Про деток, от рождения до школы

ТРИ ТОВАРИЩА

Курдская сказка

Трех товарищей в дороге застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймет, кто же из них за старшего.
Спросил одного:
- Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?
- Эти двое - ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено.
Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:
- Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.
- След моей ноги дороже их голов, - ответил гость, - они - собаки.
Наконец хозяин вызвал третьего:
- Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы с ним побеседовать.
- Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.
Хозяину понравился этот ответ:
- Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам:
- Накройте три стола. На один положите сена, на другой - костей, а на третий - все, что полагается для дорогого гостя.
Удивились гости. А хозяин говорит:
- Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано...

Вопросы и задания к сказке:

Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям?
Как вы думаете, изменятся ли двое товарищей после «угощения» хозяина?
Если вы сталкиваетесь с неуважительным отношением людей друг к другу, что вы предпринимаете?
Докажите примерами из жизни, что умение уважать - основа дружбы.

КТО ДОБРЕЕ?

Курдская притча

Однажды падишах спросил у своего везира:
- Везир, как ты думаешь, - кто добрее - богач или бедняк?
- Будь в здравии, падишах. Когда человек богат, тогда он и добр. А бедному с чего быть добрым? Падишах возразил ему:
- Нет, ты не прав. Доброта - от сердца, если человек не обладает таким сердцем, пусть он хоть, утопает в богатстве, никому добра не сделает.
Везир промолчал, но остался при своем мнении. А падишах решил испытать его.
Вечером переоделся он в одежду дервиша, закинул за плечо суму, взял в руки посох и пошел прямо к дому везира. Постучался и дверь. Дверь открыл везир:
- Хозяин, бога ради, пусти переночевать, негде мне голову приклонить, да и голод терзает меня.
Взглянул везир на лохмотья нищего и оттолкнул его.
Отошел падишах от дома везира, огляделся. Видит-недалеко огонек светится. Подошел поближе, заглянул в окно. А в дома старуха с сыном сидят за столом. Постучался падишах. Открыла старуха дверь, а дервиш и просит:
- Матушка, не приютишь ли ты меня?
- С радостью, сынок. Правда, тесновато у нас, но место и тебе найдется.
Помогла старушка гостю снять обувь с ног, усадила поудобнее и спрашивает:
- Сынок, скажи мне, чего бы ты хотел поесть?
- Матушка, я ем только бараньи почки и ничего больше. А сын хозяйки был пастухом и в этот год за работу получил ягненка. Отозвала она сына в сторонку и шепнула ему на ухо:
- Сынок, нам придется зарезать ягненка. Пусть гость наш поест досыта. Угостили они дервиша бараньими почками. Утром нищий попрощался с гостеприимными хозяевами, запомнил их дом и ушел.
На следующее утро падишах призвал в свой диван всех приближенных. Пришел и везир. Падишах обратился к нему:
- Ну, везир, помнишь наш вчерашний разговор, кто же все-таки добрее?
- Падишах, да будет Всевышний доволен тобой, я не изменил мнения: только богатый человек способен сделать добро, бедняку оно не по карману.
Тут велел падишах привести во дворец старуху и ее сына. Старуха испугалась, подумала: «Наверное, с нашим вчерашним гостем что-то случилось. Может быть, видели, как он к нам заходил, вот и донесли падишаху».
Вошли мать с сыном во дворец, поклонились падишаху, он предложил им сесть. Падишах попросил всех присутствующих внимательно прислушиваться к его беседе.
- Везир, так что значит добро?
- Будь в здравии, падишах. Я ведь уже говорил тебе, что добро можно сделать, если есть богатство, нет его - как оказать добро? Тут падишах и промолвил:
- Везир, добра у тебя достаточно. Почему же ты не пустил ночевать бедного дервиша? Падишах не стал ждать ответа и повернулся к старушке:
- Матушка, ты бедна, не так ли?
- Да, сынок.
- И ягненок был всем твоим имуществом?
- Да, сынок.
- Люди добрые, - обратился падишах к присутствующим, - вчера я был гостем этой старушки и сказал, что ем только бараньи почки. Ради гостя эта женщина и ее сын зарезали своего барашка. Теперь, везир, ответь, кто богаче - она или ты? И кто добрее?
Не нашелся везир, что сказать.
Велел тут падишах переодеть сына старухи в одежду везира,- а везира - в одежду бедняка и отправил его жить в дом старухи. На прощание падишах сказал везиру:
- Добро делает человек с добрым сердцем, будь он богат или беден.

Вопросы и задания к сказке:

Где бы ни было, а все же было: жили на свете два брата, один богатый, другой — бедный.

У бедного всего хозяйства — пара бычков-годовичков. Он на них возил из лесу дрова, тем и жил и восьмерых детей кормил.

Пошел он раз в лес, жена ему в торбу положила кусок ржаной лепешки. Оставил он торбу возле телеги, а сам пошел дрова рубить.

Наработался, проголодался, хвать — а в торбе пусто.

— Знать, сильно голодный тот был, кто на такой хлеб польстился, — промолвил бедняк. — Пусть же пойдет ему мой хлеб на здоровье.

Тут откуда ни возьмись появился перед ним оборванный хлопчик:

— Буду я тебе слугой.

— А на что ты мне? У меня и своих восьмеро. И тех не знаю, как прокормить.

— Обо мне, человече добрый, не заботься. Я тебе столько хлеба заработаю, что через год станешь ты богаче своего брата.

Подумал, подумал бедняк и согласился.

Взялись они вдвоем дрова рубить. Нагрузили воз, бедняк только запряг, а слуга ему:

— Мало нагрузили, нужно бы добавить.

Ой, хватит и этого, — вздыхает человек. — Бычки ж слабые.

— Они не потянут, я потяну.

— Куда тебе тянуть, и без того в чем только душа держится. Все же думает: «Кто его знает, а может, и потянут бычки». Нагрузили воз так, что дальше некуда. Пока была ровная дорога, бычки еще так-сяк тянули, а как пришлось в гору, то и совсем стали.

— Ведь говорил же я, не потянут!

— Выпрягай, человече, бычков, я сам повезу!

— Как ты повезешь, если и бычки не тянут?

— Мне это не груз, а забава, — отвечает хлопчик. Ухватился за дышло и вытянул воз на гору.

На такой большой воз сразу нашелся покупатель. Утром говорит ему слуга:

— Дай мне, человече, цеп.

— А на что он тебе? У нас и молотить нечего!

— А вон та фасоль плохо обмолочена.

— Где там плохо, и зернинки не осталось.

— А бот увидишь, сколько я еще вымолочу! Давай-ка цеп да иди по своим делам.

Ушел бедняк.

А слуга как начал бить цепом сухие плети под овином, оттуда сразу выскочил пузатый поп, что к хозяйке тайком захаживал.

— Да не бей ты меня, хлопец! Тащи лучше мешок, я тебе фасоли насыплю, только никому про меня не говори.

На этом и столковались, хлопец пошел к хозяйке:

— Дайте мне, хозяюшка, мешок, да такой, чтобы больше меня был. Надо собрать фасоль, что я намолотил под овином.

Дала хозяйка единственный мешок, пошел хлопец к попу, тот и насыпал фасоли по самую завязку. Фасоли той бедняку и для семьи и на продажу хватило.

Дня через три снова говорит слуга:

— Дай мне цеп, человече, пойду намолочу пшеницы!

— Где это ты у меня пшеницу отыскал?

— Где отыскал, то не твое дело. Я намолочу и зерно принесу. Пошел бедняк за мешками к богатому брату.

— Одолжи мне, брат, мешки.

— Да зачем они тебе?

— Новый мой слуга пшеницу молотит.

Богач только посмеялся: знал, что у бедняка никакой пшеницы и в помине нет. Но мешки дал.

А слуга взял цеп, пошел за овин, где прошлогодняя солома лежала, и давай цепом колотить.

— Ой, да не бейся же ты! — снова взмолился поп из соломы. — Умей только язык за зубами держать, чтобы ни попадья, ни твой хозяин ничего не знали, а я тебе пшеницы отсыплю, сколько захочешь.

Запряг хлопец бычков и поехал к попу за пшеницей. Поп все мешки насыпал с верхом, лишь бы хлопец не проговорился.

— Смотри ты, уже и пшеничка появилась! — радуется бедняк. — И себе хватит, еще и продать можно!

— Не будем пшеницу продавать, — перечит слуга. — Я знаю место, откуда деньги мешками возить можно.

— А где ж это место?

— Это уж мое дело. Ты бычков запрягай да мешки готовь. Приехали в лес, подошли к скале. Хлопец говорит:

— Шур-фур, пещера, отворись!

Отворилась пещера, вошли они, и пещера снова затворилась. Набрали золота полные мешки, хлопец снова приказывает:

— Шур-фур, пещера, отворись!

Расступилась скала, вышли они с золотом, поехали домой.

— Ну, жена, — говорит бедняк, — хватит нам с тобой хребет гнуть. Сходи к брату, попроси у него мерку деньги перемерять.

Пошла беднячка к богачу.

— Одолжите, прошу вас, мерку, которой червонцы меряют.

— Откуда они у вас взялись? — насмехается богач.

— Я того не знаю, вот разве муж мой мог бы рассказать.

Дал богатый брат мерку. Перемерял бедняк золото, мерку вернул, еще и пригоршню червонцев в нее бросил. Увидел богач, что тут не шуточное дело, поспешил к бедному брату:

— Покажи только, где золото достал, отдам тебе из моего стада наилучшую корову.

Согласился бедняк. Богатый привел к нему во двор корову. Пошли они к той скале, бедняк приказывает:

— Шур-фур, пещера, отворись!

Скала расступилась, богач поскорей в пещеру, давай на радостях горшком золото черпать да в мешки ссыпать. Взвалил мешки на плечи и — к выходу. Да не тут-то было: заперта пещера.

Уж как ни просил, не расступилась скала, нет из подземелья выхода. Заплакал богач, сел на мешки с золотом и не знает, что делать.

Вдруг раскрылась пещера и входят двенадцать разбойников.

— А, так это ты, ворюга, наши деньги крадешь? — и бросились на богача.

— Да я первый раз сюда вошел! — оправдывается богач.

— Нет, уж раз мы тебя изловили, живым отсюда не уйдешь! — закричали разбойники. Богач и просил, и молил — ничего не помогло: изрубили его разбойники на мелкие кусочки.

Ждет жена мужа, не дождется. Пошла к бедному брату:

— Где вы моего мужа оставили?

— В лесу возле скалы. Он в пещеру полез, а я домой подался, что там с ним случилось — не знаю.

— Покажите, где та скала.

Пришли к скале, а там от богача только кусочки разбросаны. Заломила вдова руки, запричитала:

— Что же мне теперь делать, как мне теперь быть? А бедняк ей:

— Ты у моего слуги совета спроси. Очень он хитрый да мудрый. Пошли домой, вдова богача и просит слугу:

— Присоветуй мне, человече честный, что делать: нашла я своего мужа на скале всего изрубленного-иссеченного.

— Есть, — ответил хлопец, — в лесу баба-ведунья. Может она твоего хозяина и склеить и оживить. Лишь бы только все кусочки были.

Пошла богачка с хлопцем к бабе-ведунье:

— Бабусенька, дорогая, все тебе отдам, что захочешь, оживи только моего мужа!

— Отдай все свое богатство бедному деверю, а он пусть вернет в пещеру то золото, какое взял. Тогда я твоего мужа оживлю.

Отдала богачка все свое имущество и хозяйство бедняку, а тот ей дал золото, взятое из пещеры. Отнесла богачка это золото бабке. Взялась ведунья за дело, сложила все кусочки тела к одному, окропила живой водой, еще и в рот богачу той воды налила.

Ожил богач, поднялся, а по дороге домой и говорит жене:

— И зачем ты такое натворила, все богатство отдала и ввела меня в такие убытки? Что теперь с нами будет?

— Так я ж тебя хотела живым видеть! — удивилась жена.

— А на что я теперь сдался? Разве что с сумой по миру ходить!
Вот и

Сказка для ребенка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит яр­ким и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти свое счастье.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хо­чет, чтобы ребенок думал .

Авторы (А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок». Кн. 3,4 / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь. 2008. – (Серия «Образование и творчество»)) предусмотрели диалог детей со взрослыми - после каждой сказки даются вопросы для обсуж­дения и задания, позволяющие лучше понять и глубже прочувствовать то знание, что несёт в себе конкретная сказка.


ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО

Обижают брата, друга?

Вашим близким в жизни туго?

Торопитесь к ним скорей,

Защищайте их смелей!

Стойте смело, до победы,

Все исчезнут сразу беды!

Только, чур, без кулаков,

Нам не нужно синяков.

Считаешь ли ты себя храбрым человеком?

Когда ты поступаешь более храбро: когда ты один или когда на тебя смотрят друзья?

Приведи пример храброго поведения своих друзей или знакомых.

Может ли храбрый человек испытывать страх?

Какты думаешь, есть ли люди, которые никогда не испытывают страха?

Как ты думаешь, нужна ли храбрость в повседневной жизни, или она необходима только в трудной ситуации?

Если бы тебя попросили написать список самых важных ка­честв для человека, на каком месте ты поставил бы храбрость?

ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИК

Дагестанская сказка


Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблу­дился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть. Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громад­ная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как уви­дели птенцы змею, закричали они, заплакали: - Помогите! Помогите! Но никто не пришел к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше, подползает все ближе... Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птен­цов: взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика. Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик би­лись очень долго, но мальчик победил. Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.

Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрята­лись, звезды тучами укрылись. Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:

Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго! Мама, мама, - заплакали птенцы, - этот человек змею - убил, нас накормил! Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали. Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой боль­шое крыло и заплакал. - Не бойся, - сказала ему чудо-птица. - Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю. - Отнеси меня домой, - попросил мальчик. - Садись ко мне на спину, обними за шею. И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.


Вопросы и задания:

Был ли в твоей жизни случай, когда ты сначала чего-то очень испугался, а потом все-таки смог совершить отважный поступок?

Что еще, помимо силы, необходимо иметь человеку, чтобы прийти кому-то на помощь?

Представь, что ты рядом с мальчиком. Как бы ты помог ему справиться с коварной змеей?

Придумай сказку о том, как волшебная птица решила отблаго­дарить мальчика и превратила его в самого храброго человека на свете.

Придумай сказку о том, как птенцы, когда выросли, помогли мальчику в беде.

Представь, что ты разговариваешь с самым храбрым челове­ком на земле. О чем ты его спросил?

Почему некоторые люди становятся храбрыми, только когда кого-то защищают?

Сценка «Школа храбрости»

Дети делятся на группы. Один человек из группы - ди­ректор школы храбрости, остальные - ученики. В сценке дети должны рассказать, как и чему они будут учиться в школе храб­рости.

Рисунок «Чудо-птица»

Нарисуй чудо-птицу из сказки.

МЛАДШИЙ ПРИНЦ

Притча


Было у короля три сына. Старший был храбрым вои­ном и умело владел любьм оружием. Он мечтал стать пол­ководцем, и король поставил его во главе своего войска. Средний сын хотел прославить королевский род строи­тельством храмов и замков. Отец соглашался с ним и вы­давал деньги на строительство. Только младший сын рас­страивал короля. Он не воевал, не строил, а целыми дня­ми читал книги. Младший сын короля изучал историю, языки и обычаи разных народов.

Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих на­родов? Ты должен любить свою Родину, - часто упре­кал принца король.

Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои за­нятия.

Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. Соседи коро­ля объединились и объявили войну. Королевское войско терпело поражение за поражением. Наконец настал день последней битвы. В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Господа о спасении. За день до битвы в шатер полководца вошел младший сын короля. - Зачем ты приехал сюда, книжник? Уезжай немедлен­но! Завтра будет битва! - вскричал молодой полководец.

Да, сын, тебе здесь не место, - поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в по­следнем сражении. Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал: - Я три дня провел во вражеском лагере. Здесь нарисовано расположение орудий врага и все их планы. Завтра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл. После рассказа младшего сына король приказал гото­виться к битве. Сражение было жестоким, но враги всю­ду натыкались на ловушки и были разбиты.

Сын, ты оказался героем. Как ты смог прятаться сре­ди врагов целых три дня?-воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.

Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки и обычаи этих людей. Поэтому они принимали ме­ня за своего, - ответил принц.

Разве тебе не было страшно? - удивился его брат.

Любовь к Родине превыше страха смерти, - спо­койно ответил младший сын.


Вопросы и задания:

Почему королю казалось, что его младший сын не лю­бит свою Родину?

Как вы думаете, если человек знает в совершенстве иностранные языки, значит ли это, что он не любит свою Родину?

Какой язык вы хотели бы выучить и почему?

Подумайте, какое занятие самое достойное для сына короля?

Представьте, что вы принц (принцесса). Расскажите, чем бы вы стали заниматься.

Сценка

Дети делятся на группы. Один человек из группы играет роль короля, остальные его дети: принцы или принцессы. В сценке «дети короля» по очереди рассказывают своему отцу, что они могут сделать для славы своей Родины.

Обсудите с детьми тему «Что я могу сделать для своей Родины».

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Дороже золота она,

В ней красота и глубина.

В ней первый дом на свете твой

И милой мамы взгляд родной.

Ее за деньги не купить

И невозможно не любить.

И любим тем ее сильней,

Чем дольше мы в разлуке с ней.

Вопросы и задания для беседы:

Попросите детей вспомнить какое-либо место или со­бытие, которое ассоциируется у них со словом «Родина», и рассказать о нем.

Перечислите все хорошее, что дала вам Родина.

Как вы думаете, может ли у человека быть две Родины или больше?

Представьте, что вы должны провести урок, посвященный

любви к Родине в классе, где учатся дети разных народов. Как

бы вы провели урок, чтобы каждый из учеников почувствовал гордость за свою родную землю и не был обижен?

Сценка

Поделите детей на пары. В сценке-диалоге один чело­век из пары утверждает, что Родиной для человека может быть любое место на земле, которое он полюбил в тече­ние жизни или даже весь мир; а второй доказывает, что Родина -- это то место, в котором ты родился.

Сказки предоставлены издательством Русский Паломник. Они составлены из книг со сказками для детей от 3 до 7 лет .

Сказка о волшебных руковицах и топоре!

Было у старика три сына. Вот умер он, а им наследство оставил. Старшему - дом, среднему - буренку, а самому младшему - рукавицы да топор.

И стали они жить-поживать: старший в доме отцовском, средний решил молоком торговать, а младший - хлеб да соль топором разделывает, да трудом зарабатывает.

Прошло время. Плохим хозяином оказался старший сын, покосился дом отцовский. У среднего корова старая стала, молоко поубавилось. Только младший с топором да в рукавицах и мост возведет, и хату построит, и мельницу поставит. Он уже и себе дом построил, и корову купил, и работа у него идет, как по маслу.

Решили тогда старшие братья, что топор у него заколдованный, и украли инструмент. А топор - вот беда! - не работает. Украл они тогда и рукавицы, и снова ничего!

А младший брат только улыбается, новый топор купил и снова мастерит. Поняли они тогда, что сила не в топоре, а в умении, сами выучились, мастерами стали. И зажили братья припеваючи.

Сказка о самой главной дороге.

Собрались как-то со всего мира дороги. И большие шоссе среди них, и маленькие тропиночки. Решили они выбрать себе царицу, да никак не могут - каждая по-своему заслуживает! Обратились тогда они к самому Господу Богу, чтобы рассудил он справедливо.

Первой заговорила широкая просторная автострада:

— Чем я не заслужила царицей называться? По мне каждый день столько транспорта ездит, и обычные машины, и грузовики, и автобусы! Людей перевозят туда-сюда по всей стране!

Но сказал Господь:

— Не быть тебе царицей. Слишком ты горда собой.

Тогда сказала железная дорога:

— Чем я не царица? По мне день и ночь поезда ходят, скорые, пассажирские, товарные! И люди в электричках каждый день ездят.

— Нет, — сказал Бог. - Ты очень самолюбива.

— А чем я не подхожу? - спросила тогда проселочная дорога. - На мне работы больше всех. По мне не только легковые машины, автобусы и грузовики ходят, но и трактора с комбайнами, а еще люди стада водят!

Но Господь ответил:

— И ты не царица. Слишком самоуверенная ты.

Замолчали все дороги. И тогда посмотрел Бог на маленькую, неприметную тропинку:

— А ты что Мне скажешь?

— А что мне сказать, Господи? Раньше была я широкой, люди по мне ходили, а теперь уж заросла вся. Только недавно вот дети пробегали, нарвали цветов на полянке, и поставили в храме пред иконой святой Матери Божьей.

И сказал тогда Господь:

— Ты в моих очах красивее всех и достойнее всех! Быть тебе царицей над всеми земными путями и дорогами!

Любите музыку? Посетите блог гитарного задрота , где вы узнаете много по интересующей вас тематике.

Мудрая Сказка для детей Ремизов

1
Был один купец богатый. Был у него сын Ванюшка и такой умный – никуда не ходил, ни по пирам, ни по беседам, никуда.
– Что это у нас сынок никуда не ходит, никого не знает? Надо женить его!
– А ты посылай его на беседы, – советует мать.
Отец к сыну:
– Что ты, Ванюшка, никуда не ходишь?
– Куда я, тятенька, пойду, я никого не знаю.
– Ты бы хоть к девушкам на беседу сходил.
– Можно, схожу.
Дал ему отец три рубля денег.
– Поди, – говорит, – купи гостинцев и иди на беседу, девушек попотчуй.
Купил Ванюшка гостинцев, идет по городу, раздумывает, куда идти.
«На господскую беседу неприлично, на купеческую страшно. Пойду-ка я, где мещанки сидят, там попроще!»
И пошел на мещанскую беседу.
Девок беседа большая сидит. Все ему рады: не бывал на беседе никогда.
Одна девка бойкая, Танюшка, выскочила к нему:
– Пожалуйте, пожалуйте, вот место тут!
Ванюшка и сел к ней. Отдал ей гостинцы.
– Вот, Танюшка, потчуй подруг.
Танюшка по разу обнесла подруг, остальное себе. И деньги, что у него остались, отдал он Танюшке.
– Мне, – говорит, – не надо, у нас, у тятеньки, денег много! – и пошел домой.
Дома встречает отец.
– Ну, что, Ванюшка, понравилось на беседе?
– Да ничего, тятенька, хорошо. Понравилось.
– А ты на другой вечер еще сходи. Можно, только мне, тятенька, этих денег мало. Дай пять рублей.
Отец дал денег.
И на следующий вечер взял Ванюшка гостинцев, сколько нужно, и пошел на беседу. И опять садится к Танюшке. И опять ей отдал деньги. А она его и провожать пошла.
И стал Ванюшка ходить каждый вечер. А денег просит отца все вдвое, все вдвое: до двадцати пяти рублей дошел и до тридцати дошел.
Схватился отец.
– Не в добрый час мы послали сына по беседам ходить. Теперь он нас разорит.
– Сам послал по беседам ходить! – отвечала мать.
– Не лучше ли его женить?
– Так что же, жени.
Отец к сыну:
– Ванюшка, не желаешь ли ты жениться?
– Что же, тятенька, жените.
– А кого прикажешь сватать-то?
– Сватайте Танюшку. Девка-то хорошая.
Отец уперся.
– Нам такой не надо. Не то, что в дом, а дома не надо.
– А мне больше никакая не надобна.
– Подзаборная! – вступилась мать, – да мы за тебя найдем невест умных-разумных, благочестивых, от хорошего отца и матери, с большим имением, с большим приданым.
– Ну, как хотите. Кого возьмете, с тем жить и буду, – согласился Ванюшка.
2
Поехали сватать и высватали невесту умную-разумную, благочестивую, от хорошего отца и матери, с большим имением, с большим приданым. И женили Ванюшку. Свадьбу сыграли хорошую, богатую. После пира спать молодых положили. И сами улеглись. Все утихло везде. Никто не стал уж ходить в доме.
Ванюшка говорит Маше:

– Ну, ступай с Богом.
И пошел и вернулся вовремя: еще все спят. А поутру пришли молодых будить, видят – двое. Никто не узнал, а она никому не сказала.
На другой день поехали к Машиной родне, к ее отцу-матери на отводины. Там тоже гуляли. Стали готовить постель молодым на верху. Ванюшка говорит Маше:
– Я там не лягу, приготовляйте внизу, к дверям ближе.
Она упросила мать и им внизу постелили.
И как улеглись все, как затихло все и замолкло, он опять:
– Оставайся, жена, я пойду к Танюшке.
И так каждую ночь ходит и ходит. А жена, как чужая, – перстом не дотронется. Ходит, из дому все тащит.
Стали замечать отец с матерью.
– Скажи, Машенька, не ходит куда Ванюшка от тебя?
– Нет, никуда не ходит Ванюшка от меня. Постоянно все со мной.
Ну, да не проведешь стариков, сами дознались.
– Нужно его послать заграницу. Может, и отстанет от Танюшки.
– Пошли его, – согласилась мать.
Отец к сыну:
– Ванюшка, не съездишь ли ты поторговать заграницу? Я тебе нагружу товару корабль.
– Что ж! Я, тятенька, поеду.
Долго дела не откладывали, нагрузил отец товару корабль.
– Свои товары продашь, заграничных накупишь и опять домой приезжай.
– А какой тебе, тятенька, подарок привезти заграничный?
– А привези мне шапку в пятьдесят рублей.
– А тебе чего привезти, маменька?
– Привези мне во сто рублей шаль.
– Хорошо, маменька, привезу.
Обернулся к жене.
– Тебе чего нужно?
– Мне ничего не нужно: своего всего много. А привези, Ванюшка, ума.
– Хорошо, привезу.
Побежал к Танюшке.
– Заграницу торговать еду. Какой подарочек привезти тебе, Танюшка?
– Привези в пятьсот рублей салоп.
– Хорошо, привезу. Только как я тебе его передам?
– Приходи на пристань, когда вернусь.
Простился и поехал.
3
Приехал Ванюшка заграницу. Привалил на пристань корабль. И пошла торговля, такая торговля пошла, и не рядится: что спросит, то и дают. Все товары распродал по самой дорогой цене, а набрал товаров заграничных по самой дешевой цене. И подарки накупил: шапку отцу, шаль матери, Танюшке салоп, и осталось только жене ума купить.
«Где ума купить?» – ходит по городу, думает: без ума ему домой невозможно ехать!
Зашел в один магазин, самый большой, заграничный.
– Что, господа, нет ли продажного ума?
Рассмеялись.
– Дурак, – говорят, – есть умы у нас, да про себя, дурак!
Закрыл глаза, со стыдом вышел, идет по городу – головушка повешена.
Ай, попадает ему встречу пьянчужка рваная.
– Что ты так, голубчик, задумался? Головушка повешена?
– Уйди, что тебе за дело! – отмахнулся от пьянчужки рваной.
И разошлись.
А прошел немного и раздумался.
«Этакие, может, и лучше знают, где ума купить!»
– Стой, – кричит, – эй, друг, воротись-ка!
Пьянчужка тут-как-тут.
– Ну, что тебе нужно?
– А не знаешь ли, где умы продают? Жена наказала ума купить, без ума мне приехать домой невозможно.
– Пойдем со мной! Ума сколько хочешь найду.
Ну, конечно, куда же – в трактир в Симпатию. Привел его пьянчужка в Симпатию, усадил за столик.
– Посиди, – говорит, – тут. Я сейчас. Я это дело тебе сделаю, ума доставлю, только ум дорог – семьсот рублей.
– Семьсот, так семьсот!
Долго ходил пьянчужка. Наконец-то явился, несет узелок под мышкой: в рогожке узелок, укутан веревками накрепко.
– Денежки пожалуйте, семьсот рублей.
Отсчитал Ванюшка деньги, а тот ему узелок.
– Не смотри до дома, а то уйдет ум от тебя.
Взял Ванюшка узелок и на корабль. Там, в каюте закрыл окна и дверь, положил узелок в угол. И стали отправляться в путь.
Мало ли, много ли места проехали, и стал этот узелок его мучить.
«За что я семьсот рублей отвалил? Чего я домой жене привезу?» – только и дума, только и мука.
И сошел Ванюшка в каюту, заперся, да за узелок. Путал, путал – распутал. А там – худые брючишки, рваные-прерваные, да и пиджачонка рвань, да шапчонка рваная, худая, да сапоги оборыши без голенищ, одни коты.
Хлопнул себя с досады:
– Так вот за что я семьсот отвалил!
Сгреб рвань в охапку и понес – куда же? – только в море. И только что замахнулся сбросить в море, вдруг стал. «А не свезти-ка мне лучше домой?»
И вернулся в каюту, кинул в угол рвань.
4
Приехал Ванюшка домой на сутки раньше. Привалил к пристани корабль. Сошел в каюту, вытащил узелок, оделся в это ризье, обулся. И пошел с корабля нищим.
Приходит к отцовскому дому. Помолился у порожка, просит милостыньку Христа ради.
Вышел отец, тридцать копеек вынес.
– Прийми, нищенка, милостыньку! Помолись за моего сына Ванюшку.
А мать за ним полтинник дает.
– Помолись за нашего сына Ванюшку.
Выходит жена, рубль несет.
– Прими, нищенка, милостыньку. Помолись за моего милого мужа Ванюшку, чтобы дал ему Господь ума-разума.
Поклонился Ванюшка отцу, матери и жене и пошел от двора к Танюшке.
У Танюшки – огонь, дверь не заперта. Вошел в дом. А там стол, как буфет. На столе разные закуски, выпивка, рюмки. И сидит у нее за столом такой рыжик. Вот охватываются, целуются. Оба пьяные.
– Я, пока жива, от тебя не отстану! – хлопнула Танюшка об стол кулаком, – и от Ваньки тоже не отстану, пока его по миру не пущу.
– Милостыньки Христа ради!
Кидком кинула три копейки.
– Убирайся к черту!
Вышел, перекрестился Ванюшка.
– Слава Тебе, Господи! Не жаль мне и денег: не рвань, я ум купил!
Вернулся Ванюшка на корабль. Оделся, сдобился, дожидает света. И как светло стало, едет к нему Танюшка на тройке.
– Все ли благополучно? Как поживаешь, Танюшка?
Заплакала Танюшка.
– Про меня-то ты и не спрашивай! Без тебя я переплакалася, перетосковалася. Привез ли ты мне подарочек?
– Привез, привез.
И пошел в каюту и она за ним.
И как вошли в каюту, он ее схватил и ну мять и топтать. Всю изодрал – всю в кровь. Как кусок мяса выкинул.
Извозчики не берут.
– У нас, – говорят, – дама ехала! А это что? Мяса кусок.
Не обернулся Ванюшка, пошел к дому – к отцу-матери.
Все его встречают – и отец, и мать, и жена.
Поздоровался он с отцом, с матерью и с женой. Приогляделся и стал подарки дарить.
Отдал отцу шапку.
– Вот тебе, тятенька, шапка в пятьдесят рублей. Хороша ли?
– Хороша, Ванюшка.
Подал матери шаль.
– Вот тебе, маменька, шаль в сто рублей. Хороша ли?
– Хороша, Ванюшка.
Подает салоп жене.
– Вот тебе, милая жена, в пятьсот рублей салоп.
Как обрадовалась Машенька.
– Слава Тебе, Господи! Дал Ты ему, Господи, ума-разума!
И стали они жить по-хорошему.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы