Про деток, от рождения до школы

Направление «Познаватель но- речевое развитие» Образовательна я область «Познание» Образовательная область «Коммуникаци я» Образовательна я область «Чтение художественной литературы». 1.Сенсорное развитие; 2.развитие познавательно исследовательско й и продуктивной деятельности; 3.формирование элементарно математических представлений; 4.формирование целостной картины мира. 1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; 2.развитие всех компонентов устной речи детей; 3.практическое овладение воспитанниками нормами речи; 1.формирование целостной картины мира; 2.развитие литературной речи; 3.приобщение словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса




Формирование словаря. Задачи: Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, и видов транспорта(……) Развивать умения различать называть детали и части предмета(у платья- рукава, воротник карманы пуговицы),(«Чего не хватает?», «Найди части предметов») качества(цвет и его оттенки, формы, размер), особенности поверхности(гладкая, пушистая, шероховатая), материалы и их свойства (бумага рвется и размокает, стеклянные предметы бьются) («Чудесный мешочек»,«Поварёнок»)местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом) Обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы(тарелка- блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дублёнка) Развивать умение понимать обобщающие слова(одежда, посуда, мебель овощи и т.п.) игры(«что в чем», «четвёртый лишний», «назови одним словом»); называть части суток, домашних животных и их детёнышей, овощи и фрукты.


Работа по обогащению и уточнению словаря предполагает активное познание ими окружающей действительности через организацию основных видов деятельности: игровую, бытовую, и непосредственно образовательную деятельность. При этом ведущим выступает метод распознающего наблюдения. С помощью различных анализаторов и разнообразных обследований(надавить на предмет, согнуть, потянуть, измерить; сравнения с известным, пробных экспериментов, вопросов к взрослому. Для обогащения словаря детей используются следующие приёмы: -- Интонационное акцентирование внимания детей на новом слове; многократное повторение речевого образца для его дословного воспроизведения; употребление нового слова(определения) в различных речевых высказываниях; использование нового слова и рассматривание предмета. Вопросы к детям, требующие ответа- констатации(что? Где? Какой?) или ответа – размышления(как? Почему? Зачем?) Напоминание известного ребёнку слова; образование слов по аналогии, договаривание детьми слов преднамеренно пропущенных воспитателем.


Звуковая культура. Задачи: 2. Развивать моторику речедвигательного аппарата. Артикуляционный аппарат – это совокупность органов обеспечивающих образование речи (артикуляцию); включает: голосовой аппарат, мышцы глотки, языка губ, щёк, нижней челюсти, зубы. (Комплексы артикуляционной гимнастики) -слуховое восприятие, речевой слух: «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь?», «Угадай, чей голосок?», «Что звучит?» - речевое дыхание: вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения «Загони мяч в ворота», «Фокус»,»задуй свечу» В оспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе, п утём подражания речи взрослого. 2. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки. Уточнять и закреплять артикуляцию звуков. А, У, О, И; М, Н, П, Б, В, Ф, Т, Д, с, з, ц, к, г, Развитие мимики лица способствует правильной артикуляции гласных и простых согласных звуков, а в дальнейшем и более сложных звуков (лёгкий массаж лица, миогимнастика). Чтобы речь была отчётливой и чистой, дети должны научиться широко открывать рот, что достигается правильным произношением гласного звука А. Для постановки звука А подойдут такие упражнения как: «Покажи горлышко врачу», «Покачаем куклу», «Потянем ниточку» и т. д.


Дети должны научиться плотно смыкать губы. Этому способствует чёткое произнесение звуков:М, П, Б. Упражнения: «Открой бутылочку», «Паровозик» - (п,п,п…), «Барабан» - (бом, бом…), «Поцелуй ручку», «Позови собачку», «Останови лошадку». Научив ребёнка правильно произносить звук И, в дальнейшем проще научить произносить согласные С, З. При этом нужно обращать внимание на положение языка (за зубами у детей с межзубным сигматизмом). Упражнения: «Заборчик», «Улыбка», «Частушки», «Язычок спит и посвистывает», «Насос», «Водичка течёт», «Комар звенит». Упражнения в чётком и правильном произношении звука Т создают благоприятные условия для усвоения звука Ц. При звуках Т, Д, Н язык находится за верхними зубами, как при звуках Ш, Ж, Р, Л. Упражнения: «Барабан», «Пулемёт строчит», «Молоток стучит». Правильное, чёткое произношение звуков О, У во многом обуславливает появление у ребёнка шипящих: Ш, Ж, Ч, Щ. Упражнения: «Хоботок», «Позови собачку», «Дудочка», «Рупор». Формировать умение произносить слова и короткие фразы, с естественными интонациями.


Грамматический строй речи. Задачи: Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже: Употреблять существительные с предлогами (в, на, под, около) Помогать употреблять в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа; форму мн. числа существ. в родительном падеже(ленточек) Заниматься словотворчеством, подсказывать им правильную форму слова Помогать детям получать из нераспространённых простых предложений распространённые путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами(мы пойдём в зоопарк и увидим слона, зебру, и тигра.)


Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.


Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»). Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Управление грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми в режимных моментах, в трудовой деятельности и во взаимодействии с родителями. Такое общение может разворачиваться в форме речевого взаимодействия двоих собеседников (диалог), но может принимать и групповые формы (полилог). В зависимости от возраста формы организации


Приёмы и методы, способствующие лучшему усвоению материала: Чередование хоровых и индивидуальных ответов; Использование разнообразных игровых ситуаций: игра- инсценировка; Обоснование необходимости выполнения задания; Сочетание упражнений с игровыми приёмами; Мотивированная оценка ответов детей(детям приятна оценка, « исходящая» от присутствующего на занятии персонажа; Подготовка детей к восприятию ответа сверстника; Использование физкультурных пауз


Связная речь. Задачи: Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослыми и другими детьми (предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги и наборы предметов)


Организация работы: 1. Непосредственно образовательная деятельность через организацию основных видов деятельности; 2.образовательная деятельность в режимных моментах; 3. образовательная деятельность в самостоятельно трудовой деятельности; 4. образовательная деятельность во взаимодействии с родителями.


Итак, к 4 годам ваш малыш: Владеет словарем примерно в 1500 слов Начинает употреблять сложные предложения Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что...» И «я надеюсь, что...» Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени Правильно произносит звуки «п», «б», «т», «д», «ф» «в», «к», «г», «х», «с», «з», «ц», «м», «н», «ы», «э».


НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ Показатели речевого развития Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами Использует в речи приставочные глаголы Появляется словотворчество Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) Может произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи Может пересказать знакомую сказку близко к тексту Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки


НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ Показатели речевого развития от4 до5 Использует родовые названия предметов Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии Может подбирать к словам антонимы Продолжается словотворчество Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) Определяет наличие звука в слове Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) Может составить рассказ по картинке или серии картинок Начало формирования внутренней (планирующей) речи Звукопроизношение полностью соответствует

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» - Презентация и распространение педагогического опыта. Пересказ. Логопед. Составление шуточного рассказа. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Педагоги. Формы приветствий. Развитие связной речи. Пересказ рассказа. Рассказы по серии сюжетных картинок. Составление комбинированных рассказов.

«Развитие связной речи у дошкольников» - Силуэтные изображения. Приемы работы. Творческий рассказ. Разнообразие видов работ. Предметные картинки. Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине. Геометрические фигуры. Скованные одной целью. Использование приема наглядного моделирования. Творческая сказка. Рассказы-описания по пейзажной картине.

«Средства речевого развития дошкольников» - Технология обучения детей составлению сравнений. Организация взаимодействия специалистов ДОУ. Приемы развития связной речи дошкольников. Постановка. Методы и приемы в контексте развития речи детей. Содержание семинара-практикума. Нетрадиционные методы. Ресурсный центр по речевому развитию дошкольников.

«Игры по развитию речи» - Телефон. Скороговорки. Игры на развитие речи. Кто есть кто. Комплексный подход. Кукла спит. Учите малыша считалкам. Кто дольше. Яблоко. Повтори за мной. Артикуляционный аппарат. Длинные слова. Угадай животное. Чем заняться. Течёт речка. Проводи мишку. Речевое развитие. Скачок в развитии речи. Дудочки и свистульки.

«Речевое развитие дошкольников» - Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Структура программы «Истоки». Общение. Образовательная область. Образовательная область «Коммуникация». Работа по закрытой картинке. Задачи речевого развития. Дошкольное детство. Колобок. Цели образования. Компетентностный подход.

«Методы развития речи» - Профессиональные умения. Метод имитации. Рассуждение. Привлечение внимания. Приемы работы над словарем. Метод пересказа. Действия обучающего. Метод разговора. Образец. Диалогические умения. Дидактические требования. Культура речепроизношения. Связная речь. Звуковые единицы языка. Формирование грамматического строя речи.

Всего в теме 27 презентаций

Доклад выступления учителя-логопеда МБДОУ № 89 «Крепыш»
Столярской Светланы Валерьевны

Данный доклад, собранный по материалам различных источников, в том числе и популярных интернет-ресурсов, зачитывался на общем родительском собрании.
Доклад сопровождал мультимедийную презентацию

Тема: Формирование компонентов устной речи в игре

Цель: информирование родителей (законных представителей) о компонентах устной речи, возможности их формирования в игровой форме
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы вам рассказать о том, из каких компонентов складывается устная речь детей и о возможностях ее формирования в игровой форме.
В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Формирование лексического строя речи (словаря)
Развитие связной речи
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование

Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.

Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека.
Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. В своей речи он активно использует антонимы (грустный - весёлый, высоко - низко), синонимы (например, пес, собака, псина), слова – действия, слова – признаки.
Под задачами речевого развития понимают Воспитание звуковой культуры речи, куда входит
Развитие фонематического слуха и восприятия (узнавание неречевых звуков, речевых звуков)
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Коррекция звукопроизношения (отсутствие, пропуски, замены, искаженное произношение звуков)
Развитие плавного речевого выдоха
Формирование лексико-грамматического строя речи, куда входит
Активизация употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов
Обучение пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий
Обучение словоизменению и словообразованию
Развитие связной речи, куда входит
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Кроме того, существуют выразительные средства речи, такие, как темп и ритм речи, высота и сила голоса и интонационная выразительность

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее доступным видом развития связного высказывания является диалог.
Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении.
В логопедической практике используют следующие виды связной речи:
Рассказ-описание предмета;
способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения. Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: что ты знае6шь о предмете? Что предмет расскажет о себе?
Загадки-описания предметов;
Образец загадок-описаний дает взрослый используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой? Угадай моё название?

Сравнительный рассказ-характеристика;

В нем описываются два предмета с контрастными признаками. Предметы противопоставляются по величине, цвету, форме, деталям, материалу и т.д. После выделения различий определяются общие признаки.

Рассказ по серии картинок;
развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.
Работа над серией последовательных картинок включает приемы:
Определение последовательности событий;
Ответы на вопросы по каждой картинке;
Образец рассказа или сказки данный взрослым;
Рассказы детей с опорой на картинки;
Рассказ без зрительного подкрепления;
Инсценировка сюжета;
Пантомима (обыгрывание действий персонажа без слов).
Рассказ по сюжетной картинке;

Рассказ из личного опыта;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

Сочинение сказок и рассказов;
Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.
Чтение стихов наизусть
Для успешного формирования устной речи детей необходимо создать благоприятные условия:
вызвать интерес у детей и избегать быстрого утомления. Игра, рисование. Художественное слово и другие средства побуждают познавательную активность ребенка.
Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка.
Взрослый, находящийся рядом с ребенком, предлагает игру, способствующую освоению языка, знаний об окружающем мире.
Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи.
“Найди по цвету”
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
“Назови ласково”
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Покажите ребенку предмет, затем объясните, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково или назвать такой же маленький предмет.
Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик

Спасибо за внимание!

Структурные компоненты речи

Речь, как известно, состоит из различных структурных компонентов, в числе которых можно выделить звуковой состав, словари (активный и пассивный) и грамматический строй.

Видами речи являются устная и письменная речь. В процессе совершения речевых актов принято выделять импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны речи.

Звуковой состав речи изучается такой наукой как фонетика, в ведении лексикологии находится изучение словарей, грамматическую основу речи изучает грамматика. Поэтому фонетика, лексика и грамматика образуют единую систему языка. В своей структурной совокупности все языковые компоненты образуют единой целое и находятся в структурных взаимосвязях друг с другом. В частности взаимосвязанными и взаимообусловенными являются звуковой строй, грамматика и словарный состав .

В этом перечне структурных компонентов наибольшая обобщающая сила принадлежит словарному составу, потому что именно словарный состав обладает наибольшей степенью охвата других элементов языка.

Слово вообще считается основной структурной единицей языка и во всей совокупности его грамматических форм является основой построения речи. Грамматика представлена двумя большими разделами: морфологией (законами изменения слов) и синтаксисом (законами сочетания слов в предложении).

Морфологической изменение слов производится с помощью системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений при неизменяемости основы (корня) и системы фонематических чередований в основах и изменений места ударения в отдельных формах.

Слова, как основные структурные элементы языка образуют другие единицы речи - предложения. Предложения образуются из слов словаря человека, связанных посредством их формы и порядка расстановки в предложении, служебных слов (предлогов, союзов, частиц), интонации.

Таким образом, морфология изучает проблемы и решения формообразования, словоизменения и словообразования, а синтаксис изучает вопросы структурного состава предложений, связи слов, входящих в предложения, типов предложения .

Взаимная связь слов в русском языке обычно выражается способами согласования, управления и примыкания. В преобладающем большинстве наблюдаются связи согласования и управления, в меньшей степени - способы примыкания.

Согласование слов заключается в сильном уровне видимости взаимосвязи подчиняющего слова и подчиненного (колыхалась спелая рожь или косили спелую рожь). При управлении во время изменения подчиняющего слова изменения подчиненного не происходит (гордится победой, гордость победой). Примыкание отличается тем, что в качестве подчиненного слова употребляется неизменяемое слово (сидел справа, читал стоя, солнце светит ярко).

Что касается синтаксического и морфологического анализов, то синтаксический анализ является более широким в сравнении с морфологическим. Особенностями синтаксического анализа является его выход за пределы слов, в то время как морфологический опирается на значимые части слов (корень, суффикс, приставка, флексия).

Все вышеперечисленные закономерности обязательно отражаются в речевом развитии ребенка и происходят также последовательно как и само речевое развитие (при развитии речи в норме) .

Развитие речи подразделяется на доречевой период, связанный с накоплением первичного жизненного опыта ребенком, и речевой период, в процессе которого реализуется как накоплении словарного запаса, освоение звуковой структуры речи, так и освоение всех вышеперечисленных взаимосвязей.

Рассмотрим подробнее речевой период развития ребенка и его закономерности.

Формирование словаря начинается у ребенка в самом начале речевого периода, что и определяет название самого периода. Начало освоения словаря происходит в конце первого года жизни ребенка. Этот период характеризуется отсутствием разделения между звуком, словом и предложением, слово является предложением и выражается различными вариациями звукоподражания (а - зовет ребенок мать, у-у - просит он машину, ам-ам - собачку). Объясняется это тем, что в данном периоде развития речи смысл просьбы или мысли ребенка больше выражается интонацией и ритмом, отраженных в том или ином звуке. С развитием словаря интонация и ритм начинают выполнять служебную функцию и подчиняться слову, а впоследствии - фразе.

Как уже было сказано, в нашей речи словарный запас, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но, необходимо отметить, что развитие каждого из них происходит в зависимости от психически особенностей ребенка .

Обычно в возрасте начиная с 3 месяцев до года ребенок должен систематично осваивать механизмы произношения большинства звуков: гортанных вовремя гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевых согласных (ф - в, с - з) и других звуков. Многие дети осваивают даже раскатистый звук р.

Последовательность появления звуков объясняется: а) близостью артикуляции звука к двигательным безусловно-рефлекторным реакциям (актам сосания, жевания, глотания); таковы, например, звуки п, б, м; б) сложностью артикуляционных укладов звуков (самые сложные по артикуляции звуки - шипящие, р и л появляются самыми последними).

После первичного освоения звука, их произношение закрепляется ребенком с помощью многократного повторения простых открытых слогов в период лепета типа па-па-па, да-да-да и т. п. Повторение также имеет свои особенности: в начале оно основывается на рефлекторном самоподражании, а в возрасте от 5 месяцев основывается на эхолалическом повторении за окружающими людьми. Возрастной период от 5 месяцев также характеризуется усвоением артикуляции окружающих.

Очень важным является то, что при освоении словаря ребенок заново начинает осваивать произношение звуков, но уже в составе слов. Поэтому начальный период освоения словаря характеризуется неустойчивостью произношения многих звуков ребенком и различным качеством произношения одного и того же звука в разных словах.

В младшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдается неустойчивость произношения и отмечаются дефекты речи как при произношении свистящих, так и шипящих звуков, соноров р и л. Менее часто наблюдаются дефекты смягчения, а также дефекты озвончения и йотации. Все эти нарушения минимизируются в процессе каждодневной практики произношения. Произношение становится все более автоматичным, точным и устойчивым. Каждодневный опыт общения и физиология механизмов речи позволяет ребенку не только произносить слова, но и слышать себя, чтобы впоследствии корректировать произносимое. То же наблюдается и при освоении артикуляции окружающих и их произношения: ребенок повторяет за говорящими людьми, оттачивая качество произношения звуков и слов.

В процессе развития речи и освоения словаря ребенку необходимо осваивать правильные навыки двигательные произношения, осуществлять контроль над своим произношением и корректировать произносимые звуки с слова. Все это становится возможным благодаря фонематическому слуху, т.е. умением сопоставлять услышанное и произносимое. Фонематический слух также формируется у ребенка не сразу, а вместе с развитием речи .

В возрасте 5-6 лет ребенку уже подвластны слоговая структура слов, звукопроизношение, если развитие ребенка происходит гармонично. Однако, у некоторых дошкольников могут наблюдаться еще некоторые отклонения речевого развития. Необходимо отметить, что общение с окружающими у ребенка начинает складываться задолго до освоения правильных речевых навыков. С помощью сокращения и упрощения слоговой структуры слов и использования освоенных звуков, а также замещения ими неизученных, ребенок строит свою речь, еще не имея сформировавшегося произношения.

В период детства развитие словаря происходит также быстро как в количественном так и в качественном ключе. Так, количественные характеристики словаря дошкольника должны быть следующими: в возрасте года - несколько слов, в возрасте двух лет - 200-300 слов, в возрасте трех лет - 1500-2000 слов (таблица 1). На формировании словаря ребенка и освоения грамматических навыков напрямую влияют условия развития ребенка, поэтому возможны значительные отклонения от нормативных значений .

Таблица 1 - Рост словаря по Бюлеру .

Максимум

1г6м - 1г 8м

1г 9м - 1г 11м

2г 3м - 2г 6м

В качественном развития словаря происходят изменения по содержанию и по форме. Содержание изменяется с помощью обогащения обогащение и дифференциации смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими. Форма словаря определяется освоением более сложных ритмико-интонационных, звуковых и слоговых приемов. Такое развитие происходит постепенно и последовательно. Так, рассматривая дифференциацию содержания употребляемых слов, ее развитие и рост происходят обычно в следующей последовательности: сначала осваиваются существительные, потом глаголы, и только потом наречия. Некоторые формы местоимений отличаются быстрым освоением и прочным запоминанием. Употребление прилагательных начинает осваиваться гораздо позже, как и числительных. На последнем этапе начального формирования словаря ребенком изучаются и запоминаются служебные слова, а также причастия и деепричастия.

Статистические научные данные свидетельствуют, что к 4 годам (при словаре 598-2346 слов) количество существительных в словаре ребенка может находиться в пределах 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9% .

Общее речевое развитие ребенка можно более подробно рассмотреть через призму четырех периодов, принятых в педагогической науке.

Так первый период отличается небольшим словарем, в его составе больше наблюдается лепетных слов и слов, состоящих из одного слога. Их произношение связано с первичными навыками звукоподражания.

Описывая первые так называемые слова ребенка в первый период речевого развития, можно отметить, что данные слова являются неизменяемыми корнями, которые не только указывают на сам предмет, но зачастую и на действия с ним и на его качества. Для уточнения их значений ребенок часто использует мимику и жесты. Многозначность употребляемых слов-корней в первый период речевого развития ребенка одновременно указывает и на их суженность по содержанию, если проводить сравнение со словами взрослого человека.

Впоследствии в первый период речевого развития ребенка в его словаре появляются двусложные слова, которые чаще всего состоят из двух повторяющихся слогов (мама, папа и т.д.). Часто в первом речевом периоде преобладает ритмико-интонационная структура слова над его звуковым оформлением .

Появление первых слов и первых предложений частно происходит одновременно. Однако, повторяя опыт первых произносимых слов-корней ребенок употребляет первые предложения больше аморфно. Можно сказать, что первое предложение в речи ребенка - это аморфное слово, дальнейшие шаги в построении предложений состоят в соединении двух или нескольких аморфных слов (Мама каша дать, Тата пать (спать)). дальнейшее развитие употребления предложений в речи ребенка характеризуется их усложнением путем добавления нескольких слов, а также использования правильности в построении предложений за счет изменения окончаний употребляемых слов, разнообразия взаимоотношений между ними.

Второй период развития речи ребенка отличается быстрым ростом словаря, последовательным освоением различными частями речи, усложнением ритмико-интонационной структуры и уточнением звукового оформления словаря. Однако вместе с этим увеличиваются и различные речевые искажения, обозначающиеся термином литеральные парафазии, которые впоследствии в процессе речевого развития самостоятельно корректируются и изживаются ребенком из собственной речи, если, конечно, происхождение парафразий не является патологическим и не связано с органическими нарушениями в развитии психических функций ребенка.

Второй период речевого развития ребенка отличается и закономерными изменениями в освоении грамматического строя языка. Так у детей появляются не только простые. но и сложные предложения. Аморфные слова-корни заменяются словами, морфологически разделенными на элементы, причем это процесс движется сразу в направлении некскольких грамматических категорий: в отношении существительного - единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы; в отношении глагола - повелительное, изъявительное, сослагательное наклонение, настоящее и прошедшее время повелительного наклонения. Процесс освоения грамматического строя речи сопровождается освоением многочисленных окончаний слов согласно их значения, и отделения их от корней слов .

Необходимо отметить, что процесс выделения морфологических элементов является неосознанным, но определяет начало крупнейшего переломного момента в развитии грамматического строя речи. Второй период развития речи характеризуется лишь частичной грамматизацией. Наиболее полно усваиваются существительные и глаголы, частично - прилагательные и предлоги. Употребление служебных слов еще не присуще ребенку в этом периоде речевого развития, поэтому используются бессоюзные предложения.

На этапе третьего периода речевого развития ребенка продолжается усваиваться морфологическая система, формы становятся устойчивыми. Усложняется и увеличивается словарный запас ребенка, происходит развитие смысловой стороны речи от конкретных понятий к абстрактным категориям. Смысловой аспект развития словаря постепенно приводит к его соединению с усвоенным грамматических строем языка. Происходит их закономерное слияние и объединение.

Синтаксические основы осваиваются быстрее морфологических. Сложные предложения все больше наполняют словарь ребенка, усваиваются необходимые для этого грамматические компоненты. Как уже было отмечено сложные предложения характеризуются все бОльшей абстрактностью.

Третий период речевого развития отличает особенность, которая выражается в разделении его на две части: освоение системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений и освоение системы чередования звуков в основах и места ударения для отдельных форм. Такое разделение связано с особенностями освоения речи детьми: изучается система окончаний отдельных типов склонений и спряжений и системы чередования звуков в основах и мест ударений в формах .

Четвертый период речевого развития ребенка характеризуется очень высоким уровнем освоения языка, освоены системы грамматики как синтаксического так и морфологического порядков. Однако это касается только устной речи ребенка, так как освоение письменной речи для детей с развитием речи в норме приходится на период школьного возраста.

В дальнейшем на этапе четвертого периода развития речи ребенок переходит к освоению флексийной системы окончаний (склонений и спряжении) при неизменяемости основы, т.е. усвоением законов формообразования и словоизменения.

Законы словообразования усваиваются детьми более сложно, т.е. система употребления звуков в основе и перемещения ударений требует дополнительных усилий от ребенка, что выражается в активном многообразном словообразовании и словоизменении. В этом возрасте детям свойственна особенная чуткость к различным формам русского языка, наблюдательность к ним, в частности внимание детей притягивают различные словообразовательные суффиксы (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.) .

Огромную роль в освоении грамматического строя речи в этом возрасте играет смысловое значение всех грамматических изменений, причем овладение смысловым значением всегда опережает его внешнее выражение.

Школьный период ребенка характеризуется освоением грамоты и письменной речи, что подразумевает все большее слияние грамматического строя речи и ее звукового наполнения, а также активное развитие словаря ребенка .

Таким образом, развитие речи состоит из последовательного освоения всех ее структурных элементов: звукового, лексического наполнений и грамматических закономерностей. Наиболее сильным звеном в освоении речи является формирование и развитие словаря ребенка, без которого невозможно дальнейшее освоение языка, законов словообразования и грамматического построения речевых высказываний. В педагогической литературе развитие речи подразделяется на два периода: доречевой и речевой. Речевой период включает в себя четыре последовательных этапа освоения всех механизмов построения устной речи и подготовки ребенка в изучению грамоты и освоению письменной речи.

На логопедический пункт социально-реабилитационного центра поступают дети с разной речевой патологией: общим недоразвитием речи (I, II, III уровня речевого развития), со cложными речевыми нарушениями: дизартрией. У одних детей речь практически неразвита, словесные средства отсутствуют, в лучшем случае они общаются с помощью лепетных слов, звукоподражаний или жестов. Другие дети общаются с помощью речевых средств, набор которых крайне ограничен.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Учитывая то, что дети чаще всего поступают из неблагополучных, малообеспеченных семей, семей, склонных к употреблению алкоголя, где родителями недостаточно уделяется внимая воспитанию, развитию и сохранению здоровья детей, работа строится в рамках комплексного развития психического и физического здоровья.

Социальное сиротство оставляет в психическом и физическом здоровье ребенка неизгладимый след. Иногда только в социально-реабилитационных центрах дети получают психолого-педагогическую, логопедическую помощь. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особо важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Но специфика социально-реабилитационного центра состоит в краткосрочном пребывании детей от 2 до 5 месяцев. В сложившихся условиях перед специалистами центра, в частности перед логопедом, стоит сложная задача оказания наиболее эффективной помощи в наименьший промежуток времени. Приоритетным направлением в комплексной социально-реабилитационной работе с детьми выступают здоровьесберегающие технологии.

Цель: Комплексное развитие всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя; связной речи. Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с речевой патологией.

Задачи:

Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи.

Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии.

Коррекция недостатков произносительной стороны речи.

Развитие словаря и связной речи.

Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи.

Успешная социализация детей с дефектами речи.

Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Методы и приемы здоровъесберегающих технологий, используемые в работе.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии: игровые комплексы артикуляционной гимнастики; дыхательную гимнастику; пальчиковую гимнастику; физминутки; самомассаж; элементы психогимнастики, игры со счетными палочками, упражнения на расслабление.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты тайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Правильное системное проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается искательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыхания.

Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию умения произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

Пальчиковая гимнастика

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму, и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, где отрабатываются статистические и динамические движения. В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебных мероприятиям, а также эффективность самих игр.

Пальчиковые игры чаще всего представлены в стихотворной форме. При этом на первом этапе сначала говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. В дальнейшем речь ребенка и движения пальчиками идет сопряженно под руководством взрослого.

Физминутки

Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи минутки - это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд; с

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Самомассаж

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком. Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка (Р.Е.Левина). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец и др.)

Одним из таких средств является развивающий самомассаж.

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой: древности. Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы (А. А.Бирюков, В.И.Васичкин и др.). При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникает импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, а в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Исследования ученых доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Самомассаж проводится, как правило, в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильную стимуляцию в определенном ритме.

Психогимнастика

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составлять грамматически оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир черездвижения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Регулярное проведение таких упражнений позволяет:

выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;

стабилизировать общий тонус организма;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

улучшить фонематический слух;

нормировать умение изменять модуляцию голоса;

улучшить ритмико-интонационную сторону речи;

повысить речевую активность;

оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновения инертности.

Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовольствие. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой.

Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызываету детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.

Лоритмические упражнения

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторки, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интанационных характеристик речи, развитию умения сочетать движение и речь, координировать их, подчинять едином ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирована пространственных представлений.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Игры со спичками или счетными палочками

Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней группы), загадками, потешками. Это необходимо для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

Упражнения на релаксацию

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождаещееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Возрастная и коррекционно-развивающая направленность опыта работы

Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Упражнения и игры помогают в работе с детьми, имеющими различные виды отклонений в развитии, нуждающимися в систематической педагогической коррекции речевых, двигательных нарушений. Данные здоровьесберегающие технологии полностью или их фрагменты (отдельные упражнения) могут использовать в работе учителя-логопеды, психологи, руководители физического воспитания, воспитатели, музыкальные руководители на занятиях, как часть занятия, физминутки, сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях, в повседневной деятельности, а также в индивидуальной и коррекционной работе.

Упражнения и игры используются в работе с детьми среднего старшего дошкольного возраста, но некоторые элементы могут использоваться в работе с детьми младшего возраста, а также с детьми младшего школьного возраста.

Некоторые здоровьесберегающие технологии направлены на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют не только формированию мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

Постепенное включение в каждое занятие различных видов самомассажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр, упражнений на релаксацию создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.

Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребёнка демонстрируют положительное отношение к детям.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы