Про деток, от рождения до школы

Государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы

«Централизованная библиотечная система №5

Центрального административного округа»

Центральная библиотека им.

К 190-летию со дня рождения

Колумб Замоскворечья -

Александр Николаевич

Островский

Информационный обзор

Подготовила

гл. библиограф Н. Анисимова

Островский

Александр Николаевич

(1823–1886)

Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 году. Всю жизнь он провёл в родном городе и любил Москву как сердце русского народа, как историческое сосредоточие его жизни и культуры.

Замоскворечье в сознании людей тесно связано с именем драматурга. Здесь "жили" и герои его пьес «Семейная картина», «Свои люди сочтемся!», «Женитьба Бальзаминова», «Горячее сердце» и других.

Записках замоскворецкого жителя" Островский так описывает свою "малую родину": "Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечьем". В этой "стране" на улице Малая Ордынка, в доме № 9 , в 1823 году, в семье чиновника, родился великий драматург, «Колумб Замоскворечья» Александр Николаевич Островский.

Дом-музей Александра Николаевича Островского.

В своих комедиях Островский, по его собственным словам, видел «форму своего суда над жизнью», и суд писателя над Дикими и Кнуровыми был справедлив и строг. Самодурам и насильникам драматург противопоставлял людей из трудового народа. Островский - популярнейший драматург и в наши дни. Любовь к нему понятна: в своих произведениях Александр Николаевич выразил самое заветное стремление своего народа - к свету, правде, свободе.


Малый Театр им. Александра Николаевича

Островского

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. "Картина эта - "Тысячелетний памятник России". Одним концом она упирается в доисторическое время ("Снегурочка"), другим - останавливается у первой станции железной дороги..."

"Зачем лгут, что Островский "устарел",- писал в начале нашего столетия.- Для кого? Для огромного множества Островский ещё вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьёшься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу".

Книги, статьи из периодических изданий, информационные материалы, представленные в обзоре, Вы найдёте в нашей библиотеке.

Надеемся, что и школьники и взрослые читатели откроют для себя Замоскворечье Островского заново.

1. писатель-драматург

2. Дом-музей А. Н. Островского. Комплект из 15 цветных открыток

3. Гуллер Юрий. Вотчина Островского

4. Бобров эхо

5. Молева Замоскворечье

6. К читателям; Замоскворечье в праздник

7. Замоскворечье, Замоскворечье! Записки Замоскворецкого жителя

писатель-драматург

Островский далеко не сразу уяснил для себя, что драматургия является его призванием, что она станет не только преимущественным, но и исключительным родом его творчества. В начале 40-х гг. молодой писатель, увлечённый творчеством Гоголя и критикой гоголевского периода, особенно критикой Белинского, пишет очерки. Уже в эти первые годы своей деятельности он не только определяет круг тем своего будущего творчества, но и вплотную подходит к оценке нравственного смысла наблюдаемых им явлений действительности. Оригинальность подхода Островского к социальному быту, который он изображает, складывалась вместе с формированием его творческой манеры, по мере постепенного выявления драматургической природы его художественного миросозерцания. Уже в середине 40-х гг. перед молодым Островским встали вопросы о соотношении прогресса и «силы косности, онемелости» в жизни целых слоёв русского общества и отдельных его представителей, о просвещении подлинном и мнимом, о живых традициях и омертвелых стереотипах быта. И сразу Островский подошёл к этим «традиционно комедийным» проблемам (некоторые их аспекты имели значение для Фонвизина и Грибоедова) как острый наблюдатель, самобытно и глубоко мыслящий человек и выученик «натуральной школы».

В соответствии с рекомендациями Белинского беллетристам 40-х гг. Островский находит сферу жизни мало изученную, до него не изображавшуюся в литературе, и ей посвящает своё перо. Он сам провозглашает себя «открывателем» и исследователем Замоскворечья. Декларация писателя о быте, с которым он намерен познакомить читателя, напоминает юмористическое «Вступление» к одному из некрасовских альманахов «Первое апреля» (1846), написанное и. Островский сообщает, что рукопись, которая «проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем ещё из путешественников не описанную», обнаружена им 1 апреля 1847 г.

Самый тон обращения к читателям, предпосылаемого «Запискам Замоскворецкого жителя» (1847), свидетельствует об ориентации автора на стиль юмористического бытописания последователей Гоголя.

Сообщая о том, что предметом его изображения будет определённая «часть» быта, отграниченная от остального мира территориально (Москвой-рекой) и отгороженная консервативной замкнутостью своего уклада, писатель задумывается над тем, какое место занимает эта обособленная сфера в целостной жизни России.

Обычаи Замоскворечья Островский соотносит с нравами остальной Москвы, противопоставляя, но ещё чаще сближая их. Таким образом, картины Замоскворечья, данные в очерках Островского, вставали в ряд с обобщенными характеристиками Москвы, противопоставленной Петербургу как город традиций городу, воплощающему исторический прогресс, в статьях Гоголя «Петербургские записки 1836 года» и Белинского «Петербург и Москва».


Главная проблема, которую молодой писатель кладет в основу своего познания мира Замоскворечья, - соотношение в этом замкнутом мире традиционности, устойчивости бытия и деятельного начала, тенденции развития. Изображая Замоскворечье как наиболее консервативную, неподвижную часть блюдущей традиции Москвы, Островский видел, что быт, который он рисует, по внешней своей бесконфликтности может показаться идиллическим. И он сопротивлялся такому восприятию картины жизни Замоскворечья. Рутину замоскворецкого существования он характеризует: «...сила косности, онемелости, так сказать, стреноживающая человека»; и поясняет свою мысль: «Я не без основания назвал эту силу замоскворецкой: там, за Москвой-рекой, её царство, там её трон. Она-то загоняет человека в каменный дом и запирает за ним железные ворота, она одевает человека ваточным халатом, она ставит от злого духа крест на воротах, а от злых людей пускает собак по двору. Она расставляет бутыли по окнам, закупает годовые пропорции рыбы, меду, капусты и солит впрок солонину. Она утучняет человека и заботливой рукой отгоняет ото лба его всякую тревожную мысль, так точно, как мать отгоняет мух от заснувшего ребёнка. Она обманщица, она всегда прикидывается “семейным счастием”, и неопытный человек не скоро узнает её и, пожалуй, позавидует ей».

Эта замечательная характеристика самого существа жизни Замоскворечья поражает сопоставлением в ней таких, казалось бы, взаимопротиворечащих образов-оценок, как сравнение «замоскворецкой силы» с заботливой матерью и стреноживающей петлей, онемелостью - синонимом смерти; совмещением таких далеко отстоящих друг от друга явлений, как заготовка продуктов и образ мыслей человека; сближением таких различных понятий, как семейное счастье в благополучном доме и прозябание в заключении, прочном и насильственном. Островский не оставляет места для недоумений, он прямо заявляет, что благополучие, счастье, беззаботность - обманная форма закабаления личности, умерщвления её. Уклад патриархального быта подчинен реальным задачам обеспечения замкнутой, самой себе довлеющей ячейки-семьи материальным благополучием и комфортом. Однако самая система патриархального жизнеустройства неотделима от определенных нравственных понятий, определённого мировоззрения: глубокого традиционализма, подчинения авторитету , иерархического подхода ко всем явлениям, взаимной отчужденности домов, семейств, сословий и отдельных людей.

Идеал жизни при таком укладе - покой, неизменность ритуала обихода, окончательность всех представлений. Мысль, которой Островский не случайно придаёт постоянное определение «беспокойная», изгоняется из этого мира, объявляется вне закона. Таким образом, сознание замоскворецких обывателей оказывается прочно слитым с самыми конкретными, материальными формами их быта. Судьбу беспокойной, ищущей новых путей в жизни мысли разделяет и наука - конкретное выражение прогресса в сознании, прибежище пытливого ума. Она подозрительна и в лучшем случае терпима как служанка самого элементарного практического расчета, наука - «вроде крепостного человека, который платит барину оброк».

Таким образом, Замоскворечье из частной изучаемой очеркистом сферы быта, «уголка», отдалённого захолустного района Москвы превращается в символ патриархального быта, косной и целостной системы отношений, социальных форм и соответствующих им понятий. Островский проявляет острый интерес к массовой психологии и мировоззрению целой общественной среды, к мнениям, не только давно сложившимся и опирающимся на авторитет традиции, но и «замкнувшимся», создавшим сеть идеологических средств охраны своей неприкосновенности, превратившимся в некое подобие религии. При этом он отдаёт себе отчёт в исторической конкретности формирования и бытования этой идейной системы. Сравнение замоскворецкого практицизма с крепостнической эксплуатацией возникает не случайно. Оно поясняет замоскворецкое отношение к науке и уму.

В самой ранней, ещё ученически подражательной своей повести «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс...» (1843) Островский нашел юмористическую формулу, выражающую важное обобщение родовых признаков «замоскворецкого» подхода к знанию. Сам писатель, очевидно, признал её удачной, так как перенёс, хотя и в сокращённом виде, диалог, её содержащий, в новую повесть «Иван Ерофеич», опубликованную под названием «Записки Замоскворецкого жителя». «Будочник был … такой чудак, что у него ни спроси, ничего не знает. Такая уж у него была поговорка: “А как его знать, чего не знаешь”. Право, словно философ какой». Такова пословица, в которой Островский увидел символическое выражение «философии» Замоскворечья, считающего, что знание исконно и иерархично, что каждому «отпущена» небольшая, строго определённая его доля; что наибольшая мудрость - удел лиц духовных или «богодуховенных» - юродивых, провидцев; следующая ступень в иерархии познания принадлежит богатым и старшим в роду; бедные же и подчиненные по самому своему положению в обществе и семье не могут претендовать на «знание» (будочник «стоит на одном, что ничего не знает и знать ему нельзя».)

Таким образом, изучая русскую жизнь в конкретном, частном её проявлении (быт Замоскворечья), Островский напряженно размышлял об общей идее этой жизни. Уже на первом этапе литературной деятельности, когда его творческая индивидуальность только ещё складывалась и он напряжённо искал свой писательский путь, Островский пришёл к убеждению, что сложное взаимодействие патриархального традиционного уклада и сформировавшихся в его лоне устойчивых взглядов с новыми потребностями общества и настроениями, отражающими интересы исторического прогресса, составляет источник бесконечного многообразия современных социальных и нравственных коллизий и конфликтов. Эти конфликты обязывают писателя выразить своё к ним отношение и тем самым вмешаться в борьбу, в развитие драматических событий, составляющих внутреннее существо внешне спокойного, малоподвижного течения жизни. Такой взгляд на задачи писателя способствовал тому, что Островский, начав с работы в повествовательном роде, сравнительно быстро осознал своё призвание драматурга. Драматическая форма соответствовала его представлению об особенностях исторического бытия русского общества и была «созвучна» его стремлению к просветительскому искусству особого типа, «историко-просветительскому», как его можно было бы назвать.

Дом-музей А. Н. Островского. Комплект из 15 цветных открыток, 210х90 мм, обл., Автор текста и составитель Л. И. Постникова. А. Захарченко. В. Мельгунова. Вступит. статья, развёрнутые подписи, 36 цв. ил. , 11 ч/б ил. - Москва, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2004.- Тираж 1000 экз.

Дом-музей в Замоскворечье - филиал Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина. В этом доме, расположенном между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, 31 марта (12 апреля) 1823 года родился Александр Николаевич Островский.

Островский называл себя коренным жителем Москвы. Он прожил в Москве долгие годы, был связан с ней литературно-театральными и общественными интересами. Здесь находились созданные по его инициативе «Московский артистический кружок», «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов». Из 47 пьес драматурга 46 были поставлены при его жизни на сцене Малого театра, который не случайно называют «Домом Островского».

Главная тема музея - «Москва в жизни и творчестве Александра Николаевича Островского».

На первом этаже здания расположены мемориальные комнаты, в которых экспонируются личные вещи и документы писателя, мебель и книги, принадлежавшие его отцу. Здесь представлены литографии и акварели с изображением Губернской гимназии на Волхонке, которую Островский окончил в 1840 году, Московского университета на Моховой, где будущий писатель проходил курс на юридическом факультете , Воскресенской площади, где располагался Совестной суд, в котором служил молодой Островский, Театральной площади с Большим и Малым театрами.

Поднявшись по крутой деревянной лестнице с резными балясинами, посетители продолжают знакомство со старой Москвой: Кремль со стороны Болотной площади, Кузнецкий мост, Александровский сад, местность близ Пречистенского бульвара, где была последняя квартира Островского, оживают перед ними в гравюрах и картинах того времени. В верхних сенях разместился макет Малого театра, изготовленный его смотрителем И. Покровским в 1840 году. С ювелирной точностью воспроизведены в «разрезе» сцена и зрительный зал.

Экспозиция второго этажа, посвящённая сценической истории пьес Островского, открывается словами из письма И. Гончарова, написанного в 1882 году: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Двадцать лет прожил драматург в Замоскворечье. Едва ступив на литературное поприще, писатель, как он сам признавал, открыл «страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем ещё из путешественников неописанную». В Замоскворечье Островский «поселит» Мавру Агуревну Козырную из своих ранних очерков «Записки замоскворецкого жителя», а рядом - дом и службы Большова («Свои люди - сочтемся!»), неподалёку - сад Барабошева, из которого ночью странным образом пропадают яблоки («Правда - хорошо, а счастье лучше»). 3десь будут обитать бедняк Оброшенов («Шутники») и искатель богатой невесты Миша Бальзаминов (трилогия о Бальзаминове). Жителям Замоскворечья, описанию их нравов, обычаев посвящена одна из комнат дома-музея.

Многие пьесы Островского отражают жизнь дворян и чиновников. О них рассказ в другом зале. Пьеса «Доходное место» (1856), написанная под впечатлением бесчинств, творящихся в московских судах, сразу ввела Островского в разряд сатириков, обличавших современные устои жизни. Острой социально-политической направленностью отличаются комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) и «Бешеные деньги» (1870).

Два зала дома-музея посвящены сценическому воплощению крупнейших произведений драматурга - «Грозе» (1859) и «Бесприданнице» (1878). В центре этих пьес - самобытные образы русских женщин: сильной, самоотверженной Катерины и поэтичной, свободолюбивой Ларисы.

Глубоким и тонким психологизмом привлекают многие женские характеры в пьесах 70-х годов. Личные драмы Юлии Тугиной («Последняя жертва»), Людмилы («Поздняя любовь»), Веры Филипповны («Сердце не камень») неразрывно связаны с социальными условиями жизни общества. Афиши, эскизы декораций, фотографии к постановкам этих пьес представлены в музее.

Современники называли Островского «рыцарем театра». Он принимал активное участие в постановке своих пьес, создавая новый реалистический стиль актёрского исполнения и постановочного искусства. Как заведующий репертуарной частью московских театров, Островский резко меняет характер подготовки спектаклей в Малом театре. Он вводит многократные читки, генеральные репетиции в костюмах. «Я главным образом заботился о школе, потому что без школы нет артистов, а без артистов нет и театра», - писал он в 1884 году. Драматург оказал мощное воздействие на развитие русского сценического искусства. На ролях созданных им пьес развивались дарования П. М. Садовского, Л. П. Никулиной-Косицкой, А. Е. Мартынова, М. П. и О. О. Садовских, С. В. Шумского, М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, П. А. Стрепетовой, М. Г. Савиной, Н. И. Музиля. Портреты, личные вещи и театральный реквизит этих основателей русской актерской школы можно увидеть в залах музея.

В 1923 году в нашей стране торжественно отмечалось столетие со дня рождения великого русского драматурга. С этого времени начинается история нового сценического прочтения пьес Островского. В экспозиции, посвящённой современному театру, представлены спектакли К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Вс. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, И. С. Платона, Ф. Н. Каверина, А. М. Лобанова, Ю. А. Завадского, Н. П. Хмелева, Н. П. Охлопкова, Б. А. Бабочкина, Л. В. Варпаховского, И. В. Ильинского, П. Н. Фоменко.

И сегодня А. Н. Островский остается для народов нашей страны любимым драматургом. «Творчество классика русской литературы , - сказал С. В. Михалков, - дорого нам не только тем, что сыграло большую прогрессивную роль в раскрытии русского общества XIX века, но и тем, что оно верно служит людям сегодня.

Вот почему мы называем Островского своим современником».

Гуллер Юрий. Вотчина Островского /Ю. Гуллер //Замоскворечье. – 2011. - №8. – С.4.

Все мы, конечно, знаем, что есть в нашем огромном городе этакие «литературные гнёзда», где по стечению исторических обстоятельств сошлись судьбы многих великих и малых писателей и поэтов. Наше с вами Замоскворечье тоже не лыком шито. Начнём, пожалуй, с самого знаменитого из его литературных жителей...

DIV_ADBLOCK91">

Перечислять все изменения, которые накопились во внешнем (и внутреннем) облике дома Островского за последующие после Миллера три четверти века вряд ли нужно. Каждый может подойти к дому и сам найти «десять отличий». А вот церковь Покрова, в которую когда-то упирались взглядом здешние жильцы, уже не увидишь: её снесли в 1930-м. Сейчас на её месте сквер с бюстом Островского.

«Страна» за рекой

Будущий драматург жил в Замоскворечье …не так уж …долго. …Когда он стал

студентом Московского университета (курс которого не закончил), его отец уже дослужился до чина надворного советника, вышел в отставку и, занявшись частной практикой, изрядно обогатился. Николай Федорович сделался даже довольно крупным землевладельцем, обладавшим участками между Покровским бульваром и улицей Воронцово Поле. Здесь же он построил дом «для себя», который после его смерти достался сыну.

Дом этот, к сожалению не сохранился, а то бы и он подобно своему замоскворецкому собрату, мог пересказать нам многое. Ведь именно здесь, в московских Серебряниках, и текла, собственно говоря, литературная жизнь Александра Николаевича. Но без Замоскворечья он вряд ли мог бы состояться. В «Записках замоскворецкого жителя» Островский пишет: «Как далеко не ездил Геродот, а в Замоскворечье всё-таки не был... Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону реки...». Жителем этой «страны Замоскворечье» драматург остался до конца жизни.

Бобров эхо /Александр Бобров //Русский дом. – 2008. - №4. – С.51.

Островский, и жизнь: Избранные пьесы /Сост., вступит. сл. и комм. ёвой. – М.: Школа-Пресс, 199с.

В книгу включены четыре пьесы великого русского драматурга, разносторонне представляющие его творчество.

Лакшин, Николаевич Островский /. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1982. – 568 с., ил. - (Жизнь в искусстве).

Книга о жизненном и творческом пути великого русского драматурга принадлежит к жанру научно-литературной биографии и написана на документальной основе.

Лотман, Л. и русская драматургия его времени /Л. Лотман. – М. – Л.- Изд-во Академии наук, 1961. – 260с.

Островский // Силуэты русских писателей: В 2-х т. Т. 1. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. – С.261-263.

Журавлёва, А. И. – комедиограф /А. И Журавлёва. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 216с.

В монографии исследуется поэтика комедий писателя.

Ревякин, в жизни и творчестве /. – М.: Московский рабочий. – 1962. – 544с.

В книге рассказывается о великом драматурге на основании многих забытых, затерянных, неиспользованных материалов и большого количества новых архивных документов, впервые публикуемых.

Розанова, Николаевич Островский: Биография /. - М. - Л. Просвещение, 1965. – 139с.

Холодов, Островского /. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1967. – 544с.

В книге идёт речь не просто о драматургии Островского, но именно о театре Островского, как об огромном и поныне живом явлении русской и мировой художественной культуры.

Холодов. драмы. Экскурс в творческую лабораторию /. – М.: Искусство, 1978. – 240с.

В книге исследуется опыт работы писателя над языком драматических произведений, и его подход к языку различных социальных групп.

Штейн, гений русского театра /. – М.: Лазурь, 2004. – 240с., илл.

Книга содержит биографию великого русского драматурга, характеристику его личности и роль в развитии русского театра вообще и Малого театра, в частности.

Островский - главный среди российских писателей (и не только среди них) уроженец Замоскворечья. Малая родина дала великому драматургу огромный материал для творчества, а он отблагодарил тем, что стал ее настоящим голосистым певцом. Меня часто преодолевал вопрос - а почему «Колумб Замоскворечья»? Ведь и к Островскому у писателей действие происходило по Москве-реке. Вспомним хотя бы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. А самым старым литературным произведением о Замоскворечье является «Сказание о попе Савве и о великой славе» - яркое сатирическое произведениеXVII века.

Из сорока семи пьес Островского в тридцати двух действие происходит в Москве. В Замоскворечье - на Пятницкой, Большой и Малой Ордынке и других улицах и переулках - до сих пор сохранились дома времени Островского. Есть специальные исследовательские работы, посвященные изучению домов, описанных в пьесах драматурга. Иногда Александр Николаевич географически конкретно указывал место действия. Например, в пьесе «Козьма Захарьич Минин-Сухоруков» оно происходит по Москве-реке, против Кремля; направо забор Климентовского острога с бойницами и воротами, налево деревянная церковь святого Климента.

Отец Островского Николай Федорович закончил Духовную академию, но по стопам своего отца - священника - не пошел, а выбрал гражданскую службу. Он служил сначала в общем собрании Московских департаментов Сената, а затем занимал более прибыльную должность секретаря департамента Московской палаты гражданского суда. Николай Федорович занимался частной юридической практикой, работал внутри и скоро неплохо в этом преуспел. Он был самым востребованным и известным адвокатом в Замоскворечье. Среди его клиентов были и известные богатые купцы, и мещане, и чиновники - их не раз встречал будущий писатель в доме своего отца и видел в них прототипов героев своих будущих пьес.

Удивительно, но ни одна из трех церквей, в приходе которых состояли Островские - Покрова Пресвятой Богородицы в Голик, Воскресения Словущего в монетчик и иконы Божией Матери Казанская на Житнем дворе - не сохранилась. Когда у Николая Федоровича появились лишние деньги, он завел отличную библиотеку - одну из лучших частных библиотек в Замоскворечье. В книгу в семье Островского всегда относились с уважением, а любовь к чтению Александр Николаевич унаследовал еще от деда-священника. По воспоминаниям самого драматурга, именно благодаря большой библиотеке отца он весьма рано ознакомился с русской литературой и почувствовал склонность к авторству.

А. Н. Островский - поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье... Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и происходит по твоим широким улицам и мелким частым перечнем». Да это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва - патриотический центр государства, она недаром называется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники... В Москве все русское становится понятнее и дороже... »

Большое внимание уделяет Островский и описания чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленская («Бедная невеста ») , ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, « серого коня и беговых дрожек » (« Праздничный сон - до обеда ») , бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты ») , карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место »).

Александра Николаевича Островского называли « Колумбом Замоскворечья », района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, которые шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого « простого состояния » - купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходит в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по своим законам - законам любви и добра.Герои пьесы « Бедность не порок » [...]

Термин «самодурство» вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл «хозяев жизни», богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе «Гроза» изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский не случайно наградил его «говорящим» именем. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим бессмысленным, грубым характером он наводит страх на окружающих, это «жестокий хохотали», «пронзительный мужик». Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: «Батюшки, не рассердился! Голубчики, не рассердился! »Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, обидеть человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Диком, но он не расплачивается с теми, кто на него работает. Городничему он объясняет так: «Что же тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Патологическая жадность затмевает его разум.

Целостная, честная, искренняя, она не способна к лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и Кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости « темного царства ». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героини « Грозы »: в переводе с греческого « Екатерина » означает « вечно чистая».Катерина - натура поэтическая. В [...]

В «Грозе » Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Екатерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеет врать. « Обманывать? Я не умею; скрыть? то ничего не могу » , - говорит она Варваре. В религии Екатерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.Вийдя [...]

Жизненные явления, которые легли в основу первой комедии Островского, были знакомы ему с детства. Он родился и вырос в Замоскворечье - так называлась часть города за Москвы-реки, где издавна селилась купечество и всякий простой народ: приказчики, ремесленники, мелкие чиновники.

Среди профессоров были блестящие, прогрессивные ученые, друзья Герцена и Белинского. Юноша жадно слушал их вдохновенные слова о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии всему человеческому, о свободе как о цели общественного развития. Но чем ближе знакомился он с законодательством и судопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста.

Остыв к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Не раз приходилось ему участвовать и в судебных делах о злонамеренных банкротствах. Перед молодым судейским чиновником все полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.

Так двери театра были закрыты перед Островским. Имя его занесли в списки неблагонадежных лиц, и драматург был отдан йод негласный надзор полиции. В темных тайниках ее завели очередное дело - дело о литератора Островского. А судебное начальство предложило губернском секретарю Островскому подать прошение об увольнении.

Так, в разговоре об Островском нампомог рабочий вариант сценария фильма « Мой дом театр », который снимался на «Мосфильме» в 1975 году лег на полку. А сценарий театральной гостинойп Чехову очень украсили фрагменты по рассказам других произведений Антона Павловича, а такжепроходивший в Москве весной 1998 года ТретийМеждународний театральный фестиваль имениА.П.Чехова.

В пьесах Островского есть героини, наиболее полно выражают суть своей природы-женщины уязвимы, чуткие, нежные сердцем- Екатерина из «Грозы», Лариса Огудалова из «Бесприданницы», Саша Негина с «Таланты ипоклонники», Ксения Кочуева с «Не от мира сего "и многие другие. Они написаны Островским с особойлюбовью и сочувствием. Островский вел в этом мире по-мужски, но восприятие жизни у него, видимо, было женское. Слить в единоесуществование мужской дух (а композициясчитается традиционно чужой женской стихии, исам Островский шутил, что такая работа женщине непод силу) и женскую душу - это была большая удачаТворения. Лучшего для драматурга труднопожелать.

В театральных вечеров было рабочееназвание - «Мой Островский », «Мой Чехов », темсамым нам хотелось выразить свое отношение кетим драматургам, мы не боялись битьпристрастними, и своей главной задачей считалидобиться такого глубокого погружения в творчестве этих авторов, чтобы по окончанииразговора наши читатели могли вынести своеличностное отношение к ним и тоже могли сказать «Мой Чехов », «Мой Островский ».

Островского - драматурга так частобранили в почасовой печати 70-х - 80-х годов ХIXвека, что современники с опозданием догадались, что он - классик. Большинству и в голову неприхода записывать что-либо о своих встречах иразговорах с ним, а спохватились, когда билопоздно: начали напрягать память, присочинить, придумывать...

26. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.

Тест предстаавляет собой перечень вопросов по содержанию рассказа В.Г.Распутина " Уроки французского " , на которые ученики должны ответить "Да или нет ". Данный тест дает возможность быстро и легко...

10. О каком рассказе Тургенева, впоследствии вошедшего в цикл « Записки охотника » , Белинский сказал: « Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил » ?

А. Н. Островский — поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва — патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники… В Москве все русское становится понятнее и дороже…»

Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам… Москва нам мать!»

Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. Позже Островский признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходного места». Первая пьеса автора — «Картина семейного счастья» — целиком посвящена Москве, как, впрочем, и еще 28 пьес, среди которых такие шедевры российской драматургии, как «Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Женитьба Бальзаминова». В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода».

Но основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель «натуральной школы», а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.

Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что «человек коммерческий» не может обойтись без обмана и хитрости. Писателя возмущает произвол главы семьи, по воле которого можно выдать молодую девушку за богатого старика («Картина семейного счастья»), женить сына «насильственным образом» («В чужом пиру похмелье»). В семьях купцов царит страх жертв и произвол самодуров («Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…»).

Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского («Бедная невеста»), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, «серой лошади и беговых дрожек» («Праздничный сон — до обеда»), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты»), карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место»).

Конечно, и купечество, и чиновничество воспринимаются писателем дифференцированно. В таких пьесах, как «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», купечество изображается как хранитель исконно русских патриархально-религиозных нравов. Чиновники же не всегда карьеристы и вымогатели. Среди них встречаются бедные и честные люди, живущие на грошовое жалованье. Одни из них обречены на постоянные лишения (Жадов из пьесы «Доходное место»), другие, не выдерживая нужды, совершают преступления и сходят сума (Кисельников из драмы «Пучина»).

Отображая социальные характеры Москвы, Островский противопоставляет купечеству и чиновникам Москву трудовую, демократическую. Представителям интеллигенции живется нелегко, но они ненавидят произвол и насилие, стоят на позициях служения Родине. «Общественные пороки крепки, невежественное большинство сильно. Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных: на них благословение потомства; без них ложь, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный», — убеждает свою жену Жадов.

Социальные типы, выведенные Островским, взяты драматургом из реальной жизни. Его пьесы — подлинная энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.

Москва всегда будет благодарна своему гениальному певцу. Но не только пьесы Островского принесли ему славу. Александр Николаевич останется в истории как реформатор русского театра, создатель демократической национальной драмы. Не случайно имя А. Н. Островского носит знаменитый Малый театр.

А. Н. Островский — Колумб Замоскворечья

Другие сочинения по теме:

  1. Островский Александр Николаевич Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, — в старинном купеческом и чиновничьем...
  2. Островский. Мир и личность Кризис патриархального мира и патриархального сознания остается в центре авторского внимания и в «Грозе». Но в...
  3. Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза») Драма А. Н....
  4. Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в...
  5. Большинство выдающихся русских писателей, которые впервые выступили в литературе в 1840-е годы, обращались преимущественно к эпосу или лирике. Некоторые из...
  6. Островский писал для театра. В этом особенность его дарования. Созданные им образы и картины жизни предназначены для сцены. Поэтому так...
  7. Театр, жизнь провинциальных актрис в конце 70-х годов, примерно в то время, когда Островский пишет пьесы об актерах, показывает и...
  8. В 60-80-е годы Островский создал ряд сатирических произведений, рисующих дворян и новых буржуазных дельцов («На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные...
  9. Хотя социальная критика есть во всех пьесах Островского, собственно сатирических комедий у него немного: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные...
  10. 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии «Свои люди — сочтемся». 3. «Недоросль»...
  11. Вторая половина XIX века в истории сценического искусства так же, как и в драматургии, отмечена кардинальными изменениями. Новый этап в...
  12. В «Горячем сердце», которое создавалось в том же году, что и «На всякого мудреца довольно простоты», Островский соединил две жанровые...

12 апреля 2018 года исполняется 195 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского.

В 1847 году им были написаны и опубликованы первые пьесы, а последней работой в год его смерти (1886) стал перевод пьесы «Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира, любимого драматурга Александра Николаевича. За почти сорок лет творческой деятельности – около 50 пьес, 728 действующих лиц (не считая эпизодических)! Жизнь в 180 актах пьесы. И пьеса в 63 годах жизни.

Островский не просто великий драматург, но и, без сомнения, великий писатель. Многие его пьесы хочется перечитывать раз за разом – и даже не обязательно ходить на спектакли, – уверена библиотекарь Ольга Сустретова.

Он из тех немногих писателей, которым довелось вкусить сладкие плоды прижизненной славы. Больше, чем тридцать лет пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. Драматург работал в журнале «Современник». А Иван Гончаров написал: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского»…


Портрет А.Островского кисти В. Г. Перова

В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве».

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. С него начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича, написанных разговорным языком, изображается патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Большинство актёров принимали новые пьесы Островского с восторгом, они чувствовали их новизну и жизненность.

Так почему же его называли «Колумбом Замоскворечья»? Все потому, что он «открыл» в своих произведениях простой быт, мещанскую жизнь тогдашнего Замоскворечья. Купеческие семьи в то время жили обособленно, об их повседневной жизни было мало что известно, пока в 1840-х годах двадцатилетний литератор Александр Островский не опубликовал свои очерки «Записки замоскворецкого жителя».

«Я знаю тебя, Замоскворечье, имею за Москвой-рекой друзей и приятелей и теперь ещё брожу иногда по твоим улицам, знаю тебя и в праздник и в будни, и в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам», – писал драматург позднее, уже переехав в другой район. Исследователи творчества А. Н. Островского подсчитали, что в 32-х из 47-и его пьес действие происходит в Москве, зачастую в Замоскворечье.

За несколько дней до смерти драматурга Лев Толстой сказал: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно – общенародным в самом широком смысле писателем». Несомненно, он им стал.

Современный театр все еще можно считать «Театром Островского», может, претерпевшим лишь некоторые изменения, навеянные временем. Пьесы Островского не теряют своей актуальности, и в Челябинске многие театры ставят спектакли по ним. 16 сентября 2010 года в челябинском Государственном Драматическом Молодежном Театре (ТЮЗе) состоялась премьера пьесы «Гроза», которую с тех пор ставят каждый театральный сезон. А в 2016 состоялась премьера триллера по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

Спектакль по пьесе «Гроза» также входит в репертуар челябинского Нового художественного театра.

В 2011 году в театре драмы имени Наума Орлова состоялась премьера спектакля «Картины московской жизни», сразу по трем пьесам Островского: «Праздничный сон до обеда», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Две собаки дерутся - третья не приставай». А театр «Манекен» уже много лет ставит «Дикарку»: ближайший спектакль состоится 15 апреля.

Гений Островского на всем протяжении его развития опирался на родную, национальную почву. Закрепившееся за драматургом звание «Колумб Замоскворечья» (детство и юность его прошли в «стране, никому до времени в подробности не известной») не противоречило другой оценке писателя, данной И. А. Гончаровым,- сравнению с Гомером. Открытие гораздо более значительного, чем Замоскворечье, мира было неотделимо от живого интереса к «обитателям» родных мест - купечеству и разному «простому люду», к «образу жизни их, языку, нравам, обычаям, степени образованности».

Родители Островского происходили из духовного звания. Отец был чиновником московского департамента Сената, затем присяжным стряпчим 1 Московского коммерческого суда. Матери писатель лишился в возрасте восьми лет.

Мир Островского-драматурга складывался уже в эту пору. В гимназии он испытал сильное увлечение литературой и театром, оставшееся неизменным в продолжение всех последующих лет. Об этом свидетельствуют его восхищенные рассказы товарищам об игре М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Окончив гимназию, по настоянию отца юноша подал документы на юридическое отделение Московского университета, но в душе все больше отдалялся от адвокатской практики. Идеи, почерпнутые из лекций Т. Н. Грановского, М. П. Погодина, С. П. Шевырева, из статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена, из выдающихся произведений литературы, которые обсуждались в прогрессивных кругах («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и прозаические сочинения Н. В. Гоголя), привели Островского к определяющему его жизнь решению - уйти из университета и полностью посвятить себя служению искусству.

Однако, следуя воле отца, он поступил чиновником сначала в Московский совестный, затем в Московский коммерческий суд. Отставка Островского хронологически отмечает завершение первого этапа его становления как художника. Этот период в целом проходит под знаком Гоголя.

Служба в суде обнажила перед писателем особенно неприглядные стороны общественного и семейного быта. Жалобы, вызванные завистью и корыстолюбием, доносы на родственников и приятелей, бесконечные тяжбы об имущественном состоянии - все это проходило через руки Островского, складываясь в художественное представление, где главным становился «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» (Н. В. Гоголь).

Вместе с тем Островским создавался образ и другого - вольного, широкого - мира. В нем, опять же говоря языком Гоголя, нельзя было «не родиться беспредельной мысли», «не быть богатырю», не явиться «чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире». Вырываясь из сферы узких денежных интересов, Островский искал сближения с русской историей, родной природой.

Небольшое путешествие в костромское имение Щелыково, ставшее впоследствии любимым пристанищем драматурга, обернулось узнаванием неповторимых красот России, ее народа. «Эко красота,- говаривал он, смотря на местность, амфитеатром спускавшуюся в долину реки Меры.- А облако...- продолжал он,- кажется, нигде нет таких облаков».

Уже в ранний творческий период вырабатывается точка зрения на мир, которая станет определяющей для Островского в дальнейшем и будет представлена в «Грозе» речами поэта и естествоиспытателя Кулигина: люди не замечают окружающей их красоты, образ которой запечатлен в родной природе, в народных песнях. Может быть, именно поэтому, как говорит этот близкий писателю герой, «враждуют друг на друга... злостные кляузы строчат на ближних. И... несть конца мучениям».

1 Стряпчий - ходатай по делам.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы