Про деток, от рождения до школы

Национальный характер - это совокупность наиболее значимых определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой. В китайской пословице говорится: "Какова земля и река, таков характер человека". У каждого народа свой особенный характер. О тайнах русской души, о русском национальном характере много сказано и написано. И это не случайно, потому что Россия, имея долгую историю, переживая много страданий, перемен, занимая особенное географическое положение, вобрав в себя черты и западной, и восточной цивилизаций, вправе быть объектом пристального внимания и целевого изучения. Особенно сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда в связи с произошедшими глубокими изменениями в России, интерес к ней все более возрастает. Характер народа и судьба страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга на всем историческом пути, поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру русского народа. Как говорит русская пословица: "Посеешь характер, пожнешь судьбу".

Национальный характер отражается как в художественной литературе, философии публицистике, искусстве, так и в языке. Ибо язык - зеркало культуры, в нем отображен не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Поэтому язык должен изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народа, говорящего на данном языке. Пословицы и поговорки - это отражение народной мудрости, в них хранится представление народа о самом себе и поэтому тайны русского национального характера можно попробовать постигнуть через русские пословицы и поговорки.

Ограничивая объем реферата, я не буду перечислить все черты русского народа, а остановлюсь только на типичных положительных чертах.

Трудолюбие, одаренность.

Русский человек одарен и трудолюбив. Он обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ - большой труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры. Трудно перечислить хотя бы малую часть того, что стало достоянием самой России.

Свободолюбие.

К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История России - это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше всего.

Сила воли, мужество и смелость.

Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов в мирном строительстве. В пословицах находят отражение черты русских воинов: "Лучше смерть в бою, чем позор в строю", "Либо полковник, либо покойник". Эти же черты проявляются и в жизни мирных людей. "Кто не рискует, тот не пьет шампанского" - о том, что русский народ любит рисковать. "Либо пан, либо пропал" - о решимости предпринять что-либо, рискнуть, несмотря на возможный провал, гибель. Близки по значению и пословицы: "Или грудь в крестах, или голова в кустах", "Либо в стремя ногой, либо в пень головой", "Либо рыбку съесть, либо на мель сесть".

Пословица "Волков бояться - в лес не ходить" говорит о том, что нечего и браться за дело, если страшиться предстоящих трудностей. А смелому всегда сопутствует удача: "Удача - спутник смелого", "Кто смел, тот и съел".

Терпение и стойкость.

Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально легендарной. Русские обладают, кажется, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания - это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.

Гостеприимство, щедрость и широта натуры.

Русское гостеприимство общеизвестно: "Хоть не богат, а гостям рад". Для гостя всегда готово лучшее угощение: "Коли есть, что в печи, все на стол мечи!", "Гостю щей не жалей, а погуще налей".

Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлеб-соль - это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия: "Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай". Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола.

Отзывчивость.

Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному состоянию, способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее. Удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другие народы позволили русской нации создать невиданную в истории империю.

Религиозность.

Одной из глубинных черт русского характера является религиозность. Религиозное мировоззрение сыграло важную роль в формировании как нации в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная глубинная черта русской национальной личности отражается с древнейших времен в фольклоре, в пословицах: "Жить - Богу служить", "Сильна божья рука", "Божья рука - владыка", "Никто не может, так Бог поможет", "С Богом пойдешь, до блага дойдешь" - эти пословицы говорят о том, что Бог всемогущий, и помогает верующим во всем.

Реакция на нападение, тактика против захватчиков, тактика в отношениях с зарубежными державами и потребность во всем быть лучшими. Любопытная статья о своеобразии русского национального характера.

Если вы думаете, что Византия оказала на Россию незначительное культурное влияние, то вы ошибаетесь: ее влияние было на самом деле определяющим. Оно началось вместе с приходом христианства - сначала через Крым (родина христианства в России), а затем через русскую столицу Киев (тот же Киев, который сегодня является столицей Украины) - и позволило России «перескочить» целое тысячелетие культурного развития. Это влияние определило и непрозрачную и неповоротливую бюрократию российского государственного аппарата, который нервирует — вместе со многими другими вещами — Запад, так любящий транспарентность, особенно - у других. Россияне часто любят называть Москву Третьим Римом, после настоящего Рима и Константинополя, и это не так уж безосновательно. Но это не значит, что русская цивилизация - это нечто производное. Да, ей удалось впитать все классическое наследство, на которое смотрели прежде всего сквозь «восточную призму», однако огромные северные просторы превратили это наследие в нечто радикально иное.

Эта тема вообще очень сложна, так что я сосредоточусь на четырех факторах, которые считаю принципиальными для понимания трансформаций, свидетелями которых мы сегодня являемся.

1. Реакция на нападение

Западные государства зародились в условиях ограниченных ресурсов и неослабевающего давления населения, что в значительной мере определяет то, как эти государства реагируют, став объектом нападения. В течение довольно продолжительного времени, когда центральная власть была слабой, конфликты решались кровавым путем, и даже самый незначительный укол от бывшего друга тут же превращал его в соперника, с которым сражались на мечах. Причина была в том, что в данных условиях защита территории была ключом к выживанию.

Напротив, Россия простирается на почти бескрайней территории, на которой рассредоточены ресурсы. Кроме того, Россия умело пользовалась щедростью торгового пути, который вел из варяг в греки, и была столь активной, что арабские географы были уверены в существовании пролива, который соединяет Черное и Балтийское моря. В этих условиях было важно избегать конфликтов, и людям, которые хватались за оружие при каждом косом взгляде, в такой среде жилось бы несладко.

Поэтому сформировалась весьма отличающаяся стратегия разрешения конфликтов, которая дожила до наших дней. Если обидеть русского или как-то ему навредить, вряд ли начнется драка (хотя именно это и происходит во время демонстративных стычек на публике или при ожидаемом сведении счетов с помощью насилия). Чаще вместо этого русский просто пошлет вас куда подальше и не захочет иметь с вами ничего общего. Если ситуацию усложняет физическая близость, то русский задумается о переезде - в любом направлении, но главное, чтобы подальше от вас. В обычном разговоре все это формулируется односложным заявлением «Пшёл», формой глагола «послать». В условиях практически бесконечного количества свободной земли, где можно поселиться, эта стратегия работает замечательно. Русские живут оседло, но когда надо переехать, они ведут себя, как кочевники, в среде которых основной способ решения конфликтов - это добровольное перемещение.

Такая реакция на обиду является своего рода постоянным аспектом русской культуры, в связи с чем Запад, который этого не понимает, с трудом может добиться столь желанных для него результатов. Для людей с Запада обиду можно искупить извинением, чем-то вроде «I am sorry!». Но для русского в определенной степени это ничто, особенно в случае, когда извинения принес тот, кого отправили куда подальше. Словесное извинение, которое не сопровождается ничем ощутимым, является одним из правил хорошего тона, которое для русских - своего рода роскошь. Еще несколько десятилетий назад обычное извинение звучало как «извиняюсь». Сегодня Россия намного вежливее, но базовые культурные образцы сохранены.

И тогда как исключительно словесное извинение бесценно, ощутимое возмещение убытков - нет. «Поправить дело» может означать, что вы расстанетесь с редким имуществом, предложите новое и серьезное обязательство или заявите о коренной смене направления. Главное - сделать все, и не только на словах, потому что на определенном этапе слова могут только усугубить ситуацию, и призыв «идти куда подальше» может быть дополнен менее приятной фразой «позвольте, я покажу туда дорогу».

2. Тактика против захватчиков

У России большая история вторжений со всех сторон, но прежде всего с Запада, благодаря чему российская культура пришла к определенному типу мышления, которое извне понять трудно. Прежде всего надо осознать, что когда русские отражают вторжения (а вторжением считают и то, что ЦРУ вместе с Госдепом США управляют Украиной посредством украинских нацистов), они не борются за территорию, по крайней мере — не прямо. Они скорее борются за Россию как концепт. А концепт заключается в том, что на Россию нападали много раз, но никогда никто ее не завоевывал. В российском сознании завоевать Россию значит убить почти всех русских, а как они любят говорить «Нас всех не убьешь». Численность населения можно со временем восстановить (в конце Второй мировой войны было убито 22 миллиона), но как только утратится концепт, Россия будет потеряна навсегда. Людям на Западе могут показаться нонсенсом слова русских о России как о «крае князей, поэтов и святых», но речь именно о таком ходе мысли. У России нет истории, она сама - история.

И поскольку русские борются скорее за концепт, нежели за конкретный кусок российской территории, они всегда сначала готовы отступить. Когда Наполеон вторгся в Россию, он увидел землю, которую выжгли отступающие русские. Наконец он дошел до Москвы, но и она погибла в пламени. Он там остановился на какое-то время, но в итоге понял, что большего сделать не может (неужели ему надо было идти на Сибирь?), так что наконец он оставил и свою отступающую, оголодавшую и замерзшую армию, бросив ее на произвол судьбы. Когда он отступал, все очевиднее становился еще один аспект российского культурного наследия: каждый крестьянин в каждой деревне, сожженной при русском отступлении, участвовал в русском сопротивлении, которое создавало немало проблем французской армии.

Немецкое вторжение во время Второй мировой войны сначала тоже продвигалось очень быстро: была занята большая территория, а русские продолжали отступать, эвакуировали население, целые заводы и другие учреждения в Сибирь, семьи переезжали вглубь страны. Но потом немецкое шествие остановилось, повернулось и в итоге обернулось полным разгромом. Стандартная модель повторилась, когда русская армия ломала волю захватчиков, а большая часть местных жителей, которые оказались в оккупации, отказались сотрудничать, самоорганизовались в партизанские отряды и наносили отступающим агрессорам максимально возможный ущерб.

Другой русский метод в борьбе с захватчиком - это надежда на русский климат, который сделает свое дело. В деревне люди обычно избавляются от всякой ненужной живности в доме, просто переставая топить: за несколько дней при минус 40 передохнут все тараканы, блохи, вши, гниды, а также мыши и крысы. Это работает и с оккупантами. Россия - самая северная страна мира. И хотя Канада находится севернее, большая часть ее населения проживает вдоль южной границы, и ни один крупный город не находится за полярным кругом. А в России таких городов — сразу два. Жизнь в России в некоторых отношениях напоминает жизнь в космосе или в открытом море: без взаимовыручки не проживешь. Русская зима просто не даст выжить без кооперации с местными жителями, так что для уничтожения агрессора достаточно просто отказаться от сотрудничества. А если вы уверены, что оккупант может заставить сотрудничать, перестреляв несколько местных, чтобы напугать остальных, смотрите пункт 1.

3. Тактика в отношениях с зарубежными державами

России принадлежит почти вся северная часть евразийского континента, а это почти шестая часть суши. В масштабах планеты Земля этого достаточно. Это не какое-то исключение или историческая случайность: на протяжении всей своей истории русские стремились обеспечить свою коллективную безопасность тем, что осваивали как можно большую территорию. Если вы задумались о том, что их к тому подталкивало, вернитесь к пункту Тактика против захватчиков.

А если вы думаете, что иностранные державы не раз пытались напасть и покорить Россию, чтобы получить доступ к огромным природным ресурсам, то вы ошибаетесь: доступ был всегда - достаточно было попросить. Обычно русские не отказываются продавать свои природные богатства - даже потенциальным врагам. Вот только враги, как правило, хотели «присосаться» к российским источникам бесплатно. Для них существование России - неприятность, от которой они пытались избавиться с помощью насилия.

Но они достигли только того, что после их неудачи для них самих цена возросла. Это простой принцип: иностранцы хотят русские ресурсы, а для их защиты России нужно сильное, централизованное государство с большой и сильной армией, так что иностранцы должны платить и поддерживать тем самым российское государство и армию. В результате большая часть финансов российского государства берется из экспортных тарифов, прежде всего экспорта нефти и газа, а не из налогообложения российского населения. В конце концов, российское население дорого платило, сражаясь с постоянными захватчиками, так зачем отягощать его налогами еще больше? Это значит, что российское государство - государство таможенное, которое использует пошлины и тарифы для получения средств от недругов, которые его могли бы уничтожить, а также использует эти средства на собственную оборону. Ввиду того, что замены русским ресурсам не существует, работает принцип: чем более враждебно окружающий мир ведет себя в отношении России, тем больше денег он заплатит за национальную оборону России.

Но эта политика используется в отношениях с иностранными державами, а не иностранными народами. На протяжении столетий Россия «впитывала» массу переселенцев, скажем из Германии, во время Тридцатилетней войны, и Франции, после революции там. Позднее люди переселялись из Вьетнама, Кореи, Китая и Центральной Азии. В прошлом году Россия приняла больше переселенцев, чем любая другая страна, за исключением Соединенных Штатов. Кроме того, Россия без особых сложностей приняла почти миллион человек из охваченной войной Украины. Россияне - народ переселенцев в большей степени, чем многие другие, и Россия - это больший плавильный котел, чем США.

4. Спасибо, но у нас свое

Еще одна интересная культурная черта заключается в том, что русские всегда видят потребность во всем быть лучшими - от балета и фигурного катания, хоккея и футбола до полетов в космос и производства микрочипов. Вы, может, думаете, что «Шампанское» - это охраняемая французская марка, но недавно на Новый год я убедился в том, что «Советское шампанское» по-прежнему распродается со скоростью света, и не только в России, но и в русских магазинах в США, потому что, поймите, французские вещи могут быть хорошими, но на вкус они недостаточно русские. Практически для всего, что только придет вам в голову, существует русская версия, которую русские считают лучшей, а порой прямо говорят, что это их изобретение (например, радио изобрел Попов, а не Маркони). Разумеется, есть исключения (скажем, тропические фрукты), которые приемлемы при условии, что они от «братского народа», каковым, например, является Куба. Эта модель работала уже в советские времена, и, похоже, что в определенной мере она сохранилась до наших дней.

Во время последовавшей «стагнации» в эру Брежнева, Андропова и Горбачева, когда русская изобретательность действительно шла на спад вместе со всем остальным, технологически (но не культурно) Россия в отношении Запада потеряла почву под ногами. После распада Советского Союза русские возжелали западного импорта, что было совершенно понятно, ведь сама Россия в то время практически ничего не производила. В 90-е годы пришло время западных менеджеров, которые завалили Россию дешевым импортом, ставя перед собой долгосрочную цель - уничтожить местную промышленность и российское производство, превратить Россию в простого экспортера сырья, который будет беззащитен перед эмбарго, и которого легко можно будет принудить к потере суверенитета. Все кончилось бы военным вторжением, против которого Россия была бы беззащитной.

Этот процесс зашел довольно далеко, прежде чем в нем появилось несколько загвоздок. Во-первых, российское производство и неуглеводородный экспорт восстановились и за одно десятилетие выросли в несколько раз. Рост касался и экспорта зерна, оружия и высокотехнологичной продукции. Во-вторых, Россия нашла в мире достаточно более дружественных и более выгодных торговых партнеров, тем не менее, это ни в коем случае не умаляет значимости ее торговли с Западом, точнее с ЕС. В-третьих, российская оборонная промышленность смогла сохранить свои стандарты и независимость от импорта. (То же самое с трудом можно утверждать об оборонных компаниях на Западе, которые зависят от российского экспорта титана).

И сегодня для западных менеджеров разразился «идеальный шторм»: рубль частично обесценился в связи с низкими ценами на нефть, что вытесняет импорт и помогает местным производителям. Санкции подорвали веру России в надежность Запада как поставщика, а конфликт в Крыму укрепляет уверенность россиян в их собственных силах. Российское правительство воспользовалось возможностью поддержать компании, которые могут немедленно заменить импорт с Запада другой продукцией. Российскому Центробанку поручили их финансирование по кредитной ставке, которая делает замену импорта еще более привлекательной.

Некоторые сравнивают текущий период с тем, когда в последний раз цена на нефть упала до 10 долларов за баррель, что в определенной степени приблизило распад СССР. Но эта аналогия ошибочна. Тогда СССР экономически стагнировал и зависел от западных поставок зерна, без которых не смог бы прокормить народ. Распадом руководил беспомощный и управляемый Горбачев - миротворец, капитулянт и фразер мирового масштаба, жена которого любила пройтись по магазинам в Лондоне. Российский народ его презирал. Сегодня Россия снова становится одним из крупнейших мировых экспортеров зерна, во главе нее стоит образцовый президент Путин, который пользуется поддержкой более 80% населения. Сравнивая СССР перед коллапсом с сегодняшней Россией, комментаторы и аналитики лишь демонстрируют свое невежество.

Этот пассаж пишется буквально сам. Это рецепт катастрофы, так что распишу все, как в рецепте, по пунктам.

1. Возьмите народ, который отвечает на нападки тем, что посылает вас куда подальше, отворачивается от вас и не хочет иметь с вами ничего общего - вместо того, чтобы с вами драться. Осознайте, что это народ, чьи природные ресурсы необходимы для того, чтобы у вас был свет и тепло в домах, чтобы вы могли производить транспортные самолеты, военные истребители и многое другое. Помните, что четверть лампочек в США загорается благодаря российскому ядерному топливу, а отключение Европы от российского газа означало бы настоящую катастрофу.

2. Введите против России экономические и финансовые санкции. С ужасом в глазах следите за тем, как ваши экспортеры теряют прибыли, а российская ответная реакция блокирует экспорт сельскохозяйственной продукции. Помните, что это страна, которая пережила длинную цепь нападений и традиционно полагается на недружественные страны, которые финансируют российскую оборону, направленную как раз против этих недругов. Или Россия обращается к таким методам, как уже упомянутая зима. «Никакого газа для стран НАТО» - звучит как отличный слоган. Надейтесь и молитесь, чтобы Москве он не пришелся по душе.

3. Организуйте атаку на их национальную валюту, которая потеряет часть своей стоимости, и то же сделайте с ценами на нефть. Представьте, как российские чиновники посмеиваются, идя в Центробанк, когда низкий курс рубля означает наполнение госбюджета вопреки низкой цене на нефть. Следите с ужасом за тем, как ваши экспортеры разоряются, потому что уже не могут занять место на российском рынке. Помните, что у России нет госдолга, который стоил бы обсуждений, что ею управляют с ничтожным бюджетным дефицитом, что у нее большие золотовалютные резервы. Вспомните о своих банках, которые «наодалживали» российским компаниям сотни миллиардов долларов - тем компаниям, которым, введя санкции, вы отрезали доступ к своей банковской системе. Надейтесь и молитесь, чтобы Россия не заморозила выплату долгов на западном берегу, когда введут новые санкции, потому что ваши банки это поднимет на воздух.

4. С ужасом следите за тем, как Россия переписывает соглашения об экспорте газа, в которых теперь участвуют все, кроме вас. А когда они заработают, останется ли достаточно газа для вас? Но, похоже, это уже не забота России, потому что вы ее обидели, потому что русские, такие-сякие, послали вас куда подальше (и не забудьте туда прихватить Галич). Теперь они будут торговать со странами, которые более дружественно к ним относятся.

5. С ужасом следите за тем, как Россия активно ищет способы выйти из торговых отношений с вами, ищет поставщиков в других частях мира и организует производство, которое заменит импорт.

И тут появляется сюрприз, кстати, всеми недооцениваемый, эвфемистически выражаясь. Россия недавно предложила ЕС сделку. Если Евросоюз откажется подписывать договор о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) с США, он может присоединиться к Таможенному союзу с Россией. Зачем замерзать самому, если может замерзнуть Вашингтон? Это было бы возмещением ущерба за прежнее агрессивное поведение ЕС, которое Россия бы приняла. И это в высшей степени щедрое предложение. И если ЕС примет его, это докажет многое: что ЕС для России не представляет никакой военной и экономической угрозы, что европейские страны очень милы и малы, производят вкусные сыры и колбаски, что нынешний урожай политиков никчемен, зависим от Вашингтона и что нужно создать большое давление, чтобы уяснить, где на самом деле находятся интересы их народов …

По определению некоторых исследований: национальный характер - это генотип плюс культура.

Так как генотип, то, что каждый человек получает от природы, то культура - это то, к чему человек приобщается с рождения, поэтому национальный характер, кроме неосознанных культурных архетипов, включает в себя и природные этнопсихологические черты индивидов.

Когда персонаж Достоевского узнает «русскую действительную жизнь», он заключает, что «вся Россия есть игра природы». Согласно Ф. Тютчеву, «умом Россию не понять, // аршином общим не измерить. // У ней особенная стать. // В Россию можно только верить». Б. Паскаль отметил: «Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе». В осознании неповторимости, уникальности, невозможности измерить Россию «общим аршином» - ключ к постижению и явного - умом, и сокровенного - верой в Россию.

Как уже было сказано выше, национальный характер русского человека включает в себя неосознанные культурные архетипы и природные этнопсихологические черты индивидов.

Период язычества восточно-славянских племен не входит в историю культуры. Скорее это предыстория русской культуры, некое ее исходное состояние, которое продолжалось и могло продолжаться еще весьма длительное время, не претерпевая существенных изменений, не переживая сколько-нибудь значительных событий.

Со времен, отмеченных постоянными контактами и противоборствами с соседними кочевыми народами, в русской культуре и национальном самосознании глубоко укоренился фактор случайности, непредсказуемости (отсюда знаменитое русское «авось да небось» и другие аналогичные суждения обыденного народного сознания). Этот фактор во многом предопределил свойства русского национального характера - бесшабашность, удаль, отчаянная смелость, безрассудство, стихийность, произвол и т.п., которыми связана особая мировоззренческая роль загадок в древнейшем русском фольклоре и гаданий в повседневном быту; склонность принимать судьбоносные решения путем бросания жребия и др. характерные особенности менталитета, базирующегося на неустойчивом равновесии взаимоисключающих тенденций, где любое неуправляемое стечение обстоятельств может оказаться решающим. Отсюда берет начало традиция принимать трудные решения в условиях жесткого и подчас жестокого выбора между крайностями, когда «третьего не дано» (да оно и невозможно), когда сам выбор между взаимоисключающими полюсами подчас нереален или невозможен, или в равной степени губителен для «избирателя», - выбора, происходящего буквально на цивилизационном распутье неподвластных ему сил (судьба, доля, счастье), о реальности и определенности прошлого (традиций, «предания») - по сравнению с ирреальным и неопределенным, драматически вариативным и непредсказуемым будущим. Как правило, мировоззрение, складывающееся с ориентацией на факторы случайности и стихийности, исподволь проникается пессимизмом, фатализмом, неуверенностью (в том числе и в собственно религиозном смысле - как неверие, постоянно искушающее веру).

В таких или подобных условиях формировались и другие качества русского народа, ставшие его отличительными особенностями, сросшиеся с национально-культурным менталитетом - терпенье, пассивность в отношении к обстоятельствам, за которыми тем самым признается ведущая роль в развитии событий, стойкость в перенесении лишений и тягот жизни, выпавших страданий, примирение с утратами и потерями как неизбежными или даже предопределенными свыше, упорство в противостоянии судьбе.

Зависимость от «капризов» суровой природы и климатической неустойчивости, от необузданной агрессивности кочевых народов, составляющих ближайшее окружение, неуверенность в завтрашнем дне (урожай или недород, война или мир, дом или поход в чужие земли, воля или кабала, бунт или покорность, охота или неволя и т.д.) - все это аккумулировалось в народных представлениях о постоянстве изменчивости.

Как мы знаем, большое влияние на формирование русского культурного архетипа оказало принятие в 10 в. христианства, которое пришло на Русь из Византии в православной форме. Русский человек изначально был подготовлен к восприятию православия (всем ходом собственного развития).

Православие, хотя оно включило в себя все общество, не захватывало человека целиком. Православие руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, то есть регулировало праздники церковные, семейные отношения, времяпровождение, при этом обычная будничная жизнь русского человека не затрагивалась им. Такое положение вещей предоставляло свободный простор самобытному национальному творчеству.

В восточно-христианской культуре земное существование человека не имело ценности, поэтому основной задачей было подготовить человека к смерти, а жизнь рассматривалась как маленький отрезок на пути в вечность. В качестве смысла земного существования признавались духовные стремления к смирению и благочестию, аскетизм и ощущение собственной греховности.

Отсюда в православной культуре появилось пренебрежение к земным благам, так как они скоротечны и ничтожны, отношение к труду не как к творческому процессу, а как к способу самоуничижения. Отсюда расхожие выражения. Всех денег не заработаешь, с собой в могилу не заберешь и т.п.

Вл. Соловьеву была особенно дорога такая черта русского человека, как осознание своей греховности - несовершенства, неполноты достижения идеала.

Недавние события, такие, как свержение правительства на Украине, отторжение Крыма и его решение присоединиться к Российской Федерации, последовавшая военная кампания против гражданского населения в Восточной Украине, западные санкции против России, а в последнее время и атака на рубль - все это вызвало в российском обществе определенный фазовый сдвиг , который на Западе понимают весьма ошибочно, если вообще понимают. Это непонимание ставит Европу в очень невыгодное положение с точки зрения способности договориться о завершении кризиса.

И если до этих событий Россию были склонны воспринимать как «еще одну европейскую страну», то теперь вспомнили о том, что Россия - это другая цивилизация с другими цивилизационными корнями (скорее византийскими, нежели римскими), которая один-два раза в столетие становилась объектом организованной западной попытки ее уничтожить, ведь нападали же на нее Швеция, Польша, Франция, Германия или союзы этих стран. Это особенным образом повлияло на российский характер, что при ошибочном понимании может привести всю Европу и даже весь мир к катастрофе.

Если вы думаете, что Византия оказала на Россию незначительное культурное влияние, то вы ошибаетесь: ее влияние было на самом деле определяющим. Оно началось вместе с приходом христианства - сначала через Крым (родина христианства в России), а затем через русскую столицу Киев (тот же Киев, который сегодня является столицей Украины) - и позволило России «перескочить» целое тысячелетие культурного развития. Это влияние определило и непрозрачную и неповоротливую бюрократию российского государственного аппарата, который нервирует - вместе со многими другими вещами - Запад, так любящий транспарентность, особенно - у других. Россияне часто любят называть Москву Третьим Римом, после настоящего Рима и Константинополя, и это не так уж безосновательно. Но это не значит, что русская цивилизация - это нечто производное. Да, ей удалось впитать все классическое наследство, на которое смотрели прежде всего сквозь «восточную призму», однако огромные северные просторы превратили это наследие в нечто радикально иное.

Эта тема вообще очень сложна, так что я сосредоточусь на четырех факторах, которые считаю принципиальными для понимания трансформаций, свидетелями которых мы сегодня являемся.

1. Реакция на нападение

Западные государства зародились в условиях ограниченных ресурсов и неослабевающего давления населения, что в значительной мере определяет то, как эти государства реагируют, став объектом нападения. В течение довольно продолжительного времени, когда центральная власть была слабой, конфликты решались кровавым путем, и даже самый незначительный укол от бывшего друга тут же превращал его в соперника, с которым сражались на мечах. Причина была в том, что в данных условиях защита территории была ключом к выживанию.

Напротив, Россия простирается на почти бескрайней территории, на которой рассредоточены ресурсы. Кроме того, Россия умело пользовалась щедростью торгового пути, который вел из варяг в греки, и была столь активной, что арабские географы были уверены в существовании пролива, который соединяет Черное и Балтийское моря. В этих условиях было важно избегать конфликтов, и людям, которые хватались за оружие при каждом косом взгляде, в такой среде жилось бы несладко.

Поэтому сформировалась весьма отличающаяся стратегия разрешения конфликтов, которая дожила до наших дней. Если обидеть русского или как-то ему навредить, вряд ли начнется драка (хотя именно это и происходит во время демонстративных стычек на публике или при ожидаемом сведении счетов с помощью насилия). Чаще вместо этого русский просто пошлет вас куда подальше и не захочет иметь с вами ничего общего. Если ситуацию усложняет физическая близость, то русский задумается о переезде - в любом направлении, но главное, чтобы подальше от вас. В обычном разговоре все это формулируется односложным заявлением «Пшёл», формой глагола «послать». В условиях практически бесконечного количества свободной земли, где можно поселиться, эта стратегия работает замечательно. Русские живут оседло, но когда надо переехать, они ведут себя, как кочевники, в среде которых основной способ решения конфликтов - это добровольное перемещение.

Такая реакция на обиду является своего рода постоянным аспектом русской культуры, в связи с чем Запад, который этого не понимает, с трудом может добиться столь желанных для него результатов. Для людей с Запада обиду можно искупить извинением, чем-то вроде «I am sorry!». Но для русского в определенной степени это ничто, особенно в случае, когда извинения принес тот, кого отправили куда подальше. Словесное извинение, которое не сопровождается ничем ощутимым, является одним из правил хорошего тона, которое для русских - своего рода роскошь. Еще несколько десятилетий назад обычное извинение звучало как «извиняюсь». Сегодня Россия намного вежливее, но базовые культурные образцы сохранены.

И тогда как исключительно словесное извинение бесценно, ощутимое возмещение убытков - нет. «Поправить дело» может означать, что вы расстанетесь с редким имуществом, предложите новое и серьезное обязательство или заявите о коренной смене направления. Главное - сделать все, и не только на словах, потому что на определенном этапе слова могут только усугубить ситуацию, и призыв «идти куда подальше» может быть дополнен менее приятной фразой «позвольте, я покажу туда дорогу».

2. Тактика против захватчиков

У России большая история вторжений со всех сторон, но прежде всего с Запада, благодаря чему российская культура пришла к определенному типу мышления, которое извне понять трудно. Прежде всего надо осознать, что когда русские отражают вторжения (а вторжением считают и то, что ЦРУ вместе с Госдепом США управляют Украиной посредством украинских нацистов), они не борются за территорию, по крайней мере - не прямо. Они скорее борются за Россию как концепт. А концепт заключается в том, что на Россию нападали много раз, но никогда никто ее не завоевывал. В российском сознании завоевать Россию значит убить почти всех русских, а как они любят говорить «Нас всех не убьешь». Численность населения можно со временем восстановить (в конце Второй мировой войны было убито 22 миллиона), но как только утратится концепт, Россия будет потеряна навсегда. Людям на Западе могут показаться нонсенсом слова русских о России как о «крае князей, поэтов и святых», но речь именно о таком ходе мысли. У России нет истории, она сама - история.

И поскольку русские борются скорее за концепт, нежели за конкретный кусок российской территории, они всегда сначала готовы отступить. Когда Наполеон вторгся в Россию, он увидел землю, которую выжгли отступающие русские. Наконец он дошел до Москвы, но и она погибла в пламени. Он там остановился на какое-то время, но в итоге понял, что большего сделать не может (неужели ему надо было идти на Сибирь?), так что наконец он оставил и свою отступающую, оголодавшую и замерзшую армию, бросив ее на произвол судьбы. Когда он отступал, все очевиднее становился еще один аспект российского культурного наследия: каждый крестьянин в каждой деревне, сожженной при русском отступлении, участвовал в русском сопротивлении, которое создавало немало проблем французской армии.

Немецкое вторжение во время Второй мировой войны сначала тоже продвигалось очень быстро: была занята большая территория, а русские продолжали отступать, эвакуировали население, целые заводы и другие учреждения в Сибирь, семьи переезжали вглубь страны. Но потом немецкое шествие остановилось, повернулось и в итоге обернулось полным разгромом. Стандартная модель повторилась, когда русская армия ломала волю захватчиков, а большая часть местных жителей, которые оказались в оккупации, отказались сотрудничать, самоорганизовались в партизанские отряды и наносили отступающим агрессорам максимально возможный ущерб.

Другой русский метод в борьбе с захватчиком - это надежда на русский климат, который сделает свое дело. В деревне люди обычно избавляются от всякой ненужной живности в доме, просто переставая топить: за несколько дней при минус 40 передохнут все тараканы, блохи, вши, гниды, а также мыши и крысы. Это работает и с оккупантами. Россия - самая северная страна мира. И хотя Канада находится севернее, большая часть ее населения проживает вдоль южной границы, и ни один крупный город не находится за полярным кругом. А в России таких городов - сразу два. Жизнь в России в некоторых отношениях напоминает жизнь в космосе или в открытом море: без взаимовыручки не проживешь. Русская зима просто не даст выжить без кооперации с местными жителями, так что для уничтожения агрессора достаточно просто отказаться от сотрудничества. А если вы уверены, что оккупант может заставить сотрудничать, перестреляв несколько местных, чтобы напугать остальных, смотрите пункт 1.

3. Тактика в отношениях с зарубежными державами

России принадлежит почти вся северная часть евразийского континента, а это почти шестая часть суши. В масштабах планеты Земля этого достаточно. Это не какое-то исключение или историческая случайность: на протяжении всей своей истории русские стремились обеспечить свою коллективную безопасность тем, что осваивали как можно большую территорию. Если вы задумались о том, что их к тому подталкивало, вернитесь к пункту Тактика против захватчиков.

А если вы думаете, что иностранные державы не раз пытались напасть и покорить Россию, чтобы получить доступ к огромным природным ресурсам, то вы ошибаетесь: доступ был всегда - достаточно было попросить. Обычно русские не отказываются продавать свои природные богатства - даже потенциальным врагам. Вот только враги, как правило, хотели «присосаться» к российским источникам бесплатно. Для них существование России - неприятность, от которой они пытались избавиться с помощью насилия.

Но они достигли только того, что после их неудачи для них самих цена возросла. Это простой принцип: иностранцы хотят русские ресурсы, а для их защиты России нужно сильное, централизованное государство с большой и сильной армией, так что иностранцы должны платить и поддерживать тем самым российское государство и армию. В результате большая часть финансов российского государства берется из экспортных тарифов, прежде всего экспорта нефти и газа, а не из налогообложения российского населения. В конце концов, российское население дорого платило, сражаясь с постоянными захватчиками, так зачем отягощать его налогами еще больше? Это значит, что российское государство - государство таможенное, которое использует пошлины и тарифы для получения средств от недругов, которые его могли бы уничтожить, а также использует эти средства на собственную оборону. Ввиду того, что замены русским ресурсам не существует, работает принцип: чем более враждебно окружающий мир ведет себя в отношении России, тем больше денег он заплатит за национальную оборону России.

Но эта политика используется в отношениях с иностранными державами, а не иностранными народами. На протяжении столетий Россия «впитывала» массу переселенцев, скажем из Германии, во время Тридцатилетней войны, и Франции, после революции там. Позднее люди переселялись из Вьетнама, Кореи, Китая и Центральной Азии. В прошлом году Россия приняла больше переселенцев, чем любая другая страна, за исключением Соединенных Штатов. Кроме того, Россия без особых сложностей приняла почти миллион человек из охваченной войной Украины. Россияне - народ переселенцев в большей степени, чем многие другие, и Россия - это больший плавильный котел, чем США.
4. Спасибо, но у нас свое

Еще одна интересная культурная черта заключается в том, что русские всегда видят потребность во всем быть лучшими - от балета и фигурного катания, хоккея и футбола до полетов в космос и производства микрочипов. Вы, может, думаете, что «Шампанское» - это охраняемая французская марка, но недавно на Новый год я убедился в том, что «Советское шампанское» по-прежнему распродается со скоростью света, и не только в России, но и в русских магазинах в США, потому что, поймите, французские вещи могут быть хорошими, но на вкус они недостаточно русские. Практически для всего, что только придет вам в голову, существует русская версия, которую русские считают лучшей, а порой прямо говорят, что это их изобретение (например, радио изобрел Попов, а не Маркони). Разумеется, есть исключения (скажем, тропические фрукты), которые приемлемы при условии, что они от «братского народа», каковым, например, является Куба. Эта модель работала уже в советские времена, и, похоже, что в определенной мере она сохранилась до наших дней.
Во время последовавшей «стагнации» в эру Брежнева, Андропова и Горбачева, когда русская изобретательность действительно шла на спад вместе со всем остальным, технологически (но не культурно) Россия в отношении Запада потеряла почву под ногами. После распада Советского Союза русские возжелали западного импорта, что было совершенно понятно, ведь сама Россия в то время практически ничего не производила. В 90-е годы пришло время западных менеджеров, которые завалили Россию дешевым импортом, ставя перед собой долгосрочную цель - уничтожить местную промышленность и российское производство, превратить Россию в простого экспортера сырья, который будет беззащитен перед эмбарго, и которого легко можно будет принудить к потере суверенитета. Все кончилось бы военным вторжением, против которого Россия была бы беззащитной.

Этот процесс зашел довольно далеко, прежде чем в нем появилось несколько загвоздок. Во-первых, российское производство и неуглеводородный экспорт восстановились и за одно десятилетие выросли в несколько раз. Рост касался и экспорта зерна, оружия и высокотехнологичной продукции. Во-вторых, Россия нашла в мире достаточно более дружественных и более выгодных торговых партнеров, тем не менее, это ни в коем случае не умаляет значимости ее торговли с Западом, точнее с ЕС. В-третьих, российская оборонная промышленность смогла сохранить свои стандарты и независимость от импорта. (То же самое с трудом можно утверждать об оборонных компаниях на Западе, которые зависят от российского экспорта титана).

И сегодня для западных менеджеров разразился «идеальный шторм»: рубль частично обесценился в связи с низкими ценами на нефть, что вытесняет импорт и помогает местным производителям. Санкции подорвали веру России в надежность Запада как поставщика, а конфликт в Крыму укрепляет уверенность россиян в их собственных силах. Российское правительство воспользовалось возможностью поддержать компании, которые могут немедленно заменить импорт с Запада другой продукцией. Российскому Центробанку поручили их финансирование по кредитной ставке, которая делает замену импорта еще более привлекательной.

Некоторые сравнивают текущий период с тем, когда в последний раз цена на нефть упала до 10 долларов за баррель, что в определенной степени приблизило распад СССР. Но эта аналогия ошибочна. Тогда СССР экономически стагнировал и зависел от западных поставок зерна, без которых не смог бы прокормить народ. Распадом руководил беспомощный и управляемый Горбачев - миротворец, капитулянт и фразер мирового масштаба, жена которого любила пройтись по магазинам в Лондоне. Российский народ его презирал. Сегодня Россия снова становится одним из крупнейших мировых экспортеров зерна, во главе нее стоит образцовый президент Путин, который пользуется поддержкой более 80% населения. Сравнивая СССР перед коллапсом с сегодняшней Россией, комментаторы и аналитики лишь демонстрируют свое невежество.

Этот пассаж пишется буквально сам. Это рецепт катастрофы, так что распишу все, как в рецепте, по пунктам.

1. Возьмите народ, который отвечает на нападки тем, что посылает вас куда подальше, отворачивается от вас и не хочет иметь с вами ничего общего - вместо того, чтобы с вами драться. Осознайте, что это народ, чьи природные ресурсы необходимы для того, чтобы у вас был свет и тепло в домах, чтобы вы могли производить транспортные самолеты, военные истребители и многое другое. Помните, что четверть лампочек в США загорается благодаря российскому ядерному топливу, а отключение Европы от российского газа означало бы настоящую катастрофу.

2. Введите против России экономические и финансовые санкции. С ужасом в глазах следите за тем, как ваши экспортеры теряют прибыли, а российская ответная реакция блокирует экспорт сельскохозяйственной продукции. Помните, что это страна, которая пережила длинную цепь нападений и традиционно полагается на недружественные страны, которые финансируют российскую оборону, направленную как раз против этих недругов. Или Россия обращается к таким методам, как уже упомянутая зима. «Никакого газа для стран НАТО» - звучит как отличный слоган. Надейтесь и молитесь, чтобы Москве он не пришелся по душе.

3. Организуйте атаку на их национальную валюту, которая потеряет часть своей стоимости, и то же сделайте с ценами на нефть. Представьте, как российские чиновники посмеиваются, идя в Центробанк, когда низкий курс рубля означает наполнение госбюджета вопреки низкой цене на нефть. Следите с ужасом за тем, как ваши экспортеры разоряются, потому что уже не могут занять место на российском рынке. Помните, что у России нет госдолга, который стоил бы обсуждений, что ею управляют с ничтожным бюджетным дефицитом, что у нее большие золотовалютные резервы. Вспомните о своих банках, которые «наодалживали» российским компаниям сотни миллиардов долларов - тем компаниям, которым, введя санкции, вы отрезали доступ к своей банковской системе. Надейтесь и молитесь, чтобы Россия не заморозила выплату долгов на западном берегу, когда введут новые санкции, потому что ваши банки это поднимет на воздух.

4. С ужасом следите за тем, как Россия переписывает соглашения об экспорте газа, в которых теперь участвуют все, кроме вас. А когда они заработают, останется ли достаточно газа для вас? Но, похоже, это уже не забота России, потому что вы ее обидели, потому что русские, такие-сякие, послали вас куда подальше (и не забудьте туда прихватить Галич). Теперь они будут торговать со странами, которые более дружественно к ним относятся.

5. С ужасом следите за тем, как Россия активно ищет способы выйти из торговых отношений с вами, ищет поставщиков в других частях мира и организует производство, которое заменит импорт.

И тут появляется сюрприз, кстати, всеми недооцениваемый, эвфемистически выражаясь. Россия недавно предложила ЕС сделку. Если Евросоюз откажется подписывать договор о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) с США, он может присоединиться к Таможенному союзу с Россией. Зачем замерзать самому, если может замерзнуть Вашингтон? Это было бы возмещением ущерба за прежнее агрессивное поведение ЕС, которое Россия бы приняла. И это в высшей степени щедрое предложение. И если ЕС примет его, это докажет многое: что ЕС для России не представляет никакой военной и экономической угрозы, что европейские страны очень милы и малы, производят вкусные сыры и колбаски, что нынешний урожай политиков никчемен, зависим от Вашингтона и что нужно создать большое давление, чтобы уяснить, где на самом деле находятся интересы их народов... Так примет ли ЕС подобное предложение или примет Галич в качестве нового члена и «замерзнет»?

Один из родоначальников классической русской литературы С. Т. Аксаков начинает свою "Семейную хронику" словами: "Тесно стало моему дедушке жить в Симбирской губернии..." Примерно в то же время М. Ю. Лермонтов в "Молитве" просил прощения у Бога за то, что "мир земной мне тесен". Тесно русскому человеку из-за его широты. "Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил", – говорит герой Ф. М. Достоевского Дмитрий Карамазов. Естественной причиной широты русского характера является само русское пространство, широта Великой русской равнины. Это объяснение может показаться неправдоподобно упрощенным, если не основываться на принципе единства человека и природы.

Роль природных условий в формировании русского национального характера подчеркивалась всегда. Географ В. А. Анучин в книге "Географический фактор в развитии общества" (М„ 1982) писал: "Географические просторы... играли своеобразную, но всегда значительную роль и в истории России". Тогда и слова Гоголя: "Что пророчит сей необъятный простор, здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?" – будут восприниматься вполне нормально. Тогда и пресловутую лень, диалектическим дополнением которой является выносливость, можно будет объяснить "климатом, допускавшим полноценное занятие сельскохозяйственными работами в продолжение всего четырех-пяти, максимум (в самых южный районах) шести месяцев", – пишет В. В. Кожинов. Между тем в основных странах Запада этот сельскохозяйственный сезон длился восемь-девять месяцев. "Краткость периода основной деятельности (она длилась, в сущности, менее трети года: от "Ирины Рассадницы", 5 мая по старому стилю, до "третьего Спаса" – 16 августа, "дожинок") способствовала “бродяжничеству”... русского народа, а, с другой стороны, порождала привычку к недолгому, по крайнему напряжению сил", – заключает Кожинов.

Широта русского национального характера – такое же объективное свойство, как ширина Волги или площадь Великой русской равнины. Как к этому относиться – вопрос ценностный. Дмитрий Карамазов считал, что "надо бы сузить", а кто-то другой, напротив, склонен этим восхищаться. Впрочем, один и тот же человек способен одновременно восхищаться тираном и считать себя анархистом, мечтать о сильной руке и жаждать свободы.

"Русский человек – дитя пространства, человек свободы и воли", – утверждает современный писатель Владимир Личутин. Поэтому сильная власть в России необходима для сохранения нации. "Я хвалю самодержавие, а не либеральные идеи; т.е. хвалю печь зимою в северном климате", – писал Η. М. Карамзин. Сам русский человек, чтобы преодолеть свое стремление к воле, имеет смирение и долготерпение. Это связано с климатом. Для жизни на Севере необходимо терпение. Надо терпеть долгую зиму и невзгоды. Ландшафт и климат России объясняют широту, долготерпение, смирение, выносливость, лень, способность на невероятное усилие в короткий период, неприхотливость, соборность (одному не выжить). Все основные качества русского характера объясняются условиями его существования.

Еще одно наблюдение о связи природы и характера находим у А. С. Суворина: ". ..к судороге мы привыкли тем скорее, что и наши времена года не постепенно переходят друг в друга, как в Европе, а именно судорожно. Судорожно наступает весна, судорожно зима сковывает природу. Судорогами образовались и судорогами действовали самодуры Островского". "Мы то торопимся, то медлим, а ровного нет в нас шагу", – добавляет С. П. Шевырев.

Широта связана с непривязанностью к быту, дому, обществу: "Тип странника так характерен для России... Странник – самый свободный человек на земле... Величие русского народа и призванность его к высшей жизни сосредоточены в типе странника. Россия фантастическая страна духовного опьянения... страна самозванцев и пугачевщины – страна мятежная и жуткая в своей стихийности".

В русской литературе распространены тип "лишнего человека" и просто пьяницы. Пьянство на всех уровнях общественной лестницы выступает как выход из пределов этого мира. Бомж – тот же "очарованный странник" в современном виде. Нынешнее искусство так же готово опоэтизировать его, как Н. С. Лесков.

Стремление к бесконечному в русском национальном характере хорошо охарактеризовал В. Г. Белинский: "Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса". Н. О. Лосский говорил о жажде бесконечной широты жизни. По В. В. Кожинову, "русские – это даже как бы и не “предмет”, а “стихия”". Противоречивость, пренебрежение к закону, жажда разрушения, пьянство связаны с широтой характера.

В знаменитой русской жалости к преступникам – то же одобрение национальной широты. Преступник переступает запрет, выходит "за флажки", говоря по-философски трансцендирует себя и общество. Блаженный Августин в "Исповеди" мучился из-за того, что в детстве залез в чужой сад за грушами. Раскольников переживает из-за того, что не может совершить преступления, и в конце концов признается, что именно "хотел убить". В современной России профессия киллера до недавнего времени была одной из самых престижных. Несмотря на то что большинство преступлений не расследуется и не раскрывается, в тюрьмах пребывает около 1 млн человек. В несколько раз больше количество охраняющих порядок в различных государственных и частных конторах. Численность внутренних войск сравнима с численностью армии.

Русский человек покоряется дисциплине, и поэтому им легко управлять. Но у него нет внутреннего чувства порядка, и потому, когда внешние вожжи ослабевают, он не может поддерживать дисциплину сам. В этом и сила русского государства и его слабость.

С широтой связано и отсутствие меры, умеренности, нежелание удовлетворяться не только серединой, но и одним каким-либо направлением в течение долгого времени. То строили коммунизм, то вдруг пожелали вернуться к капитализму. "В человеческой душе, – писал К. Д. Бальмонт, – два начала: чувство меры и чувство внемерного, чувство безмерного". В русской душе второе явно преобладает. "У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!" – заметил Μ. Е. Салтыков-Щедрин. "Русский дух не знает середины: либо все, либо ничего – вот его девиз" (это уже С. Л. Франк). Со всех сторон говорят о важности чувства меры и золотой середины: Конфуций на Востоке, Аристотель – на Юге, Гегель – на Западе. Но эти философские веяния разбиваются о стихийные утесы русского национального характера. Золотой середине умеренных народов противостоит русская безмерность, и государственный гнет в России – это попытка ограничить русское стремление превзойти все допустимые пределы.

Характерно замечание французского посла Мориса Падеодога: "Нет излишеств, на которые не были бы способны русский мужчина или русская женщина, лишь только они решили “утвердить свою свободную личность”... О, как я понимаю посох Ивана Грозного и дубинку Петра Великого". "Когда сравниваешь русского человека с западным, то поражает его недетерминированность, нецелесообразность, отсутствие гоаниц, раскрытость в бесконечность", – заключает Н. А. Бердяев.

От широты идут такие характеристики, как целостность и двойственность. Широта сохранившаяся дает целостность, а широта треснувшая ведет к двойственности. Россия – страна крайностей, полярностей, но эти крайности и создают широту. Полярность, о которой писал Бердяев, и есть результат широты русского национального характера, в которую укладываются действия, противоположные но своей направленности. Такие свойства, как русская лень и способность на невероятно мощное трудовое усилие в краткий промежуток времени, – с виду противоположности, но они хорошо сочетаются даже в одном человеке. Вспомним описание Печорина в "Герое нашего времени". А былинный Илья Муромец, 33 года пролежавший на печи и потом победивший всех врагов?!

Из широты идут неэгоизм русского человека и его соборность. "Провидение создало нас слишком великими, чтоб быть эгоистами", – писал П. Я. Чаадаев. Отсюда и самокритика, которую Н. И. Скатов называет истинной сутью русского искусства, вплоть до отказа от своего, национального (только в России есть западники).

"Недаром заявили мы такую силу в самоосуждении, удивлявшем всех иностранцев, – писал Ф. М. Достоевский. – Они упрекали нас за это, называли нас безличными, людьми без отечества, не замечал, что способность отрешиться на время от почвы, чтоб трезвее и беспристрастнее взглянуть на себя, есть уже сама по себе признак величайшей особенности..."

"Идеалы русской литературы... были “запредельны”, – подытоживает Н. И. Скатов, – располагались за... всеми возможными видимыми горизонтами, за, так сказать, обозримой историей". В. В. Кожинов добавляет: "Беспредельность идеала неразрывно связана с “беспощадностью самосуда”". С самоосуждением связано и беспримерное своеобразие самого древнего эпоса Руси – "Слова о полку Игореве". Это произведение не о победном сражении и даже не о героической гибели, а о трагическом посрамлении героя.

"По природе ты удобоизменчив... Природа наша удобо-приемлема и для добра, и для зла", – сказал Св. Макарий Великий, подвижник IV в., один из основоположников монашества. По-видимому, нет более изменчивого человека, чем русский. И с этим связаны те достижения русской культуры, которые названы ее "золотым веком". Здесь не только широта, но и глубина – глубина духа и глубина бездны. В целом, можно сказать, что пространство русской души очень большое, и отсюда все ее достоинства и пороки, достижения (в том числе духовные) и упущения.

Широта в духовном смысле охарактеризована Н. А. Бердяевым как "безграничная свобода духа". На философском языке широта означает способность к грансцендированию, преодолению сложившихся форм и границ. Подобная нацеленность стимулирует самопожертвование – ориентацию на то, чтобы отдать, а не взять, необходимую для творчества; максимализм, без которого не одолеешь трудных препятствий. Но она также связана со слабостью формы, о которой писал Бердяев и которая проистекает из нацеленности на то, чтобы превзойти, а не построить; с недостаточным рационализмом, осмотрительностью, осторожностью, которые ограничивают тягу к грансцендированию. От недостатка рационализма проистекает и невозможность понять Россию умом. Логика плохо сочетается с широтой, а рациональность – с ориентацией на "авось". Но нам ближе именно русский национальный характер. Поэтому Иванушка-дурачок, выражающий его, в русских сказках всегда будет оказываться умнее своих расчетливых братьев.

Скажем подробнее о других важных свойствах русского национального характера, связанных с широтой.

† Максимализм как стремление к быстрейшему достижению идеала и нацеленность на него проявился, в частности, у Илариона и Ленина.

О стремлении к идеалу Н. А. Бердяев сказал так: "Русской душе не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа. В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого фада Китежа, незримого дома... Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения в новой жизни. Она вечно печадуется о горе и страдании народа и всего мира и мука ее не знает утоления... Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворимость ничем временным, относительным и условным". Поэтому и религию выбирали самую строгую, и идеологию самую жесткую.

Н. О. Лосский называет стремление к идеалу "исканием абсолютного добра". Само название "Святая Русь" свидетельствует о жажде идеала. В этой тяге к идеальному русский народ действительно народ-богоносец. С других позиций близко к этому и утверждение, что "Россия похожа на лабораторию Бога, в которой он ставит над нами эксперимент" (Павел Лунгин). Об этом же читаем у П. Я. Чаадаева, который считал, что русский народ находится вне истории и вне времени. Это верно в смысле стремления перескочить через историю и время в безвременность и вечность идеала. Все надо сделать мгновенно или, по крайней мерс, в исторически кратчайший срок. "Самые невозможные вещи осуществляются у нас с невероятной быстротой", – удивлялся А. И. Герцен. Тут сказывается и способность к концентрации сил как дополнение и противовес к впадению в крайности, свойственному русскому человеку. Присуще это и русской интеллигенции, которая в "лучшей, героической своей части стремилась к свободе и правде, невместимой ни в какую государственность" (Н. А. Бердяев).

Как отмечал Л. П. Карсавин, "“постепеновцем” русский человек быть не хочет и не умеет, мечтая о внезапном перевороте. Докажите ему отсутствие абсолютного (только помните, что само отрицание абсолютного он умеет сделать абсолютным, догмою веры) или неосуществимость, даже только отдаленность его идеала, и он сразу утратит всякую охоту жить и действовать. Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему".

Сытая, умеренно-размеренная жизнь не для русского. Вдохновленный каким-либо идеалом он может трудиться в десятки, сотни раз интенсивнее, чем обычно, а без идеала работает через пень-колоду. Как связаны со стремлением к идеалу набившие оскомину пассивность, леность, созерцательность русского человека? Над этим стоит думать, если не согласиться с Карсавиным, что "исконная, органическая пассивность стоит в связи с устремленностью к абсолютному, которое как-то отчетливее воспринимается сквозь дымку дремы, окутывающей конкретную действительность". Русского человека прельщает все, выходящее за рамки, как ведущее к идеалу. Русский не любит закон как элемент нормальной жизни. Ему нужен идеал. Нравственные установки оправдываются им только абсолютным и сами по себе не имеют смысла ("если Бога нет, то все дозволено"). Но если нет абсолютного, "утрачивают всякий смысл нормы нравственности и права, ибо вне отношения к абсолютному для русского человека ничего не существует", – заключает Л. П. Карсавин.

Некоторые остерегающие голоса не принимались в расчет. "Не полное и повсеместное торжество любви и всеобщей правды на этой земле обещают нам Христос и его апостолы, а, напротив того, нечто вроде кажущейся неудачи евангельской проповеди на земном шаре..." – писал К. Н. Леонтьев в статье "О всемирной любви" (1880). "Но идеал останется всегда идеалом: человечество может приближаться к нему, никогда до него не достигая" (Э. Гартман). В этом истоки трагедии русского человека. Его стремлению не суждено сбыться; остаются тоска, печаль, пьянство и озлобленность. Поэтому в русском человеке не только Китеж, но и Инония, ведь только в одной русской душе могут ужиться такие противоречия. "Я ничего не знаю более жуткого, чем это соединение вполне искренней набожности с природным тяготением к преступлению", – писал А. И. Куприн.

Русский – человек крайностей. Это проявляется в антиномичности свойств русской души, лежащих в отличие от четырех основных, которые могут и не осознаваться, на поверхности душевной жизни: терпеливость – импульсивность, пассивность – энтузиазм, доверчивость – настороженность, лень – одержимость в труде. Этот ряд, который легко можно продолжить, дал основания Г. П. Федотову говорить о двух разных типах русских людей. Индивиды могут, конечно, отличаться своими идеалами, оправдывая восклицание Дмитрия Карамазова о широте русского человека. Общим, однако, является нацеленность на идеал как глубинный мотив поведения русского человека.

В. В. Кожинов отмечал характерный для русских экстремизм. Однако то, что все народы, жившие в составе России, сохранились, говорит об отсутствии у русских агрессивного начала.

† Мессианство – другая фундаментальная черта русского характера, тесно связанная с максимализмом. Это вера в то, что наиболее способным к обретению земной или небесной благодати является именно русский человек: то ли потому, что вера его наиболее истинна, то ли оттого, что принадлежит он передовому слою общества. Говоря о связи стремления к идеалу с мессианством, Н. А. Бердяев замечал: "Русский мессианизм опирается прежде всего на русское странничество, скитальчество и искание... на русских – града своего не имеющих, града грядущего взыскующих".

Мессианского человека, к которому он относит первых христиан и большинство славян, Вальтер Шубарт противопоставляет человеку прометеевскому, т.е. западному.

"Мессианского человека одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Он не разделяет, чтобы властвовать, но ищет разобщенное, чтобы его воссоединить. Им не движут чувства подозрения или ненависти, он полон глубокого доверия к сущности вещей. Он видит в людях не врагов, а братьев; в мире же не добычу, на которую нужно бросаться, а грубую материю, которую нужно осветить и освятить. Им движет чувство некой космической одержимости, он исходит из понятия целого, которое ощущает в себе и которое хочет восстановить в раздробленном окружающем. Его не оставляет в покое стремление к всеобъемлющему и желание сделать его видимым и осязаемым".

В этом направлении шли русская религиозная философия, русский космизм, да и русская атеистическая философия.

Предупреждают, что мессианство опасно превознесением собственной нации, но, как заметил Альбер Камю: "Всякое самопожертвование – мессианство". Самопожертвование есть высшая степень нравственности.

E. Н. Трубецкой считал, что не следует отождествлять русскую идею с одной из ее конкретных форм – православием, как делали славянофилы, хотя именно в стремлении русского православия к идеалу причина этого смешения. Как подчеркивал Н. А. Бердяев, одно из отличий русского православия в том, что оно сосредоточено на эсхатологии, на стремлении к Царству Божию. Заявив о крахе христианского мессианства, Трубецкой недооценил того, что национальный дух скорее откажется от своей формы, чем от сущностных черт. И вот мессианство воспрянуло в новом виде – как всемирная миссия русского пролетариата, которую Трубецкой, делая в 1912 г. доклад "Старый и новый мессианизм", не заметил. Он возражал против объявления русского "всечеловеком", представления о том, что вселенское и истинно русское – одно и то же, как думали Ф. М. Достоевский и В. С. Соловьев. Но для этого есть основания: стремление к всеобщему благу – свойство русского национального характера.

† Всечеловечность . Полученной свыше благодатью русский человек не удовлетворяется в одиночку. Он несет ее всем людям, блюдя интересы других как свои собственные. Только во вселенской соборности русский человек может ощущать полное счастье. Убежденность в том, что именно Россия призвана принести счастье всему миру, пронизывала русских христианских подвижников типа Стефана Пермского и русских летчиков, сражавшихся в небе Испании в 1936 г. "Русский народ из всех народов мира наиболее всечеловеческий, вселенский по своему духу, это принадлежит строению его национального духа", – писал Н. А. Бердяев.

В знаменитой "Пушкинской речи" Ф. М. Достоевский впервые сформулировал эту черту русского национального характера: "Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... стать братом всех людей, “всечеловеком”, если хотите". Во "всемирной отзывчивости", о которой говорил Достоевский, проявляется тяга русского человека к счастью всех людей.

"Это русская идея, что невозможно индивидуальное спасение, что спасение – коммюнотарно, что все ответственны за всех", – писал Н. А. Бердяев. И далее: "Русские думали, что Россия – страна совсем особенная, с особенным призванием. Но главным была не сама Россия, а то, что Россия несет миру, прежде всего – братство людей и свобода духа".

Русский мучается всеми страстями мира, потому что он выше его личных страстей. Отсюда "мировая скорбь" А. II. Чехова и русская печаль, за которую Фридрих Ницше отдавал все западное довольство.

"Россия – самая нешовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины... Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже – увы! – чуждо национальное достоинство... Сверхнационализм, универсализм – такое же существенное свойство русского национального духа, как и безгосударственность, анархизм", – заключает Н. А. Бердяев.

Бесчеловечность как национальная черта не тождественна космополитизму как отрыву от народной почвы. Во всемирной отзывчивости, писал Ф. М. Достоевский, выразилась наиболее национальная русская сила Пушкина, "выразилась именно народность его поэзии... Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?"

Считалось, что благодаря всечеловечности русские спасут мир. Но почему не рассмотреть другую возможность: из-за своей всечеловечности русские сами погибнут. Сейчас это вполне вероятный исход, учитывая современные демографические тенденции.

† Самопожертвование . Вера в возможность всеобщего счастья и нацеленность на него, убежденность в том, что именно Россия приведет к нему весь мир, порождали готовность к неимоверным усилиям для достижения этой цели.

Как отмечал П. А. Сорокин, "рост русской нации, завоевание независимости и суверенитета могли быть достигнуты только вследствие глубочайшей преданности, любви и готовности ее представителей пожертвовать своими жизнями, судьбами и другими ценностями во имя спасения своей Родины в критические периоды ее истории... Русские шли на гигантские жертвы добровольно и свободно, а не под давлением или по принуждению царского и советского правительства".

Склонность к самопожертвованию Н. А. Бердяев связывал с женственностью русской души: "Пассивная, рецептивная женственность в отношении к государственной власти – так характерна для русского народа и русской истории... Русская безгосударственность – не завоевание себе свободы, а отдание себя, свобода от активности". В рамках самопожертвования находится и то, что Вячеслав Иванов писал о свойственной русской интеллигенции любви к нисхождению.

"Любовь к нисхождению, проявляющаяся во всех этих образах совлечения, равно положительных и отрицательных, любовь, столь противоположная непрестанной воле к восхождению, наблюдаемой нами во всех нациях языческих и во всех вышедших из мирообъятного лона римской государственности, составляет отличительную особенность нашей народной психологии. Только у нас наблюдается истинная воля ко всенародности органической, утверждающаяся в ненависти к культуре обособленных возвышений и достижений, в сознательном и бессознательном ее умалении, в потребности покинуть или разрушить достигнутое и из завоеванных личностью или группою высот низойти ко всем... В терминах религиозной мысли нисхождение есть действие любви и жертвенное низведение божественного света во мрак низшей сферы, ищущей просветления".

Сутью русского интеллигента (а первый русский интеллигент, по Бердяеву, А. Н. Радищев) был талант сострадания, а не высокий интеллект, как следовало бы думать, талант понимать и сочувствовать страданиям других.

Народ русский, продолжает В. И. Иванов, готов умереть, потому что жаждет воскресения. "Оттого (характерный признак нашей религиозности) в одной России Светлое Воскресение – поистине праздник праздников и торжество торжеств". Осуществлением идеала и страданием во имя его России близко христианство. В. И. Иванов выразил русскую идею скорее поэтически, чем логически, но не менее точно, чем В. С. Соловьев.

Русский человек убог – не только в смысле бедной жизни, но и в том смысле, что живет у Бога; не для себя, а для Бога, не думая ни о собственном материальном преуспеянии, достоинстве и правах личности, ни о рациональном устройстве общества, забывая себя для других и прежде всего для идеала. Самопожертвование – составная часть любви, которую И. А. Ильин считал отличительной чертой русской идеи, а предмет любви и есть идеал.

Самопожертвование как психологическая черта может рассматриваться и положительно, и отрицательно, ибо "всякое достоинство условливает собою и какой-нибудь недостаток". Эта черта этически нейтральна, но может приводить к различным следствиям. В болезненном состоянии человека она ведет к мазохизму, и не зря Захер-Мазох сделал главного героя своего нашумевшего романа "Венера в мехах" славянином, а Зигмунд Фрейд заключил о склонности русских к мазохизму. В нравственно возвышенном состоянии самопожертвование ведет к подвижничеству и юродству, чем прославилось православие, и к революционному и трудовому энтузиазму, возгоревшемуся в советское время.

Славянофилы говорили о смирении, терпении и любви, присущей русским. Смирение и терпение проявляются в способности к самопожертвованию ради великой цели. Отдача себя этой цели и есть любовь в своем высшем измерении. По И. А. Ильину, русская идея утверждает, что главное в жизни – любовь, и эту идею русско-славянская душа восприняла исторически от христианства. Любовь есть основная духовно-творческая сила русской души и русской истории. Цивилизирующие суррогаты любви (долг, дисциплина, формальная лояльность, гипноз внешней законопослушности) сами по себе русскому мало свойственны, полагал он.

Можно считать, что любовь есть более или менее случайное событие в жизни отдельного человека. Но, как справедливо полагал Эрих Фромм, любовь – это черта характера, установка, ориентация характера личности, определяющая отношение личности к миру в целом, а не к одному лишь "объекту" любви. Стало быть, она может в большей или меньшей степени быть присуща данному человеку и данному народу.

По Фромму, "любовь есть связь, предполагающая сохранение целостности личности, ее индивидуальности. Любовь–действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчаяния и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собою, сохранить свою целостность".

"Любовь, – подчеркивает Фромм, – величайшее и труднейшее из достижений человечества". Склонность к любви и способность любить больше связаны с женским началом, еще и этим объясняется название русской души женственной. Любовь – свойство не закона, а благодати. "Святая Русь" – потому, что Бог есть любовь, а любовь – не рассуждающая, а жертвующая собой, – свойство русской души. Кто не видит этой любви, тот замечает лишь рабство, покорность, долготерпение, которые тоже связаны с самопожертвованием.

Жить для других – на грани человеческих возможностей. Трудно находиться с другими в идеальном взаимодействии. Отсюда неуживчивость, бескомпромиссность, злость и недовольство собой. В наших претензиях к другим – не желание выгоды для себя, а оскорбленное представление о справедливости. Чтобы жить для других, нужна великая идея, идеальная и всеобщая. Однако всеобщее имеет опасность впадения в тоталитарное, а идеальное заставляет пренебрегать материальными условиями жизни.

В русском человеке в отличие от западного меньше земного и нет ориентации на собственную личность. Нет ее и на Востоке. В чем же специфика русского характера? Как существуют фундаментальные отличия западного и восточного подхода к миру, так есть и специфика России. От Запада ее отличает отсутствие упора на права личности, свободу и собственность, от Востока – отсутствие стремления раствориться во всеобщем – потустороннем или посюстороннем (Едином или государстве). В отличие от индийца русскому нужно блаженство на Земле, но в отличие от китайца он менее склонен к устройству иерархии в социальном смысле, более мистичен и запределен. Русский далек как от внеземной мистики индийцев, так и от социальной стабильности китайцев. Он терпелив до бесконечности, но жаждет осуществления идеала в этой жизни и немедленно.

Талант любви (И. А. Ильин), тяга к правде как к истине-справедливости (Н. А. Михайловский) и печаль-тоска по идеальному (герои пьес А. П. Чехова все куда-то рвутся, сами толком не зная зачем: "В Москву, в Москву!.."), способность к любым жертвам ради осуществления идеала, вера в то, что идеал осуществим в России и весь мир можно преобразовать в соответствии с ним, – этот сплав качеств определяет русский характер. Конечно, конкретные душевные свойства могут быть антиномичны, но структура характера должна быть достаточно четкой, чтобы ее можно было выявить. Под внешними противоположностями душевных свойств находятся устойчивые субстанциональные характеристики. Меняется их духовное выражение – набор рациональных положений, которые эволюционируют, но сами остаются неизменными в течение всего времени существования нации. Такой основной чертой русского национального характера, как представляется, является широта, из которой следуют максимализм, мессианство, всечеловечность, самопожертвование. Все они тесно связаны между собой, образуя каркас национального характера. Из широты следует всечеловечность, из всечеловечности – мессианство, из мессианства – максимализм, из максимализма – самопожертвование. В дальнейшем мы увидим, как эти черты проявлялись в русской культуре на всех этапах ее развития.

Итак, основные особенности русского национального характера вытекают из природных условий и исходной мифологии и влияют на культуру. Природа, мифология и национальный характер – вот три основы русской культуры, зависимые друг от друга. В свою очередь, сама культура влияет и на национальный характер и, как теперь видим, на окружающую природу.

Восклицая: "Странная Русь!", А. И. Герцен удивлялся тому, что высшими плодами ее являются или люди, опередившие свое время до того, что задавленные существующим, они бесплодно умирают по ссылкам, или люди, опертые на прошедшем, никакой симпатии не имеющие в настоящем и также бесплодно влачащие жизнь.

Эта временна́я широта имеет значение и для русской культуры, в которой возможны, с одной стороны, Η. Ф. Федоров с идеей патрофикации (воскрешения отцов), а с другой – "человек в футляре". Это еще один дополнительный источник конфликта. Если у нас нет монолита, то плюрализм мнений достигает такого разброса, что люди не могут договориться между собой ни о чем. Отсюда обоснование цензуры и отсутствия гласности. В то же время широта русского человека ведет к тому, что "Россия – страна безграничной свободы духа" (Н. А. Бердяев).

Широта русского национального характера определяет особые культурные возможности, связанные с синтезом. Культура в целом – продукт синтеза, и чем выше синтетические возможности, тем больших высот может достичь культура. Русские – народ не европейский и не азиатский, а евразийский, который синтезирует в русской культуре оба эти элемента. Широта как свойство национального характера в культуре переходит в синтез.

Находя основы синтетического характера в языке, В. В. Кожинов пишет: "И невозможно переоценить тот факт, что по-русски все столь многочисленные народы Евразии – от молдаван до чукчей – называются именами существительными, и только одни русские – именем прилагательным... Смысл этого – даже, согласитесь, странноватого – исключения можно, в частности определить так: оно подразумевает, что русские являют собою своего рода связь, объединяющее начало многочисленных и многообразных народов Евразии".

Объединяющий потенциал русской нации, "сверхнации", как называет ее В. В. Кожинов, очень большой, и от реализации его в культуре во многом зависит будущее России и мира.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы