Про деток, от рождения до школы


3. Философия космизма .
4. Космизм в архитектуре
5. Космос в литературе и поэзии
6. Космизм в живописи
7. Космическая музыка. Терменвокс
8. "Соприковновение" произведений искусства с космосом
9. Миссия "Вояджера"

Работа
Ученицы 11-б класса ХСШ №133 "Иицей искусств"
Красниковой Александры

г.Харьков, 2013 г.

Вступление:

В переводе с греческого слово "космос" означает "порядок" (в отличие от хаоса). Сейчас это слово употребляют как синоним слова "Вселенная". Это говорит о том, что человечество всё больше убеждается в том, что наш мир гармоничен; существует, подчиняясь строгим и неизменным законам. Мы пытаемся познать эти законы, используя для этого достижения математики, физики, философии… И, надо отметить, уже многого достигли в этой области. Хотя некоторые вещи всё же остаются для нас загадкой…
Но человек - существо любознательное. Во все времена нас очаровывал тот небольшой "кусочек" Космоса, который мы видим с Земли - звёздное небо… Ещё древние люди слагали о космосе мифы, песни; изображали его на рисунках, запечатляли в скульптурах… Кстати, многие древние мифы довольно точно отображают ту информацию об устройстве мира, которой владеют современные учёные (этот факт положен в теорию палеоконтакта Эрика фон Деникена, но об этом позже).
С появлением телескопов люди смогли заглянуть "дальше вглубь". Звёзды, туманности, галактики… Невероятно красивое зрелище…
Как и раньше, человечество отображает свои "косимческие" мысли, чувства и ощущения в произведениях искусства.
" Звезды
ни с кем не помолвлены.
Ни с кем!
А такие красивые!" - писал Гарсиа Лорка.
Наверное, не очень сложно догадаться, какое чувство очарованности, завороженности я испытываю ко всему, что касается Космоса - этого таинственного внеземного мира…
И мне очень хочется отобразить это чувство в своей работе. Хочется донести до читателя всю красоту и гармонию той Вселенной, в которой нам посчастливилось жить. Те знания, которыми я обладаю на данный момент не позволяют мне сделать это, пользуясь математикой и физикой. Поэтому я решила "обратится за помощью" к искусству…
Надеюсь, что смогу достичь поставленной цели.

Ранним утром 17 февраля 1600 года на римской площади Кампо ди Фиори (Площадь Цветов) по решению папской инквизиции был сожжен на костре Джордано Бруно. Католическая церковь, которая тысячи лет душила любое проявление вольнодумства и человеческого ума, праздновала очередную победу, расправившись с человеком, который осмелился бросить вызов догматам веры.

Джордано уничтожили физически. Но ни гонение церковников, ни хмурая тюрьма, где он страдал длинных семь лет, не смогли убить его могущественный дух. Он не отрекся от своих взглядов и, выслушав приговор папского суда, презрительно бросил в лицо инквизиторам: "Наверное, вы с большей боязнью читаете приговор, чем я его слушаю!"

Бруно осудили и казнили за то, что он отстаивал мысль о бесконечности миров, о движении Земли, о сохранении материи. В книге "О бесконечности Вселенной" ученый писал: "Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружат вокруг своих солнц подобно к тому, как наши семь планет кружат вокруг нашего Солнца. На тех мирах есть живые существа".
В своих книгах и антирелигиозных памфлетах Бруно отстаивал идею, что Вселенную объединяют внутренние причинные связи и он не требует творца (бога). Официальная средневековая мысль считала Вселенную конечной, а бесконечность приписывала божеству. Для Бруно же Вселенная была бесконечной, а Земля - такая же планета, как и другие во Вселенной.
Гениальные предвидения Джордано Бруно были подтверждены наукой через три столетия. Сегодня на Кампо ди Фиори в Риме стоит памятник непокоренному Бруно с надписью: "От столетия, которое он предусмотрел, на том месте, где был зажжен костер".

Но был ли Джордано первым в истории человечества, кто высказывал мысли о бесконечности космоса, о других солнцах и землях?

(продолжение в оглавлении выше)

Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе»

Методические «подсказки»

Возможные направления работы

1. Поэтическая память о Юрии Гагарине

2. Русский фантастический роман

3. Космос в русской поэзии

4. Зарубежная новеллистика о космосе

5. Тема «контакта» в мировой литературе

6. Космическая тематика в творчестве бр. Стругацких

Г. Уэллс, Р. Бредбери, К. Саймак, А. Азимов, Ж. Верн, К. Воннегут,

А. Казанцев, Р. Шекли.

7. Древние мифы о космосе

Содержание (структура работы)

    Вступление (обоснование выбора темы)

    Цели проекта и проблематика (основные вопросы)

    Основная часть:

Тезисы (предположительные ответы);

Исследование (обзор литературы по выбранной проблематике, исследование текстового материала, его отбор, анализ, синтез)

    Итоги (выводы, обобщение)

    Используемые источники (список)

Основное содержание работы (представление проекта)

Вступление (актуальность темы, вневременной характер жизненно важных для человечества вопросов, личные предпочтения, интерес к творчеству писателя, воспитательное значение темы: героизм, гуманизм, толерантность...)

Проблематика

Каким представляется космос (иные миры, чужой разум, внеземная жизнь, будущее человечества)?

Какова роль художественной литературы в развитии представлений человека о космосе?

Могут ли фантасты повлиять на развитие научной мысли в области космоса?

Могут ли писатели помочь человечеству подготовиться к контакту с внеземной цивилизацией?

Почему профессия «космонавт» представляется героической? Какое значение для сохранения памяти о подвиге имеет поэзия?

Почему так часто писатели обращаются к теме космоса? Что такое космос для поэта (в поэзии)?

Что влечёт человека в космос? (литература о космических путешествиях)

Цели проекта «Космическая тема в русской (мировой) литературе»:

Изучить хронологию создания литературных произведений, в которых получает развитие тема космоса;

Собрать и обобщить сведения об изображении космоса, космических полётов в мировой художественной литературе;

Подготовить обзор литературных источников по данному вопросу;

Сравнить, какими показаны космос, способы преодоления космического пространства в фольклоре, литературе разных эпох, творчестве разных писателей.

Примерное содержание презентации

    Титульный слайд

    Содержание работы

    Цели и проблематика

    Иллюстративный материал (количество слайдов не определено)

    Итоги

    Источники

Источники

Интернет-источники:

(поэзия)

(образ космоса)

(Гагарин)

(Гагарин)

(космические путешествия)

(космос и литература, космические мифы)

(фантастическая литература о космосе)

(всё о космосе)

(космос в искусстве)

Литература :

Сирано де Бержерак, «Иной свет».

Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера».

Рудольф Эрих Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена».

По Эдгар А., «Беспримерное приключение некоего Ганса Пфооля».

Жюль Верн, «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут».

Жюль Верн, «Вокруг Луны».

Г. Гуревич «Прохождение Немезиды».

КОСМОС В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Список литературы к выставке, подготовленной ко Дню космонавтики. Экспонировалась в зале литературы по искусству в апреле 2011 года.

«Невозможное сегодня станет возможным завтра». ( К. Э. Циолковский)

Циолковский К. На Луне. - М., 1957. I 722593

Толстой А. Аэлита. - М., 1955. I 634434

Беляев А. Звезда КЭЦ. - Пермь, 1987. I 1848377

Ефремов И. Звездные корабли. Туманность Андромеды. - М., 1965. II 1064836

Булычев К. Сто лет тому вперёд: фантаст. повести. - М., 1991. I 1948142

Раздел 1. Космонавтика в изобразительном искусстве

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д. И. Менделеев)

Шилов А. Сын Родины. 1980 // Шилов А. Живопись, графика. - М.,1990. - С. 43. IV 1936429

Первые минуты: фотографии // Песков В. Отечество. - М., 1978. - С. 38-40. III 1578947

Плотнов А. И. До свидания, земляне. 1977 // Образ Родины: альбом. - Л., 1982. - Т. 2. 85.14 О-232 гум

Чернович И. Человек, земля, космос: космос в искусстве // Искусство№ 12. - С. 4-10.

Тихомирова О., Тихомиров Л. Во имя человечества. // Тихомирова О., Тихомиров Л. Живопись. - М., 1977.

Решетников Ф. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика-космонавта А. А. Леонова // Люди земли советской. - Л., 1986

Савельев В. Космонавты в районе приземления: фото // В ритме века. - М., 1981. - С. 15. III 1671231

Космос на службе мира: живопись, скульптура, графика. - М., 1987. II 1849072

Королев Ю. Звездные братья. 1980 // Образ Родины: альбом. - Л.,1982. - Т. 1. 85.14 О-232 гум 1708591

Раздел 2. Космос в научной фантастике

«Научная фантастика в конце концов есть смелое задание науке и технике». (К. А. Федин)

Штерн Б. Чья планета?: фантаст. рассказы. - М., 1987. I 1838648

Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров; Малыш: фантаст. романы. - М., 1997. I 2001027 Полдень, ХХI век№ 11.

Иванов А. Корабли и галактика. - М., 2004. II 2048697 Уральский следопыт№ 4.

Злотников Р., Орехов В. Звёздный десант: фантаст. роман. - М., 2009. II 2083879

Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд: повести и рассказы. - М., 2008. II 2076614

Космическая фантастика, или Космос будет нашим!: антология. - СПб., 2008. II 2079473

Раздел 3. Космос в живописи и кинематографе

« Сила воображения увеличивается по мере роста знаний». ( К. Г. Паустовский)

Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993. 85.14 Д 39 гум 110639

Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. - С. 21-22.

Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. - С. 9-16.

Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. - С. 18-22.

Джанибеков В. Космос - это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. - С. 20-21.

Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран № 20. - С. 18-19.

Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. - № 7. - С. 9.

Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва // Советский экран. -1981. - № 7. - С. 9-10.

Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. - № 2.- С. 26-34.

Что влечет человека в космос ? Путешествия в космос в литературе и произведениях научной фантастики

Одним из первых произведений фантастического жанра является, вероятно, сочинение Плутарха «О лице, видимом в диске Луны». В нем Плутарх пишет о размерах и форме Луны, а также о возможности ее обитания. Полвека спустя греческий сатирик Лукиан создает фантастические повести «Правдивые истории» и «Икароменипп». В первой из них смерч поднимает корабль с путешественниками в воздух и через несколько дней опускает его на неизвестную землю, оказавшуюся Луной. Во второй повести герой сам планирует путешествие на Луну - очень важная идея, если проследить историю зарождения и осуществления человеком идеи путешествия в космос.

В 1516 году был опубликован эпос «Неистовый Орланд» итальянского поэта Людовика Ариосто . Герой его прилетает на Луну в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Знаменитый астроном Кеплер , открывший законы движения планет Солнечной системы, также обратил свой изобретательный ум к фантастике и в 1609 году написал повесть « Сон », которая была опубликована только в 1634 году. Хотя «космонавт» Кеплера попадает на Луну с помощью демонических сил, эта повесть оказалась в какой-то мере пророческой, поскольку ее автор предвидел проблемы ускорений и космического вакуума и их воздействия на человеческий организм. Однако средство, которое он предложил против этих воздействий, в свете современных знаний оставляет желать лучшего: Кеплер рекомендовал во время путешествия на Луну закрывать нос и рот влажной губкой. В 1638 году два английских епископа опубликовали научно-фантастические повести, которые заслуживают упоминания, так как были широко известны и переиздавались в течение многих лет. Это «Человек на Луне, или трактат о путешествии туда» Франциска Годвина и «Открытие нового мира» Джона Уилкинса . В XVII веке французский поэт Сирано де Бержерак случайно напал на единственно реальный способ достичь Луны - с помощью последовательно воспламеняемых пороховых ракет. В XVIII столетии сатирики Англии и Франции часто обращались к теме путешествия в космос, чтобы осмеять человеческую косность и глупость на Земле. С наступлением XIX века и началом промышленной революции путешествия в космос в фантастической литературе приобретают более реалистический характер. Люди путешествуют на Луну в герметизированных цилиндрах, или шарах, правда, запускают их из пушек или другими столь же невероятными способами, например, используя в качестве движущей силы антигравитацию. Последний способ применил в своем романе « Первые люди на Луне » Герберт Уэллс .

Пророческий характер научно-фантастической литературы можно продемонстрировать на примере небольшой повести К. Картмилла « Мертвый рубеж », увидевшей свет в 1944 году. В ней говорится об атомной бомбе из урана-235, которая взрывается, когда его масса достигает критической величины. Среди описанных автором деталей упоминаются температура взрыва, ударная волна и последующая радиация. Это литературное произведение увидело свет за год до того, как утром 16 июля 1945 года настоящий атомный взрыв превратил в пар стальную башню в пустыне Нью-Мексико.

Человек проникает в космос . Первым человеком-космонавтом, облетевшим вокруг земного шара, был Юрий Алексеевич Гагарин , 27-летний майор ВВС СССР. Его корабль стартовал из Байконура в 9 час. 07 мин. (по московскому времени) 12 апреля 1961 года. Совершив один виток вокруг Земли, он в 10 час. 55 мин. приземлился возле деревни Смеловка Саратовской области. Во время полета Ю. А. Гагарин делал наблюдения, фотографировал. Он отметил, что в иллюминаторе были видны большие квадраты колхозных полей на территории СССР, и можно было отличить распаханные земли от невозделанных. Космонавт принимал пищу, пил воду и вел бортовой журнал. Кроме того, он сделал много сообщений по радио, а биотелеметрическая система непрерывно передавала на Землю данные о частоте его дыхания и сердечных сокращений. 27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин трагически погиб во время обычного тренировочного полета на самолете. Имя Гагарина - первого человека, покинувшего свою планету и взлетевшего в космос, - стало бессмертным, а его полет, заняв особое место в истории, доказал, что человек в условиях космического полета может жить и работать более или менее нормально.

Освоение человеком космоса открыло новую страницу в истории искусства. В рамках серии публикаций, посвященных празднованию Дня космонавтики на этой неделе, «Йод» подготовил материал про то, как тема космоса получила отражение в самых разных сферах человеческой культуры - от живописи до дизайна одежды и мебели.

С того момента, как первый в истории спутник был запущен на орбиту Земли в 1957 году, космос завладел умами миллионов людей. Художники и поэты вдохновлялись космосом, мечтали о нём и порой даже заглядывали в будущее, предвосхищая то, чему ещё только суждено было сбыться.

Важнейшее событие той эпохи - полёт человека в космос - нашло отражение в творчестве таких художников, как Александр Дейнека . В его картине «Покорители космоса» ракеты взлетают с космодрома одна за другой, люди только успевают их строить. В честь первого человека в космосе, Юрия Гагарина , писали стихи и песни, на русском и других языках мира. Владимир Высоцкий посвятил ему свое стихотворение «Я первый смерил жизнь обратным счетом». О нем до сих пор снимают фильмы, число которых уже составляет около полусотни.

Александр Дейнека, «Покорители космоса»

Освоение космоса стало поворотным пунктом в творчестве многих художников. Так, например, с запуском первого космического спутника изменилась судьба Андрея Соколова , сына одного из руководителей строительства космодрома Байконур . Он стал первым в мире художником, который рисовал открытый космос не покидая своей мастерской. Он запечатлел такие вехи в истории космонавтики, как полёт на Луну и выход человека в открытый космос. А также изобразил то, о чем тогда только можно было мечтать, и что, возможно, ждёт человечество в обозримом будущем - высадка на Марсе, Венере, других планетах и их спутниках.

Начиная с середины 60-х годов Соколов начинает работать в соавторстве с космонавтом Леоновым . Знаменитый советский лётчик-космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, - одновременно талантливейший художник, запечатлевший космос на своих картинах прямо с орбитальной станции. Каждая его работа - уникальна, потому что является не плодом творческого воображения или скопированным с фотографии телескопа изображением, а подлинным свидетельством виденного автора своими глазами живого космоса.

Андрей Соколов и Алексей Леонов, «Космические шоферы»

Недавно в Третьяковской галерее прошла церемония передачи музею двух картин Алексея Леонова. Событие было приурочено к масштабной выставке «Оттепель», посвященной знаковому историческому периоду в отечественной истории, сообщает ТАСС.

Не могла не отреагировать на такую животрепещущую для общества тему, как покорение космоса и мода. Космические мотивы нашли отражение в коллекциях таких дизайнеров, как Пако Раббан, Пьер Карден , Эмилио Пуччи. Футуристические линии, яркие и блестящие ткани, необычные прически и аксессуары - всё это сильно изменило образ и стиль жизни на Западе.

Кадр из фильма «Фотоувеличение»

Дизайн техники и интерьеров также во многом изменился под влиянием новых идей. Пылесосы «Сатурн», часы «Ракета», обтекаемая по форме мебель и блестящие металлические поверхности служат ярким примером того, как промышленный дизайн подхватывал космические тенденции.

Советский пылесос «Сатурн»

По сей день тема космоса остается неисчерпаемым источником вдохновения во всех сферах человеческой культуры. Степень взаимного влияния искусства и науки так высока, что порой бывает сложно понять, что именно было первоисточником - то ли научные открытия привели к созданию произведений искусства, то ли художественный вымысел вдохновил учёных и конструкторов.

КОСМОС В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Список литературы к выставке, подготовленной ко Дню космонавтики.

Экспонировалась в зале литературы по искусству в апреле 2011 года

«Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Циолковский К. На Луне. - М., 1957.

Толстой А. Аэлита. - М., 1955.

Беляев А. Звезда КЭЦ. - Пермь, 1987.

Ефремов И. Звездные корабли. Туманность Андромеды. - М., 1965.

Булычев К. Сто лет тому вперёд: фантаст. повести. - М., 1991.

Фантастика века. - Минск; Москва, 1995.

Раздел 1. Космонавтика в изобразительном искусстве

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть

невозможно».

Окороков Б. Открытие мирной космической эры // Искусство№ 4. - С. 19-24.

Шилов А. Сын Родины. 1980 // Шилов А. Живопись, графика. - М.,1990. - С. 43.

Кукулиева К., Кукулиев Б. Сын России. Палех // Огонек№ 11. - С. 9.

Первые минуты: фотографии // Песков В. Отечество. - М., 1978. - С. 38-40.

До свидания, земляне. 1977 // Образ Родины: альбом. - Л., 1982. - Т. 2.

Чернович И. Человек, земля, космос: космос в искусстве // Искусство№ 12. - С. 4-10.

Тихомирова О., Тихомиров Л. Во имя человечества. // Тихомирова О., Тихомиров Л. Живопись. - М., 1977.

Решетников Ф. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика-космонавта // Люди земли советской. - Л., 1986. - С. 134.

Толкунов Н. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика космонавта СССР. 1975 // Союз искусства и труда: люди труда в изобразит. искусстве. - М., 1982. - С. 320.

Савельев В. Космонавты в районе приземления: фото // В ритме века. - М., 1981. - С. 15.

Космос на службе мира: живопись, скульптура, графика. - М., 1987.

Королев Ю. Звездные братья. 1980 // Образ Родины: альбом. - Л.,1982. - Т. 1.

Роса на крыльях. - М., 1982.

Космос - моя работа: сб. док. и худож. произв. - М., 1989

Монумент в ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства в Москве // Монументы СССР. - М., 1969. - Ил. 142.

Раздел 2. Космос в научной фантастике

«Научная фантастика в конце концов есть смелое

задание науке и технике».

Бачило А., Ткаченко И. Пленники чёрного метеорита // Пищенко В., Шабалин М. НЛО из Грачёвки: фантаст. повести. - М., 1995

Созвездие: сб. науч.-фантаст. рассказов и повестей. - М., 1978.

Штерн Б. Чья планета?: фантаст. рассказы. - М., 1987.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров; Малыш: фантаст. романы. - М., 1997.

Полдень, ХХI век№ 11.

Иванов А. Корабли и галактика. - М., 2004.

Уральский следопыт№ 4.

Злотников Р., Орехов В. Звёздный десант: фантаст. роман. - М., 2009.

Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд: повести и рассказы. - М., 2008.

Закон Дальнего космоса: фантаст. произведения. - М., 2007.

Звёздный наездник: фантастика: вып. 8. - М., 1990.

Космическая фантастика, или Космос будет нашим!: антология. - СПб., 2008.

Филенко Е. Галактический Конс5.

Раздел 3. Космос в живописи и кинематографе

«Сила воображения увеличивается по мере роста знаний».

Космос: альбом почтовых марок. - М., 1969.

Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993.

Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. - С. 21-22.

Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. - С. 9-16.

Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. - С. 18-22.

Джанибеков В. Космос - это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. - С. 20-21.

Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран

№ 20. - С. 18-19.

Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. -

Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва

// Советский экран. -1981. - № 7. - С. 9-10.

Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. - № 2.- С. 26-34.

Электронная библиотека нашего портала сайт насчитывает огромное количество книг о тайнах и загадках космоса, большинство из которых Вас наверняка заинтересует. Они пробудят воспоминания с детства и унесут Вас в сказочный мир незабываемых фантастических приключений.

Многие произведения давно переиздавались, и отыскать их в бумажном варианте очень сложно. К счастью планшетные компьютеры и электронные книги давно не являются диковинкой. Любой желающий может воспользоваться нашим сайтом сайт и бесплатно получить любую книгу в электронном варианте, воспользовавшись удобным поиском. Мы постоянно следим за развитием и пополнением нашего ресурса, привлекая на свой портал все больше постоянных посетителей.

Космос и литература от сайт

Космический миф – сложное явление мировой и русской культуры. Между писателями и учеными никогда не было споров о том, какая картина космоса будет более правильной – научная или художественная, потому что на сегодняшний день эти две системы успешно существуют как бы порознь. Принято считать, что язык науки нельзя хорошо перевести на язык художественной речи, в то время как язык искусства не имеет адекватного отражения в сложной научной терминологии. Но как бы там ни было, существует две модели мира, которые находятся в незримом взаимодействии.

Космос Ньютона и космос Гете формально никогда не соприкасались друг с другом, несмотря на ту очевидность, что «Фауст» написан человеком, который принял ньютоновский образ мира. Как известно, Ньютон предшествовал Гете, но сейчас редкая космологическая модель может обойтись без косвенных и прямых обращений к «Фаусту». Безусловно, научная достоверность в таком случае играет второстепенную роль.

Отчеканенный на щите Ахилла гомеровский космос имеет мало общего с эйнштейновскими и ньютоновскими концепциями, но «Илиада» никогда не устаревает. С научной точки зрения космический миф может быть усовершенствован, или он может соответствовать новым научным достижениям – в искусстве его ценность измеряется не этим.

Описанный ужас Тютчева перед бездной космоса был мотивирован пустой Вселенной Ньютона, где пространства и времени бесконечно много. В теории относительности Эйнштейна идет речь о нулевом времени, но несмотря на это Тютчев не устаревает. Читатель интересует писателя не только в настоящем времени, он погружается в искусство со своим будущим и прошлым, со всеми подтвержденными и опровергнутыми мифами.

Космос и литература: мифы опровергаются в науке, но не в искусстве

В русской литературе мифы о космосе ранее не являлись предметом отдельного исследования, хотя «космос Тютчева», космос «Достоевского», «космос Лермонтова» стали вполне привычными словосочетаниями в условиях современной литературной критики. Косвенно или прямо эти темы затрагиваются в работах В. Топорова, Г. Гачева. Ярким примером такого рода исследований выступают работы Я. Гуревича, С. Аверинцева, А. Лосева по византийской, античной и средневековой литературе и эстетике. В таком случае выработалась определенная методология, которая заключается в том, что различные художественные произведения выступают материалом для космологической модели этнографа, филолога, литературоведа, историка.

Портал сайт представляет обзор книг о космонавтах и космосе для всех тех, кому интересна тема освоения космоса, кому не безразлична роль нашей страны в мировой космонавтике. Мы собрали как научные, так и фантастические и детские книги о космосе.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы