Про деток, от рождения до школы

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка. 2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал. 3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь. 4. Реалисты идут к синтезу через анализ

5. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства

6. Выявление причинно-следственных связей. 7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. 8. Принцип демократизма и гуманизма. 9. Принцип объективности повеств-я. 10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика

11. психологизм

12. .. Развитие поэзии несколько затихает 13. Роман-ведущий жанр.

13. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

14. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.

15. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

16. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

    М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

    Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

    И. А. Гончаров («Обломов»)

    А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

    А. И. Герцен («Кто виноват?»)

    Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

    Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

    Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

    И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

    А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, - стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов - героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» - «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века - Тургенева, Толстого и Достоевского - психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Общественное значение и роль литературы в формировании передового мировоззрения людей той эпохи были поистине огромны. Белинский указывал, что «титло поэта, звание литератора» у нас давно находится в почете; оно «...давно затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров». Хотя царизм всячески стеснял творчество лучших писателей страны, однако пресечь их влияние он не мог, ибо в произведениях лучших русских писателей и поэтов отражалась жизнь народа в ее неприкрашенном виде и ставились острые общественные проблемы. Произведения писателей и поэтов, примыкавших к демократическому направлению в русской литературе, в корне отличались по содержанию от произведений писателей дворянского и реакционного лагеря. Писатели консервативного направления шли по пути отвлечения народа и лучших его представителей от изображения действительного положения, существовавшего тогда в России. Они волей или неволей идеализировали крепостничество, помещиков, самодержавие. Не будучи в состоянии изображать в реалистическом духе жизнь, они, естественно, и не могли создать крупных произведений, составляющих гордость русской литературы. Приукрашивая жизнь, они чаще всего держались за старые литературные каноны и формы. В произведениях же виднейших представителей русской литературы демократического направления первой половины XIX в. отображалась реальная жизнь, вскрывались язвы крепостничества, жестокость помещиков, будилось сочувствие к угнетенным и обездоленным, рисовалось тяжелое положение крестьянства, показывались его стремления и чаяния и проповедовались освободительные идеи. Реалистическое содержание художественных произведений, естественно, должно было влиять и на изменение приемов и форм литературного творчества. Отсюда в русской литературе в первой половине XIX столетия происходит быстрая смена литературных направлений. За короткий срок русская литература проходит путь от классицизма к сентиментализму и романтизму и завершает свое развитие победой реализма.

На смену сентиментализму и романтизму пришел реализм.Реализм означал переход к изображению жизни в произведениях писателей в реалистическом духе, со всеми ее сложными противоречиями, борьбой. Однако писатели - основоположники реализма - не просто копировали жизнь своего времени в натуралистическом духе, а выражали свое в большинстве случаев критическое отношение к ней; они изображали в своих произведениях наиболее важные, существенные моменты жизни, брали из нее наиболее типические явления; они отрицательно относились к общественным язвам эпохи крепостничества, к реакционному режиму и своими произведениями вольно или невольно будили передовую общественную мысль. Произведения писателей этого направления нередко становились знаменем революционной борьбы.Прямыми предшественниками Пушкина как основателя реализма в русской литературе были в первой половине XIX в. И. А. Крылов и А. С. Грибоедов. Еще у Фонвизина, в его произведении «Недоросль», реализм входит в русскую литературу. У Крылова и Грибоедова эта тенденция к реализму получает более сильное развитие.

И. А. Крылов (1769-1844) рано вступил на путь литературной деятельности. Пятнадцати лет он написал свою комическую оперу «Кофейница», в которой разоблачает крепостные нравы. Далее он пишет другие свои произведения: «Филомена», не увидевшая свет, «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» и другие. Он издавал сначала сатирический журнал «Почта духов», который выходил с 1789 по 1799 г., затем, вместе с другими авторами,- журнал «Зритель», в котором подвергались резкой критике крепостнические порядки; за это журнал был закрыт, а за Крыловым был установлен надзор. Крылов стал осторожнее в своих высказываниях и произведениях. В начале XIX в. И. А. Крылов пишет в классическом духе свои комедии: «Подщипа» (1800), «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1806-1817), в которых осмеивает галломанию. В этих пьесах явно проявляется противоречие между реалистическим содержанием и формальными канонами классицизма. Крылов тяготел к реализму и поэтому высмеивал сентименталистов, приукрашавших жизнь. «Сельские наши жители коптятся в дыму, и надо быть страшным охотником до романов, чтобы сплести шалаш какому-нибудь Ивану из миртовых и розовых кустов»,- заявлял он. Комедии И. А. Крылова пользовались успехом, но не они составили ему славу и признание. И. А. Крылов нашел себя, свой стиль, в баснях. В этом жанре творчества у Крылова проявился реализм, народность, и он становится подлинным народным поэтом и писателем. Оценивая творчество И. А. Крылова, В. Г. Белинский писал: «Поэзия Крылова - поэзия здравого смысла, житейской мудрости, и для нее скорее, чем для всякой другой поэзии, можно найти готовое содержание в русской жизни». Реализм в баснях Крылова сказался в их обличительной направленности и ясности языка. Крылов бичует крепостные порядки, произвол и лицемерие («Слон на воеводстве», «Рыбьи пляски»). Он разоблачает тунеядство («Стрекоза и муравей»), хвастовство («Добрая лисица», «Синица»), невежество («Петух и жемчужное зерно») и другие отрицательные явления. Однако Крылов уже не рискует прямо и резко говорить о путях преобразования, как он делал в начале своей литературной деятельности и что сказалось в его басне «Конь и всадник». И. А. Крылов писал для народа, его произведения были понятны всем, и из них можно было делать выводы, идущие значительно дальше того, что автор мог сказать открыто. Реализм И. А. Крылова в последних его произведениях питался тем могучим влиянием, которое оказал на литературу А. С. Пушкин. Белинский указывает: «...самые народные басни свои Крылов написал уже в эпоху деятельности Пушкина и, следовательно, нового движения, которое последний дал русской поэзии».

Вторым крупным предшественником А. С. Пушкина как создателя в литературе направления критического реализма был А. С. Грибоедов.

А. С. Грибоедов (1795-1829) создал свое знаменитое произведение «Горе от ума», которое, как и творчество Крылова, было шагом вперед по пути формирования в русской литературе критического реализма. В комедии «Горе от ума» русская литература поднялась на более высокую ступень по сравнению с сентиментализмом и романтизмом. Художественные качества «Горе от ума» были значительны, Пушкин говорил, что половина стихов комедии войдет в пословицы. «Горе от ума» примыкало к обличительной литературе декабристов. Чацкий обличает крепостнический строй и его типичных представителей (Скалозуба, Фамусова и других дворян-крепостников). Белинский писал о комедии Грибоедова «Горе от ума» так: «Лица, созданные Грибоедовым, не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков, но они заклеймлены печатью своего ничтожества». В течение ряда лет гениальная комедия Грибоедова не ставилась на сцене, она была под запретом, и только после гибели Грибоедова царские власти разрешили ее к постановке, при этом многое из нее они тогда повычеркивали. Однако, несмотря на эти цензурные извращения, комедия «Горе от ума» сохраняла свой антикрепостнический и обличительный характер. Грибоедовское «Горе от ума» было прямым преддверием творчества великого русского поэта А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин (1799-1837) был основоположником новой великой русской литературы, создателем реалистического направления и русского литературного языка. Пушкин был великим русским национальным писателем. Н. В. Гоголь писал о Пушкине: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте... в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно русская». Но вместе с этим А. С. Пушкин был не только великим русским поэтом, но и гениальным поэтом мировой литературы, в развитие которой он внес, наряду с великими поэтами и писателями других стран, свой неоценимый вклад. А. С. Пушкин горячо любил свою родину, русский народ. Он заявлял: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество». Он призывал к тому, чтобы отдать все силы служению родине:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,-

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Творчество А. С. Пушкина привело к тому, что сентиментализм Карамзина и консервативный романтизм Жуковского сошли со сцены. В литературе главное место принадлежало в это время, благодаря Пушкину, активному, революционному романтизму и реализму. Революционный или, по выражению А. М. Горького, «активный» романтизм был свойственен произведениям многих поэтов-декабристов. На Западе гениальным представителем этого направления был Байрон.

В ранних произведениях А. С. Пушкина, имеющих реалистическую основу, написанных народным литературным языком, чувствуется, наряду с реализмом, проявление романтизма, например в «Кавказском пленнике», «Цыганах», «Бахчисарайском фонтане» и некоторых других. Попытки объявить эти произведения подражанием Пушкина творчеству Байрона абсолютно не основательны. Еще Белинский указывал: «Несправедливо говорят, что будто он подражал Шенье, Байрону и другим». Уже эти произведения А. С. Пушкина, написанные им в ссылке на юге России, приковали к нему внимание всех лучших людей страны, всего, что было в ней передового. Но главное, что характерно было для творчества А. С. Пушкина, это его произведения, написанные полностью в реалистическом духе; среди них особо важное место занимают «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник» и т. д.

Белинский называл «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» «алмазами русской литературы». И вот эти «алмазы» русской литературы оплевывались в свое время реакционной критикой. Агент III отделения от литературы Булгарин в своем журнале «Северная пчела» поместил оскорбительную рецензию на седьмую главу Евгения Онегина, где писал: «Ни одной мысли в этой водянистой главе, ни одного чувствования». А митрополит Филарет усмотрел оскорбление святыни в стихе Пушкина «и стая галок на крестах» и требовал на этом основании, как рассказывает цензор Никитенко, запрещения издания «Евгения Онегина». Даже Бенкендорф вынужден был маневрировать, а цензор в объяснении писал, что в том, что галки сидят на крестах, виноват больше не автор, а полицмейстер, допускающий это. Такое отношение к Пушкину было не случайным, ибо его творчество отражало передовые, близкие к декабристам революционные настроения и взгляды. Поэзия Пушкина носила свободолюбивый характер. В оде «Вольность» поэт говорит о неизбежности крушения самовластия. В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» он писал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В стихотворении «Деревня» поэт резко осуждал крепостничество:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Себе присвоило насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

С поникшею главой, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

У А. С. Пушкина мы находим эпиграммы на Аракчеева, мракобеса архимандрита Фотия, реакционера Стурдзу и других. Его стихи, воспевавшие свободу, были знаменем декабристов. За передовые и революционные взгляды А. С. Пушкин подвергся ожесточенной травле со стороны реакционных представителей господствующего класса, которые не посчитались с тем, что он был гением русской литературы, и всеми путями добивались его гибели. Эта травля со стороны царского двора и его окружения привела к убийству в 1837 г. великого русского поэта на дуэли авантюристом Дантесом. Смерть Пушкина потрясла лучших людей того времени. В отчете жандармского управления писалось, что на отпевании Пушкина «собрание посетителей при теле было необыкновенным». Общее число посетивших квартиру Пушкина превышало 50 тыс. человек. Поэтому тело Пушкина было увезено тайком в деревню для похорон. Гоголь, узнав о гибели Пушкина, писал: «Никакой вести хуже нельзя было получить из России». Возмущенный убийством великого поэта, выступил со своим стихотворением, посвященным памяти Пушкина, М. Ю. Лермонтов.

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) продолжал дело Пушкина. Свою преемственность в отношении Пушкина Лермонтов подчеркнул стихотворением «Смерть поэта», в котором резко бичевал палачей Пушкина. Еще юношей, в 1830 г., М. Ю. Лермонтов приветствовал революцию и выражал веру в падение самодержавия в России. В 1830 г. в стихотворении «Новгород» он писал: «Погибнет наш тиран, как все тираны погибали». В своем раннем произведении, связанном с развитием революции 1830 г. во Франции, Лермонтов выступает на стороне революции, против короля:

И загорелся страшный бой,

И знамя вольности, как дух,

Идет над гордою толпой.

И звук один наполнил слух,

И брызнула в Париже кровь.

О, чем заплатишь ты, тиран,

За эту праведную кровь,

За кровь людей, за кровь граждан?

Всем своим творчеством, всей своей поэзией Лермонтов выражает стремление к свободолюбию. Лермонтов рисует в своих произведениях («Поэт», «Дума», «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича» и др.) свободолюбивых людей, часто гибнущих («Мцыри»), но протестующих против действительности. И недаром Добролюбов писал: «Лермонтов особенно мне по душе. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, разделяю его убеждения. Мне кажется иногда, я сам бы мог сказать то же, хотя и не так же - не так сильно, верно и изящно». По силе таланта он был достойнейшим преемником А. С. Пушкина. Подчеркивая необыкновенно сильно выраженную художественную сторону в произведении Лермонтова «Мцыри», Белинский писал: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров,- что вся природа сама несла и подавала ему материал, когда писал он эту поэму».

В своем знаменитом произведении «Герой нашего времени» Лермонтов в своем роде продолжает «Евгения Онегина». В творчестве М. Ю. Лермонтова реализм переплетается с активным революционным романтизмом. За свое свободолюбивое творчество, протест против гибели Пушкина и осуждение его палачей М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ, где так же, как и Пушкин, подвергся травле и в 1841 г. был убит на дуэли близ Пятигорска офицером Мартыновым.

В солдатской больнице закончил свою жизнь подававший большие надежды поэт А. Полежаев. В. Г. Белинский писал о нем: «Отличительный характер поэзии Полежаева - необыкновенная сила чувства. Явившись в другое время, при более благоприятных обстоятельствах, при науке и нравственном развитии, талант Полежаева принес бы богатые плоды, оставил бы после себя замечательные произведения и занял бы видное место в истории русской литературы». Но этого не произошло. Полежаев написал ряд произведений: «Вечерняя заря», «Цепи», «Живой мертвец», «Песнь погибающего пловца», «Песнь пленного ирокезца» и другие. Он переводил Ламартина. Полежаев написал также пародию на поэму «Евгений Онегин» Пушкина под названием «Сашка». В этой поэме, не стесняясь в выражениях, он задел многое, в том числе и самодержавный, реакционный режим Николая I, за что и подвергся разжалованию в солдаты.

Судьбу Полежаева можно выразить его же стихами:

Не расцвел и отцвел

В утре пасмурных дней,

Что любил, в том нашел

Гибель жизни своей.

В первую половину XIX в. выступают также на арену литературной деятельности поэты - выходцы из народа, среди которых виднейшее место занимает А. В. Кольцов , сын зажиточного торговца скотом. В творчестве Кольцова отражалась жизнь крестьянства. О Кольцове тепло отзывался В. Г. Белинский; он говорил, что многие песни Кольцова будут петься «на всем пространстве беспредельной Руси». Особое значение для первой половины XIX в. и утверждения критического реализма в области прозы имело творчество великого русского писателя Н. В. Гоголя.

Н. В. Гоголь (1809-1852) родился в Сорочинцах Полтавской губернии, учился в Нежинском лицее. Первое написанное им произведение, «Ганс Кюхельгартен», было неудачным, и он сам уничтожил его. Но это не обескуражило Н. В. Гоголя. Позднее он говорил о том, что эта неудача многому его научила и заставила серьезно отнестись к вопросам литературы. «Как благодарю я вышнюю десницу,- писал он - за неприятности и неудачи, которые довелось испытать мне. Время это было для меня лучшим воспитателем». После этого Н. В. Гоголь сменил много профессий, пока нашел себя окончательно. Он был артистом, читал лекции по всеобщей истории в университете и т. д. Но затем он вновь возвращается к литературе. В 1831 г. он пишет от имени Рудого Панько свои знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». Оценивая «Вечера на хуторе близ Диканьки», А. С. Пушкин писал: «Они изумили меня». Белинский писал о Гоголе: «Можно сказать без преувеличения, что Гоголь сделал в русской романтической прозе переворот, как Пушкин в поэзии». Белинский говорит о необыкновенной красочности, образности языка Гоголя. «Гоголь,- заявляет Белинский, - не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности».

Но Гоголь сам говорил о том, что для того чтобы создать хорошее произведение, надо очень много работать над рукописью, по крайней мере переделывать ее по восемь раз. Гениальность произведений Гоголя состоит не только в необыкновенной образности языка, но и в правдивом, реалистическом изображении жизни. Касаясь этой стороны дела, В. Г. Белинский писал: «Совершенная истина жизни в повестях г. Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени». В этом именно и состоит критический реализм Гоголя в области литературы. Изображая правдиво жизнь, Гоголь стремился вскрыть ее язвы и осудить ее отрицательные явления. В 1836 г. Н. В. Гоголь создает свое гениальное произведение «Ревизор». После постановки «Ревизора» Николай I заявил: «Всем досталось, а мне больше всех». Вслед за этим началась целая кампания, направленная против Гоголя, В письме к Щепкину Гоголь писал: «Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины - и против тебя восстают не один человек, а целое сословие». В этих словах он ярко выразил отношение чиновно-дворянских кругов к своему гениальному произведению. В 1842 г. Гоголь издает «Мертвые души». В этом произведении он дает яркую отрицательную картину крепостной России. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь рисует целую коллекцию отрицательных типов помещиков-крепостников. Небезынтересно отметить, как отнеслась цензура к этому гениальному творению великого писателя. Когда в цензурный комитет к Голохвастову принесли «Мертвые души», то он, услышав только об одном названии, закричал: «Нет, этого я не допущу. Мертвой души быть не может. Автор против бессмертия». А когда ему разъяснили, в чем дело,- что в этом произведении Гоголя речь идет не о бессмертии души, а об умерших помещичьих крестьянах,- он заявил: «Нет, этого и подавно нельзя позволить, хотя бы в рукописи этого не было, а стояло одно слово: ревизская душа, уж этого нельзя позволить, это значит против крепостного права». Не читая произведения, Голохвастов «попал в точку», ибо «Мертвые души» Гоголя действительно направлялись против крепостного права, показывали его в крайне неприглядном, реалистическом свете, рисовали отрицательные типы крепостников-помещиков, которых Гоголь бичевал. «Героями» в «Мертвых душах» являются отрицательные лица, начиная с самого Чичикова. Это было не случайно, ибо, осуждая крепостничество, сочувствуя положению народных масс, Н. В. Гоголь не мог в положительном свете рисовать господство, насилие помещиков в отношении крестьян. В последней главе «Мертвых душ» писатель следующим образом объясняет причину, по которой он брал отрицательные типы, а не положительные: «Потому,- пишет он,- что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку; потому, что праздно вращается в устах слово «добродетельный человек»; потому, что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая кнутом и всем, чем попало... Нет, пора, наконец, припречь и подлеца. Итак, припряжем подлеца». «Ревизор» и «Мертвые души»- ярко обличительные произведения, направленные против крепостников и чиновников. Гоголь написал и вторую часть «Мертвых душ», но сжег ее. В последний период своей жизни Гоголь заболел нервным расстройством, впал в мистицизм, встал на реакционные позиции. Ранее говорилось, что его произведение «Выбранные места из переписки с друзьями», где он излагал неверные, реакционные мысли, подверглось резкой критике в письме Белинского. Это письмо Белинского не прошло бесследно для Гоголя. Гоголь написал в ответ на него следующее: «Я не мог отвечать на ваше письмо. Душа моя изнемогала, все было потрясено... Да и что мне было отвечать? Бог весть, может быть, в ваших словах есть часть правды». Это показывает, что Гоголь был близок к осознанию своих ошибок. Н. В. Гоголь создал много великих произведений, в том числе: «Тарас Бульба» - патриотическое произведение, «Шинель» - произведение, рисующее тяжелую жизнь и быт мелкого чиновничества, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и многие другие выдающиеся произведения. Значение Гоголя в русской литературе было исключительно велико. Созданные Гоголем типы вошли в качестве нарицательных понятий в литературу, как-то: хлестаковщина, маниловщина и т. д. Белинский называл Гоголя главой русской литературы, и это было действительно так. Реализм в творчестве Гоголя достиг новых, необыкновенных вершин. Гоголь развил наследство Пушкина и Лермонтова. Он оказал громадное влияние на литературную деятельность писателей всех последующих поколений, создав натуральную школу критического направления, оказал большое влияние на развитие мировой литературы и в особенности на литературу славянских народов.

После Пушкина, Лермонтова и Гоголя направление критического реализма получило свое дальнейшее развитие в творчестве целой плеяды таких выдающихся русских писателей, как Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие. К ним примыкали и менее выдающиеся писатели, сторонники реализма - Григорович, Даль, Сологуб, Панаев. Надо иметь в виду, что творчество таких писателей, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский, Тургенев, Достоевский, Гончаров, в 40-х и даже в 50-х годах по преимуществу только начиналось; расцвет их творческой работы падает на более позднее время, в период кануна реформы 1861 г. и после нее, когда на смену крепостной России шла Россия капиталистическая.

Реалисты XIX века широко
раздвинули границы искусства.
Они начали изображать явления самые обыкновенные, прозаические.
Действительность вошла
в их произведения со всеми своими
социальными контрастами,
трагическими диссонансами.
Николай Гуляев

К середине XIX столетия в мировой культуре окончательно утверждается реализм. Давайте вспомним, что это такое.

Реализм  — художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между характерами и обстоятель-ствами, воспроизведение подробностей повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.

Термин «реализм » впервые был предложен французским писателем и литературным критиком Шанфлери в 50-х годах XIX столетия. В 1857 году он издаёт сборник статей под названием «Реализм». Интересен тот факт, что почти одновременно это понятие стали использовать и в России. И первым, кто это сделал, был известный литературный критик Павел Анненков. Вместе с тем понятие «реализм » и в Западной Европе, и в России, и в Украине стало широко употребляться лишь в 60-х годах XIX столетия. Постепенно слово «реализм » вошло в лексикон людей разных стран применительно к различным видам искусства.

Реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он и развился. Особенность этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление дать свою, часто критическую, оценку негативным явлениям окружающей жизни. Поэтому в центре внимания реалистов находятся не просто факты, события, люди и вещи, а общие закономерности действительности.

Рассмотрим, каковы же были предпосылки становления реализма в мировой культуре. Стремительное развитие промышленности в XIX веке требовало точных научных знаний. Писатели-реалисты, внимательно изучая жизнь и стремясь отобразить её объективные законы, интересовались науками, которые могли помочь им в понимании процессов, происходящих в обществе и в самом человеке.

Среди множества научных достижений, оказавших серьёзное влияние на развитие общественной мысли и культуры во второй половине XIX столетия, следует особо выделить теорию ан-глийского натуралиста Чарльза Дар-вина о происхождении видов, естествен-но-научное объяснение пси-хических явлений осново-по-ложником физиологии Ильёй Сеченовым , открытие Дмитрием Менделе-евым периодиче-ского закона химиче-ских элементов повлиявшее на последующее развитие химии и физики, географи-ческие открытия, связанные с пу-те-шествиями Петра Семёнова и Николая Северцова по Тянь-Шаню и Средней Азии, а также исследование Николаем Пржевальским Уссурийского края и первые его поездки в Центральную Азию.

Научные открытия второй половины XIX в. меняли многие устоявшиеся взгляды на окружающую природу, доказывали её взаимосвязь с человеком. Всё это способствовало рождению нового способа мышления.

Быстрый прогресс, происходивший в науке, увлекал писате-лей, вооружая их новыми представлениями об окружающем мире. Главная проблема, поднимаемая в литературе второй половины XIX века, — отношения личности и общества. В какой мере общество влияет на судьбу человека? Что нужно делать, чтобы изменились человек и мир? Эти вопросы рассматривают многие писатели этого периода.

Для реалистических произведений характерно такое специфическое художественное средство, как конкретность образов , конфликта , сюжета . Вместе с тем художественный образ в таких произведениях не может быть соотнесён с живым человеком, он богаче конкретной личности. «Художник должен быть не судьёю своих персонажей и того, о чём говорят они, а только беспристрастным свидетелем… Моё дело только в том, чтобы быть талантливым, то есть уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком», — писал Антон Павлович Чехов.

Целью реализма было правдиво показать и исследовать жизнь. Главным при этом, как утверждают теоретики реализма, является типизация . Об этом точно сказал Лев Николаевич Толстой: «Задача художника… извлечь из дей-ствительности типичное… собрать идеи, факты, противоречия в динамический образ. Человек, скажем, за свой рабочий день говорит одну фразу, характерную для его сущности, другую он скажет через неделю, а третью через год. Вы заставляете его говорить в концентрированной обстановке. Это вымысел, но такой, в котором жизнь более реальна, чем сама жизнь». Отсюда и объективность этого художественного направления.

Русская литература второй половины XIX века продолжает реалистические традиции Пушкина, Гоголя и других писателей. Вместе с тем в обществе ощущается сильное влияние критики на литературный процесс. Особенно это касается работы «Эстетические отношения искусства к действительности » известного русского писателя, критика Николая Гавриловича Чернышевского . Его тезис о том, что «прекрасное есть жизнь», станет идейной основой многих художественных произведений второй половины XIX века. Материал с сайта

Новый этап развития реализма в русской художественной культуре связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в этот период, свой-ственен историзм  — отображение явлений в их исторической конкретности. Писатели ставят перед собой задачу вскрыть причины социального зла в обществе, показать в своих произведениях жизненно достоверные картины, создать такие исторически конкретные характеры, в которых будут запечатлены важнейшие закономерности эпохи. Поэтому отдельная личность ими рисуется, в первую очередь, как существо социальное. В результате действительность, как отмечает современный российский литературовед Николай Гуляев, «представала в их творчестве как “объективный поток”, как самодвижущаяся реальность».

Таким образом, в литературе второй половины ХIХ века главными становятся проблемы личности, давления на неё окружающей среды, исследование глубины человеческой психики. Предлагаем вам самим узнать и осмыслить, что же происходило в русской литературе второй половины XIX века, прочитав произведения Достоевского, Толстого и Чехова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

№ ПЕРИОД СОБЫТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 1. КОНЕЦ 1790-х – 1800-егг Карамзинскийпериод. Журнал «ВестникЕвропы» Карамзина. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзиикарамзинистов(«поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.) 2. 1810-егг Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакциейВ.А.Жуковского. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. «Психологический романтизм»В.А.Жуковского, «мечтательный романтизм» К.Н. Батюшкова. 3. 1820 -1830-егг Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов.А.С.Грибоедов. Поэты пушкинского круга.М.Ю.Лермонтов.Н.В.Гоголь.

3 слайд

Описание слайда:

Итак, писатель…русский писатель-кто он?? (напиши ответ в тетрадь) Первым профессиональным писателем был А.С.Пушкин. В середине 19в каждый большой поэт выясняет свое отношение к пушкинской традиции, т.к. нельзя было появляться в печати, не выяснив для себя и для других вслух или намеком отношение к пушкинским традициям. ПОЧЕМУ? Конспект в тетради смотри..

4 слайд

Описание слайда:

ПОЭЗИЯ I треть 19 в ПРОЗА II пол 19 в Уступает место ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ?? Поэзия быстрее реагирует на изменения, происходящие в обществе(чисто практически стихи пишутся быстрее), для написания романа требуется иногда более 10 лет

5 слайд

Описание слайда:

В 1848г Николай I еще более ужесточил цензуру, до 1855г наступает мрачное 7-летие. При Николае I нельзя было открывать новые журналы. Журналы состояли из нескольких отделов: Словесность Собственно художественное произведение Критика Библиографическая хроника Современная хроника России Литература не имела права заниматься политикой. Журналы полемизировали друг с другом. Это время демократизации литературы, появляется все больше грамотных людей, эти новые читатели диктуют свои вкусы. К этим вкусам прислушиваются, под них подстраиваются. Для кого писать? На кого рассчитывать? С этой проблемой столкнулись практически все писатели, начиная с Пушкина. Демократизация литературы означала и появление новых читателей и приток в литературу новых литературных сил.

6 слайд

Описание слайда:

Реализм как литературное направление Реализм, как художественный метод, и роман, как жанр, возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые происходили в России, и на Западе в конце 18в – первой четверти 19в. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод – реализм. Его основа – принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А.С.Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России. Русский реализм II половины 19в выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования.

7 слайд

Описание слайда:

1800г 1850г 1870-е г 1825-е г Социальное положение Образование Материальное положение Развитие естественных наук 1900-е гг

8 слайд

Описание слайда:

Основные признаки реализма Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним. 1. Типизация образов. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален. 2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма. 3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения. 4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов. 5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека. 6. Историзм. Литература XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения. 7. Психологизм - это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей: ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Каким образом художник раскрывает внутренний мир своего героя? В романе «Преступление и наказание» читатель познает эмоции и чувства Раскольникова благодаря описанию внешности, интерьера комнаты и даже изображению города. Для того чтобы раскрыть все то, что происходит в душе главного героя, Достоевский не ограничивается изложением его мыслей и высказываний. Автор показывает обстановку, в которой пребывает Раскольников. Маленькая каморка, напоминающая шкаф, символизирует несостоятельность его идеи. Комната Сони, напротив, просторна и светла. Но главное, Достоевский особое внимание уделяет глазам. У Раскольникова они глубокие и темные. У Сони – кроткие и голубые. А, например, о глазах Свидригайлова ничего не сказано. Не оттого, что автор забыл дать описание внешности этого героя. Скорее дело все в том, что, по мнению Достоевского, у таких людей, как Свидригайлов, и вовсе никакой души нет.

9 слайд

Описание слайда:

Учение В.Белинского о реалистическом характере: 1. Художник не должен копировать жизнь, дагеротип –признак документальной прозы. Признаком настоящего худож.произведения является создание типов. (Типическое-это общее выражается через индивидуальное) 2. Герои реализма-многоплановы, противоречивы – что значит происходит преодоление однолинейности, статичности

10 слайд

Описание слайда:

Развитие журналистики в начале века Все большую роль умного информатора и собеседника начинают играть "толстые" журналы, а имена их издателей делаются не менее популярными, чем имена модных литераторов. Разные по направлениям, взглядам издателей, они знакомили читающую публику с новостями европейской жизни, новинками в научных областях и прикладных занятиях, с произведениями зарубежных и отечественных поэтов и прозаиков. Наиболее популярными у читателей были "Вестник Европы" Карамзина, "Сын Отечества" Греча, "Северная пчела" Булгарина, "Телескоп" Надеждина, "Библиотека для чтения" Сенковского, "Отечественные записки" Краевского. В 1832 г. в России издавалось 67 журналов и газет. Изданий на русском языке среди них насчитывалось 32, в основном это были ведомственные журналы. Литературных общедоступных журналов выходило всего 8. В 1840-50-е гг. писателей, издателей, властвовавших над умами и душами читателей, заслоняет собой литературный критик. Читательская аудитория начинает нуждаться в опытном наставнике, способном научить ее ценить подлинное искусство. Роль своеобразных клубов, где происходил обмен литературными, политическими, философскими мнениями, где узнавали новости российской и зарубежной жизни, играли в начале столетия литературные салоны. Наиболее известными из них были салоны Оленина, Елагиной, Ростопчиной, Волконской. Ту же роль выполняли вечера: субботы Жуковского, Аксакова, четверги Греча, пятницы Воейкова..

11 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание Историческая обстановка на рубеже 18-19 в Русская литература начала 19 в Реализм как литературное направление Творчество Г.Р.Державина Поэзия К.Н.Батюшкова

Реализм

Реализм (- вещественный, действительный) - художественное направление в искусстве и литературе, которое утверждается в первой трети XIX века. У истоков реализма в России стояли И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин (в западной литературе реализм возникает несколько позднее, первыми его представителями были Стендаль и О. де Бальзак).

Черты реализма. Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, - основной критерий художественности.

Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм - основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития.

Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные явления действительности, сосредоточиваются на обличении существующих порядков. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы - патриотизм, сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека, мечта о светлом будущем России (например, «Мертвые души»). Вот почему в современном литературоведении вместо понятия «критический реализм», которое впервые было введено Н. Г. Чернышевским, чаще всего говорят о «классическом реализме». Типические характеры в типических обстоятельствах, то есть характеры изображались в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях.

Взаимоотношения личности и общества - ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Как правило, в центре внимания реалистических произведений оказываются личности незаурядные, неудовлетворенные жизнью, «выламывающиеся» из своего окружения, люди, способные встать выше общества и бросить ему вызов. Их поведение и поступки становятся для писателей-реалистов предметом пристального внимания и исследования.

Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики.

Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами живой, разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного русского языка.

Разнообразие жанров (эпических, лирических, драматических, лироэпических, сатирических), в которых находит выражение все богатство содержания реалистической литературы.

Отражение реальной действительности не исключает вымысел и фантастику (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобы- лин), хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.

Типология русского реализма. Вопрос о типологии реализма связан с раскрытием известных закономерностей, определяющих доминанту тех или иных типов реализма и их смену.

Во многих литературоведческих работах присутствуют попытки установить типовые разновидности (течения) реализма: ренессансный, просветительский (или дидактический), романтический, социологический, критический, натуралистический, революционно-демократический, социалистический, типический, эмпирический, синкретичный, философско-психологи- ческий, интеллектуальный, спиралевидный, универсальный, монументальный... Поскольку все эти термины довольно условные (терминологическая неурядица) и между ними нет четких границ, предлагаем использовать понятие «этапы развития реализма». Проследим эти этапы, каждый из которых складывается в условиях своего времени и художественно оправдан в своей неповторимости. Сложность проблемы типологии реализма в том, что типологически своеобразные разновидности реализма не просто сменяют друг друга, но и сосуществуют, развиваются одновременно. Следовательно, понятие «этап» отнюдь не означает, что в тех же хронологических рамках не может быть другого рода течения, более раннего или более позднего. Вот почему необходимо соотносить творчество того или иного писателя-реалиста с творчеством других художников-реалистов, выявляя при этом индивидуальное своеобразие каждого из них, обнаруживая близость между группами писателей.

Первая треть XIX века. В реалистических баснях Крылова отразились реальные отношения людей в обществе, нарисованы живые сцены, содержание которых разнообразно - они могли быть бытовыми, социальными, философско-историческими.

Грибоедов создал «высокую комедию» («Горе от ума»), то есть комедию, близкую к драме, отразив в ней идеи, которыми жило образованное общество первой четверти века. Чацкий в борьбе с крепостниками и консерваторами отстаивает общенациональные интересы с позиций здравого смысла и народной морали. В пьесе даны типические характеры и обстоятельства.

В творчестве Пушкина уже намечены проблематика, методология реализма. В романе «Евгений Онегин» поэт воссоздал «русский дух», дал новый, объективный принцип изображения героя, первым показал «лишнего человека», а в повести «Станционный смотритель» - «маленького человека». В народе Пушкин увидел тот нравственный потенциал, который обусловливает национальный характер. В романе «Капитанская дочка» проявился историзм мышления писателя - и в верном отражении действительности, и в точности социального анализа, и в понимании исторической закономерности явлений, и в умении передать типические особенности характера человека, показать его как порождение определенной общественной среды.

30-е годы XIX века. В эту эпоху «безвременья», общественного бездействия слышны были лишь смелые голоса А. С. Пушкина, В. Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова. Критик увидел в Лермонтове достойного преемника Пушкина. Человек в его творчестве несет в себе драматические черты времени. В судьбе

Печорина писатель отразил судьбу своего поколения, свой «век» («Герой нашего времени»). Но если Пушкин главное внимание отводит описанию поступков, действий персонажа, дает «очертания характера», то Лермонтов сосредоточивается на внутреннем мире героя, на углубленном психологическом анализе его действий и переживаний, на «истории души человеческой».

40-е годы XIX века. В указанный период реалисты получили наименование «натуральная школа» (Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Д. В. Григорович, Н. А. Некрасов). Произведениям этих писателей свойствен обличительный пафос, неприятие социальной действительности, усиленное внимание к будничности, повседневности. Гоголь не находил в окружающем его мире воплощения своих возвышенных идеалов, а потому был убежден, что в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно выразить только через отрицание безобразной действительности. Сатирик исследует вещественную, материально-бытовую основу жизни, ее «невидимые» черты и возникающие из нее духовно убогие характеры, крепко уверенные в своем достоинстве и праве.

Вторая половина XIX века. Творчество писателей этого времени (И. А. Гончаров, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. Г. Короленко, А. П. Чехов) отличает качественно новый этап в развитии реализма: они не только критически осмысливают действительность, но и активно ищут способы ее преобразования, обнаруживают пристальное внимание к духовной жизни человека, проникают в «диалектику души», создают мир, населенный сложными, противоречивыми характерами, насыщенный драматическими конфликтами. Произведениям писателей свойственны тонкий психологизм и большие философские обобщения.

Рубеж XIX-XX веков. Особенности эпохи наиболее ярко выразились в произведениях А. И. Куприна, И. А. Бунина. Они чутко улавливали общую духовно-социальную атмосферу в стране, глубоко и верно отражали неповторимые картины быта самых разных слоев населения, создавали цельную и правдивую картину России. Для них характерны такие темы и проблемы, как преемственность поколений, наследие веков, корневые связи человека с прошлым, русский характер и особенности национальной истории, гармоничный мир природы и мир общественных отношений (лишенный поэтичности и гармонии, олицетворяющий жестокость и насилие), любовь и смерть, недолговечность и зыбкость человеческого счастья, загадки русской души, одиночество и трагическая предопределенность человеческого существования, пути освобождения от духовного гнета. Оригинальное и самобытное творчество писателей органически продолжает лучшие традиции русской реалистической литературы, и прежде всего глубокое проникновение в суть изображаемой жизни, раскрытие отношений между средой и личностью, внимание к социально-бытовому фону, выражение идей гуманизма.

Дооктябрьское десятилетие. Новое видение мира в связи с происходящими в России процессами во всех областях жизни определило новое лицо реализма, существенно отличавшегося от классического реализма своей «модерностью». Выдвинулись новые фигуры - представители особого течения внутри реалистического направления - неореализма («обновленный» реализм): И. С. Шмелев, Л. Н. Андреев, М. М. Пришвин, Е. И. Замятин, С. Н. Сергеев-Ценский, А. Н. Толстой, А. М. Ремизов, Б. К. Зайцев и др. Для них характерны отход от социологического осмысления действительности; освоение сферы «земного», углубление конкретно-чувственного восприятия мира, художественное изучение тонких движений души, природа и человек, вступающие в соприкосновение, что избавляет от отчуждения и приближает к изначальному, неизменному естеству бытия; возврат к скрытым ценностям народно-деревенской стихии, способным обновить жизнь в духе «вечных» идеалов (языческий, мистический колорит изображаемого); сопоставление буржуазного городского и сельского уклада; мысль о несовместимости природной силы жизни, бытийного добра с социальным злом; соединение исторического и метафизического (рядом с чертами бытовой или конкретно-исторической реальности присутствует «сверхреальный» фон, мифологический подтекст); мотив очистительной любви как некий символический знак всечеловеческого естественного бессознательного начала, несущего просветленный покой.

Советский период. Отличительными чертами возникшего в эту пору социалистического реализма стали партийность, народность, изображение действительности в ее «революционном развитии», пропаганда героики и романтики социалистического строительства. В произведениях М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Л. М. Леонова, В. В. Маяковского, К. А. Федина, Н. А. Островского, А. Н. Толстого, А. Т. Твардовского и др. утверждались иная реальность, иной человек, иные идеалы, иная эстетика, принципы, положенные в основу морального кодекса борца за коммунизм. Пропагандировался новый метод в искусстве, который был политизирован: имел ярко выраженную социальную направленность, выражал государственную идеологию. В центре произведений обычно находился положительный герой, неразрывно связанный с коллективом, который постоянно оказывал на личность благотворное влияние. Основная сфера приложения сил такого героя - созидательный труд. Не случайно одним из распространенных жанров стал производственный роман.

20-30-е годы XX века. Немало писателей, вынужденных жить при диктаторском режиме, в условиях жестокой цензуры, сумели сохранить внутреннюю свободу, проявляли способность умалчивать, быть осторожным в оценках, переходить на иносказательный язык, - они были преданы истине, подлинному искусству реализма. Родился жанр антиутопии, в которой давалась суровая критика тоталитарного общества, основанного на подавлении личности, индивидуальной свободы. Трагично сложились судьбы А. П. Платонова, М. А. Булгакова, Е. И. Замятина, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, их надолго лишили возможности печататься в Советском Союзе.

Период «оттепели» (середина 50-х - первая половина 60-х годов). В это историческое время громко и уверенно заявили о себе молодые поэты-шестидесятники (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский, Б. Ш. Окуджава и др.), ставшие «властителями дум» своего поколения вместе с представителями «третьей волны» эмиграции (В. П. Аксенов, А. В. Кузнецов, А. Т. Гладилин, Г. Н. Владимов,

A. И. Солженицын, Н. М. Коржавин, С. Д. Довлатов, В. Е. Максимов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и др.), произведениям которых были свойственны острокритическое осмысление современной действительности, сохранение человеческой души в условиях командно-административной системы и внутреннее противостояние ей, исповедальность, нравственные искания героев, их высвобождение, раскрепощенность, романтизм и самоирония, новаторство в области художественного языка и стиля, жанровое многообразие.

Последние десятилетия XXвека. Новое поколение писателей, жившее уже в несколько смягченных политических условиях внутри страны, выступило с лирической, городской и деревенской поэзией и прозой, не укладывавшимися в жесткие рамки социалистического реализма (Н. М. Рубцов, А. В. Жигулин,

B. Н. Соколов, Ю. В. Трифонов, Ч. Т. Айтматов, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В. М. Шукшин, Ф. А. Искандер). Ведущими темами их творчества становятся возрождение традиционной нравственности и взаимоотношения человека и природы, в чем проявилась близость писателей к традициям русского классического реализма. Произведения этой поры пронизаны чувством привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит, ощущением невосполнимости духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека. Художники осмысливают перелом в сфере моральных ценностей, сдвиги в обществе, в которых вынуждена выживать человеческая душа, размышляют о катастрофических последствиях для тех, кто утрачивает историческую память, опыт поколений.

Новейшая русская литература. В литературном процессе последних лет литературоведы фиксируют два течения: постмодернизм (размытость границ реализма, сознание иллюзорности происходящего, смешение разных художественных методов, стилевое разнообразие, усиление влияния авангардизма - А. Г. Битов, Саша Соколов, В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая, Т. Ю. Киби- ров, Д. А. Пригов) и постреализм (традиционное для реализма внимание к судьбе частного человека, трагически одинокого, всуете унижающей его повседневности утрачивающего нравственные ориентиры, пытающегося самоопределиться, - В. С. Ма- канин, Л. С. Петрушевская).

Итак, реализм как литературно-художественная система обладает мощным потенциалом непрерывного обновления, что проявляется в ту или иную переходную для русской литературы эпоху. В творчестве писателей, продолжающих традиции реализма, наблюдаются поиски новых тем, героев, сюжетов, жанров, поэтических средств, новой манеры разговора с читателем.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы