Про деток, от рождения до школы

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

сатира

ж. сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока. Сатирическое сочиненье. Сатирик, такой писатель.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

сатира

сатиры, ж. (латин. satira).

    Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира. Ювенала. бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки. Сатира на взяточников. Сатира - плеть, ударом обожжет. Гончаров. Не любит узнавать никто себя в сатире. Крылов. Там (в театре) в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы. Пушкин.

    перен., только ед. Насмешка, обличение. Сатира и мораль смысл этого всего? Грибоедов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

сатира

    Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

    Обличающее, бичующее осмеяние.

    прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

сатира

    Произведение, осмеивающее какой-л. порок, недостаток (в литературе классицизма).

    Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные явления действительности.

    1. Злая насмешка, резкое обличение.

      Смешное подобие чего-л.; карикатура, пародия.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

сатира

САТИРА (лат. satira)

    способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических средств (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Сатира возникает в народной "смеховой" культуре и постепенно охватывает ряд видов искусства: театр и литературу (особенно комедия), публицистику (памфлет, фельетон), изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье.

    В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы (Ювенал).

Сатира

(лат. satira, от более раннего satura ≈ сатура , буквально ≈ смесь, всякая всячина), вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, «редуцированным»; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект).

В отличие от прямого обличения, художественная С. как бы двусюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте», в сфере подразумеваемого. Двусюжетны и другие виды комического, используемые в сатирическом произведении: юмор и ирония ; но для собственно С. характерна негативная окрашенность обоих сюжетов ≈ видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония ≈ комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.

С. ≈ насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие С. в этом качестве ≈ переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств. Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» С., тем выше её способность к возрождению. Эстетическая «сверхзадача» С. ≈ возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком. Провожая «в царство теней все отжившее» (М. Е. Салтыков-Щедрин), духовно «пристыжая» и очищая смеющегося, С. тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классическому определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. как эстетическую категорию, «... в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности» («О наивной и сентиментальной поэзии», см. Статьи по эстетике, М. ≈ Л., 1935, с. 344). Но идеал сатирика выражен через «антиидеал», т. е. через вопиюще-смехотворное отсутствие его в предмете обличения.

Бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность ≈ присущий именно С. способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения, и «... силой субъективных выдумок, молниеносных мыслей, поразительных способов трактовки разложить все то, что хочет сделаться объективным и приобрести прочный образ действительности...» (Гегель, Эстетика, т. 2, М., 1969, с. 312). Субъективная окрашенность С. придаёт ей черты своеобразного негативного романтизма.

Отчётливо осознавшая себя в древнеримской литературе в качестве обличительно-насмешливого жанра лирики, позже С., сохраняя черты лиризма, утратила жанровую определённость, превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басни , эпиграммы , бурлески, памфлета, фельетона, сатирического романа.

Сатирик «моделирует» свой объект, создавая образ, наделённый высокой степенью условности, достигаемой «направленным искажением» реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска. «Экспериментирующая» С. формирует произведение на основе фантастического допущения, позволяющего автору вести рационалистическое исследование объекта. Персонаж здесь ≈ как бы олицетворённое логическое понятие (Органчик у Салтыкова-Щедрина), а сюжет ≈ как бы система интеллектуальных выкладок, переведённых на «художественный язык» («Кандид» Вольтера, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта). Распространённая фигура в рационалистической С. ≈ герой-обозреватель, насмешливо «коллекционирующий» улики.

Иная разновидность ≈ С., высмеивающая ущербную личность, исследующая в психологическом плане природу зла («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея). Типизация здесь всецело опирается на точность и «жизнеподобие» внешних и характерологических деталей.

«Правдоподобное неправдоподобие» являет собою пародийно-ироническую С., изобилующая мотивами «удвоения жизни»: мистификациями, игровыми и театрализованными ситуациями, элементами композиционной симметрии, «двойничества». Она нередко смыкается с юмором (например, у Ч. Диккенса), а также с другими разновидностями С.

Зарождение сатирической образности в античности относится ко времени, когда искусство носило синкретический характер, выкристаллизовываясь из народных игр и культовых действ. На фольклорной основе формируется сатировская драма, древняя аттическая комедия и пародия на героический эпос («Война мышей и лягушек»); позже появляется жанр, название впоследствии «менипповой сатирой» . Как конкретный литературный жанр С. возникает в Древнем Риме (обличения Луцилия Гая, моралистические сатиры Горация и гражданские ≈ Ювенала). Осмеяние нравов получает яркое выражение в романе-мениппее («Сатирикон» Петрония, «Золотой осёл» Апулея) и комедии (Плавт, Теренций). С подъёмом средневековых городов связано развитие анекдота и фаблио , комического животного эпоса, площадного фарса. Возрождению сопутствует сатирический пересмотр идеологических норм средневековья (анонимная политическая С. во Франции ≈ «Мениппова сатира», 2-я часть «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского). Сатирические эпизоды присутствуют в вершинных произведениях эпохи, воплотивших многоликую стихию комического («Декамерон» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» М. Сервантеса, комедии У. Шекспира); они способствуют ниспровержению идей, враждебных гуманизму. Для классицизма характерна сатирическая комедия строго очерченных типов (Мольер), а также стихотворные сатирические жанры (сатира, басня, максима, травестия). В 17≈18 вв. набирает обличительную силу комический плутовской роман (особенно барочный ≈ Ф. Кеведо-и-Вильегас, Х. Гриммельсхаузен и просветительский ≈ А. Р. Лесаж, Т. Смоллетт). Социально-сатирический смех Мольера и испанские комедии развивали комедии П. Бомарше и Р. Б. Шеридана. Идеологи Просвещения создали классические образцы С., философски осмысливающие губительное несовершенство существующего миропорядка (Д. Дидро, Вольтер, Монтескье и особенно Дж. Свифт). Ярким выразителям романтической иронии (Дж. Байрону, Э. Т. А. Гофману, Г. Гейне) свойственно восприятие жизни как в универсально-юмористическом «ключе», так и в социально-сатирическом. С развитием критического реализма чистая С. убывает, проникая во все прозаические жанры (Ч. Диккенс, У. Теккерей). В конце 19≈20 вв. С. совершенствуется в творчестве М. Твена, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека, Я. Гашека, Г. К. Честертона, Б. Шоу, Г. Манна, Б. Брехта, которые обличают пороки современной, переживающей кризис, цивилизации, сохраняя веру в объективный идеал. В отличие от их С., С. модернизма, разрабатывая проблему «отчуждения» человека в буржуазном и тоталитарном обществе, пронизана ощущением безысходности или абсурда (Э. Ионеско). В последние полвека С. вторгается в научную фантастику (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).

На Востоке сатирическое обличение (социальной несправедливости, власть имущих) присуще многим фольклорным произведениям далёкого прошлого («Тысяча и одна ночь», «Панчатантра», анекдоты о Насреддине, притча разных народов). Издревле существует книжная сатира (Дандин, Бхартрихари, Харибхадра Сури ≈ индийская литература; Ван Вэй, Пу Сунлин ≈ китайская литература; Сузани, Гургани, Убейд Закани ≈ персидская литература). Типологически многие явления восточной С. соотносимы с европейской (например, обеим в ранний период присущ аллегорический схематизм).

В русской литературе С. впервые отчётливо проявилась в сатирической повести конца 17 в. (см. Повести древнерусские). Общественную обличительную С. развивают классицисты и просветители (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Басни И. А. Крылова, сатирические стихи Г. Р. Державина, романы В. Т. Нарежного явились в художественном отношении прелюдией к расцвету С. 19 в. Сатирические типы, ставшие нарицательными, навечно-русскими, создаёт А. С. Грибоедов. Богато по эстетической тональности и национально по форме комическое наследие Гоголя, сатирически обозревшего «с одного боку» русский социальный миропорядок («Ревизор» и «Мёртвые души»). Беспощадным обличителем общественных пороков «сверху донизу» с позиций революционной демократии выступил Салтыков-Щедрин («Господа Головлёвы», «История одного города» и др.).

В преддверии советской С. стоит дореволюционное творчество М. Горького (например, сатирические сказки) и В. В. Маяковского (например, саркастические «гимны»). В советской литературе сатирическое начало в чистом виде выразилось в разных жанрах: политические стихи (В. Маяковский), рассказы и повести (М. Зощенко, А. Платонов), комедия («Клоп» и «Баня» Маяковского, «Тень» и «Голый король» Е. Шварца), роман (И. Эренбург, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, научно-фантастический ≈ братья А. и Б. Стругацкие), пародия и эпиграмма (А. Архангельский). Становление советской С. сопровождалось острыми дискуссиями о её природе и функциях.

С. в зрелищных искусствах отражает развитие сатирической литературы. Наиболее значительные явления сатирической драматургии становятся общественным событием после их театральной постановки; это относится в равной мере к комедиям Аристофана, Мольера, Бомарше, А. В. Сухово-Кобылина, Маяковского. Жанр кинокомедии, сформировавшейся к началу 20-х гг., породил наряду с развлекательными произведениями и подлинно сатирические: «Новые времена» и «Диктатор» Ч. Чаплина, советские киноленты «Праздник святого Иоргена», «Добро пожаловать» и др.

В изобразительном искусстве наиболее развитый сатирический жанр ≈ карикатура (в узком смысле), в которой важную роль играет текст. Сатирическая графика представлена также и книжной иллюстрацией (рисунки П. М. Боклевского к «Мёртвым душам», К. П. Ротова и Кукрыниксов ≈ к «Золотому телёнку»). Сатирические мотивы проникают и в живопись («Сатурн» Ф. Гойи); однако здесь они обычно носят характер прямого (несмешного) обличения («Сватовство майора» П. А. Федотова). Новые возможности открывает перед С. телевидение как искусство, обладающее безграничными репортажными потенциями.

Лит.: Белинский В. Г., «Горе от ума», Полное собрание соч., т. 3, М., 1953; его же, «Похождения Чичикова, или Мертвые души», там же, т. 6, М., 1955; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле, М., 1965; Пинский Л. Е., Юмор, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8, М., 1975; Aubouin Е., Les genres du risible, Marseille, 1948; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; Himmel Н., Satire, в кн.: Lexikon der Weltliteratur im 20 Jahrhundert, Bd 2, W., 1961. см. также лит. при ст. Комическое.

А. З. Вулис.

Википедия

Сатира

Сати́ра - резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы , гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.

Сатира (значения)

  • Сатира в искусстве - поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств, высмеивание.
  • Сатира - произведение искусства (изначально, в античном мире - стихотворение) в сатирическом жанре.
  • «Сатиры» (Sermones) - сборник стихотворений Горация.
  • «Сатиры» (Saturae) - сборник стихотворений Ювенала.
  • «Сатиры» - сборник стихотворений Саши Черного, 1910 г.
  • «Сатиры» (Satires, Op. 109) - вокальный цикл Дмитрия Шостаковича для голоса и фортепиано на стихи Саши Черного.
  • «Сатиры» - вокальная сюита Александра Градского на стихи Саши Черного.

Примеры употребления слова сатира в литературе.

Линкольна и, не позабыв уроков юношеского аболиционизма, в меру своих сил боролся за освобождение негров от рабства: острие сатиры направлено главным образом против демагогии идеологов Юга и в поддержку усилий северян.

Нечего и говорить, Аверченко был талантливым писателем, а в последние годы жизни, когда предметом его юмора сделался он сам и его собратья-эмигранты, этот юмор стал глубже, горячей, достиг остроты сатиры .

Линден Стантон отмечает, что до Донна алхимия в литературе присутствовала внутри жанров, связанных исключительно с сатирой .

Сатаны, сошедшиеся собором, дабы хранить и венчать престол тот и поражением своим его восславить, - сатиры , андрогины, шестипалые уроды, сирены, гиппокентавры, горгоны, гарпии, инкубы, змеехвосты, минотавры, рыси, барсы, химеры, мышевидки с сучьими мордами, из ноздрей пускавшие пламя, зубатки, сколопендры, волосатые гады, саламандры, змеи-рогатки, водяные змеи, ехидны, двуглавцы с зазубренными хребтами, гиены, выдры, сороки, крокодилы, гидрофоры с рогами как пилы, жабы, грифоны, обезьяны, псиглавцы, круготенетники, мантихоры, стервятники, лоси, ласки, драконы, удоды, совы, василиски, чрепокожие, гадюки, бородавконогие, скорпионы, ящеры, киты, змеи-посохи, амфисбены, летучие удавы, дипсады, мухоловки, хищные полипы, мурены и черепахи.

Яростные сатиры Диккенса и более мягкие насмешки Мэтью Арнолда, направленные против среднего класса, лишь начало бунта, поскольку британский средний класс не хуже остальных - по крайней мере на взгляд американца в 1863 году.

В эти же годы Баланчивадзе работал музыкальным оформителем спектаклей Театра пролеткульта Грузии, Театра сатиры , Тбилисского рабочего театра и др.

Первая из многочисленных сатир Беранже на родовитое дворянство, которое после реставрации Бурбонов стало добиваться восстановления прежних привилегий.

Но есть в этих образах и дополнительный смысл, который может ускользнуть от сегодняшних читателей: в конце 1630-х годов в Испании упорно циркулировали слухи о связях Оливареса с банкирами-евреями, так что, например, в бесцензурных сатирах того времени клику Оливареса не раз называли синагогой.

Сашу должен был украсть сатир Богомил, а затем, преодолев многочисленные трудности, ее освобождал с помощью мудрого старца молодой пастушок.

Насколько чужды ему буффон и сатир , телом и совестью, настолько же непереводимы для него Аристофан и Петроний.

Тут начался прямо-таки фестиваль сатиры и юмора, все ведь не только плотники, бульдозеристы, вальщики и штукатуры, все еще и остряки-самоучки седьмого разряда.

Я никогда не встречал трусливого сатира и никогда не слышал ни об одном достоверном случае неспровоцированного нападения вийра на человека.

Острейшей антидворянской сатире сопутствовало злое высмеивание ненавистного ханжества, обличались одновременно и наглая преступность и прикрывающая ее иезуитская мораль.

А эта книга, в которой утверждается, что комедия, сатира и мим - сильнодействующие лекарства, способные очистить от страстей через показывание и высмеивание недостатка, порока, слабости, могла бы подтолкнуть лжеученого к попытке, дьявольски перевертывая все на свете, изживать то, что наверху, через приятие того, что внизу.

Аристобул из Кассандрии, Иероним из Кардии, Харес из Митилены, Клеарх, Анаксимен, все командиры, ходившие в походы под его началом, а также Эфипп из Олинфа, Арист с Кипра, Поликлет из Ларисы, Гегесий из Магнесии, Тимей из Тавромении, Филарх из Навкратии, Гермипп из Смирны, Каристий из Пергама, Сатир из Александрии, Агатархид, Асклепиад, Андросфен, Медий и Гегесандр.

Значение слова САТИРА в Словаре литературоведческих терминов

САТИРА

- (от лат. satura - смесь, мешанина, всякая всячина)

1) Вид комического (см. комическое): способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдот ах, пословицах и т. д.

2) Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором резко, язвительно обличаются явления действительности (например, сатиры А.Д. Кантемира "На хулящих учение", "К уму своему", сатирические гимны В.В. Маяковского).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САТИРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САТИРА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-02 Time: 22:58:05 * Сатира — своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме …
  • САТИРА в Высказываниях известных людей:
  • САТИРА в Словаре Одно предложение, определения:
    - такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного. Джонатан …
  • САТИРА в Афоризмах и умных мыслях:
    такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного. Джонатан …
  • САТИРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (лат. satira) 1) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит …
  • САТИРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. satira, от более раннего satura - сатура, буквально - смесь, всякая всячина), вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление …
  • САТИРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Сатира - поэтическое обличение текущей действительности: таковонаиболее полное определение той многообразной литературной формы,которую обиходная речь, а за нею иногда и …
  • САТИРА в Современном энциклопедическом словаре:
  • САТИРА
    (латинское satira), 1) способ проявления комического в искусстве: уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социально-нравственной …
  • САТИРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. В античной литературе и литературе классицизма: литературный жанр, осмеивавший пороки чело-века и общества, а также произведение этого …
  • САТИРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. II прил. сатирический, …
  • САТИРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    САТ́ИРА (лат. satira), способ проявления комического в иск-ве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, к-рые представляются автору порочными. Сила С. зависит …
  • САТИРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда …
  • САТИРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сати"ра, сати"ры, сати"ры, сати"р, сати"ре, сати"рам, сати"ру, сати"ры, сати"рой, сати"рою, сати"рами, сати"ре, …
  • САТИРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) только ед. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сатира …
  • САТИРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Язвительный литературный …
  • САТИРА в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. satira satura (lanx) переполненное блюдо, мешанина) 1) стихотворное произведение в античности и литературе классицизма, осмеивающее пороки, недостатки; 2) …
  • САТИРА в Словаре иностранных выражений:
    [лат. satira 1. стихотворное произведение в античности и литературе классицизма, осмеивающее пороки, недостатки; 2. в литературе и искусстве - жестокое, …
  • САТИРА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • САТИРА в словаре Синонимов русского языка:
    глумление, издевательство, издевка, иронизирование, карикатура, насмешка, осмеивание, осмеяние, пародия, …
  • САТИРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Произведение, осмеивающее какой-л. порок, недостаток (в литературе классицизма). 2) Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные …
  • САТИРА в Словаре русского языка Лопатина:
    сат`ира, …

сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela. 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.

спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в благородном, нравственно-чистом виде. Их наружный вид есть вид козлов, облагороженных человеческими чертами: они имеют растрепанные волосы, тупой вздернутый нос, заостренные уши, похожие на козьи, иногда и наросты (?????) на шее и козий хвостик или лошадиный хвост; их черты носят отпечаток своевольной грубости. Гомер не упоминает о С., Гесиод называет их????? ??????????? ??????? ???? ??????????????, негодными, легкомысленными гуляками. Будучи ленивыми и не имея ни охоты, ни способностей к труду, они развлекаются танцами и игрой; музыка, любовь и вино - их друзья. Они любят сообщество нимф, с которыми бродят по лесам и устраивают веселые хороводы, преследуя их при этом своей навязчивой любовью. Подобно божествам таинственной природы, близость которых чувствовалась внезапно с ужасом в лесной глуши, бродили и С., наводя на людей страх и ужас. Их атрибуты - фирсовый жезл, флейты, сиринги (свирели) и другие музыкальные инструменты, кожаные меха и сосуды для питья. В художественных изображениях они часто являются спутниками Диониса, в вакхическом опьянении, выдавливая виноград, играя на музыкальных инструментах, танцуя с нимфами, сражаясь под предводительством своего бога с враждебными тирренцами и т. д. Младшие С. назывались??????????. В позднейшее время, особенно у римских поэтов, различие между С., панами и фавнами совершенно сглаживается. Страшные и смешные фигуры бородатого Диониса держатся еще некоторое время в усовершенствовавшемся искусстве, но уже в более облагороженном виде, особенно в новой аттической школе следуют более нежные, юные формы, в которых видна грациозность сложения и приятное лукавство. Изображение: отдыхающий С., статуя с Капитолия, вероятно, подражание знаменитому С. Праксителя; представленный молодым и красивым, с флейтой в руке, он опирается на ствол дерева, смотря лукаво и задумчиво вперед.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Слово «сатира» знакомо каждому образованному человеку. Но вот что такое сатира, до конца понять не всегда просто. Ведь сатира - это термин не только из области искусства и литературы, но даже философии, политики и социологии.

Так что же такое сатира в литературе и искусстве? Давайте попробуем разобраться.

Определение

Сатира - это, скорее, нравственная категория, так как служит для изобличения (высмеивания) социальных и человеческих пороков посредством слова, музыки и изобразительных средств. Чтобы сатира не выглядела проповедью, ее разбавляют юмором и иронией. Из художественных средств в сатирических произведениях искусства и литературы используется также гипербола, сарказм, аллегория, пародия, гротеск. Это средства художественного сравнения, преувеличения и высмеивания.

Примеры применения

Ярким примером сатиры в литературе служат произведения Дж. Свифта, М. Твена, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. Зощенко и А. Аверченко. Сатира на эстраде (в шоу-бизнесе) - это артисты-пародисты и исполнители сатирических куплетов. Хрестоматийный пример сатиры в печати - это советский сатирический журнал «Крокодил» и такой жанр журналистики, как фельетон. Представителями сатирического направления в кинематографе можно назвать Чарли Чаплина и Стэнли Кубрика. Современные панк-рок группы, такие как, например, Sex Pistols также используют сатиру в своем творчестве.

Так что такое сатира? Определение этого термина можно сформулировать так: это резкое и яркое обличение различных явлений с помощью комических (художественных) средств.

Сатира в начале своего появления являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Сатира как жанр возникла в римской литературе.

Слово "сатира" происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных – сатиров. Оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутствие в сатире самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения.

Римская сатира наиболее проявилась в произведениях Горация, Персия и особенно Ювенала.

Общепризнанный законодатель литературных правил Буало в своем трактате "Поэтическое искусство" пишет о том, что жанр сатиры более нужен обществу, нежели ода.

С течением времени сатира утрачивает свое значение определенного жанра, как это произошло и с другими классическими жанрами, например, элегией, идиллией и др. Изобличение стало основным признаком сатиры.

Основой сатиры является обличение и смех , с помощью смех автор обличает недостатки, человеческие пороки.

Характерная особенность сатиры – отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого.

Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск . В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет ("Путешествия Гулливера" Дж.Свифта, "История одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина) , аллегория (басни Эзопа, Ж.Лафонтена, И.А.Крылова).

В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков.

Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А.Д.Кантемира. А.Д.Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д.Ю.Ювенала, Н.Буало. Сатиры А.Д.Кантемира делились на философические и живописные. В.А.Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А.Д.Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские – "живописные", т. е. представляют собой галерею портретов носителей порока; заграничные сатиры – "философические", поскольку в них А.Д.Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом.


Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И.А.Крылова , сатирические стихи Г.Р.Державина . Потом А.С.Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н.В.Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России.

Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н.А.Некрасова ("Размышления у парадного подъезда" , "Современная ода " и др.).

Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко , Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи и др.

Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д.Бедного, сатирах В.Маяковского , новеллах М.Зощенко, сатирических романах И.Ильфа и Е.Петрова, драматических сказках Е.Шварца, очерках и фельетонах М.Кольцова, комедиях А.Безыменского.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы