Глагол — едва ли не самая употребляемая единица нашего родного языка. Он встречается в текстах, написанных в художественном, научном, публицистическом стиле, в разговорном и литературном жанрах.
В этой статье вы найдете ответы на вопросы: «Как характеризуется глагол?», «Что обозначает?»
Это самостоятельный представитель нашего прекрасного языка. Он выполняет две основные задачи:
Узнать глагол в предложении можно, задав к нему вопрос «что делать?» или одну из его форм ("что делаю?", "что делал?" и т. д.).
Все глаголы условно делятся на четыре категории:
Рассмотрим первый постоянный признак, характеризующий глагол. Что обозначает слово «вид» в отношении этой части речи?
Все глаголы можно разделить на две большие группы: совершенного вида (СВ) и несовершенного (НСВ).
Узнать, к какому типу относится слово, можно, задав к его инфинитиву вопрос. Если глагол отвечает на вопрос «что сделать?» — это совершенный вид. Если на вопрос «что делать?» — несовершенный.
Глаголы, относящиеся к совершенному виду, характеризуют действие, дошедшее до своего логического завершения. Слова из группы несовершенного вида обозначают процесс, который все еще продолжается.
Совершенный вид глагола в большинстве случаев достигается при помощи префиксального способа.
В нашем родном языке выделяют глаголы прошедшего времени, будущего и настоящего. Любой из них легко распознается в контексте при знании теоретического материала.
Глаголы прошедшего времени описывают действие, завершившееся к началу говорения. Надо учитывать, что время, в котором происходит повествование, не всегда выражено настоящим. Вы можете столкнуться с вариантом, где встретится будущее или прошедшее время. Например: «Я сказала маме, что ходила в кино» - или: «Он будет говорить, что успешно справился с заданием».
Слова, принадлежащие прошедшему времени, изменяются по родам, числам. Создают их присоединяя «л» к основе начальной формы.
Настоящее время глагола встречается только у слов, относящихся к несовершенному виду. Выражается оно при помощи личного окончания. Характеризует действие, происходящее в момент говорения. Также оно способно выполнять следующие роли:
Будущая форма глагола рассказывает о событии, которое свершится только после того, как к концу подойдет момент речи. Может быть представлена глаголами и совершенного, и несовершенного вида.
Существует две формы будущего времени: простая и составная. Первая образуется при помощи глагола. Вторая — путем прибавления к основному слову форм лексемы «быть» (буду, будешь, будет и т. д.).
Определенные глаголы одного времени могут употребляться в значении другого. Например, может иметь в контексте значение настоящего: «Вот вечно она так: ничего не видела, ничего не слышала».
Время относят к числу непостоянных признаков.
Наклонение — еще одна непостоянная особенность глагола. Оно выражает отношение данной части речи к реальности. Делится на три типа: изъявительное, сослагательное, повелительное. Каждое из них имеет ряд характерных особенностей.
Глаголы, относящиеся к изъявительному наклонению, представляют реальное действие, происходящее в прошлом, настоящем или будущем времени. Это и является отличительной чертой. Слова, принадлежащие к другим наклонениям, не могут быть выражены любым временем.
Повелительные глаголы способны передать просьбу, приказ, пожелание, совет. Образуются они двумя путями: при помощи суффикса «и» или посредством нулевой суффиксации. Во множественном числе появляется окончание «те». Слова не изменяются по временам.
Сослагательные глаголы описывают действие, которое могло бы воплотиться в жизнь при определенном стечении обстоятельств. Это наклонение образуется путем прибавления к слову, стоящему в прошедшем времени, частицы «бы».
Спряжение — постоянный признак. Его суть заключается в изменении глагола по лицам и числам. Существует всего две разновидности спряжения, которые принято обозначать римскими цифрами I и II.
Выяснить, к какому спряжению можно отнести слово, достаточно просто, если запомнить простые факты:
В этой статье мы рассмотрели глагол (что обозначает эта часть речи). Познакомились с некоторыми ее постоянными и непостоянными признаками, привели примеры. В будущем для вас не составит труда выявить глагол в тексте и дать ему краткую характеристику при необходимости.
Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:
Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида - двувидовые глаголы (велеть , обещать , ранить ).
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица "не" перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть), принести дрова - принести дров.
При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.
Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.
Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным. Ср.: Я говорю правду (говорю - «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит - «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду одна, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, может быть, нужна; учить уроки (переходный глагол).
Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково.
Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II.
Определяют спряжение следующим образом - если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут , -ют , то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат , -ят , то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше - I спряжения.
Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:
Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - перегнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение). Спряжение - это постоянный признак глагола.
Основная статья: Неправильные глаголы
В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:
Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть , надоесть , дать , создать (и их приставочные производные: переесть , заесть , сдать , отдать , предать , воссоздать и др.), а также обсценный глагол ссать (сцать) (спряжение на -ы- ).
Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени - есть и суть . Вот пример употребления этих форм: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками»; «Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура» (Лев Толстой). Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня : буду - будешь - будет - будем - будете - будут.
Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял , она взяла́ , оно взяло , они взяли .
Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.
Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенного вида (такая форма называется формой составного будущего времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.
Лицо указывает на говорящего (я, мы) (1-е лицо), собеседника говорящего (ты, вы) (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (он, она, оно, они) (3-е лицо). Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения . Существуют так называемые недостаточные глаголы , у которых некоторые формы отсутствуют. Так, у глагола победить не употребляется (в связи с затруднениями при ее образовании) форма 1-го лица единственного числа будущего времени : вместо я побежу используется оборот я одержу победу .
Существуют также безличные глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (вечереет, знобит, рассветает, смеркается ). Парадигма спряжения этих глаголов также неполная - в ней присутствуют только формы 3-го лица единственного числа среднего рода , - но по причинам не словообразовательным, а семантическим.
У некоторых глаголов в парадигме используются супплетивные формы , то есть формы, образованные от разных основ: иду - шёл .
Число глагола различается на единственное и множественное во всех временах, например, прошедшее (я сделал, мы сделали), настоящее (я делаю, они делают), будущее (я сделаю, они сделают). Глагол зависит не только от себя, но и от существительного, например: я иду (кто?)я, он играет (что делает?)играет
Wikimedia Foundation . 2010 .
У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным… … Википедия
Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. Классификация частей речи «Российская грамматика» М. В. Ломоносова… … Википедия
Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Глагол (значения). Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?. Глагол может быть… … Википедия
Оглавление
Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать? ) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься . Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться . Он не мог участвовать в турнире ), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача ), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться ), обстоятельства (Он уехал учиться ), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать ).
Глаголы бывают переходные
и непереходные
. Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать
журнал, любить
оперу, отправить
телеграмму, привезти
газеты
.
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю
.
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь) , называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить) . Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается , купаются , купался , купаются .
Все возвратные глаголы — непереходные.
Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный .
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть . Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели ) и будущее простое , состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь . Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — слова буду , будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).
Глаголы имеют формы наклонений , которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:
В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.
В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.
Число | Лицо | Окончания I спряжения | Окончания II спряжения |
Единственное | 1-е 2-е 3-е | (я) -у (-ю)
(ты) -ешь (-ёшь) (он, она, оно) -ет (-ёт) | -у (-ю)
-ишь -ит |
Множественное | 1-е 2-е 3-е | (мы) -ем (-ём)
(вы) -ете (-ёте) (они) -ут (-ют) | -им
-ите -ат (-ят) |
Примечания
- Глаголы хотеть , бежать относятся к разноспрягаемым . В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет ) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят ). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите .
- Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем ; 2-е л.- дашь, ешь ; 3-е л.- даст, ест ; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим ;2-е л.- дадите, едите : 3-е л.- дадут, едят . Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…
Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило ; Мне нездоровится что-то; Не спится , няня.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Курсовая работа
По специальности“Социальная психология”
Cтудентки 1-го курса ФЭИ “Тележурналистика” гр.157
Челпановой Анны
1. Что такое глагол.
2. Определение глагола.
3. Виды глагола. Способ глагольного действия.
4. Отношение форм.
5. Продуктивные классы глаголов.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
Что такое ГЛАГОЛ?
Глагол-знаменательная часть речи, называющая действие или состояние как процесс (кипел, горел пожар московский дым расстилался по реке (Н. Соколов).
Глагол отвечает на вопрос “ Что делать” ,Что сделал, Что сделает.
Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях:
1. Перемещение, движение или положения в пространстве (плыть, плавать, сидеть, ходить)
2. Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать.
3. Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая (сопоставлять, задуматься, прорешать, сказать, вообразить)
4. Эмоционально-техническая деятельность (тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть)
5. Физические и прочие состояния человека (спать, болеть, выздоравливать)
6. Состояние (или его изменение) природы(вечереет, подмораживает, светает)
Главнейшие морфологические признаки глагола: вид, время, наклонение, лицо.
Синтаксическая роль в предложении-сказуемое: но лето быстро летит.
Летит-глагол несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-е спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-его лица единственного числа, является простым глагольным сказуемым, составляя вместе с подлежащим лето грамматическую основу предложения.
В глагол как в часть речи обычно объединяют различные морфологически охарактеризованные словоформы. Это личные формы глагола изъявительного наклонения, обладающие в настоящем-будущем времени категориями вида, залога, времени, лица, числа и рода
Группа глаголов
Все русские глаголы с точки зрения видовых соотношений могут быть представлены в виде следующих групп:
1. Группа глаголов, имеющих соотносительные по виду пары (рассказать-рассказывать, достать-доставать, начать-начинать и т. д.). Все современные ученые признают, что именно такие отношения связывают глаголы совершенного вида и образованные от них посредством суффиксации глаголы несовершенного вида.
2. Группа глаголов совершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов несовершенного вида (толкнуть, расстараться и т. д.).
3. Группа глаголов несовершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов совершенного вида (жить, стоять, горевать и т. д.).
4. Группа двувидовых глаголов. Эта группа требует к себе особого внимания, в частности,потому, что она весьма активно пополняется за счет глаголов такого типа, как телефонизировать, индуктировать, механизировать, электрифицировать, химизировать и т. д. Это - одно из множества проявлений научно-технической революции. Вторжение в литературный язык большого количества глаголов из области науки и техники создает в русском языке группу глаголов с нетипичным для русского языка индифферентным отношением к видам. Не следует, впрочем, думать, что глаголы такого типа появились в русском языке лишь в самое последнее время. Двух видовые глаголы женить, казнить, миловать издавна существуют в русском языке.
ВИДЫ ГЛАГОЛА
Наличие грамматической категории вида являетсяхарактерной
особенностью славянских языков.
Вид и способ глагольного действия. Понятийная категория вида в русском
языке выражается, в частности, в категории способа глагольного действия.
Вопрос о соотношении категорий вида и способа действия традиционно
относится к числу дискуссионных. Согласно наиболее распространенной в
современной аспектологии точке зрения, способы действия представляют собой
различные классы производных глаголов, связанные с исходным глаголом
регулярными словообразовательными отношениями (например, хаживать
представляет собой многократный способ действия, обозначаемого глаголом
ходить, зашуметь – начинательный способ действия, обозначаемого глаголом
шуметь и т.п). Способ действия не является грамматической категорией, так
как его выражение в русском языке не обязательно. Мы говорим Он ко мне
частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим
специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить
ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил, оставив эту идею в глаголе
невыраженной. Способ действия есть результат определенной семантической
модификации исходного глагола, которая выражается формальными средствами –
приставками и суффиксами. Так, глаголы закричать, накричаться,
покрикивать, крикнуть представляют собой различные семантические
модификации глагола кричать, каждой из которых соответствует свой
формальный показатель. Некоторые из типов модификаций действия исходного
глагола весьма близки, иногда даже тождественны, некоторым типам
семантических соотношений в видовых парах. Поэтому бывает так, что один и
тот же глагол является видовым коррелятом к некоторому глаголу
противоположного вида и одновременно одним из образованных от него
способов действия. Так, например, глагол понравиться являет ся видовым
коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия.
Глаголы типа прыгнуть, кинуть или укусить являются одновременно
однократным способом действия к прыгать, кидать и кусать и их видовыми
коррелятами. Хотя подобные совмещения функций встречаются относительно
редко, в принципе такая возможность существует и обусловлена она сходством
семантических отношений между членами видовой пары и между мотивирующим
глаголом и его способом действия. Другими словами, содержательная сторона
что множество передаваемых той и другой категорией значений имеет большую
область пересечения. Различие же между ними касается функциональной
Значения, относящиеся к понятийной категории вида (такие, как временная
локализация, динамичность/статичность, кратность, длительность,
моментальность, узуальность и т.п.), могут быть выражены и другими
средствами.
значения: «совершенный вид» и «несовершенный вид». Выражение этого
противопоставления является для русского языка обязательным: всякий
глагол, употребленный в высказывании на русском языке, обладает тем или
либо несовершенного вида. Это распространяется, в том числе, и на так
называемые двувидовые глаголы: в предложениях типа Я женюсь, где глагол
может быть понят двояким образом – как глагол сов. вида (будущего времени)
и как глагол несов. вида (настоящего времени), имеет место грамматическая
неоднозначность, порождаемая внешним совпадением (омонимией) разных
грамматических форм. Эта неоднозначность разрешается в более широком
контексте, ср. Решено. Я женюсь [несов. вид] на Мари и уезжаю с ней в
Париж и Я женюсь [сов. вид] на Ирине, если она согласится жить со
мной в шалаше.
Семантика видового противопоставления. При помощи категории вида в русском
языке могут выражаться различные смысловые противопоставления, относящиеся
(семантическом инварианте) – каждого из видов, а также самого видового
противопоставления – и о частных значениях видов (частновидовых
значениях).
Аспектуальная система русского языка опирается на определенный способ
концептуализации действительности. А именно, различаются следующие
положение дел, сохраняющееся неизменным на протяжении некоторого отрезка
времени: Маша любит Петю; Васю знобит. Когда одно состояние сменяется
другим, это концептуализуется как событие. Событие – это переход в новое
состояние (в некоторый момент времени имело место одно состояние, а в
некоторый последующий – уже другое): Маша разлюбила Петю; Вася
согрелся.
Наконец, процесс – это то, что происходит во времени. Процесс состоит из
последовательно сменяющих друг друга фаз и обычно требует энергии для
своего поддержания: мальчик гуляет, играет; они разговаривают; костер
горит. Русская аспектуальная система устроена таким образом, что глаголы
сов. вида всегда обозначают события, а глаголы несов. вида могут
обозначать любое из трех типов явлений: прежде всего процессы (кипит,
беседует с приятелем, долго пишет письмо) и состояния (умирает от
нетерпения, хворает, чего-то ждет), но также и события (внезапно понимает,
каждый день приходит).
Соответственно, общее значение видового противопоставления состоит в том,
что сов. вид, всегда выражающий событийность, противопоставляется несов.
виду, немаркированному в этом отношении, т.е. способному выражать как
процессуальность или стативность, так и событийность. Эта инвариантная
семантика видового противопоставления реализуется различными способами в
зависимости от контекста. Имеется в виду контекст в широком смысле, куда
входит тип лексического значения самого глагола (так как семантика
видового противопоставления различна для глаголов разных семантических
Добрый день, уважаемый студент! С моими студентами мы приступили к изучению, пожалуй, одной из сложных тем русского языка - глаголов и их времен. Дело в том, что в некоторых языках мира бывает всего несколько времен, в русском же их 3 - это прошедшее время, настоящее и будущее. Чтобы правильно разобраться и употреблять их в своей речи и письме, рассмотрим все три времени более детально.
Глаголы настоящего времени в русском языке отвечают на вопрос: что делает ? Например,
Катя спешит на учёбу Kate is in hurry on her way to work.
Катя что делает? - спешит - она сейчас, в данный момент спешит, значит, время настоящее.
Каждую неделю родители едут на дачу Every week parents go to dacha.
Родители что делают? - едут, каждую неделю нам показывает,что действие происходит регулярно, т.е в настоящем времени. Обращайте, пожалуйста, всегда внимание на ключевые слова , они могут служить вам подсказкой, какое время употреблять в тот или иной момент.
В форме настоящего времени окончания в спряжении зависят от их спряжения. Если вы забыли, что такое спряжение и стоит ли его учить, рекомендую почитать эту тему. Она поможет вам разобраться в сложностях при употреблении глаголов настоящего времени.
Что сделаете? Что будем делать? Что сделаем? Что будешь делать? Например:
Когда начнутся каникулы , я поеду в Москву I will go to Moscow, when the holidays will come.
Каникулы что сделают? - начнутся, они пока не начались, это время не настало, значит, мы понимаем, что разговор идет о будущем времени.
Я что сделаю? - поеду, человек пока никуда не едет, но он уже планирует свою поездку в Москву, значит, мы говорим о будущем времени.
В русском языке будущее время бывает двух видов, вы можете встретить, например, такой глагол:
Я нарисую эту картину и подарю маме I will draw this picture and will present it to my Mom. Что сделаю? - нарисую, подарю
Но вы также можете увидеть и такую фразу, при этом она тоже будет стоять в будущем времени:
Я буду рисовать эту картину завтра и подарю ее маме I am going to draw this picture tomorrow and will present it to my Mom.
Что буду делать? - буду рисовать, действие не произошло, он планирует сделать, поэтому и это будущее время.
Но как же тогда разобраться, какую форму стоит употреблять в том или ином случае? Дело в том, что глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Простые глаголы в будущем образуются от глаголов совершенного вида (которые отвечают на вопросы что сделаю? Что сделаешь?)
Накрашу, уберу, отнесу, скажу, спою - все они отвечают на вопросы совершенного вида. Где характерной чертой, которая вам поможет запомнить эту форму, является добавление буквы -с в начале вопроса:
Что сделаю? Уберу
Сложные же глаголы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью глагола быть + инфинитива или начальной формы глагола - это та форма, которая стоит в словаре, отроете словарь русского и увидете,что глагол: я угадала, стоит в форме инфинитива: угадать .
Давайте рассмотрим примеры со сложными глаголами:
Иван будет смотреть сериал каждый день, ведь он планирует сдавать экзамен по русскому языку Ivan is going to watch a serial every day, as he is planning to pass Russian language exam.
Глагол "быть " в свою очередь изменяется по лицам:
Я буду (красить)
Ты будешь (красить)
Они будут (красить)
Он/Она будет (красить)
Мы будем (красить)
Вы будете (красить)
Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но род
в будущем времени определить нельзя!
Существует ряд глаголов, которые форму 1 лица единственного числа не образуют. Вот некоторые из них:
Победить To win
Убедить To convince
Ощутить To feel
Очутиться To find oneself in
При их употреблении слово полностью меняется в будущем времени, например:
Могу очутиться - Я окажусь I will find myself in..
Могу убедиться - Я хочу убедиться I want to convince
Могу победить- Я стану победителем [ Ya stanu pabeditelem] I will be the winner
В основном глаголы прошедшего времени образуются от неопределенной формы глагола (которая стоит в словаре) и добавления суффикса -л, например:
Чистить - чистиЛ (что делал?) to clean - was cleaning
Смотреть - смотреЛ (что делал?) to look - looked
Зная это правило, у вас уже будет подсказка и вы сможете образовать глагол прошедшего времени без проблем. В зависимости от рода, на конце может появиться то или иное окончание:
Смотрел- смотрела - смотрели He looked- she looked- they looked
Но существуют глаголы, которые образуются в прошедшей форме не по такому правилу, к примеру, без добавления суффикса -л в мужском роде:
Нести - нёс (мужской род, прошедшее время) to carry - was carrying, но в остальных формах рода: несли, несла they were carying, she was carrying.
Когда в слове идет чередование (когда буквы взаимозаменяют друг друга), например, при образовании прошедшей формы могут чередоваться буквы ч//г, ч//к в тех глаголах, которые оканчиваются на -чь:
Стеречь - стерёг (мужской род, прошедшее время: что делал?) to watch over - was watching over, но в женском роде и множественном числе добавляется окончание в зависимости от лица: стерегла, стерегли she was watching over, they were watching over.
Запомните, пожалуйста, что у глаголов прошедшего времени мы не можем определить лицо, только род и число.