- (от лат. farsum - начинка, фарш)
1) Жанр средневекового народного театра: небольшая комическая сценка или пьеса, как правило, бытовой или сатирической направленности, разыгрываемая между действиями во время исполнения религиозных драм (мистерий) с целью развлечь зрителей. Героями Ф., лишенного поучительности, обычно становились незадачливые мастеровые, ловкие адвокаты, монахи-шарлатаны, смекалистые солдаты, разного рода плуты и мошенники и др. Традиции Ф. ощутимы, например, в пьесах Ж.-Б. Мольера "Плутни Скапена", "Мещанин во дворянстве" и др.
2) В театре XIX и XX вв. комедия- водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами, использующая элементы шутовской игры, утрирования черт характера, поведения, речи персонажа и т. п.
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Средневековый комический театральный жанр - комедия. Фарс - странное дитя двух несовместимых родителей. Если комедия - его матушка, то отцом, давшим ему имя, стал церковный текст, в котором фарсом называли вставки (перевод - "начинка") - Epistola cum farsa или Epistola farsita, впрочем, их было множество в гимнах и даже просто в молитвах. Если продолжить сравнение, рассматривая то здесь не слишком далеко расположилась и столь излюбленная древнеримским населением трагедия. Фарс в данном случае заключался в том, что на арене бедных трагиков пожирали хищные звери под жизнерадостные вопли зрителей. Не зря вспоминается поговорка, что любое действие только впервые может быть трагедией, повторенное дважды - уже фарс. Это перестаёт убеждать. Так что же такое фарс?
Итак, термин закрепился за небольшой драматической интермедией в 12-м веке. Фарс - это и проблемы семьи, и отношения слуги и хозяина, и плутовство, и похождения солдат и студентов, любые как батраков и торговцев, так и судей и чиновников.
Образные ряды пестрят комическими ситуациями, достигаемыми довольно дешёвыми средствами - при помощи потасовок и перебранок. Развитие сюжета предполагает перескакивание из одного места действия в другое, единства нет. Характеры глубоко не раскрываются, персонажи в основном каламбурят и острят. Темы разнообразны и заимствованы чаще всего из окружающей повседневности. Постановочные средства самые примитивные, поскольку подготовки к спектаклям не предусмотрено. К концу 15-го века количество фарсов возрастает, наступает расцвет жанра.
Фарс - это расцвет французского театра
Французский театр при всей его зачаточности уже к 12-му веку приобрёл некоторые чисто фарсовые черты. Построение на остроумных сюжетных ходах. Персонажи - предшественник Арлекина (Herlequin), алхимик, монах. Особенно знаменитой становится трилогия о Потилене, стряпчем, ловкаче и пройдохе. Автор неизвестен. Подозреваются и Вийон, и де ла Саль, и Бланше. Назидательные и политические фарсы сочиняла королева Марго (Наваррская, та самая). Значительно позже постоянно просвечивал фарс в комедиях знаменитого Мольера. Например, или "Проделки Скапена". Критическое время развития театра - 17-й век. Фарс уходит с французской сцены. На его место с триумфом приходит полновесная литературная комедия.
Фарс - это отец итальянской комедии
Фарс, сам по себе не слишком самостоятельное драматургическое действо, оказал огромное влияние на всего мира. В том числе Италия стала настоящим домом для фарса, но в итоге получила талантливое дитя - комедию дель арте, с бессмертными масками Коломбины, Панталоне, Доктора и Арлекина.
Фарс - это главный жанр на подмостках средневековой Европы
Литература и других европейских стран оставила нам в наследство образчики этого жанра. В Германии существовали масленичные игры, бичующие человеческие слабости. В 12-15-м веках в сочинении фарсов чаще всего преуспевали мейстерзингеры (немецкие поэты-певцы), особенно нюрнбергские. Подобно рыцарям, гордящимся происхождением, мейстерзингеры были настоящими профессионалами и уважали искусство поэзии как ремесло. А в Испании творил Сервантес. Самые знаменитые фарсы его гениального пера - "Два болтуна" и "Театр чудес".
Фарс (театр.)
Фарс
(франц. farce, от лат. farcio √ начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками), 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14√16 вв. в западно-европейских странах. Ф. отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Герои Ф. √ горожане. Крестьяне всегда высмеивались, так же как и представители мелкого дворянства. Образы-маски (глупый муж, сварливая жена, тупой судья, врач-шарлатан, учёный-педант, мошенник и т.д.), лишённые индивидуального начала, представляли собой первую попытку создания социальных типов. Ф. были насыщены буффонадой
.
Наибольшую известность получили французские Ф. (15 в.) «Лохань», «Адвокат Патлен» и др. Традиции народного Ф. оказали большое влияние на развитие демократического направления во франц. актёрском искусстве (фарсовые актёры 17 в. √ Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой комедии дель арте
,
англ. Ф. нашёл претворение в комедиях У. Шекспира, исп. Ф. √ в одноактных пьесах Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем. Ф. (фастнахтшпиль
) получил литературное воплощение в творчестве Г. Сакса . Ф. частично был возрожден в конце 19 и в 20 вв. в сатирических пьесах А. Жарри, Б. Брехта. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. 2) В 19√20 вв. жанр буржуазно-коммерческого театра, не связанный с народной традицией: бессодержательные, часто скабрёзные комедии, построенные на внешних комических приёмах.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Фарс комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV XVI веках в западно европейских странах. Приёмы фарсовой буффонады сохранились … Википедия
фарс - а, м. farce f. 1. Связанная с народной традицией комедия XIV XVI вв. сатирического, бытового или иного содержания с широким использованием внешнего комизма; представление такой комедии на сцене. БАС 1. Давались смешные сценки фарсы, в которых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (фр. farce). Небольшое драматическое произведете в комическом, большею частью, банальном духе, комическая пьеса. 2) смешная выходка, забавная шалость. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРС в широком… … Словарь иностранных слов русского языка
Театр на Васильевском Место нахождения Санкт Петербург, Васильевский остров, Средний проспект, 48 Основан 1989 Директор Владимир Словохотов Художественный руководитель Владимир Словохотов Главный режиссёр Владимир Туманов Сайт официальный сайт… … Википедия
- (франц. farce, латин. farsa) один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в… … Литературная энциклопедия
Толковый словарь Ушакова
ФАРС, фарса, муж., и (устар.) ФАРСА, фарсы, жен. (франц. farce). 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц … Толковый словарь Ушакова
Театр «ГИТИС» театр в Москве, отделение Российской академии театрального искусства (ГИТИС). С 1958 года театр расположен в историческом доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, 10; спектакли также проходят на учебной сцене… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Фарс (значения). Фарс (фр. Farce) комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы,… … Википедия
I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия
Что такое фарс?
солдаты и студенты, крестьяне и батраки, судьи, чиновники; комическая ситуация достигается за счет привнесения внешнего эффекта потасовки, перебранки и пр. ; часто много осложнений вносит в действие использование нескольких диалектов, профессиональной лексики, макаронической латыни; индивидуализация речи персонажей Ф. проведена в большинстве случаев достаточно последовательно. Развитых характеров в фарсе нет; как и в фабльо, герои Ф. больше действуют, обмениваются каламбурами и остроумными репликами; нарастание сюжета происходит за счет быстрого переноса действия с одного места в другое, неожиданных разъяснений. В отличие от больших форм средневекового городского театра Ф. не знал длительной подготовки спектакля, не имел оборудованной сценической площадки, обходился самыми примитивными постановочными средствами. Французский фарс, и близкие к Ф. соти были уделом небольших братств и ставились с XIV в. преимущественно парламентскими клерками (clercs de Basoche) и актерами (enfants sans souci). К числу ранних Ф. принадлежат Вольный стрелок из Баньоле (Franc Archer de Bagnolet, 1468) и Trois galants et Philipot, где прекрасно разработан старый мотив хвастливого солдата. Сильно возрастает число Ф. с конца XV в. ; к этому времени относится своеобразный цикл Ф. о Пателене. Три фарса Господин Пьер Пателен 1470, Новый Пателен ок. 1480, Завещание Пателена ок. 1490 рисуют бессмертный образ пройдохи-стряпчего avocat sous lorme. Очевидная популярность этих фарсов, особенно первого, явствует из многочисленных изданий (16 изданий с 1489 по 1532) и тех ссылок на основной Ф. , которые встречаются в Новом Пателене и в Завещании.
На бытовом уровне слово фарс употребляется в переносном значении для определения грубой шутки, эпатажной выходки.