Про деток, от рождения до школы

Анатомический художник Ванесса Руис рассказывает историю изображений человеческого тела, оживших благодаря этой визуальной науке, которая вдохновляет художников. Она считает: у анатомического искусства достаточно сил, чтобы выйти за пределы медицинских учебников.

Будучи любителем анатомии человека, я очень рада, что наши тела наконец оказались в центре внимания. Использование профилактической медицины, информирование пациентов, самомониторинг, вплоть до недавней мании непрерывного наблюдения за здоровьем. Всё это способствует формированию здорового взаимодействия с нашим организмом.

Вопреки акцентированию внимания на поддержании здоровья, общество почти ничего не знает об анатомии. Многие не знают расположения основных органов или даже их функции. Причина заключается в сложности анатомии человека; для её изучения требуется много времени.

Я потратила массу времени на заучивание сотен структур. Изучение анатомии невозможно без визуализаций. Потому что в конечном итоге именно медицинские иллюстрации будоражат наше любопытство при изучении анатомии, хотя вы можете и не помнить каждую систему. Глядя на них, мы видим справочник о себе.

Что происходит после окончания обучения? Эти прекрасные иллюстрации остаются в учебниках или приложениях, которые мы открываем при крайней необходимости. Остальное население сталкивается с медицинскими иллюстрациями, пробегая взглядом по стенам врачебных кабинетов.

С момента зарождения современной медицины медицинские иллюстрации, наряду с анатомией, главным образом существовали в рамках медицинского образования. Тем не менее, сейчас происходит нечто захватывающее. Художники выносят анатомию за пределы медицинского мира и «выбрасывают» её в общественные пространства. Последние девять лет я систематизировала произведения анатомического искусства и, будучи медицинским иллюстратором, делилась своим видением с другими.

Прежде чем я перейду к демонстрации анатомии в современном искусстве, важно понять влияние искусства на анатомию в прошлом.

Анатомия, по сути, является визуальной наукой, и впервые анатомы осознали это в эпоху Возрождения. Они надеялись, что художники помогут рассказать обществу об их открытиях. Это стремление объединить образование с развлечением вылилось в очень странные анатомические иллюстрации.

Анатомия была вовлечена в борьбу между наукой, искусством и культурой, которая продолжалась более пятисот лет. Представленные художниками тела были словно живые, будто показывали забавный анатомический стриптиз. Отделённые от тела конечности часто изобржались в натюрмортах. Некоторые иллюстрации даже ссылались на поп-культуру. Это Клара, известный носорог, путешествовавший по Европе в середине XVIII века, в те времена носорог был волнующей редкостью. Эта иллюстрация сопоставима с современной рекламой со знаменитостями.

Внедрение цвета привело к передаче новых глубин анатомии, сделав её завораживающей.

Однако в начале XX века идеальный баланс науки и искусства был нарушен из-за появления медицинских иллюстраторов. Они создали универсальные анатомические изображения - нечто ни живое, ни мёртвое, не подверженное влиянию художественной культуры. Акцентирование внимания на точности без излишеств пошло на пользу только медицинскому образованию. Именно на этом нам приходится обучаться по сей день.

Однако почему медицинские иллюстрации, как старые, так и современные, пленяют наше воображение? Все мы с рождения настроены на , а медицинские иллюстрации всё ещё являются искусством. Ничто не может вызвать более широкий спектр эмоций - от радости до полного отвращения, - чем человеческое тело. Сегодня художники вооружаются этими эмоциями, чтобы вынести анатомию за пределы медицинского мира и оживить её в максимально творческих произведениях искусства.

Идеальным примером является современный испанский художник Фернандо Висенте. Он использует анатомические иллюстрации мужского тела XIX века и окутывает их женской чувственностью. Женщины на иллюстрациях побуждают заглянуть под их поверхностную анатомию, которая вносит здоровую женственность. Ранее её не хватало в истории анатомических изображений.

Также искусство можно увидеть в восстановлении человеческого тела. Это рентген женщины, которая сломала лодыжку из-за несчастного случая на роликах. Чтобы запечатлеть свою травму, она наняла архитектора из Монреаля Федерико Карбаджала для создания скульптуры её повреждённой голени из проволоки. Обратите внимание на ярко-красные штифты в скульптуре. Именно они использовались для восстановления её лодыжки. Это медицинское снаряжение было по-новому представлено как искусство.

Многие интересуются, как я выбираю произведения искусства для онлайн-выставки или размещения в галерее. Для меня важен баланс техники и идеи, которая раздвигает границы анатомии как способа самопознания. Именно поэтому работы Майкла Риди поражают меня. Его серьёзные работы часто содержат элементы юмора. Например, взгляните на её лицо. Обратите внимание на красные пятна. Майкл изображает поглощающую непредсказуемость кожного заболевания в виде маниакальных мультяшных монстров, которые докучают и не поддаются контролю. На зеркальном рисунке он показывает полную анатомию и окружает её сиянием, делая похожей на конфету. Таким образом Майкл преуменьшает обыденное восприятие анатомии, в первую очередь ассоциирующееся с болезнями и смертью.

Возможно, следующая концепция не несёт глубокий смысл, но человеческая анатомия больше не ограничивается людьми. Вы в детстве мечтали, чтобы ваши игрушки ожили? Джейсон Фрини осуществляет эту мечту с помощью магического вскрытия игрушек.

Для кого-то это может показаться отвратительным по отношению к невинным детским игрушкам, однако Джон говорит об этих вскрытиях: «Я никогда не видел у детей страха при виде моих работ». Всегда изумление, удивление и желание исследовать. Боязнь анатомии и внутренностей не является врождённой.

Данное препарирование также касается политических и социальных объектов. В «Анатомии войны» Ноа Скалина мы видим пистолет, состоящий из человеческих органов. Но если присмотреться, вы увидите отсутствие сердца и мозга. Если продолжите всматриваться, то заметите, как глубокомысленно Ноа поместил задний проход на конце ствола оружия.

За следующим художником я слежу уже много лет, как он пробуждает в обществе восхищение анатомией. Молодой художник Дэнни Куирк рисует людей в процессе самовскрытия. Он пренебрегает правилами медицинской иллюстрации, добавляя драматизма за счёт светотени. Создаётся трёхмерная иллюзия, которая отлично выглядит нанесённой прямо на человеческую кожу. Дэнни создаёт видимость реального удаления человеческой кожи. Данный эффект - также напоминающий татуировки - можно легко преобразовать в медицинскую иллюстрацию. В данный момент Дэнни путешествует по миру и через рисунки на теле обучает людей анатомии. Я была в шоке, узнав, что его не взяли в проекты по созданию медицинских иллюстраций. Но он в полном порядке.

Технику изображения человеческого тела изучает художествнная анатомия. Без знания этой науки не может быть настоящего художника. Теме посвящено огромное количество научных трудов ведущих преподавателей художественных школ. Их наглядные пособия этих – шедевры гениальных художников. Сегодня существуют художественные студии, формирующие на основе данной науки собственные авторские программы техники рисунка, отражающие современные подходы к изображению человеческого тела. Среди них – наиболее популярная в этом направлении Московская студия «Матита»

Особенности обучения художественной анатомии

Преподаватели школы – известные художники, влюбленные в свое дело. Их оригинальная методика рассчитана на любого человека, желающего научиться технике рисунка:

  1. Они не просто своими произведениями украшают мир, но стремятся приобщить к искусству изображения красоты и гармонии человеческого тела людей любого возраста.
  2. Их студенты – целеустремленные начинающие художники.
  3. Изучается художественная анатомия нетрадиционными методами лекций.
  4. Она становится достоянием студентов капля за каплей, в процессе создания собственной картины.
  5. Теория и практика рисунка слиты воедино на всех этапах работы.

Вот почему столько благодарных отзывов звучит в адрес преподавателей. Студенты с головой уходят в творческий процесс. Они узнают все из уст квалифицированных единомышленников:

  1. Преподаватель тонко руководит техникой рисунка.
  2. На рабочем полотне зарождается новая жизнь, шедевр, создаваемый людьми, которые еще вчера не имели представления о технике штриховки.
  3. Суть данного курса научить рисовать любого человека, не имеющего первоначальных навыков.
  4. Это достигается при помощи усвоения авторской техники штриховки.

С нами можно научиться живописи

Уверенность преподавателей в том, что рисовать умеет каждый, гармонично переходит к подсознанию студентов. Выставочный зал школы является красноречивым свидетельством этого. Зайдите на сайт компании, где представлен целый мир работ высокой художественной ценности. Это не только профессиональные работы преподавателей. Это картины начинающих художников, которые сумели воплотить в рисунке собственные взгляды. Студия создала для этого все условия:

  1. Занятия проходят по гибкому расписанию. Оно удобно для учащихся и работающих.
  2. Творческая лаборатория начинающих художников оснащена всеми необходимыми атрибутами для создания рисунка.
  3. Начать обучение можно с пробного занятия, на котором поступающие осваивают предлагаемую методику.
  4. Идея автора способна увлечь без подготовительных этапов.

Случаев ухода после пробных работ не зафиксировано. На сайте можно увидеть готовые талантливые работы, выполненные на подготовительном занятии. Их исполнили не художники, а люди, пришедшие впервые, чтобы проверить свои силы.

Особенно высокую ценность имеет студия для детей, имеющих стремление к рисованию. Они способны увлечься творческим процессом и сделать его целью всей жизни. Сегодня занятость детей по-настоящему полезными увлечениями чрезвычайно актуальна. Она способна отвлечь малышей и подростков от бессодержательных и опасных игр, предлагаемых современной информационной техникой.

Студия дает детям и подросткам путеводную нить к развитию способностей, зарождению истинного таланта, раскрытию лучших черт характера, становлению творческой личности. Связаться со школой можно через сайт. Одного клика достаточно, чтобы перейти в гармоничный мир высокого творчества. Студия рада встрече с вами.

  • Рисунки художников-классиков Уважаемые пользователи, вы можете скачать графику некоторых художников в архивах rar. Большие изображения. Обновление в разделе «История графики».
  • vk.com/сайт. Представительство сайта «График» в контакте. В сообществе много обучающего видео для художников. Постоянно добавляются новые альбомы графиков-классиков.

Работы художников сайта «График».

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.

Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы.
Графика делится на две разновидности: печатная (эстамп) , предназначенная для тиражирования; и уникальная , подразумевающая создание произведений в единственном экземпляре.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Предлагаем вашему вниманию раздел: Библиотека для художников.
В «Библиотеке» вы можете скачать книги по искусству, анатомии, искусствоведению, уроки рисования и живописи для домашнего изучения.

А также 100 номеров журнала «Художественная галерея» в формате djvu.

Художник должен знать то, что он рисует, но рисовать то, что он видит.

Леонардо да Винчи

Представьте себе, что вы управляете пароходом, не имея представления о рельефе дна реки. Скорее всего вы посадите судно на мель.

Нечто похожее произойдет и с портретистом, не знающим анатомии человека. Он будет работать вслепую, передавая лишь выступы и впадины лица, головы, шеи вне связи с их внутренней конструкцией и наверняка «сядет на мель», допустив в рисунке серьезные ошибки, особенно если взялся за передачу мимики.

И. Е. Репин говорил: «Где наука не пришла на помощь искусству, там искусства нет, там есть только передняя искусства — ремесло». Творческий опыт известных мастеров изобразительного искусства убеждает, что время, затраченное на изучение анатомии, всегда возмещается сторицей.

Основа изучения пластической анатомии — наблюдение живой натуры. Необходимыми пособиями служат атласы, таблицы, учебные руководства, а также муляжи и гипсы, которые следует изображать в различных поворотах с натуры, а затем — по памяти. Огромную пользу приносит анатомический анализ живой модели: рисунок, сделанный с натуры, заполняется внутри контуров рисунком мышц и костей.

Сегодня мы продолжаем курс пластической анатомии человека, расскажем о мышцах головы и шеи.

МЫШЦЫ ГОЛОВЫ

Строение и функции мышц головы отличаются значительной сложностью. Они подразделяются на две основные группы: мышцы жевательные и мышцы мимические. Первые — крупные и сильные, вторые — тонкие и сравнительно слабые.

Поверхностно расположенных жевательных мышц две — височная и собственно жевательная. Височная мышца заполняет височную ямку. Она легко прощупывается под кожей. Ее сокращение хорошо видно во время жевательных движений. Будучи прикрепленной к венечному отростку нижнечелюстной кости, височная мышца при своем сокращении поднимает нижнечелюстную кость и закрывает рот.

Собственно жевательная мышца, как и височная, играет очень большую роль в пластической анатомии. Она идет от скуловой дуги и скуловой кости назад и вниз, прикрепляясь к нижнечелюстной кости в области ее угла. Эта мышца поднимает нижнечелюстную кость и смыкает зубы. При сокращении собственно жевательная мышца хорошо заметна под кожей и легко прощупывается.

Мимические мышцы приводят в движение кожу лица и всей головы, прежде всего содействуя закрыванию и открыванию глаз, рта, некоторому изменению просвета ноздрей.

Без мимических мышц лицо человека не смогло бы выражать самые разнообразные эмоции. В зависимости от расположения мимических мышц в верхней, средней и нижней частях лица их делят на три группы.

К первой относится прежде всего лобная мышца. Она идет в вертикальном направлении, от кожи в области бровей к так называемому сухожильному шлему, покрывающему крышу черепа. Сзади к этому шлему прикрепляется небольшая затылочная мышца. В общей сложности получается надчерепная мышца.

Сокращаясь, лобная мышца поднимает брови или смещает кожу головы, а вместе с ней и волосы, вперед и вниз. При этом сокращении на коже лба образуются складки. Если кожа тонка — их много и они мелкие. Если толста — складок образуется мало, но зато они глубокие.

Под лобной мышцей у внутреннего конца брови располагается мышца — сморщиватель брови (бровная мышца). Прикрепляясь к кости своим внутренним концом, а к коже брови наружным концом, эта мышца сближает брови образуя между ними вертикальные складки — одну, две и даже несколько.

Продолжением лобной мышцы на корень носа является пирамидальная мышца (мышца гордецов). Она сдвигает вниз концы бровей и образует между ними поперечные складки.

В области глазницы находится круговая мышца глаза, волокна которой имеют круговое направление. Эта мышца, сокращаясь, опускает брови и, кроме того, способствует закрыванию глаз.

Единственная мышца, смыкающая губы,— окружающая ротовое отверстие сильная круговая мышца рта. В зависимости от того, сокращается ли только наружная или только внутренняя часть круговой мышцы рта, губы выдвигаются вперед или же плотно смыкаются.

Идущие как бы по радиусам в большом количестве и во все стороны от ротового отверстия мышцы способствуют открыванию рта.

Скуловая мышца идет от скуловой дуги и вплетается в кожу угла рта. Она тянет угол рта назад и кверху.

Квадратная мышца верхней губы начинается от скуловой кости и вплетается в кожу носогубной складки. Один пучок этой мышцы начинается от нижнего края глазницы и, спускаясь почти вертикально, частично прикрепляется к крылу носа, а частично к верхней губе. При сокращении эта мышца поднимает верхнюю губу, расширяет ноздри и углубляет носогубную складку, отчего лицо приобретает плаксивое или недовольное выражение. Поэтому квадратную мышцу верхней губы иногда называют мышцей плача.

Носовая мышца делится на два пучка: поперечный (идущий поперек носа) и крыльный. Иногда они описываются как самостоятельные мышцы. Поперечный пучок носовой мышцы сжимает хрящевую часть носа, отчего на боковой поверхности носа образуются складки кожи. Кроме того, он поднимает крылья носа и расширяет ноздри. Крыльный пучок опускает крылья носа и суживает ноздри.

Треугольная мышца подбородка располагается по обе стороны подбородка ниже углов рта. Она тянет вниз конец носогубной складки и опускает угол рта, отчего на лице появляется выражение неудовольствия и презрения.

Квадратная мышца нижней губы, сокращаясь, опускает нижнюю губу, что придает лицу выражение отвращения.

Отдельные мимические мышцы могут действовать как самостоятельно, так и заодно с другими. Некоторые, например лобная мышца, сокращаются и своими отдельными пучками.

Мимическим мышцам мы обязаны тем, что наше лицо способно выражать радость и печаль, гордость и презрение, восторг и гнев, сложнейшие оттенки переживаний.

Сочетание мышечных сокращений бесконечно разнообразно. Так, при выражении вопроса, сомнения, недоверия, недоумения, усмешки, иронии можно наблюдать, что на одной половине лица действуют одни мышцы, а на другой — иные. Мимика тем разнообразней и богаче, чем эмоциональней человек.

Все мимические мышцы, как и относящиеся к так называемой скелетной мускулатуре, поддаются тренировке. Вам, наверное, приходилось видеть на сцене мимов — актеров, пользующихся исключительно мимикой (в пантомиме или балете). Мышцы, особенно крупные, можно настолько развить, что они будут сокращаться только своими отдельными частями.

К числу мышц, не являющихся мимическими, но участвующих в мимических движениях, принадлежит мышца — подниматель верхнего века. Она находится в глазнице и прикрепляется к верхнему веку, которое и поднимает.

У нижнего века аналогичной мышцы не существует — потому оно значительно менее подвижно, чем верхнее. Мышца — подниматель верхнего века и вековая часть круговой мышцы (находящаяся непосредственно под кожей, в области верхнего и нижнего века) действуют противоположно. Своими попеременными сокращениями обе мышцы производят мигательные движения, при которых передняя поверхность глазного яблока увлажняется слезой, что предупреждает его высыхание.

При сокращении скуловой мышцы, квадратной мышцы верхней губы и отчасти собачьей мышцы увеличивается носогубная борозда, идущая от крыла носа к углу рта.

Между нижней губой и подбородком находится поперечно идущая подбородочногубная борозда, а в области верхней губы, книзу от перегородки носа, проходит вертикальная плоская борозда, называемая фильтром. Форма этих борозд изменяется в зависимости от сокращения находящихся здесь мышц.

МЫШЦЫ ШЕИ

Для правильного изображения шеи необходимо учитывать расположение наиболее крупных поверхностно лежащих мышц, подъязычной кости и тех органов, которые находятся в средней части шеи.

Непосредственно под кожей располагается подкожная мышца шеи (рис. 2) . Она представляет собой тонкую мышечную пластинку и идет сверху вниз, в наружную сторону, по передней и отчасти по боковой поверхности шеи, отсутствуя только на ее узком переднем участке. Мышца поднимается несколько выше основания нижнечелюстной кости; опускаясь, она переходит через ключицу в область верхнего отдела грудной клетки. При сокращении подкожной мышцы часто можно видеть расположение ее пучков под кожей. Передний край мышцы образует на шее типичную складку, особенно заметную у пожилых людей, слегка оттягивающую вперед кожу шеи.

Рис. № 1. Мышцы головы и шеи спереди.

1 — лобная мышца; 2 — круговая мышца глаза; 3 — мышца гордецов; 4 — скуловая мышца; 5 — квадратная мышца верхней губы; 6 — круговая мышца рта; 7 — треугольная мышца; 8 — подкожная мышца шеи; 9 — мышца смеха; 10 — собачья мышца; 11 — собственно жевательная мышца; 12 — височная мышца.


Грудиноключичнососцевидная мышца (рис. 2) самое крупное образование мышечной системы в области шеи. Она начинается двумя головками от грудины и от ключицы, идет вверх и назад и прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости. Хорошо видна на всем своем протяжении. В нижнем отделе мышцы образуется малая надключичная ямка, в которой можно прощупать щель грудиноключичного сустава.

При сокращении мышцы справа голова наклоняется в ту же сторону, при сокращении слева — соответственно налево. Если мышца одновременно сокращается с обеих сторон, она способствует сгибанию шейного отдела позвоночного столба.

Прослеживая среднюю линию шеи сверху вниз, можно прощупать основание нижнечелюстной кости в области подбородка, подъязычную кость, щитовидный хрящ, перстневидный хрящ, перешеек щитовидной железы и, наконец, яремную вырезку грудины. Непосредственно над этой вырезкой находится яремная ямка, ограниченная справа и слева грудинными головками грудиноключичнососцевидных мышц.

Рис. № 2. Мышцы головы и шеи сбоку.

1 — височная мышца; 2 — грудиноключичнососцевидна я мышца; 3 — трапециевидная мышца; 4 — малая надключичная ямка; 4а — большая надключичная ямка; 5 — грудиноключичнососцевидная мышца (ее внутренняя головка, идущая от грудины и покрывающая наружную головку, начинающуюся от ключицы); 6 — подъязычная кость; 7 — двубрюшная мышца, переднее брюшко; 8 — треугольная мышца подбородка; 9 — круговая мышца рта; 10 — щечная мыш-ца; 11 — собственно жевательная мышца; 12 — скуловая мышца; 13 — квад-ратная мышца верхней губы; 14 — круговая мышца глаза; 15 — лобная мыш-ца; 16 — пирамидальная мышца; 17а — поперечный пучок носовой мышцы; 17б — крыльный пучок носовой мышцы.

К подъязычной кости прикрепляется целый ряд мышц, которые оттягивают ее как кверху, так и книзу. При глотании эта кость поднимается кверху, увлекая за собой хрящи гортани, в частности щитовидный хрящ, движения которого легко проследить.

Двубрюшная мышца, поднимающая подъязычную кость, начинается от нижнечелюстной кости и прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости. Имеет два брюшка — переднее и заднее, между которыми находится сухожилие, прикрепляющееся путем петли к подъязычной кости. Двубрюшная мышца способствует также опусканию нижней челюсти.

К нижней поверхности подъязычной кости прикрепляются мышцы, идущие от грудины, лопатки и щитовидного хряща. Эти мышцы оттягивают подъязычную кость книзу.

С наружной стороны грудиноключичнососцевидной мышцы, отчасти позади нее, находится большая надключичная ямка. Она ограничена сзади и с наружной стороны трапециевидной мышцей, а спереди и снизу — ключицей. В области этой ямки находится несколько мышц. С внутренней стороны к ней примыкают три лестничные мышцы, идущие от поперечных отростков шейных позвонков к первому и второму ребрам. Позади лестничных мышц расположена мышца — подниматель лопатки, которая идет от этих отростков к внутреннему углу лопатки.

Форма шеи отличается большим разнообразием: длинная, узкая и короткая, широкая.

При рисовании шеи нельзя оставить без внимания положение и форму щитовидного хряща, который выступает под кожей и хорошо прощупывается. Его выступ, так называемое гортанное возвышение, у разных людей выражен по-разному. У мужчин он более значителен, чем у женщин и детей.

По сторонам и несколько выше щитовидного хряща, спереди от грудиноключичнососцевидной мышцы, видно углубление — сонная ямка, в области которой иногда можно заметить пульсацию общей сонной артерии.

На рисунках 1 и 2 показаны наиболее значительные мышцы головы и шеи. Постарайтесь найти их на остальных рисунках.

Теперь, когда вы в общих чертах познакомились с расположением мышц головы и шеи, советуем самостоятельно углубиться в изучение этого важного раздела пластической анатомии. Помните, что успеха можно добиться лишь в том случае, если овладение теоретическими знаниями будет сочетаться с ежедневной серьезной практической работой — прежде всего рисованием человека с натуры. Лишь в этом случае вы будете изображать не только то, что видите, но и что знаете.

Журнал "Юный художник", №2, 1984

А.Ашарин

(А.Д.Алехин ряд статей писал под псевдонимом своей матери)

Лицо человека – очень непростая вещь. Особенно, это понимаешь, когда берешься его рисовать. Нередко в голове все эмоции, формы выглядят очень красиво, но стоит делу дойти до практики, и результат получается более, чем удручающий. Причина этому обычно – недостаток знаний. Эмоции человека, особенности лица и сложные ракурсы можно разобрать на несложные шаги и правила, которые помогут даже новичку понять, как именно добиться того или иного эффекта.

В этой статье мы ознакомим вас с базовыми знаниями в области лица для рисунка и разберём такие темы как изображение форм лица, базовых ракурсов, эмоций и этнические особенности. Если вам хочется научиться рисовать скетчи возмущенных, веселых или равнодушных людей и в транспорте и на улице – эти простые правила вам очень пригодятся. Мы попробуем ознакомить вас с тем, как правильно передать человеческие эмоции через мимику лица и напомнить, о каких тонкостях стоит помнить, когда рисуешь лицо человека.

1. Основы

Форма лица

Очень индивидуальная характеристика, которая, если не знать как к ней подступиться, может серьезно озадачить любого художника. В действительности же за этим замысловатым концептом стоят очень простые линии, которые лишь надо изучить повнимательнее. Например, на изображении внизу вы можете видеть основные формы лица.

  • Прямоугольное: длинное лицо, практически одинаковое по ширине как снизу, так и сверху.
  • В форме алмаза: узкий лоб и подбородок, самая широка часть – середина лица.
  • Квадратное: примерно одинаковое и по ширине, и по длине лицо с квадратным подбородком.
  • В форме сердца: лица с заостренным подбородком и пробором, повторяющим форму сердца.
  • Треугольное: острый подбородок и ровный пробор.
  • Овальное: форма лица, повторяет перевернутое яйцо, с узким подбородком и самой широкой частью в середине лица.
  • Круглое: примерно одинаковое по ширине и длине, с округлым подбородком.

Ракурсы

Для того, чтобы правильно передать динамику лица, а иногда даже какую-то эмоцию, необходимо поймать правильный ракурс. Это может казаться непростой работой, но если помнить о базовых принципах, то с небольшой практикой вас больше не будет пугать перспектива нарисовать человека, наблюдающего за птицами.

Профиль

Лицо можно вписать в квадрат и поделить на две равные части, где средина – ухо человека. Видимый глаз должен быть расположен очень близок к краю условного квадрата, а нос, рот и подбородок – слегка выходить за границу.

Для того, чтобы удачно изобразить этот ракурс, стоит помнить о трех вещах:

  • Размер: правая сторона лица выглядит больше, из-за того, что находится ближе к нам и занимает больше места. Левая сторона – дальше и поэтому всегда будет выглядеть меньше.
  • Перекрытие: нос находит на ту часть лица, которая находится дальше всего от нас.
  • Плоскости: в этом ракурсе мы видим и переднюю, и боковую часть лица

Взгляд вниз

Теперь попробуем разобраться с особенностями этого непростого ракурса.

  • Размер: из-за того, что верхняя часть головы находиться ближе к нам, она выглядит больше остального лица и занимает больше места.
  • Перекрытие: нос перекрывает дальние элементы головы, в данном случае губы и рот. Также брови слегка перекрывают веки.
  • Плоскости: из-за того, что мы смотрим на персонажа сверху, мы видим только верхнюю поверхность головы, носа и бровей.

Стоит помнить о том, что уши в таком ракурсе кажутся выше глаз.

Взгляд вверх

Очередь дошла и до ракурса со взглядом, направленным вверх.

  • Размер: теперь нижняя часть ближе к зрителю и кажется больше.
  • Перекрытие: нос снова перекрывает самые дальние части лица.
  • Плоскости: в этой перспективе мы видим нижнюю плоскость лица, а именно подбородок и ноздри
  • В этом ракурсе уши кажутся ниже глаз.

2. Эмоции и мимика

Эмоции, можно сказать, вдыхают жизнь в наши лица, и без них любой рисунок выглядит неинтересно. Но для того, чтобы изобразить их достаточно убедительно, нужно понять, как они выражаются у нас на лицах.

Известный психолог Пол Экман на протяжении многих лет исследовал человеческие эмоции и их физическое проявление у людей по всему свету. Он выделил шесть основных эмоций, которые являются едиными для всех культур, полов и рас. Более того, его команда для более детального понимания того, как эмоции выражаются у нас на лице, разбила эти базовые эмоции на движения мышц лица.

Для любого художника эти знания – бесценны. Разобравшись, каким образом эти эмоции задействуют глаза, нос, брови и рот, вы сможете изобразить любую эмоцию и контролировать ее интенсивность.

Удивление

Брови приподняты, глаза широко раскрыты, челюсть открыта, разделяет губы. Внутренний уголок бровей приподнят. Стоит помнить, что это не напряжённая эмоция: верхнее и нижнее веко расслаблено, рот просто раскрыт без особого напряжения. Это очень важно помнить, чтобы не перепутать удивление и страх.

Страх

Так же как и в удивлении – брови подняты вверх. Но в этом случае внутренний уголки бровей сводятся друг к другу, делая брови выгнутыми. Такой изгиб бровей создает небольшие морщинки между бровями. Опять же, глаза и рот широко раскрыты, только в случае со страхом, выражение лица намного напряжённое. Веки слегка приподняты, губы напряжены и изогнуты, с отведённой назад челюстью.

Отвращение

Самое важное в этом выражении – нос и рот. Верхняя губа приподнята, нижняя может находиться и в приподнятом, и в низком положении. Нос сморщен и создает морщинки вокруг рта. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин будет вокруг рта.

Злость

В злости брови опущены и сведены друг к другу. Не стоит путать это выражение со страхом, где брови сведены и приподняты. Лучшим способ показать на рисунке такое положение бровей – добавить морщины между бровями, без них будет сложно передать выражение достаточно реалистично. Глаза снова раскрыты, но с напряженным нижним веком. Ноздри вздернуты, рот напряжен, может быть закрыт или открыт со сведенными зубами.

Счастье

Счастье передается с помощью улыбки или смеха. Уголки рта растянуты и подняты вверх. Из-за этого щеки тоже приподнимаются, делая глаза меньше. В этой эмоции очень важно помнить, что около уголков глаз должны быть морщинки («гусиные лапки). Отсутствие морщинок от улыбки свидетельствует о том, что эмоция не совсем искренняя. Лишь эта небольшая деталь уже может преобразить ваш рисунок.

Грусть

Внутренние уголки бровей сведены друг к другу и приподняты. Внутренняя часть верхнего века стремится вверх, а нижнее века может казаться приподнятым. Уголки губ опущены, губы кажутся дрожащими.

Сумев использовать знания об этих базовых эмоциях вы очень быстро научитесь изображать любые эмоции и даже характер на человеческом лице. Освоив базу, вы с легкостью сможете смешивать эти эмоции, чтобы получить новые выражения. Например, вы можете использовать брови из страха и рот из радости, и получить жестокое выражение.

3. Этнические особенности

Для того, чтобы сделать свою работу еще более динамичной, реалистичной и интересной, нужно еще и уметь изображать этнические различия между людьми.

Наши уникальные внешние черты – то, что делает нас такими неповторимыми. У различных рас в результате адаптации внешним условиям, сложились различные внешние характеристики.

Давайте попробуем взглянуть на особенности каждой расы и понять то, как эти физические различия можно перенести на бумагу. Для простоты обращения мы условно поделим людей на несколько этнических групп, с ярко выраженными физическими отличиями.

Азиаты

Отличительной особенностью азиатского типа лица можно считать высокие скулы, маленький нос и узкий разрез глаз, с внешним углом выше внутреннего. Веки глаз и брови обычно слабо выражены. Форма лица обычно овальная или круглая. Волосы темные, прямые и жесткие. Кожа слегка с желтоватым оттенком. Губы средние по толщине.

Афро-американцы

Особенностью структуры лица афро-американцев можно считать их нос и губы. Нос обычно широкий, но не плоский и редко бывает острым или выпуклым. Для того, чтобы передать его верно, сначала нарисуйте перевернутый треугольник и три круга внизу. Это поможет сделать нос необходимой ширины. Губы очень полные и вздутые как у мужчин, так и у женщин. Стоит помнить, что текстура волос у афро-американцев обычно очень кудрявая. Волосы не всегда черные – они могут быть коричневыми, рыжими или даже пепельно-белыми. Цвет – все оттенки коричневого.

Европеоиды

Волосы, как правило, волнистые или прямые, самые различные по цветовой гамме. Кожа светлая, розоватая или оливковая. Нос выступающий, но не широкий, глаза расположены горизонтально со слабо развитым верхним веком. Губы тонкие.

Теперь, когда мы разобрались с основами анатомии человеческого лица, мы надеемся, что у вас получится наконец-то воплотить в реальность свою идею, начать лучше понимать, как работают эмоции, чем отличаются расы друг от друга, как правильно изобразить тот или иной ракурс и подобрать правильную форму лица.

Главное фото взято с сайта



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы