Про деток, от рождения до школы

Возникновение государства у восточных славян

3. особенности образования государства восточных славян.

Объект исследования - возникновение государства у восточных славян.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения государства у восточных славян.

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.

1.1 Духовные предпосылки

Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным. .

1.2 Внешнеполитические предпосылки

К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.

Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности. .

1.3 Социально-экономические предпосылки

древнерусское государство сакрализация княжеский

Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

1.4 Социально-политические предпосылки

Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

2. Основные этапы складывания древнерусского государства

На первом этапе образования древнерусского государства (8 - середина 9 вв.) происходило вызревание предпосылок, а также складывание межплеменных союзов и их центров, упоминающихся у восточных авторов. К 9 в. восходило появление системы полюдья, то есть сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху ещё воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги и носила добровольный характер и.

На втором этапе (2-ая половина 9 - середина 10 в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). .

Летописец отмечает (862 год), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, "и пошел род на род и воевати почаша сами на ся". (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла "борьба престижей"). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.

Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. "норманнской теории", разработанной в 17 в. немецкими учеными на русской службе.

Летопись дает понять, что в 9 в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идёт лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере.

Такая трактовка вызывает, по крайней мере, два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в "Повести временных лет", не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее летописное упоминание в определенном смысле было взято на вооружение еще в 17 в. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов.

Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие зарубежные исследователи славянских стран. . Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует данную теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.

Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в 9 в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. . Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. Во всяком случае следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически нет. Ученые, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь пять скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.

Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами - царями.

Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства. .

Конечно, крещение Руси имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение христиан эксплуататорскому государству. Однако крещение произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них была лишь общая столица - город Киев. В 9 и даже в 12 в. еще нельзя говорить о специфически украинских культуре, языке и пр. Всё это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадется на три самостоятельные ветви.

Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015).

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей. .

2. основные этапы складывания древнерусского государства; 3. особенности образования государства восточных славян. Объект исследования - возникновение государства у восточных славян. Предметом исследования являются общественные отношения...

Возникновение государства у восточных славян

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян...

Возникновение государства у восточных славян

Объект исследования - возникновение государства у восточных славян. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения государства у восточных славян. 1...

Возникновение государства у восточных славян

Среди основных признаков древнерусского государства к концу 10 века выделяют такие как: 1. система данничества; 2. территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; 3...

Возникновение государства у восточных славян

Возникновение государства у восточных славян

Объект исследования - возникновение государства у восточных славян. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения государства у восточных славян. Основная часть 1...

Государственная система управления образованием Российской Федерации

Стремительное развитие общественных систем во второй половине 20 века поставило перед правительствами большинства стран задачу по формированию адекватной вызовам социальных реалий системы образования...

Заявления и жалобы граждан

Такое право закреплено в ст. 33 Конституции РФ; Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления...

Особенности образования Московского государства

Были разрушены старые города, Рюриковичи вели междоусобные войны за ярлык на княжеский стол во Владимире. Владимиро-Суздальские земли становятся крупным княжеством...

Политика государства по созданию условий для развития высшей школы

Важнейшим шагом по организации высшего образования в стране стало принятие 3 июля 1922 г. "Положения о высших учебных заведениях"...

Понятие и сущность государства

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и сложено действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть...

Процесс образования Древнерусского государства

государство собственность власть патриархальный В эпоху советской власти, когда господствовала марксистско-ленинская идеология, в нашей науке вопрос о происхождении государства не являлся дискуссионным...

Субъекты гражданских правоотношений

А) Духовные предпосылки

— Общая языческая религия.

— Схожие обряды, обычаи.

— Схожая общественная психология.

Б) Социально‑экономические предпосылки

— Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

— Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.

— Преобладание свободного труда над рабским.

В) Социально‑политические предпосылки

— Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

— Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.

— Формирование племенных союзов.

Г) Внешнеполитические предпосылки

— Угроза нападения внешних врагов.

— «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

— Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.

Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.

Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

— Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

— Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.

— Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

— Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.

Основные этапы складывания древнерусского государства

I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Избор‑ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.

Олег (Вещий) — первый реальный правитель Древней Руси, провозгласивший Киев столицей древнерусского государства. Упрочил внешнеполитическое положение Руси; в 907 г. совершил удачный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси мирные договоры 907 и 911 гг.

Игорь (Старый) — расширил границы древнерусского государства, подчинив племя уличей, способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отражал набеги печенегов, организовал военные походы против Византии (в 941 г. — неудачный; в 944 г. — заключив взаимовыгодный договор).

Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

Ольга правила во время малолетства сына Святослава и его военных походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани путем введения «уроков» и погостов. В 957 г. поездка в Византию завершилась принятием Ольгой христианства. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Святослав — инициатор и руководитель многих военных походов: 965 г. — разгром Хазарского каганата; 968-971 гг. — походы в Дунайскую Булгарию и войны с Византией; 969-971 гг. — военные столкновения с печенегами; 971 г. — договор с Византией.

Итоги княжения первых Рюриковичей:

а) расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);

б) защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это дани — полюдья;

в) защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников‑печенегов;

г) военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми народами.

Среди основных признаков древнерусского государства конца X в. выделяют следующие:

1) система данничества;

2) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3) простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);

4) династическая (родовая) княжеская власть;

5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:

— создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;

— формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);

— формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества;

— происходит складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).

В 972-980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.

Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980-1015):

1) изгнание из Киева варягов‑наемников;

2) 980 г. — языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;

3) 988 г. — принятие христианства;

4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей — таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;

5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;

6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.

Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства.

1015-1024 гг. — вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира — Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.

Годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) — время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель. В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.

Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. — образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. — назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород‑Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно‑славянский и древнерусский языки.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства;

— перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;

— внедрение и распространение государственной религии и идеологии — христианства;

— широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства;

— расцвет древнерусской культуры.

III этап. Середина XI — начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава).

При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.

Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) — князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), он:

— организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;

— ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;

— устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;

— ограничил взимание процентов при займе;

— продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

— организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;

— занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;

— написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

Мстислав Великий (1125-1132) — внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде‑Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125 г. Мстислав стал великим русским князем, он:

— воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127 г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);

— воевал с русскими князьями‑мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;

— способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;

— по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».

После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.

При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.

В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

Принятие христианства

Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Причины принятия христианства:

1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение:

— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

— христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;

— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

— ускорило развитие феодального способа производства;

— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

Основные итоги

Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.

Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

— активная реформаторская деятельность великих князей;

— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;

— появление писаного кодифицированного права;

— использование дипломатических методов решения международных проблем;

— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

Теории возникновения государства у восточных славян

  1. Норманнская (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев): создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян.
  2. Антинорманнская (славянская) (М. В. Ломоносов, Б. А. Рыбаков): отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение.
  3. Центристская (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.): возникновение древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов.

Введение

Возникновение государственности у восточных славян

Теории происхождения Древнерусского государства

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Образование Древнерусского государства происходило в IX веке. Территория, на которой оно возникло простиралась от Балтийского моря, Ладожского и Онежского озер на Севере до Днепровских областей немного южнее Киева.

Различные славянские племена издавна обитали на территории Восточной Европы. Об этом имеются многочисленные свидетельства греческих, римских, арабских ученых. Славяне описаны под именем венедов у римских историков Тацита и Плиния Старшего. В VI в. н.э. о «винидах» упоминал автор «Истории готов» Иордан. Византийский историк VI в. Прокопий указывал на племена антов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне Дона. Свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) Восточной Европы. К середине I тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между Эльбой на западе, оз. Ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и Волгой на востоке. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства - западных, южных и восточных славян.

Название одного из восточнославянских племен - рус (рос, рось), встречается с IV в. Основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего Поднепровья. Примерно на рубеже V-VI вв. в Поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «Русь». С IX в. это название преобладает в обозначении восточных славян. Его происхождение наукой точно не выяснено .

Цель данной работы: изучить возникновение государственности у восточных славян и раскрыть теории происхождения Древнерусского государства.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

1. Возникновение государственности у восточных славян

Достоверных данных о восточных славянах в первой половине первого тысячелетия нашей эры практически нет. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры восточные славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от Балтики до Черного моря.

Откуда пришли восточные славяне также точно неизвестно. Поэтому момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с точностью. Разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. Летописи начали появляться только на рубеже XI-XII вв. .

На территории Восточной Европы издавна обитали различные славянские племена. Об этом имеются многочисленные свидетельства греческих, римских, арабских ученых. Славяне описаны под именем венедов у римских историков Тацита и Плиния Старшего. В VI в. н.э. о «винидах» упоминал автор «Истории готов» Иордан. Византийский историк VI в. Прокопий указывал на племена антов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне Дона. Свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) Восточной Европы. К середине I тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между Эльбой на западе, оз. Ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и Волгой на востоке, повлекшее деление славян на восточных, западных и южных. Название одного из восточнославянских племен - рус (рос, рось), встречается с IV в. .

Прародиной славян в русских летописях называется Подунавье (Центральная Европа), откуда (под давлением неведомых волохов) в IV в. славяне вынуждены были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т. е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток - будущие восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев - поляне) до Ладоги (Новгород-ильменские словене)), на юг - будущие южные славяне (сербы).

Основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего Поднепровья. Примерно на рубеже V-VI вв. в Поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «Русь». С IX в. это название преобладает в обозначении восточных славян. Его происхождение наукой точно не выяснено.

Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце V в. и закончился в VIII-IX вв.

Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений формировавшейся восточнославянской государственности - Куявия (южная часть племен, объединившаяся вокруг города Киева), Славия (как итог консолидации северных славянских племен вокруг Новгорода) и Артания либо Тмутаракань (предположительно на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги). Постепенно остались два влиятельных центра восточнославянской государственности - на юге Киев, на севере Новгород.

Догосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости. О живших в V в. в Прикарпатье антах (видимо, тоже славянах) известно, что у них господствовала военная демократия - догосударственная форма политической организации славянского общества.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т.е. определенного правопорядка. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. И хотя государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства .

Восточнославянские союзы племен (поляне, древляне, ильменские словене, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс государствообразования протекал быстрее, а в других - медленнее. Первыми пришли к государственности ильменские словене на севере (Новгород) и поляне на юге (Киев) .

В то время, когда такое имя, как «Русь» закрепилось у восточных славян, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела большие изменения. В «Повести временных лет» неоднократно упоминается, что накануне объединения большего числа восточнославянских племен под властью Киева насчитывалось по меньшей мере 15 крупных племенных союзов, каждый из которых включал в себя 120-150 отдельных племен, состоящих из огромного количества родов и занимающих значительную территорию.

Самым мощным племенем считались поляне с центром в городе Киев. К северо-западу от них жили древляне - жители лесов. На север от полян вокруг городов Ладоги и Новгорода располагались новгородские словене. На северо-востоке жили вятичи, главными городами которых были Ростов и Суздаль. В верховьях рек Волги, Западной Двины и Днепра располагались кривичи. Племена, обитающие в бассейне Западной Двины, получили название полочане. Их главным городом стал Полоцк. К востоку от полян проживали северяне. Позже их главным городом стал город Чернигов. По берегам рек Сож и Сейм располагались радимичи. Между реками Днестром и Дунаем расселились уличи и тиверцы. К западу от полян обитали волыняне и бужане. Обладая немалой силой, а также имея численное преимущество, восточнославянские союзы племен подчиняли окрестные народы, облагая их данью. Иногда возникали междоусобицы, но, несмотря на это, отношения были добрососедскими. Собирая дань с соседних племен, часто и сами славяне находились в даннической зависимости от более мощных окрестных соседей.

В VIII- начале IX в. ремесла славяне достигли большого совершенства. Ремесленники селились в многолюдных местах и вблизи с торговыми путями, т. е. там, где было удобно продавать и обменивать свой товар на продукты питания. Теперь они могли, не занимаясь сельским хозяйством, содержать себя и свою семью. Начали зарождаться города. Они имели перспективы дальнейшего развития только в том случае, если являлись центром торговли, местом отправления религиозного культа, местом обороны от врагов.

Формирование торговых путей в начальной истории Древней Руси было важнейшими событиями. Их два. Примерно в 800 году на территории Древнерусского государства были установлены торговые связи с Хазарским каганатом (столица в г. Итиль близ дельты Волги) по речному пути Волхов-Ильмень-Мста-Волга. Через него далее шел путь по Каспийскому морю в Дербент к Арабскому халифату. Торговля восточнославянских племен со своими соседями явилась предпосылкой к зарождению в VIII-IX вв. знаменитого пути «из варяг в греки» в период 830-860 гг. Это - Волховско-Днепровская магистраль, протяженностью около 1500 км.

В 860 году состоялся принципиально важный акт международного признания Руси. Тогда воинственные представители народа Русов совершили морской поход и нападение на Константинополь (столицу Византийского государства). В результате был заключен первый «Договор любви и дружбы» с Византией. В нем впервые оформлялись межгосударственные добрососедские отношения Руси и Византии. Этот основной торговый путь способствовал развитию отношений славян с окружающим миром. Начали появляться такие крупные городские центры, как Новгород, Любеч, Смоленск и Киев. Существовали также восточные западные и юго-западные торговые пути, которые, пересекая друг друга, крепко связывали восточнославянские земли с государствами Поволжья, Западной Европы, Кавказа, Прикаспия, Средней Азии, Северного Причерноморья .

Таким образом, основные предпосылки формирования государственности у восточных славян:

Основной причиной возникновения государства у восточных славян ученые называют сброс ига норманов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате. Волнения по поводу постоянных внешних вторжений продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам).

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью. После своей смерти оставил малолетнего наследника - Игоря. Вместо малолетнего наследника (в те годы не существовало обязательного перехода власти по кровному наследию) правителем стал новгородский князь Олег по прозвищу Вещий, который в 882 г. отправился в поход, захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель .

Затем Олег присоединил к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседских земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья - «великими киевскими». С этого времени восточнославянские земли окончательно объединяются в огромное по тем временам государство с центром в Киеве - Киевская Русь.

Киевская Русь считается одним из самых крупных государств IX-XII вв. В отличие от Западных и Восточных стран, процесс формирования Руси имел свои уникальные черты - геополитические и пространственные. Киевское государство располагалось на стыке очень контрастных миров: оседлого и кочевого, иудейского и языческого, мусульманского и христианского. В процессе своего образования Русь переняла разные собственные особенности как Западных, так и Восточных государств, поскольку занимала среднее положение между Азией и Европой, а также не имела особо выраженных географических границ на огромной площади своего равнинного пространства. Именно эта острая потребность в защите от врагов своей земли вынудила народы с различным типом развития (вероисповедание, ведение быта и пр.) сплотиться и создать мощную государственную власть. Объединение вокруг сильного центра способствовало экономическому подъему славянских земель и их успешной борьбе с врагами (варягами, печенегами, хазарами и др.), началу оформления центральной власти .

В Древнерусском государстве установилась форма правления в виде раннефеодальной монархии династии Рюриковичей. Во главе государства стоял великий князь. В его руках была высшая военная, судебная и административная власть. При князе действовал Совет, сословный совещательный орган. Складывается дворцово-вотчинная система управления. Большую роль в государственной жизни играли вече - коллективные органы принятия важных политических решений.

государственность восточный славянин древнерусский

Этапы развития древнерусского государства

Итак, возникновение государственности у восточных славян связано с Древнерусским государством (IX-XII вв.). Оно сформировалось в результате длительного экономического и социально-политического развития восточнославянских народов. Процесс их консолидации завершился во второй половине IX в. объединением Киева и Новгорода .

Как уже было сказано, Древняя Русь сформировалась на территории восточных славян в конце десятого века. Во главе данного государства ставится князь, который обещает защиту и покровительство окрестным феодалам. Взамен на данные услуги феодалы отдают ему в пользование часть собственных территорий в качестве платы. В это же время часть территорий, которые были завоёваны в результате военных походов отдаётся боярам, которые взымают дань с данных земель. Для данной процедуры нанимаются дружинники, которым было разрешено оставаться жить на территории к которой они были прикреплены. Так начала формироваться феодальная иерархия (Князь - вотчинники - бояре - мелкие земельные держатели). Данная система способствовала тому, что сам князь из военного руководителя стал превращаться в фактического политического деятеля. Так появляются зачатки монархии и развивается феодальная власть.

Первым правовым документом была «Русская правда», которую создал Ярослав Мудрый. Основной задачей этого документа являлась защита людей от всяческих беспорядков, а также регулирование общественных отношений. Однако, кроме этого, данный документ разделял общество на определённые социальные категории. Например, существовали зависимые и общинники. Первые считались неполноправными гражданами и вовсе не располагали свободами (также не имели права служить в армии). Их делили на временно зависимых, холопов (слуг), а также простолюдинов (смердов). Свободные же общинники делились на людей и смердов.

Окончательное формирование государственного политического строя Руси было окончено только к концу двенадцатого века. Но уже с середины XI в. проявились тенденции к распаду Киевской Руси. Они явились следствием политического укрепления региональных центров и слабых связей между ними, успехов местной экономики, ослабления внешней угрозы, усобиц местных князей. Правда, в конце XI в. угроза половцев заставила русских князей сплотиться, что приостановило распад государства. Следует также учитывать, что держава Рюриковичей существовала в сложнейших условиях противостояния между Востоком и Западом.

После смерти Ярослава Мудрого возникает специфический (хотя подобные органы были и в других странах) орган коллективного управления - княжеские съезды (в источниках - сеймы, снемы). В их компетенцию входили вопросы спорного наследства и границ, объявление войны и заключение мира, союзы, законодательство. Первый съезд прошел в 1054 г. Наиболее дальновидные князья старались сохранить единство Руси. Однако съезд в Любече в 1097 г. фактически закрепил распад единого государства на уделы. На нем для предотвращения усобиц князья поклялись не посягать на чужие уделы («къжъдо да держить отьчину свою»). Известны съезды в 1100 г. в Уветичах, рассмотревший спорные вопросы землевладения, Долобский 1103 г., посвященный действиям против половцев и др.

На съездах в 1100 г. и 1103 г. Владимиру Мономаху удалось на время объединить князей для отпора половцам. Решения съездов носили рекомендательный характер и не были обязательны для князей. Тем не менее, весь домонгольский период истории Руси съезды координировали управление русскими землями, взаимоотношения между князьями и совместную оборону. Окончательно Древнерусское государство распалось после переноса великокняжеского стола во Владимир и разорения князем Андреем Боголюбским в 1169 г. Киева. В XII в. на территории Древнерусского государства насчитывалось 15 отдельных земелькняжеств: Киевское, Переяславское, Полоцкое, Турово-Пинское и др. Каждое из них в свою очередь дробилось на уделы (обычно по числу сыновей князя-правителя). В начале XIII в. на Руси насчитывалось уже свыше 50 княжеств, а в XIV в. - около 250 .

Древнерусские князья и их политика представлены в Приложении.

2. Теории происхождения Древнерусского государства

Точно сказать, когда появилось Древнерусское государство, ученые не могут и в наше время. Разные группы историков говорят о многих датах, но большинство из них сходятся к одному: появление Древней Руси можно датировать IX веком. Именно поэтому распространены разнообразные теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых старается доказать свою версию возникновения великого государства .

Точки зрения историков на возникновение государства у восточных славян

Норманнская теорияЦентристская теорияАнтинорманнская теорияДревнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия восточных славянДревнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варяговУ восточных славян шёл процесс складывания государственности до прихода варягов. Роль варягов в образовании Древнерусского государства отрицается

Норманнская теория, повествует о том, что государство организовали варяги, призванные на княжение - Рюрик, Синеус и Трувор. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о том, что племена чудь, славяне, кривичи и весь, будучи не в состоянии справиться с усобицами, перессорились между собой и в 862 г. для установления порядка призвали на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика и его братьев. Варяги и установили на Руси государственный строй. Сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство, дали ему название «Русь» и положили начало русской государственности и правящей династии.

Данный факт многие дореволюционные исследователи считали отправным пунктом в истории российской государственности. В XVIII в. немецкие историки Иоганн Байер и Герард Миллер, приглашенные в Российскую Академию наук, данную версию признали самой правдоподобной и заявили, что Российское государство и даже его название - скандинавского происхождения. Теория эта получила как сторонников, так и противников. Сами выводы были расценены в России как идеологическое обоснование неспособности русских к самостоятельному развитию государственности и их политической и культурной отсталости. Причины ожесточенного отношения в России середины XVIII в. ко всему иностранному, и тем более к «варяжской» теории, становятся предельно понятны, если учесть специфику государственно-политического развития Российской империи в 1730-1741 гг. Во время правления Анны Иоанновны и ее фаворита герцога Курляндского Бирона произошла фактическая узурпация власти немецким элементом. Страной управляли немецко-прибалтийские выходцы - Миних, Корф, Ливен, Бреверн, Браун, Бисмарк и др. Русская аристократическая верхушка была отстранена от власти, а частично (князь А. Д. Меньшиков, клан князей Долгоруких, министр А. П. Волынский и др.) была уничтожена. В своих записках князь П.В. Долгорукий писал: «Трудно себе представить пренебрежение, с которым немцы относились к русским в царствование Анны Иоанновны». Критика «варяжской теории» была поручена императрицей Елизаветой Петровной, занявшей трон на «волне» борьбы с немецким засильем, М.В. Ломоносову.

Антинорманисты указывали, что восточные славяне в IX в. были на более высоком уровне социального и политического развития, чем варяги. Другой аргумент - один или несколько человек не могут создать государство. Утверждалось, что Рюрик являлся выходцем из Пруссии, а Пруссия, это искаженное «Поруссия», а руссы-пруссы - славяне. Борьба норманистов и антинорманистов постепенно перешла из научной в идеологическую сферу.

Несомненны факты - в основе летописи лежал исторический факт появления и вокняжения в Новгороде скандинава, пришедшего с дружиной, несомненно присутствие на Руси значительного количества варягов, как рядовых воинов-наемников, так и высокопоставленных лиц при дворе князя. В договоре князя Олега с Византией 911 г. перечислены имена его соратников - дипломатов скандинавского происхождения - Гуды, Фарлаф, Инегельд, Веремуд, Рулав, Руалд, Карн и др. Нужно учитывать, что варяги в VIII-X вв. являлись грозной силой, с которой считалась вся Европа.

Спорные вопросы норманнской теории

Наиболее оптимальным является, при разумном объединении доводов сторон в этом споре, вывод, что вызревшие в середине IX в. предпосылки формирования государственности у восточных славян были претворены в жизнь самими славянами при прямом и непосредственном участии варяжского князя Рюрика и его дружины. Еще накануне «варяжского переворота», по словам видного исследователя И. Я. Фроянова, славяне создали свою государственность и ее основные институты. Варяги сыграли роль своеобразной «скрепы» государства, цементирующей силы в русском обществе и были затем полностью ассимилированы .

Но есть и другая версия. Гостомысл (князь Новгорода) велел перед своей смертью, чтобы его наследником обязательно стал потомок Рюрика-варяга, женатого на его дочке Умиле. В «повести временных лет» можно прочитать, что на поиски князя для себя старейшины финских и финских племён отправились к варягам, за море. Известный исследователь Лихачёв Д.С. пишет в переводе данной летописи, что тогда варяги имели прозвание «русь» и пришли княжить братья: Рюрик по старшинству - в Новгороде, Трувор - в Изборске, а Синеус был посажен в Белоозере. Так и начала называться Русская Земля.

Также существует версия Лихачёва, согласно которой письменные доказательства «призвания варягов» является поздней вставкой в летопись. Эта легенда якобы была создана печерскими монахами для того, чтобы подчеркнуть независимость и самостоятельность Руси от Византии. Данное сказание (по мнению самого Лихачёва) является отражением одной из средневековых традиций поиска истоков правящих династий среди древних иноземных знатных народов. Делалось это в первую очередь для поднятия авторитета в глазах подданных.

Другие исследователи приходят к выводу, что «варяжская тема княжения» может вполне отвечать фольклорному бродячему сюжету о возникновении государственной власти и о том откуда растут корни правящей династии (подобные сюжеты имеются в легендах различных этносов). В других летописях (Троицкой, Ипатьевской и Лаврентьевской) монахи, которые переписывали «Повесть временных лет» называют не варягов, а одно из соседствующих с чудью племя. Основным аргументом данной теории считается факт существования города Старая Руса на реке Руса до появления варягов.

Заключение

Краткие выводы по работе отражают следующее. Формирование государственности у восточных славян обусловлено становлением древнерусской народности и процессом объединения восточно-славянских племен. Большинство историков относит образование Древнерусского государства к IX веку. Как написано в знаменитой «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в 862 году. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус) и положили начало русской государственности и правящей династии. Уже в 882 году князю Рюрику удалось соединить воедино земли под единой властью. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое древнерусское государство. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси.

Признаки образования Киевской Руси как государства: переход от родовой общины к территориальной и соседской; наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти; введение налогов на поддержание государственного механизма.

Существуют разнообразные теории происхождения древнерусского государства. Норманизм и антинорманизм - это две теории образования Киевского государства. Автором первой версии является Байрон, который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автором второй версии является Ломоносов. Обе теории сходятся во мнениях, что Киевская Русь образовалась с момента правления Рюриков, но их точки зрения расходятся в определении национальной принадлежности Рюриков: норманизм отстаивает точку зрения, что Рюрик по происхождению норманн; антинорманизм придерживается мнения, что Рюрики не нормандцы.

Итак, зарождение государственности у восточных славян формировалось в результате длительного экономического и социально-политического развития восточнославянских народов. Процесс их консолидации завершился во второй половине IX в. объединением Киева и Новгорода в 882 г.

Список используемой литературы

1.Белковец Л.П. История государства и права России. Курс лекций / Л.П. Белковец, В.В. Белковец. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - 216 с.

2.Вениосов А.В. История государства и права зарубежных стран: краткий курс / А.В. Вениосов. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 176 с.

Дудкина Л.В. История государства и права России / Л.В. Дудкина. - М: Аллель, 2011. - 64 с.

Дусенбаев А.А. Экономическая история России / А.А. Дусенбаев, Н.А. Воеводина. - М.: Юстиц-Информ, 2010. - 190 с.

Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.

Кушнир И.В. История государства и права России / И.В. Кушнир. - М.: Норма 2011. - 478 c.

Пашенцев Д.А. История государства и права России: Учебное пособие / Д.А. Пашенцев. - М.: Эксмо, 2011. - 448 с.

Приложение

Древнерусские князья и их политика

Князь (годы правления)Его деятельностьРЮРИК (родоначальник династии Рюриковичей) (862-879)862 г. - призван на княжение ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель (согласно «Повести временных лет»). Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях ОЛЕГ ВЕЩИЙ (т. е. мудрый) (есть сведения, что он являлся родственником Рюрика) (879-912)882 г. - захватил Киев (убийство киевских правителей Аскольда и Дира) и превратил его в столицу Древнерусского государства. Подчинил племена древлян, северян, радимичей. 907 г., 911г. - совершил успешные походы на Византию, итогом которых стали выгодные для Руси два мирных догоцора (907 и 911 гг.). Установил контроль над торговым путём «из варяг в греки»ИГОРЬ (сын Рюрика) (912-945)915 г. - заключил мир с печенегами. 922 г. - подчинил племя уличей. Организовал военные походы на Византию: 941 г. - закончился неудачей: византийцы сожгли русские ладьи с помощью «греческого огня» (нефти). 944 г. - закончился заключением взаимовыгодного договора. 943 г. - осуществил поход на Северный Кавказ: взял г. Бердаа на р. Курье. 944 г. - организовал поход в Древлянскую землю за даньюОЛЬГА (жена князя Игоря) (945-9692)945 г. - окончательно покорила древлян (взятие стольного города Искоростень). Впервые установила чёткий порядок сбора дани («полюдья») путём введения: уроков - определения точных размеров дани; погостов - установления мест сбора дани. Прекратила внешние походы. 955 г. (957 г.) - совершила поездку в Византию и приняла христианство, крестившись под именем Елены. 968 г. - руководила защитой Киева от печенегов СВЯТОСЛАВ I (сын князя Игоря и княгини Ольги) (957-972)965 г. - разгромил Хазарский каганат и его столицу Итиль. 965 г. - установил союзные отношения с ясами и касогами. 966 г.- присоединил племя вятичей. 968-971 гг. - совершил походы в Дунайскую Булгарию, вёл войны с Византией. 969-972 гг. - участвовал в военных столкновениях с печенегами. 971 г. - заключил договор между Русью и Византией. Назначал сыновей наместниками в восточнославянские земли вместо племенных князей. 972-980 гг.- первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Ярополком и Олегом, Владимиром и Ярополком → победа Владимира ВЛАДИМИР I («Красное Солнышко», Святой, Равноапостольный) (сын Святослава I) (980-1015)980 г. - провёл языческую реформу. 987 г. - заключил союз с Византией. 988 г. - начал распространение христианства на Руси. Брак с византийской царевной Анной. Осуществлял дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства: 981-982 гг. - успешные походы на вятичей. 981 г. - отвоевал у Польши Червенские города. 984 г. - поход на радимичей. Предпринял успешные походы на печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.)ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (сын Владимира I) (1019-1054)1015-1019 гг. - междоусобные войны между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским → утверждение на киевском престоле Ярослава. Способствовал возвышению международного авторитета Руси установлением широких династических связей с европейскими дворами. Осуществлял военные походы: в Прибалтику; в польско-литовские земли; в Византию. 1036 г. - окончательно разгромил печенегов под Киевом (в память этого события возведён Софийский собор). Являлся основателем письменного русского законодательства: 1016 г.3 - начало составления свода законов Древнерусского государства - «Русской Правды». 1051 г. - избрание епископами первого русского митрополита ИларионаВЛАДИМИР II МОНОМАХ (внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) (1113-11125)1113 г. - ввёл в действие «Устав Владимира Мономаха», по которому ограничивались проценты по займам и запрещалось обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей. 1116-1119 гг. - участвовал в борьбе за власть с Глебом Минским. Написал «Поучение детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой: был женат на дочери английского короля Гарольда II - ГитеМСТИСЛАВI ВЕЛИКИЙ (сын Владимира Мономаха) (1125-1132)1127 г. - присоединил к Киеву Полоцкое удельное княжество. Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича. Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства

Примерные вопросы История России.

Восточные славяне в древности: их расселение и быт.

(Древние славяне)

В римских источниках I-II вв. (Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кесарийского и Иордана.

Первая археологическая культура, которую связывают со славянами, - пражская. В IV-VII вв. она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились и на Балканах.

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра - кривичи, у оз. Ильмень - словене, по Оке- вятичи, в Белоруссии - дреговичи и радимичи, на среднем Днестре - тиверцы, между Днепром и Днестром - уличи, в Прикарпатье -дулебы. Возникали племенные союзы.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины - верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание - вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.

О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун - бог войны и грома, Велес - скота и торговли, Даждьбог - солнца, Стрибог- ветров, Мокошь - верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

Возникновение государства у восточных славян (VIII-IХ вв.).

(образование государства у восточных славян)

План:

1. Причины и предпосылки образования государства.

2. Возникновение государственности.

3. Норманнская теория.

Основными причинами перехода восточных славян от первобытнообщинного строя сразу к феодальному, минуя рабовладельческий строй, являлись следующие:

1) Рабовладельческий строй уже изживал себя, когда у славян складывались предпосылки распада первобытнообщинного строя и зарождения социальных отношений.

2) Сравнительно высокий уровень производительных сил у восточных славян (овладение техникой обработки железа, развитие сельского хозяйства, трехполье, выделение городского ремесла и его разграничение) требовал от восточных славян уже рабовладельческих, а феодальных отношений.


3) Крестьянская (соседская, сельская, или территориальная) община была у славян достаточно крепкой, являлась оплотом крестьянства и не допускала массового превращения свободных общинников в рабов.

4) Географические и климатические условия жизни славян не требовали широкого применения рабского труда в земледелии, как это было в рабовладельческих государствах.

5) Восточные славяне не имели постоянных источников пополнения рабов, так как они жили в труднодоступных местах.

В VIII-IХ вв. у восточных славян происходило дельнейшее совершенствование орудий труда в земледелии (железный сошник, плуг с железным лемехом, серп более совершенной формы), что способствовало переходу к пашенному земледелию. Рост производительности труда в сельском хозяйстве привел к возникновению индивидуальной формы земледелия, то есть к соседской общине, и освободил лишние рабочие руки для занятий ремеслом и торговлей.

Образование государства у восточных славян было вызвано внутренними предпосылками .

1) развитие производительных сил (подъем земледелия, ремесла и торговли),

2) возникновение имущественного и общественного неравенства,

3) образование частной собственности и появление крупных феодальных владений,

4) создание основных социальных групп: феодалов и крестьян.

Внешние предпосылки образования государства у восточных славян :

1) оборона от вторжений других племен и кочевников,

2) завоевание новых территорий и земель.

Арабские и среднеазиатские писатели, и географы IХ-Х вв. выделяли несколько племенных центров у восточных славян. Так, арабский писатель Х в. Аль-Истахри писал: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте». Люди часто отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». Большинство историков считают, что Куяба – объединение восточнославянских племен Среднего Приднепровья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется ими с областью расселения ильменских славян – с Новгородам или его более древним предшественником. Артанию же разные исследователи отождествляют с Черниговым или Рязанью. Белорусские историки считают, что Артания – это древняя Орша. Материалы различных источников свидетельствуют о том, что восточнославянская государственность создалась на юге, в богатой и урожайной лесостепной полосе Среднего Приднепровья. Здесь, за тысячу лет до Киевской Руси, было известно земледелие. Даже в XII в, когда Юг и Север во многом уже сравнялись, у южан их северные, лесные соседи вызывали иронические характеристики из-за «звериного» образа жизни. Однако... Однако объединение восточных славян в единое государство – Киевскую Русь произошло именно с Севера, и ведущую роль в создании государства играли варяги (норманны) . У восточных славян были опасные соседи на юге. В низовье реки Волги находился могущественный Хазарский каганат , которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи (союзы восточнославянских племен). На севере постоянные набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова и Дании. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – кривичи, словене новгородские, чудь, меря – были подчинены варягами и обложен данью. Но летописец отмечает, что в конце концов славяне изгнали варягов за море. Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи , чудь и меря решили отправить посольство к варягам, и найти князя, который бы «владел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата – Рюрик, Синеус, Трувор – «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрик стал княжить в городе Ладаге , а затем в городе Новгороде, Синеус – в Белоозере , а Трувор – в Изборске . Начало княжения Рюрика в городе Новгороде относится к 862 г. по «Повести временных лет», который принято считать годом начала правления династии рюриковичей. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. По сведениям «Повести временных лет» двое из воинов Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На реке Днепре они осели и стали княжить в городе Киеве – древнем центре полян . Далее по «Повести временных лет» в 879 г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном Игоря и правителем (регентом). Эти события, связанные с призванием варягов, получили в исторической литературе название норманской теории или «норманнской проблемы». Эта теория была создана во второй четверти ХVIII в. немецкими учеными Байером, Миллером и др., работавшими в Петербургской Академии наук. Авторы этой теории считали варягов (норманов) основателями государства у восточных славян. Однако существует, например, предположение, что имена Синеус и Трувор – это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка – «sinehus, thruwaring» как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являлся фигурой вполне реальной. Раскопки, которые были проведены в районе города Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IХ в . В середине IХ в ., когда варяги появились на Руси, по всей Европе о них уже ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы ни возносили молитвы, прося избавления от ярости варягов. Они в VIII- IХ вв. разграбили побережье Англии, напали на Ирландию, разорили города Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IХ-ХI вв ., они появились по Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предприняли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много веков до Колумба проникли в Америку («Випланд»). В середине IХ в. по пути «из варяг в греки» они проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом и богатством городов. Они назвали ее «Гардарик» – «страна городов». Можно предположить, что варягов могли пригласить в качестве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже варяги могли силой захватить власть а городе Новгороде и покорить северные славянские племена.

Добрый день, дорогие друзья музы Клио. Кто это? Это одна из покровительниц искусств и наук у древних греков – муза Истории! А с Вами Коцарь Евгений Сергеевич, лучший учитель России, эксперт ЕГЭ. Сегодня мы начнем курс подготовки к ЕГЭ по истории с лучшим учителем России. Тема и вопрос занятия – как возникло государство восточных славян?

История России начинается с истории . Кто это? Это целая группа родственных друг другу племенных союзов, отколовшихся от славянского этнического пласта. К VIII-IX вв. , с которых и начнется наш разговор, они контролировали обширные пространства Восточно-Европейской (Русской) равнины, от Балтийского до Черного морей, от Карпатских гор до верхнего Поволжья.

Основным источником по истории Древней Руси для нас будут Это погодные исторические записи, рассказывавшие события произошедшие «от лета до лета», аналог европейских хроник.

«Откуда есть пошла земля русская». Нестор, ПВЛ.

Так начинается первая русская летопись. А если точнее – (ПВЛ). Это основной источник по ранней истории славян, написанный ок. 1116 года монахом Киево-Печерской лавры (монастыря) Нестором.

Мы заговорили об исторической карте. Давайте сразу условимся, что как только речь заходит о географических объектах, войнах, экономическом развитии и торговле, мы начинаем работать с картой. Именно работать, а не смотреть на нее. Самостоятельно наносить те события и факты, о которых мы говорим, на карту. Ту карту, которую Вы нарисовали собственноручно, Вы не забудете. А это очень пригодится Вам при работе к и для лучшего визуального закрепления материала.

Тенденции развития истории России

Итак, мы охарактеризовали восточных славян и их соседей. Какие важные выводы мы можем сделать? Открытый характер равнины, где расселились восточные славяне, диктовал две тенденции развития:

1. Постоянную военную угрозу. Через огромные степные ворота от Уральских гор до Каспийского моря в южные степи постоянно вторгались кочевники. Шел процесс из Азии в Европу, и Русь постоянно была в гуще этих событий.
2. Соседство с разноязыкими племенами могло развиваться и в духе хозяйственного взаимодействия, этнической и языковой ассимиляции. Земли было много, слабые племена просто отступали. Еще одна черта истории славян – расширение ареала своего обитания на восток и север, в сторону Волги и Северного Ледовитого океана.

Что в результате?

Как появилось государство у славян? Исторический спор

Мы видим, что и у словен, и у полян Нестор называет имена правителей – Это, как минимум, также, как и создание – укрупнение племен под общей властью, говорит о зачатках государственности у славян IX века. Мы подошли к первой ключевой дате русской истории.

862 год – начало истории России.

Словене призвали на княжение в Новгород Рюрика (с Синеусом и Трувором).

Этот факт стал основанием для написания (опирается на скандинавские саги), авторы немецкие историки XVIII века Баейрн, Миллер, Шлецер. В свою очередь, на этой теории во многом основывается русская история. Норманистами были все классики русской государственной школы истории XIX века – те люди, которые и написали ту историю России, которую мы изучаем в школе.

Каковы основные положении норманнской теории?

  • Рюрик – скандинав (викинг,
  • У новгородских словен не было власти
  • Рюрик основал государство славян
  • Славяне не были способны организовать государство в силу отсталости
  • Название страны Русь – от руссы, россы (этноним викингов Скандинавии)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы