Про деток, от рождения до школы

У каждого поэта имеются стихи, которые относят к пейзажным лирическим произведениям. Особенно это относится к русским поэтам. Все они отметились стихами длинными и стихами короткими, талантливыми и — не очень… Но преобладающая эмоция у каждого такого произведения — восхищение, на грани восторга, вызванная красотой природы средней полосы. Поле, туманный луг, бескрайний простор степи и, конечно, лес. Лес двух сезонов, наиболее любимых русской поэзией: осенний и зимний. Пушкин и Некрасов , Фет и Тютчев и, конечно, выходец из толщи народной — Есенин , все отметились стихами о русской природе. Однако в связи с этим возникает весьма любопытный момент.

Самым важным показателем, эстетическим индикатором, можно сказать, различающим вышеперечисленных поэтов является то, как они воспринимают природную красоту зимнего или осеннего леса. Кто-то просто испытывает восхищение и громко декларирует это, как, например, Пушкин. А для кого-то картина прекрасного — лишь повод к философско-эстетическим аллегориям. Совсем другое дело Сергей Есенин ! После прочтения его стихов, относящихся к пейзажной лирике, возникает щемящее чувство грусти и душевного очищения. Они напрочь лишены вычурности поэтов бомонда, движения и действия героев и персонажей (если они имеются)этих стихов просты и прямодушны. Начните вслушиваться в стихотворение (например, «Пороша» , написанное в 1914 году) и оно пленит вас с первых же строк:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, придающем строкам особую распевность. Рифма в «Пороше» — перекрёстная.

Слова становятся осязаемы и, смешно звучит, обоняемы. Явственно слышен звон подков о ледок на дороге, запах сена в дровнях, крепкий, но не отталкивающий запах конского пота. Кроме хриплых криков ворон ветерок доносит и аромат сена из стога у дороги. Тихо… Картина спящего леса, убаюканного «невидимкой», настолько сказочна, что пробуждает воображение, дорисовыващее сосну — старушку в «белой косынке» ,что «понагнулася», «оперлася на клюку» (просторечия, используемые Есениным ).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Кстати, всё 2-е четверостишие являет собой пример идеальной аллитерации, с её преобладанием согласных (С)

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Помимо сочных зрительных образов пленяет и очень выразительная тоника стихотворения: звоны, вороний грай и пулемётная трель дятла.

От стихотворения Есенина «Пороша» исходит мощная волна магнетизма, присущая именно русской ментальности. Неизбывный, затаившийся глубоко под спудом зов дороги. Когда пустившись в путь русский человек испытывает необъяснимый, какой-то исконно-посконный опьяняющий восторг перед дорогой. Оттого последние строки:

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль

словно взлёт после разбега, неспешно начавшегося в самом начале великолепного стихотворения Сергея Есенина. Здесь всё — и простор, раздвигающий пределы бытия и сознания. Здесь же и бесконечная дорога-идея фикс русского сознания. Дорога, укрываемая словно белой пушистой шалью порошей снега.

Растворение в окружающей природе, ощущение себя частицей этой природы свойственно натурам только утончённым. А кто может достичь высочайшей степени утончённости? Ну, конечно же только поэт и, скорее всего — русский поэт, каковым и является Сергей Есенин, ещё раз доказавший свою гениальность в стихотворении «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку "Мне нравится" или "G+1". Нам важно знать ваше мнение!

Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя. Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина .

Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет . Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…» , «Поет зима – аукает» , «Ты меня не любишь, не жалеешь…» . Не стало исключением и довольно известное стихотворение «Пороша», написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина. Уже в первой строчке названо главное действие героя и лаконично описана окружающая обстановка:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет – черный.

А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна» . Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку» , как будто повязавшись белою косынкой. Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различными художественными средствами . Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась» , «повязалася» , «оперлася» гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.

Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае – союзы словно и будто, а во втором – форму творительного падежа.

Разнообразен и тонический рисунок стихотворения. Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.

Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения. Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль. При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль» (вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.

Конечно, тема дороги , пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.

Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.

И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

Почти у каждого русского поэта есть произведения, в которых читателю представлены пейзажные картины. Есенин не исключение. Его пейзажная лирика дает читателю возможность как - будто созерцать картины природы на яву, подумать о прекрасном, восхищаясь красотами русской земли.

Стих «Пороша» точно так же дает возможность погрузиться в зимний лес. Написан он с помощью четырехстопного хорея. Все описано настолько реалистично, что читая его, чувствуешь прелесть зимнего морозного воздуха и скрип снега под ногами.

В этом произведение нет долгих предисловий, автор сразу говорит о том, что творится вокруг, что в данный момент происходит в его жизни. «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на снегу».

И далее, сразу после четкой постановки действия, он начинает описывать лес зимой, используя при этом разные литературные приемы. Одним из таких есть то, что Есененин использует просторечные слова, характерны для обычной разговорной речи. Это и «понагнулась, повязалась, оперлась». Далее автор использует сравнительные обороты. «Словно белою косынкой...», «Понагнулась как старушка...»

Все это помогает как - бы наводить читателя на ощущение сказки в лесу, на восхищение этой сказочной атмосферой, где оживают деревья, разговаривают птицы и звери. Каких только звуков не услышишь в лесу. Автор использует аллитерацию, частое повторение звука «с». Когда Есенин рассказывает о старушке сосне, то на помощь он призывает ассонанс, в начале третьей строфы часто повторяется звук «а».

Читая произведение «Пороша», представляешь себе одухотворенные образы природы. Все описано так, что пред глазами живые предметы и люди, а не обычный зимний лес. И этим автор хочет еще раз доказать, что главная черта в отношениях человека и природы – это единство.

Анализ стихотворения Пороша Сергея Есенина

Автор очень любил в своих стихотворениях описывать великолепие родных просторов. Строки наполнены теплотой, чуткостью, восторгом. И это естественно, ведь у поэта было очень тонкое ощещения восприятия. Он с точностью мог подметить все, что его окружало, расписать это такими словами, что читаешь, и диву даешься, насколько все может быть красивым и ярким. Его строчки вдохновляли, заставляли переживать моменты вместе с поэтом.

Раннее творчество, в том числе и его стихотворение «Пороша», будто пронизаны невинностью и прохладой. Он пишет в своих строках все, что дорого его сердцу с самого младенчества. В этот период творчества, поэт все чаще начинает вспоминать свое прошлое, где есть резкий контраст со своим настоящим. Есенин устает от суетливой Москвы, ему хочется уединения, покоя, в зимний лес, на природу, где нет никого, где есть только тишина и умиротворение.

«Пороша» не только популярна как пейзажная лирика, но так же здесь проявляется и романтизм. Сирую сосну характеризует с деревенской старушонкой, а лес, зачарованной невидимкой, видит как сказочным спящим королевством. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - здесь описана безмятежность и грациозность. Так же поэт очень хорошо расписывает лошадиную прыть, которая приносит ему великое счастье, а саму дальнюю дорогу, заставляет задуматься и позабыть все свои проблемы и невзгоды.

Поэт мог долгое время наслаждаться красотой природы, чувствуя в ней свое вдохновение, спокойствие. Ему не нужны блага современного общества, известность. И благодаря стихотворениям о природе Есенин получил популярность в обществе. Поскольку, каждый благодаря его стихам, мог представить себе дивную красоту природы, прокатиться на лошадях, почувствовать влажный сырой воздух и побыть наедине с самим собой.

Анализ стихотворения Пороша по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс
  • Анализ стихотворения Пушкина Арион 9 класс

    В своем поэтическом повествований Пушкин выбрал выдумку о древнегреческом Арионе, он был известен как певец. Данный персонаж зарабатывал путем путешествий и исполняя лирические баллады пред знатными зрителями

  • Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс

    Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику. Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев

  • Анализ стихотворения Мандельштама Золотистого меду струя из бутылки текла

    Основной темой лирического произведения, первоначально опубликованного под названием «Виноград», является судьба творческого человека, находящегося в поиске собственного жизненного смысла.

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

Сергей Александрович Есенин - признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

Жанр - Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль ».

Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная ».

Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой ».

Олицетворения – «вороны раскричались», «дремлет лес ».

Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь ».

История создания

Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Тема

Центральная тема - любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения - любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Жанр

Данное произведение является ярким образцом пейзажной лирики. Написано четырехстопным хореем, что придает стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счет гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как « повязалася», «понагнулась», «оперлася ».

Сравнительные обороты « понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты (« серые», «белою», «бесконечная »), олицетворения (« вороны раскричались», «дремлет лес »), инверсия (« повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры (« дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль ») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Ответ оставил Гость

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства . Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах. «Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота . Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы. Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы. И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы