Про деток, от рождения до школы

Исаака Левитана (1860-1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передать живое дыхание природы, И.Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартай и еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву. В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваянии и зодчества. Его преподавателями были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов. Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Саввинская слобода под Звенигородом». 1884; «Вечер на Волге». 1888; «Церковь в Плесе». 1888; «Тихая обитель». 1890; «Владимирка». 1892; «Ветреный день». 1892; «Над вечным покоем». 1894; «Корнит. Юг Франции». 1894; «Озеро Комо». 1894; и другие. В 1898 году Левитан начал вести класс пейзажа в том училище, где когда-то учился и сам. Работы учеников вызвали восторженный отзыв посетившего училище И.Репина. В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям. Пейзажи Левитана отличаются особым лиризмом и поэтичностью, в то же время это и философские картины. Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.

Слайд 2 из презентации «Сочинение по картине И. Левитана «Март»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Сочинение по картине И. Левитана «Март».ppt» можно в zip-архиве размером 2274 КБ.

Скачать презентацию

«Картины Левитана» - Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Пробуждение в творчестве. «Весна. Последний снег». Картина "Озеро" стала лебединой песней художника. «Над вечным покоем» (1894). Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Последние годы жизни. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

«Времена года природа» - Учебные предметы. Осень. Объясните почему вы так думаете? Можно ли по одежде человека узнать время года? Информационно - исследовательский. Какие времена года вы знаете? Какие осадки выпадают зимой? 4 этап лето июнь - август. В какое время года растут цветы и почему? Родители. Какие признаки весны вы знаете?

«Природа света» - Философский словарь. Плоскость поляризации поляризатор поляризованный свет неполяризованный свет. Законы отражения. Работа в группах. Богословский словарь. Дифракция. Цели урока: Прямолинейное распространение. Дуализм природы света – одно из ярких проявлений объективной диалектики природы. Когерентные волны разность хода условие максимума условие минимума.

«Природа 2 класс» - “Остановись! Минутка. Игра “Читайте быстро, целыми словами”. Михаил михайлович пришвин. Проверка домашнего задания. Анималист. И под ноги взгляни! Цели урока: К. Ушинский. Тестирование. Нагнись! Урок литературного чтения во 2-м классе. Активизация словарного запаса. «Охранять природу – значит охранять Родину!».

«Природа родного края» - Знать и изучать наш край, больше знать о своём крае. Чтобы узнавать животных, насекомых, птиц. Потому что растения очищают воздух. Не отравиться ядовитыми грибами или ягодами. Для чего детям надо изучать природу родного края? Кружок «Мой край» учащиеся 3-х классов. Знать к чему в лесу можно прикоснуться.

(1860 - 1900 гг.)
Его называли певцом русской природы. Русский пейзаж очень хорош у Левитана. Его дали как-то особенно зовущие. Его тишина – особенно печальна. Его просторы говорят о первозданности природы. В его полотнах много какого-то личностного одиночества наедине с природой и Россией.

Будущий художник родился в деревне Кибарты Ковенской губернии на западной границе Российской империи, в семье бедного станционного смотрителя. Он жил среди тех, кто занимался ростовщичеством и торговлей. Он жил в еврейской среде. Его дед был раввином.

Маленький Исаак не любил суеты. Он часто бродил по окраинам, любовался закатом и ждал появления первой звезды. Он был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с природой. Дома сидеть не любил, а в семье его считали не вполне нормальным ребенком. Он мечтал о красивом и огромном мире. Он рос лириков вопреки своему окружению. Семья между тем страшно бедствовала. И тогда отец решился на риск – уехать в Москву. В Москве остановились на Солянке, в огромном доме. Комната была тесной и темной, чадила керосиновая лампа. В Москве было холодно и тоскливо. Вспоминались Кибарты с из просторными далями. Исаак пошел в школу. Он постепенно привыкал к большому городу, стал замечать, что Москва красива.

В 13 лет он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему удавались «художественные занятия», где его успехи всегда отмечались. Но в это время умирает его мать, а вскоре умирает и заболевший тифом отец. В 17 лет он остается абсолютно нищим. Его исключают из училища за неуплату за обучение. И все же друзья-студенты находят для него нужную сумму, и Левитан продолжает образование. Училище освобождает юношу от платы за обучение. Он и ночевал, скрываясь от сторожа, здесь же, на верхнем этаже. Дома или своего угла у него не было. Через некоторое время А.К.Саврасов взял Левитана в сою мастерскую.

Счастью его не было предела. Левитан отныне – преданный ученик Саврасова. Первая выставка, в которой участвовал Левитан, состоялась в 1877 году. Высокую оценку критики получили его работы «Осень» и «Заросший дворик». Начало было блестящим. Его путь тоже вполне определился – он станет писать «портрет русской природы». В 1879 году он живет в подмосковной Салтыковке, ежедневно ездит в Москву на «чугунке» и упорно работает.

И его усердие было вознаграждено. Третьяков заметил молодого пейзажиста. Приобрел его картину «Осенний день. Сокольники» за 100 рублей. Художнику 19 лет и он должен зарабатывать себе на жизнь. Поэтому он ежедневно писал картины для скупщика, малевал базарные пейзажи. И снова везение – знакомство с Саввой мамонтовым, который пригласил Левитана писать декорации совместно с В.Васнецовым к опере «Русалка» Даргомыжского. Премьера оперы прошла блестяще. За работу Левитан получил сумму достаточную для поездки в Крым. Он писал суровый Крым, и его 50 крымских этюдов составили ему успех в Москве. Он прославился как пейзажист. Несчастная любовь к молодой художнице Софье Кувшинниковой заставляет Левитана бежать от светской жизни и поселиться на Волге.

1880-е годы считаются самым лучшим и плодотворным периодом в творчестве художника. Он пишет «Вечер на Волге». Он пишет простор, волю и свободу, что соответствовало богатырскому размаху реки. Левитан «открыл», как все считают, этот заштатный волжский городок – Плес. Левитан пишет румяный вечер, реку, объятую закатом. Он пишет таинственную мирную старину. Пишет «Березовую рощу», и «После дождя. Плес», «Заросший пруд». Картина «Вечер. Золотой Плес» была изумительна. Тут все со всем переплетено – в неком золотом мареве купаются вода и небо. По берегу Волги стелется вечерний туман. Радость дня и грусть вечера словно переплетаются друг с другом. Эта красота молчалива и чиста.

Он уедет в Москву и вновь вместе с Кувшинниковой возвратится на Волгу. Ему теперь пишется легко и хорошо. Теперь это Юрьевец. Древний город старых легенд. Там он наткнулся на старый монастырь. Родилась картина «Тихая обитель» - многоголовая церковь утопает в зелени в закатных лучах. И все тут жизнерадостно.

Живописец Поленов рекомендовал его передвижникам – Левитан поехал в Петербург на торжественный обед Товарищества, где и был принят в его ряды. Он теперь постоянно участвует в ежегодных выставках передвижников.
На следующее лето Левитан вместе с Кувшинниковой поселяется на даче в Тверской губернии, в затишье. Там недалеко была запруда, окутанная легендой об утопленной дочери мельника. Все лето художник работает над картиной «У омута». А в 1892 году он живет в деревне Городок близ Болдина Нижегородской железной дороги. Там рождается картина «Владимирка» - картина о дороге печали, о дороге каторжников.

В марте 1894 года Левитан едет за границу – Вена, Ницца, Париж…Там он остро понимает, что «нет лучшей страны, чем Россия!» Вернется он домой осенью и будет много писать. Его полотна получаются светлыми – «Март», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень».

Вершинной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода». В полой воде, затопившей деревья, избы, тихо покачивается пустая лодка, тянутся вверх, в немыслимую высь, ветки еще голых деревьев.

Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков. Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона», на следующий год академиком живописи, приглашают руководить пейзажным классом в училище, которое когда-то сам закончил.
Левитан много работает, но его недуг (тяжелое заболевание сердца) становится все сильнее. В конце июля 1900 года сердце Левитана остановилось. На похороны из-за границы приехал Серов, а Нестеров в далеком Париже выстоял траурный пост у его работ на Международной выставке в Париже.


План:

I. Певец русской природы

II. Краткие сведения биографии

III. Творчество Левитана

IV. Описание картины «Март»

V. Картины Левитана: «Март», «Владимирка», «Осенний день. Сокольники.»

VI. Заключительная статья

I . У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в стране свои любимые места и были свои пристрастия. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним своим современникам и потомкам.

Но ни у кого из художников природа средней России не была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Почти никто из художников до Левитана не показал глубокого очарования, таящегося в простоте русского пейзажа. Почти никто до Левитана не показал величия наших просторов, скрытую силу наших мягких, подчас как бы затушеванных красок, всю живописность самых обычных вещей – от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе. Вглядываясь в картины Левитана, мы ловим себя на том, что написанное этим превосходным художником мы много раз видели вокруг себя, но не запомнили. Все это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окнами вагона.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет вглядеться в природу и передает нам свою любовь к родине. Большинство из нас умеет просто смотреть, тогда как мы должны учиться вглядываться, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы откроем в окружающей нас природе такое разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали. Вот такому углублённому наблюдению природы учат нас художники и в первую очередь Левитан.

При жизни Левитана было принято искать и находить в его картинах различные оттенки грусти, печали и даже уныния. Время было унылое. Оно пыталось окрасить все окружающее в свой цвет. Левитановское уныние – это, конечно, глубочайшая неправда. Как можно назвать печальным художника, раскрывшего все богатство красок русской природы во всей их непрерывной изменчивости?! Как можно говорить о грусти художника, картины которого пропитаны до последней нитки на холсте любовью к своей стране?!

Грусти не было и нет. Но иногда при виде картин Левитана у нас появляется вполне законное сожаление, что мы не можем вот сейчас, в эту минуту, немедленно перенестись в те места, которые изображены на полотне. Это вовсе не грусть, это совсем иное – действенное, живое, плодотворное, всем знакомое чувство, которое мы называем грустью только потому, что не можем его точнее определить.

Всю жизнь Левитан отдал тому, чтобы воспеть нашу родную страну. Поэтому так велика наша благодарность художнику.

II . Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку, на которой рукой Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты его жизни.

Он родился в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений, унижения. Как еврей он не раз подвергался различным гонениям. Даже будучи всеми признанным, знаменитым художником, он был вынужден оставить Москву, и только упорные хлопоты его друзей позволили ему вернуться и получить право жительства в ее окрестностях. В 1873г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа – сначала А.К.Саврвсов, затем В.Д.Поленов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники.», «Мостик. Саввинская слободка.») словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование ее пейзажей в другом. Здесь все требует неторопливого, вдумчивого взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворенная.

III . Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор – и так без конца («После дождя. Плес»). Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист». В картине «У омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут – место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния – здесь сводят счеты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А.Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе…Я бы хотел выразить грусть».

Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная, бескрайняя дорога – путь осужденных на каторгу – рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо – символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Одна из самых лирических картин Левитана – «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещенный последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894 – 1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ – «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX XX вв., изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана – признавая или отвергая его живописную манеру.

IV . Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну: вся природа, все предметы – все пронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок. Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела. Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.

Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая скворечня на высоких еще голых ветвях тополя напоминает, что скоро должны вернуться ее обитатели, незакрытая дверь служит приметой того, что здесь только что был человек. Построение «Марта» отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают жителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана «Март» отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность, и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом, Левитан складывает свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома, на опушке леса.

VI . Левитан сумел по-новому, свежо, проникновенно передать красоту деревенской улицы, трогательную околицу села, загадочность омута, осенний листопад, дрожащие обнаженные осины и рощи белоствольных берез, мартовскую оттепель и голубые тени на рыхлом ноздреватом снегу. Все сияло, пело и совершенно покоряло зрителей, узнавших в левитановских пейзажах свое, сокровенное, родное, чему название – Русь.

Критики окрестили Левитана «певцом закатов и осенней скорби». Но он не любил этого прозвища.

Левитан умер за несколько лет до первых вспышек народных восстаний 1905г. Он ждал их, в них верил. Но старый недруг бедняков – туберкулез – свалил мастера в период наибольшего расцвета его таланта.

Сейчас многие работы Левитана находятся в Третьяковской Галерее. С их появлением, появлением работ Репина, Сурикова и многих других современников этих живописцев настает блистательный период русского искусства.

«Владимирка». 1892г., Государственная Третьяковская Галерея

«Март», 1895г., Государственная Третьяковская Галерея

«Осенний день. Сокольники.» 1879г. Государственная Третьяковская Галерея

Список используемой литературы :

1) М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев, М.Г.Неклюдова, энциклопедия «Искусство», изд.: «Просвещение», Москва, 1969г., с.440-442

2) М. Аксенова, «Энциклопедия для детей», том 7,

«Искусство», часть вторая, изд.: «Аванта плюс»,

Москва, 1999г., с. 392-395

3) «Государственная Третьяковская Галерея», изд.:

«Искусство», Москва, 1988г., с.187

4) энциклопедия «Что такое? Кто такой?», том 1, изд.:

«Просвещение», Москва, 1968г., с. 400-401

30 августа 1860 года, 150 лет назад родился Исаак Ильич Левитан, русский живописец-пейзажист, передвижник

Работая в те времена, когда русские художники начали испытывать влияние современного французского импрессионизма, художник И.И.Левитан более дорожил традициями передвижников.

Ученик А.К.Саврасова, он обладал дивным даром поэтично передавать красоту русской природы. Ему важно было создать пейзаж одухотворённый, передать самую жизнь природы. Эту правду в творении с натуры И.И.Левитан требовал и от своих учеников, когда был преподавателем по классу пейзажа в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Такой изумительной простоты и ясности мотива в своих картинах, которой достиг И.И.Левитан в конце жизни, кажется, не было до него ни у кого из художников.

Он глубоко любил искусство и был чрезвычайно предан ему. «Я не понимаю себя вне живописи», - писал он А.П.Чехову.

Антон Павлович однажды сказал знакомому писателю:
- Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от неё веет невыразимой прелестью,’ что оторваться нельзя: всё бы на неё смотрел да смотрел.

Левитан и Чехов были дружны. Судьба сблизила их в 1885 году, когда они оказались в живописном подмосковном имении Киселёвых Бабкино, где семья Чеховых снимала в то лето флигель.

«А какие чудесные поэтические вечера проводили мы в парке у большого дома Киселёвых! - вспоминала через много лет сестра Чехова Мария Павловна. - Представьте себе тёплый летний вечер, красивую усадьбу, стоящую на крутом берегу, внизу реку, за рекой громадный лес… ночную тишину… Из дома через раскрытые окна и двери льются звуки бетховенских сонат, шопеновских ноктюрнов. Киселёвы, мы всей семьёй, Левитан сидим и слушаем великолепную игру на рояле Елизаветы Александровны Ефремовой. - Как хорошо! - говорит Левитан».

Он жил неподалёку от Бабкина, в деревне Максимовке. Поселился в ней в апреле 1885 года. В те годы, после покушения народовольца Соловьёва на Государя, иноверцев выселяли из Москвы. Левитан вышел из Московского училища живописи без диплома. Денег не было. Он и поселился в глухой деревне. В ту весну себе места не находил. О том, что Чеховы рядом, и знать не знал.

Хозяйка усадьбы Мария Владимировна Киселёва врачевала, и к ней из соседних деревень приходили крестьяне за помощью. Антон Чехов принялся помогать ей. Однажды пришла к ним из Максимовки Пелагея - жена пьяницы-горшечника, пожаловалась на болезни. Разговорились, она-то и сказала, что живёт у них на постое странный художник из Москвы. Ходит бирюк бирюком, того и гляди порешит себя, а им тогда - отвечай. И зовут-то его, прости Господи, по-чудному - Тесак Ильич.

Долго Чеховы гадали, кто это может быть, пока не смекнули, что Тесак Ильич - это, пожалуй, Исаак Ильич Левитан, товарищ Николая Павловича Чехова по училищу живописи и ваяния. Пошли в Максимовку. Нашли Левитана и переманили его в Бабкино. Третьяков незадолго перед этим купил у молодого художника картину «Осенний день. Сокольники», а фигуру женщины на ней написал Николай Чехов.

Работали в Бабкино много. Левитан с утра уходил на этюды, а Чехов, пока домашние спали, рассказики писывал. По рассказу в день. Молодые все были, на выдумки мастера.

«Но возвращаюсь к Бабкину, - вспоминал Михаил Павлович Чехов. - Благодаря жизнерадостности милых обитателей мы все, в том числе и брат Антон, были очень веселы. Он писал, критики его хвалили, хотя Скабичевский и предсказывал ему, что он сопьётся и умрёт где-нибудь под забором, но он верил в своё дарование и пока ещё был здоров. Иногда Антон дурил. Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьём выходил в поле, по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, расстилал ковёр и, как мусульманин, начинал молиться на восток Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостыми зарядами, Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина. А то, бывало, судили Левитана. Киселёв был председателем суда, брат Антон - прокурором, специально для чего гримировался. Оба одевались в шитые золотом мундиры, уцелевшие у самого Киселёва и Бегичева. Антон говорил обвинительную речь, которая всех заставляла помирать от хохота».

И.И.Левитан ожил в Бабкине, В Москве, в чеховском музее есть его небольшой этюд «Река Истра летом». Посмотри, читатель. Он солнечный! С плохим настроением такого не напишешь. Надо сказать, что в Бабкине пришла к художнику и любовь.

«Иду я однажды по дороге из Бабкина к лесу и неожиданно встречаю Левитана, - вспоминала на склоне лет Мария Павловна Чехова. - Мы остановились, начали говорить о том, о сём, как вдруг Левитан бух передо мной на колени и… объяснение в любви.
Помню, как я смутилась, мне стало как-то стыдно, и я закрыла лицо руками.
- Милая Маша, каждая точка на твоём лице мне дорога… - слышу голос Левитана.

Я не нашла ничего лучшего, как повернуться и убежать. Целый день я, расстроенная, сидела в своей комнате и плакала, уткнувшись в подушку. К обеду, как всегда, пришёл Левитан. Я не вышла. Антон Павлович спросил окружающих, почему меня нет. Миша, подсмотрев, что я плачу, сказал ему об этом. Тогда Антон Павлович встал из-за стола и пришел ко мне.
- Чего ты ревёшь?
Я рассказала ему о случившемся и призналась, что не знаю, как и что нужно сказать теперь Левитану. Брат ответил мне так:
- Ты, конечно, если хочешь, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие, как ты.

Мне стыдно было сознаться брату, что я не знаю, что такое «женщины бальзаковского возраста». И, в сущности, я не поняла смысла фразы Антона Павловича, но почувствовала, что он в чём-то предостерегает меня. Левитану я тогда ничего не ответила, и он опять с неделю ходил по Бабкину мрачной тенью. Но вскоре все бабкинцы об этом «происшествии» узнали. Придёт, бывало, отец хозяйки усадьбы Владимир Петрович Бегичев и зовёт:
- Ну, Марьюшка, пойдём немного пройдёмся.

Возьмёт меня под руку и непременно поведёт в сторону левитановского флигеля, и чем ближе мы подходим, тем всё крепче прижимает мой локоть, чтобы я не убежала. Потом, как это всегда в жизни бывает, я привыкла и стала вновь встречаться с Левитаном. На этом весь наш «роман» и закончился».

Думается, что это всё-таки не так. Мария Павловна решилась рассказать об этом случае лишь под самый конец своей жизни. Видимо, слишком многое он значил для неё. Да и Левитан, в продолжение всей своей жизни имевший успех у женщин, перед смертью, когда Мария Павловна навестила его, уже тяжело больного, сказал ей: «Если бы я когда-нибудь женился, то только бы на вас, Маша».

Пребывание в Бабкине, дружба с Машенькой, Чеховым, знакомство с Киселёвыми многое значили в жизни художника.

У писателя Сергея Дурылина, в его воспоминаниях «В своём углу», есть следующие строки: «Левитан очень любил православную церковную службу и часто заходил в церковь ко всенощной. Его поражало и пленяло своей красотой православное богослужение. Он находил бездну поэзии в вечернем сумраке малого и тесного храма, в огнях лампад, в тихом пении, в тонких струйках ладана, разносящихся по полупустой церкви, затихнувшей в полумраке. Живя в Плёсе, он любил М.П.Чехову и часто вместе с ней хаживал в церковь на вечернюю службу. Старенькую деревянную плёсскую церковку он перенёс на картину. - Это был русский человек, всею душой и всем талантом русский… Он любил русскую природу, как может любить её только настоящий русский человек, выросший среди неё, и, как художник, ничего другого он никогда и не любил, кроме этой природы, этих берёз, этих церковок, этого тихого звона над притихшими полями и перелесками. Он никогда не ходил в синагогу, но и Православия он не принимал, - и умно делал: он понимал, что для того, чтобы принять его, мало любить церковки, любить красоту и поэзию церковной службы, - нужно ещё и многое другое…»

После кончины на груди И.И.Левитана увидели православный крест, который он, оказывается, давно носил.

Любовь к Церкви, можно предположить, пробудилась у художника не без влияния Чеховых, Киселёвых и монахов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в который они ездили на службу в воскресные и праздничные дни…

На ялтинской даче А.П.Чехова, в его любимом рабочем кабинете, на камине хранился этюд И.И.Левитана. Однажды, года через три после кончины художника, когда речь зашла о нём, Чехов сказал, глядя на этюд:
- Как мало ценят - как мало дорожат вещами Левитана. Ведь это же стыдно. Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно бы переворот сделать. Да, рано, рано умер Левитан.

Прозорливый писатель А.П.Чехов в данном случае впервые, можно сказать, допустил ошибку. Время всё расставило по своим местам. Любовь к художнику И.И.Левитану в России стала воистину всенародной.

К 155-летию великого русского пейзажиста

И.И. Левитана

Художник-искусствовед Александр Бенуа вспоминал, что «лишь с появлением картин Левитана» поверил в красоту русской природы. Именно Левитан – первый из лучших пейзажистов XIX века, открыл для современников родную землю. О чем осталось немало признаний: да, среднерусская природа полна поэзии, которую люди хоть и чувствовали всегда, видели, «но как-то не замечали». «Оказалось, что прекрасен холодный свод её неба, прекрасны её сумерки… алое зарево закатного солнца, и бурные весенние реки… прекрасны все отношения её особенных красок… Прекрасны и все линии, даже самые спокойные и простые». Левитан никогда не выбирал эффектные уголки природы. Шёл по России странник, перенося на холсты печальные поля под бледными высокими небесами, поэтичные заросшие пруды, серые деревенские сумерки, прощальное золото деревьев перед наступлением зимы. И наполнялся бедный пейзаж чувствами, обретал высший «небесный» смысл. Благодаря великим полотнам Левитана, Россия открыла свой неброский, поэтический лик.

Исаак Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты, близ железнодорожной станции, на западной окраине России. Дед будущего художника был раввином, но отец предпочел преподавательскую стезю духовной. Жизнь, однако, делает неожиданные повороты, и на момент рождения сына Исаака, отец его был железнодорожным служащим. Семья жила бедно, зато в доме в доме царила атмосфера душевного тепла, благоприятная для учебы и развития детских талантов. Отец сам обучал двух сыновей и двух дочерей, мать всё свободное время посвящая чтению, знакомила их с лучшими произведениями писателей. Когда подросли старшие брат и сестры, родители решили перебраться в Москву, чтобы дети получили образование, но столкнулись с суровыми жизненными невзгодами. Отец зарабатывал уроками иностранных языков, но средств едва хватало и не всегда удавалось свести концы с концами. В 1875 году умерла мать, отец скончался через два года, и дети остались в глубокой нищете. В это время братья уже учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и юный Исаак поражал всех – преподавателей и студентов – упорным трудом, безграничной любовью к живописи и родной природе. Только эта великая страсть помогла ему преодолеть тяжелую долю, пройти путём художника, отнюдь не обласканного милостями судьбы. Вечно голодный, оборванный, под угрозой отчисления за неуплату, без крыши над головой, ночующий из милости в учебных классах, юноша Левитан – истинный пример беззаветной преданности искусству. Но ему и везло. С первых лет учебы он попал в живую и интересную среду прогрессивных педагогов и талантливых товарищей. Исаак Левитан учился у А.К. Саврасова и Д.В. Поленова – больших мастеров, близких ему по духу. Годы учебы у них имели огромное значение в становлении Левитана – художника. По своей же натуре Исаак был отзывчив, чуток, раним и поэтичен. Новые веяния, которые принёс с собой Поленов, а именно, писать на свежем воздухе, стремясь к новому колористическому решению, способствовали быстрому расцвету дарования Левитана. В училище Исаак близко сошёлся с однокашниками – будущим русским импрессионистом Константином Коровиным, Николаем Чеховым и затем его братом-писателем, Валентином Серовым, близким Левитану по целям, которые они ставили перед собой, хотя и разным. Серова интересовал, прежде всего, внутренний мир человека, его состояние, а Левитана привлекала природа, её настроение. С молодых лет Левитан был новатором в области художественных исканий. Это новаторство не родилось сразу. Оно было подготовлено предшествующим ходом развития пейзажной живописи, вершиной которого можно считать картину учителя Левитана Саврасова «Грачи прилетели». Какую огромную силу несёт в себе простой мотив русской природы! Левитан же был одарен свыше - музыкальным восприятием природы, «тончайшим слухом живописи», умением передать её душу, увидеть пейзаж в общем тоне, показать всё сложнейшее переплетение цветов, создать гармоническое целое общего колористического решения. Не зря Левитан изучал творчество французских пленэристов, оставаясь в душе глубоко русским художником. Левитан – певец русской природы, бесконечно влюбленный в родную землю, прошёл по нелёгкому, но радостному пути. Природа была источником, питающим его творчество.

Известность девятнадцатилетнему Левитану принесла небольшая картина «Осенний день. Сокольники». Увидев её на выставке, Павел Михайлович Третьяков купил её для своей галереи, чтобы поддержать начинающего художника, чей талант не ускользнул от его глаза.

Только что прошёл мелкий осенний дождь, надвигаются сумерки, в неизяснимой тревоге замерла увядающая природа. Холодно, неуютно, опавшие листья торчат из густой, желтеющей, мокрой травы, плотным слоем лежат по бокам песчаной дорожки. Скоро снова зарядит дождь, и будет лить до утра. На это указывает серая влажная пелена у горизонта, и синяя дымка, дрожащая меж стволов тёмных сосен. Окружающий мир почти лишился свежих красок, и только молодые тоненькие клёны освещают его золотистым свечением листьев, чудом держащихся на ветвях, трепещущих, будто маленькие призрачные светильники. И над всем этим грустным миром висят белые, пухлые, налившиеся водой, готовой низвергнуться с неба, облака. Растрёпанные верхушки сосен будто купаются в их плотной и мутной влаге. В этой ранней работе проявились особенности таланта Левитана – редкая эмоциональность, поэтичность, умение наполнить картину элегически-печальным чувством осеннего увядания и человеческого одиночества. Одинокая фигурка стройной женщины в черном пальто, торопливо проходит по бесконечной, сырой аллее. И зритель ещё острее ощущает холод и бесприютность парка. В то же время, длинная, плавно изгибающаяся аллея, тонкие клёны и высокие сосны, нависающая дождевая влага, создает целостный музыкальный образ. Левитан очень любил осеннюю лирику русских поэтов, ему близка та «кроткая улыбка увядания, что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья». (Ф. Тютчев)

Левитан не удавались человеческие фигуры, и поэтому женщину для картины писал его товарищ по Училищу Николай Чехов.

После дождя. Плёс

1889 г . ГТГ

Городок Плёс на Волге стал знаменит благодаря Левитану. Выбирая живописные места на великой русской реке, художник задержался здесь и написал несколько замечательных картин, солнечных, радостных. Здесь он открыл для себя волшебство солнечного света, дарящего людям радость. Яркий пример левитановского открытия – картина «После дождя. Плёс».

Только что прошумел серый летний дождик, и уже солнце проглянуло из-за туч. Небо над городком напоминает мутную пелену, но уже робко, как-то нерешительно золотой свет возвращается в мир из сумеречного плена. Деревья, кусты, трава – мокрые, темные от воды и потому выглядят блёклыми. Лес, за домами и рекой вдали напоминает тёмную гряду облаков, настолько мутным и расплывчатым увидел его художник. На воде – лёгкая рябь, но каждая крохотная волна колеблется, неся на себе отблеск солнца. Река вдали отливает серебром. Становится жарко, и солнечные лучи как жидким золотом, наполняют лужи на берегу своим ярким светом. Лужи написаны так, что их можно принять за гирлянды огней, кем-то зажженные у кромки берега. Свет отражается в крышах домов, крытых листами рифленого железа, бортах лодок. Кажется, ещё миг, и солнце засияет в полную силу.



Вечер. Золотой Плёс

1889 г . ГТГ

Левитан запечатлел вид на окраину Плёса с Петропавловской горы, где находилась церковь-часовня. Перед ним открывался вид с высоты птичьего полёта на Волгу на исходе тёплого летнего дня. С необычной чуткостью художник передает ощущение умиротворенности, тишины. Мягкий, предзакатный розовый свет сияет над широкой Волгой. Стелется нежное марево тумана. Вечерняя прохлада, сочность росистой зелени, травы и кустов, покрывающих пологий склон холма, почти ощущаются. Кажется, вся эта живая красота притихла в ожидании колокола, призывающего к вечерней службе. Интересно, что в белом доме под красной крышей, который отчетливо прописан на берегу Волги, Левитан снимал комнаты, и ныне здесь размещается один из отделов Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Тихая обитель

1890 г . ГТГ

Замысел этой картины возник в 1887 году, года Левитан побывал в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Художника поразил летний закат, осветивший главы и кресты монастыря алым светом. Однако натуру Левитан отыскал позже и в ином месте, близ города Юрьевца на Волге. Запечатлев монастырь, окруженный рощей, куда призывает старенький мостик через спокойную реку и тропинка, теряющаяся в луговине, художник насытил изображение ощущением благостного покоя. Стройная белая колокольня и маковки церквей возносятся к голубому небу и розовым облакам. Можно бесконечно любоваться красотой предзакатного солнца, мягко золотящего белые стены, золотые кресты и купола, верхушки деревьев и воду, в которой отражаются силуэты церквей и зелень рощи. Трогательные ивы с узенькими листочками на берегу смотрятся в голубую воду с её лёгкой рябью. Синие отсветы дрожат на влажных досках мостика. Несмотря на «сочиненный» в некотором роде, пейзаж, полотно отличается непосредственностью чувства и глубоким знанием русской природы. Александр Бенуа находил в этой картине столько живой жизни, что первым зрителям её «казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в старое выставочное зало». Представленная на передвижной выставке 1891 года «Тихая обитель» принесла автору широкую популярность у зрителей. Сохранились свидетельства о том, что имя Левитана теперь было «на устах всей интеллигентной Москвы». Зрители благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие», которое вызывал в сердцах этот тихий уголок России.


Владимирка

1892 г . ГТГ

Как-то, возвращаясь с охоты, Левитан вышел на Владимирский тракт. Хотя в его времена железных дорог, знаменитая «Володимирка», по которой, звеня кандалами, брели в Сибирь каторжане, уже утратила своё назначение, память о «звоне кандальном» сохранилась. Недаром, создав эскиз, Левитан подарил его своему знакомому студенту, будущему прокурору, с назиданием смотреть и помнить, на что обрекали несчастных людей его предшественники.

Работу над картиной Исаак Ильич начал летом. Стояли солнечные дни. Несмотря на это, пейзаж получился сумрачный, почти лишенный ярких красок. Меж унылых полей в даль за горизонт тянется широкая лента дороги. Над землёй тяжело нависли облака. Невесёлые думы навевает пасмурное небо и тусклые тени облаков. Высокий горизонт усиливает впечатление бесконечности тракта, по которому прошагали навстречу тяжкой судьбе тысячи осужденных. Не все преодолевали этот путь, падали и умирали по дороге. Это о них, о тех, кто упал на обочине, и не смог подняться, чтобы ползти опять, напоминает придорожный крест, возле которого замерла одинокая фигурка странницы, с молитвой обратившейся к иконе. Сколько таких вот безымянных могил под черными от дождей крестами, отмечавшими тяжкий путь каторжников, было разбросано вдоль Владимирского тракта. Мотив уходящего в даль пути, использованный Левитаном, выражает чувство скорби и грусти. Чувство тоски и одиночества господствует в образном строе картины. И всё же, это чувство тоски не единственное, вызываемое картиной. Чувство родины, любовь к неяркой нашей природе, её широте и величию, вызывают дорога, поля и леса, раскинувшиеся под высоким небом.



У омута

1892 г . ГТГ

Эта картина вызывает мрачные ощущения. Неширокая река, через которую перекинуты брёвна. Увы, перебежать на другой берег не просто. Страшно. Берега низкие, сырые, неуютные. Желтовато-серое свечение неба, черная вода, усиливают тревогу. Чувство опасности растёт, чем дольше находишься возле картины. Один неверный шаг по скользким зеленоватым брёвнам и… поминай, как звали! И становится понятным известное выражение «у бездны на краю». Заглядывая в бездну, человек испытывает тёмное, сладкое желание броситься в грозящий гибелью омут. Эффект опасности достигается Левитаном в построении ритмического рисунка разрушенной мельничной плотины и перекинутых через реку бревен. Рисунок умело строится на сочетании нестыкующихся прямых линий, которые отвлекают взгляд зрителя от спасительно центрального бревна лавы и тропинки, затягивая прямиком в омут.

Левитан работал над картиной в Тверской губернии под впечатлением от места, по преданию, вдохновившего Пушкина на создание «Русалки». Однако картина Левитана лишена сказочности. Изображая гиблое место, омут, Левитан думал о личном, пережитом.



Над вечным покоем

1894 г . ГТГ

Эту эпическую картину Левитан писал в Тверской губернии, на озере Удомля, но часовню писал с той, что так полюбилась ему на горе в Плёсе. Работая, Исаак Ильич слушал музыку – траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена. Именно такая торжественная и печальная музыка помогала создавать картину, которую один из друзей Левитана назвал «реквиемом самому себе». В ней отразились размышления живописца о своей судьбе и бесконечном мире, началах света и тьмы, вечности и бренности, человеке и природе.

Прекрасно написано грозовое небо, рваные облака с тусклыми желтыми просветами. Свинцовые облака тяжело нависают над землей. Ощущение тяжести таково, что, кажется, они не позволят взлететь птицам, сомнут крылья, и потому ни одна птица не летает над бесконечным водным простором. Озеро выглядит мрачным и враждебным. Только вой ветра нарушает тишину. Стоит взглянуть на ломаемые ветви кладбищенских деревьев – и ощущение ветра становится почти физическое. На крутом берегу, художник изобразил маленькую деревянную церковь, рядом с которой – заброшенные могилы с покосившимися крестами. Должно быть, давно нет на свете не только детей, но и внуков тех, кто нашёл здесь последний приют и упокоение. Это место вечного покоя. Хотя, в церковном оконце теплится огонёк. Да на островке среди озера можно различить стога сена. Люди живут и трудятся, как много веков назад, однако ни лампадка в церковном оконце, ни следы человеческой деятельности, не могут противостоять величию природы. Левитан – реалист. Живая жизнь природы и человека для него остаётся высшей реальностью.



Золотая осень

1895 г . ГТГ

Классика Левитана. Ученики начальной школы уже знакомы по учебникам с этой золотой рощей и синей рекой. Картина отличается яркостью и повышенной декоративностью. «Очей очарованье!» - воскликнул однажды Пушкин. Есть в нашей российской осени несколько таких сказочных деньков, когда деревья кажутся покрыты драгоценными каменьями вместо листьев, и золото лежит, горит, переливается под ногами. Стоят нарядные деревца и не шелохнутся, даже непоседливый ветер в эти дни складывает крылышки и не играет в золотых кронах. Как прощальное цветение в преддверии суровой зимы воспринимается это золотое убранство природы. И так из года в год, из века в век. Берёзки на полотне Левитана до боли напоминают старинные фрески ярославских и ростовских церквей XVII века.

В то же время – это и пора начала увядания природы. Вода в прозрачно-синей реке холодна. Трава пожухла. Воздух кажется студёным. Но эту картину Левитана никак не назовёшь грустной. Это одно из светлых и радостных произведений великого пейзажиста. Оно не наводит на зрителя тоскливые мысли о надвигающейся унылой поре.



Озеро. (Русь)

1899 - 1900 г. ГРМ

Лебединая песнь Левитана. Над этой большой картиной смертельно больной художник работал много и вдохновенно. Она была задумана под впечатлением от стихотворения Пушкина «Последняя тучка рассеянной бури». Левитан не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, где писалась картина «Над вечным покоем». Хотя в левитановском «Озере» звучит скорее мажорная музыка природы. Она производит впечатление светлым, праздничным звучанием. Можно так сказать, перезвоном неба с белоснежными облаками и чудным привольем воды. У берега озера зеленеет тростник. Вдали виднеются деревни с белыми колоколенками храмов. Жаль, что эта картина через десять лет после смерти художника потемнела, утратила первоначальную яркость. Но и в этом состоянии она производит сильное впечатление. Сохранились два её варианта. Первый находится в Третьяковской галерее, второй в Русском музее.

Многие современники свидетельствуют о необыкновенном трудолюбии Левитана. Примерно за 24 года им создано около тысячи картин и этюдом, и это при том, что художник подолгу трудился над своими полотнами, что-то изменяя и дополняя, а то и полностью переписывая. Его картины выставлялись не только в России, но и за рубежом, в том числе на выставках Мюнхенского художественного общества и Всемирной выставке в Париже в 1898 году. Сейчас картины Левитана можно увидеть в разных музеях нашей страны.


Жизнь Левитана преждевременно и трагически оборвалась в июле 1900 года, от коварного сердечного недуга. Не дожив месяц до своего сорокалетия, он остался художником эпохи классического русского реализма. Ему не повезло стать участником бурных и трагических событий начала XX века. Однако же, судьба Исаака Ильича неразрывно связана с судьбой родных полей и лесов, реки Волги и будущее нашей земли и культуры тесно связано с духом великого пейзажиста.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы