Про деток, от рождения до школы

Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова "Возвращение". Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова. Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько "в себя", к тому, каким ты был ранее.

Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали. Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей. Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.

После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе. Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение. Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.

Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить. Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться. В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.

В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.

Анализ рассказа Платонова Возвращение

Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.

Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.

Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.

Литературное направление: реализм.

Тема: рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.

Основная мысль : писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.

Проблематика рассказа: в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.

Сочинение 3

Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.

Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.

Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.

Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.

Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.

Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.

Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.

Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным. То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета.

В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.

Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь.

Несколько интересных сочинений

    Дарить человеку здоровье - весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.

  • Анализ рассказа Шолохова Чужая кровь

    Произведение является завершающей составной частью прозаического цикла писателя под названием «Донские рассказы», рассматривающей в качестве основной тематики проявление человеческого гуманизма и заботы о ближних.

  • Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

  • Анализ рассказа Бунина Поздний час

    Сегодня мы проанализируем рассказ «Поздний час» написанный в 1938 году И.А. Буниным. Именно в этот период, писатель проживал на чужбине, и безумно скучал по родине. Всю свою тоску и ностальгию за Россией

  • Анализ рассказа Платонова Сухой хлеб

    В рассказе А. П. Платонова «Сухой хлеб» повествуется о жизни семилетнего мальчика Мити в послевоенное время, у которого из родственников осталась лишь мать. Когда наступило лето – пришла засуха.

Урок внеклассного чтения по рассказу

Андрея Платоновича Платонова

«Возвращение».

Нравственная проблематика рассказа.

Цель : углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Ход урока

1. Слово о писателе

2. Анализ рассказа.

    Какова тема рассказа? (Разрушение семьи как одно из последствий войны)

    Определите идею произведения (В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу; нужно быть выше губительных страстей, ревности эгоизма, жестокости, мести; взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью, выстоять ради детей; дети также ответственны за судьбу взрослых; по мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся, ни в чем неповинные несли правду жизни, только они знали цену семьи и видели в неискаженном свете мир.)

    Каков смысл заглавия? (Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)

    Какое из названий «Семья Иванова» или «Возвращение» наиболее удачно? (Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)

    Кто герой рассказа?

    Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился? (Поезд, который должен увезти домой маму и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве. Единственное, что могло утешить, развлечь сердце человека, было сердце другого человека. Маша была миловидна, проста душою, добра).

    Каково состояние природы в этот момент? (Наступила уже холодная, осеняя ночь, в окружающей их природе было уныло и грустно в этот час). Платонов описывает природу, враждебной человеку. Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши.

    Другой причиной их сближения было то, что «оба чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни.

    Почему капитан Иванов не торопится домой? (Он сам не знал, почему так делал - может быть, потому, что хотел погулять еще на воле).

    Считаете ли вы кого-то из героев виноватым? (Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одни днем, эта привычка долго сохранялась и после. Не виновата и Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не

спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала. Не виновата и Люба, жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.)

На вокзале Алексея встретил его сын Петруша. Опишите портрет мальчика.

Чтение первого разговора сына с отцом

    Как это разговор характеризует Петрушу?

    Как втретился Иванов с женой Любовью Васильевной? (Иванов приблизился к жене, обнял ее и там стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека).

    Что приходилось делать Любе, когда Алексей был на войне? (Работала на кирпичном заводе, растила детей).

    Как дети заботились о матери?

    Иванов не мог понять ясно, «почему у Петруши сложился такой характер». Как это объяснить? (Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него семья).

Чтение сцены «Откровенный ночной разговор» по ролям.

    Как ведут себя во время этой сцены Люба и Алексей?

    Частный семейный конфликт Платонову удается возвести в степень широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьей Ивановых (типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя миллионам семей России. За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою. После отгремевших боев нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Иванов к ним еще не готов, и оттого так тяжело он воспринимает первые испытания послевоенной жизни. Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно хотя он в этом и не признается взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи. И подвергается последнему испытанию. Найдите отрывок, который является кульминацией рассказа.

Кульминация рассказа несет в себе освобождающую силу и просветление остывшей в годы войны души.

Иванов видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительнее. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним ой шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

Испытав нравственное потрясение, герой приходит к нравственному очищению, прозрению.

    Кто из героев вам особенно понравился? Почему? (Краткая характеристика героев).

Итог урока.

«Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Возвращение» относится к литературному направлению реализма. Воин-победитель, отвыкший от семьи, возвращается домой и узнаёт, что жене тоже жилось несладко, так что она даже не ждала его верно, как поётся в песне К. Симонова. Критики потому и ополчились на Платонова, что поведение его героев не укладывалось в рамки «социалистического реализма».

Психологический рассказ об одной семье, о связях отца и матери на стороне, об их отвыкании друг от друга, отца от детей. Фабула занимает всего несколько дней, но в диалогах выявляются события, произошедшие во время войны.

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Сюжет и композиция

Демобилизованный Алексей Иванов возвращается на поезде домой и не спешит, потому что отвык от домашних, как и его случайная попутчица Маша – дочь пространщика. Два дня провёл с ней Алексей, выйдя на станции в её родном городе и не сказав, что дома его ждёт семья.

Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом: Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына. Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

Настя нечаянно открывает отцу, что к ним ходит Семён Евсеич и сидит с детьми, потому что всю его семью убили и ему одиноко. В ночном разговоре с женой Любой Алексей выясняет, что она изменила ему с инструктором райкома профсоюза, который был с ней нежен.

На следующее утро Алексей решил уехать к Маше, оставив свою семью, но дети выбежали к переезду, чтобы вернуть отца. Иванов, переживший в этот момент прощение и любовь к семье, сошёл с поезда на дорожку, по которой бежали его дети.

В рассказе есть крошечная вставная новелла – рассказ Петрушки о дяде Харитоне, который. вернувшись с войны и узнав, что его жена Анюта изменяла ему с безруким инвалидом, сначала поругался с ней, а потом рассказал ей, что тоже изменял со многими женщинами. И они стали жить, довольные друг другом. Да только Харитон про измену придумал, простив жену. На такой поступок Алексей не способен и о свой измене (возможно, не единственной) жене не рассказывает.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце... пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».
Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.
Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

Главный герой рассказа Андрея Платонова «Возвращение» — гвардии капитан Алексей Иванов. После окончания войны он демобилизовался из армии и поехал на поезде домой, где его ждала жена и двое детей. В дороге он познакомился с девушкой Машей, которая тоже возвращалась в родные места после войны. Родители у Маши пропали без вести, и она ехала в родной город, где у нее жили две тетки.

Алексей почувствовал симпатию к Маше и даже сошел с поезда в родном городе девушки, чтобы помочь ей устроиться на месте. Через два дня он решил ехать дальше, к семье, а Маша провожала его на вокзале. Алексей во время прощания сказал девушке, что будет вечно помнить ее образ.

Когда Иванов приехал в родной город, на вокзале его встретил сын Петр, которому шел двенадцатый год. Уже несколько дней жена Иванова, Люба, отпрашивалась с работы и ходила на вокзал встречать мужа. А в день приезда она послала к приходу поезда сына.

Петрушка спросил, почему отец так долго ехал и тот ответил, что поезд шел медленно. Потом они пошли домой, где их уже ждала Люба, снова отпросившаяся с работы, и дочь Настя. Настя была еще маленькой, когда отец ушел на войну и совсем не помнила его.

Потом были приготовления к праздничному обеду по случаю возвращения капитана Иванова домой. За обедом Алексей расспрашивал домашних, как они без него жили. Он узнал, что Люба теперь работает на заводе, а дома хозяйничает Петруша.

Во время разговора Алексей случайно узнал, что последние два года в их дом постоянно приходил человек, которого звали Семен Евсеич. Его семья погибла, и он привязался душой к Петруше и Насте. Семен Евсеич приносил ребятам гостинцы и читал Насте книжки.

Алексею не понравилось, что в его семью приходил чужой мужчина в его отсутствие и поздно вечером он устроил Любе скандал, упрекая ее в неверности. Петруша слышал, как родители спорят, но боялся вмешиваться. Однако, после того, как отец разбил лампу, он вмешался и встал на защиту матери, говоря отцу о том, как трудно им жилось, пока тот был на фронте.

Утром Петруша проснулся поздно. От Насти он узнал, что мама ушла на завод, а отец взял свой мешок и тоже ушел. Мальчик понял, что отец решил уехать от них. Он решил идти вместе с сестрой на вокзал.

Алексей Иванов действительно решил уехать от семьи в тот город, где он расстался с Машей. Когда подошел поезд, он вошел в тамбур и не стал проходить в вагон, чтобы посмотреть на родную улицу, когда поезд будет проезжать переезд.

Не доезжая до переезда, Алексей решил уже идти в вагон, когда заметил двух детей, бегущих по улице. Сначала они направлялись к вокзалу, а потом увидели поезд и побежали к переезду. Поезд миновал переезд и Алексей выглянул из вагона, чтобы посмотреть на детей. Они бежали за поездом и старший из них стал махать Иванову, как бы призывая его вернуться.

В этот момент Алексей понял, что эти двое ребятишек – его дети, Петруша и Настя. У него стало жарко в груди и Алексей понял, что поступил неправильно. Он выбросил из вагона свой мешок и сошел с поезда.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Возвращение» заключается в том, что важно понимать мотивы поступков других людей. Алексей, который сам при возвращении домой ухаживал за девушкой Машей, не смог простить жене того, что ей уделяли внимание мужчины во время его отсутствия. Но решив уехать из города, Алексей не подумал о детях. И лишь увидев, как они бегут вслед за поездом, капитан Иванов понял, что поступил необдуманно.

Рассказ Платонова «Возвращение» учит не быть излишне самолюбивым и быть более внимательным к близким людям, доверять им и верить в них.

В рассказе мне понравился Петруша, который стал опорой для матери в суровые военные годы и который приложил все усилия, чтобы вернуть отца домой. Детям нужен отец и ребята очень хорошо понимали это. Они ждали отца с фронта и дождались, и в их планы не входило его терять. А что касается Алексея, то не стоит рубить с плеча, а стоит относиться ко всему с большим пониманием. Война много бед принесла, не стоит сотворять ещё одну — бросать детей.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Возвращение»?

Всякий дом хозяином держится.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто мудр, тот и добр.

Великая Отечественная война оставила след в душе каждого русского человека. О ней написано много и по-разному, однако в первые послевоенные годы все в основном сводилось к возвеличиванию образа солдата-героя, возвращавшегося после долгой разлуки к родным. С этим, в принципе, никто не спорил, но была и другая сторона этого радостного события. Этому посвятил свой рассказ А. Платонов. «Возвращение», краткое содержание которого здесь приводится, стало произведением, заставившим по-новому взглянуть на то, как нелегко привыкали вчерашние воины к мирной жизни.

Скандальная публикация

К творчеству власти уже давно относились настороженно. Ситуация усугубилась после того, как в 1946 году журнал «Новый мир» напечатал его новое произведение «Семья Ивановых» (позже название изменилось и стало более емким). «Гнуснейшая клевета на советских людей,» - такую характеристику получил спустя несколько месяцев в статье В. Ермилова рассказ «Возвращение». Платонов (краткое содержание текста это покажет) изобразил вернувшегося с фронта Алексея совсем не в героическом ореоле. Более того, некоторые его поступки вызывают осуждение у читателя, что противоречило сложившейся традиции. Посмотрим, в чем же необычность рассказа.

Долгожданная мобилизация

Стоял сентябрь 1945 года. Капитан гвардии с распространенной фамилией Иванов (этот факт неслучаен) получил возможность ехать домой. Четыре года он не видел и маленькую дочку. заранее послал телеграмму и стал готовиться к встрече с семьей. Так начинает рассказ «Возвращение» Платонов.

Неожиданной встречи героя с Машей - важный момент. Поезд Алексея второй день задерживался, когда он увидел на вокзале знакомую. Девушка служила в столовой, а теперь тоже направлялась домой. Они быстро сошлись, так как оба боялись встречи с прошлой жизнью, от которой отвыкли за годы войны.

По пути домой: краткое содержание

«Возвращение» Платонова продолжается рассказом о коротких отношениях, возникших между Алексеем и его знакомой. Когда поезд въехал в город, где жила Маша, Иванов вдруг вышел вместе с ней. Двадцатилетняя девушка была очень благодарна спутнику, так как испытывала страх перед будущим. Родителей угнали немцы, и она чувствовала себя одинокой. Непонятное смятение испытывал и Алексей. Ему бы домой ехать, а он все оттягивал встречу с семьей.

Встреча с семьей

Дома Алексея Алексеевича ждали уже шестой день. Жена отпрашивалась с кирпичного завода и трижды выходила к поезду. В день приезда на вокзале ждал отца двенадцатилетний Петруша (или Петр, как по-взрослому называл его в рассказе «Возвращение» Платонов). Краткое содержание возникшего диалога и описание их встречи таково. Отец увидел в сыне маленького мужичка, привыкшего к житейским проблемам. Да и вел он себя, как взрослый. Дельно расспросил о том, почему так долго ехал и сколько орденов получил, затем взял вещевой мешок и направился к дому.

Любовь Васильевна ждала на крыльце. Она уже прибрала в доме, и только одна мысль беспокоила ее - Семен Евсеевич, потерявший семью и теперь привязавшийся к ее ребятишкам.

Алексей обнял жену и почувствовал «знакомое тепло». Маленькая Настя, совсем не помнившая отца, схватила его за ногу и пыталась оттащить от матери.

Вошли в дом. Пока жена и дети хлопотали по приготовлению обеда, Иванов обводил глазами комнату и словно заново с ней знакомился. Запах родного дома и наблюдение за происходившей суетой вызывали в нем приятные и одновременно тревожные мысли - автор передает их краткое содержание.

«Возвращение» Платонова - это в большей мере описание «привыкания» Алексея к новой жизни. Он вроде бы видел перед собой свою семью, но почему-то не чувствовал радости от встречи. Отвыкшая от него Любовь Васильевна стеснялась и вела себя, как в юности. Дочка выполняла несложную работу по дому. Петрушка привычным тоном отдавал команды и чем-то напоминал ворчащего старичка.

Алексей глядел на них и пытался понять, как они жили без него. И ощущал стыд от того, что не испытывал сильного отцовского чувства к сыну.

Первый семейный обед

Наконец все собрались за столом. Петрушка съел кусочек пирога и собрал все крошки. На предложение взять еще серьезно ответил, что сыт. Его слова: «Я хочу, чтоб вам больше досталось» - заставили родителей вздрогнуть. Отодвинула свой кусок и Настя. Она сказала, что это для Семена Евсеевича. Алексей напрягся - этот момент стал началом непростого разговора между супругами. Любовь Васильевна попыталась уйти от темы, коротко ответив, что мужчина потерял семью и теперь приходит к ним повозиться с детьми. Ей от этого спокойнее: она работает допоздна, а ребята под присмотром. Однако Иванову ответ не понравился.

Петрушка, почуяв неладное, перевел разговор на погоду, затем отдал распоряжения насчет завтрашнего дня. Они касались и отца, которому нужно было срочно встать на учет и получить карточки. Алексей вдруг почувствовал робость перед рано повзрослевшим сыном.

Щи ели молча, словно пытаясь насладиться тихим семейным счастьем - так завершает рассказ об обеде А. Платонов.

«Возвращение»: содержание ночного разговора

Любовь Васильевна ожидала вечера, чтобы остаться наедине с мужем. Но разговор не получался. Проснувшийся Петрушка услышал громкие голоса родителей. Алексей обвинял жену в связи с Семеном Евсеевичем, а она пыталась объяснить, что между ними ничего не было. Любовь Васильевна рассказывала о нелегкой жизни с двумя малыми детьми - Петрушка не сразу стал хозяйственным. О том, что всегда думала лишь о муже. И лишь однажды поддалась чувствам, когда невмоготу уже было выносить и тяготы жизни, и нескончаемое одиночество. Но сразу же заметила, что встреча с инструктором райкома дала ей понять, как сильно она После этого жила надеждой на его возвращение. Платонов (краткое содержание разговора не может передать всех чувств героини) привлекает внимание к женщины, не испытывавшей вины, но и не способной убедить в этом мужа. Звук треснувшего на лампе стекла - его раздавил Алексей - заставил сына вмешаться в разговор. Он вступился за мать и рассказал историю о местном мужике Харитоне. Пока тот воевал, его жена жила с другими. Вернувшись, он сначала злился, а потом придумал историю, что у него тоже были женщины. Теперь они живут по-хорошему. Иванов смутился: «Я думал, он и про Машу мою скажет…».

Неожиданное озарение

Тому, что случилось утром, можно дать название «настоящее возвращение». Платонов - краткое содержание и полный текст финала рассказа это доказывают - имел в виду под этим словом не просто приезд героя домой.

Проснувшись, Петрушка увидел Настю. Она сказала, что отец взял мешок и ушел. Мальчик все понял, схватил сестру за руку и побежал к вокзалу.

Алексей в это время вошел в тамбур тронувшегося поезда: он думал о Маше. Вдруг Иванов увидел детей, бежавших за поездом. Они падали, но поднимались и вновь двигались вперед, теперь уже к переезду. Неожиданно Алексей осознал, что это Петрушка и Настя. В груди стало горячо, а все его существо наполнилось «теплом и содроганием». Необычное ощущение охватило героя. «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Он сбросил мешок на землю и сошел с поезда…

Анализ «Возвращения» Платонова позволяет понять, насколько сложным был процесс привыкания к мирной жизни вчерашнего солдата, долгое время видевшего лишь смерть и разрушения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы