Пьеса была создана накануне отмены крепостного права. Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно. Главная героиня пьесы, Катерина, резко отличается от других действующих лиц этого сонного царства. «Идеальность» Катерины - не идеальность наивной души. Она уже приобрела опыт, принуждая себя жить с нелюбимым мужем, Тихоном, покоряясь злобной свекрови, Кабанихе, привыкает к брани Дикого, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам. Но в ней осталась тяга к красоте, к тому, что еще сохранила детские впечатления.
Неожиданное желание полететь, как птица, воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и воспоминания о юности - все это говорит о романтичности и одаренности Катерины, которая не находит отклика в скучной жизни с Тихоном, где над всеми страх, где всем людям - «гроза». Гроза в пьесе - понятие многозначное. Это и атмосферное явление, и душевный переворот, и страх, страх наказания, греха, людского суда. Грешная любовь Катерины к Борису, честному, доброму, порядочному, но слабовольному человеку, - путь к ее гибели, потому что в самодурных условиях жизни свободное чувство обречено на смерть.
Одаренная, цельная, очень впечатлительная Катерина не могла, как Варвара с Кудряшом, жить потаенной, воровской любовью, и поэтому она кается в своем «грехе». Она не побоялась людского суда, и это говорит о силе духа героини, а не только о слабости его. Катерину сражает не удар молнии.
Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, сама ищет освобождения от такой жизни. Для того, чтобы принять это решение, нужно мужество. Именно поэтому оставшийся «жить: да мучиться» Тихон завидует мертвой жене своей. Тихон впервые осмелился пойти против воли своей матери, он обвиняет ее в смерти жены. Это очень непрочная победа над страхом авторитета, но это уже начало той силы, которая разрушит царство покорности и слепого подчинения и безволия.
Стихийный вызов Катерины, внутренняя самостоятельность и независимость героини были расценены русским критиком Н. А. Добролюбовым как знак глубокого протеста, назревающего в стране, свидетельствующего о близком конце патриархального уклада России.
ГРОТЕСК - изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. «Сидят людей половины» из стихотворения В. Маяковского «Прозаседавшиеся».
главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, ...История создания драмы Островского «Гроза» Драму Островского «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего: таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана...Луч света в темном царстве в пьесах Островского Добролюбов отмечал, что в них звучит протест против самых основ существующего строя - деспотизма, лжи, угнетения человека. Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза». «Гроза», - писал Добролюбов в статье «Луч света в темном...Система счисления Система счисления - это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков цифр. Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. В непозиционных системах вес цифры т. е. тот вклад, который она вносит в значение числа не...
Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках
Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.
Герои "Грозы", в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.
Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.
Можно представить, что система образов драмы "Гроза" построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.
. Образы хозяев жизни - Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.
. Образы смирившихся под властью самодуров - Тихон и Борис(образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.
. Образы героев, выражающих протест против "темного царства" самодуров:
Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой - Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)
Кулигин - противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть "темного царства", пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен
Образ Катерины - как самый решительный протест против власти самодуров, "протест, доведенный до конца": отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей
. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность "темного царства": Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы
1. Образы хозяев жизни
Дикой Савел Прокофьич - богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.
Дикой - типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься", - объясняет Кабаниха поведение Дикого.
Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: "Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!" Но Дикого трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту.
Этот "жестокий ругатель" и "пронзительный мужик" не стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа "дармоед", "езуит", "аспид"
Пьеса, как известно, начинается с разговора о Диком, который "как с цепи сорвался", не может жить без ругани. Но тут же из слов Кудряша становится ясно, что не так уж страшен Дикой: мало парней "на мою стать, а то бы мы его озорничать - то отучили… Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался". Кудряш уверенно говорит: "я его и не боюсь, а пущай же он меня боится"; "нет, уж я перед ним рабствовать не стану".
Дикой хочет с первого раза оборвать всякую попытку требовать от него отчета. Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого. Отсюда и развивается в нем вечное недовольство и раздражительность. Он сам объясняет свое положение, когда говорит о том, как ему тяжело деньги выдавать. "Что ты мне прикажешь делать, когда у меня сердце такое! Ведь я уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека". Даже в сознании самого Дикого пробуждается некоторое размышление: он сознает, как он нелеп, и сваливает вину на то, что "сердце у него такое!"
Дикой только хочет больше, как можно больше прав для себя; когда же нужно признать их и за другими, он считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему. Даже когда он и знает, что уж непременно надо уступить, и уступит потом, а все-таки прежде постарается напакостить. "Я отдать - отдам, а обругаю!" И надо полагать, что чем значительнее выдача денег и чем настоятельнее необходимость её, тем сильнее ругается Дикой… Ясно что его никакие разумные убеждения не остановят до тех пор, пока с ними не соединится осязательная до него внешняя сила: Кулигина он ругает; а когда его самого однажды на перевозе гусар обругал, так он с гусаром не посмел связаться, а опять-таки выместил свою обиду дома: две недели прятались от него по чердакам и чуланам…
Такие отношения показывают, что положение Дикого и всех подобных ему самодуров далеко уж не так спокойно и твердо, как было некогда, во времена патриархальных нравов.
Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) - "богатая купчиха, вдова", свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.
Семья Кабановых соблюдает традиционный порядок жизни. Во главе семьи представительница старшего поколения. Кабаниха живет "как принято", как жили отцы и дети в старину. Патриархальная жизнь типична своей неподвижностью. Устами Кабанихи говорит весь многовековой домостроевский уклад.
У Кабановой твердая убежденность в том, что она обязана, в этом её долг - наставлять молодых для их же блага. Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды. Она говорит сыну и снохе: "Ведь от любви родители и строги - то к вам бывают, от любви вас и бранят - то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится". "Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать - то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете".
Кабанова очень серьёзно огорчатся будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения, что их сохраняют уже неохотно, только поневоле, и что при первой же возможности их бросят. Она уже и сама как-то потеряла часть своего рыцарского жара; уже не с прежней энергией заботится она о соблюдении старых обычаев, во многих случаях она уж махнула рукой, поникла перед невозможностью остановить поток и только с отчаянием смотрит, как он затопляет мало-помалу пестрые цветники её прихотливых суеверий. Кабанова только тем и утешается, что ещё как-нибудь, с её помощью, простоят старые порядки до её смерти; а там - пусть будет что угодно - она уже не увидит.
Провожая сына в дорогу, она замечает, что все делается не так, как нужно по её: сын ей в ноги не кланяется - надо этого именно потребовать от него, а сам не догадался; и жене своей он не "приказывает", как жить без него, да и не умеет приказывать, и при прощание не требует от неё земного поклона; и невестка, проводивши мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. По возможности Кабанова старается водворить порядок, но уже чувствует, что невозможно вести дело совершенно по старине. Зато проводы сына внушают ей такие грустные размышления: : "Молодость - то что значит! Смешно смотреть - то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего - то не знают, никакого порядка. Проститься - то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом - то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю - то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться - то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так - то вот старина - то и выводится. В другой дом и взойти - то не хочется. А и взойдешь - то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего."
Кабанихе нужно, чтобы всегда нерушимо сохранялись именно те порядки, которые она признает хорошими.
2. Смирившиеся под властью самодуров
Особняком от других действующих лиц трагедии стоит Борис. Островский отделяет его от них даже в ремарках, характеризующих героев: "Молодой человек, порядочно образованный" - и другая ремарка: "Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски".
Борис Григорьевич - племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Сам Борис говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…"
Борис - добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре слабый человек. Борис вынужден унижаться перед своим дядей ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Борис неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину. В несчастье он только мечется и плачет: "Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!" Но силы этой у Бориса нет, поэтому он не в облегчить страдания Катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой.
В Тихоне также есть как бы два человека. Особенно ясно это выступает во время последнего разговора его с Кулигиным, когда он рассказывает о том, что происходит в их семье.
"Уж что жена против меня сделала! Уж хуже нельзя…" - это говорит Тихон. Но это голос маменьки. И дальше продолжает с тех же маменькиных слов: "убить её за это мало. Вот маменька говорит, её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!"В следующих словах сам Тихон, человек недалекий, слабый и беспомощный, но любящий, добрый и душевный: "А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть -то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее". Человек с сердцем, Тихон понимает и страдания Бориса и сочувствует ему. Но в последний момент он спохватывается и подчиняется тому, что подсказывает ему неумолимая маменька.
Тихон - русский характер. В нем привлекает доброта и душевность. Но он слаб и подавлен семейным деспотизмом, искалечен и сломан им. Эта зыбкость его характера проявляется все время, вплоть до гибели Катерины. Под влиянием её гибели в Тихоне прорывается вспышка человечности. Он отбрасывает пошлые и жестокие сентенции, навязанные маменькой, и даже поднимает голос против неё.
3. Герои, выражающие протест против темного царства
Варвара - прямая противоположность Тихону. В ней есть и воля, и смелость. Но Варвара - дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, Варвара не решается открыто протестовать против них. Ее принцип - "Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было".
В Варваре ней есть тяга к воле. Её бегство из-под власти семейного деспотизма свидетельствует о том, что она не хочет жить под гнетом. В ней есть чувство справедливости, она видит жестокость матери и ничтожество брата.
Эта героиня легко приспосабливается к законам "темного царства", легко обманывает всех окружающих. Это сделалось для нее привычным. Варвара утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало".
Гораздо выше и нравственно проницательнее Варвары - Ваня Кудряш. В нем сильнее, чем в ком-либо из героев "Грозы", исключая, разумеется, Катерину, торжествует народное начало. Это песенная натура, одаренная и талантливая, разудалая и бесшабашная внешне, но добрая и чуткая в глубине. Но и Кудряш сживается с калиновскими нравами, его натура вольна, но подчас своевольна. Миру "отцов" Кудряш противостоит своей удалью, озорством, но не нравственной силой.
"Гроза" не только проникнута духом критики. Одна из главных её тем - одаренность русского человека, богатство заключенных в его личности талантов и возможностей.
Яркое воплощение этого - Кулигин (фамилия, как известно, намекает на близость этого персонажа к знаменитому механику-самоучке Кулибину).
Кулигин - талантливый самородок, мечтающий изобрести перпетуум-мобиле, чтобы дать работу бедным и облегчить их участь. "А то руки есть, а работать нечего".
"Механик, самоучка-механик", - как сам себя называет Кулигин, хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого. Здесь Кулигин сталкивается с упорной тупостью Дикого, просто не желающего расставаться со своими деньгами. Добролюбов писал в своей статье "Темное царство", о том, что "самодура легко "прекратить" силой рассудительно, просвещенного ума". "Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Дикому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громоотводов". Но все бесполезно. Можно только удивляться терпеливости, почтительности и упорству с которыми Кулигин пытается достучаться до Дикого
К Кулигину тянутся люди. Тихон Кабанов с полным доверием рассказывает ему о своих переживаниях, о том, как тяжело ему живется в доме матери. Кулигин ясно понимает все проблемы Тихона, дает ему советы простить жену и жить своим умом. "Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой"
В "темном царстве" Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.
Именно Кулигин бросает укор людям, погубившим Катерину. "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!"
4. Образ Катерины
Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность характера Катерины. Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, этот характер по преимуществу любящий, идеальный. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил.
Невыносим для Катерины собственный её суд над собою. Потрясены её внутренние, нравственные устои. Тут не просто "семейный обман". Произошла нравственная катастрофа, нарушены извечные в глазах Катерины моральные установления, и от этого, как от первородного греха, может вздрогнуть вселенная и все исказится и извратится в ней. Именно в таком вот, вселенском масштабе воспринимает Катерина грозу. В обывательском представлении её страдания и не трагедия вовсе: мало ли бывает случаев, когда жена встречается с другим в отсутствие мужа, тот возвращается и даже не догадывается о сопернике и т.д. Но Катерина не была бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у неё именно так все кончилось, и, как в фарсе или анекдоте, все было бы "шито-крыто". Так же, как не страшен для Катерины суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью.
Трагедия Катерины не столько в "разбитой любви", в "опостылевшей" жизни с нелюбимым мужем, с властной свекровью, сколько в той внутренней бесперспективности, когда обнаруживается невозможность найти себя в "новой морали" и будущее оказывается закрытым.
В личности Катерины мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни. Здесь уже не воображение, не наслышка, не искусственно возбужденный порыв являются нам, а жизненная необходимость натуры.
О своем характере Катерина сообщает Варе одну черту ещё из воспоминаний детства: "Такая уж я зародилась горячая! Я ещё лет шести была, не больше, - так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, - я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять…" Эта детская горячность сохранилась в Катерине. Взрослая, поставленная в необходимость терпеть обиды, находит в себе силу долго переносить их, без напрасных жалоб, полусопротивлений и всяких шумных выходок. Она терпит до тех пор, пока в ней не заговорит какой-нибудь интерес, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною.
Катерина с удивительною легкостью разрешает все трудности своего положения Вот её разговор с Варварой: "Варвара: Ты какая -то мудреная, бог с тобой! А по - моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. Катерина. Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится… Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии. Островский почувствовал, что не отвлеченные верования, а жизненные факты управляют человеком, что не образ мыслей, не принципы, а натура нужна для образования и проявления крепкого характера, и он умел создать такое лицо, которое служит представителем великой народной идеи. Её поступки находятся в гармонии с её натурой, они для неё естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия.
Катерина при первом предложении Варвары о свидании её с Борисом вскрикивает: "Нет, нет, не надо! Что ты, сохрани Господи: если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете!" это в ней говорит страсть; и уж видно, что как она себя не сдерживала, а страсть её выше всех её предрассудков и страхов. В этой страсти заключается для неё вся жизнь; вся сила её натуры. К Борису влечет её не одно то, что он ей нравится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных, окружающих её; к нему влечет и потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы.
Катерина ничего не боится, кроме лишения возможности видеть её избранного, говорить с ним, наслаждаться с ним этими летними ночами, этими новыми для неё чувствами. Приехал муж, и жизнь стала не в жизнь. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела; надо было опять воротиться к своей черствой, тоскливой жизни, - это ей показалось горче прежнего. Такое положение невыносимо было для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала, и конец был тот, что она не могла вытерпеть, - при всем народе, столпившемся в галерее странной церкви, покаялась во всем мужу.
Она решилась умереть, но её страшит мысль, что это грех, и она как бы старается доказать нам и себе, что её можно и простить, так как ей уж очень тяжело. Ей хотелось бы пользоваться жизнью и любовью; но она знает, что это преступление, и потому говорит в оправдание свое: "Что ж, уж все равно, уж душу свою я ведь погубила!" Нет в ней ни злобы, ни презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои, самовольно покидающие свет. Но не может она жить больше, не может, да и только; от полноты сердца говорит она: "Уж измучилась я…Долго ль мне ещё мучиться? Для чего мне теперь жить, - ну, для чего?...Опять жить?..Нет, нет, не надо…нехорошо. И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!..."
Обычно принято говорить, что Катерин одно из наиболее совершенных воплощений характера русской женщины. Облик Катерины обрисован бытовыми красками, овеян бытовым колоритом старой русской жизни. Она женщина необыкновенная по глубине и силе своей душевной жизни. "Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится,2 - говорит о ней Борис.
По характеру своему Катерина далека от религиозного смирения. Она воспитана волжским раздольем. У неё сильный характер, страстный темперамент, у не внутренняя независимость и тяга к воле, стихийное чувство справедливости.
5. Второстепенные образы. Образ грозы
Незначительные персонажи странниц и богомолок так же помогают создать нужный фон пьесе. Своими фантастическими небылицами они подчеркивают невежество и дремучесть обитателей "темного царства".
Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются ими как непреложные факты о мироздании. Странницу Феклушу можно назвать "идеологом" "темного царства". Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает "самодурам" держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее - благословенная Богом земля.
И ещё один персонаж - полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя - грех больший, чем самоубийство.
Заглавие пьесы обозначает не имя героини трагедии, а бурное проявление природы, её феномен. И это нельзя считать случайностью. Природа - важное действующее лицо пьесы.
Вот слова, которыми открывается она: " Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид". Это ремарка, обозначающая место действия. Но она сразу вводит мотив природы, необходимый для развития концепции трагедии. В ремарке - красота волжского пейзажа, ширь Волги.
Не все герои пьесы замечают красоту природы. Она недоступна пошлым и своекорыстным обывателям города Калинова - купцам и мещанам.
Дело не только в контрасте между прекрасной природой и несправедливой и жестокой жизнью людей. Природа входит и в их жизнь. Она освещает её, становится её участницей.
Реальная гроза становится символическим воплощением грозы, гремящей в душе Катерины, предвестием кары, которая грозит ей за её преступление. Гроза - это страшное смятение её души.
Иначе воспринимает грозу Кулигин. Для него гроза - мощное выражение красоты и могущества природы, гроза - благодать, осеняющая людей.
Но смысл названия пьесы можно истолковать ещё более широко и несколько иначе.
Гроза - это стихия любви Катерины к Борису, это сила и правда её бурного покаяния. Это как бы очистительная гроза, которая пронеслась над погрязшим и закосневшим в пороках городом. Городу нужна такая гроза.
Гроза, прогремевшая над городом Калиновым, - гроза освежающая и предвещающая кару, говорящая о том, что есть в русской жизни силы, способные оживить и обновить её.
Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес.
Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других представителей поколения молодого.
Рассмотрим подробнее характеристики основных действующих героев.
Действующие лица | Характеристика | Примеры из текста |
«Старшее» поколение. | ||
Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) | Богатая купеческая вдова, проникнутая староверческими убеждениями. «Всё под видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды, слепо во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи. Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы не соблюдаются - и потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье. «Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображать пристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главной причиной развала семьи. | Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 3, 5; Действие 2, явление 6; Действие 2, явление 7. |
Дикой Савел Прокофьевич | Купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань - вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости, чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость - неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику и племяннице. | Действие 1, явление 1 - разговор Кулигина с Кудряшом; Действие 1, явление 2 - разговор Дикого с Борисом; Действие 1, явление 3 - слова о нём Кудряша и Бориса; Действие 3, явление 2;Действие 3, явление 2. |
Молодое поколение. | ||
Катерина | Жена Тихона, не перечит мужу, относится к нему ласково. Первоначально в ней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу «греху». Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису. Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует свою гибель. «Горячая», бесстрашная с детства, она бросает вызов домостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная, полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом. Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому и признается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое не всякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут. | Действие 1, явление 6; Действие 1, явление 5; Действие 1, явление 7; Действие 2, явление 3, 8; Действие 4, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 3, сцена 2, явление 3; Действие 4, явление 6; Действие 5, явление 4, 6. |
Тихон Иванович Кабанов. | Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины. | Действие 1, явление 6; Действие 2, явление 4; Действие 2, явление 2, 3; Действие 5, явление 1; Действие 5, явление 7. |
Борис Григорьевич. | Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия. | Действие 1, явление 2; Действие 5, явление 1, 3. |
Варвара. | Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность. | Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 5, явление 1. |
Кудряш Ваня. | Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть. | Действие 1, явление 1; Действие 3, сцена 2, явление 2. |
Прочие герои. | ||
Кулигин. | Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу. | Действие 1, явление 4; Действие 1, явление 1; Действие 3, явление 3; Действие 1, явление 3; Действие 4, явление 2, 4. |
Феклуша | Странница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница. | Действие 1, явление 3; Действие 3, явление 1. |
I. Средства раскрытия характеров определяются литературным методом и жанром произведения.
II. Основные средства раскрытия характеров.
1. Портреты и характеристики персонажей:
Изобразительный портрет (детали);
Самохарактеристика;
2. Обстановка, интерьер.
3. Поступки.
4. Речь: индивидуальные признаки.
6. Пейзаж.
7. Сопоставление и противопоставление персонажей:
Двойники и антагонисты.
8. Внесценические персонажи, ремарки (в драме).
9. Приемы: контраст, гротеск, ирония, подтекст и т. д.
10. Средства художественной образности: сравнения, гиперболы, метафоры, эпитеты и т. д.
Система образов в драме А.Н.Островского "Гроза".
Развернутый план сочинения
I. Система образов драмы "Гроза" построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.
II. Система образов драмы "Гроза".
1. Образы хозяев жизни:
Купцы Дикой и Кабаниха:
а) носители идей старого уклада (домострой);
б) жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим;
в) идея близкой гибели старого уклада.
2. Образы смирившихся под властью самодуров:
Тихон и Борис (образы-двойники):
а) безволие, слабость характера;
б) отказ от открытого протеста;
в) любовь к Катерине не придает сил и решимости;
г) Борис образованнее Тихона;
д) после смерти Катерины Тихон решается на протест, Борис – нет.
3. Протестующие персонажи:
Варвара и Кудряш:
а) внешнее смирение, ложь и маскировка;
б) противостояние силе силой (Кудряш);
в) бегство как средство спасения от тирании.
Кулигин:
а) противопоставляет самодурству силу просвещения;
б) понимает разумом суть "темного царства";
в) пытается влиять силой убеждения;
4. Катерина:
а) самый решительный протест против власти самодуров ("протест, доведенный до конца");
б) отличие характера, воспитания, поведения от других персонажей (см. план "Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза").
5. Второстепенные образы:
Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины:
а) дополняют картину "темного царства".
III. Образная система драмы "Гроза" задает новые параметры купеческой тематике в пьесах Островского. "Это самое решительное произведение Островского " (Н.А.Добролюбов).
Система образов в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
Развернутый план сочинения
I. В основе образной системы романа – антагонизм социальных групп: дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов).
Образ Евгения Базарова как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.
II. Образная система романа.
1. Евгений Базаров:
Главный герой романа, центр образной системы;
Новый социальный тип;
Сильный характер, природный ум, трудолюбие;
Основные идейные постулаты нигилизма Базарова:
б) примат практики над умозрительностью, эксперимента над теорией;
в) отрицание искусства, эстетического значения природы;
г) критерий полезности каждого вида деятельности;
д) сведение понятия любви к физиологическому процессу;
е) люди - биологические индивидуумы, одинаковые, как и деревья в лесу.
2. Идейные противники Базарова:
1) Павел Петрович Кирсанов - главный антагонист:
Узость позиции;
Слабость аргументации;
Основные суждения - как такая же крайность, что и позиция Базарова;
2) Николай Петрович Кирсанов:
Стремление понять молодое поколение;
Искреннее желание внести коррективы в организацию жизни;
Возвышенная натура: любовь к искусству, природе,
Красоте чувств;
Опровергает теорию Базарова скорее интуитивно.
3. Мнимые союзники Базарова:
1) Аркадий Кирсанов:
Представитель молодого поколения;
Случайный попутчик Базарова, так как увлечен нигилизмом только как новомодной идеей;
Подчеркивает идею одиночества главного героя;
2) Ситников и Кукшина:
Образы-пародии на нигилистов;
Стремятся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям;
4. Женские образы:
1) Анна Сергеевна Одинцова:
Аристократка;
Необычный для Тургенева женский образ;
Красота и сила характера;
Стремление к покою;
Олицетворяет поражение Базарова в испытании любовью;
2) Катя, сестра Одинцовой:
Отражение характера сестры;
Избавляет Аркадия Кирсанова от идей Базарова;
3) Фенечка:
Образ трогательной женщины из народа;
Оттеняет отношения старших Кирсановых;
Служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича.
5. Родители Базарова:
Отражение противоречий между старым и молодым поколением;
В отношении к родителям проявляется различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.
6. Второстепенные образы:
1) Дуняша и Петр:
Слуги в имении Кирсановых;
Подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина;
Отражают разнообразные народные характеры;
2) образы мужиков, с которыми беседует Базаров:
Отражают демократизм героя;
Опровержение наивной веры героя в то, что он знает народ.
III. Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.
Система образов поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Развернутый план сочинения
I. Особенность образной системы поэмы Некрасова - полифония, отсутствие одного главного героя.
II. Собирательный образ народа в поэме.
1. Образы семи мужиков:
Все из деревень с "говорящими" названиями;
Выполняют композиционную роль (связывают части повествования);
Воплощают черты русского народа:
а) правдоискательство;
б) интерес к жизни и ее глобальным проблемам, решимость бросить все ради поиска истины.
2. Образы народных защитников:
Ермил Гирин - человек, руководствующийся нравственными законами;
Савелий - богатырь святорусский - олицетворяет силу, долготерпение, решительность русского народа: "Клейменый, да не раб";
Яким Нагой - обличитель существующих порядков: "А как работа кончена, глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин";
Староста Влас - мудрый человек, живущий по законам, предостерегающий крестьян от "игр" с барами.
3. Образы крестьян, изуродованных крепостным правом:
Старообрядка - воплощение невежества (предсказывает конец света оттого, что женщины стали носить красные кофты);
Дворовый - хвастается господской болезнью - подагрой;
Крестьяне помещика Утятина - воплощение рабского сознания (соглашаются играть комедию и притворяться крепостными, сами себя загоняя в неволю);
Яков Верный - примерный холоп - предпочитает выразить протест против барина самоубийством.
4. Собирательный образ русской женщины - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина:
а) трагичность участи русской женщины (надругательства родни мужа, участь солдатки, пожары и неурожаи, гибель детей, несправедливые обвинения);
б) красота и сила характера;
в) способность перенести все невзгоды и сохранить себя.
5. Образы угнетателей:
Поп - вспоминает о хорошей жизни от щедрот помещика;
Оболт-Оболдуев - помещик, закон которого - сила: "Кулак - моя полиция!",
Утятин и его наследники - помещики, на примере которых показано вырождение дворянства, разорение дворянских гнезд.
6. Образы демократической интеллигенции:
Павлуша Веретенников - собирает фольклор, пытается понять и запечатлеть народный образ;
Гриша Добросклонов:
а) народный заступник нового типа, посвящает свою жизнь служению народу: "Ему судьба готовила путь славный, имя доброе народного заступника, чахотку и Сибирь ";
б) является единственным по-настоящему счастливым персонажем поэмы: "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею ".
7. Символические образы:
Разбойник Кудеяр и помещик Глуховский:
а)проводится идея, что только кровь может смыть преступления, совершаемые помещиками в отношении народа; б) отражение этики народников и последующих поколений русских революционеров.
III. Именно система образов поэмы создает ее художественное своеобразие, позволяет судить о настроении русской интеллигенции и крестьянства в пореформенный период.
Средства раскрытия характеров в пьесе А.Н.Островского "Гроза"
Развернутый план сочинения
II. Средства создания характера героев в драме "Гроза".
1. Монологи, позволяющие узнать о прошлом героя: "Жила, точно птичка на воле", "работать не принуждала ", "До смерти я любила в церковь ходить ";
2. Самохарактеристика героев: "Такая я уж зародилась горячая!", "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой", "Обманывать-то я не умею"",
3. Характеристика персонажа другими: "Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем " (Кулигин о Кабанихе), "А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами ", "А зачем ты себя нарочно в сердце приводишь?" (Кабаниха о Диком);
Поэтический язык Катерины (монолог "Отчего люди не летают, как птицы?")",
Сочетание елейности и бранных слов в речи Кабанихи: "Ох, грех тяжкий!", "Что ты выскочила в глазах юлить-то!", "Экая важная птица!", "Да рехнулся ты, что ли?", "Дурак! Что с дураком говорить!"",
Городская речь Бориса: "Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион "...;
Научные слова, цитаты в речи Кулигина: "И в рубище почтенна добродетель!", "громовые отводы", "электричество ";
Повтор обращения "маменька" в речи Тихона.
5. Ремарки.
6. Метафоры, символы (образ грозы).
7. Второстепенные и внесценические персонажи (см. "Система образов").
III. Несмотря на скудность образных средств, предлагаемых драматическими жанрами, Островскому удается создать яркие и объемные характеры персонажей пьесы.
Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Тезисно-цитатный план сочинения
I. Ф.М.Достоевский - мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.
II. Средства создания образов.
1. Портрет:
Раскольников: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.... Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу ";
Сонечка Мармеладова: "Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. ...Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком ".
Лужин: "Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с острожною и брезгливою физиономией... Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он..."
2. Обстановка в городе подчеркивает душевное состояние главного героя:
- "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь... - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши ";
- " ...почему именно во всех больших городах человек... как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость ";
- "Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным ".
3. Интерьер: квартира Раскольникова и других героев - это следствие несправедливости жизни, так жить нельзя человеку:
Квартира Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желтыми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...";
Квартира Мармеладова: "Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху... Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней... Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате... но его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки... была приотворена".
4. Деталь приобретает символический смысл: желтый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Сонечки, в квартире Алены Ивановны (ассоциация: "желтый дом" - сумасшедший дом).
5. Характеристика героя другими персонажами:
Разумихин о Раскольникове: "...угрюм, мрачен, надменен и горд... мнителен и ипохондрик... Великодушен и добр... просто бесчувствен до бесчеловечия.. . точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются ".
6. Сны как отражение души героя и его состояния: первый сон - нежность и ранимость Раскольникова, обостренное чувство несправедливости; последний сон Раскольникова - фантастическое воплощение его теории - отражение борьбы человека и теории.
7. Персонажи-двойники: Лужин, Свидригайлов (см. "Система образов" с. 162).
8. Персонажи-антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович, Соня Мармеладова (см. "Система образов").
9. Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя перед убийством:
"бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно... и он пошел куда глаза глядят... начал всматриваться во все встречающиеся предметы... поминутно впадал в задумчивость... вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом... тотчас забывал, о чем сейчас думал и даже где проходил ".
10. Речь: "внутренний монолог Раскольникова является великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов" (М.М.Бахтин).
11. Символика цифр: три дня после убийства Раскольников в бреду, три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на девять лет каторги, выздоровление его происходит через два года, осталось семь лет, которые кажутся семью днями (семь дней божественного творения).
III. Ф.М.Достоевский достигает удивительной достоверности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стремления к гармонии.
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое содержание.
IV. Идейное содержимое.
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
V. Структура стихотворения.
1. Основные образы стихотворения.
2. Основные изобретательные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнения, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворения.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.
4. Стихотворный размер.
5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).
6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).
7. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).
План разбора лирического стихотворения.
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
3. Творческая история. (Выбор жанра. Поэтическая традиция. Цензура.)
4. Основная тема.
5. Смысл названия.
6. Лирический сюжет и его движение.
7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
8. Основные настроения, тональность стихотворения.
9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия,
11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
14. Музыка стихотворения.
15. Ритм, размер.
16. Рифмовка, характер рифм.
17. Лексика. Языковые выразительные средства.
18. Поэтический синтаксис.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
21. Отзывы критиков о стихотворении.
22. Звучание стихотворения в наши дни.
План разбора лирического стихотворения.
1. История создания лирического произведения.
2. Особенности жанра данного лирического произведения
3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблематики) лирического произведения, ее воплощение в художественной ткани произведения.
4. Особенности композиции лирического произведения
5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, наличие лирического сюжета, в основе которого изображение чувства, настроения, движения души).
6. Анализ художественно-выразительных средств, используемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.
7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворении; их идейно-художественное значение.
8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лирическом произведении; их идейно-художественная роль.
9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотворении, ее роль.
10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел автора.
11. Место и роль данного лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.
Анализ стихотворения
Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сю-жетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет, под-робные рассказы о его самодурстве по старым эсте-тическим нормам могли бы показаться липшими. Но и он, и другие внесюжетные персонажи (как Феклуша, например) были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины.
В системе образов Катерина противопоставлена прежде всего Кабановой и Дикому. Однако она противостоит всем остальным действующим лицам, остающимся лишь свидетелями трагедии, которая разыгрывается на их глазах.
Героиня пьесы, рвущаяся к людям, к свету, остается одинокой и непонятой. Никакой помощи и поддержки она ни от кого получить не может. Это относится даже к Кулигину, нарисованному Остров-ским с нескрываемой симпатией. Показательно, что Кулигин и Катерина ни разу не разговаривают друг с другом, не видно даже, что они знакомы. Их линии в сюжете нигде не пересекаются. Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изоли-рованность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.
Кулигин — типичный просветитель. Он пользуется любым случаем, чтобы немедленно просвещать всех, кто попадается ему на пути. Дикому он толкует об «общей пользе» и объясняет устройство громоотвода, городским обывателям рассказывает о благодетель-ности грозы, цитируя Ломоносова и Державина. Его иллюзии отчетливо проявляются в том, что он изобретает перпетуум-мобиле (вечный двигатель) — дело заведомо невозможное. На угрозы Дикого он отвечает: «Нечего делать, надо покоряться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю!» Но миллиона у него не будет никогда — это самообман. Таким же самообманом является пребывание в Ка-линове Бориса.
Что сказать о Борисе, да и о Тихоне? Как к ним относиться? Сами-то они страдают от «темного царст-ва» или живут в полном согласии с его законами? Способны ли они подняться до понимания всего ужаса своего положения? Материал с сайта
Трудность заключается в том, что в данном слу-чае однозначные ответы вряд ли возможны. Уни-женное положение Бориса, Тихона и других есть одновременно и их вина, и их беда. С одной стороны, они, конечно, являются жертвами «темно-го царства», которое изуродовало, искалечило их судьбы. Но, с другой стороны, они принимают власть сложившихся обстоятельств. Личностное начало раз-вито в них все еще недостаточно. Но очень важно, что оно растет. Кулигин на протяжении пьесы не изменяется: характер его дан уже сложившимся, образ его статичен.