Про деток, от рождения до школы

Происхождение слова «мумия»

Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом ». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.

В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки (перетирая затем в порошок) и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени . Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран , часто продавалось как панацея . В XVI-м веке Мишель Монтень заклеймил данную практику как разновидность каннибализма . С нехваткой настоящих мумий аптекари часто мошенничали, используя подделки из трупов нищих, жертв эпидемий и мертворожденных детей. Даже в 1912 году немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагала в своём каталоге «настоящих египетских мумий» .

Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё - название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.

Сами древние египтяне назвали мумии «саху» (транслит.: sAhw ).

Древнейшие мумии: культура Чинчорро

Хотя обряд мумификации обычно ассоциируется с древним Египтом, поскольку египетские мумии получили известность ещё с древних времён, наиболее древними являются мумии южноамериканской андской культуры Чинчорро (датировка условна, 7-9 тыс. до н. э.).

Возникновение мумифицирования в Египте

Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела - это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 - 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса , Саккары и Тархана . Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500 - 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.

Процесс мумификации

По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь сообщения античных авторов - Геродота , Плутарха , Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.

Различные виды мумий

В зависимости от технологии мумифицирования, возраста, условий хранения и других факторов современный внешний вид мумий сильно различается. Тела, заполненные смолой, имеют зеленоватый оттенок, а кожный покров примерно такой же как и у дублёной кожи. С такими мумиями нужно обходиться особенно аккуратно, ибо они весьма легко рушатся и в прямом смысле слова сыпятся. Спасают их только бинты.

Тела, которые мумифицировались с использованием битума имеют чёрный оттенок. Битум проникает глубоко в ткань и смешивается с ней настолько, что порою при визуальном осмотре трудно определить где битум, а где костная ткань.

Третий тип мумий - обработанные с помощью натровых солей (сульфаты , карбонаты и др.). Эти мумии похожи на средневековые мумии монахов, например тех, которые имеются на Мальте или в Испании.

Некоторые древнеегипетские тела бальзамировали в меду. По преданию, тело Александра Македонского было мумифицированно «в белом меду, который никогда не таял».

Ещё интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались. Так, что «скорлупа» оставалась, а всё, что находилось внутри её, - тлело.

Также по мумии можно определить, в какую эпоху она была создана. Например, мумии XI династии обычно сделаны плохо и небрежно. Это, как правило, мумии жёлтого цвета. Но уже мумии следующей, XII династии, имеют чёрный цвет. Пелены наложены на мумий Среднего царства плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но ещё хуже сохранились мумии последующего переходного периода - XIII-XVII династий. Лучшие мумии приходятся на Новое царство . Например, у фиванских мумий XVIII-XXI династий конечности гнутся и не ломаются.

Мумии вне Египта

  • Катакомбы капуцинов (Савока)
  • Мумии, прошедшие ДНК-тестирование

Мумии гуанчей

Согласно Доклада королю Испании, составленного губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года , у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.

Мумии в кинофантастике

После находки гробницы возник интерес к египетской тематике. 22 декабря 1932 года состоялась премьера фильма ужасов «Мумия» . В дальнейшем на эту тему было снято много продолжений и ремейков.

Мумии в компьютерных играх

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early Development. // Egyptian Archaeology. 2002. 21.
  • Lupton C. «Mummymania» for the Masses - is Egyptology Cursed by the Mummy’s Curse. // Consuming Ancient Egypt. - L., 2003.
  • Бадж У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц. - М., 2001.
  • Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. - СПб., 1997.
  • Шоу Я. Древний Египет. - М., 2006.

См. также

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Археологические артефакты
  • Археологические артефакты по типу
  • Древнеегипетские заупокойные практики
  • Древний Египет
  • Мумии
  • Погребения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Мумия, Древний Египет - об этом слышал, наверное, каждый. Столько тысячелетий пронеслось над седыми массивами гробниц и пирамид, а они до сих пор притягивают и завораживают людей со всего света. Загадочность, мрачность, необыкновенный расцвет ремесел, развитая медицина, изысканная культура и богатая мифология - все это делает древнюю страну живой и интересной.

Для чего мумифицировали умерших

Надо сказать, что мумии Древнего Египта (фото многих из них заставляют содрогнуться) - это отдельное явление, до сих пор вызывающее горячие споры. Можно ли выставлять их в музеях? Ведь как-никак это все же тела покойников… Как бы там ни было, туристы во многих странах мира могут пойти и посмотреть на давно умерших людей, чьи земные оболочки частично спасены от тлетворного влияния времени. Зачем же их создавали? Дело в том, что древние верили в существование человека после смерти непосредственно в месте его захоронения. Именно поэтому строились роскошные гробницы и пирамиды для царей, которые наполняли всем, что могло пригодиться им после смерти. И по этой же причине египтяне старались сохранить от разрушения само тело усопшего. Для этого была изобретена мумификация.

Процесс создания мумии

Мумификация - это консервация трупа при помощи специальных методик и препаратов при сохранении целостности его внешней оболочки. Уже во времена 2-й и 4-й династий тела стали обматывать бинтами, сохраняя от разложения. С течением времени мумия (Древний Египет преуспел в их создании) стала изготавливаться гораздо сложнее и изощреннее: из тела удаляли внутренности, а для консервации применяли особые растительные и минеральные препараты. Считается, что во времена 18-й и 19-й династий искусство мумификации достигло подлинного расцвета. При этом надо сказать, что мумия (Древний Египет создал немало их) могла быть изготовлена несколькими способами, которые различались сложностью и стоимостью.

Свидетельства историка

Историк Геродот рассказывает, что бальзамировщики опрашивали родных покойного, предлагали им на выбор несколько методов консервации тела. Если выбирался дорогой вариант, то изготавливалась мумия таким образом: сначала удалялась часть мозга (через ноздри при помощи железного крюка), впрыскивался специальный раствор, вырезались органы брюшной полости, тело промывалось пальмовым маслом и натиралось благовониями. Живот заполнялся миррой и другими благоухающими веществами (ладан не использовали) и зашивался. Тело помещали на семьдесят дней в натровый щелок, затем доставали и обматывали бинтами, смазывая вместо клея камедью. Все, готовая мумия (Древний Египет демонстрирует их немало) отдавалась родным, помещалась в саркофаг и хранилась в усыпальнице.

Если родственники не могли оплатить дорогой способ консервации и выбирали тот, что подешевле, мастера поступали следующим образом: органы не вырезались, просто в тело впрыскивалось кедровое масло, разлагающее все внутри, и сам труп также помещался в щелок. Через определенный срок иссушенное и лишенное внутренностей тело возвращали родственникам. Ну а совсем дешевый метод, для бедняков - это впрыскивание в живот сока редьки и после лежания в щелоке (те же 70 дней) - возвращение родным. Правда, Геродот не знал или не описал пару важных моментов. Во-первых, ученым до сих по не очень понятно, как египтяне умудрялись высушивать тело, делая это крайне искусно. Во-вторых, из тела никогда не удалялось сердце, а остальные внутренности помещались в специальные сосуды, хранившиеся в усыпальнице рядом с мумией.

Конец мумификации

Надо сказать, что мумификация очень долго сохранялась в Египте и практиковалась даже после введения христианства. Согласно доктринам христианства, тело после смерти сохранять не нужно, однако священники не смогли внушить это своей пастве. Лишь пришедший позднее ислам положил конец созданию мумий. Сейчас фото мумии Египта непременно украшает каталог любого крупного музея, в котором есть отдел этого древнего государства.

Культура древнего Египта до сих пор будоражит умы многих историков и таит в себе огромное количество неразгаданных тайн. Даже сегодня нам еще есть чему поучиться у этой загадочной цивилизации, которая верила, что душа умершего человека может покидать свое тело днем, но обязана вернуться в него с наступлением ночи.

До того как тела умерших египтян стали мумифицировать, их просто хоронили в пустыне. Позднее для особо богатых и влиятельных людей стали строить каменные гробницы, но в них тела довольно быстро разлагались. Это было неприемлемо для людей свято верующих в то, что после смерти их душа все еще живет в теле. Поэтому древние жрецы изобрели уникальную технику бальзамирования, которая должна была максимально сохранить тело умершего, чтобы его душа смогла возвращаться в него когда ей это угодно.

Вначале мумификация производилась исключительно с телами фараонов и жрецов. В ранние периоды наличие души у простолюдинов вообще было под вопросом. В более позднее время, приблизительно с 3400 г. до н.э. данная процедура производилась с телами всех, у кого на нее хватало средств. В некоторых гробницах даже были обнаружены мумии животных, чаще всего это были кошки, считавшиеся у египтян проводниками по загробному миру.

Условно египетскую технику мумификации можно разбить на несколько видов: для бедняков, для среднего класса и дорогая мумификация.

Для бедняков.

Самые древние мумии были забальзамированы при помощи битума. Раствор настолько смешивался с тканями тела, что различить какие-либо признаки человека при раскопках практически не представлялось возможным. Наполненные битумом тела имеют черный цвет и очень хрупки, поэтому до наших дней сохранились лишь единичные экземпляры. Позднее была изобретена более эффективная методика. У простолюдинов извлекали все органы, а в брюшную полость заливали сок редьки. Затем тело помещалось в раствор натрового щелока на 70 дней, после чего возвращалось родным для погребения.

Для среднего класса.

Для людей среднего класса предназначалась более сложная процедура. Через специальную трубку в тело умершего вливали большое количество кедрового масла. Затем зашивали все отверстия, чтобы масло не вытекло раньше срока, а тело на некоторое время помещали в натровый щелок. По истечению необходимого периода умершего вынимали из щелочной ванны и выпускали из кишечника масло, которое выходило наружу вместе с внутренностями. После таких процедур от тела оставались только кожа и кости.

Дорогая мумификация (для фараонов и влиятельных людей).

Первым этапом является извлечение всех внутренностей брюшной полости и мозга. Стоит отметить, что ничего не выбрасывалось, все аккуратно складывалось в специальные сосуды – канопы. Затем брюшную полость промывают пальмовым вином и растирают ароматическими составами. После этих процедур пустое тело наполняют касией, миррой и другими благовониями, после чего оно отправляется в щелочную ванну на 70-80 дней. По истечении срока тело обматывают лентами виссонного полотна и обмазывают камедью. Только после всех этих процедур уже готовую мумию помещали в саркофаг и запирали со всеми ценными вещами в гробнице.

Мумией называется специально обработанное химическим веществом тело живого существа, у которого замедляется процесс разложения тканей. Мумии хранятся сотни и даже тысячи лет, неся в себе историю наших предков, их обычаи и внешний вид. С одной стороны мумии выглядят жутко страшными, бывает мурашки по коже пробегают от одного взгляда, с другой стороны они хранят в себе интереснейшую историю древнего мира. Мы составили список из 13 самых жутких и в тоже время самых интересных мумий, когда либо обнаруженных в мире:

13. Музей мумий Гуанахуато, Мексика

Фото 13. Музей мумий Гуанахуато – в экспозиции выставлено 59 мумий, умерших в 1850-1950 годах [blogspot.ru ]

Музей мумий Гуанахуато в Мексике является одним из самых странных и ужасных в мире, здесь собрано около 111 мумий (59 из которых выставлены), умерших в период с 1850 – 1950 годах. Искаженные выражения лиц на некоторых мумиях свидетельствуют о том, что они были захоронены заживо. Ежегодно музей посещают сотни тысяч туристов.

12. Мумия малыша в местечке Qilakitsoq, Гренландия


Фото 12. Мумия 6-месячного мальчика в Гренландии (местечко Qilakitsoq) [Choffa ]

Еще один пример живого захоронения – на фото представлен 6-месячный мальчик, найденный в Гренландии. Рядом найдены еще 3 мумии женщин, возможно одна из них – мать мальчика, вместе с которой он был захоронен заживо (по эскимосским обычаям того времени). Мумии датированы 1460 годом. Благодаря ледяному климату Гренландии хорошо сохранилась одежда того времени. Всего было найдено 78 экземпляров одежды, сделанных из шкур животных, например, тюленей и оленей. На лицах взрослых были небольшие татуировки, но лицо ребенка – это просто ужас!

11. Розалия Ломбардо, Италия


Фото 11. 2-х летняя девочка, умершая в 1920 году от пневмонии [Maria lo sposo ]

Маленькой Розалии было всего 2 года, когда она умерла от пневмонии в 1920 году в Палермо (Сицилия). Опечаленный отец поручил известному бальзамировщику Альфреду Салафия мумифицировать тело Розалии Ломбардо.

10. Мумия с раскрашенным лицом, Египет


Фото 10. Мумия из Египта представлена в Британском музее [Klafubra ]

Когда мы задумываемся о мумиях, то первое что приходит в голову – это Египет. Поставлено множество фильмов с участием этих сохранившихся трупов, которые, перевязанные в бинтах, возвращаются к жизни, нападая на мирных жителей. На фото представлен один из типичных представителей мумий (экспонат выставлен на выставке в Британском музее).

9. Кристиан Фридрих фон Кальбутз, Германия


Фото 9. Рыцарь Кристиан, Германия [B. Schroeren ]

На фото представлен немецкий рыцарь Кристиан, ореол таинственности окружает этот страшный взгляд мумии.

8. Рамзес II, Египет


Фото 8. Мумия египетского фараона – Рамзеса Великого [ThutmoseIII ]

Представленная на фото мумия принадлежит фараону Рамзесу II (Рамзес Великий), который умер в 1213 году до н.э. и является одним из самых известных египетских фараонов. Полагают, что он был правителем Египта во времена похода Моисея и представлен таковым во многих художественных произведениях. Одной из отличительных особенностей мумии является наличие рыжих волос, символизирующие связь с богом Сетом – покровителем царской власти.

7. Женщина города Skrydstrup, Дания


Фото 7. Мумия девушки 18-19 лет, Дания [Sven Rosborn ]

Мумия женщины 18-19 лет, захоронненго в Дании в 1300 году до н.э. По ее одежде и ювелирным украшениям можно предположить, что она принадлежала к семье вождя. Девушка была захоронена в гроб из дуба, поэтому ее тело и одежда на удивление хорошо сохранились.

6. Джинджер, Египет


Фото 6. Мумия египетского взрослого человека [Jack1956 ]

Мумия Джинджер “Имбирь” – это египетская мумия взрослого мужчины, который умер более 5000 лет назад и был похоронее в песок в пустыне (в то время египтяне еще не начали мумифмкации трупов).

5. Человек Галлах, Ирландия


Фото 5. Человек Gallagh, захороненый в болоте [Mark J Healey ]

Этот странный вид мумии, известный как Человек Галлах (Gallagh), был обнаружен в болоте в Ирландии в 1821 году. Человек был похоронен в болоте в плаще с фрагментом ветки ивы вокруг шеи. Некоторые исследователи считают, что возможно его задушили.

4. Человек Рендсвюрен, Германия


Фото 4. Человек трясина Рендсвюрен [Bullenwächter ]

Человек болота Рендсвюрен (Rendswühren), подобно человеку-трясине Галлаху, был найден в болоте, на этот раз в Германии в 1871 году. Человеку было 40-50 лет, полагают что его избили до смерти, тело было найдено в 19 веке.

3. Сети I – фараон древнего Египта


Фото 3. Сети I – египетский фараон в гробнице. [Underwood and Underwood ]

Сети I правил в 1290-1279 г до н.э. Мумия фараона была захоронена в египетской гробнице. Египтяне были опытными бальзамировщиками, поэтому мы можем наблюдать их работу в наше время.

2. Принцесса Уко́ка, Алтай


Фото 2. Мумия принцессы Укок [ Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранившейся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпальнице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнарвоном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.


Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии » — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).


Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).


Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820-30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.


Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе-ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия! ».

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу », опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898-1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин » Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей » древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд », рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота », в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249 », вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

Источники

  • Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
  • Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
  • Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.

    English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.

  • Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
  • Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».

    L., N. Y., 2007.

  • Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы