Про деток, от рождения до школы

Большое не значит сильное. Огромное государство вестготов на Пиренейском полуострове за несколько лет было сокрушено сравнительно небольшим арабским войском.

Для мусульман вторжение в Испанию было лишь еще одним звеном в длинной цепи завоеваний. Почти всегда арабы быстро добивались успехов. За несколько десятилетий они распространили свои владения до Дербента и Средней Азии на севере, реки Инд на востоке, Атлантического океана на западе. Конечно, легкость их побед нельзя переоценивать: Византия и Иран, обескровленные долгой и изнурительной борьбой друг с другом, сражались из последних сил. И все же в считанные годы Византия утратила свои восточные провинции, а Иран был завоеван целиком. Однако огромное (по меркам того времени) Вестготское королевство, которое долгое время перед этим практически не вело войн, казалось бы, могло оказать захватчикам упорное сопротивление. Но этого не произошло — Испанию арабы завоевали на удивление легко, что, безусловно, требует объяснения.

Долгий путь в Испанию

Вестготское королевство к моменту своей гибели имело почти трехсотлетнюю историю - самую длительную из континентальных германских королевств, за исключением Франкского. Возникло оно в Южной Галлии (со столицей в Тулузе) в 418 году. Прародина же германских племен, известных под собирательным именем готы, - южная Скандинавия. Оттуда они перешли на территорию нынешней Польши, а затем через Белоруссию и Украину вышли к Северному Причерноморью и Нижнему Подунавью. В ходе переселения у готов возникли два племенных образования: остготы и вестготы. В середине IV века на них обрушились пришедшие из глубин Азии гунны, которые разбили остготов и вовлекли их в орбиту своего движения. Вестготы же, спасаясь от гуннской угрозы, переселились за Дунай - на территорию Римской империи. Столкнувшись там с притеснениями местных властей, вестготы двинулись на восточную столицу империи - Константинополь. В 378 году они разбили римлян при Адрианополе, затем разорили Пелопоннес, в 410 году захватили и разграбили Рим, прошлись по Южной Италии и, наконец, в 418 году оказались в Южной Галлии. Там они и осели, сделавшись римскими федератами - так называли варваров, получавших в границах империи земли, которые они обязаны были охранять, а также выступать союзниками Рима против его врагов. Часто федераты получали и помощь продовольствием. В условиях ослабления империи вестготы, хотя и не отрицали формальную верховную власть Рима, приобрели полную самостоятельность. Так возникло Вестготское королевство. Собственно, королевством в общепринятом значении этого слова оно еще не было: в нем самым причудливым образом сочетались элементы древнеримской государственной системы и германской племенной организации.

С начала VI века, после завоевания франками большей части вестготских владений в Галлии, вестготы во множестве переселяются в Испанию. Эта страна отныне стала их новой родиной, а остатки владений в Южной Галлии, получившие название Септимания, потеряли прежнее значение. С середины VI века столицей королевства являлся Толедо, выгодно географически расположенный и прекрасно укрепленный самой природой.

Погиб ли король Родриго?

Арабское завоевание оставило глубокий след в исторической памяти испанского народа. Согласно некоторым арабским источникам, легкой победе арабов способствовал наместник Сеуты по имени Ольбан (Олиан, Илиан), дочь которого Кава (Ла Кава) была обесчещена Родриго. Позже Ольбан превратился в графа Юлиана (Хулиана). В XVI веке легенда легла в основу цикла романсов, в которых выделяются три главных мотива.

1. Презрев запрет, Родриго входит в некий дом в Толедо, который считался жилищем Геркулеса. Он видит там надпись: тот, кто проникнет в это здание, погубит Испанию. На найденных в доме стягах он видит арабских всадников.

2. Граф Юлиан решает любой ценой отомстить за бесчестье дочери и вступает в сговор с маврами, чтобы сокрушить королевство Родриго.

3. После поражения Родриго бежит на север Португалии. Он исповедуется в грехах встреченному монаху, и тот накладывает на него ужасное покаяние: Родриго должен живым лечь в гроб с чудовищным змеем. В момент мучительной смерти Родриго колокола зазвонили сами собой, и грешник был прощен.

Сила и слабость вестготов

На протяжении всего существования Вестготского королевства в нем шли процессы консолидации: завоеватели-вестготы постепенно сближались с покоренным ими населением римской Испании - испано-римлянами. Это проявлялось и в языке, и в распространении смешанных браков, и в правовой сфере: если первоначально для вестготов и для испано-римлян действовало раздельное законодательство, то затем эта двойственность была преодолена. Однако о том, в какой мере эти процессы завершились к началу VIII века, судить сложно: некоторая обособленность и память о своем происхождении вполне могли сохраняться.

Сходные процессы происходили и в религиозной сфере. В IV веке вестготы приняли христианство в форме арианства. Учение Ария было осуждено еще на Никейском соборе 325 года, но очень долго сохраняло свою популярность среди германцев, в том числе и в Вестготском королевстве. Лишь Третий Толедский собор в 589 году провозгласил ортодоксальное вероисповедание обязательным для всех христиан королевства; арианство было официально запрещено. Отказ от арианства имел важные последствия, сделав возможным дальнейшее сближение вестготов с испано-римлянами, ведь их больше не разделяла вера.

На протяжении VI-VII веков вестготы в Испании воевали то со свевами (еще в V веке создавшими королевство на северо-западе полуострова), то с византийцами, захватившими в VI веке земли на юге Испании и удерживавшими их в течение почти столетия, то с северными племенами васконов и кантабров. Их вестготы так и не успели подчинить до самого арабского вторжения. Во главе государства стоял король, власть которого носила сакральный характер. Известно, что вестготы первыми в Западной Европе - по меньшей мере с начала VII века - стали практиковать обряд помазания на царство. Тем не менее королевская власть была непрочной. Монархи часто вступали в конфликты со знатью, и нередко перевес был не на их стороне. Во многом слабость правителей была связана с так и не устоявшейся практикой престолонаследия. Существовавшая у вестготов общегерманская практика выбора королей сталкивалась со стремлением монарха передать свою власть ближайшему родственнику или наиболее доверенному лицу. Знать же, не желавшая усиления королевской власти, этому всячески противилась.

О состоянии института королевской власти перед арабским завоеванием можно судить по тому, как в эти годы происходила передача трона. Король Вамба (672–680) был лишен его весьма экзотическим способом. Придворный Эрвигий опоил монарха зельем, которое, не будучи смертельным, лишило короля сознания. Приближенные, решив, что Вамба вот-вот испустит дух, по вестготскому обычаю соборовали его и одели в монашескую одежду. Таким образом он сделался монахом и оставаться светским государем уже не мог. Когда через несколько часов Вамба пришел в себя, ему пришлось отречься от трона и остаток жизни провести в монастыре. Выбранный его преемником Эрвигий, дабы с ним не случилось нечто подобное, добился того, чтобы в актах очередного Толедского собора были описаны все действия, приведшие к смещению Вамбы, и установлена кара за их повторение. Эрвигию удалось сделать преемником своего зятя Эгику. Эгика, в свою очередь, сумел передать власть сыну Витице, назначив его соправителем. Витица перед смертью также хотел передать престол своему сыну Агиле и с этой целью сделал его герцогом огромной Тарраконской провинции. Однако знать не пожелала видеть королем Агилу, а выдвинула собственного претендента - Родериха, известного в последующей испанской традиции как Родриго. Сторонники Агилы не признали избрания Родериха, затаив свое недовольство, а сам он сохранил за собой свою провинцию. Так что фактически Родерих стал королем лишь части Испании.

Материальные ресурсы короля сокращались по мере того, как крупные землевладельцы приобретали в своих землях полную самостоятельность. Число налогоплательщиков сокращалось, королям приходилось увеличивать поборы с остальных, прежде всего с горожан. Соответственно, в их среде росло недовольство, проявившееся затем в ходе завоевания. С политической слабостью королевской власти в Вестготском королевстве были тесно связаны военные проблемы. Король постоянно располагал своей дружиной, она в любой момент готова была выступить в поход и отличалась высокими боевыми качествами, но была не слишком многочисленной. Король мог призвать на помощь отряды знати, но магнаты, как правило, не торопились оказать поддержку. Теоретически любой свободный вестгот по приказу короля обязан был выступить на военную службу, но практически эта система не действовала вовсе или действовала с огромным запозданием. Когда против Вамбы вспыхнул мятеж в Септимании, король с огромным трудом собрал необходимые силы для его подавления. После победы Вамба, чтобы впредь не сталкиваться с такими проблемами, принял суровые законы против уклонявшихся от королевской службы, судя по всему, не слишком эффективные.

В конце VI века, вскоре после отказа от арианства, наметился важный поворот в религиозной политике. Уже в 613 году король Сисебут изгнал из страны всех иудеев, не пожелавших перейти в христианство. Евреев в Испании было довольно много, они появились в стране задолго до вестготов и пользовались немалым влиянием. Со времен Сисебута и вплоть до арабского завоевания короли то принимали указы об обязательном крещении либо изгнании иудеев, то отменяли их, позволяя изгнанникам вернуться обратно, а обращенным в христианство - вновь исповедовать веру отцов. Это совершенно не мешало впоследствии вновь осуждать отступничество от христианства и устанавливать за него суровые наказания. Но, поскольку каноническое право запрещало насильственное крещение иудеев, власти пытались добиться своих целей, прибегая к дискриминации и культовым запретам. Евреям запрещалось торговать с христианами и приобретать у них какую-либо собственность, соблюдать субботу и т. д. Кульминацией антииудейской политики вестготских королей стали события 694 года. Евреев обвинили в том, что они вступили в сговор со своими соплеменниками из Северной Африки с целью свергнуть короля. После этого очередной Толедский собор постановил конфисковать собственность иудеев, а их самих обратить в рабство. Еврейских детей надлежало отнять у родителей и отдать на воспитание в христианские семьи. Неудивительно, что во время арабского вторжения евреи выступили на стороне завоевателей.

Таким образом, неспособность Вестготского королевства противостоять завоевателям можно объяснить несколькими обстоятельствами. Это прежде всего слабость королевской власти, тесно связанная с усилением знати. В свою очередь, она предполагала сокращение военных ресурсов центральной власти, ее почти полную зависимость от магнатов, а также усиление налогового давления на горожан - с неизбежным ростом их недовольства. С другой стороны, и знать была расколота в политическом отношении. Наконец, преследования властей обусловили враждебность еврейского населения. В совокупности все это заметно подорвало силы Вестготского королевства именно тогда, когда у его границ появился новый враг.

Враг у ворот

Арабы, завоевав за несколько десятилетий огромные территории, в конце VII века достигли Атлантики. Их африканские владения сначала управлялись из Египта, а затем живший в Кайруане наместник Магриба (так арабы называли земли к западу от Египта) стал подчиняться непосредственно халифу. В тот момент, когда Родерих вступил на толедский престол, наместником был Муса ибн Нусайр. К югу от его владений простиралась Сахара, а за ней земли, богатые золотом и слоновой костью. Конечно, чтобы достичь их, надо было преодолеть бескрайние пески, но арабов, чья родина лежала на краю другой огромной пустыни - Аравийской, это не могло смутить. Почему же следующей их целью оказался Пиренейский полуостров? С одной стороны, было известно, что там много плодородных земель и процветающих городов, с другой - о сокровищах вестготов, награбивших в эпоху Великого переселения народов огромные богатства, ходили легенды. Наверняка сыграли свою роль и слухи о внутренней слабости Вестготского королевства, которые доходили в Северную Африку по разным каналам и также побуждали действовать.

Возможно и еще одно объяснение. Когда арабы в 30-е годы VII века вышли из пустынь Аравии к Средиземному морю, они очень быстро приобщились к высокоразвитой средиземноморской цивилизации, к жизни великого «внутреннего моря» Древнего мира и Средневековья. Изначально опасавшиеся моря, арабы очень быстро построили флот, а позже добились огромных успехов в мореплавании. Поэтому стремление завоевателей следовать вдоль берега моря, не слишком от него удаляясь, выглядит вполне понятным.

Муса ибн Нусайр, действуя, видимо, без санкции халифа, решил попробовать завладеть южными районами Испании. С этой целью он заручился поддержкой некоего Юлиана, коменданта портового города Сеуты в Северной Африке. В более поздних источниках его называют графом Юлианом, что предполагает связь с каким-либо из германских королевств - ведь должности графа (много позже превратившейся в титул) нигде больше не было. А в силу близости Вестготского королевства и его заинтересованности в контроле над соседними африканскими землями логично предположить, что речь идет именно о нем. Если так, то весьма вероятно, что Юлиан принадлежал к сторонникам сына короля Витицы Агилы, считал Родериха узурпатором и надеялся с помощью арабов его свергнуть.

Однако чаще историки склонны видеть в Юлиане византийского наместника Сеуты, которая к тому времени предположительно могла оставаться последним бастионом византийских владений в Северной Африке. Наконец, согласно еще одной версии, Юлиан был бербером - уроженцем Северной Африки, не связанным напрямую ни с Византией, ни с вестготами. Впрочем, власть и Византии, и Вестготского королевства в этом регионе была тогда чисто номинальной, на деле Юлиан вынужден был действовать в сложнейшей обстановке совершенно самостоятельно. Арабы стояли у стен города, а помощь византийцев или вестготов выглядела сомнительной, так что выбор Юлиана вполне понятен. Судя по всему, именно он сделал возможной мусульманскую экспедицию 711 года на полуостров, предоставив арабам необходимые для перевозки войск корабли. Христианская традиция навеки заклеймила Юлиана как изменника, однако такая оценка могла бы быть справедлива лишь по отношению к вестготу, что в случае с правителем Сеуты отнюдь не бесспорно.

Пушкинский «Родрик»

По-видимому, весной 1835 года Александр Пушкин написал стихотворение, изданное уже после его гибели под условным названием «Родрик» («На Испанию родную»). Поэт живо интересовался Испанией, изучал испанский язык. В его библиотеке находится экземпляр 4-томной истории Испании Пьера-Сезанна Брайанда (1808), где отчеркнута фраза о судьбе Родриго после поражения: «Некоторые испанцы верят, что он удалился в убежище отшельника, дабы скрыть свой стыд и заодно спрятаться от врагов. Более вероятно, однако, что Родриг избежал гибели храброго воина только для того, чтобы найти постыдную смерть в водах реки Боетис, на берегу которой нашли его корону, его доспехи и его боевого коня».

Замечательно, что, начав довольно длинное стихотворение изложением традиционной легенды («На Испанию родную / Призвал мавра Юлиан. / Граф за личную обиду / Мстить решился королю»), Пушкин немедленно уходит от эпического повествования. Для него нашествие арабов, месть отца за бесчестье дочери и даже «геополитическая катастрофа» («Царство готфов миновалось») отступают на второй план перед темой раскаяния Родриго, которому по молитвам небесного заступника даруется прощение и дается «уразуметь господню волю».

Разгром вестготов

Сначала арабы провели «разведку боем». В июле 710 года отряд из 400 человек под предводительством бербера Тарифа пересек пролив и ступил на испанский берег (возникший на этом месте город так и называется Тарифа), не встретив серьезного сопротивления. Легкий успех воодушевил арабов, и весной 711 года семитысячный отряд во главе с Тариком ибн Зиядом переправился через пролив и высадился близ Гибралтарской скалы, которая впоследствии именно в честь него и получила свое название (по-арабски Джабал Тарик, «гора Тарика»). Бóльшую часть войска составляли берберы, совсем недавно подчиненные арабами и принявшие ислам. Сам предводитель также был бербером, зависимым человеком Мусы ибн Нусайра. Характер местности подсказывал продвижение вдоль побережья в сторону Кадиса, а оттуда вверх по долине Бетиса (будущего Гвадалквивира). Первоначально арабы не встретили серьезного сопротивления, поскольку король Родерих находился тогда на севере страны. Однако уже несколькими неделями позже король со своим войском прибыл из Толедо в Андалусию и встал на пути Тарика.

Из-за спешки Родерих привел с собой лишь то войско, которое смог собрать в кратчайшие сроки. Напрашивается параллель с другим не менее знаменитым и столь же успешным средневековым завоеванием - Нормандским завоеванием Англии 1066 года. Тогда король Гарольд, едва успев отразить нашествие норвежцев на северо-востоке страны, получил известие о высадке на юге отрядов нормандского герцога Вильгельма и также поспешил к месту высадки, не дожидаясь подкреплений. А может, стоило подождать? Нам легко рассуждать с высоты нашего сегодняшнего знания, но Родерих (как и Гарольд спустя 355 лет) едва ли имел более или менее точные сведения о численности вторгшегося войска и не мог знать, целиком ли оно переправилось и будут ли к нему подходить подкрепления. В этих условиях решение как можно быстрее атаковать пришельцев, пока они не успели закрепиться на испанской земле, выглядит совершенно логичным. Однако в обоих случаях оно оказалось роковым.

Два войска сошлись в конце июля на берегах реки Гуадалете (Гвадалете) близ нынешнего города Херес де ла Фронтера. Битва закончилась полным разгромом вестготов, однако почти никакой надежной информацией о ходе сражения, о его чисто военных аспектах мы не располагаем. Во всяком случае, поражение вестготов вряд ли можно объяснить лишь изменой сторонников Витицы, о которой упоминают источники. По некоторым данным, «соперники» Родериха тоже погибли в битве, хотя точно известно, что не все, поскольку брат Витицы, Оппа, фигурирует в последующих событиях. Однако при Гуадалете сторонники сыновей Витицы могли сражаться как на стороне вестготов, так и на стороне арабов. Можно с уверенностью утверждать, что важную или даже решающую роль в победе арабов сыграли выдающиеся боевые качества их конницы, в которой они, несомненно, имели перевес.

Сам король, как предполагается, пал в сражении или утонул, спасаясь бегством. После его гибели в Вестготском королевстве не нашлось человека, который сумел бы организовать борьбу с пришельцами в масштабах всей страны, хотя во многих местах группы сторонников Родериха пытались сопротивляться.

Злой рок победителей

После битвы ворота Андалусии были открыты перед Тариком. К тому же ему оказала поддержку часть местного населения, видевшая в арабах скорее освободителей, чем захватчиков. Так, согласно христианским и некоторым арабским источникам, многие иудеи стали союзниками завоевателей. Оставив в стороне Севилью, Тарик подошел к Кордове, но не стал там задерживаться и, выделив часть своего войска для осады города, с основными силами двинулся на север. Толедо, столица вестготских королей, сдался без сопротивления. Христианская легенда, не подтвержденная арабскими источниками, но популярная у более поздних испанских авторов, гласит, что именно евреи открыли арабам ворота Толедо. В октябре 711 года арабы овладели и Кордовой. Получив известия о столь масштабных и успешных завоеваниях, Муса ибн Нусайр в июне 712 года отправился в Испанию с войском в 18 000 человек. Скорее всего, он опасался, что слава и почести достанутся одному Тарику, но возможно и другое объяснение: Муса просто стремился наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией. Прежде всего он овладел Севильей, а затем двинулся против Мериды, важного административного и церковного центра, где укрылись многие вестготы. Мерида сопротивлялась наиболее упорно и продержалась более года. Затем, пройдя через Толедо, Муса направился к Сарагосе и, овладев ею, установил контроль над всей долиной Эбро, а также занял Леон. Тарик в это же время распространил свою власть на часть Старой Кастилии, а затем достиг Астурии, выйдя к Бискайскому заливу.

Летом 714 года халиф Аль-Валид приказал обоим полководцам вернуться в столичный Дамаск. Они покинули Испанию, к тому времени почти полностью завоеванную, и вернулись в Сирию как триумфаторы, с огромной военной добычей. Но вскоре по прибытии в Дамаск Муса был обвинен в растрате, а через несколько лет убит. О дальнейшей судьбе Тарика также практически ничего не известно, во всяком случае, в Испанию он не вернулся.

Уезжая, Муса оставил в качестве преемника своего сына Абд альАзиза. Тот недолго правил Испанией (в 716 году он погиб от руки убийцы), но успел распространить власть мусульман дальше на север, к Пиренеям, а также на запад, на территорию нынешней Португалии. Главным успехом Абд аль-Азиза, еще до отъезда его отца из Испании, стало заключение в 713 году договора с вестготским герцогом Теодомиром. Опытный военачальник, Теодомир укрепился на территории нынешней Мурсии и юго-западной части Валенсии. Он настолько успешно сопротивлялся арабским отрядам, что Абд аль-Азизу пришлось заключить с ним договор: Теодомир признал верховную власть Дамаска и согласился выплачивать небольшую дань, но в остальном сохранил полную самостоятельность для себя и своих подданных. Это «государство в государстве» арабы смогли присоединить лишь после смерти его создателя.

Договор с Теодомиром представляет особый интерес для историков, поскольку это единственное соглашение арабов с вестготами, текст которого сохранился. Его значение выходит далеко за рамки частного случая, хотя бы и важного. Ведь в действительности такого рода соглашений было немало. Одной из причин головокружительных успехов военных походов арабов была как раз умелая политика завоевателей, предлагавших своим противникам вполне приемлемые условия капитуляции, включая возможность сохранять свою веру и самим управлять своими делами.

Испания мусульман и христиан

Серьезное сопротивление арабам оказали лишь северные страны. Лишившись своих владений и высокого статуса, вернуть все это они могли лишь в противостоянии арабам. Завоевание еще не закончилось, а в горах Астурии уже начиналась другая история - история Реконкисты. Хотя события начала VIII века в контексте политической истории трудно переоценить, быть может, еще важнее было начавшееся с них культурное взаимодействие на Пиренейском полуострове христианских и мусульманских начал, оказавшее огромное влияние на всю европейскую культуру.

Вестготы или визиготы (Visigoth, West Goth, т. е западные готы), могущественный народ германского происхождения,обитавший в первые века нашей эры от Днепра до Тисы, между тем, как одноплеменные с ним остготы (восточные готы) обитали от Дона до Днепра. Когда остготы, ослабленные разделением, подпали в начавшемся Великом переселении народов под власть гуннов , вестготы ушли в горы и получили от византийского императора Валента позволение поселиться в опустошенной провинции Мёзии (позднейшая Румыния). Но скоро Валент, раскаявшийся, что поторопился впустить буйных готов в пределы своего государства, перестал внимать их жалобам на римских чиновников, особенно во время страшного голода, свирепствовавшего в Мёзии. Доведенные до отчаяния, готы восстали под начальством вождя своего Фридигерна, опустошили Мёзию и Фракию (Болгарию), и разбили Валента в кровопролитном сражении при Адрианополе (378), в котором погиб сам этот император.

Вестго́ты (тервинги, визиготы; лат. visigothi) - германские племена, западная ветвь готов . В 4 веке вестготы отделились от готов, приняли участие в Великом переселении народов, вторгались на территорию Римской империи, основали королевства в Галлии и Испании. В 3-4 веках н.э. готы жили в Северном Причерноморье, на территории Дакии они занимались земледелием. В 376 году под натиском гуннов они перешли Дунай и получили разрешение поселиться на территории Римской империи. Притеснения местных властей привели к восстанию готов, в 378 году они разгромили войском императора Валента под Адрианополем, сам император был убит в сражении. В 382 году преемник Валента император Феодосий I Великий заключил мир готами и поселил их в Мезии в качестве федератов . В 395 году под предводительством Алариха готы покинули Мезию и двинулись сначала на юг в Грецию, а затем в Италию, куда неоднократно вторгались, начиная с 401 года. Кульминацией стало разграбление Рима в 410 году. В том же году Аларих умер, а его преемник Атаульф увел вестготов в южную Галлию, а в 415 году вестготы появились в Испании.

В 418 году патриций Константин, позже ставший императором Восточной Римской империи Константином III, заключил с вестготами договор о поселении их в качестве федератов в провинции Аквитания Секунда в нижнем течении рек Гаронны и Луары. С этой датой связывают основание Вестготского королевства, цетром которого стала Тулуза. Вскоре умер вождь вестготов Валия. Его преемника Теодориха I, погибшего в сражении с Аттилой на Каталаунских полях в 451 году, считают первым вестготским королем.
Вестготы настойчиво стремились расширить подконтрольную им территорию, на правах федератов они оставались до 475 года, пока сын Теодориха I Эйрих не провозгласил себя независимым королем. Эйрих составил кодекс законов, написанный на латыни. Во второй половине 5 века вестготы покорили большую часть Испании. Эйрих был ярым приверженцем арианства, его сын Аларих II придерживался политики веротерпимости. В 507 году он потерпел поражение в войне с франкским королем Хлодвигом и погиб в битве при Пуатье. Вестготы лишились владений в Галлии, за исключением Септимании, узкой полоски земли, протянувшейся вдоль побережья от Пиренеев до Роны, со столицей в Нарбонне. Испания стала основной частью владений Вестготского королевства, королевский двор сначала обосновался в Барселоне, а с 554 года находился в Толедо. В середине 6 века византийцы попытались разгромить Вестготское уоролевство, но потерпели неудачу, хотя южное побережье Испании оставалось в их власти до 620-х годов.
Вестготы, представлявшие в королевстве господствующую этническую группу, конфисковали у части местных землевладельцев две трети их пахотных земель. Тесное соприкосновение с римскими порядками и культурой способствовало романизации вестготов, постепенно они смешались с местным испано-римским населением и были ассимилированы им. Вестготские короли ощущали себя преемниками Рима , копировали церемониал и законодательство Римской империи. Изначально короли придерживались арианства. При Леовигильде (572-586) усилилось взаимопроникновение между готской и испано-римской знатью, сам король был женат на сестре католических епископов Леандра и Исидора Севильских, занимавших кафедру в 579-600 и 600-636 гах и превративших Севилью в просветительский центр. Королю Леовигильду наследовал его сын Рекаред (586-601). В 589 году он созвал собор в Толедо, где было осуждени арианство; Испания приняла Никейский символ веры. Католическая церковь получила в Вестготском королевстве исключительное влияние; собираемые в Толедо церковные соборы приобрели значение высшего государственного органа. Под влиянием церковного клира сложилось общее законодательство, ознаменовавшее окончательное слияние вестготов и испано-римлян. При короле Рецесвинте (652-672) был принят правовой кодекс «Liber Judicorum», построенный по образцу Кодекса Юстиниана.
Королям Свинтиле (621-631), Хиндасвинту (641-652), Вамбе (672-680) пришлось бороться за прочность королевской власти со своеволием церковного клира и местной знати. Внутренняя непрочность страны проявилась в 711 году, когда на Пиренейский полуостров вторглись арабы: после первого же поражения короля Родериха местная знать прекратила сопротивление. Король Ардон, избранный в 713 году на северо-востоке страны, сражался с арабами до 717-718 годов, а к 725 году все Вестготское королевство покорилось завоевателям, за исключением небольшой территории в Кантабрийских горах - будущей Астурии.


Сочинение Иордана посвящено главным образом истории готов. Но если посмотреть на название «О происхождении и деяниях гетов» возникает вопрос – кто такие геты и каким образом они связаны с готами? В комментариях Е. Ч. Скрижинской отождествление гетов с готами связано с тем, что Иордан стремился преувеличить древность готского племени путем включения в их историю событий из истории фракийского племени гетов. Также Иордан замечает, что не только готы пошли от гетов, но и имеют родственную связь с племенем скифов. Ссылается он в этом на еврейского писателя Иосифа Флавия: «Упоминая лишь о корнях их от Магога, он уверяет, что зовутся они скифами и по племени, и по имени». Сам Иордан прямо в источнике дает понять, что данное утверждение правильное, говоря о том, что Иосиф, «…правдивейший рассказчик анналов, который повсюду блюдет правило истины…». В комментариях к этому факту Е. Ч. Скрижинская также приводит толкование Исидора Севильского, в котором он отождествляет скифов и готов – сами слова не очень отличаются друг от друга стоит только изменить и отбросить букву; а последний слог имени Магог, если его изменить будет указывать на название «гот». Правда сама Скрижинская считает это толкование нелепым и замечает, что Исидор Севильский любил применять способ фонетического сходства в своих работах. Таким образом, именно по этим причинам в моей курсовой работе будет рассматривать местоположение и готов, и гетов.

Примерно во I веке н.э. при короле Бериге племя готов заняли берега р. Вислы. Скрижинская относит время правления Берига к середине I века н.э.. К тому же Тацит в своей «Германии» говорит о племени готонов, которые живут за лугиями, а за готонами «у самого Океана, - ругии и лемовии». Тацит готонами называл племя готов. Как известно, племя лугиев жило на территории между р. Вислой и р. Одер. Таким образом, это подтверждает тот факт, что готы в I веке обосновались на берегах р. Вислы. От этого события историки приняли отсчитывать начало великого переселения народов. Откуда же началось это переселение? Иордан указывает, что племя готов вышло с острова Скандзы, который расположен в «Коданском заливе моря и что берега ее омывает океан». Историк подробно описывает данный остров: его расположение, границы, племена, которые населяют его. Также Иордан замечает, что климат на в данной области очень суровый: «Из за страшного холода там не найти нигде медоносного пчелиного роя». И именно этот факт отложился на характере его обитателей, и также на причине начала переселения народов в другие земли. Сам историк называет Скандзу «мастерской, племена», видимо подразумевая, не только то огромное количество племен, населяющих ее, но и также тот факт, что не только вышли из земель этого острова. Буданова В. П. в своей монографии «Великое переселение народов» сообщает, что группа восточных германцев – это племена «переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся междуречье Одера и Вислы». Среди них были готы, гепиды, вандалы, бургунды, герулы, руги. Правда она отмечает, что вопрос о том, в какое же время эти племена заселили данную территорию, остается спорным. Но при этом она утверждает, что к началу н.э. они уже размещались в данном регионе.

Готы отправились из Скандзы на трех кораблях, и с этим связывается будущее их разделение на остготов, вестготов и гепидов. При этом последние получили свое название, потому что их корабль пристал в земли Готискандзы (совр. устье р. Вислы) позднее, чем предыдущие. И как замечает Иордан на языке готов «ленивый» произносится как «gepanta». Далее готы переходят на земли племени ульмеругов (обитали на островах в дельте р. Вислы) и вытесняют их оттуда. Примерно в это же время от руки готов пострадало племя вандалов (обитали между р. Вислой и р. Эльбой).

При короле Филимере (он был пятым после Берига королем) готы переселяются в земли Скифии. Готы называли это место Ойум (территория нынешней Украины). Таким образом готы начинаются свое движение на юг к Причерноморью. Расположение Ойума вызвало много точек зрений историков. В любом случае, готам во II веке н.э. удалось перейти р. Днепр и, по мнению Е. Ч. Скрижинской, осели на левом берегу нижнего Днепра. Эта версия, по моему мнению, кажется более правильной, так как эта местность имеет множество мелких озер, образующих обширное болото, а сам Иордан говорит, что «та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами». Здесь они разбивают местное племя спалов и продвигаются в южную часть Скифии, омываемую Понтийским морем (вероятнее они остановились на побережье западнее совр. Крыма).

В III веке происходит важное событие во всей готской истории – разделение готов на остготов и вестготов. От вестготов пошел род Балтов, от остготов – род Амалов.

При короле Остроготе остготы переходят р. Данубий (совр. Дунай) и опустошают Мезию и Фракию.

События конца III века по Иордану дают понять отождествление гетов с готами. В 271 году н.э. племя готов вторгается в Дакию (римская провинция, населенная гетами) и захватывают ее. До I века она носила имя Гетии, после завоевания римлянами она становится их провинцией. При завоевании ее готами она получает название Готии. Е. Ч. Скрижинская замечает, что Орозий пишет в своем сочинении о том, что «недавно геты, те, что теперь зовутся готами». Таким образом, Иордан смешивает оба названия.

В 322 году между римским императором Константином Великим и племенем вестготов был заключен союз. Он имел важность для обеих сторон. Готы должны были за ежегодную плату давать войско римской армии для охраны римских границ. Это было выгодно для императора, так как ему нужны были силы для развития Константинополя. Иордан сообщает, что вестготы направили в ряды римской армии около 40 тысячи своих воинов. Также в римской армии служили и готские короли – Ариарах и Аорих.

В 376 году вестготы со своим предводителем Фритингером обратились к императору Валенту по причине притеснения их гуннами. Они просили для расселения территории Фракии или Мезии. Также они обещали принять христианство. Но свое обещании они не сдержали, к тому же начали проводить грабительскую политику по отношению к римлянам. Все это приводит к столкновению, которое в истории получило название Готской войны. Самая ожесточенная битва этой войны – это битва при Андрианополе (совр. г. Эдирне в Турции) в 378 году. В ней вестготы одержали победу над римским войском. До 382 года готы продолжали разорять римскую империю, пока император Феодосий Великий и король готов Атанарих заключили мирный договор, по которому готы получили земли для расселения и ежегодные выплаты, а римские границы охранялись вестготами.

В V веке вестготы продолжают совершать набеги на римскую империю. Римский император Гонорий пытался откупиться от готов контрибуцией, но последних это не устраивало: помимо контрибуции, они требовали новых земель для расселения. Гонорий отказал им в этом. В ответ на это вестготы идут на Рим, но Иордан замечает, что «…они, по приказу Алариха, только грабят, но не поджигают, как в обычае у варваров, и вовсе не допускают совершать какое‑либо надругательство над святыми местами». После этого вестготы отправляются грабить таким же способом Кампанию и Луканию и предполагали, осев на о. Сицилия перебраться в Африку, но смерть Алариха помешала в осуществлении этих планов.

Приемнику Алариха – Атаульфу также не удалось осесть на берегах Южной Италии, поэтому он со своим народом удалился в Южную Галлию (совр. юг Франции). Следующие готские короли, находясь на службе у римского императора Гонория, охраняли границы империи от вандалов, аланов и других племен. За хорошую службу при короле Валии в 418 году вестготы получают статус федератов и обширные земли для поселения в Аквитании. Это был важный этап в формировании независимого вестготского королевства с центром в Тулузе. Вестготы продолжают укреплять статус своего королевства. При Теодорихе II была покорена большая часть Иберийского полуострова (совр. Пиринейский п-ов).

В это же время начинает формировать государство остготов. К 454 году в состав остготского королевства вошли следующие земли: Паннония, Иллирия, Далмация и Италия.

У вестготов при царствовании короля Евриха (466-485) Тулузское государство уже занимали следующие земли: Южная и Средняя Галлия (от р. Луара на севере и р. Рона на востоке), практически всю Иберию(только северо- запад находился под властью свевов). Таким образом, это было самое могущественное варварское государство того периода.

Остоготы, при короле Теодорихе, пытаются стать единовластными правителями всей Италии. И им это удается. В 493 году, при штурме Равенны Одоакр и Теодорих подписывают мирный договор, по которому правят империей вместе. Но вскоре Теодорих убивает Одоакра и становится единовластным правителем всей Италии, а также Норика, Реции и Тироля.

После смерти Теодориха государство остготов теряет свое могущество. Падение его связано с Юстинианом, который используя кризис в правлении остготского королевства и незаконное завоевание власти Теодахадой, пошел борьбой против готов. Их земли привлекали Византию. Война длилась более 20 лет, остготы постепенно теряли свои земли и в 554 году легендарное остготское государство исчезает с карты ранней Средневековой Европы.

Таким образом, небольшое племя готов, вышедшее из Скандзы на 3 кораблях в I веке н.э., в течение столетий укрепляло силы и могущество и к V веку было самым сильным государством того времени. Причиной такого могущества стоит считать мудрую политику готских королей. И именно кризис наследования престола привел к падению остготского государства. Поэтому в следующих главах мы рассмотрим специфику политического развития племени готов в IV-V веках н.э. (период их могущества).



Готы

Готы - племена восточных германцев, жили в I в. на южном побережье Балтийского моря и в области нижнего течения Вислы, куда пришли из Скандинавии. С конца II в. стали передвигаться на юг и расселились на территории от Дона до Дуная. С III в. разделились на остготов и вестготов.

Готы - группа германских племен, пришедших из Скандинавии в Восточную Европу примерно в конце 2 - начале 3 в. н. э. и захвативших их территории вплоть до побережья Черного моря на юге, низовьев Дона на востоке и Дуная на западе. Готы разделялись на две основные группы: восточные, или остготы (остроготы, грейтунги) и западные, или вестготы (визиготы, тервинги). Мощный поток гуннского нашествия уничтожил, частью сдвинул готов в южнорусских степях. Небольшие готские группы сохранились до 12 в. на побережье Черного моря, на Таманском полуострове и в Крыму. Они упоминаются и "Слове о полку Игореве" . Существует предположение, что и в глухой лесной области славянского племени древлян в течение столетий сохранялось гнездо готских князей Амалов.

Остготы

Остготы, остроготы, грейтунги - германское племя, восточная ветвь готов. С III в. расселились по Днепру. При короле Эрманарихе образовали обширный племенной союз и занимали территорию от Балтийского до Черного моря. Были разгромлены гуннами и частично вошли в гуннское племенное объединение, а частично переместились за Дунай, на римские территории. После распада гуннского союза поселились в дунайских областях. При короле Теодорихе Великом (474-526) остготы завоевали Италию и основали Остготское королевство со столицей в Вероне. Были разгромлены византийским императором Юстинианом I в середине VI в. Остготы наиболее ярко проявили себя в историческом процессе захватом Италии и созданием там своих королевств

Вестготы

Кратко:

Вестготы, тервинги - германское племя, западная ветвь готов. С III в. занимали территорию от Днестра до устья Дуная. В 376 г., спасаясь от гуннов, - получили разрешение поселиться на территории Римской империи. В 377 г. подняли восстание против римлян и разгромили войска императора Валента у Адрианополя (378). После этого получили разрешение селиться на Балканском полуострове и заняли территории Мёзии, Фракии и Македонии. Отсюда предпринимали опустошительные набеги на Константинополь, а при короле Аларихе I (395-410) - походы в Италию. В 410 г. захватили и разграбили Рим. При короле Атаульфе (410-415) поселились в Аквитании, где основали первое варварское королевство на территории Римской империи со столицей в Тулузе. Во второй половине VI в. при короле Эрихе (466-484) завоевали Овернь, Прованс и значительную часть Пиренейского полуострова. В 507 г. после поражения от короля франков Хлодвига I на равнине Вуйеу Пуатье и последовавшей за этим потерей Аквитании центр вестготского королевства переместился в Испанию (Толедское королевство). В VIII в. государство вестготов пало под натиском арабов.

Из энциклопедии:

Готы , готоны (лат. Gothi, Gothones), племена восточных германцев, жившие в начале н. э. на юж. побережье Балтийского м. и по нижней Висле. Передвигаясь на Ю.-В., в 1-й пол. 3 в. достигли Сев. Причерноморья, где смешались с местными племенами. Влияние более высокой культуры скифо-сарматских племён и городов Сев. и Зап. Причерноморья, захваченных Г. ок. 260, ускорило развитие готских племён. Г. разделялись на племенные группы, во главе к-рых стояли вожди (конунги). Воен. союзы Г. создавали лишь во время воен. походов. Они совершали опустошит, вторжения в Малую Азию и на Балканский п-ов. В результате этих походов Римская империя вынуждена была уступить им Дакию (274). В 4 в. Г. приняли христианство. Г. делились на вестготов и остготов. В сер. 4 в., в связи с необходимостью обороны от наступавших с востока гуннов, сложился обширный союз племён от Дона до Дуная и Балтийского м. во главе с остготским королём Эрманарихом (Германарихом). В 375 гунны разгромили Г. Часть остготов была вытеснена из Сев. Причерноморья (часть осталась в Крыму, т. н. крымские готы). Вестготы перешли через Дунай и поселились во Фракии.

Вестготы , визиготы (Visigothi), тервинги (Thervingi), германское племя, западная ветвь готов. В., жившие в 3-4 вв. к В. от Днестра, участвовали (с 70-х гг. 4 в.) в Великом переселении народов. Начавшееся в 4 в. нашествие гуннов и разгром ими готов в 375 побудили В. перейти границу Вост. Рим. империи, пр-во к-рой решило дать им земли на Дунае, с тем, однако, чтобы они служили в рим. армии. Имперские военачальники и чиновники жестоко эксплуатировали В., продавали их в рабство. Это вызвало восстание В., к к-рому примкнули рабы, колоны, крестьяне. Стихийные действия повстанцев возглавил вестготский вождь Фритхигерн. Восстание переросло в войну против Рима. В 378 войско Фритхигерна разгромило армию рим. имп. Валента (см. Адрианополъское сражение 378). Римляне потеряли 40 тыс. чел., Валент погиб. Походы В. в Италию, начавшиеся в 5 в., сливались с восстаниями рим. рабов, к-рые переходили на их сторону. Это позволило королю В. Алариху в 410 захватить Рим. С помощью восставшего против империи галло-рим. населения В. захватили Юж. Галлию и основали здесь в 418 первое на тер. Зап. Рим. империи варварское гос-во - Тулузское королевство В. Во 2-й пол. 5 в. В. завоевали большую часть Испании. Захват франками Юж. Галлии, завершившийся поражением В. в битве при Пуатье (507), ограничил господство В. в основном Испанией (столица г. Толедо). Тесное соприкосновение с рим. порядками способствовало переходу В. от родоплеменного строя к раннефеодальному. С кон. 6 в. В. и местное испано-рим. население стали уравниваться в правах, что ускорило процесс ассимиляции. В 711 - 718 гос-во В. было завоёвано арабами.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

ВЕСТГОТЫ (визиготы, тервинги), западная ветвь племени готов, занявшая в 3 в. н.э. обширную территорию к северу от нижнего Дуная и Черного моря. Около середины того же столетия вестготы перешли Дунай и вторглись в пределы Римской империи, но несколькими годами позднее, при императоре Аврелиане, были оттеснены обратно, хотя левобережную Дакию ему пришлось эвакуировать. В 376 вестготы, спасаясь от гуннов, вновь перешли Дунай и получили у римлян позволение поселиться к югу от него, в Нижней Мезии. Два года спустя, недовольные римскими чиновниками, вестготы подняли мятеж, разбили императорскую армию в битве при Адрианополе и убили императора Валента. Феодосию I удалось замирить вестготов, и они разместились на территории империи в качестве мирных поселенцев и союзников-федератов, однако после смерти Феодосия в 395, когда империя была разделена между его слабыми и неопытными сыновьями, Аркадием и Гонорием, вестготы во главе с решительным и умелым Аларихом совершили опустошительный набег на Грецию. Затем они перебрались в Италию, где Гонорий, казнивший в 408 по обвинению в измене своего прославленного полководца из варваров Стилихона, не способен был оказать им сопротивление. В 410 вестготы взяли Рим. Вскоре после смерти Алариха они во главе Атаульфом переместились в Южную Галлию. Атаульф увез с собой Галлу Плацидию, сестру Гонория, и сделал ее своей женой. Осев под Тулузой, вестготы принялись отвоевывать Испанию у недавно захвативших эту страну вандалов, аланов и свебов. В 451 вестготы помогли римскому полководцу Аэцию разбить армию гуннов во главе с Аттилой в битве на Каталаунских полях в Галлии. В 475 они провозгласили свою независимость от Рима. В период наибольшего распространения владения вестготов включали всю Испанию и Галлию вплоть до Луары на севере. Вытесненные с большей части территории Галлии франками в начале 6 в., вестготы сохранили свое королевство в Испании, пока в 711–713 их господству здесь не положили конец мусульмане. Хотя первоначально вестготы были арианами, в 589 они приняли ортодоксальный католицизм.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас.

Вестготы, иначе визиготы и тервинги - часть готского народа, занимавшая с начала III в. до второй половины IV в. земли между Нижним Дунаем и Днепром. Древнейшая история их совпадает с историей остготов, отдельной народностью они являются только в припонтийских своих жилищах, причем они долгое время еще составляли с остготами одно политическое целое, но имели, вероятно, известную долю самостоятельности, т. е. особых местных князей, признававших только верховную власть остготского короля. Вполне независимыми они сделались еще до гуннского нашествия, вероятно в первые годы царствования Эрманарика (около 350). Первым несомненно самостоятельным князем вестготов является Атанарих (366 - 381). Его власть простиралась, однако, не на весь вестготский народ, а только на большую часть его. Остальная же часть признавала власть другого князя, Фридигерна. Атанарих ведет трехлетнюю борьбу с Римской империей (366 - 369), окончившуюся выгодным для вестготов миром. Когда около 376 г. гунны победив остготов, напали и на западных их соседей, то один только Атанарих сделал попытку сопротивления, укрепившись на правом берегу Днестра. Не будучи в состоянии противостоять врагам, он, тем не менее, не подчинился им, а удалился со всем своим народом в горы Трансильвании и занял Семиградскую область. Остальная часть вестготов, спасаясь от гуннов, перешла через Дунай под начальством Фридигерна и Алавива; император Валент отвел им земли во Фракии. Мучимые голодом и притесняемые римскими наместниками, готы скоро восстали. Выступивший против них император Валент был разбит и убит ими при Адрианополе (378). Фридигерн вскоре после этого умер (ок. 380); его место во главе вестготов занял Атанарих, который, по неизвестным причинам, не мог удержаться в Трансильвании. Он тотчас же заключил мир с Феодосием Великим. Хотя он вскоре умер, тем не менее договор, заключенный им с империей, оставался в силе до самой смерти Феодосия; многие знатные вестготы поступали в римскую армию и часто достигали очень видных положений. Положение дел изменилось, когда в 395 г. умер Федосий Великий. Слабый его преемник, Аркадий, не сумел поддержать дружбы с готами; последние возмутились и в 395 г. избрали себе короля в лице Алариха - первого, соединившего в своей руке власть над всеми вестготами. Он опустошил весь Балканский полуостров. На помощь Византии поспешил правитель Западной империи, Стиликон, принудивший Алариха к заключению мирного договора (396). По этому договору вестготам был предоставлен Эпир. Но уже в 400 г. Аларих предпринял первый свой поход в Италию, кончившийся миром 402 г., по которому Аларих вновь отступил в Иллирию. Когда Стиликон, в 408 г., пал от руки убийцы, Аларих вновь вторгся в Италию. Слабохарактерный император Гонорий не имел ни войска, ни полководцев. Аларих беспрепятственно проник до южных оконечностей полуострова. Так как переговоры с Гонорием ни к чему не приводили (Аларих требовал для своего народа продовольствия, дани и земель в северо-восточных провинциях империи), то царь вестготов в августе 410 г. занял и разграбил Рим. После неудавшейся попытки завладеть Африкой (буря разбила готский флот), Аларих умер еще в том же 410 году. Его зять и преемник Атаульф (410 - 415) продолжал переговоры и борьбу с Гонорием, но видя, что утвердиться в Италии невозможно, в 412 г. со всем своим народом удалился в южную Галлию, которая, может быть, формально была уступлена ему Гонорием. Он победил и убил узурпатора Иовина, занял важнейшие города (Нарбонну, Тулузу, Бордо), но основать здесь твердое Вестготское царство ему не удалось, не смотря на то, что он женился в 414 г. на Плацидии, сестре Гонория, и искал мира с империей. Валья (415 - 419) несколько лет сряду успешно боролся с вандалами, аланами и свевами в Испании. Вернувшись в южную Галлию, он получил от империи, в силу формального договора, всю провинцию Аквитанию ("вторую"), где он и основал первое вестготское государство, получившее, по главному городу Тулузе, название "тулузского" ("толозанского"). Преемником Вальи был Теодорих I (419 - 451), значительно расширивший свое государство и павший в сражении на Каталаунских полях. В борьбе с Аттилой вестготы были союзниками римского полководца Аэция, тогда как их родичи остготы, подвластные Аттиле, составляли часть гуннского войска. Теодориху наследовал его старший сын Торисмунд (461 - 453); но так как он хотел уничтожить союз с Римом, то римская партия, во главе которой стоял брат царя, Теодорих, убила его, после чего на престол вступил Теодорих II (453 - 466), который также был убит младшим братом, Эврихом. В царствование Эвриха (466 - 484) вестготское государство достигло высшей степени могущества. Он уничтожил последние остатки римского верховенства, сохранявшиеся в форме союза. К концу его царствования государство вестготов обнимало всю южную и среднюю Галлию (до Луары на север и Роны на восток) и почти всю Испанию (только северо-западный уголок этого полуострова был еще независим под властью свевов). Он заботился также о внутреннем благоустройстве своего государства и велел составить свод вестготского обычного права. К римской культуре и римским своим подданным он относился благосклонно. Некоторые из наиболее выдающихся государственных деятелей его царствования были римляне. Только католическая церковь и ее высшие представители, епископы, преследовались им, но не из фанатизма (он, как и весь народ вестготов, держался арианской ереси), а из политического расчета: он был прав, видя в католицизме злейшего врага вестготского господства. - Его сын, Аларих II (485 - 507), должен был вести борьбу против новых врагов, франков, которые с 486 г., после победы Хлодовика над Сиагрием, стали ближайшими соседями готов на Луаре. Соседство это стало особенно опасно для Алариха, потому что Хлодовик, принявший христианство в форме католичества, нашел поддержку в романском населении Гали, тяготившемся властью еретиков вестготов. Открытая борьба началась в 506 году и кончилась поражением готов при Пуатье в 507 г.; в битве пал сам Аларих, и вестготы навсегда потеряли большую часть своих владений в Галлии. Пятилетний сын убитого короля, Амаларих (507 - 531), спасся бегством в Испанию, тогда как в Галлии еще некоторое время продолжал борьбу Гезалих (507 - 511), незаконный, сын Алариха II, завладевший царскими сокровищами. На помощь Амалариху явилось сильное остготское войско, посланное его дедом: Теодорихом Великим; оно удержало франков от дальнейших завоеваний и спасло часть вестготских владений в южной Галлии. Главным городом вестготов стала теперь Нарбонна. Амаларих женился на дочери Хлодовика, но пал уже в 531 г. в борьбе со своим зятем Хильдибертом I. Престолом завладел остгот Теудис (531 - 548). Он продолжал борьбу с франками, безуспешно боролся с Византией и был убит в 548 г. Та же участь постигла его преемника Теодегизеля (548 - 549), угнетавшего католиков. В царствование Агилы (549 - 554) в Испании явилось сильное византийское войско: император Юстиниан, уничтожив государства вандалов и остготов, думал покорить и Испанию. Этот план не удался. Хотя Агила и был разбит византийцами, но возмутившиеся солдаты убили бездарного короля и возвели на престол храброго и энергичного Атанагильда (554 - 567), который удачно отразил врагов; некоторые сильно укрепленные города остались, однако, за византийцами. Ища союзников, Атанагильд выдал двух дочерей за франкских королей Сигиберта и Хильпериха. Его преемник Леова (568 - 572) уступил Испанию своему брату Леовигильду, который по смерти Леовы управлял один всем государством (572 - 586). Для вестготов настало теперь тяжелое время. Со всех сторон грозили опасные враги: франки, свевы, византийцы, которые, будучи правоверными, находили открытых и тайных союзников в романском населении страны. Леовигильд энергично и умело взялся за защиту своего престола. Опираясь на низшие классы народа, он сумел в значительной степени сократить могущество местных готских магнатов, опасных врагов королевской власти. Сопротивлявшихся он казнил; имущество их переходило в собственность короля, вследствие чего и финансовое положение страны стало поправляться. Но Леовигильд навлек новую опасность на государство, женив в 580 г. своего сына Герменегильда на франкской принцессе Ингунтисе, ревностной католичке. Ей удалось склонить мужа к принятие католичества; он начал открытую борьбу против Леовигильда, но был разбит и казнен. Тогда же Леовигильд покорил и свевское царство. После новой победы над франками, он умер в 586 г. в Толедо, сделанном им главным городом государства. - Его младший сын и преемник Рекаред I (586 - 601) тотчас по вступлении на престол принял католичество и всячески старался склонить и народ свой к принятию этой веры. Был ли этот неожиданный шаг результатом религиозного убеждения, трудно сказать; вероятнее, что решающее значение имели политические соображения. Рекаред хотел раз навсегда уничтожить религиозный антагонизм между вестготами и туземным романским населением, истощавший народные силы. Но тем самым он уничтожил последнюю преграду, мешавшую романизации готов. Государство быстро попало под влияние католического духовенства, которое с этого времени управляет страной почти помимо королей. Вестготы, издавна склонные к религиозному фанатизму, вскоре становятся ревностными католиками и дальнейшая история внутреннего развития их государства превращается почти исключительно в историю церковных соборов. После Рекареда быстро сменяются короли - Леова II (601 - 603), Витерих 603 - 10), Гунтимар (610 - 612), Сисибут (612 - 620), в царствование которого начались в вестготском государстве преследования евреев, Рекаред II (620 - 621), по смерти которого на престол вступил Свинтила, храбрый полководец и энергичный правитель (621 - 631). Он отнял у византийцев последние их владения в Испании и удачно отстаивал королевскую власть против притязаний духовенства и светских магнатов. Этим он навлек на себя месть последних. Один из аристократов, Сисинант, поддерживаемый духовенством, восстал против короля; победив последнего и постригши его в монахи, он занял престол (631 - 36); он и его преемники, Киндиа (636 - 640) и Тульга (640 - 641), были слепыми орудиями в руках епископов. Последнюю попытку восстановить королевскую власть в прежней силе сделал Киндасвинг (641 - 652), одинаково энергично и строго преследовавший непокорных епископов и магнатов. Он велел составить свод вестготских законов, сделав их обязательными для всех своих подданных. При его сыне. Рекисвинте (652 - 672) все пошло по старому и духовенство по прежнему стало управлять государством. Несколько усилилась светская власть при Вамбе (672 - 680), храбром воине, но ненадолго: Вамба был свергнут с престола партией духовенства, которое выбрало королем Эрвиха (680 - 687), всецело отдавшегося в руки епископов; то же следует сказать о его преемники Эгике (687 - 701), самым жестоким образом преследовавшем евреев. О Витике(701 - 710) мы знаем очень мало, и еще меньше о последнем короле вестготов, Родерихе (710 - 711). Вскоре по вступлении его на престол в Испанию явились арабы, призванные сюда, по преданию, одним магнатом которого оскорбил король. Государство вестготов не имело уже силы противостоять врагам; победа последних при Херес-де-ла-Фронтера навсегда уничтожила вестготское царство. Король Родерих бесследно пропал: он был, вероятно, убит в сражении. В несколько недель мусульмане заняли почти весь полуостров. С этого времени имя вестготов исчезает из истории. Последние остатки их, сильно смешанные с туземным романским элементом, отстояли свою независимость в горной области Астурии. Здесь зародилось новое государство, но уже не готское, а испанское. Первый его герой, Пелайо, родоначальник кастильских королей, был, по преданию, внуком вестготского короля Киндасвинта. Насколько силен был в этой новой народности готский элемент, доказывает масса испанских личных собственных имен, сохраняющих до настоящего времени следы готского своего происхождения (Rodrigo, Alfonso, Hernando и др.), и многочисленные слова, перешедшие из готского в испанский и португальский языки. Эти слова, вместе с довольно обширным ономастическим материалом, сохранившимся в вестготских грамотах, актах, на монетах и надписях, и с немногочисленными остатками готских слов в своде вестготских законов, составляют все что мы знаем о языке вестготов в Испании. Цельных письменных памятников на их языке до нас не дошло, хотя они несомненно имелись. Не найдено еще ни одного вестготского списка перевода Священного Писания Вульфилы. Долго ли держался их язык после падения вестготского царства - мы не знаем. Последний след вестготского языка находим мы в Галлии в начале IX века: это сборник готских и франкских личных имен, составленный Смарагдом, игуменом монастыря св. Михаила, на реке Маас. Смарагд сам был родом вестгот, вероятно из южной Франции.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Литература:

Корсунский А. Р. О развитии феодальных отношений в готской Испании V- VII вв. - В кн.: Средние века. Вып. 10, 15, 19. М., 1957-61

Ср. R. Kopke, "Dle Anfangedes Konigthums bei deo Gothen"(Берлин, 1859); R. Pallmann, Die Geschichte des Volkerwanderung" (I, Гота, 1863, II Веймар, 1864); Felix Dahn, "Die Konige der Germanen" (II, Мюнхен, 1861; V, Вюрцб., 1870; VI, 2 изд., Лейпц., 1885); его же, "Urgeschichte d. germanischen n. romanischen Yolker" (т. I, "Allgem. Gesch." ed. Oncken, II, Берлин, 1881). Вестготскае имена см. у Bezzenberger, "Ueber die A - Reibe der gotischen Sprache"(Геттинген, 1874); Dietrich, "Ueber die Aussprache des Gothischen" (Марб., 1862); Forstemann, "Geschichte des deutschen Sprachstammes, II" (p. 150 s.). Именослов Смарагда напеч. Massmann"ом в "Zeitschrift fur dentsches Alterthum" (I, 1841, p. 388 ss.). Наконец см. Mackel, "Die germanischen Elemente im altfranzosischen und altprovencalischen" (1884); Goldscbmidt, "Zur Kritik der aitgerman. Elemente im Spanischen" (Линген, 1887); Kluge, "Romanen und Germanen in ihren Wechselbeziehungen", в "Grundriss der roman. Philologie" ed. Grober, Liefer, II, 1886.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы