Про деток, от рождения до школы

Аддикция – это назойливое желание, проявляющееся в острой потребности его совершении или выполнении какой-либо деятельности. Прежде этот термин употреблялся только к обозначению химических зависимостей (лекарственная зависимость, аддикция алкогольная, наркомания), но сейчас его активно используют для обозначения нехимических зависимостей (игровая зависимость, аддикция пищевая, шопоголизм, интернет аддикция и другие).

Аддикция характеризуется тем, что сопровождается ростом толерантности (привыкание к постоянно увеличивающейся дозе стимула) и психофизиологическими изменениями организма.

Аддикция это в психологии обозначение желания личности убежать от реального мира, с помощью «помутнения» сознания.

Аддикции и аддиктивное поведение изучаются такими науками как: аддиктология, социология, которые исследуют причины, особенности поведения аддикта и методы лечения данного состояния.

В обществе существуют некоторые приемлемые формы аддикций: медитация, творчество, трудоголизм, духовные практики, спорт. Социально неприемлемые аддикции: наркозависимость, алкоголизм, токсикомания, . Вместе с научно-техническим прогрессом развились другие аддикции: компьютерная аддикция, интернет-зависимость, зависимость от телевизора, от .

Причины аддикции

Невозможно сказать, что существует какая-то единая причина возникновения аддикции, потому что почти всегда сочетание различных неблагоприятных факторов обусловливают возникновение аддикции. Например, неблагоприятная среда, в которой рос ребенок, его низкая адаптация в различных социальных институтах, отсутствие поддержки и понимания, плюс личностные характеристики (психологическая неустойчивость, неадекватная ) способствуют развитию аддиктивного поведения. Выделяют четыре группы причин аддиктивного поведения.

Психологические – незрелость личности, постоянные стрессы, неумение вести внутренний диалог, неспособность решать проблемы, неприемлемые варианты решения проблем.

Социальные – нестабильность общества, социальное давление, отсутствие позитивных традиций.

Социально-психологические – закрепление негативных образов в , отсутствие уважения и взаимопонимания поколений.

Биологические – неосознанность происходящего, эффект стимула на организм (сильный побудительный момент) и его последствия (привыкание).

Виды аддикций

Аддикции и аддиктивное поведение направлены на потребность совершения какого-либо действия. В разнообразии аддикций можно условно выделить две категории:

1. Химическая, в нее входят физические аддикции;

2. Поведенческая включает в себя психологические аддикции.

Химическая аддикция заключается в применении разных веществ, под воздействием которых меняется физическое состояние принимающего их человека. Наличие химической аддикции наносит большой вред здоровью , приводит к органическим поражениям.

Алкогольная аддикция имеет наибольшее распространение, она исследована лучше всего. Ее наличие приводит к разрушению организма, страдают практически все внутренние органы, ухудшается психическое состояние. Наиболее сильно выражается алкогольная аддикция, когда человек неспособен пересилить безудержное стремление выпить, похмелиться, справиться с внутренним дискомфортом, с негативным отношением к миру.

В то время, когда компьютер помогает решить множество задач, интеллектуальные способности человека снижаются, что приводит к деградации разума. Также меняются личностные характеристики человека. Если ранее он был веселым и позитивным, то после постоянного нахождения за компьютером он постепенно становился педантичным, раздраженным и отрешенным. В мотивационной структуре интернет-зависимого человека преобладают деструктивные мотивы, примитивные побуждения, направленные на постоянное посещение социальных сетей, компьютерные игры, хакерство и другое.

Обладание неограниченным доступом к интернету и находящейся в нем информации усугубляет зависимость. Однако в современном мире, даже если родители пробуют ограничить доступ к интернету дома, то ребенок все равно находит способ, как ему заходить в интернет. Например, пополняя себе счет на телефоне, получает мегабайты или просит у друга телефон, сидит в компьютерном классе, ходит в интернет-клуб.

Если интернет является единственным способом общения человека с миром, тогда риск интернет аддикции может возрасти и ощущение реальности потеряется насовсем если вовремя не помочь.

Интернет-игры – это самая распространенная интернет аддикция у подростков, которая также имеет очень негативные последствия. У детей и подростков, которые предостаточно времени уделяют играм, постепенно образуется негативное восприятие мира, возникает агрессия и тревожность если нет возможности поиграть.

Общение в социальных сетях и других сервисах, созданных для общения, таит в себе немало опасности. В сети абсолютно каждый человек может найти для себя идеального по всем параметрам собеседника, такого, какого в жизни не встретишь никогда, и с которым нет нужды постоянно поддерживать общение в будущем. Это случается из-за того, что люди в виртуальном общении могут себя представить такими, какими они не являются, они слишком идеализируют свой образ, стараются быть лучше и интереснее, чем есть на самом деле. Общаясь с таким собеседником, у людей образуется зависимость и пренебрежение к общению с людьми в реальной жизни. Вместе с негативным отношением к реальному миру, появляется подавленное настроение, бессонница, скука. Другие виды деятельности после увлечения интернетом и компьютером, отходят на второй план, даются очень трудно и сопровождаются негативным настроением.

Пищевая аддикция

Пищевая аддикция имеет несколько форм выражения – переедание, голодание, нервная анорексия и булимия.

Пищевая аддикция является одновременно психологической зависимостью и физической. По мере того как пища приобретает великий аддиктивный потенциал, совершается искусственное стимулирование ощущения голода. Таким образом, каждый человек, склонный к перееданию, может создать зону повышенного обменного баланса. После приема пищи ощущение голода возникает сразу и перенести это состояние спокойно, аддиктивному человеку очень трудно. Физиологические механизмы организма рассогласовываются, поэтому аддикт начинает все подряд без разбора есть. В определенный момент у человека появляется чувство , которое нарастает после приема пищи. Под влиянием этого чувства аддикт начинает усердно скрывать свою зависимость и принимает пищу тайком, тревожная ситуация вызывает еще большее чувство голода.

В результате такого питания, у человека образуется компульсивное переедание, увеличение веса, нарушение обмена веществ, сбой работы внутренних органов, пищеварительной системы. Человек абсолютно перестает контролировать свои приемы пищи и употребляет такие объемы еды, которые могут провоцировать проблемы потенциально опасные для жизни.

Второе расстройство, которое является формой пищевой аддикции – это голодание. Зависимость от голодания может быть вызвана одним из двух основных вариантов: медицинский и немедицинский механизмы. Медицинский механизм применяется с помощью разгрузочной диетотерапии.

На первой фазе голодовки у человека могут возникать определенные трудности с постоянно возникающим аппетитом и необходимостью его подавлять.

Во время следующей фазы состояние организма изменяется. У человека пропадает бесконтрольная тяга к еде, аппетит снижается или совсем исчезает, человек ощущает, что у него появляются новые силы, второе дыхание, настроение повышается и возникает желание ощутить физическую нагрузку. Пациенты, которые дошли до этой стадии, становятся очень позитивными. Они довольные таким состоянием, даже хотят его продлить, чтобы на дольше ощущать легкость тела и организма.

Повторяется голодание без контроля медиков, самостоятельно. В результате повторного голодания у человека в определенный момент возникает состояние эйфории от воздержания от приема пищи и того насколько ему хорошо, когда он чувствует легкость. В такой момент теряется контроль и человек не начинает есть даже тогда, когда он должен был выйти из голодовки. Аддикт голодает, даже если это представляет опасность для его здоровья и жизни, человек напрочь теряет критический взгляд на свое состояние.

Лечение аддикции

Ни одна из аддикций не проходит самостоятельно, ни физическая, ни психологическая. Бездействие человека, отсутствие контроля, нежелание бороться с зависимостью, способно привести к очень печальным последствиям, которые иногда просто необратимы. В очень редких случаях человек, у которого имеется аддикция, способен попросить о помощи, но большинство не могут критически оценить свое текущее состояние. Особенно больные психологическими зависимостями – игровой, пищевой аддикциями, шопоголизмом не понимают реальный масштаб своего расстройства.

В некоторых случаях бывает, что наблюдается несколько признаков аддиктивного поведения, но точно установить оно ли это, может только психиатр, компетентный в данной области. В результате детальной беседы с пациентом, собрав семейный анамнез, подробную информацию о жизни и личности больного, врач делает вывод о наличии аддиктивного поведения. В процессе такого диагностирования, врач внимательно наблюдает за поведением клиента во время разговора, в котором он может замечать, характерные маркеры аддиктивного поведения, такие как залипание в речи или реактивность, негативные высказывания в свою сторону и другие.

Главным методом лечения аддикций является психотерапия. Если аддикция очень серьезная и долговременная, например, наркотическая или алкогольная, то может еще потребоваться госпитализация пациента с проведением дезинтоксикации организма.

В большей мере используется направление семейной психотерапии (стратегической, функциональной, структурной), поскольку проявление аддиктивного поведения возникает чаще всего под воздействием фактора неблагоприятной среды взросления, в частности, семейного неблагополучия. Психотерапевтический процесс направлен на определение факторов, которые вызвали девиантное поведение, на нормализацию отношений в семье, разработку индивидуального плана лечения.

Профилактика аддикций будет намного эффективней, если вовремя ее начать. Первым этапом в раннем предупреждении возникновения аддикции является диагностический этап, на котором выявляют склонность детей к девиантному поведению, его следует проводить в образовательных учреждениях.

Профилактика аддикций имеет большое значение, если она осуществляется еще в школе. Детям нужно рассказывать о том, какие существуют виды аддикции, причины их возникновения и последствия. Если ребенок будет осведомлен о том, какие разрушающие последствия могут быть в результате химической аддикции, он, скорее всего, не захочет употреблять алкоголь, сигареты или наркотики.

Большую роль играет пример родителей. Если родители не имеют плохих привычек, а ведут здоровый полноценный образ жизни и в том же духе воспитывают своих детей, то вероятность возникновения аддикций у ребенка низкая. Если же ребенок воспитывается в неблагополучной семье, где злоупотребляют спиртным, он имеет большую вероятность стать аддиктом.

Разговоры родителей с детьми о проблемах, поддержка в трудных ситуациях, понимание и принятие ребенка таким, какой он есть помогут избежать желания ребенка уйти из реального мира в придуманный.

На втором этапе профилактики аддиктивного поведения проходит предотвращение вовлечения детей, в частности, подростков в различные формы зависимостей, как химические, так и нехимические. На этом же этапе осуществляется информирование о методах борьбы с тревожностью, плохим настроением и стрессом, обучение техникам общения.

Следующим в реабилитации является коррекционный этап, на котором происходит коррекция и истребление вредных привычек и зависимостей. Коррекционная работа должна происходить под наблюдением квалифицированного специалиста (психотерапевта).

Профилактика аддикций может быть индивидуальная или групповая. В групповых занятиях применяются техники и тренинги личностного роста, которые предполагают коррекцию определенных негативных характеристик личности и ее поведения.

Если человек после курса лечения избавился от пагубных аддикций, следует принимать меры для его социальной адаптации в обществе, обучать техникам взаимодействия с людьми, ведению активной жизни, предотвращению рецидивов.

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, пристрастии к карточным и прочим азартным играм, интернет-зависимости и т.д. Очень часто патология встречается среди несовершеннолетних подростков, школьников и студентов, но нередко диагностируется и у взрослых людей различного социального статуса. В связи с эти очень важна своевременная профилактика аддиктивного поведения среди детей, имеющих предрасположенность к этому.

Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.

Причины развития

Однозначные причины развития аддиктивного поведения выделить невозможно, так как здесь обычно происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека. Как правило, выявить предрасположенность к аддиктивному поведению у подростков и детей можно с помощью специальных психологических методик и по наличию определенных особенностей личности и характера.

Аддиктивное поведение обычно развивается при сочетании вышеперечисленных особенностей с определенными обстоятельствами, например, неблагоприятной социальной средой, низкой адаптацией ребенка к условиям образовательного учреждения и т.д. Также выделяют дополнительные факторы риска, такие как стремление непременно выделиться из общей массы, азартность, психологическая неустойчивость, одиночество, восприятие обычных житейских обстоятельств в качестве неблагоприятных, скудность эмоций и т.д.

Стоит подчеркнуть, что в процессе формирования аддикций определенная
роль принадлежит практически всем существующим общественным институтам. В появлении девиантного поведения одна из ведущих ролей принадлежит семье, точно также как и в процессе лечения патологии. Однако наличие в семье деструктивного члена, будь то ребенок или взрослый, может привести к ее деградации. Для дисфункциональных семей в большинстве своем характерны довольно специфические методы решения возникающих проблем и самовыражения, основанные на самоутверждении за счет остальных членов семьи и компенсации собственных негативных эмоций на них.

Взаимосвязь между аддикцией у родителей и детей может проявляться даже через поколение, приводя к рождению внуков с наследственной предрасположенностью, например, к алкоголизму. Так как семья является основным критерием и примером для любого человека, аддиктивным поведением часто страдают дети из неполных или аморальных семей, семей, члены которых склонны проявлять насилие или имеют явно криминальные наклонности, конфликтных семей.

Некоторые предпосылки к развитию аддикции может дать не только семья, но и другой общественный институт – школа. Дело в том, что современная система школьного образования поощряет очень напряженный труд, практически игнорируя межличностные отношения. В результате этого дети растут, не приобретая полезного житейского опыта и социальных навыков, стараясь избегать любых трудностей и ответственности. Что характерно, аддиктивные наклонности чаще возникают у учеников школ для одаренных детей, посещающих множество дополнительных занятий и кружков, но практически не имеющих свободного времени.

В качестве предрасполагающего фактора к развитию аддиктивного поведения можно рассматривать и религию, которая с одной стороны дает смысл жизни и людям и помогает избавиться от пагубных пристрастий, но с другой – сама может стать патологической зависимостью. Даже традиционные религиозные течения могут способствовать формированию зависимости, не говоря уже о различных деструктивных сектах.

Этапы развития

Развитие любого патологического пристрастия обычно проходит несколько ступеней, которые также вполне можно рассматривать и как степени тяжести аддиктивного поведения. Первый этап – это период первых проб, когда человек впервые пробует что-то, что впоследствии может превратиться в зависимость. Далее наступает этап «аддиктивного ритма», когда у человека начинает вырабатываться привычка.

На третьей ступени уже наблюдаются явные проявления аддиктивного поведения, а сама
аддикция превращается в единственный способ реагирования на любые жизненные трудности. При этом сам человек отрицает собственную зависимость, а между окружающей реальностью и его восприятием прослеживается явная дисгармония.

На этапе физической зависимости аддикция начинает преобладать над остальными сферами жизни личности, а обращение к ней уже не приносит эмоционального удовлетворения и эффекта хорошего настроения. На поздней стадии наступает полная эмоциональная и физическая деградация, а при зависимости от психотропных веществ происходят нарушения в работе практически всех органов и систем организма. Это чревато возникновением тяжелых физиологических и психических расстройств вплоть до летального исхода.

Виды

Формы аддиктивного поведения довольно разнообразны, по происхождению можно выделить следующие виды:

  • химические – табакокурение, наркомания, токсикомания, злоупотребление спиртным;
  • нехимические – компьютерная зависимость, зависимость от интернета, видео- и азартных игр, трудоголизм, шопоголизм, сексуальная зависимость и т.п.;
  • нарушения пищевого поведения – аддиктивное голодание или переедание;
  • патологическая увлеченность каким-либо видом деятельности, приводящее к полному игнорированию или усугублению имеющихся жизненных трудностей – сектантство, религиозный фанатизм и т.п.

Стоит отметить, что представленная классификация весьма условна. Последствия же различных форм зависимости могут значительно отличаться для самого человека и общества. Это обуславливает и различное отношение в социуме к разным видам аддикций. Так, к примеру, к курению многие относятся толерантно и нейтрально, а религиозность и вовсе часто вызывает одобрение. Некоторые особенно распространенные виды аддиктивного поведения будут рассмотрены более подробно.

В последние годы число людей, испытывающих болезненное пристрастие к азартным играм, значительно возросло по всему миру. Это неудивительно, ведь сегодня существует огромное количество способов удовлетворить свою патологическую тягу: игровые автоматы, картежные игры, казино, лотерея, тотализаторы и т.д. В принципе некоторая доля азарта может присутствовать и у совершенно здорового человека, проявляясь в стремлении к победе и превосходству, а также финансовому обогащению. В основе этого лежат исключительно положительные эмоции, которые люди стремятся испытать снова и снова. Именно тогда азарт приобретает аффективную форму при отсутствии рационального контроля над его эмоциональной составляющей. В подобном состоянии аффекта происходит нарушение восприятия, а воля человека концентрируется лишь на одном объекте.

Когда увлечение азартными играми становится пристрастием, в медицине оно именуется аддиктивной зависимостью. При этом проблемных игроков можно разделить на несколько типов. Первый тип – это так называемый «смеющийся» игрок, воспринимающий азартные игры все еще в качестве развлечения. Однако со временем выигрыш становится все более важным, а значит, увеличиваются и ставки, при этом неудачи воспринимаются просто как неблагоприятное стечение обстоятельств или жульничество стороны других игроков.

Через довольно короткий промежуток времени такой человек может превратиться в «плачущего» игрока, начать занимать деньги для удовлетворения своей тяги к азартным играм. При этом пристрастие к игре доминирует над остальными сферами жизни. Не смотря на все возрастающие финансовые задолженности и отрыв от реальности, «плачущий» игрок все еще верит в то, что каким-то волшебным образом все его проблемы разрешатся, например, при крупном выигрыше.

После этого наступает стадия отчаяния. «Отчаявшийся» игрок занят только игрой, у него зачастую нет ни постоянного места работы или учебы, ни друзей. Понимая, что его жизнь катится по наклонной, такой человек не в силах самостоятельно преодолеть зависимость, так как при прекращении игр у него возникают вполне реальные расстройства, напоминающие похмелье при алкогольной зависимости: мигрени, нарушения аппетита и сна, депрессии и т.д. Среди отчаявшихся игроков довольно распространены суицидальные тенденции.

В эру компьютерных технологий их использование привносит существенные преимущества, как в учебную, так и профессиональную деятельность, однако оказывает и негативное влияние на многие психические функции человека. Безусловно, компьютер облегчает решение множества задач, а соответственно и снижает требования к интеллектуальным способностям личности. Также снижаются такие важнейшие психические функции, как восприятие, память и мышление. Человек, обладавший определенными позитивными чертами, постепенно может стать излишне педантичным и даже отрешенным. В его мотивационной сфере начинают главенствовать деструктивные и примитивные игровые побуждения.

Особенно распространено подобное аддиктивное поведение среди подростков. Проявляться оно может в зависимости от компьютерных игр, социальных сетей, феномене хакерства и т.д. Обладая неограниченным доступом к сети Интернет и содержащейся в ней информации, человек теряет ощущение реальности. Этот риск особенно велик для людей, для которых интернет является единственным средством общения с миром.

Одной из самых распространенных форм компьютерной зависимости является болезненное увлечение видеоиграми. Было установлено, что среди детей и подростков неким побочным эффектом такой зависимости становится агрессия и тревожность при отсутствии возможности поиграть.

Что касается увлечения всевозможными социальными сетями и прочими сервисами, созданными для общения, здесь также кроется немало опасности. Дело в том, что в сети каждый способен найти идеального собеседника, удовлетворяющего любым критериям, с которым нет необходимости поддерживать общение и дальше. У зависимых людей формируется пренебрежительное отношение к контактам с людьми в жизни. Помимо ограничения общения с реальными людьми, могут наблюдаться нарушения сна, скука, подавленное настроение. Увлечение компьютером превалирует над любыми другими видами деятельности, а общение с реальными людьми дается очень трудно.

Алкогольная зависимость, также как пристрастие к наркотикам относится к формам аддиктивного разрушающего поведения, способного привести к катастрофическим последствиям. Если на начальной стадии алкоголизма человек еще контролирует собственную жизнь, то в дальнейшем пагубное пристрастие уже начинает управлять им.

Для лиц, страдающих от алкогольной зависимости, характерными являются такие особенности личности и характера, как трудности в принятии важных решений и переносимости жизненных неурядиц, комплекс неполноценности, инфантильность, эгоцентризм, снижение интеллектуальных способностей. Поведение алкоголиков обычно отличается своей непродуктивностью, психическое развитие постепенно приходит к примитивному уровню с полным отсутствием интересов и целей в жизни.

Особенно сложен женский алкоголизм. В социуме пьющие женщины подвергаются гораздо более сильному осуждению, нежели мужчины, именно поэтому большинство из них скрывает свое пристрастие. Как правило, женщины отличаются большей эмоциональной неустойчивостью, поэтому им проще пристраститься к спиртному при возникновении жизненных трудностей или под гнетом собственной неудовлетворенности. Часто женский алкоголизм сочетается с зависимостью от транквилизаторов и седативных препаратов.

Клинические признаки

Основная цель аддикции – это саморегуляция и адаптация к существующим жизненным условиям. Распознать симптомы аддиктивного поведения у близкого человека не всегда просто, так как степень их может варьироваться. Особенности пациентов с девиантным поведением могут являться как причиной, так и следствием их зависимости. К таким особенностям относят:

  • абсолютно нормальное самочувствие и уверенность в себе в трудных жизненных ситуациях, которые у других людей вызывает если не отчаяние, то существенный дискомфорт;
  • стремление врать и обвинять окружающих в том, чего они не делали;
  • заниженная самооценка в сочетании с внешними проявлениями собственного превосходства;
  • страх перед эмоциональной привязанностью и тесными межличностными контактами;
  • наличие стереотипов в мышлении и поведении;
  • тревожность;
  • избегание любых форм ответственности;
  • стремление манипулировать окружающими.

Диагностика и терапия

Выявить аддиктивное поведение может квалифицированный психолог по результатам подробной беседы с пациентом, в ходе которой врач собирает подробный семейный анамнез, информацию о жизни и профессиональной деятельности больного, выявляет его личностные особенности. В ходе такой беседы специалист внимательно наблюдает за речью и поведением пациента, в которых также могут присутствовать определенные маркеры аддикции, например, реактивность или залипание в речи, негативные высказывания о себе и т.д.

В качестве главного метода лечения аддикций используется психотерапия. Если речь идет о тяжелой наркотической или алкогольной зависимости может потребоваться госпитализация больного и проведение дезинтоксикации организма. Так как большинство психологов рассматривают проявления аддикции как побочное явление семейного неблагополучия, предпочтение обычно отдается семейной психотерапии, которая может быть стратегической, структурной или функциональной. Основными целями такого психотерапевтического лечения является определение факторов, вызвавших девиантное поведение, нормализация отношений внутри семьи, разработка индивидуального подхода к лечению.

Профилактические меры

Профилактика аддиктивного поведения будет тем более эффективной, чем раньше ее начать. Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению. Также первичная профилактика подразумевает предупреждение вовлечения детей и подростков в любые формы зависимостей. Сюда также относится и информирование о возможных последствиях зависимостей методах борьбы со стрессом и технологиях общения. Специалисты отмечают важность для современного общества популяризации иных видов досуга, например, спортивных секций.

Аддикция определяется учеными как «зависимость от вещества или поведения, которой человеку сложно сопротивляться». Аддикция от веществ основана на высвобождении дофамина в головном мозге, при котором спектр ощущений, производимых эйфорией в мозге, меняет непосредственное поведение мозга, вызывая повышенную восприимчивость к будущим аддикциям. Аддикции на основе поведения, с другой стороны, не связаны с неврологическим поведением настолько сильно, и, таким образом, предположительно, связаны с чертами личности; именно этот вид аддикции, сочетающий в себе поведение с психическим состоянием и повторяющимися действиями, связан с психическим состоянием. Алан Р. Ланг, профессор психологии из Университета штата Флорида, пишет в исследовании, что продолжающийся поиск черт личности, которые играют определенную роль в развитии аддикций, имеет важное значение для более широкой борьбы с наркоманией. Определение разных черт личности поможет в долгосрочной перспективе, когда речь идет о лечении наркомании, стратегиях вмешательства, и о том, как сломать паттерн наркомании. По мере появления все новых историй о трагедиях, связанных с аддикциями в Соединенных Штатах, ученые задаются вопросами об аспектах психотипов и том, как они способствуют развитию аддикций. Ученым также важно знать о наличии общих черт во всех аддикциях, начиная от зависимости от тяжелых наркотиков до зависимости от сигарет и от игромании до переедания. Исследование Национальной академии наук, с использованием уже имеющейся информации о роли личности в развитии зависимостей, с особым акцентом на наркотики и алкоголь, говорит о том, что не существует единого набора психологических характеристик, которые относятся ко всем аддикциям. Исследование показало, однако, что у всех вредных привычек существуют общие элементы.

Общие формы аддиктивного поведения

Зависимость от веществ

Одной из форм зависимостей является зависимость от веществ. Это отличается от злоупотребления наркотическими веществами, поскольку злоупотребление веществами невозможно точно определить, в то время как зависимость от веществ представляет собой поведенческую зависимость, связанную с использованием и покупкой алкоголя или наркотиков. Это психическая зависимость или зависимость от вещества, но не физическая зависимость, хотя она и может привести к физической зависимости.

Азартные игры

Еще одна распространенная зависимость, которая может привлечь аддиктивных личностей – это зависимость от азартных игр. Когда игроман ведет себя бездумно и безответственно во время игры, это может стать более серьезной проблемой. Картежник с аддиктивной личностью проходит через три стадии. Во-первых, «фаза выигрыша», в которой человек может по-прежнему контролировать свое поведение. Во-вторых, «фаза потери», когда человек начинает играть на деньги в одиночку, заимствовать денежные средства и играть на большие суммы денег, собирая долги, которые он или она может быть не в состоянии погасить. И, наконец, «фаза отчаяния» аддиктивного поведения игрока, когда человек принимает на себя дополнительные риски, может брать незаконные кредиты и даже испытывать депрессию или предпринимать попытки самоубийства.

Расстройства пищевого поведения

Аддиктивное поведение включает расстройства пищевого поведения, такие как анорексия, булимия и компульсивное переедание. Есть много внешних факторов, которые также способствуют неупорядоченному пищевому поведению, но для некоторых такое поведение может развиться в патологию, весьма похожую на зависимость. Люди с нервной анорексией направляют свой успех к одной цели: потере веса. Как только человек начинает диету, для него становится очень трудно её бросить. Это так же верно и для тех, кто страдает от булимии. Человек страдает булимией, когда он или она съедает большое количество пищи, а затем предотвращает её переваривание различными средствами (слабительные, рвота, мочегонные средства и т.п.). При компульсивном переедании, человек имеет компульсивное желание или тягу есть, и он будет есть, даже когда не голоден. Такое поведение часто приводит к ожирению.

Компульсивный шопинг

Другая форма аддиктивной личности – компульсивный шопинг (магазиномания). Магазиномания отличается от обычного потребления и от страсти к накопительству, потому что здесь речь идет именно о процессе покупки. Речь идет не о вещах, которые человек приобретает. В действительности, эти вещи он может не использовать. Они покупаются исключительно ради самой покупки. Люди, которые страдают компульсивным шопоголизмом, описывают этот процесс как своего рода «кайф», доставляющий им удовольствие. Часто, когда шопоголик находится в депрессии, он просто выходит на улицу и покупает вещи, благодаря чему может почувствовать себя лучше. Тем не менее, компульсивный шопинг имеет негативные последствия, которые включают в себя финансовые долги, психологические проблемы, проблемы в межличностных отношениях и супружеские конфликты. Покупка товара для шопоголика – это то же самое, что наркотик для наркомана. Люди, которые страдают от компульсивного шопоголизма, как правило, страдают и от другого заболевания. Одно исследование показало, что 20% шопоголиков также страдают от расстройств пищевого поведения. Другие нарушения, которые идут рука об руку с шопоголизмом, включают расстройства настроения, депрессию и тревогу. Как и люди с другими зависимостями, люди, страдающие компульсивным шопоголизмом, как правило, не могут сами справиться со своими чувствами и, как правило, плохо переносят аверсивные психологические состояния (например, плохое настроение). Компульсивный шопинг может привести к таким психологическим проблемам, потому что шопоголики становятся зависимыми от ощущений, которые они испытывают при покупке. Шопинг дает человеку почувствовать себя хорошо. Но потом, человек начинает чувствовать сильную вину и беспокойство за свои покупки. Лечение магазиномании на сегодняшний день включает в себя только когнитивно-поведенческую терапию. Одним из способов предотвращения компульсивного шопинга является образование. Одно исследование показало, что подростки, которые прошли курс по финансовому образованию и планированию, были менее склонны к импульсивному шопоголизму.

Использование сотового телефона

Другая форма аддиктивной личности связана с проблематичным использованием сотового телефона. Недавнее исследование показало, что люди, которые зависимы от своих мобильников, имеют общие черты с людьми с аддиктивной личностью. Такие характеристики, как самоконтроль, низкая самооценка, и мотивация, связанная с признанием со стороны сверстников, как правило, обнаруживаются у лиц, зависимых от сотовых телефонов, а также у лиц, страдающих от любой другой зависимости, такой как алкоголизм. Несмотря на то, что существуют личностные характеристики, которые ведут к развитию привыкания, сами сотовые телефоны могут частично быть виновны в развитии зависимости у пользователей. Улучшения в мобильных телефонах, такие как GPS, музыкальные проигрыватели, камеры, просмотр веб-страниц и электронной почты, могут сделать их незаменимым инструментом для человека. Технологические достижения усиливают чрезмерную привязанность людей к их сотовым телефонам, тем самым способствуя развитию аддиктивной личности.

Интернет и использование компьютера

Зависимость, которая появилась в последнее время – это интернет-зависимость (также известная как патологическое использование Интернета). Эта зависимость стала более распространенной среди более молодых поколений, по мере развития компьютерных технологий. Когда люди страдают от интернет-аддикции, они не в состоянии контролировать свое использование Интернета. Это может привести к психологическим, социальным трудностям, ухудшению показателей в школе и на рабочем месте. Интернет-зависимые могут «зависать» на сайтах социальных сетей, онлайн-игр или других сайтах. Симптомы этой зависимости включают в себя: изменения настроения, чрезмерное количество времени, проводимое в Интернете, воспринимаемый социальный контроль во время нахождения в Интернете, и эффект отмены, если человек находится вдали от компьютера.

Загар

Другой формой поведения, которая до сих пор исследуется, является обсессивное загорание на солнце в качестве поведенческой зависимости. В недавнем исследовании было доказано, что многие часто загорающие люди демонстрируют признаки и симптомы токсикомании или зависимости. Многие люди, которые признают, что часто загорают, утверждают, что делают это, чтобы хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать, а также чтобы отдохнуть. Люди, которые любят часто загорать, как правило, полностью осведомлены о рисках для здоровья, связанных с загаром, так же, как курильщики полностью осведомлены о рисках для здоровья, связанных с курением. Опасность для здоровья еще более серьезна для возрастных групп высокого риска, таких как подростки и молодые взрослые. В связи с тем, что риски для здоровья не отпугивают этих людей от загара, они демонстрируют суицидальное поведение, напоминающее поведение наркоманов. Часто загорающие люди заявляют, что основной причиной того, почему они загорают в солярии, является потребность «чувствовать себя хорошо». Исследователи обнаружили, что ультрафиолетовое (УФ) излучение от соляриев связано с улучшением настроения, что может применяться в качестве средства для лечения сезонного аффективного расстройства (САР). САР связано с тем, когда человек проявляет незначительную депрессию во время сезонных изменений, таких как изменения в течение зимних месяцев. Ультрафиолетовое излучение повышает уровень мелатонина в организме. Мелатонин играет ключевую роль в структуре сна и, возможно, снижает уровень тревоги. Таким образом, лица, любящие загорать, испытывают чувство расслабления после загара. Это ощущение, возможно, связано с продолжением загара, несмотря на риски для здоровья. Необходимы дополнительные исследования на эту тему, но многие исследователи начинают включать загар в список процессов, вызывающих зависимость.

Упражнения

Физические упражнения обеспечивают преимущество для наших тел, но для некоторых людей преимущества превращаются в опасности для здоровья. Для некоторых людей, физическая активность становится центральным аспектом их жизни. Когда физические упражнения становятся повседневной практикой, человек считается зависимым. Одно исследование показывает, почему люди могут стать зависимыми от спорта, особенно от бега. Одна из причин, почему люди становятся зависимыми, связана с высвобождением веществ, улучшающих настроение, известных как эндорфины. Эндорфины увеличивает ощущение удовольствия, поэтому люди чувствуют себя хорошо после тренировки. Эндорфины также ответственны за такой эффект, как «кайф бегуна». Последние исследования придали вес альтернативной теории, что зависимость от физических упражнений связана с производством эндоканнабиноидов, естественно производимых химических веществ, которые связываются с рецепторами CB1 в мозгу. Зависимые от физических упражнений будут испытывать физические и эмоциональные симптомы отмены в отсутствие физических упражнений, так же, как человек, который пристрастился к веществам, таким как наркотики или алкоголь. Несмотря на это, во многих случаях бег является лучшей альтернативой, чем токсикомания. Результаты данного исследования заключают, что существует связь между отрицательной зависимостью от бега и межличностными проблемами, которые часто встречаются при других типах аддиктивного поведения.

Отношение к лидерству

Лидер должен олицетворять в себе такие качества, как честность, интеллект, творчество и харизма, но лидеру тоже нужна мотивация и готовность бросить вызов определенным идеям и практикам. Дело в том, что психологический профиль великого лидера – компульсивный авантюрист. Похоже на то, что характеристики лидера схожи с характеристиками людей, зависимых от алкоголя, наркотиков или секса. Причина существования этой связи связана с тем, что удовольствие является мотиватором, который занимает центральное место в процессе обучения. Допамин может быть искусственно создан при помощи веществ, которые могут вызвать развитие зависимости, таких как кокаин, героин, никотин и алкоголь. Авантюрные и обсессивные личностные черты, которые часто встречаются у наркоманов, могут оказаться полезными для лидеров. Для многих лидеров, это не значит, что они хорошо справляются со своими обязанностями, несмотря на их пристрастия. Скорее, те же механизмы в мозгу и та же химия, которые делают их наркоманами, служат им положительно, делая их хорошими руководителями.

Лечение

При лечении аддиктивных личностей, в первую очередь, нужно лечить основную зависимость. Только после того, как поведение можно будет контролировать, человек сможет действительно начать делать какую-либо терапевтическую работу, необходимую для восстановления. Общие формы лечения аддиктивных личностей включают когнитивно-поведенческую терапию, а также другие поведенческие подходы. Эти процедуры помогают пациентам, обеспечивая здоровое обучение навыкам приспособления, предупреждение рецидивов, изменение поведения, семейную и групповую терапию, облегчает самоизменение и увеличивает эффективность терапии, направленной на выработку рефлекса отвращения. Поведенческие подходы включают в себя использование положительного подкрепления и поведенческого моделирования. Наряду с этими, существуют другие варианты, которые помогают в лечении лиц, страдающих от аддиктивной личности, включающие в себя социальную поддержку, помощь в направлении цели, вознаграждении, повышении собственной эффективности и помощи в обучении навыкам преодоления трудностей. Еще один важный навык в лечении, который может быть упущен, это самоуспокоение. Люди с аддиктивными личностями используют свои пристрастия, как механизмы выживания в стрессовых ситуациях. Однако, так как их пристрастия на самом деле не успокаивают их, а обеспечивают мгновенное облегчение от беспокойства или неудобных эмоций, эти люди чувствуют необходимость использовать их чаще. Таким образом, способность успокаиваться самостоятельно и другие навыки, связанные с осознанностью, могут быть использованы для лечения, так как они обеспечивают более здоровые механизмы выживания после того, как привычка будет искоренена. Эти стратегии связаны с использованием диалектической поведенческой терапии. ДПТ обеспечивает способы переносить стресс и регулировать эмоции, что является сложным для людей с аддиктивной личностью. ДПТ не может быть наиболее эффективным средством для лечения всех токсикоманов, но есть доказательства того, что этот метод полезен для большинства алкоголиков и наркоманов, а также эффективен при расстройствах пищевого поведения и у людей с сопутствующими состояниями. Другая форма лечения людей с аддиктивной личностью, склонных к злоупотреблению психоактивными веществами – использование медикаментов. В 1947 году было создано лекарство под названием Дисульфирам. Эта таблетка применялась для лечения алкоголизма и вызывала побочные эффекты при использовании в сочетании с алкоголем. Этот препарат используется и по сей день, однако были созданы два других препарата для лечения алкогольной зависимости (Acamprosate и Налтрексон). Помимо лечения алкогольной зависимости, налтрексон также используется для лечения опиоидной зависимости. Хотя эти средства эффективны в уменьшении запоев, врачам следует рассматривать в первую очередь вопрос здоровья пациентов и риск побочных эффектов при назначении этих препаратов.

Споры

Идёт постоянная дискуссия по поводу вопроса о том, действительно ли существуют аддиктивные личности. Есть две стороны этого спора, в каждой из которых имеется большое количество уровней и вариаций. Одни считают, что существуют определенные черты и измерения личности, которые, если они присутствуют у человека, делают его более склонным к развитию вредных привычек на протяжении всей жизни. Другие утверждают, что зависимость находится в области химии, а именно, зависит от того, как синапсы мозга реагируют на нейротрансмиттеры и, следовательно, не зависит от личности. Главный аргумент в пользу определения аддиктивной личности имеет отношение к человеческой способности принимать решения и к понятию свободной воли. Этот аргумент предполагает, что человеческие существа осознают свои действия и последствия своих собственных действий, из-за чего многие люди предпочитают не совершать определенных поступков. Людей никто не заставляет чрезмерно пить или курить каждый день, каждый выбирает самостоятельно, делать ему это или нет.

В статье можно познакомиться с понятием "аддиктивное поведение", формами поведения; особенностями подросткового возраста как фактора риска. А также рекомендую провести тестирование среди обучающихся 8-10 классов. Результаты обсудить на Совете по профилактике.

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г.Селье, говоря об адаптации, пишет: “Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни”. “Есть два способа выживания: борьба и адаптация” (21).

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. “Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации”(11).

Формы аддиктивного поведения.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Алкоголизм. “По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только в медицинском аспекте, занимает третье место после сердечно – сосудистых и опухолевых заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально – экономических последствий” (10).

Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. “Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его “воспроизведению”, для чего усиленно прибегает к алкоголю”.

Наркомания. В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества.

Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические - приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов.

Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Эффект заключается в том, что развивается состояние “напоминающее опьянение, головокружение “взлёта”, повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций” (10).

Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию.

Работогольная аддикция представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов.

Аддикции к еде. О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).

Другая сторона пищевой аддикции – голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей “слабостью”. Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой “борьбы” с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

Особенности подросткового возраста как фактор риска

формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований “в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.”. (13). Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям.

В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы и осознанности выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество “мягких” проявлений аддикций, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т. к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Нормальная линия развития подростка : Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.

Аномальная линия: Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Потеря трудовой активности. Смешение форм ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках (4).

В связи с проблемой ухода от реальности актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса. Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий. Личность подростка претерпевает “либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение” (19). Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Подростковый возраст – это период, в котором увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:

Повышенный эгоцентризм;

Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;

Стремление к неизвестному, рискованному;

Обостренная страсть к взрослению;

Стремление к независимости и отрыву от семьи;

Незрелость нравственных убеждений;

Болезненное реагирование на пубертатные изменения;

Склонность преувеличивать степень сложности проблем;

Негативная или несформированная Я-концепция;

Гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения;

Низкая переносимость трудностей;

Предварительный просмотр:

Методика по выявлению аддиктивного поведения.

Методика, разработанная В.Д.Менделевичем, позволяет выявить психологическую склонность индивида к развитию у него алкогольной и наркотической зависимости.

Опросник состоит из 116 утверждений, 41 из которых отражает склонность личности к наркотической зависимости, 35 - к алкогольной зависимости, остальные 40 высказываний нейтральны.

Инструкция

«Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений:

1 - совершенно не согласен (совсем не так);

2 - скорее не согласен (скорее не так);

3 - ни то, ни другое (и так, и не так);

4 – скорее согласен (скорее так);

5 - совершенно согласен (именно так)».

Текст опросника

1. Я склонен разочаровываться в людях.

2. Верить в приметы глупо.

3. Часто бывает, что я обижаюсь на родителей или друзей.

4. Нередко я опаздываю на учебу (работу) или на встречу из-за непредвиденных случайностей в пути.

5. Окружающие часто удивляют меня своим поведением.

6. Мои родители часто пытаются обращаться со мной как с маленьким ребенком.

7. Я люблю планировать свое время до мелочей и с точностью до минут.

8. Мне кажется, что я чувствую происходящее вокруг более остро, чем другие.

9. Родители сами виноваты в том, что их дети начинают принимать наркотики («колоться»).

10. Для меня не существует абсолютных авторитетов.

11. В детстве был период, когда я страстно любил что-либо подсчитывать (количество окон, ступеней, номера машин).

12. Если бы родители или другие взрослые больше говорили с детьми о вреде наркотиков, то мало кто становился бы наркоманом.

13. Мне легче перенести скандал, чем однообразную размеренную жизнь.

14. Я верю в порчу и сглаз.

15. Прежде чем что-либо предпринять, я стараюсь предусмотреть все опасности, которые могут подстерегать меня.

16. Если я чем-то увлеченно занят, то часто даже не замечаю, что происходит вокруг.

17. Я живу и поступаю в соответствии с поговоркой: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему».

18. Меня нелегко убедить в чем бы то ни было.

19. Меня нередко обманывали (обманывают).

20. Неизвестность для меня очень мучительна и тягостна.

21. Меня раздражает, когда на улице, в магазине или в транспорте на меня пристально смотрят.

22. Жизнь малоинтересна, когда в ней нет опасностей.

23. Я не уважаю тех, кто отрывается от коллектива.

24. Некоторые люди одним прикосновением могут исцелить больного человека.

25. Жизнь должна быть радостной, иначе не за чем жить.

26. Я хорошо ориентируюсь во времени и, не глядя на часы, могу точно сказать, который сейчас час.

27. Если я захочу что-нибудь сделать, но окружающие считают, что этого делать не стоит, то я готов отказаться от своих намерений.

28. В детстве я часто отказывался оставаться один.

29. Мне нередко бывает скучно, когда нечем себя занять.

30. В жизни надо попробовать все.

31. Я легко могу заснуть в любое удобное время (и ночью, и днем).

32. После того, как я схожу в лес за грибами, у меня долго могут со-храняться воспоминания о грибах.

33. Я люблю помечтать о том, на что я потрачу возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком.

34. Часто думаю: «Хорошо бы стать ребенком».

35. Мне часто трудно находить правильные слова для моих чувств.

36. Для меня несложно дать знакомому денег взаймы на покупку спиртного.

37. Я склонен жить, стараясь не отягощать себя раздумьями о том, что может произойти со мной в будущем.

38. Я люблю, когда мне гадают на картах или но руке.

39. Мне хорошо удается копировать мимику и жесты других людей.

40. Когда меня будят ночью или рано утром, то я долго не могу понять, что происходит вокруг.

41. Музыку я люблю громкую, а не тихую.

42. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.

43. Человек должен стараться понимать свои сны, руководствоваться ими в жизни и извлекать из них предостережения.

44. Меня трудно застать врасплох.

45. Все известные мне «чудеса» объясняются очень просто - обман и фокусы.

46. Меня считают наивным человеком, поскольку мне часто случается попадать впросак.

47. Наркотики бывают «легкими», и они не вызывают наркомании.

48. Я иногда чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставлял меня совершать какие-либо поступки.

49. Мои знакомые считают меня романтиком.

50. Я верю в чудеса.

51. Даже психически здоровый человек иногда не может отвечать за свои поступки.

52. Меня часто озадачивает поведение и поступки людей, которых я давно знаю.

53. Никому нельзя доверять - это правильная позиция.

54. Самое счастливое время жизни - это молодость.

55. В детстве я боялся, что мама может бросить меня, уйти из дома и не вернуться.

56. Я склонен лучше помнить реально происшедшие со мной неприятные события, чем собственные прогнозы по поводу возможности их появления.

57. Я люблю советоваться с друзьями (или взрослыми) о том, как по-ступить в сложной ситуации.

58. Я бы согласился пожить пусть мало, но бурно.

59. Я бы мог на спор ввести себе в вену наркотик (героин).

60. Часто меня не оценивали по заслугам.

61. Я всегда точно могу сказать, сколько денег я потратил и сколько у меня осталось.

62. В детстве я долго не мог привыкнуть к детскому саду (яслям) и не хотел туда из-за этого ходить.

63. Своим друзьям или подругам я доверяю полностью и убежден, что они меня никогда не обманут и не предадут.

64. Опасность употребления наркотиков явно преувеличена.

65. В жизни все-таки мало ярких событий.

66. Я не люблю длительные поездки в поезде или на автобусе.

67. Меня раздражает грязное стекло, потому что весь мир тогда кажется грязным и серым.

68. Когда мне скучно, я обычно ложусь поспать.

69. Часто родители (или взрослые) упрекают меня в том, что я слушаю излишне громкую музыку.

70. Очень мучительно чего-либо ждать.

71. Я мог бы после некоторых предварительных объяснений управлять маленьким (спортивным) самолетом.

72. Я нередко просыпаюсь утром за несколько секунд или минут до звонка будильника.

73. Если бы случился пожар и мне надо было бы из окна пятого этажа прыгнуть на тент, развернутый пожарниками, я бы, не задумываясь, сделал это.

74. Мне жалко наивных людей.

75. Меня смущает, когда люди долго и пристально смотрят мне в глаза.

76. Рисковать всем, например в казино, могут только сильные люди.

77. В том, что подросток становится наркоманом, виноваты те, кто продает наркотики.

78. Я люблю очень быструю, а не медленную езду.

79. Я доверяю предсказаниям гороскопов и следую содержащимся в них рекомендациям.

80. Меня очень интересуют лотереи.

81. Прогнозировать будущее - бесполезное дело, так как многое от тебя не зависит.

82. Я способен с легкостью описывать свои чувства.

83. У меня в жизни бывали случаи, когда я что-то делал, а потом не помнил, что именно.

84. Считаю, что любопытство -? не порок.

85. Бывает, что меня пугают люди с тромким голосом.

86. У меня было (есть) много увлечений (интересов, хобби).

87. Когда я остаюсь дома, то мне часто бывает не по себе от одиночества.

88. Я не суеверен.

89. Мне говорили, что у меня неплохие способности имитировать голоса или повадки людей.

90. Есть люди, которым я верю безоговорочно.

91. Случается, что во время разговора с заикающимся я сам начинаю говорить сбивчиво и с запинками.

92. Самое тягостное в жизни - это одиночество.

93. Если я начинаю играть в какую-нибудь игру, то меня нередко нелегко оторвать от нее.

94. Бывает, что я могу сделать назло даже то, что мне самому окажется невыгодным.

95. Меня всегда притягивала и притягивает таинственность, загадочность, мистика.

96. Бывало, что я на улице соглашался на игру с «наперсточниками».

97. Я знаю многих ребят, кто употребляет или употреблял наркотики.

98. Я, как правило, ставлю будильник так, чтобы не только все успеть сделать до ухода из дома, но и иметь несколько минут в запасе.

99. В своей жизни я часто сталкиваюсь (сталкивался) с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств.

100. Я готов полностью подчиниться и даже доверить свою судьбу, но только тому, кого действительно уважаю.

101. Я люблю рисковать.

102. Среди моих знакомых есть люди, которые обладают даром убеждать.

103. Меня часто невозможно оторвать от интересного дела, игры, занятия.

104. Я мог бы прыгнуть с парашютом.

105. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

106. Меня многое в жизни удивляет.

107. Я могу переспорить кого угодно.

108. Я вошел бы вместе с укротителем в клетку со львами, если бы он мне сказал, что это безопасно.

109. Если меня о чем-то просят, мне трудно отказать.

110. Мне легче придумать свои собственные примеры, чем выучить наизусть примеры из учебника.

111. Мне никогда не бывает скучно.

112. Часто я сам от себя не ожидаю какого-либо поступка.

113. В детстве у меня какое-то время были тики или разнообразные повторяющиеся движения.

114. Я люблю помечтать.

115. Меня влечет все новое и необычное.

116. Со мной нередко происходят «несчастные случаи» и случаются всяческие происшествия.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка данных заключается в суммировании баллов отдельно по каждой шкале, при этом обращается внимание на характер обработки значений по прямым и обратным вопросам. Для прямых вопросов баллы подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены испытуемыми («5» - 5, «4» - 4, «3» - 3, «2» - 2, «1» - 1), для обратных вопросов баллы подсчитываются наоборот «5» - 1, «4» - 2, «3» - 3, «2» - 4, «1» - 5).

Шкала склонности к наркозависимости: прямые вопросы - № 1, 3, 4, 16, 19, 24, 26, 48, 50, 52, 54, 59, 76, 79, 80, 89, 91, 96, 97, 100, 107, ПО, 116; обратные вопросы - № 2, 12, 29, 30, 41, 45, 53, 61, 65, 67, 69, 72, 77, 78, 81, 86, 112, 114.

Шкала склонности к алкогольной зависимости: прямые вопросы № 3, 5, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 24, 26, 30, 43, 48, 76, 79, 84, 91, 95, 97, 100, 107, 112, 113, 116; обратные вопросы - № 21, 29, 38, 41, 44, 64, 65, 67, 75, 77, 81.

Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со сле-дующими критериями.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Син. аддикция. Выделяются основные виды аддикций: 1) злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, напр. алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды (см. ); 2) участие в азартных играх, в т. ч. компьютерных; 3) сексуальное А. п.; 4) переедание и голодание; 5) «работоголизм» («трудоголизм»); 6) длительное прослушивание музыки, г. о. основанной на ритмах. При формировании аддикции происходит редукция межличностных эмоциональных отношений. В узком смысле А. п. ограничивается только 1-м видом аддикций. Ср. . (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ" в других словарях:

    АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на некоторых предметах или активностях (видах… … Терминологический ювенологический словарь

    Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения; выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего пси­хического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Аддиктивное поведение - одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на… …

    АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Аддиктивное поведение - (англ. addiction склонность, пагубная привычка) злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания … Психология человека: словарь терминов

    Поведение аддиктивное - Аддиктивное поведение одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем то в целях саморегуляции или адаптации. Различают такие формы аддиктивного поведения, как химическая зависимость (курение, алкоголизм,… … Официальная терминология

    Поведение аддиктивное - – поведение, основанное на патологической потребности в определённых препаратах или занятиях (алкоголь, азартные игры, переедание и т.п.) с целью изменить собственное психологическое состояние, в первую очередь эмоциональное состояние и связанное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Поведение игроков (gambling behavior) - Азартная игра как перераспределение материальных ценностей на основе случая и риска является событием, к рое всегда сопряжено с проигрышем для одной стороны и выигрышем для другой. В нек рых азартных играх, таких как покер или игра в очко, на… … Психологическая энциклопедия

    Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Аддиктивное поведение (А. п.) одна из форм деструктивного поведения, к рая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психич. состояния посредством приема нек рых веществ или постоянной фиксации внимания на опр.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Врачевание душевных ран. Лекции по православной психологии , Авдеев Дмитрий Александрович. В книге представлены семь лекций, а именно: "Психотерапия", "Неврозы", "Основные формы неврозов", "Причины психических заболеваний", "Депрессия", "Аддиктивное (зависимое) поведение",… Купить за 254 руб
  • Врачевание душевных ран. Лекции по православной психотерапии , Дмитрий Авдеев. В книге представлены семь лекций, а именно: "Психотерапия", "Неврозы", "Основные формы неврозов", "Причины психических заболеваний", "Депрессия", "Аддиктивное (зависимое) поведение",…


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы