Про деток, от рождения до школы

Роман «Евгений Онегин» - это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой - Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин - дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум...

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений - это «добрый... приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

Но труд упорный Ему был тошен...

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна - это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».

Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин - это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.


В романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкин раскрывает проблему нереализованных возможностей личности, создавая образ "лишнего" человека. Евгений - главный герой - личность, которая упускает шанс воплотить свои лучшие качества в реальность. Он проживает пустую жизнь, растрачивает собственный потенциал за бессмысленными развлечениями и охладевает к жизни.

Но действительно ли Онегин - "лишний человек"?

Одним из характерных типов людей в русской литературе 19 века является тип лишнего человека. "Лишний человек" - это герой, который умен, образован и одарен, но по каким-либо причинам не способен реализовать себя в обществе. Такой тип людей находится в поисках своей цели и смысла жизни, но найти истинных ему не удается. Следовательно, "лишний человек" разочаровывается в жизни, в людях. Ничто уже не кажется ему настоящим и прекрасным, он утрачивает былые возможности, проводя время за пустыми развлечениями. Причиной именования такого героя "лишним" является его совершенная бесполезность для общества: он либо причиняет вред, либо бездействует и проживает свою жизнь зря, зачастую находя себя в страданиях.

Родоначальником типа лишнего человека является А.С.

Пушкин. Впервые "лишний" человек в русской литературе появляется в романе "Евгений Онегин", где представитель данного типа - главный герой. Онегин, безусловно, обладает рядом положительных качеств, но все они отчасти блекнут на фоне его эгоизма, гордости, тщеславия и равнодушия. Несмотря на обладание качествами, которые предоставляют ему возможность реализовать себя, изменения в характере и переосмысление собственных чувств в конце романа, Онегин, как и свойственно "лишнему человеку", упустив возможности, не реализует себя в обществе и остается наедине со своими страданиями.

Несомненно, Онегин умен. "Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал", "Онегин был по мненью многих...Ученый малый", "Он знал довольно по-латыне". Но тут же проявляется и его тщеславие.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока.

Это говорит о том, что Онегин, хоть и знал вполне достаточно, стремился казаться более умным, чем есть на самом деле. Если говорить о его поступке по отношению к Татьяне, когда та признается ему в любви, герой проявляет благородство. Несмотря на то, что Онегин не верит в серьезность и ее ("Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты"), и своих чувств("Но я не создан для блаженства"), в тот момент он заботится о Татьяне, о ее чувствах. Он не желает разбить ей сердце, но и заставлять страдать в отношениях с ним не хочет.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Но проявляется здесь и некоторое равнодушие Евгения. Это неверие в настоящие искренние чувства присутствует в характере героя оттого, что он "к жизни вовсе охладел". Пустым звуком для Онегина не является и честь. Главное подтверждение - отношение героя к дуэли. Несмотря на то, что на дуэль Евгения вызывает Ленский, его друг, он, руководствуясь понятием о чести, не отказывается от вызова.

Звал друга Ленский на дуэль.

Онегин с первого движенья,

К послу такого порученья

Оборотясь, без лишних слов

Сказал, что он всегда готов.

Но и в этом происшествии Онегин проявляет отрицательную сторону характера - гордость. Герой, "Всем сердцем юношу любя", принимает вызов Ленского и убивает его. Гордость также, как и честь, не позволяют Евгению отступить. Онегину также присущ эгоизм. На протяжении всего романа по большей части его заботят лишь собственные чувства. От умирающего дяди ему нужно было лишь наследство, Евгению было скучно "вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!". В конце романа он проявляет эгоизм по отношению к Татьяне. Когда он встречает Татьяну вновь, он думает лишь о том, как сильно он страдает, не имея возможности добиться девушки. Он не задумывается, насколько тяжело приходится ей в сложившейся ситуации, как болит ее сердце.

Онегин - перспективный человек, об этом говорит его характер. Он мог бы добиться многого, мог бы быть счастлив и успешен, но, к сожалению, как человек, относящийся к типу "лишних", он не реализует свои возможности. Именно этот герой в романе А.С. Пушкина раскрывает проблему нереализованных возможностей личности. Помехой реализовать себя у Онегина выступает общество. Он устает от светской жизни, ничто его не трогает, не вызывает каких-либо эмоций или глубоких чувств.

Рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели.

Нереализованные возможности - причина его несчастья. Он не находит своей цели, смысла жизни и остается совершенно один, разочарованный в жизни, что также характерно для типа лишнего человека.

"Евгений Онегин" - роман нереализованных возможностей. Главный герой не находит места в обществе, устает от своего образа жизни и приходит к разочарованию. Несмотря на потенциал Евгению не удается реализовать себя в обществе, что и характеризует его как тип лишнего человека.

При всей широте тематики роман «Евгений Онегин» - это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, перед декабристским восстанием 1825 года. Основная тема его - передовая личность в её отношений к дворянскому обществу и народу. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Онегина в романе Евгений Онегин. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции - Онегина, Ленского и Татьяны.

Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них (и во всём романе) Евгения Онегина.

Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.

Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.

Растлевающее влияние «света» ещё более удаляло Онегина от народа. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.

Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярём он барщины старинной Оброком лёгким заменил. . .

Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.

Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.

Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину её натуры и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.

В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», по и это не рассеяло его.

Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нём вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к пей: он опять не понял глубины её запросов.

Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается.

О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям он не смог бы её напечатать; более того, и хранить её у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжёг написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные разрозненные кусочки начальных строф главы.

Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но насколько точно это свидетельство, неизвестно.

В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин - типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Эта дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды Молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:

«...Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... нет ничего общего между ним и народом...»

Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы - более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,- говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и, во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».

На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,- искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин сурово осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.

1. Детство и юность Онегина.
2. Жизнь в деревне.
3. Путешествие и возвращение в Петербург.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» образ главного героя дан в развитии. Сначала автор вскользь упоминает о детстве персонажа — вскользь, потому что воспитание Евгения было достаточно типичным для детей дворян, живущих в столице. Писатель весьма подробно перечисляет, в каких сферах его герой имеет определенные познания. Мы можем сделать вывод, что Онегин получил относительно широкое, хотя и довольно поверхностное образование. Впрочем, он превосходно умел то, что необходимо в светском обществе:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...

В романе нет указаний на то, что в юности Онегин поступал куда-либо на службу. Если об отце Евгения Пушкин пишет «служив отлично-благородно, долгами жил его отец», то о сыне нет и намека на какую-либо деятельность. Напротив, все, что пишет автор о петербургской жизни своего героя, убеждает в том, что Онегин не занят ничем серьезным — иначе откуда у него масса свободного времени, что ему «поспеть немудрено» на три празднества в день? Впрочем, в романе есть одно место, которое как будто указывает на то, что герой Пушкина одно время служил по военной части: «Но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец». Но даже если Онегин и числился где-то, то, вероятно, при штабе, в серьезных боевых действиях он едва ли принимал участие — по крайней мере автор об этом ничего не говорит.

Зато Пушкин описывает обеды в лучшем петербургском ресторане, посещение театра, неоднократно указывает на то, что его герой тщательно следит за модой — но где же во всем этом личность самого героя? Пожалуй, главной характеристикой Онегина на этом этапе его жизни являются успехи в «науке страсти нежной», то есть в искусстве любовного обольщения.

Итак, казалось бы, молод, хорош собой, успешен в любовных делах, свободен — Это ли не счастье?

Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?

Скуку, которая охватывает героя романа, ничто не в силах победить. Онегин скучает в свете, любовные проказы больше не веселят его. Чтобы отвлечься, он попытался взяться за литературную деятельность, но «труд упорный» ему оказался «тошен», и недаром Евгений не был приучен к труду с детства. Пушкин пишет об Онегине, как о своем приятеле, и упоминает о том, что Евгений готов был вместе с ним отправиться в путешествие. Также автор сравнивает своего героя с Чайльд-Гарольдом, персонажем поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». В самом деле прослеживается определенное сходство между этими персонажами. Пушкин продолжает развивать тему, затронутую английским поэтом. Чайльд-Гарольд, как и Онегин, провел юность в праздности, в вихре развлечений, но вскоре утра ил к ним интерес и отправился в путешествие. Однако Онегину отправиться в странствие предстоит позже: он внезапно получает наследство и уезжает в деревню.

Период деревенской жизни Онегина — это время наиярчайшего раскрытия его личности, причем как положительных, так и отрицательных качеств. Так, Онегин не скрывает высокомерного пренебрежения к соседям, малообразованным, ограниченным сельским помещикам. Заслышав «их домашни дроги», он садился на коня и уезжал из дома, отчего и прослыл среди соседей «неучем». Однако в дружбе с Ленским проявились и весьма достойные качества Онегина:

Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству...

Благородно повел себя Онегин и с Татьяной, которая искренне его полюбила и смело призналась в своих чувствах. Онегин не предпринял попыток воспользоваться доверчивостью и неопытностью девушки, а честно ответил, что не считает себя человеком, способным сделать ее счастливой. Кроме того, он остерег девушку на будущее от слишком непосредственного проявления чувств: «Не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет». Но в то же время раскрывается и душевная холодность, опустошенность Онегина. Его не расшевелила чистая, горячая любовь девушки, которую он между прочим отличил из двух сестер: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. Итак, Онегин способен оценить духовное богатство и силу чувств других людей.

Хоть он людей, конечно, знал,
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Однако это принадлежит к сфере ума: Онегин, несомненно, умен и образован, но чем живет его душа? Он растратил свои чувства на пустяки, и теперь, когда ему встретился человек, достойный настоящей, глубокой любви, Онегин замкнулся в? своей скуке.

Во время жизни в деревне обнаруживается и духовная несвобода Онегина. Он как будто презирает людей и их мнение и слепо воспроизводит старинный ритуал дуэли, хотя между ним и Ленским нет настоящей вражды, напротив, недавно они были друзьями, и все недоразумения, возникшие между ними, легко разрешить без кровопролития:

Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

«Ложного» — не это ли ключ к характеру Онегина, к его скуке? Этот человек вполне способен отличить истинные ценности от ложных: он недоволен собой, когда принимает вызов Ленского, так как понимает, что должен был проявить себя «не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с честью и умом». Онегин знает, что есть честь подлинная, а что формальная — ложна. Однако выбор он делает в пользу ложного, мучительно ощущая свою неправоту. Но, сделав выбор, зачастую назад повернуть невозможно: Ленский убит, и этого ничем не исправишь.

Путешествие Онегина, о котором Пушкин упоминает вскользь — это попытка убежать от угрызений совести, от воспоминаний, от привычного образа жизни, от себя самого. Но эта попытка оказывается тщетной: путешествия надоедают Онегину, так как не устраняют его душевной пустоты, так как они всего лишь «странствия без цели». Так Пушкин обнажает перед читателями главную причину скуки Онегина — отсутствие цели: Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Внезапная любовь к Татьяне, с которой Онегин встретился в Петербурге, кажется, могла бы стать толчком к духовному перерождению героя пушкинского романа. Но Татьяна замужем, она сделала выбор и относится к нему со всей ответственностью. Онегин когда-то тоже сделал выбор, отказавшись от того, что ему предлагала судьба. Татьяна потеряна для него —- будущее Онегина остается неопределенным, так как роман обрывается. Возможно, автор, оставляя финал открытым, дает понять читателю, что Онегин еще может найти себя, но может так и прожить всю жизнь бесцельно



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы