Про деток, от рождения до школы

9 ноября 2011 г. в лондонской Национальной галерее с невиданным размахом открылась грандиозная выставка «Леонардо да Винчи: художник Миланского двора», которую уже сейчас назвали лучшей выставкой года. Церемонию торжественного открытия экспозиции 8 ноября вместе с фильмом Тима Марлоу и Мариэллы Фрострап транслировали в прямом эфире кабельный канал Sky Arts 1 и сорок кинотеатров Англии, куда были распроданы все билеты (см. видео ). Еще бы, ведь британцы впервые увидят восемь шедевров великого мастера, никогда раньше не экспонировавшихся на туманном Альбионе.

В соответствии с названием выставки на ней представлены почти все работы, выполненные великим итальянским художником в период с 1482 по 1499 гг., во время его работы в Милане у герцога Людовико Сфорца. Беспрецедентную экспозицию кураторы собирали почти 5 лет: всё это время шли переговоры с ведущими музеями мира, своим фондом поделился парижский Лувр, петербургский Эрмитаж и пинакотека Ватикана; часть рисунков передала в галерею английская королева Елизавета II, у которой внушительная коллекция, одна из лучших в мире.

В итоге кропотливой работы кураторов Национальной галереи посетители выставки смогут увидеть девять картин самого Леонардо да Винчи из дошедших до нашего времени пятнадцати - представлены полотна «Мадонна Литта» из Государственного Эрмитажа, «Портрет музыканта», «Дама с горностаем», хранящаяся в Национальном музее Кракова (её экспонирование в Лондоне было под вопросом до последней минуты), «Святой Иероним» из пинакотеки Ватикана, «Портрет музыканта» из Милана, «Прекрасная Ферроньера» из Лувра и другие работы. Остальную часть выставки составляют более 50 рисунков мастера, которые раньше не демонстрировались ни в одной экспозиции, и работы его учеников.

До лондонской выставки живописные работы Леонардо вместе увидеть было невозможно - они находятся в различных музеях. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици; две картины находятся в Эрмитаже - это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». «Это беспрецедентное событие. Такой выставки, вероятно, уже никогда не произойдет именно в этом виде, так что сейчас у всех нас вместе есть возможность лучше понять Леонардо», - сказал на пресс-показе куратор Люк Сайсон, который готовил экспозицию. Пор его словам, это первая такого масштаба выставка, которая концентрируется именно на живописи, на становлении стиля да Винчи, а не изучает его как философа, ученого, графика или скульптора.

Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» - одна, недавно отреставрированная, из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг.) - из Лувра (см. илл .). Лондонский вариант, ранее считавшийся студийной копией, но затем признанный более поздней оригинальной работой мастера, был куплен Национальной галереей в конце 19-го столетия. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Куратор Люк Сайсон полагает, что даже да Винчи, скорее всего, сам не видел эти две работы в одном пространстве.

Директор Национальной галереи Николас Пенни (Dr Nicholas Penny) признался: «Мы чрезвычайно рады и очень благодарны нашим коллегам из Лувра за возможность одолжить их прославленную картину. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства».

Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Ученые спорят об этом произведении уже не один десяток лет, поскольку оно существует в двух различных версиях, и до сих пор точно неясно, принадлежат ли они обе кисти гениального художника. Один из вариантов находится в Лувре, и в пользу ее оригинальности говорит тот факт, что именно эта картина когда-то принадлежала французскому королю, который в свою очередь мог получить его от самого художника. Что касается лондонской версии, то ряд искусствоведов приписывает её кисти ученика Леонардо Амброджио ди Предиса, признавая за работу Леонардо лишь лица Мадонны и ангела. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г.

В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован.

Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» - «Спаситель мира». Эта картина датируется приблизительно 1500 годом и изображает Иисуса Христа, который правой рукой посылает благословение, а в левой держит прозрачную сферу. О существовании написанного маслом полотна было известно, однако специалисты долгое время не могли определить его местонахождение и предполагали, что оно было уничтожено. Когда-то, в середине 17 века, эта работа входила в коллекцию короля Карла I, однако следы её теряются. По имеющимся данным, в 1763 г. картина была выставлена на торги сыном британского герцога Букингемского. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Возможно, поэтому потомки Кука выставили картину на аукцион в 1958 г. за невообразимые для такого мастера 45 фунтов - Леонардо ушел в руки американских арт-дилеров. В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов.

Тема денег в связи с собранными в одном месте шедеврами является одной из главных, но, что удивительно, не основной. Разумеется, экспозиция застрахована на уникальную сумму - $ 2,5 млрд (еще столько же может выделить правительство Великобритании в случае какого-либо криминального инцидента или форс-мажора : http://rublev-museum.livejournal.com/48291.html), но сотрудники Национальной галереи надеются, что выплаты не понадобятся: приняты все возможные меры для обеспечения безопасности. Частично они повлияют на посещаемость выставки: в галерею будут пускать 180 человек за 30 минут вместо обычных 230.

Эту выставку уже называют одной из самых популярных за всю историю Национальной галереи - для ее посещения продано рекордное количество билетов. Спрос и в самом деле огромный: появившиеся в свободной продаже билеты на выставку уже распроданы до середины декабря; организаторы, впрочем, заявили, что еще по 500 билетов будут продаваться через кассы ежедневно. Кроме того, увеличено время работы галереи и частично использованы выходные - ожидается, что эти меры позволят увеличить аудиторию выставки на 20%. Ну а Голливуд решил сделать художника героем блокбастера: о планах снять приключенческий фильм о великом живописце объявила компания Universal.

Выставка Леонардо да Винчи в Лондонской национальной галерее продлится до 5 февраля 2012 года, а уже 29 марта полотна гениального итальянского мастера покажут в Париже в рамках экспозиции «Святая Анна Леонардо да Винчи». Выставка в Лувре продлится до 25 июня. На ней также будут представлены оба варианта «Мадонны в скалах». А вот «Даму с горностаем», скорее всего, в Париже уже не увидят. К сожалению, не сообщается, смог ли Эрмитаж на паритетных началах добиться экспонирования хотя бы части лондонской экспозиции в России, выдав «Мадонну Литту» в 4 раз за границу (1962 - Париж, 1990 - Милан и Мадрид, 2003-2004 - Рим и Венеция). Впрочем, к подобному уже давно не привыкать:

Тем не менее, для всех российских ценителей прекрасного редакция музейного блога в честь открытия сенсационной выставки Леонардо публикует фрагмент статьи нашего коллеги Олега Германовича Ульянова, посвященной картине «Мадонна Литта»:

«Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселенной…направляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» - C.A. 345 v.), вызвала не смолкающую по сей день полемику уже со времени своего поступления в эрмитажное собрание. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Ф.1. Оп. V, 1865 г.Д. 7. Лл. 1-10; Б. В. фон Кёне. Картины Леонардо да Винчи. СПб., 1866. С. 2-3). В том же году из-за плохой сохранности картина была переложена с дерева на холст реставратором Александром Сидоровым, награжденным за удачный перевод серебряной медалью (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. V, 1865 г.Д. 3. Л. 142-143).

Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, № 2376, ок. 1490 г.). По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45º, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. Paris. Р. 14, plat. 14).

Особого внимания заслуживает мнение Ринальди, который датировал картину 1507-1508 гг. на основании рисунков из леонардовского «Кодекса Арундель» (Collection Arundell), хранящегося в Британском музее Лондона, где на Л. 253 v. и256 r. находятся наброски сосущего грудь младенца (A. de Rinaldis. Storia dell’opera pittorica di Leonardo da Vinci. Bologna, 1926. Р. 238-239. Аналогичную датировку см.: L.H.Heydenreich. Leonardo da Vinci. London-New York-Basel, 1954. Р. 12, 180). «Кодекс Арундель» имеет точную датировку 1508 г., который указан на титульном листе (Br. M. I r).

Тем не менее, в искусствоведческой литературе все еще придерживаются датировки сэра Кларка, который путем сопоставления с рисунком Виндзорской библиотеки (W. 12276 v.), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Cambridge, 1935. Vol. II. Р. 1. Изпоследнихработукажем: Zwijnenberg R. The Writings and Drawings of Leonardo da Vinci: Order and Chaos in Early Modern Thought. 1999). Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, - достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. 12568),выполненный Леонардо красным мелом, и принять во внимание современные данные, что до 1490 г. в творчестве Леонардо неизвестны рисунки красным мелом. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти, из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic! - Леонардо да Винчи. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. В 2 тт. СПб., 1999. Т. II. С. 383-385). Не меньший интерес вызывает сходство головы рычащего льва на том же виндзорском рисунке (W. 12276 v.) с головой льва в картине Леонардо «Св. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. 1820 г.

Предполагают, что ок. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В.Н. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1952. С. 28-29). Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца.

В рамках нашей темы особый интерес представляет сотрудничество Леонардо с Амброджио де Предисом над поздним вариантом «Мадонны в скалах», ныне хранящимся в Британской Национальной Галерее. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра.

Однако дальнейшая расчистка выявила истинный замысел Леонардо: все цвета были преднамеренно не подчеркнуты, они как бы полностью утратили свою декоративность и использовались только для того, чтобы выразить идею художника. В ней нашли отражение результаты долгих размышлений Леонардо, его исследования в области светотени и поисков метода, «как сделать фигуры пластичными». В результате цвет воздействует прежде всего не на зрение, а непосредственно на ум.

Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем д’Амбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. Данное обстоятельство вызывает особенный интерес для нашей темы. Прежде всего, следует принять вовнимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца.

Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг.) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее - Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта».

Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. Анна с Марией и младенцем Христом», созданном по заказу монахов-сервитов из Благовещенского монастыря во Флоренции. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, потому что сидят или наклонились, и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль д’Эсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. М., 1997. С. 122).

Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг.) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А.Мадонна Литта. Л.-М., 1959. С. 56). Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.

В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини).

Cattedrale tomba di Baldassare Turrini (1481-1543), Pescia

Исходя из данного контекста, следует обратить самое присталь-ное внимание на важный факт, приведенный в составленном Джордже Вазари жизнеописа-нии Леонардо: «В это время он написал для ма-стера Бальдассари Турини из Пеши, датария папы Льва, небольшую картину, изображаю-щую Богоматерь с Младенцем на руках и на-писанную с бесконечной тщательностью и ис-кусством. Однако то ли по вине того, кто ее грунтовал, или из-за собственных его замысло-ватых смесей грунтов и красок она в настоящее время сильно попорчена. На другой не-большой картине он изобразил Младенца по-разительной красоты и изящества. Обе карти-ны находятся в настоящее время в Пеши в до-ме мессера Джулио Турини ». К вящему со-жалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уни-кальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Бого-матерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic!), равным образом совпадает описание сохранности и технологических осо-бенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см.: Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вып. 7. М., 2003. С. 336-348).

Интервью Олега Германовича Ульянова Стране.Ru 15 декабря 2003 г. в связи с экспонированием в Риме в зале Бандьеры Квиринальского дворца (резиденции президента республики) шедевра из собрания Государственного Эрмитажа - картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», приуроченным к визиту президента Владимира Путина в Италию, см.: http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/ulyanov/

О новых открытиях при изучении знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» см.: http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=51&pos=-246

См. также статью О.Г. Ульянова о Леонардо «Миф искусства или искусство мифа»: http://religion.ng.ru/art/2004-01-21/7_freyd.html

Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html |

Анализ произведения изобразительного искусства

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Выполнил: Бурганиева Л.Ф.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452-1519 гг.)

Леонардо да Винчи - вероятно, самый универсальный гений во всей истории человечества.

Около 1464 года Пьеро да Винчи(отец Леонардо) со своей семьей переселился во Флоренцию, где Леонардо был отдан в обучение подмастерьем художника в мастерскую известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Вероккьо (Верроккио)

С 1462 по 1482 годы длился так называемый первый флорентийский период жизни и творчества Леонардо. В 1469 году во Флоренции к власти пришел Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Он покровительствовал поэтам и философам, сам писал стихи. При нем расцвела «Платоновская академия», в которой культивировалась ставшая модной платоническая и неоплатоническая философия.

В 1472 году Леонардо закончил обучение у Вероккио и был принят в цех флорентийских художников - членом Флорентийской Гильдии живописцев св. Луки. 1473 годом датирована первая работа Леонардо - набросок долины реки, видимой из ущелья. С одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. На рисунке стоит дата 5 августа 1473 и автограф Леонардо да Винчи. С 1475 по 1478 Леонардо пишет "Крещение Христа", "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Портрет Жиневры де Бенчи".

В 1478 Леонардо получил первый крупный заказ: написать запрестольный образ в капелле городской ратуши, Палаццо Веккио (алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории). Тогда уже Леонардо, как и позднее, производил подготовительные эксперименты с красками, делал многочисленные эскизы. В результате работа так и не была закончена, и в 1483 г. заказ был передан другому лицу. Сюжет картины неизвестен. С 1478-1482 Леонардо создает ряд шедевров: "Мадонну с цветком" ("Мадонну Бенуа"), "Мадонну Литта", "Святой Иероним", "Святой Себастьян".

В 1482 Взоры Леонардо-изобретателя, Леонардо-техника от медичейской Флоренции с ее культом Платона и утонченной искусственной литературой обратились к Милану. Он написал миланскому правителю Лодовико Моро письмо, в котором предложил ему свои услуги, в основном, в качестве военного инженера.

Первый миланский период жизни и творчества Леонардо относится к 1483-1499.Официально правителем Милана считался малолетний Джан Галеаццо Сфорца, но фактически правил его дядя, Лодовико Сфорца, по прозванию Моро. К его двору, как и ко двору Медичи, стекались поэты, гуманисты, ученые. Но характер ученой среды был несколько иной, чем во Флоренции. Здесь большим весом пользовались математические и естественные науки, в этом сказывалась близость Павийского университета

В 1483 году Леонардо да Винчи был приглашен ко двору Лодовико Сфорца и зачислен в коллегию герцогских инженеров. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». К этому периоду жизни Леонардо относятся картина "Мадонна в скалах" ("Мадонна в гроте"), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам».

1487-1490 годах Леонардо принял участие в конкурсе на постройку тамбура Миланского собора, но не получил ни одобрения представленной им модели, ни заказа на руководство постройкой. В 1490 г. конкурс был возобновлен, но Леонардо не участвовал в новом конкурсе.
В этот период Леонардо создает рисунки и заметки по строительной механике - по теории арок, куполов и сводов.

В 1487-1495 годах Леонардо проводит широкомасштабные анатомические исследования. В этот же период были написаны картины "Дама с горностаем", "Портрет музыканта", создана глиняная модель конной статуи Франческо Сфорца на городской площади, проект орошения Ломеллины - бесплодной местности около Милана.

В 1495-1498 годах Леонардо работал над фреской "Тайная вечеря". В 1496 году художником были созданы иллюстрации для книги Луки Пачоли «О божественной пропорции». Летом 1499 года французские войска вторглись в Миланскую область, и осенью город был взят, Моро бежал. В конце года Леонардо да Винчи и его друг Лука Пачоли покинули Милан и через Мантую направились в Венецию.

Второй флорентийский период жизни и творчества Леонардо относится к 1500-1506 годам. Во Флоренции за время отсутствия Леонардо произошли большие перемены. Лоренцо Медичи умер 8 апреля 1492 г. В том же году в Риме был избран новый папа, Александр VI Борджа. Два года спустя, в 1494 г., во Флоренции вспыхнуло восстание против тирании Пьеро Медичи, сына Лоренцо. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола . Александр VI отлучил Савонаролу от церкви, но тот отказался подчиниться и 23 мая 1498 г. мятежный монах был повешен, а затем сожжен.
Когда Леонардо вернулся во Флоренцию, у власти находились зажиточные семейства, противники как Медичи, так и Савонаролы. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини.

Летом 1502 – в марте 1503 годов Леонардо да Винчи в качестве архитектора и военного инженера поступает на службу к Чезаре Борджиа, сыну папы Александра VI, занятому в те годы покорением Романьи и прилегающих земель.

18 августа 1502 года Леонардо было поручено в качестве военного инженера осмотреть крепости и укрепления. В 1502-1503 годах Леонардо занимается исследованием городов Имола, Пьомбино, Сиена, Урбино, Чезаре, Римини, Чезена, Романья, Орвието и др. 18 августа 1503 года умер папа Александр VI и звезда Чезаре Борджиа стала быстро клониться к закату .

Осенью 1503 года Леонардо консультирует работы флорентийцев по отводу реки Арно от Пизы с целью лишить осажденный город воды. Мысли самого Леонардо были направлены на совсем другое: не отвести воду от непокорной Пизы, а урегулировать течение Арно на всем его протяжении.

В 1503-1505 годах Леонардо был занят подготовкой и работой над фреской "Битва в Анджарии (при Ангиари)", занимался изучением полета птиц, исследованием вопросов летательных конструкций, теории летания, парения в воздухе без взмахов крыльями с использованием силы ветра.

Второй миланский период Леонардо приходится на лето 1506- осень 1513. В 1506 году Милан находился в руках французов. Леонардо прибыл в Милан по приглашению французского наместника Шарля д"Амбуаза. В Милане Леонардо работал над проектом сада для Шарля д’Амбуаза. Около 1507 была закончена работа над картиной "Леда". В 1508-1512 годах художник работал над картинами "Святая Анна" и "Иоанн Креститель".

В 1509 году Леонардо занимался гидротехническими проектами. Максимилиан Сфорца, сын Лодовико Моро, с 20 000 швейцарцев взял Милан, изгнав французов. В 1513 году Леонардо уехал из Милана в Рим.

Римский период жизни Леонардо относится к 1513-1516 годам. В Риме в мае 1513 года на папский престол был избран под именем Льва Х сын Лоренцо Медичи, Джованни. Льву Х принадлежит изречение: «Будем наслаждаться папством, если бог его нам дал». Он окружил себя художниками и поэтами. Для него работали Рафаэль и Микеланджело, но к Леонардо папа относился с недоверием. Ближайшим покровителем Леонардо в Риме был брат папы, герцог Джулиано Медичи.

В 1514-1515 годах Леонардо создает свою знаменитую "Джоконду"
и "Автопортрет". Джулиано Медичи покинул Рим в начале 1515 г. В сентябре 1515, после битвы при Мариньяно французские войска вновь заняли Милан. Леонардо остался опять один, без поддержки. 17 марта 1516 г. Джулиано Медичи умер. К концу римского периода относится лаконичная запись, подводившая горестный итог: «li Medici creorono e destrussono - Медичи меня создали и разрушили».

В 1516 году по приглашению французского короля Франциска I Леонардо покинул Италию и переселился во Францию. Последний период жизни с 1516 по 1519 годы Леонардо провел во Франции в г. Амбуаз.

Художественная культура итальянского Ренессанса импонировала Франции того времени. Леонардо жил в Кло-Люсе (замок Сен-Клу), расположенном на южной окраине маленького городка Амбуаз на берегах Луары, неподалеку от королевского замка.

В 1516-1517 годах Леонардо создал проект нового дворца для короля, проект канала, соединяющего реки Луара и Сона. 2 мая 1519 Леонардо да Винчи умер.

Основные произведения: «Тайная вечеря» «Благовещение» «Джоконда», «Дама с горностаем», «Мадонна в скалах», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов», «Автопортрет», «Мадонна Лита».

Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения. Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Лита, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название-«Мадонна с младенцем». Современное название происходит от имени ее владельца –графа Лита, владельца картинной галереи в Милане.

Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив,- это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи.

2. Данные о произведении искусства

Традиционно считается,что картина была начата в 1480 году и переписана в 1495году.Однако некоторые считают, что картина была написана в начале 1500-х годах.Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506г. заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика и от папы Льва, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. Интрига с авторством давно разрешена.

«Мадонна Лита» (1490-1491) дерево, темпера 42х33,формат вертикальный

3.Описание сюжета

Это распространенный богословский сюжет,посвященный богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины - стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны освещена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

4.Описание композиции

Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий откуда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.

Мать любовно и бережно держит,обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней. Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Одухотворенный взгляд Богоматери сосредоточен на сыне, поскольку для нее он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами». «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигурка щегла на картине подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство- духовное кормление. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проникал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.

Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами. Мягкая лепка ее лица выигрывает от контрастного соседства с голубым небом, видимым в просвете окон. Чувство радости материнства в картине «Мадонна Литта» углубилось благодаря содержательности самого образа Марии - в нем нашел свое зрелое выражение тип леонардовской женской красоты. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка - кажется, что она улыбается своим грезам. Лицо ее нежное, неуловимое, пленящее своей красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатаком которого является Леонардо.

Младенц повернул к зрителю глаза, выписанные очень выразительно, а на его теле игра светотени достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной ее конкретности.

Разбирая на светлые и темные пятна картину, мы видим, что можно выделить 5 основных светлых пятен. Лицо девушки, фигура младенца, два окна,расположенных по верхним краям картины и синяя накидка на девушке. Все эти пятна создают движение внутри образа, как будто Дева с младенцем оживают и у них там есть жизнь, жизнь за гранью картины, но так же эти пятна делают построение своего рода, напоминающие перевернутый треугольник.

В то время как если смотреть на обычное построение в композиции картины можно заметить, что такого же рода треугольник получается, если строить его по фигуре девушки и ребенка. Это помогает нам зрительно поставить образ на месте, по середине картины. Пересечение треугольников дает прочную, устойчивую фигуру.

Благодаря этому можно выделить две основные фигуры, фигуры младенца и мадонны, а также две второстепенные, окна на заднем плане. Две первые фигуры довольно глубоко пересекаются, что несомненно дает ощущение единства, единство образа, неразделимость целого. Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка. Кажется, что их ничто не разделит. Два других образа, два окна, только подтверждают это, так как она как будто подпирают образ матери с двух сторон, давая ему еще больше устойчивости надежности, что еще более помогает в этих ощущениях помимо выше указанных треугольников.

Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»

5.Схемы композиции

Тоновое решение

Тепло-холодное решение

Геометрический центр композиции

Линии «золотого сечения»

Линейная организация картины

6. Картина находится в Эрмитаже в г.Санккт-Петербурге

Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Леонардо избирает чисто человеческие ситуации; детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы, используя высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем.

Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже, историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Подвергается сомнению авторство Леонардо, и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро(по крайней мере того, что касается одежды и интерьера; все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме - на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О.Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме. Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл. По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

Однако в отличие от более ранней «Мадонны Бенуа» в этом произведении перед зрителем - задумчивая и серьезная молодая женщина. У нее излюбленный художником тип красоты: высокий, чистый, почти безбровый по меде того времени лоб, чуть удлиненный нос, рот с приподнятыми леонардовской улыбкой уголками губ и рыжеватые волосы. Это образ идеально прекрасной женщины.

Отметим эмоциональную позу Марии, выражения нежности и удовольствия от созерцания ее младенца, сосущего грудь матери, обратив одновременно взгляд в сторону зрителя. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив,- это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи. Как всегда у Леонардо, он не бесстрастен, но все чувства спрятаны так глубоко, что не мешают ясной гармоничности образа. Они скрываются лишь в затаенной грусти выражения лица и в не то горькой, не то таинственной скользящей полуулыбке. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен.

На мадонне костюм флорентийской дамы. Платье с широким вырезом, плащ на цветной подкладке, сложно скрученный прозрачный шарф, прикрывающий прическу. От церковной традиционности в этом костюме сохранились только цвета: еще в ранних византийских иконах мадонна изображалась в пурпурной тунике, синем плаще-мафории. Голова ее обязательно была прикрыта. Леонардо не нарушает этих традиций, но обращается с ними с удивительной свободой и непосредственностью.

Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. Основное освещение идет не сзади, как было бы логичнее, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя тела и лица. Мадонна изображена таки образом, что вся ее фигура четко вырисовывается на темном фоне стены. Это делает фигуру особенно рельефной. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.

На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо ее, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуулыбка, которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художников, постепенно становясь все более подчеркнутой и горькой. Младенец, как и в «Мадонне Бенуа» несколько крупный, повернул к зрителю глаза, выписанные необычайно выразительно, а на его пухлом детском теле игра светотени как бы достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной ее конкретности. винчи мадонна фреска литта

Голубой, мечтательный горный пейзаж виден за окнами, из которых льется свет, открывая далекие горизонты прекрасного, но едва видного мира.

В доказательство того, что картина написана не самим Леонардо, а кем-то из его школы, часто ставят тот факт, что фон слишком прост и практически не содержит деталей, что не похоже на стиль самого Леонардо. Однако в противовес приводится довод, что такая простота фона сделана умышленно, дабы не отвлекать внимания от главной части картины: самой Мадонны и младенца, лишний раз подчёркивая тем самым всю глубину и одновременно красоту взаимоотношений мать-дитя.

Художник: Леонардо да Винчи


Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см

Краткая история создания

Описание и анализ

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Мадонна Литта»
Картина написана: 1490-1491 г.
Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца - герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

Рафаэль, пожалуй, самый популярный и широко ценимый художник Италии эпохи Возрождения , был человеком самых разнообразных талантов. Он сменил Браманте в должности архитектора собора Святого Петра, наблюдал за раскопками древнеримских древностей, исполнял монументальные фрески, блестящие религиозные композиции и портреты. Однако, лучше всего он известен как художник Мадонн, и его непревзойденная популярность в последующих поколениях создана в основном гармонией и красотой созданных им образов Богородицы. Он изображал Мадонну как небесное существо, которое в то же время состояло из плоти и крови. В картинах Рафаэля Мадонна представлена в самых разнообразных видах: на троне, парящей в небесах, на фоне природного ландшафта или во внутреннем интерьере, вдвоём с Младенцем Христом или в окружении святых.

Рафаэль. Мадонна с младенцем и святыми, ок. 1502

Дерево, масло. 34 х 29 см. Берлинская картинная галерея

Эта картина, близкая по духу к умиротворяющему искусству Перуджино , известна также под название Мадонны фон дер Роппа. Рафаэль представил здесь Богоматерь с благословляющим Младенцем Христом в окружении святых Иеронима и Франциска.

Рафаэль. Мадонна с младенцем и святыми. Ок. 1502

Рафаэль. Мадонна Солли, ок. 1502

Дерево, масло. 52 х 38 см. Берлинская картинная галерея

До приезда во Флоренцию, Рафаэль уже создавал небольшие молитвенные изображения Мадонны с младенцем, связанные с тогдашней популярностью различных версий картин Перуджино. Интересную серию этого типа можно увидеть в нескольких примерах 1502-1504, написанных на тему Мадонны с книгой. Это картины «Мадонна Солли» (сейчас в Берлине, ранее принадлежала англичанину Эдварду Солли), «Мадонна Нортона Саймона» (в Калифорнии) и «Мадонна Конестабиле» (в Санкт-Петербурге).

Рафаэль. Мадонна Солли, ок. 1502

На картине «Мадонна Солли» Дева Мария читает, а младенец Христос поворачивает голову в сторону её книги. В руках у него зяблик – прообраз его будущих Страстей, а Дева Мария читает пророчества о них.

Рафаэль. Мадонна Диоталлеви. Ок. 1504

Дерево, масло. 69 х 50 см. Музей Боде, Берлин

Эта Мадонна некогда находилась в коллекции Диоталлеви Римини. Одно время считалось, что её написал Перуджино, но затем авторство Рафаэля стало почти общепризнанном. Лишь искусствовед Адольфо Вентури полагает, что «Мадонна Диоталлеви» создана каким-то третьим, неизвестным мастером.

Дева Мария изображена здесь не во весь рост. Христос сидит у неё на коленях, а Иоанн Креститель стоит рядом.

Рафаэль. Мадонна Диоталлеви. Ок. 1503

В этой Мадонне Рафаэля еще сильны отголоски готической живописи. Они особенно заметны в чересчур маленькой голове Марии. Сидя у неё на коленях, Иисус благословляет младенца Иоанна Предтечу. Ландшафт чем-то напоминает искусство северных мастеров

Хотя композиция «Мадонны Диоталлеви» и типы её персонажей напоминают стиль Перуджино, её строгая простота и яркие цвета могут быть признаны характерными особенностями искусства Рафаэля.

Фон «Мадонны Диоталлеви» типичен для умбрийской школы: это отдалённые, едва различимые холмы, выписанные в нежном, ясном воздухе.

Рафаэль. Мадонна с младенцем. Ок. 1503

Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. Они оба вместе читают Часослов, который открыт по молитве девятого часа после рассвета – часа Благовещения, когда Дева узнала о том, что ей предстоит родить Мессию. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте. Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях.

Рафаэль. Мадонна с младенцем. Ок. 1503

Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» ­­– по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США).

Рафаэль. Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна. 1504-1505

Темпера и золото на дереве. 172 х 172 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Эта панель и люнет являются относительно ранней работой Рафаэля и известны также как Алтарь семейства Колонна. Он написан для монастыря святого Антония Падуанского в Перудже. Рафаэль начал эту картину, когда ему едва исполнилось 20 лет, как раз перед отъездом во Флоренцию (1504) и завершил ее в следующем году после возвращения в Перуджу.

Рафаэль. Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна. 1504-1505

Влияние учителя Рафаэля, Перуджино, можно увидеть в консервативной композиции. Тем не менее, Рафаэль сумел вложить в эту тесно расположенную группу широту и достоинство, которые он почерпнул из работ Фра Бартоломео во Флоренции. Особенно красив способ, которым фигуры заполняют изогнутую форму люнета. По бокам Богоматери и Христа располагаются младенец Иоанн Креститель, святые Петр, Екатерина, Сесилия (?) и Павел.

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504

Дерево, масло. 84 х 57 см. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция

«Мадонна Грандука» написана Рафаэлем в начале флорентийского периода творчества . Фигуры Богоматери и Младенца как бы появляются из темного фона (элемент, очевидно, заимствованный у Леонардо да Винчи). Они соединяются друг с другом чувством нежной любви, которое видно прежде всего в жесте ребенка: глядя в сторону зрителя, он прижимается к своей матери.

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1504

«Мадонна Грандука» – одно из самых прекрасных творений Рафаэля раннего периода. Трактовка образа Пресвятой Богородицы Рафаэлем была принята последующими поколениями в качестве такого же «эталона», как выработанная Микеланджело концепция Бога Отца. Такие картины, как «Мадонна Грандука», признаны поистине «классическими» в том смысле, что они служили бесчисленным поколениям стандартом совершенства, как прежде произведения Фидия и Праксителя.

Если мы сравним «Мадонну Грандука» Рафаэля с бесчисленными полотнами ту же тему его предшественников, то почувствуем, что все они были лишь поисками той совершенной простоты, которой Рафаэль наконец достиг. Создаётся впечатление, что образ Мадонны и Христа и не может быть иным, что он так и существовал от начала времен.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле (Мадонна с книгой). 1504

Темпера, холст, перенесено с дерева. Диаметр 17,9 см. Эрмитаж Санкт-Петербург

«Мадонна Конестабиле» – картина из серии Богоматери с книгой. К ней относятся также «Мадонна Солли», «Мадонна Нортона Саймона» и другие произведения Рафаэля.

Семейство графов Конестабиле из Перуджи в 1871 продало миниатюрную «Мадонну Конестабиле» русскому царю Александру II, который подарил её своей жене, царице Марии Александровне. Так картина попала в петербургский Эрмитаж.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле (Мадонна с книгой). 1504

Уже и до работы над «Мадонной Конестабиле» Рафаэлю приходилось сталкиваться с проблемой создания круглых композиций. На этой круглой картине он обеспечил подходящее размещение фигур путём совмещения вертикальной фигуры Мадонны и горизонтальных линий ландшафта.

При переносе «Мадонны Конестабиле» с дерева на холст в конце XIX века было обнаружено, что поначалу вместо книги в руках у Богоматери был плод граната, олицетворявший пролитую при крестном мученичестве кровь Христа.

Советские вожди, широко распродававшие художественные сокровища дореволюционных музеев за валюту, вывозили на торги в Европу и «Мадонну Конестабиле» Рафаэля. К счастью, покупателя на неё в тот момент не нашлось, и картина осталась в Эрмитаже.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с обрамлением). 1504

Роскошная рама «Мадонны Конестабиле», видимо, тоже была исполнена по эскизу Рафаэля.

Рафаэль. Мадонна с младенцем (Малая Мадонна Каупера). 1504-1505

Масло, дерево. 58 х 43 см. Национальная галерея искусств. Вашингтон

Малая Мадонна Каупера называется так, потому что она являлась меньшей из двух Мадонн Рафаэля принадлежавших английскому коллекционеру Лорду Кауперу. Эта картина была написана Рафаэлем в возрасте 22 лет. Она отражает не только сильное влияние его умбрийского учителя, Перуджино, но и его флорентийских соперников, Леонардо да Винчи и Микеланджело .

Рафаэль. Мадонна с младенцем (Малая Мадонна Каупера). 1504-1505

Малая Мадонна Каупера является более аналитическим вариантом однородной и внутренне прочной группы Мадонны Грандука. Влияние на Рафаэля Леонардо чувствуется здесь в широком, мягком ландшафте. Пейзаж Малой Мадонны Каупера включает в себя небольшую церковь с цилиндрическим куполом – возможно, намек на архитектуру Браманте. Не исключено, что это – францисканский монастырь Сан-Бернардино вблизи родного города Рафаэля, Урбино.

Рафаэль. Мадонна Террануова. Ок. 1505

Дерево, масло. Диаметр 86 см. Государственные музеи, Берлин

Совершенная форма круга была популярна в пятнадцатом и начале шестнадцатого веков как символ космической гармонии. Рафаэль использовал её в своей картине «Мадонна Террануова». Иисус Христос показан здесь с младенцем Иоанном Крестителем и ещё одним святым ребёнком с правой стороны. Треугольник, образованный Девой Марией и двумя стоящими мальчиками, характерен для Высокого Возрождения.

Рафаэль. Мадонна Террануова. Ок. 1505

На свитке, который держат Иисус и Иоанн Креститель написан латинский текст: «Вот Агнец Божий». Это – слова, произнесённые Иоанном во время Крещения Христа.

Рафаэль. Мадонна в зелени (Мадонна Бельведерская). 1506

Дерево, масло. 113 х 88 см. Музей истории искусств Вена

Картина «Мадонна в зелени», именуемая также «Мадонной в лугах» и «Мадонной Бельведерской», изображает апокрифическую встречу между младенцами Иисусом и Иоанном Крестителем. Рафаэль представляет здесь мальчика-Христа принимающим крест от Иоанна.

Рафаэль. Мадонна в зелени, 1506

Расположенные «закрученно» фигуры двух детей явно отражают образные методы Микеланджело. Пирамидальная структура группы действующих лиц «Мадонны в зелени» вызывает в памяти Леонардо да Винчи. Но в заимствованной у Леонардо объемной концепции Рафаэль придаёт свою характерную идиллическую безмятежность.

Рафаэль. Мадонна со щегленком. 1507

Дерево, масло. 107 х 77 см. Галерея Уффици, Флоренция

«Мадонна со щегленком» была написана Рафаэлем для своего друга, богатого купца Лоренцо Нази. Эта картина была серьезно повреждена после частичного обрушения дома Нази при обвале горы Сан-Джордже (1548). Впоследствии «Мадонна со щегленком» была восстановлена Ридольфо дель Гирландайо.

Младенец Христос любовно поглаживает щегленка, которого протягивает ему мальчик Иоанн Креститель. На первый взгляд в этом можно увидеть простую игру детей, однако нельзя забывать, что щегол в символике эпохи Возрождения был олицетворением Страстей (ибо эта птица кормится в терниях). Щегленок здесь – символ будущих Страстей Христовых, и лицо младенца Иисуса, принимающего от Иоанна птенца, очень серьезно.

Рафаэль. Мадонна со щеглёнком. 1507

Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет « », но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Пейзаж, с необычными для средиземноморской Италии островерхими крышами и высокими шпилями, отражают влияние фламандского искусства. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге».

По словам Вазари, Христос и Иоанн Креститель в картине «Мадонна со щегленком», «образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка».

Рафаэль. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Прекрасная Садовница). 1507

Дерево, масло. 122 х 80 см. Музей Лувр, Париж

Композиция «Прекрасной садовницы» является зеркальным отражением «Мадонны в зелени». Рафаэль не завершил эту картину, и она, по преданию, была закончена Ридольфо дель Гирландайо. Позже «Прекрасную садовницу» приобрел король Франции Франциск I. Эта картина известна в первую очередь гармонической и пропорциональной балансировкой поз фигур. Лицо Богородицы с «Прекрасной садовницы» служило моделью красоты для многих поколений художников.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Прекрасная Садовница). 1507

«Прекрасная садовница» – кульминация всех флорентийских мадонн Рафаэля.

Рафаэль. Мадонна Бриджуотера. Ок. 1507

Холст, масло, перенесено с панели. 81 х 57 см. Шотландская национальная галерея, Эдинбург

Технические исследования окрашенной поверхности «Мадонны Бриджуотера» во время реставрации показали, что на картине вначале был природный ландшафт. Его устранение и замена обстановкой темного интерьера позволило Рафаэлю сосредоточить внимание зрителя на двух центральных фигурах, с драматическим акцентом на контрасте света и тьмы.

Рафаэль. Мадонна Бриджуотера. Ок. 1507

Тело ребенка Иисуса в «Мадонне Бриджуотера» тщательно смоделировано для достижения прочного, объемного эффекта, который придаёт ему скульптурные качества. Скульптурная прочность и двойной «перекрут» младенца, вероятно, вдохновлены влиянием работы Микеланджело Тондо Таддеи.

Рафаэль. Мадонна Каниджани (Святое семейство Каниджани). 1507

Дерево, масло. 131 х 107 см. Старая пинакотека, Мюнхен

Название картины происходит от флорентийской семьи Каниджани, которая поначалу владела этой работой Рафаэля. Мадонна и Праведная Елизавета (мать Иоанна Предтечи) сидят на траве со своими детьми. Иосиф Обручник стоит над ними.

Рафаэль. Мадонна Каниджани (Святое семейство Каниджани). Версия после реставрации Юбера фон Зонненбурга

Пирамида, в которую идеально вписываются фигуры «Мадонны Каниджани», заимствована у Леонардо да Винчи, но взаимные чувства между участниками сцены, выраженные их взглядами и общим безмятежным настроением, придают композиции спокойный описательный характер. Поэтому общий тон картины довольно сильно отличается от напряженного и взволнованного искусства Леонардо.

В 1982 году немецкий реставратор Юбер фон Зонненбург предпринял восстановление «Мадонны Каниджани» и удалил искажающий синий слой краски, нанесённый в XVIII столетии в области неба. Теперь можно снова видеть оригинальную концепцию Рафаэля, с путти (ангелочками) слева и справа вверху.

Рафаэль. Мадонна под балдахином. 1507-1508

Холст, масло. 276 х 224 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Универсальность и неисчерпаемое разнообразие искусства Рафаэля позволяют ему переходить в своих картинах от простых форм к более монументальным и сложным, от спокойного настроения к мощной эмоциональности.

Примером его сложной и эмоциональной работы является «Мадонна под Балдахином». Её монументальная композиция заимствована отчасти из венецианской традиции, отчасти от Фра Бартоломео. Апсида церкви сильно напоминает крупные композиции великого венецианца Джованни Беллини, а влияние Фра Бартоломео проявляется в основном в монументальности и в позах фигур.

Рафаэль. Мадонна под балдахином. 1507-1508

Полукруглое расположение святых вокруг Мадонны и возбуждение летающих ангелов, которые держат завесу балдахина, дают ощущение свободной циркуляции воздуха. Все фигуры «Мадонны под балдахином» поставлены по-разному и выражают широкое разнообразие чувств. В будущем оно будет ещё ярче продемонстрировано в крупных описательных композициях Рафаэля, который он создаст для Ватикана.

Богородица сидит на троне под балдахином. Святые Петр и Бернард находятся слева от неё, а святой Августин , и, вероятно, святой Иаков Старший (Зеведеев) стоят справа.

Рафаэль. Святое семейство с агнцем. 1507

Дерево, масло. 29 х 21 см. Музей Прадо, Мадрид

Небольшая картина «Святое семейство с агнцем» предназначена для личного поклонения и относится к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, до того, как он отправился в Рим . Во Флоренции молодой художник стремился усвоить стиль таких мастеров, как Леонардо и ранний Микеланджело. Но миниатюрная тонкость и спокойствие «Святого семейства с агнцем» воскрешает в памяти период первоначального обучения Рафаэля в Умбрии у Перуджино. Здесь проявляется и его знакомство с нидерландской живописью, особенно явное в ландшафте.

Рафаэль. Святое семейство с агнцем. 1507

Есть несколько версий этой картины. Все они изображают Мадонну поддерживающей Христа, который сидит верхом на агнце – с фигурой старика Иосифа, господствующей над прочими. Данная версия, из музея Прадо (Мадрид), была позже помечена словами RAPHAEL URBINAS MDVII на декольте Богородицы. Искусствовед Педретти замечает, что версия «Святого семейства с агнцем», находящаяся в Вадуце, подписана 1504 годом, так что, видимо, именно её надо считать оригинальной.

Рафаэль. Большая Мадонна Каупера (Мадонна с Младенцем). 1508

Дерево, масло. 81 х 57 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Доминирование лирического и изящного начал над религиозным содержанием позволяет отнести эту картину (известный также как Мадонну Никколини – Каупера) к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, 1505-08. И в самом деле, она подписана и датирована 1508 годом – концом пребывания Рафаэля во Флоренции. Дата 1508 и монограмма художника "RV" размещены в вышивке платья Богородицы. Название «Мадонна Никколини – Каупера» происходит от имён двух бывших владельцев картины.

Объёмные, хорошо сформированные фигуры говорят о раннем влиянии на Рафаэля Микеланджело, а мягкое моделирование и использование светотени – о влиянии Леонардо да Винчи. Ещё яснее в этой Мадонне воздействие Фра Бартоломео.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Большая Мадонна Каупера). 1508

Композиция «Большой Мадонны Каупера» чрезвычайно проста. Вся сцена сводится к движению Младенца, который тянется рукой к Деве Марии, а глазами смотрит на зрителя, и жесту, с которым Мадонна держит руку у груди. Здесь впервые появляется чувство тревожного материнства, которое Рафаэль с ещё большей силой выразит в «Мадонне Темпи» (Старая Пинакотека, Мюнхен).

Рафаэль. Мадонна Темпи. 1508

Дерево, масло. 75 х 51 см. Старая Пинакотека, Мюнхен

Чувство материнской тревоги, усиленное тревожным предчувствием будущего, мощно выражено Рафаэлем в «Мадонне Темпи». Она глядит только на него, но сам Христос смотрит на зрителя и этим привлекает нас к этой интимной сцене.

Рафаэль. Мадонна Темпи. 1508

Две фигуры «Мадонны Темпи» задуманы как единая группа, которая определяет весь визуальный эффект сцены. Раздутая ветром мантия Мадонны создаёт эффект движения. Две противоречивые цели: потребность художника в формальной красоте, с одной стороны, и эмоциональн/pая правдивость фигур, с другой, достигаются в «Мадонне Темпи» демонстрацией чувства нежности матери к ребенку.

Название картины происходит от флорентийской фамилии Темпи, которой эта Мадонна первоначально принадлежала.

Рафаэль. Мадонна Эстергази (Мадонна с Младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем). Ок. 1508

Дерево, темпера, масло. 29 х 22 см. Будапешт

Рафаэль помещал своих возвышенных и прекрасных мадонн посреди идеализированных зеленых ландшафтов. Это хорошо демонстрирует удивительно утончённая небольшая панель «Мадонна Эстергази» (сейчас хранится в Будапеште). Она была написана в начале пребывания художника в Риме . Незавершённость этой работы раскрывает некоторые подробности процесса её создания. Идиллическая атмосфера пейзажа с римскими архитектурными мотивами дополняет гармонию фигур и цвета.

Рафаэль. Мадонна Эстергази (Мадонна с Младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем). Ок. 1508

Эта картина Рафаэля была подарена супруге императора Карла папой Климентом XI. Позже, возможно, в качестве подарка императрицы Марии Терезии, она перешла во владение князя Кауница, а от него, в XVIII веке, – в коллекцию князя Эстергази – отсюда название «Мадонна Эстергази». Многочисленные репродукции свидетельствуют о популярности этой картины. Подготовительный эскиз Рафаэля к ней хранится в коллекции Уффици.

Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна с Младенцем, алтарь Ансидеи), ок. 1505

Дерево, масло. 209,6 х 148,6 см. Национальная галерея, Лондон

Светлый пейзажный фон и высокий балдахин «Мадонны Ансидеи» отдалённо напоминают искусство Пьеро делла Франческа, но типы фигур психологически более сложны и структурно более объемны. Картина порождает чувства монументальности и гармонической пропорции, постоянные в позднейшем искусстве Рафаэля.

Алтарь Ансидеи имел и пределлу с тремя панелями. На них были изображены проповедь Иоанна Крестителя, сцена бракосочетания Богородицы и иллюстрация к легенде о спасении святым Николаем Чудотворцем жизней моряков.

Рафаэль. Святое семейство с безбородым Иосифом. 1506

Темпера на холсте, перенесено с дерева. 74 х 57 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Одна из версий Святого семейства, написанная Рафаэлем. Её особенность в том, что святой Иосиф, изображаемый обычно с бородой, здесь представлен безбородым. Есть предположение, что это – одна из двух упомянутых Вазари картин, которые были выполнены Рафаэлем в Урбино для Гвидобальдо да Монтефельтро.

Рафаэль. Святое семейство с безбородым Иосифом. 1506

Способ, каким изображен на этой картине Иосиф, – весьма характерный для портретов частных лиц и необычный для иконографий святых, – породил гипотезы, что в данном случае прототипом для Рафаэля послужил один из его современников. Более вероятно, однако, что художник вдохновлялся изображениями стариков, сделанными Леонардо да Винчи .

Рафаэль. Мадонна Колонна. Ок. 1508

Холст, масло. 77 х 56 см. Государственные музеи, Берлин

Картина Рафаэля «Мадонна Колонна» названа в честь римской княжеской фамилии, из числа которой вышло несколько пап. Написанная в 1508, в первый год пребывания Рафаэля в Риме , эта Мадонна исполнена в удивительно светлых тонах. Это наводит на мысль, что картина, возможно, не полностью завершена.

Рафаэль. Мадонна Колонна. Ок. 1508

Младенец Иисус отвлекает Деву Марию чтения. Он смотрит на зрителя, протянув руку к декольте Мадонны и явно желая, чтобы она его покормила. Закручивание фигур («torsion»), заимствованное у великих флорентийских мастеров, сильно отдаляет эту картину Рафаэля от самодовлеющего, статического мира его первого учителя, Перуджино.

Рафаэль. Мадонна Лорето (Мадонна с вуалью). 1509-1510

Дерево, масло. 120 х 90 см. Музей Конде, Шантийи, Франция

Это изображение Мадонны было передано римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо папой Юлием II. Картина с сильным позднейшим верхним слоем «исправлений» до 1979 связывалась с именем художника Пенни, но затем была признана несомненной работой Рафаэля.

Рафаэль. Мадонна Лорето. 1509-1510

«Мадонна Лорето» – одна из наиболее часто копировавшихся работ Рафаэля. Число известных копий с неё близко к 120. Название «Мадонна Лорето» происходит от одной – теперь утерянной – копии в римской базилике Санта Каза ди Лорето. Эта копия и считалась очень долго оригинальной картиной Рафаэля.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513-1514.

Холст, масло. 270 х 201 см. Галерея старых мастеров, Дрезден

На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Фигуры стоят на ложе из облаков, обрамленном тяжелыми занавесями, которые открыты в обе стороны. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Жест святого Сикста и взгляд святой Варвары направлены на верующих, которых Рафаэль предполагает расположенными за балюстрадой в нижней части картины. Папская тиара, лежащая наверху этой балюстрады, играет роль моста между реальным и живописным пространствами.

Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514

«Сикстинская мадонна», вероятно, предназначалась для украшения гробницы папы Юлия II . Святой Сикст был покровителем фамилии этого папы (делла Ровере), а святая Варвара и два крылатых «гения» в нижней части картины символизировали похоронную церемонию. Это полотно Рафаэля хранилось в монастыре Святого Сикста в Пьяченце, а затем было подарено его монахами королю саксонскому, Августу III. После капитуляции Германии во Второй мировой войне «Сикстинская мадонна» была перевезена в Москву, но позже возвращена в Дрезден.

Два крылатых путти с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, вероятно, являются самыми известными живописными ангелами. Им уже полтысячелетия. Их непрерывный успех, не ослабевший по сей день, объясняется, видимо, тем, что в этих фигурках Рафаэль соединил истинное христианское религиозное чувство с языческими и светскими мотивами, детское озорство с высоким искусством.

Ангелочки с «Сикстинской мадонны» многократно воспроизводились в разных вариациях на других живописных полотнах, в книгах, газетах и журналах.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы