Про деток, от рождения до школы

Русские народные сказки.

Цели урока: ознакомить детей с жанром русской народной сказки,

признаками этого жанра;развивать мышление, речь,

формировать умение передавать содержание произведения;

воспитывать интерес к народному творчеству,

русской словесности.

Оборудование: выставка книг со сборниками русских народных сказок,

иллюстрации к сказкам,карточки с пословицами,

видеокассета или диафильм с русской народной сказкой;

на доске названия русских народных сказок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей

На доске:

внекоторомцарствевнекотормгосударстве

жилибылидеддабаба

жилибылистариксостарухой

- Разделите строчки на слова.

- Что вы заметили?Какие предложения получились?

(Это слова из сказок. Это начало,зачин,разных сказок. )

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир

русских народных сказок.

    III.Актуализация знаний

1.Рассказ учителя.

Когда вы были маленькими,мама или бабушка, укладывая вас спать,

рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими

ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом.

Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям.

Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась

удачной,она запоминалась и передавалась «из уст в уста».

    Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось

2.Беседа.

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

Репка», «Колобок», «Курочка ряба», и другие. )

- Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои

мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.

В каждой народной сказке содержится мудрая мысль.

Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка ложь да вней...»

Продолжите пословицу. (Намёк добрым молодцам урок. )

IV. Изучение нового материала

- Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

(Перо Жар-птицы, печь, яблоко; Иван Царевич, Баба Яга,Колобок,Лиса,Волк,Петух и т.д. )

- Есть ли на обложке книги фамилия автора? (Нет.)

- Почему? (Это народные сказки, их автор неизвестен.)

- Откройте первую страницу. Что написано под названием сказки?

(В обработке А.Н. Толстого. В обработке А.Н. Афанасьева. В пересказе

А.Н. Толстого. В пересказе К.Д. Ушинского и е.д.)

-Что это значит?(Эту народную сказку пересказал для нас этот писатель.)

- Перелистайте страницы книги.(Дети рассматривают книги.)

- В вашей книге одна сказка или несколько?

- Книга, в которой собраны несколько сказок называется сборником сказок.

- Как нам найти сказку, которую мы будем читать вместе?

    (Надо открыть содержание.)

- Найдите в содержании книги сказку «Волк и Коза».

- Кто обработал эту сказку? (А.Н. Афанасьев.)

- Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора.

Девочки хором -слова козы, а мальчики - слова волка.

Волк и коза.

Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

А козлятки отвечают:

Волк ушел и спрятался. Вот приходит коза и стучится:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого наказала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери. Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Приходит коза. Сколько ни причитывала - никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу - а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

- Ох вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися - отворялися, злому волку доставалися?

Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:

- Эх, кума, кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем.

- Нет, кум, не до гулянья!

- Пойдем! - уговаривал волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев. Коза говорит волку:

- Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда да прыг к матери. И стали они жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать.

    Чему учит эта сказка? Какова её главная мысль? Подберите одну из пословиц на доске:

    Волков боятся- в лес не ходить.

    Как аукнется, так и откликнется.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Чем закончилась сказка? Как волк был наказан за своё коварство? Прочитайте.

    Прочитайте начало сказки.

    Часто начало сказки начинается словами «жили-были».

    Это одна из примет народных сказок-сказочный зачин.

    Прочитайте сказочную концовку-ещё одну примету русских народных сказок.

    Какие ещё приметы народных сказок вы заметили в тексте?(Старинные слова.)

    Приведите примеры.(Воротится,запрут,отопрут,бирюк-волк,брюхо, доставалися.)

    В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Например:давным-давно,

    видано-невидано. Найдите и вы в сказке «Волк и коза» такие слова.

    («Крепко-накрепко», «строго-настрого», «жить-поживать».)

    Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки вы читали дома.

    Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы,

    определять главную мысль сказки.

    V. Проверка домашнего задания

    На доске записаны названия русских народных сказок. Какие вы читали?

    Сегодня вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из

    народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку.

    Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется.

    VI. Физкульминутка.

    Выберите слова одного из сказочных героев и придумайте движения.

    VII. Литературная игра.

    1.Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную

    игру. Игрок,получивший за ответы большее количество баллов,- победитель.

    Первый тур

    Угадай, из какой сказки этот предмет: репа, кувшин и тарелка, яичко, печка, стрела, гусли, яблоко, перо птицы. («Репка» «Лиса и журавль» «Гуси-лебеди» «Курочка Ряба»

    «Царевна лягушка» «Кот,петух и лиса» «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    «Сивка-бурка»)

    Второй тур

    Кому принадлежат эти слова из сказки?

    «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано».(Корова - Хаврошечка).

    «Тепло ли тебе, девица,тепло ли тебе красная».(Морозко)

    «Не пей,братец,козлёночком станешь».(Алёнушка)

    «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано,видом не видано,а нынче русский дух сам пришёл».(Баба Яга)

    «Сивка-бурка,вещий каурка,стань передо мной,как лист перед травой».(Иван-дурак)

    «Как выскочу,как выпрыгну,пойдут клочки по закоулочкам».(Лиса)

    «Несёт меня лиса за тёмные леса,за быстрые реки,за высокие горы».(Петушок)

    «Козлятушки,ребятушки,отворитеся,отопритеся,ваша мать пришла,молока принесла»

    (Коза или волк)

    «Вижу-вижу! Не садись на пенёк,не ешь пирожок. Неси бабушке,неси дедушке».(Маша)

    «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве,в тридесятом государстве».(Царевна-лягушка)

    Третий тур

    Разгадывание кроссворда.

    1.Героиня сказки,которая украла петуха.

    2.Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

    3.Главный герой сказки «По щучьему велению».

    4.Непоседа,который укатился от бабушки и дедушки.

    5.Имя девочки из сказки «Три медведя».

    6.Вставь имя героя в название сказки: «....... - ясный сокол».

    7.Как звали девочку,чей братик превратился в козлёночка.

    8.Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку.

    9.Героиня сказки «Бурёнушка».

    Четвёртый тур

    Назовите сказки, в которых главным героем была лиса.

    VIII. Награждение победителей

    IX. Итог урока

    Какие сказки мы читали сегодня на уроке?

    Какие признаки русских народных сказок вы знаете?

Психологи не перестают утверждать, чтение сказок положительно влияет на развитие ребенка. Сказка на ночь – это внимание и любовь родителей, которые трудно переоценить. Это поучительная история, которая закладывает в подсознание мораль. Это развитие фантазии, помогающее крохе в будущем. Сейчас можно читать сказки онлайн с планшета или телефона, удобных приложений. Можно рассказывать малышу истории из красочных книг или включать аудиосказки. Но какой способ даст больше пользы ребенку?

Читаем сказки правильно

Психологи уверяют, что если родители будут начитывать книгу без выражения, не вкладывая в текст свою любовь, эффект от этого будет не так хорош. Важно не просто озвучивать предложения, написанные на страницах или мониторе планшета. Стоит проживать историю вместе с героем. Своим голосом вы можете помочь ребенку пережить удивление, радость, разочарование.

Читайте выразительно, делайте паузы, озвучивайте диалоги с разной интонацией.

Уделяйте на чтение достаточное время. Ребенок ныряет в сказочный мир, не оставляйте его там одного. Но и не перегружайте кроху большим количеством информации. Три сказки на ночь малышу будет тяжело «переварить».

Ребенку до трех лет читают сказки не более десяти минут. Ребенку постарше от 15 до 30 минут.

Не обязательно читать сказку перед сном. Вы можете делать это днем, если ребенок находится не в активном состоянии и из него не плещет энергия. Важно, чтобы малыш хорошо воспринимал информацию, не было слишком уставшим. Взять с собой планшет можно в поликлинику, метро, в парк или поезд. Вместо игр на телефоне, вы можете закачать приложение и знакомить малыша с прекрасным.

Читайте сказку в любое удобное время и в любом удобном месте.

Психологи советуют превратить ритуал чтения на одно из самых любимых занятий ребенка. Для этого родителям нужно постараться. Выбирать сказки следует по возрасту, они должны быть интересными, яркими. Читать их стоит, вкладывая любовь. Тогда же данный ритуал можно использовать в воспитательных целях, если ребенок провинился. Специалисты настоятельно рекомендуют не наказывать малыша криками, унижениями, стоянием в углу. Вместо этого следует коротко побеседовать с ребенком, описать свои чувства, попросить не повторять больше плохое поведение. Как наказание, можно перестать читать сказки с картинками в течение недели.

Сказки могут стать помощником в воспитании ребенка.

Выбирайте правильно книги для ребенка. Истории должны быть интересными и поучительными. Следите за реакцией малыша. Обязательно обговорите после прочтение то, что ваше чадо поняло из прочитанного. Обговорите поведение, представьте себя на месте героев, спросите, как бы на их месте поступил ребенок.

Добрых ночей вам и вашему ребенку!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Разделы: Начальная школа

Традиционно книга для чтения начинается с изучения фольклора – народного творчества. Одним из жанров фольклора является сказка.

Как никакие другие, русские волшебные сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках литературного чтения, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию ее нравственно-эстетического содержания.

Идея комплексного подхода к изучению волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста.

Между тем открытия, сделанные фольклористикой в области народной волшебной сказки могут и должны найти применение в методике. С их помощью можно создать целостную систему обучения детей умению читать волшебные сказки: разработать блоки упражнений, вопросов, заданий и игр по изучению этого жанра с точки зрения особенностей его системы образов, сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств языка. Продумать методику знакомства младших школьников с историческими корнями волшебной сказки и работу по изучению истоков волшебных сказочных сюжетов и образов и др.

Целостный анализ волшебных сказок позволяет рассматривать все нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения и тем самым способствует более высокому уровню понимания его идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств.

Система образов волшебной сказки

Работа над системой образов волшебной сказки на начальном этапе обучения, как правило, ограничивается анализом системы персонажей, однако со временем должна по возможности включать и анализ образов других масштабов – от образов-деталей до образа сказочного мира в целом.

Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:

определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);

обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;

определение специфики волшебной сказки через особенности ее системы образов.

При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Разобраться в пестром чудесном мире волшебной сказки ребенку поможет типология сказочных персонажей, созданная В.Я. Проппом . Как известно, ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям:

  • вредитель (антагонист),
  • даритель,
  • чудесный помощник,
  • похищенный герой (искомый предмет),
  • отправитель,
  • герой,
  • ложный герой.

Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности. В этом поможет “Картотека сказочных персонажей”, разработанная на основе теории В.Я. Проппа.

Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут. Для этого целесообразно составить еще одну вспомогательную картотеку – “Картотеку волшебных предметов”.

Знакомство младших школьников с системой персонажей волшебной сказки осуществлялось на уроках чтения сказок “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” и “Крошечка-Хаврошечка”.

В ходе анализа образов первой сказки важно провести сравнение действующих лиц – братьев и Ивана-царевича – и на основе сопоставления их характеров и поведения подвести детей к выводу о типах этих героев. Раскрывая особенности характера каждого из героев, дети отметили, что Иван-царевич не боялся трудностей, был смелым, храбрым, настойчивым, любил отца и слушался его и потому его можно назвать “настоящим героем”. Братья же завистливы, хитры, жестоки, коварны, убили Ивана, чтобы завладеть Жар-птицей и Еленой Прекрасной, следовательно, они – “ложные герои”.

При анализе образа волка дети выдели такие его качества, как умение предсказывать будущее, способность превращаться, оживлять героев, что позволило назвать его “чудесным помощником”. Аналогично проходила работа над определением функций “волшебных предметов”, а также других персонажей сказки.

Следующим этапом работы над системой персонажей стало обобщение их характеристик и установление взаимосвязей между образами, в результате чего создалось целостное представление о действующих лицах произведения, причем представление более высокого уровня и качественно иное, чем на первом этапе, – представление о системе образов именно как о системе.

Изучение системы образов продолжалось при домашнем чтении, где учащиеся, анализируя прочитанные дома русские волшебные сказки, находили “чудесных помощников” и “вредителей”, “дарителей” и “волшебные предметы”. В ходе эвристической беседы сделан вывод о том, что ни один персонаж сказки не является случайным, все герои играют собственную роль (“функцию”) в сказочном повествовании.

Сюжетная организация волшебных сказок

При изучении сюжетной организации волшебных сказок необходимо опираться на сюжетную классификацию сказок, предложенную В.Я. Проппом и обусловленную его теорией функции действующих лиц (сказки о чудесных противниках, сказки о чудесной задаче, сказки о чудесном помощнике, сказки о чудесном предмете, сказки о чудесной силе и умении). Используя эту сюжетную классификацию, учитель может проводить работу над содержанием конкретной сказки более целенаправленно, подчеркивая и выделяя главное, что составляет ее сюжет.

Предлагаемая ниже методика изучения сюжета волшебной сказки опирается на труды А.Н. Веселовского, Н.М. Ведерниковой и В.Я. Проппа . Автор попытался совместить здесь представление о сюжете как комплексе мотивов, между которыми усматривается причинно-следственная связь (А.Н. Веселовский, Н.М. Ведерникова), и представление о сюжете как “соединении функций”, действий персонажей (В.Я. Пропп).

Работа по изучению сюжета состоит из нескольких этапов:

  • уяснение основных мотивов сюжета, обнаружение причинно-следственных связей между ними;
  • определение отдельных функций – действий персонажей, характерных для целого ряда волшебных сказок;
  • выделение так называемых “сюжетных вех” , или элементов сюжета (завязки, развития действия, переломного момента, кульминации, развязки);
  • соотнесение каждого элемента сюжета с характерами действиями и поступками героев.

Структура сказок

Начальное благополучие. Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой (например, солдат) просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения. Описывая эпизод безмятежной жизни, предшествующий дальнейшим событиям, сказка дает понять, что это спокойствие очень зыбко и может нарушиться в любой момент.

Временная отлучка. Смысл ее состоит в том, что разлучаются старшие и младшие, сильные и беззащитные. Один из членов семьи отлучается из дома.

1) Отлучиться может лицо старшего поколения. Родители уходят на работу “Надо было князю ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках”. Уезжает он (купец) как- то в чужие страны. Обычные формы отлучки: на работу, в лес, торговать, на войну, по делам.

2) Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей.

3) Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут или едут в гости, рыбу ловить, гулять, за ягодами.

Запреты. Они всегда исходят от взрослых, и какое-то время дети их терпеливо соблюдают. “В этот чулан не моги заглядывать”. “Береги братца, не ходи со двора”. “Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи”. “Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема” и пр. Тем не менее, запрет в фольклоре всегда нарушается, иначе не было бы сюжета. В этом состоит функция запрета, поскольку за его нарушение следует беда.

Запрет нарушается. “Царевны идут в сад, они опаздывают домой”. В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо вредителем. Его роль - нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и черт, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т. д. Он пришел, подкрался, прилетел и пр., и начинает действовать.

Герой отправляется из дома. Начинается сказка с беды или с утраты. Герою приходится искать выход из создавшегося положения. Этот момент - самый напряженный, самый острый для героя в ходе действия. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели. Он идет “куда глаза глядят”. Сказка как бы подчеркивает неопределенность направления и времени, в котором совершается действие. “Оно не может быть исчисляемо и никогда не исчисляется реальными сроками дней, недель, лет”.

Встреча с дарителем. Обычно оно случайно встречено в лесу, на дороге и т.д. От него герой - получает некоторое средство (обычно волшебное), которое позволяет впоследствии ликвидировать беду. Но прежде, чем происходит получение волшебного средства, герой подвергается некоторым различным действиям, испытаниям.

Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготавливается к получению волшебного средства или помощника. Яга задает девушке домашние работы. Лесные богатыри предлагают герою три года служить. Яблоня, река, печь предлагают очень простую пищу. Умирающий или умерший просит оказать услугу. Эта форма иногда также принимает характер испытания. Корова просит: “Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водой их поливай”.

Испытание, награждение, наказание “ложного героя”. Перед награждением герой “иногда предварительно подвергается испытанию”, которое в основном заключается в том, что герой проявляет “свое основное качество - бескорыстие. Он действует не для себя, не в свою пользу и не от своего имени. Он всегда кого-то освобождает, выручает”. Тем самым он “выслуживает” себе волшебное средство. Важно отметить, что “герой не знает, что его испытывают”, но знает об этом читатель, который наверняка уже усвоил неписаное правило народной сказки: “каждая даже мелкая встреча в жизни может рассматриваться как испытание”, пройдя которое, человек щедро вознаграждается.

Волшебные помощники. Таковыми являются: животные, вещи, баба-яга и другие. “Герой получает в руки волшебное средство или волшебного помощника и при его помощи достигает всех своих целей”; при этом, подчеркивает В.Я. Пропп, он “достигает успехов без всякого усилия”. За героя все выполняет помощник, который оказывается всемогущим, всезнающим или вещим. Герой иногда портит дело. Он часто не слушается советов своих помощников, нарушает их запреты и тем вносит в ход действий новые осложнения. Тем не менее, герой, получивший волшебное средство, уже не идет “куда глаза глядят”. Он чувствует себя уверенно, знает, чего хочет, и знает, что достигнет своей цели.

Изменение облика. В итоге всех злоключений может меняться внешний вид героя, его социальное (воцарение, обогащение) или семейное (свадьба) положение, но ни в одной сказке не меняется характер персонажей. В сказке просто нет места для упоминания о каких-либо особенностях внутреннего мира героев. Достаточно контрастной схематичности в разделении всех действующих лиц на “добрых” и “злых”. Если в очень редких случаях кто-то из персонажей “внутренне меняется”, то лишь на время, чтобы достичь своих (чаще всего корыстных) целей.

Началом работы над сюжетом сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” стало выделение ее экспозиции как начального звена в построении сказочного сюжета. Далее необходимо было выделить завязку сказочного действия, когда происходит событие, предопределяющее дальнейший ход сказки. Дети соотнесли с завязкой функцию отправки героев из дома на поиски Жар-птицы и сделали вывод, что именно это событие и стало началом приключений главного героя. Анализируя эпизоды, характеризующие развитие действия, дети выделили функцию запрета и его нарушения (эпизоды похищения Жар-птицы и золотогривого коня). При рассмотрении эпизода, когда братья убивают Ивана-царевича, учащиеся отметили особую напряженность этого момента, определив тем самым кульминацию сказки; здесь же были отмечены функции братьев как “ложных героев”, несущих зло, и функция волка – “чудесного помощника”, воплощающего идею добра. Победа добра над злом была названа развязкой сюжета. Особое внимание детей мы обратили на концовку сказки, выполняющей роль сказочного эпилога.

Ход занятия показал, что младшие школьники вполне способны понять закономерность сюжетного построения сказки на основе выделенной схемы, ее сюжетной организации. Школьники смогли придумать свои сказки, в которых были отражены основные элементы сюжета.

Композиционные особенности волшебных сказок

Существенными для отличия волшебной сказки от сказки другого жанра являются ее композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно временное построение и др. Поэтому при изучении волшебных сказок нужно уделить внимание и их композиции.

  • сформировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки, отличающейся условностью и информативной насыщенностью; сформировать умение видеть специфическое начало сказки – “зачин” – и благополучный для положительных героев конец – “концовку”;
  • сформировать представление детей о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы; научить их находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки;
  • сформировать представление об условности сказочного пространства и времени (хронотопа волшебной сказки); научить детей видеть пространственно-временные рамки волшебной сказки, определять особенности сказочного пространства и времени в связи с развитием сюжетного действия сказки.

В работе над зачином и концовкой волшебных сказок дети должны уловить их повторяемость из сказки в сказку и в то же время их варьирование, многообразие. Уже в 1-2 классах автор вводит литературоведческие термины “зачин” и “концовка”, опираясь на этимологию этих слов. При этом важно, чтобы дети усвоили функцию зачина и концовки как устойчивых приемов сказочного повествования и их информативную функцию.

Следующим этапом работы над “обрамляющими” формулами становится этап самостоятельного нахождения зачинов и концовок.

Особое внимание при работе над композицией сказки уделялось приему троекратного повторения с выяснением специфики этого приема в сюжете каждой конкретной сказки.

Так, при изучении сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” детям было показано, что прием троекратного повтора используется здесь для того, чтобы подчеркнуть разницу действий каждого из персонажей, проходящих испытание. В сказке “Крошечка-Хаврошечка” смысл повторения иной: этот прием показывает, насколько трудными, каждый раз все более усложняющимися были задания, даваемые хозяйкой Хаврошечке; кроме того, он используется в эпизодах, когда дочери хозяйки три раза ходят за Хаврошечкой, пытаясь выведать, кто помогает ей в работе, и третий раз оказывается роковым для героини, приводит к цепи дальнейших несчастий. В результате можно сделать вывод, что не всегда троекратное повторение используется, чтобы показать положительный исход событий сказки.

Языковые формулы волшебной сказки

Работа над языком волшебной сказки не менее важна, чем изучение ее системы образов, сюжета или композиции, так как она способствует раскрытию содержания сказки, наиболее полному восприятию сказочных образов, пониманию точности, яркости и выразительности народной речи, развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, приобщению к художественному творчеству. Следует подчеркнуть, что эта работа не является отдельным этапом урока, но должна органически входить во все виды занятий.

Исходя из этого положения, а также из специфики изобразительных средств сказки можно выделить несколько направлений работы над элементами языкового оформления сказки:

  • работа над спецификой обрамляющих формул сказки (зачинов, присказок, концовок), отражающих особенности ее сюжетно-композиционного построения;
  • анализ языка сказки в связи с элементами характеристики персонажей;
  • работа над пространственно-временными формулами (долго ли коротко ли; прошел год, другой);
  • анализ языковых средств изображения при подготовке к пересказу и выразительному чтению волшебной сказки.

Рассмотрим, как сочетается работа над языком сказки с другими уровнями анализа на уроке чтения на примере сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк”.

Знакомство с персонажами сказки, обучение детей умению их характеризовать, давать описание их внешнего облика предполагает работу с языковыми средствами сказки, при этом в центре внимания должны быть эпитеты, гиперболы, метафоры, устойчивые формулы сказки, употребляемые для характеристики персонажей, играющих важную роль в создании фантастики чудесного мира. Это образы волшебных помощников, дарителей, чудесных диковинок.

Так, определить специфику образа серого волка детям помогло обращение к изобразительно-выразительным средствам языка сказки. Составляя описание волка, учащиеся выделили те слова и выражения, которые наиболее точно характеризуют этого героя. Работая над сравнением “промчался, как ветер”, дети определили необыкновенную скорость, с которой волк преодолевает расстояния. Описательная формула “долы и горы промеж ног пропускает, хвостом след заметает” помогла им представить сказочность, фантастичность персонажа, его особые волшебные свойства – способность передвигаться в пространстве с необыкновенной скоростью и необыкновенным способом. При работе над речевой характеристикой серого волка мы просили определить, какие черты характера выражены в его высказывании: “...взялся за гуж – не говори, что не дюж”. Учащиеся отметили, что это народная пословица, указали ее смысл и выделили такое качество волка, как верность своему обещанию, честность.

Работая над пространственно-временными формулами сказки, обращаю внимание ребят на условность сказочного хронотопа: “шел он день, шел другой, шел третий”, “долго ли, коротко ли”, “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, а также на эпитеты, характеризующие сказочное пространство: дремучий лес, чистое поле.

Итак, уже в начальной школе ведется настоящая работа по освоению художественных текстов, а значит, освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с большим интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребенка. И главное, что ребенок приходит в среднюю школу уже освоившим на уроках литературного чтения азбуку литературоведения в посильной для него, интересной и важной ему познавательной деятельности, готовый к дальнейшему осознанному чтению, которое выведет его к высотам человеческого духа.

Задача начальной школы – пропедевтическая, подготовительная, но, наученные методам анализа художественного текста, дети открывают в нем такие глубины, демонстрируют такую интуицию, работу воображения, понимание смысла, что становится ясно, что читатель-ребенок может зачастую больше взрослого.

Литература

  1. Пропп. В.Я. Русская сказка. Л.,1984.
  2. Пропп В.Я. Указатель сюжетов. М., 1957. С. 454-502.
  3. Веселовский А.Н.Историческая поэтика. М., 1989;
  4. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.
  5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки // НШ. 1988. № 4.

Сказка - один из важнейших литературных жанров, с которым дети встречаются уже в раннем детстве.

Через сказки ребенок овладевает языком своего на­рода, начинает понимать его красоту, знакомится с родной природой, обычаями, укладом русской жизни, учит­ся преодолевать трудности, бороться со злом; у ребенка появляется стремление быть добрым, отзывчивым, тру­долюбивым, храбрым.

Само название сказки (полученное от слова сказы­вать - говорить, рассказывать) определяет форму ее исполнения. Читается сказка (по книге или наизусть) всегда в простой, разговорной манере. Педагог обра­щается к детям, как бы желая воспроизвести им историю, событие, случай, свидетелем которого он был сам (распространенная сказочная формула: «Я там был») или который хорошо знает, ясно представляет («Жили-были кот да петух»).

Естественное общение с детьми - одно из главных условий чтения сказки. Необходимость соблюдения этого условия диктуется самим текстом сказки, в котором постоянно содержится или обращение к слушателям; «И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас с тобой в гости ждут» («Жихарка»), или вопрос: «Кто не верит, пусть посмотрит - бегают по двору цып­лята или нет» («У Солнышка в гостях»), или указание: «А что - догадайтесь сами» («Мальчик и злая медве­дица»).

Читая сказку, учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь была обращена к детям, звучала живо, естественно, чтобы дети внимательно следили за развитием сюжета, активно переживали события, вме­сте с учителем волновались за судьбу героев, радова­лись счастливому концу.

В основе каждой сказки лежит реальная действи­тельность. Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям пре­поднесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересо­ваться.

Фантастика сказки находится в связи с действитель­ностью, подчинена жизненным задачам и передает ре­альные стремления людей, их мечты, желания. Эта осо­бенность сказки требует чтения ее в обычных для быто­вого общения интонациях. Некоторая таинственность, свойственная волшебным сказкам, должна соблюдаться в зачине, который как бы вводит ребенка в сказочный мир, где все может быть необычно, а также гири переда­че чудесных событий.

Сказки строятся на принципе антитезы: добро проти­вопоставляется злу («Лиса, заяц и петух»), трудолю­бие - праздности («Крошечка Хаврошечка»), ум - глупости («Лиса и козел») и т. д. Эту особенность ска­зок надо учитывать при чтении. Места, в которых про­тивопоставление дается особенно ярко, следует выделять голосом, заострять на них внимание учеников.

Подчеркивание контрастных мест усиливает впечат­ление от сказки, делает ее особенно понятной детям и подводит их к верному восприятию вывода, который следует за противопоставлением.

В сказках герой даются прямолинейно. Развитие характера, эволюция образов, как правило, в ник отсут­ствует. Сказочные герои либо носители добра, наделен­ные различными положительными чертами (гуманизмом, честностью, справедливостью, отвагой, трудолюбием и т. д.), например падчерица («Морозко»), Иван («Конек-горбунок»), Маша ("Девочка и медведь»), петух («Лиса, заяц и петух), либо носители зла, которым при­сущи всевозможные отрицательные качества (день, ко­варство, жадность, ханжество, лицемерие и др.) напри­мер три дочери хозяйки («"Крошечка Хаврошечка»), Баба Яга («Гуси-лебеди»), волк («Козлята и волк») и т.д.

Особенность характеров героев, сказок определяет своеобразие их чтения. Учителю следует так передавать каждого из них, чтобы дети сразу же, с момента самого первого упоминания, поняли, о ком будет идти речь, каков этот герой, как к нему относиться, сочувствовать ему или, наоборот, осуждать его, возмущаться им. Чте­ние положительных героев потребует теплого отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Воспроизведению отрицательных героев будут соответство­вать сухие, неприязненные интонации, передающие недовольство, осуждение, возмущение.

Так, например, в сказке «Крошечка Хаврошечка» место, оде впервые упоминается о героине: «К таким-то и попала Крошечка Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отве­чает», следует прочитать сочувственно, тепло, ласково, выделив слова «Крошечка Хаврошечка», «осталась она сиротой», чтобы сразу же вызвать к ней сочувствие, сим­патию детей. Слова «взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и тает, и прядет, она и приби­рает, она и за все отвечает» должны прозвучать обра­щением к детям, чтобы они живо заинтересовались ее судьбой, задумались над тем, как же быть, как помочь Хаврошечке.

Действие в сказке начинается сразу («Посадил дед репу...», «Лежала в поле лошадиная голова...», «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку...», «Идут двое сирот - братец Иванушка и сестрица Аленушка...») и развивается непрерывно. Одна картина сменяется другой.

Возьмем для примера сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему уже повстречались собаки, убежали собаки -повстречался медведь, ушел медведь- повстречался петух и т. д.



Каждая картина оказии рисует конкретный случай, законченный эпизод, в котором участвуют определенные герои. При чтении следует очень внимательно вдумы­ваться в эпизоды, понять их значение для общего развития действия, ясно представлять действующие лица.

Так, читая встречу зайца с медведем («Лиса, заяц и петух»), надо правильно словесно воспроизвести образ медведя: отметить его величину, неуклюжесть, прочитать низким голосом, замедленно, выделив слова, которые особенно ярко его характеризуют: «медведь», «заревел», «ушел». По сравнению с чтением предыдущего эпизода (встречи зайца с собаками) этот эпизод нужно читать более значительно, так как напряжение в нем возра­стает. Передавая его, учитель должен стремиться повы­сить интерес детей к развитию сюжета, заставить их сильнее волноваться за судьбу зайки, напряженно ждать результата от обещания медведя и почувствовать неудов­летворенность при его испуге.

Поскольку картины в сказке рисуют завершенный конкретный случай, каждая из них при чтении отделяется от последующей длительной паузой. Это дает возможность ребенку осознать прочитанный эпизод, пере­жить то, о чем в нем рассказывается, определить свое отношение к действующим лицам и подготовиться к прослушиванию следующей картины.

У сказок всегда счастливый конец: добро в них по­беждает, зло наказывается. Эту особенность надо пом­нить гари чтении. Конец следует читать несколько замед­ленно, передавая интонацией удовлетворение, чтобы де­ти ощутили радость от счастливой развязки.

Сказка имеет свои выработанные веками художест­венные приемы, которые необходимо строго соблюдать при чтении. Это прежде всего прием трехкратного повто­рения. Эпизоды в сказках, как правило, повторяются трижды. Трижды Морозко обращается к падчерице («Морозно»), трижды Лиса посещает деревни («Лисич­ка со скалочкой»), трижды выполняет Василиса Пре­мудрая задания царя («Царевна-лягушка») и т. д.

Прием трехкратного повторения имеет большое смыс­ловое значение. Он передает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает наи­высшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает перелом в действии.

Так, например, в сказке «Гуси-лебеди» в первый раз девочка только заметила гусей, посланных за ней Бабой Ягой. Во второй раз гуси оказались совсем близко: «ле­тят навстречу», «вот-вот увидят ее с братцем». Напря­жение нарастает, гуси того и гляди догонят девочку. В третий раз гуси-лебеди «увидели ее, загоготали, нале­тают, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вы­рвут». И только после этого третьего повторения гуси «ни с чем улетели к Бабе Яге».

Повторы волнуют детей, помогают лучше понять и запомнить сказку. Поэтому их необходимо соблюдать при чтении: выделять слова, которые передают возра­стание напряженности, особенно значительно произно­сить последний повтор, так как он является моментом высшего напряжения, настораживает ребят и подготав­ливает их к восприятию того, что последует за ним. Повторы придают ритмичность сказочному стилю и дик­туют не торопливость изложения.

Сказкам присущи устойчивые выражения («слезами умывалась», «как сыр в масле катается», «деревце за деревце», «кустик за кустик» и т. д.), постоянные эпитеты («наливное яблочко», «темный лес», «чистое поле», «молочная река», «кисельные берега» и пр.), тавтологические повторения («затужил-заплакал», «живут-поживают», «ждал-пождал», «заигралась-загулялась» и др.) Эти художественные приемы имеют большое значение для создания определенного сказочного образа или дей­ствия. Они усиливают впечатление, делают образы и действия осязательными, конкретными, поэтичными и понятными, тавтологические повторения способствуют яркому восприятию действия или состояния, усиливают напряжение. Поэтому при чтении все эти приемы необ­ходимо учитывать: устойчивые выражения, эпитеты под­черкивать голосом, передавать эмоционально, чтобы дети поняли значение и почувствовали красоту их. Тавто­логические повторы нужно произносить в замедлен­ном темпе, с некоторой напевностью; это даст возмож­ность ученикам лучше осознать их смысл, воспринять ритм.

В текст оказии часто вплетаются рифмованные песенки. Эти песенки органически связаны с содержанием сказки. Они передают состояние или настроение героя (жалобная песенка братца Иванушки ив сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), выражают его наме­рение (песня медведя из сказки «Липовая нога»), слу­жат условным знаком (песня козы из сказки «Козлята и волк»), используются как прием заманивания (песенка Лисы из сказки «Кот, петух и лиса») и т. д. Поэтому чтение их не должно выделяться из общей передачи текста сказки. Учитель может пропеть их на несложный мотив, который наиболее подходит к раскрытию содер­жания песенки, или прочитать нараспев, соблюдая ин­тонации, которые наиболее ярко будут передавать смысл песенки, характер и настроение героя, который ее поет.

Так, например, читая песенку братца Иванушки («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), учителю следует ясно показать состояние Иванушки, его настрое­ние и ту опасность, которая ему угрожает:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Кладут костры высокие,

Горят огни горючие,

Кипят котлы кипучие,

Точат ножи булатные,

Хотят меня зарезати!

Две первые строки надо прочитать так, чтобы дети почувствовали жалобную просьбу Иванушки, поняли, что Аленушка для него единственно близкий человек, на помощь которого он может рассчитывать. Эти строки потребуют негромкого голоса, некоторой напевности, жалобных интонаций. Слова «сестрица моя» надо про­изнести нежно, ласково, так как они передают любовь и привязанность Иванушки к сестре.

Чтение последующих строк должно быть произведено так, чтобы ученики предоставили, какая страшная опас­ность грозит Иванушке, и заволновались за его судьбу. Перед последней фразой: «хотят меня зарезати» - надо сделать паузу, так как эта фраза разъясняет, для чего «кладут костры», «горят огни», «точат ножи». Постанов­ка ее будет способствовать возрастанию напряжения. При чтении песенок необходимо соблюдать межстихо­вую паузу она подчеркивает их ритмичность и способ­ствует более четкому восприятию того, о чем говорится в каждой строчке.

Одной из характерных особенностей сказки является ее немногословие. Сказка скупа на слова, в ней нет ничего лишнего. Каждое ее олово веско, значимо, дина­мично, предельно насыщено содержанием, метко и поэ­тично.

Так, например, рисуя картину нестерпимо жаркого летнего дня («Братец Иванушка и сестрица Аленуш­ка»), сказка ограничивается краткими замечаниями: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Любо­пытство петуха, хитрость и ловкость лисы («Кот, петух и лиса») передается всего лишь одной фразой: «Пету­шок выглянул, а она его цап-царап - схватила и понес­ла», а быстрота действий лисы - одним выражением: «Цап-царап».

Эти особенности языка сказки: краткость фраз, зна­чимость слов, часто встречающаяся инверсия, присущие разговорному языку, требуют от читающего особен­ной чуткости к каждой фразе, выражению. Учитель должен вдумываться в слова сказки, видеть за ними действие, картину, настроение героя. Только в этом слу­чае его чтение будет живым, ярким, эмоциональным.

При чтении сказки надо обращать внимание и на ее юмор. Умело переданный, он всегда радует детей, до­ставляет им удовольствие. Глупый козел послушался совета хитрой лисы, прыгнул в колодец и попал в беду («Лиса и козел»); Баба Яга, уверенная в своей ловко­сти, оказывается одураченной мышкой («Гуси-лебеди»); медведь, не подозревая, что Машенька сидит в коробе, удивляется тому, что она такая «глазастая - все видит».

Чтобы дети поняли юмор оказии, учитель должен места, рисующие нелепость положения, в которое попа­дают глупые и злые герои, читать с лукавством, ирони­ей, выделять слова, подчеркивающие комизм положения. Например:

Лисичка села волку на спину , он ее и понес .

Сидит лиса да потихоньку говорит:

Битый небитого везет, битый небитого везет.

- Что ты там, Лисонька, говоришь?

А я говорю: битый битого везет.

- Так , милая, так !

(Русская народная сказка

«Лисичка-сестричка и серый волк»)

Включенные в программу сказки можно разделить на две группы: сказка о животных и волшебные сказки.

Сказки о животных рассказываются преиму­щественно ученикам I-II классов. Они невелики по объему, просты по содержанию и форме. Сюжет их реа­листичен.

Для чтения этих сказок характерна естественная раз­говорная интонация со всеми ее оттенками.

Построены сказки о животных на мотиве встречи («Теремок», «Лиса, заяц и петух») и имеют диалогиче­скую форму.

При чтении речь каждого героя передается со стро­гим учетом его характера и поведения. Так, речь козы («Козлята и волк») потребует интонаций, воспроизводящих заботу о козлятах, беспокойство о них. Характер волка и его коварные намерения продиктуют рассказ­чику замедление темпа, понижение голоса (волк, «завыл толстым полосам»).

Живость рассказывания сказок о животных опреде­ляется и их языком, ярким, эмоциональным, близким к разговорной речи.

Действие сказок о животных развивается быстро. Большую роль играют многократные повторения одного и того же эпизода. Например, встречается заяц, выгнан­ный из своей избушки лисой («Лиса, заяц и петух»), с собаками, медведем, петушком, и всем совершенно оди­наково повторяет рассказ о своем несчастье. Многократ­ные повторы придают сказке живость и способствуют запоминанию ее детыми.

Многие сказки о животных относятся к цепевидным (или коммулятивным), для которых характерен повтор с нарастанием (например, «Репка», «Колобок»). Пере­давая повторы, рассказчик должен оттенять то новое, что в них появляется.

В сказках о животных часто встречаются прозвища (мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок-золо­той гребешок) и звукоподражания (ку-ка-ре-ку! ав-ав-ав! бэ-э, бз-э! хрю - хрю! гагак-гагак!), которые способствуют конкретизации образа и требуют верной передачи при чтении.

Волшебные сказки сложнее сказок о животных как по содержанию, так и по форме. В них рассказы­вается о необычной судьбе героя, который, перенося лишения и преодолевая исключительные трудности, одерживает победу над злыми и коварными силами бла­годаря своим высоким моральным качествам («Царевна-лягушка», «Конек-горбунок», «Гуси-лебеди»).

В волшебной сказке попользуется много дополни­тельных художественных приемов, помогающих ярче раскрывать ее содержание. На них обязательно надо обращать внимание при чтении.

Волшебной сказке часто предшествует присказка (сжатая или развернутая). Она образна, ритмична. Например: «Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, детина телятках, вну­ки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают сказку». Или: «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане, стоит дерево-золотая маковка; по этому дереву ходит кот-баюн, вверх идет - песню поет, а вниз идет - сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди».

Присказка не связана с содержанием волшебной сказки. Цель ее - сосредоточить внимание слушателя, настроить его на особый лад, ввести в мир необычного, сказочного. Чтение ее должно вызвать у детей интерес, заставить их сосредоточиться, насторожиться. Произно­сить ее следует в среднем темпе, ясно, соблюдая ритм, выделяя слова и словосочетания наиболее образные, яркие, характерные для сказки: «на море, на океане», «золотые маковки», «кот-баюн» и др.

Последнюю фразу присказки необходимо подчерк­нуть, прочитать более медленно, заинтересованно, чтобы учащиеся почувствовали, что сказка бот-йот начнется. После чтения присказки необходимо сделать длительную паузу. Это даст ребятам возможность сосредоточиться и подготовиться к слушанию сказки.

Волшебная сказка начинается устойчивой сказочной формулой-зачином: «,В некотором царстве, в некотором государстве», «Давным-давно», «При царе Горохе», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и т. д.

Цель зачина - ввести слушателя в мир сказочной фантастами, где все может быть и всего можно ждать. Зачин читается замедленно, немного напевно, несколько таинственно, чтобы подготовить детей к восприятию чу­десного повествования.

Волшебной сказке в большей степени, чем сказкам о животных, свойствен прием троичности (три царства, три сестры, три брата, три желания, три загадки, три обращения и т. д.). Этот сказочный прием обусловли­вает неторопливость чтения и концентрирует внимание слушателя на последнем, третьем действующем лице, поступке, препятствии и т. д., которые являются самы­ми важными и поэтому требуют выделения их голосом: «А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась

Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Три-глазка» («Крошечка Хаврошечка»). Триглазка в ходе развития сказки сыграет решающую роль в судьбе Хаврошечки, поэтому при чтении мест, в которых рассказывается о дочерях хозяйки, надо перед словам «Триглазка» сделать психологическую паузу, а само слово поста­вить под ударение.

В волшебной сказке особенно много традиционных формул, общих мест: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Не тужи, спать ложись, утро ве­чера мудренее», «Сивка-бурка - вещал каурка бежит, земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет», «Баба Яга - костяная нога в ступе едет, пестом погоня­ет, помелом след заметает». Эти традиционные форму­лы придают сказке образность, особое обаяние, поэтич­ность и обусловливают плавность ее - повествования. По­этому при чтении на них надо обращать внимание: вы­делять их голодом, читать не быстро, соблюдать ритм и подчеркивать рифмующиеся слова.

Большую роль в волшебной сказке играет прием сту­пенчатого сужения, когда количество предметов сокра­щается до одного - самого главного, решающего в судь­бе героя. Например, в сказке о Кощее Бессмертном: «Стоит сосна, / на сосне - ларец , / в ларце - утка, / в утке- яйцо , / в яйце - игла , / на конце иглы / - смерть Кощея» . Чтение таких мест в сказке следует проводить не быстро, строго соблюдая логические ударения, паузы, выделяй слова, содержащие новое понятие. Го­лос должен постепенно усиливаться. Особенно значи­тельно надо прочитать последние слова: «смерть Ко­щея», перед которыми необходимо сделать паузу.

Язык волшебной сказки живописнее и сложнее, чем сказки о животных. Фразы длиннее. Встречаются, хотя и краткие, описания природы: «Вот пришла зима снеж­ная, намело сугробов до пояса» («Снегурочка»), дейст­вий: «А дома старуха печет блины» («Морозко»), пере­живаний героев: «Один козленочек все узнал; не ест он, не пьет, ходит по берегу да жалобно кричит» («Братец Иванушка и сестрица Аленушка»), которые носят ре­альный характер.

Передавая бытовые подробности, картины природы, душевное состояние героя, чтец должен употреблять обычные разговорные интонации, характерные для бы­тового собеседования. Это даст возможность детям жи­во воспринять сказку и почувствовать ее реальную ос­нову.

Волшебная сказка часто заканчивается концовкой: «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить-поживать, да добра наживать», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка» и др. Цель концовки - разрядить внимание слушателей, вернуть их к повседневной жизни. Читается она в обычной раз­говорной манере. Перед концовкой я после нее делается значительная пауза, которая отделяет ее от общего ска­зочного повествования. Произносится концовка несколь­ко лукаво, как бы подчеркивая необычность действий волшебной сказки.

Примерный анализ сказки «Морозко»

Сказка «Морозно» - одна из поэтичных волшебных сказок русского народа. В ней рассказывается о тяже­лой доле скромной, трудолюбивой падчерицы, награж­денной Морозкой за ее почтительность, скромность и доброту. Основная идея сказки - торжество справедли­вости, утверждение добра.

Построена сказка на противопоставлении: добрал падчерица противопоставляется злой дочери старухи; за­вистливая, коварная мачеха - справедливому и велико­душному Морозке.

Героиня сказки - падчерица наделена высокими моральными качествами, благодаря которым ей помога­ет волшебное существо - Морозко и сочувствует чудес­ная собачка, говорящая человеческим голосом.

Задача рассказчика -вызвать у детей симпатию к падчерице, осудить злую мачеху и ее дочь, показать торжество справедливости, передать оптимизм сказки, дать Почувствовать красоту и поэтичность сказочного языка. Сказка начинается рассказом о тяжелой жизни падцерицы у мачехи. Передавая его, учителю нужно возбу­дить у детей положительное отношение к падчерице, по­казать безответность и трудолюбие девушки, которая «и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету...». Фразу: «Ни­чем старухе не угодишь - все не так, все худо» - надо произнести возмущенно, выделив слова «ничем», «все не так», «все худо», чтобы слушатели почувствовали несправедливость старухи.

Необходимо показать разницу в отношении мачехи к падчерице иродной дочери. Фраз: «Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита, и не довари ешь­ся-бита»- сказать сокрушенно, обращаясь непосредственно к детям, как бы ища их сочувствия. В фразе: «А родная дочь, что ни сделает - за все гладит по го­ловке: умница» - должно прозвучать неодобрение, сло­во «умница» надо прочитать с иронией, насмешкой, без похвалы, чтобы дети поняли, чванливость несправе­дливой мачехи и почувствовали жалость к бедной пад­черице.

Слова: «...придумала падчерицу со свету сжить» - следует подчеркнуть, так как они содержат сообщение о коварном замысле мачехи. В обращении старухи к старику: «Вези, вези ее, старик» - надо передать при­каз, показать власть мачехи над мужем. Говорить кри­кливо, воспроизводя голос старухи, не следует. Доста­точно сказать решительно, повелительно, выделив слова «в лес», «на трескучий мороз», чтобы отметить жесто­кость старухи и вызвать тревогу за судьбу падчерицы. При передаче образа старика надо оттенить его жа­лость у дочери я вместе с тем показать безволие, полное повиновение его злой жене. Под ударение следует поставить слова «затужил», «заплакал»; обращение к дочери: «Садись, мила дочь, в сани» - сказать тепло, горестно, безнадежно, чтобы было ясно, что ничем по­мочь он ей не может.

Особого внимания требует от читающего сцена в лесу, где падчерица встречается с Морозкой: в лесу холодно, сурово; девушка «сидит под елью» одна, «дро­жит, озноб ее пробирает». В голосе чтеца должна про­звучать жалость к падчерице, волнение за нее.

При описании встречи Морозки с падчерицей в сказ­ке используется прием трехкратного повторения: уви­дев девушку, Морозно трижды обращается к ней с во­просом: «Тепло ли тебе, девица?» - и только после третьего ответа падчерицы награждает ее. Морозко, сказочный хозяин зимы, изображен в сказке ярко, поэ­тично. Он «по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает». К падчерице обращается уверенно, сначала сурово, а затем, тронутый ее добротой, ласково и вместе с тем выжидательно, как бы испытывая ее. Поэтому после каждого вопроса необходимо делать паузу, чтобы дети смогли пережить перемену в настроении Морозко.

Трехкратно повторенное обращение его к падчерице отражает нарастание напряжения, которое надо пере­дать голосом, выделав слова, особенно ярко рисующие это напряжение: «ниже», «пуще», «сильнее».

В рассказе о награде должна прозвучать радость, удовлетворение решением Морозко, который «сжалился над девицей».

Важную роль в сказке играет говорящая собачка. Она не помогает падчерице, но выражает симпатию к ней и подсказывает развитие событий. Читать ее надо убежденно, уверенно, делая паузу после слов «тяф-тяф!», которые звучат как своеобразное подражание лаю собаки, что всегда привлекает детей и доставляет им удовольствие.

Абзац: «Вдруг заскрипели ворота...»-следует про­читать замедленно, несколько удивленно, чтобы ярче передать недоумение старухи и ее зависть. Обращение к старику: «Запрягай, старый хрыч, другую лошадь!» - потребует от чтеца интонаций повелительных, темпа бо­лее быстрого, так как старуха, обозленная благополучием падчерицы, торопится добиться того же и для сво­ей дочери.

Чтение встречи Морозко с дочерью старухи надо провести так, чтобы дети ясно почувствовали разницу между ее ответами и ответами падчерицы и восприняли: гибель старухиной дочери как загруженное наказание за ее неуважение, грубость и злость. В вопросах Морозки будет слушаться нарастающая суровость, а в отве­тах дочери старухи - раздражение, недовольство, рез­кость.

Примерный план подготовки к выразительному чтению сказки «Морозко»

1. Идея: неизбежность торжества добра над злом.

2. Образы: трудолюбивая, добрая падчерица; гру­бая, ленивая и злая дочь старухи; вероломная и завист­ливая мачеха; суровый, справедливый и великодушный

Морозко; робкий, безответный, забитый старик; говоря­щая собачка.

3. Сюжет: рассказ о судьбе падчерицы.

4. Построение сюжета:

а) зачин - «Живало-бывало»,

б) завязка - «Вот мачеха и придумала пад­черицу со свету сжить»,

в) кульминация -«Сгинь, пропади, прокля-тый Морозко», г) развязка - заголосила старуха, да поздно».

5. Задача чтения: осудить злую мачеху и ее дочь, вызвать уважение к скромной, трудолюбивой падчерице; подчеркнуть поэтичность сказки.

Очень важным является методика работы над выразительностью речи, в которой ребенок сможет правильно, четко, ясно определить последовательность и правильность в работе.

Рекомендации по выразительному чтению малых фольклорных жанров

Предназначение колыбельной песни - успокоить, ребенка, протянуть ниточку любви, связывающую мать и дитя. Колыбельная исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Интонация должна быть успокаивающей, убаюкивающей.

Главная цель потешки - поиграть с ребенком, развеселить его, распотешить, весело научить его говорить, весело дать нравственный урок. Это веселая народная школа. Потешка задает «сценарий» игры. Главное в этой игре - жесты, движение. Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. « Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело.

Главная задача прибаутки (побасенки) - высмеять плохую черту характера или показать остроумие героя. Ее форма - диалог и монолог. Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Побасенка читается весело, лукаво.

Предназначение небылицы - весело учить ребенка различать действительность и фантазию, развивать воображение. При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов. Небылицы читаются весело, с юмором.

Загадка учит сообразительности. При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера.

Цель скороговорки - научить детей чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка. Скороговорка читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность.

Считалка исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.

Выразительное чтение малых фольклорных жанров чрезвычайно важно для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру. Ребенку постоянно приходится систематизировать явление действительности.

Правила выразительного чтения сказок

Сказки являются одной из любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правила выразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей:

Сказка должна читается в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок мог уловить ее суть.

Присказка читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости.

Тон таинственности соблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события, превращения. Голос звучит приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о необычайных приключениях героев. Положительный герой требует теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации. Голос звучит сочувственно, если главный герой страдает, обижен. Отрицательному персонажу соответствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.

Шутливой интонацией выделяются комические ситуации в сказках (лукавство, ирония в голосе).

После окончания чтения - длинная пауза, чтобы дети могли осознать и подготовиться к ее обсуждению.

В сказках для детей кроется особое очарование, открываются какие - то тайники миропонимания. Они находятся в сказочном повествовании самостоятельно. Это развивает мышление ребенка. Герои сказок становятся для детей их идеалом, они стремятся подражать им. Сказки очень важны для становления чтения детей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы