Про деток, от рождения до школы

Почему ребенку нужна игра?

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

К сожалению, некоторые родители недооценивают роль игры. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма . Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Некоторые родители считают, что на игры у детей уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам – настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности . Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.

Для детей конца второго – начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платье и снова надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Это является нормальным – так ребенок осваивает общественно-исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Проследите за играми своих детей.

Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте с ответствующие игрушки.

Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится произведение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.

Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер, и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей.

Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех – четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребенок уже научился игровым действиям, то можно давать ему такие косвенные задания. С детьми четвертого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек.

Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?» действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком минут в день. С детьми 4-5 лет можно играть реже, 1-2 раза в неделю. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время.

Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого? Причина заключается в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребенка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнет развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.

Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослым. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5-6 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д. Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Подготовил старший воспитатель

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

- познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

- образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать . Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

- физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

- речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

- нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

- мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

Развить логику и мышление;
развить мелкую моторику;
научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
осознать и придерживаться правил;
тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
игры на помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Игра – важнейшая часть жизни ребенка, а родители – главные для него люди. Казалось бы, именно родители должны научить малыша играть и с полной отдачей участвовать в детских забавах. Но почему же для многих взрослых игра с ребенком становится тяжкой и даже непосильной ношей? Мамы самых маленьких жалуются: «Мне скучно катать с ним машинки, надевать по сто раз колечки на пирамидку, собирать башенки из кубиков. Но ведь надо!». Дети растут, осваивают подвижные и ролевые игры, но мамы остаются недовольны: в дочки-матери они свое уже отыграли в детстве, да и прятки-догонялки – не самое интересное для взрослого человека занятие. И тут возникает вопрос: а надо ли играть с ребенком в принципе? Действительно ли он нуждается в нашей помощи, ведь игра – это его территория? Или родителям все-таки стоит перешагивать через внутренние барьеры и учиться играть с ребенком? Попробуем разобраться.

Почему нам так сложно играть с детьми?

Игра – особая деятельность ребенка. В игре он не преследует какую-либо цель, а просто получает удовольствие. Только играя, ребенок становится независимым, главным, творцом ситуации – потому что вне игры он всегда занимает подчиненное положение, просто в силу возраста. Неудивительно, что дети так любят играть!

А что же мы, взрослые? С предметами манипулировать мы уже давно научились, и надевание колечка на пирамидку, естественно, уже не кажется нам важным достижением. Мы не нуждаемся в многократном повторении одного и того же действия, и это нормально. Странно, если бы было иначе! Что касается детей постарше, то умение вживаться в ролевую игру у большинства из нас (обычных родителей, не актеров) угасает с возрастом, потому что у взрослого человека другие задачи. Мы любим интеллектуальные, настольные и спортивные игры, которые имеют некую конечную цель, но малыши еще до них не доросли, им интересны пустяковые, на наш взгляд, развлечения. И повторяются они при этом изо дня в день…

Получается крайне странная картинка. Ребенок хочет играть целый день, а взрослым игра, по большому счету, не нужна. Однако родители очень любят своих детей и стараются дать им всё необходимое. Играют, даже когда не хочется, потому что НАДО, или играют изредка, но мучаются чувством вины («мало играю!»). Раздражающая ситуация, не правда ли? Вкупе с общим чувством постоянной ответственности за малыша сомнения в себе, как в хорошей матери, приводят к разнообразным последствиям: покупка огромного количества игрушек, чрезмерная увлеченность мамы ранним развитием, раздражение и усталость от ребенка…

Должны ли родители играть с ребенком?

Никто не будет отрицать – играть ребенку очень полезно. Играя, малыши разных возрастов развиваются интеллектуально, учатся манипулировать с предметами, делают открытия, учатся действовать, как взрослые, проигрывают жизненные ситуации и решают текущие эмоциональные проблемы. Однако для ребенка игра – естественная стихия, в то время как для взрослого она неестественна! Поэтому нам так сложно, и отсюда-то и вопрос заголовка: а должны ли родители играть с ребенком?

Конечно, слово «должны» звучит немного неуместно. Эмоциональные аспекты жизни нельзя вписать в рамки обязательств. Однако вопрос остается – насколько необходимо ребенку вмешательство родителя, помощь в организации игры?

Здесь нужно сказать о нескольких моментах.

1. Ребенку не нужен аниматор, ему нужно общение, включенность в жизнь семьи. Если малыш является центром семьи, он задает вектор ее действий – это ненормально. Мама и папа, бабушки и дедушки не должны плясать вокруг ребенка. Спору нет, вы очень любите своего карапуза, но не стоит отказываться от бытовых дел, чтобы пособирать с ним сортер или разложить домино. Для детского развития намного полезнее, если вы помоете пол или развесите белье вместе, пусть это и существенно усложнит мероприятие. Зато малыш будет чувствовать, что вы – одна команда, занятая общим делом!

2. Давать ребенку интересные игрушки, попутно объясняя, как с ними действовать, «подкидывать» идеи и проявлять внимание к ребенку нужно обязательно! Предоставлять малыша самому себе с утра до вечера – это, разумеется, неправильно. И, конечно, подобная «свобода» не научит его самостоятельности, а просто вселит уверенность в собственной ненужности… Однако и обратная модель, когда родители с утра до вечера придумывают игры для малыша, тоже ненормальна. Какой фантазии, творчества можно ожидать от ребенка, за которого взрослые всегда и всё придумывают?

3. Игра для родителя не должна быть скучной обязаловкой. Лучше играть с ребенком реже, но именно тогда, когда вам действительно этого хочется. Не нравятся догонялки и прятки? Почитайте ребенку книгу, соберите вместе пазл или мозаику, займитесь совместным творчеством – такой досуг ничуть не хуже, чем игры через силу. Главное – ваша любовь и внимание к детям!

4. Чем старше ребенок, тем меньше ему нужно участие взрослого в его играх. Если полутора-двухгодовалому малышу еще нужно мамино присутствие в зоне игры, поддержка и советы, то трех-четырехлетний фантазер уже вполне может обходиться воображаемыми друзьями и общаться с игрушками, создавая целые миры.

5. Если малыш жалуется, что ему скучно, просит поиграть с ним, скорее всего, проблема не в нехватке идей. Ему просто нужно в данный момент «подпитаться» энергией вашей любви. Уделите сыну или дочке немного внимания, поговорите, дайте ему/ей просто посидеть у вас на коленях, и вы увидите, как быстро изменится взгляд ребенка – скуку снимет как рукой! Еще один замечательный вариант родительских действий в случае детской скуки – пригласить малыша поучаствовать в вашем взрослом деле.

6. Не решайте проблему «не знаю, как играть с ребенком» с помощью телевизора и планшета, особенно если вашему малышу нет и трех лет. Электронные гаджеты лишают детей фантазии, творчества и инициативности.

Нужно ли учить ребенка играть?

Вопрос этот опять же неоднозначный. Дети по природе своей склонны к тому, чтобы играть – так зачем же их учить этому?

Обучение совсем маленького ребенка манипуляциям с предметами, например, с той же пирамидкой или сортером происходит естественным образом при общении родителей с крохой. Ласковые поглаживания с потешками, простые игры типа «ку-ку» или «коза рогатая», пение песенок – всё это делает, наверно, каждая мама. Ребенок чувствует любовь и внимание, и он счастлив благодаря всем этим простым действиям. Если назвать их игрой, то да, играть с самыми маленькими нужно. И это совсем не сложно, правда?

Малышу, начинающему ползать, нужна максимальная свобода. Не ограничивайте его манежем или кроваткой, дайте ему изучить пространство вокруг. Это лучшая для него игра, плюс, конечно, он должен быть в непосредственной близости от мамы. Ползая за мамой, хватая специально выделенные для него предметы (необязательно игрушки, это могут быть кастрюли, деревянные лопатки или клубки ниток), малыш получает огромное количество новой информации. И, конечно, мама должна постоянно с ним разговаривать, формируя пассивный словарь.

Детям старше года уже очень хочется участвовать в «общественной» жизни. Они с удовольствием будут помогать вам вытирать тряпочкой пыль, разгрузят стиральную машину или помоют пол. Не беда, что результат пока далек от идеала – зато какое удовольствие получает кроха! Как можно больше гуляйте: физическое развитие у детей раннего возраста во многом определяет умственное. Активная прогулка полезна малышу и снимает с повестки дня вопрос: и чем бы еще занять его дома?

Что касается детей старше 2,5-3 лет, то они уже играют, не просто манипулируя предметами или подражая взрослым в своих действиях. Трехлетка начинает осваивать мир фантазий, и чем меньше взрослый будет в этот мир вмешиваться, тем лучше. Вся ценность и прелесть игры в этом возрасте – в самостоятельном придумывании сюжета! Если игру придумала и организовала мама, малыш с удовольствием включится в происходящее, но будет ли в этом польза для его творческого развития? Дети быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. Поэтому они с легкостью привыкают к получению готовых чужих игр и с легкостью принимают чужие шаблонные идеи, отучаясь выдвигать свои. Ждать от них впоследствии «креатива» не приходится…

Дорогие мамы и папы! Играть с ребенком, конечно же, можно и нужно. Но еще важнее другое – чтобы этот процесс приносил всем радость. Если вы чувствуете себя в душе ребенком и получаете искреннее удовольствие от игры, это прекрасно! Но и отсутствие восторга перед детскими забавами, особенно у мамы, на плечах которой и так множество обязанностей, тоже является вполне нормальным. Хотя бы потому, что мы взрослые, и игровая деятельность в принципе для нас является уже давно пройденным этапом. Не нужно ломать себя, если играть тяжело, для ребенка важнее всего ваша любовь и забота, которые вы проявляете, так или иначе. Совместные прогулки, чтение, творчество, да и просто дела по дому важны для ребенка не меньше, чем пресловутые игры.

Все вокруг только и делают, что кричат о вреде компьютерных игр. Видите ли, плохо они воздействуют на неокрепшее сознание детей и подростков. Сразу находится масса ужасающих примеров, когда заигравшиеся в стрелялки подростки убивали своих одноклассников или членов семьи. Но стоп, это ведь совсем запущенные случаи. Ключевое слово во всех этих трагедиях – «заигравшийся». Если же вы контролируете время игры и не даете ребенку переигрывать, можете быть уверены, что с ним такого никогда не произойдет. Более того, игры помогут ему стать смышленее, собраннее, увереннее в себе и … Давайте-ка по порядку.

Все хорошо в меру. Это золотое правило работает и с видеоиграми. В разумных дозах даже агрессивная игра-стрелялка приносит пользу. Разумная доза – это максимум 1,5 часа игры в день, в идеале – от 40 минут до часа. Ваша главная задача - следить не за тем, какие игры выбирает ребенок, а за временем и не давать ему переигрывать. Все многочисленные исследования сходятся в одном: игра до 1,5 часов в день полезна, а более 3-х – однозначно вредна. Плюс превращается в минус, чем дольше ребенок играет. Это очень-очень важно, поэтому под описанием каждого полезного свойства видеоигр вы найдете предупреждение о том, что будет, если ребенок систематически переигрывает. Если же режим соблюдается, компьютерные игры станут отличным упражнением для мозга и стимулом развития важных человеческих качеств. Итак, поехали!

1. Видеоигры – отличная тренировка многозадачности

Современные популярные видеоигры – чрезвычайно детализированный мир. Каждую минуту перед игроком возникают все новые и новые проблемы и задачи совершенно разного масштаба. Ребенку приходится одновременно делать сразу несколько дел: определять приоритетную задачу, постоянно переключаться между ней и менее значимыми проблемами локального характера, при возникновении новых быстро оценивать степень их важности и то, какое время потребуется для их решения и, конечно, их решать. И все это, как правило, надо делать очень и очень быстро!

Если переиграть: все просто – многозадачность превращается в рассеянность и неспособность структурировать деятельность.

2. Видеоигры делают ребенка целеустремленным

По статистике, 80% игрового времени геймер терпит поражение. Завершение задания, переход на следующий уровень, получение артефакта или победа над противником - все это составляет лишь 20 % времени. Казалось бы, если радостных моментов так мало, почему дети продолжают играть в видеоигры? Ответ прост – у них есть цель. Это навязанная игрой цель, от которой нельзя отказаться, ведь единственная возможная форма отказа – перестать играть. Это заставляет игроков быть целеустремленными. Более того, игры учат детей оптимистично смотреть на поставленную цель, верить в успех и не сдаваться. Геймеры всегда уверены в том, что победа возможна, и надо скорее браться за дело.

Если переиграть: виртуальные цели становятся для ребенка важнее реальных. Развивается пассивность, так как игрок привыкает, что цели всегда ставит кто-то другой.

3. Видеоигры учат общаться

Самые популярные игры – это онлайн-игры. В них ребенок играет не один, а со множеством геймеров, и естественно между ними происходит общение. Ребенок постоянно учиться налаживать взаимоотношения, избегать конфликтов и справляться с ними. В 2009 году в результате одного масштабного исследования было установлено, что дети, которые проводят за видеоиграми около часа в день, лучше адаптированы социально, чем те, кто не играет вообще. Эти дети сами отмечали, что всем довольны и думали, что умеют ладить со сверстниками.

Если переиграть: Согласно тому же исследованию, те, кто играл дольше 3х часов в день, демонстрировали прямо противоположные результаты и имели проблемы в живом общении со сверстниками.

4. Видеоигры улучшают концентрацию и внимание

Вам может показаться, что игра – это способ отдохнуть. Ребенок приходит после школы и таким образом расслабляется. Ничего подобного, он просто меняет тип нагрузки, ведь любая игра требует от геймера концентрации и сосредоточения. Уже много раз было доказано, что люди, играющие в компьютерные игры, лучше и быстрее запоминают информацию и лучше концентрируются. Типичный взрослый человек может концентрировать внимание на 3-4 объектах одновременно, геймер – на 6-7 объектах. Что это дает на практике? Например, меньшую вероятность ошибок по невнимательности при решении школьных задач.

Если переиграть: Нервы ребенка расшатаны, он переутомлен и теряет самоконтроль. Это выражается в раздражительности, криках, гримасничанье, неусидчивости и т.п.

5. Видеоигры воспитывают экспериментаторов

В большинстве популярных компьютерных игр нет правил. Есть цель и задачи, но как ребенку их выполнять, нигде не написано. А значит, ему приходится постигать все опытным путем. Это развивает исследовательские способности, умение сравнивать свои действия и их последствия и на основе этого анализа самостоятельно открывать нормы. Именно этого детям не дает школа, где на все случаи жизни есть четкие правила.

Если переиграть: игровые нормы далеки от «нормальных». Слишком долго действуя в рамках игры, ребенок начинает переносить игровые нормы в жизнь, и у него формируются ложные представления о реальности.

6. Видеоигры развивают чувство ответственности и учат доверять

Онлайн-игры – это полноценные сообщества по интересам. По сути такая игра заключается в постоянном взаимодействии между игроками. Со временем вы заметите, что у ребенка появились онлайн-друзья, точнее онлайн-команда единомышленников. И их так же, как и реальных друзей, нельзя подводить, иначе тебе же будет хуже. Осознание того, что в игре все друг от друга зависят, приходит быстро. Ребенок начинает учиться доверять и полагаться на других, брать на себя ответственность и справляться с тем, за что взялся.

Если переиграть: Чувство ответственности по отношению к интернет-друзьям приобретает нездоровый масштаб. Ребенок боится покинуть игру и тем самым подвести товарищей или стать им ненужным.

3014 2

Для системы дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования. Они предполагают изменения подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он развивается, познаёт взаимоотношения между взрослыми людьми. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» .

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру сделать её увлекательной. Ребёнок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет. Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишённых для него смысла и никак от него не зависящих. Когда ребёнок играет, примеряя на себе разные роли, воспроизводя или придумывая ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти решения. Пусть ребёнок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным – пусть ребёнок проявит фантазию.

О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка. В игре ребёнок обучается:

  • эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей
  • переживать жизненные ситуации других людей, как свои, понимать смысл этих действий и поступков
  • осознавать своё реальное место среди других
  • уважать себя и верить в себя.

Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой деятельности. В игре ребёнок приобретает умение надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: детям предоставляется возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. Свободно выражать свои чувства – этому тоже учится ребёнок в игре. В игре ребёнок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что облегчает реальные взаимоотношения между детьми. Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти отношения. Это так называемые «вредные игрушки» . Игрушки-монстры нередко родом из агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребёнка с такими играми.

Для игр ребёнку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок с правильно подобранным игровым материалом. В условиях детского сада необходимо создать среду для полноценных игр детей. Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп» :

Игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство, игрушечный домик и утварь.

Игрушки для выплеска агрессии. Это солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.

Игрушки для развития знаний о социальных ролях, имитирующие инструменты врача, шофёра и др.

Театральные игрушки для развития эстетического воспитания, воображения, развития речи.

Технические игрушки – транспорт, конструкторы, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление.

Спортивно-моторные игры, способствующие двигательной активности, развитию координации движений.

Музыкальные игрушки. Это погремушки, колокольчики, бубенцы и др.

Дидактические игры. Им принадлежит особое место. Они воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.

Если не играть, не руководить игрой ребёнка в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Поэтому надо взять за правило: несколько раз в день включаться в игру детей, это побуждает их к новым действиям. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Таким образом, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра взрослого и ребёнка не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Список литературы

  1. Андреева А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101-114
  2. Давидчук А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
  3. Дьяченко О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября» , серия «Школьный психолог» . Вып. 2 (14)
  4. Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ / Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М.: ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., Издательство: Линка-Пресс, 2012.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы