Гобелен – это плотная ткань, на которой особым образом выткана полноценная картина, способная переместить человека, как во времени, так и в пространстве. И это неудивительно, поскольку гобелены были известны еще со времен Древнего Египта, и пришли к нам сквозь века. Рассматривая старинную гобеленовую картину можно представить себя сидящим перед камином в средневековом замке или танцующим в дворцовом зале на блистательном королевском балу. Естественно, технологии производства гобеленовой ткани сегодня изменились, но изделия из нее, в том числе и занавеси из гобелена за прошедшие века ничуть не утратили популярности.
Естественно, что со временем технологии производства и качественный состав сырья меняется. Меняются и ткани. Неизменными остаются только их названия и возникает вопрос: «Современные гобелены и ткани из них: что это такое?» Попробуем разобраться. Вплоть до XVII века ткани такого типа носили название шпалеров, а потом за их производство взялась именитая французская ткацкая фамилия Gobelin, и давшая впоследствии название уникальному текстилю. На протяжении веков безворсовые ковры изготавливались исключительно вручную, но когда француз Жаккард изобрел свой знаменитый станок, гобелены стали производиться в больших объемах и гораздо быстрее.
Принципы жаккардового плетения при производстве гобеленовых тканей используют до сих пор, но в сравнении с жаккардом, гобелен в разы прочнее, благодаря использованию в десятки раз большего количества нитей. Благодаря этому удается создавать великолепные картины, передавая мельчайшие цветовые оттенки.
Структура гобеленов обычно состоит из двух или трех слоев, что сказывается на весе материала. Можно также изготавливать и двухсторонние изделия, тогда слоев будет соответственно 4–6.
Ведущее требование, которое выдвигается к гобеленовой основе – это прочность. Вплоть до XVIII века для нее применяли овечью шерсть, а ближе к XIX столетию стали использовать натуральный шелк. Сейчас же в промышленности активно применяют синтетические и смесовые нити.
Уток для гобелена непременно должен быть эластичным. Именно благодаря этим нитям можно получить великолепную основу, создавать чудесную картину из шерсти, шелка, акрила, вискозы, люрекса, полиэстера, серебряных и золотых нитей. А объем и структурность изделиям позволяют обеспечить сочетание нитей разной толщины и использование разнообразных способов плетения.
Как правило, картины на гобеленах копируют произведения известнейших художников. А благодаря современным технологиям на них может появиться даже фото заказчика.
Любая ткань для штор, в том числе и гобеленовая, характеризуется собственными достоинствами и недостатками.
Многие дизайнеры интерьеров и производители мебели активно генерируют идеи по использованию гобеленов:
Гобелен – очень практичный материал. Он прост в уходе, ведь его не нужно стирать, достаточно только почистить щеткой, а после пропылесосить. Если необходимо, можно отдать изделие в химчистку.
Использование гобелена в интерьере гарантированно придает обстановке нотки аристократической роскоши. В такой комнате хочется находиться как можно дольше, поскольку в ней царит дух благополучия, и поэтом тканые картины и портьеры из гобелена так долго остаются в тренде и не выходят из моды.
[Оценивших: 2 Средняя оценка: 5]
Стулья из дворца работы мастера Гамбса в романе И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» были обиты мебельным гобеленом. А чем еще известен гобелен? Название вызывает у многих в памяти картину или ковер на стене с невероятно красивым рисунком. Получается, что еще и ткань имеет такое же название. Где она применяется?
Ответа на вопрос, что такое гобелен, может быть два. Это декоративный ковер или тканая картина, которая украшает интерьер. Также гобелен - это такая особая ткань, что спутать с другими ее невозможно за счет особого вида переплетения нитей. И применяется она не только для изготовления настенных картин. Область ее использования гораздо шире.
Гобеленовое полотно
К сведению! Одежду из этой ткани носили египетские фараоны. Древние греки и римляне украшали дома гобеленами с изображениями подвигов богов и героев. Погребальные саваны в Перу шили из гобелена. Япония и Китай не остались в стороне, там гобелены создавались из шелковых нитей. А для изделий, которые предназначались императорам, использовали золотые и серебряные нити.
Создание гобелена - трудоемкий и кропотливый процесс, от ткача требовалось невероятное терпение. Для создания ковра размером 1,5×1,5 м требовался целый год. Поэтому изделия были штучные, выполнялись на заказ и стоили невероятно дорого.
В Европу гобелен (ткань) попала благодаря крестовым походам. Экзотические узоры пришлись по душе европейцам, и в 17 в. французы по фамилии Гобелен наладили производство декоративного материала. Ранее ковры - тканые картины называли шпалерами, но позже за ними закрепилось знакомое многим определение - гобелены.
В начале 19 в. француз Ж. Жаккард изобрел станок для производства сложных узорчатых тканей. С тех пор стоимость материала гобелен снизилась, а сам он стал несколько тоньше. Но и применяться стал шире.
В России первая шпалерная фабрика появилась в эпоху нововведений императора Петра I. Именно он выписал из Франции лучших мастеров и основал шпалерную мануфактуру, на которой долгое время работали исключительно французские ткачи.
Современные техники производства:
Получается сложный рельефный рисунок, называемый жаккардовым по имени создателя станка. Большое количество нитей образует плотный и прочный тканый гобелен. Если необходимо получить двухстороннее изделие, берут две основы. Нити утка связывают между собой, двигаясь по заданному рисунку.
Важно! Правила русского языка гласят: правильное написание слова, обозначающее тканый ковер ручной работы, именно «гобелен», а «гобилен» или «габелен» являются недопустимыми формами. Слово произошло от французской фамилии Gobelin.
Состав ткани подбирают таким образом, чтобы основа была прочной. Подходит лен, хлопок, шерсть. А нити утка должны быть мягкими и эластичными. Это необходимо для создания уникального узора. Поэтому используют шелк, вискозу, акрил, полиэстер. При этом нити могут быть разными по толщине, это придает большую фактурность ткани. Всего для плетения используют порядка 10 нитей.
Сложная структура и большое количество нитей наделяют материал следующими характеристиками:
Ткани различают по нескольким признакам.
По структуре:
По плотности:
По виду нанесенного рисунка виды гобелена бывают следующие:
По количеству использованных основ:
Широкий спектр видов гобеленовых тканей позволяет использовать его в различных целях.
Гобелен для обивки мебели - конечно, в первую очередь стулья, но еще и диваны, кресла, пуфы.
Декоративные подушки и наволочки.
Покрывала.
Шторы и гардины.
Изумительной красоты настенные панно.
Модные аксессуары - сумочки, пояса, косметички.
Одежда - пальто и жакеты.
Обивка стен для создания тематического интерьера.
Для создания особой атмосферы в помещении есть несколько известных гобеленовых сюжетов:
Обратите внимание! Гобеленовую картину можно вышить своими руками. Техника несложная, схожая с методом вышивания крестиком. Вышивка картин выполняется швом, который так и называется гобеленовый. Лицевая часть стежка напоминает неполный крест, а изнаночный проходит наискосок. В продаже есть готовые наборы, в которых есть все необходимое для вышивки.
Гобеленовая ткань от обычной (хлопковой, например) отличается толщиной и весом благодаря многослойности. Кроме того, визитной карточкой ткани является особое переплетение нитей, которое невозможно спутать с другим.
Гобелен - не самая капризная ткань, но уход за ней все же необходим особый. В уходе нужно соблюдать рекомендации производителя, размещенные на ярлыке, этикетке товара.
Самое главное, что нужно помнить при использовании изделий из этой ткани, - не допускать намокания гобелена и избегать постоянного воздействия на него солнечных лучей.
К сведению! На шероховатой поверхности ткани, в рубчиках, быстро скапливается пыль. Если ее не удалять регулярно, изделие приобретет серый оттенок и утратит нарядный внешний вид.
Уход за гобеленовой тканью:
Достоинства ткани заключаются в следующем:
К недостаткам относят следующие характеристики:
На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?
Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.
Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.
Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.
Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.
Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.
Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.
Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.
В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.
ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.
Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.
Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.
Обзор составила: Ольга Мичурина
Гобелен представляет собой ткань, выполненную перекрестным переплетением нитей с одномоментным созданием сюжетной или орнаментальной композиции. Это довольно добротный материал, который из-за своей двух- или трехслойной структуры кажется несколько тяжеловатым. Переплетенное особым способом большое количество разноцветных нитей порождает изумительные картины, впечатляющие тончайшими цветовыми нюансами.
История появления этой ткани уходит своими корнями еще во времена правления древнеегипетских фараонов. С развитием цивилизации искусство создания изящных текстильных рисунков ручным способом, а впоследствии и на ткацких станках стало все больше расширять свои горизонты. Известное нашим современникам название материал получил в 17 веке, когда братья-французы по фамилии Гобелен открыли королевскую мануфактуру по производству декоративных тканых полотен плотной структуры.
Со времен возникновения гобеленового искусства менялись только внешний вид и конструкция ткацких станков, сама же технология производства материала осталась прежней. При современном процессе изготовления декоративной ткани используется технически более совершенное оборудование.
В производство гобеленов, отличающихся сложным многоцветным рисунком, применяется метод жаккардового плетения. Оптимальный цветовой эффект достигается за счет переплетения нескольких основ разнообразных оттенков и стандартного утка, где первый тип нитей выполняет решающую роль в создании сюжетной композиции. Применение различной по толщине пряжи способствует структурности узора.
Для изготовления гобелена используются как натуральные, так и синтетические волокна:
Это особо важное свойство гобелена во многом влияет на показатели следующих характеристик:
Плотностью гобелена предопределяется сфера его применения. Так, для штор, обивки мягкой мебели, покрывал используется материал с показателем в пределах от 250 до 350 г/кв.м. Для пошива одежды подойдет ткань малой плотности – всего лишь до 180 г/кв.м.
Гобелен обладает хорошей стойкостью к образованию складок. Тому, что ткань практически не мнется, немалым образом способствуют свойства волокон, способ переплетения и плотность ткани.
Это явный плюс гобелена. Немаловажную роль в его проявлении играют качества окрашенных в разные цвета синтетических нитей. Тем не менее, при воздействии прямых солнечных лучей может происходить выцветание ткани.
При правильном уходе гобелен никаким образом не деформируется – не тянется и не садится.
В зависимости от структуры гобелен может быть:
Плотность определяется вес ткани, в зависимости от чего она делится на следующие разновидности:
По способу воплощения дизайнерских и цветовых решений гобелен бывает:
Метод переплетения основы и утка влияет на то, что гобеленовая ткань определяется как:
Благодаря своей декоративности и изысканности, а также массе других достоинств, гобеленовая ткань неизменно вдохновляет дизайнеров различных направлений на воплощение самых смелых идей. Этот материал используют в следующих сферах:
Относительно последнего из указанных путей применения гобелена, фэшн-индустрия надежно застолбила свое право на использование этой ткани в создании потрясающих костюмов, платьев, сумок, косметичек, поясов и обуви.
Универсальность применения гобелена обусловлена целым рядом его достоинств. В одном из любимых материалов декораторов удобно сочетаются следующие качества:
Не лишен гобелен и некоторых недостатков. К ним можно отнести:
Кроме того, гобелен нежелательно стирать в домашних условиях, а также гладить или поддавать другим способам ВТО. Все это не следует делать, чтобы не допустить возникновение на ткани складок или заломов.
Как уже сказано выше, гобелен лучше не стирать и не гладить. Несмотря на высокую степень практичности материала, уход ему все-таки нужен. Для его очистки можно воспользоваться пылесосом или мягкой щеткой. Если же появились пятна, которые нужно экстренно вывести, следует обратиться к услугам специалистов.
Если предполагается размещать изделия из гобелена на длительное хранение, для этого следует выбрать хорошо проветриваемое место. Чтобы на материале не случилось складок и заломов, следует намотать его лицевой стороной, например, на дренажную трубу как можно большего диаметра.
Если в доме есть кошка – большая любительница точить когти о плотную поверхность, при размещении изделий из гобелена в интерьере нужно учесть и этот факт.
В целом гобелен вызывает у владельцев изделий, изготовленных из него, только положительные эмоции. Они отмечают особый стиль и выразительность внешней составляющей такой продукции. Изысканная красота ткани, отличающейся множественными переплетениями складывающихся в рисунки цветных нитей, не остается без внимания ценителей старинного искусства.
При всем наличии преимуществ, отзывы покупателей затрагивают и некоторые недостатки гобелена. Особенно, что касается правил ухода за изделиями из него. В то же время им сразу приходят на ум мысли о возможности прибегнуть к услугам химчистки.
Буквально с момента изобретения гобелен считается роскошной и дорогой тканью. Ведь недаром еще в средневековье с помощью этого материала состоятельные люди отделывали мебель и создавали убранства замков и дворцов. В давние времена гобелены делали вручную. Это был долгий и кропотливый труд, в результате которого получались шикарные тканые картины, называемые шпалерами. Хотя за время своего существования гобеленовые ткани претерпели некоторые изменения, они остаются любимыми и востребованными как дизайнерами, так и обычными людьми.
Декоративная шпалера, или гобелен, знакома человечеству не одну сотню лет. Предметы одежды из этого материала находили в гробницах египетских фараонов. Древние греки украшали свои жилища ткаными коврами с изображениями богов и мифических героев, а перуанские мастера ткали погребальные саваны.
Все работы по производству ковров с различными сюжетами проводились вручную. При этом перекрестно переплетались шерстяные и шелковые нити, а в особых случаях в ткань вплетали волокна из чистого золота или серебра.
Создание гобелена - трудоемкое занятие, требующее от ткача невероятно много времени и терпения. За год один мастер мог соткать ковер размером 1,5 х 1,5 м, поэтому стоимость таких изделий была невероятно высока, а пользоваться гобеленовой тканью могли только состоятельные люди.
В конце XVII века эту восхитительную ткань стали производить на французской мануфактуре Gobelin, тогда же и появилось современное название «гобелен». В России первая шпалерная фабрика появилась при Петре I, и работали там исключительно французские мастера.
Специалисты утверждают, что такое название могут носить именно те ткани, которые сделаны на мануфактуре в Париже, а все остальные следует называть шпалерами. Однако в настоящее время этим термином называют любое тканое полотно.
После того как в начале XVIII века француз Жозеф Жаккард изобрел ткацкий станок для изготовления сложных узорчатых тканей, для гобеленов наступила новая эра. Теперь эта роскошная изысканная ткань стала производиться в больших количествах.
В наше время гобеленовую ткань изготавливают путем . Если для выработки обычного жаккардового полотна требует 2-3 нити, то для производства тканых картин понадобится более десяти волокон разных цветов и фактур.
В гобеленовых тканях и основа должны соответствовать определенным требованиям, только тогда картина будет выглядеть естественно. Нити утка должны быть эластичными, а основы - очень прочными.
Чаще всего для производства гобеленов используют следующие материалы:
Обычно на гобеленах изображают картины известных художников, цветочные композиции или пейзажи. В последнее время появились новые технологии, позволяющие переносить на ткань даже фотографии.
Достоинства гобеленовых тканей обусловлены свойствами нитей, используемых в создании материи, и особенностями жаккардового переплетения.
К недостаткам можно отнести следующие качества ткани:
Пусть у материи и существуют некоторые минусы, гобелены – это популярные и востребованные ткани, которые поднимают настроение, наполняют дом радостью и красотой.
Существует множество видов гобелена. Картины и скатерти, салфетки и наволочки на диванные подушки, мебельная обивка, сумочки, ремни, перчатки и даже обувь делают из гобелена.
Тканая картина должна подходить к общему дизайну помещения и тонко передавать настроение хозяина и атмосферу в доме.
Вот несколько распространенных сюжетов, которые часто выбирают любители гобеленов.
Сегодня изделия из гобелена может себе позволить каждый. Чтобы они действительно стали украшением жилища и долго притягивали взгляд хозяина и гостей, материалы должны быть качественными.
Выбирая вещи из гобеленовой ткани, необходимо учитывать следующие моменты.
Гобелен в доме всегда является сильным визуальным символом, способным создать настроение и сформировать имидж хозяина. Поэтому к выбору тканой картины надо подходить так же грамотно, как к покупке мебели или одежды.
Ткань гобелен имеет шероховатую поверхность, на рубчиках которой очень быстро скапливается пыль. Если не придавать этому значения, то изделие вскоре покроется серым налетом и его внешний вид будет испорчен. Кроме того, на мебель, скатерть или наволочку из гобеленовой ткани можно пролить кофе или апельсиновый сок, и тогда изделие точно придется стирать или чистить. Производители утверждают, что шпалеры долговечны, но это верно только в том случае, если за ними правильно ухаживают.
Покупая картины или другие вещи из гобелена, надо внимательно изучить рекомендации производителя, оставленные на ярлыке к товару, и по возможности их выполнять. Тогда предметы надолго сохранят свой первозданный вид.
Гобеленовые ткани - роскошный плотный материал. Они всегда свежи, привлекательны и никогда не выйдут из моды. Огромное разнообразие моделей и великолепный вид делают эту материю незаменимой при оформлении помещений премиум-класса. Несмотря на то, что современные материалы защищены от грязи , они требуют осторожного обращения и деликатного ухода.