширяет значение определяемого слова – подлежащего либо иного второстепенного члена с предметным значением. Оно называет его знак и отвечает на вопросы: «Какой? Чей?» В качестве определяемой словоформы выступают предпочтительно имена существительные. «Ветхий инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». (А. Пушкин)Определения могут быть согласованными и несогласованными. Согласованные определения выражаются: именем прилагательным и причастием, порядковым числительным и количественным в косвенных падежах, местоимением. В качестве несогласованных определений выступают: имена существительные в косвенных падежах, притяжательные местоимения, имена прилагательные в примитивный сравнительной форме, наречие, инфинитив, а также цельные словосочетания. Разновидностью определения является приложение, которое неизменно выражается именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (у доктора-онколога) либо стоящее в именительном падеже (из газеты «Комсомольская правда»).

Дополнение

Второстепенный член предложения, называемый дополнением, обозначает предмет, на тот, что направлено действие, либо данный предмет сам является итогом действия, либо с его подмогой действие совершается, либо по отношению к которому совершается какое-то действие. «Старик ловил неводом рыбу». (А. Пушкин)В предложении дополнение может быть выражено: именем существительным в косвенном падеже, местоимением, количественным числительным, инфинитивом, словосочетанием и фразеологизмом.

Обстоятельство

Обстоятельством именуется побочный член предложения с пояснительными функциями, тот, что относится к члену предложения, обозначающему действие. Обстоятельство обозначает знак действия, знак знака, указывает на метод совершения действия либо на время, место, цель, причину либо условие его свершения. «А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он». (А. Пушкин);Обстоятельства могут быть выражены: наречием, именем существительным в косвенном падеже, деепричастием либо деепричастным циклом, инфинитивом (обстоятельства цели).

Синтаксическая система русского языка достаточно сложная. Все простые предложения в нем делятся на распространенные и нераспространенные. Эта тема изучается на уроке русского языка в 5 классе, и понять ее очень важно.

Распространенные и нераспространенные предложения: что это значит

Такая классификация синтаксических единиц основана на простом принципе: есть в предложении второстепенные члены или нет. Так, нераспространенное предложение – это такое, в котором есть только подлежащее и сказуемое, то есть основа. “Я иду.” – самый простой пример нераспространенного предложения, в котором есть только главные члены.

Если предложение состоит только из одного главного члена – неважно, подлежащего или сказуемого, то оно тоже относится к категории нераспространенных: Дождь. Похолодало. То есть односоставные предложения без второстепенных членов – всегда нераспространенные.

Что касается распространенных предложений, то это такие, в которых кроме главных членов предложения есть и второстепенные (а именно, дополнение, определение и обстоятельство).

Например: В лесу шел сильный дождь.

Как отличить распространенное предложение от нераспространенного?

Все достаточно несложно. Прежде всего нужно отыскать в предложении грамматическую основу – это может быть и подлежащее, и сказуемое, а может быть только один из главных членов. Если после ее подчеркивания в предложении не осталось других значимых слов (предлоги, союзы и междометия не считаются), то оно точно нераспространенное. Если же другие значимые слова, к которым можно задать вопросы от основы, есть, то рассматриваемая синтаксическая единица относится к категории распространенных предложений.

Проще всего пояснить это на примерах распространенного и нераспространенного предложения.

Так, в синтаксической единице “Лес горел” есть подлежащее “лес” и сказуемое “горел” . Никаких других слов нет, значит, это нераспространенное предложение.

А вот другой пример: “Весенний лес наполнился запахами”. Разобрав его, можно кроме основы “лес наполнился” обнаружить еще определение “весенний” и дополнение “запахами” . Наличие этих членов предложения, которые относятся к категории второстепенных, говорит о том, что синтаксическая единица является распространенной.

Если в предложении, кроме грамматической основы, есть также вводные слова или словосочетания, то оно все равно является нераспространенным. Это простое правило основано на том, что вводные слова (и также словосочетания) не являются каким-либо членами предложения, а значит, и не могут его распространять.

Предложения могут иметь совершенно одинаковую грамматическую основу, но наличие или отсутствие второстепенных членов сразу разносит их по разным категориям.

Что мы узнали?

В русском языке существует классификация предложений в зависимости от того, есть в них второстепенные члены или нет. Нераспространенными называются такие, которые имеют только грамматическую основу (причем она может состоять как из двух главных членов, так и только из одного). Распространенные же, в противоположность им, включают также второстепенные члены – все три, то есть дополнение, обстоятельство и определение, или же только некоторые. Односоставные предложения (такие, в которых в грамматическую основу входит только один главный член) могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены, относящиеся к главному или друг к другу. Предложения с грамматической основой и вводными словами, но без второстепенных членов, являются нераспространенными.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы