Про деток, от рождения до школы

ИРОНИЯ

ИРОНИЯ

(греч. - притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ИРОНИЯ

[гр. eironeia ] - 1) тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; 2) употребление слова или целого выражения в противоположном смысле с целью высмеивания.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ИРОНИЯ

греч. eironeia , от eironeuma , насмешливое слово, или вопрос. Насмешка, употребляющая для выражения себя почтительные и похвальные слова.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ИРОНИЯ

ехидство, тонкая насмешка, выражающаяся в таких словах, настоящий смысл которых противоположен их буквальному смыслу. Угадывается чаще всего только по тону, каким произносится фраза или речь.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ИРОНИЯ

тонкая и вместе несколько колкая насмешка, прибегающая для своего выражения к таким сопоставлениям, которые имеют противоположное значение. Так, назвать труса храбрецом или злодея ангелом - значит иронизировать.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Иро́ния

(гр. eironeia)

1) тонкая, скрытая насмешка;

2) стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки; чаще всего - заведомое несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста, напр. : блажен в златом кругу вельмож ii пиит, внимаемый царями (Пушкин).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Ирония

иронии, ж. [греч. eironeia ] (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: “Откуда, умная, бредешь ты, голова?” Крылов. || Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая ирония. Сказать что-н. с иронией. І Ирония судьбы (книжн.) – насмешка судьбы, непонятная случайность.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Ирония

и, мн. нет, ж. (фр. ironie греч. eirōneia притворное самоуничижение).
1. Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Злая и . И . судьбы (перен. : странная случайность).
|| Ср. сарказм . юмор .
2. лит. Стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИРОНИЯ" в других словарях:

    - (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия

    - (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия

    Ирония - Ирония ♦ Ironie Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других.… … Философский словарь Спонвиля

    ирония - и, ж. ironie f., <, ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. ИрОния, есть насмевание (глумление, глузность), иное словесы, иное разумом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия

    Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не… … Сводная энциклопедия афоризмов

    См … Словарь синонимов

    Ирония - ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов

    - (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка) филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… … Энциклопедия культурологии

    ИРОНИЯ, иронии, жен. (греч. eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: « Откуда, умная, бредешь ты, голова? » Крылов. || Тонкая насмешка … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Ирония судьбы, или С легким паром! , Брагинский Эмиль, Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или С легким паром!-веселая лирическая пьеса о Жене Лукашине, Наде Шевелевой и Ипполите…

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы расскажем о таком литературном приеме, как ирония. Он не столь распространен в литературе, как, например, или , но при этом весьма примечателен.

Этот литературный прием интересен прежде всего тем, что использовать его совсем непросто, и по-настоящему это удавалось только настоящим мастерам слова.

Определение иронии - что это такое

Ирония – это употребление слов или фраз, которые характеризует явление, событие или свойство в совершенно противоположном значении. Вам говорят «черное», а понимать это нужно как «белое».

Вспомните ироничное выражение «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!». Его говорят в укор, имея в виду совершенное противоположное.

В письменной речи иронию обычно заключают в кавычки (ведь тут интонаций трудно показать ироничность), а в разговоре эти кавычки показывают пальцами (либо добавляют в конце — в кавычках).

Например, написанная фраза "ты очень «умный» несет совершенно другой смысл (противоположный). Либо могут сказать так: он умный (в кавычках). И всем понятно, что это ирония.

Термин этот, как многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. И слово «eironeia» можно буквально перевести как «притворство». Считается, что первым мастером иронии был философ и мыслитель Сократ .

С ее помощью он успешно высмеивал своих конкурентов, особенно софистов (было такое философское течение).

Кстати, само название «софисты» изначально означало «мудрец», но благодаря Сократу оно приобрело уничижительное значение (мудрец в кавычках — это глупец).

Это мы все говорили про использование этого термина (тропа) в литературе. Ниже вы увидите массу примеров ироничных высказываний, узнаете, на какие виды они делятся. Но это не чисто литературный термин.

Бывает еще ирония ситуации — это когда все ожидают чего-то одного (очевидного), а происходит совершенно противоположное (вспомните сюжет фильма «Ирония судьбы»).

Ирония в повседневной жизни

Чтобы лучше понимать, что такое ирония, приведем примеры из нашей жизни – те выражения, которые многие из нас используют постоянно.

  1. ЗАХОДИТЕ В МОИ ХОРОМЫ – так многие приглашают гостей к себе домой, при этом «хоромами» частенько называют малогабаритные квартиры или вовсе одну комнату;
  2. НУ И КОМУ НУЖНА ТАКАЯ КРАСОТА – так говорят о чем-то не очень приглядном или производственной ошибке;
  3. ВСЮ ЖИЗНЬ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛ – так мы часто называем подарки или предложения, которые нам на самом деле совершенно не нравятся;
  4. ЛЮБЛЮ КАК СОБАКА ПАЛКУ – еще одна устойчивая форма сказать, что что-то не нравится;
  5. ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ И ДУМАЮ – так отвечают, когда спрашивают о чем-то совершенно неинтересном.

То есть все эти обороты употребляются в совершенно противоположном значении, но мы все понимаем скрытый в них смысл.

А еще можно вспомнить популярную реакцию на то, что какой-то человек совершил ошибку или сделал что-то плохо. Ему могут сказать просто: «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!», хотя на самом деле, конечно, никто не считает его «молодцом», а как раз наоборот (молодцом в кавычках).

Виды иронии

Ирония бывает разной в зависимости от того, кого высмеивают и насколько сильно :

  1. Прямая ирония – самый распространенный способ принизить и придать отрицательную оценку. Например, желая сказать человеку, что он чего-то испугался, часто говорят «НУ ТЫ И ХРАБРЕЦ!»:
  2. Антиирония – ставится задача не высмеять человека, а показать, что его на самом деле недооценивают. Например, у Жванецкого есть такие строчки «Врачи делали все возможное, но пациент выжил»;
  3. Самоирония – ирония, направленная на самого человека. Например, известная фраза «НУ ГДЕ УЖ МНЕ, ДУРАКУ, ПОНЯТЬ» означает, что человек лишний раз подтверждает свое несогласие.

Как видно из этих примеров, ирония – это не всегда «очернение» чего-либо. Как мы уже говорили, зачастую с ее помощью и «хорошее прячется за плохим».

Примеры иронии в литературе

Логично предположить, что этот художественный прием (троп) использовали те писатели и поэты, которые писали иронические произведения.

Например, Николай Васильевич Гоголь в своих «Мертвых душах » с помощью этого приема очень метко описывал характер персонажей. Вот что он говорит о полицмейстере-взяточнике:

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

Еще чаще примеры иронии можно Ивана Крылова . Все-таки этот литературный жанр сам по себе подразумевает насмешку и издевательство над действующими лицами.

Наверняка все знают басню «Стрекоза и муравей», в которой муравей высмеивает стрекозу, когда она пришла к нему за помощью:

Ты все пела? Это — дело!

Любил высмеять своих персонажей и Александр Сергеевич Пушкин . В «Евгении Онегине» есть такие строчки:

Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.

Более того, в том же «Евгении Онегине» Пушкин весьма иронически отзывается и о высшем свете Петербурга:

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.

Но одним из высочайших мастеров иронии ситуаций (не перевертывания смысла слов, а именно создание ситуаций, когда ожидаешь одного, но происходит противоположное) многие литературоведы признают Михаила Булгакова .

Практически в каждом его произведении можно увидеть, как автор высмеивает даже не отдельных персонажей, а целые устои, которые сложились в обществе. Вот пример из «Мастера и Маргариты», в конкретно диалог Воланда и Берлиоза перед тем, как последнему отрезало голову:

Воланд: Бога нет?
Берлиоз: Нет!
Воланд: И дьявола тоже нет?
Берлиоз: Нету никакого дьявола!
Воланд (смеясь): Вот уж интересно. Что же у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Последняя фраза Воланда относится не только к конкретной сцене в романе, но и отражает реальное положение в стране в то время. Ведь действительно, в конце 20-х - начале 30-х (а именно тогда писалась «Мастер и Маргарита») в Советском Союзе был жуткий дефицит.

Но еще большее пренебрежение к текущим порядкам Булгаков показал в «Собачьем сердце». Там, сами персонажи – Шариков или Швондер – это неприкрытая ирония над «новыми хозяевами страны».

В одной из сцен автор, например, открыто смеется над тем, что у большевиков не принято разделять людей по половому признаку – на мужчин и женщин, а все они называют друг друга «товарищами» и даже одеваются одинаково. И наконец, как не вспомнить замечательный совет профессора Преображенского своему ассистенту доктору Борменталю:

Если заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме. И Боже вас упаси, не читайте советских газет!

Вместо заключения

Кстати, психологи утверждают, что человек, который в своей устной речи часто использует иронию, является обладателем незаурядного интеллекта .

Так что не бойтесь насмехаться над какими-то несуразицами вокруг вас. Только учитесь делать это тонко и тактично. Ведь никто из нас не идеален. И на вашу иронию оппонент вполне может ответить своей меткой фразой.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Ник - что это такое и чем никнейм отличается от учетной записи Лайфхак - что это такое Что такое басня Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни
FAQ и ЧАВО - что это такое?

Каждый человек сталкивался в жизни с понятием «ирония», но мало кто осознает значение этого слова и правильно трактует его. «Ирония» в переводе с древнегреческого означает притворство, обман, а «ироник» – человек, который притворяется с целью насмешки.

Отношение к этому жанру юмора двоякое. Аристотель и Платон полагали, что умение иронизировать свойственно только высокой душе. Теофраст и Аристон Кеосский называли это качество сокрытием собственной враждебности к миру, высокомерием, утаиванием себя. Михаил Салтыков-Щедрин писал: «От иронии до крамолы один шаг». Определение понятию давали, отталкиваясь от отношения к этому жанру юмора.

Тем не менее, все готовы признать, насколько магнетически притягивает остроумие. Люди, которые за словом в карман не полезут, более спокойны и защищены. Ведь в их арсенале есть мощное оружие – ирония. Так что такое ирония?

Ирония – это троп, подразумевающий использование слов в смысле, противоположному действительности: думаем одно, а говорим другое с целью насмешки. Словари выводят синонимы слова «ирония» для простоты понимания: глумление, осмеяние, притворство, стёб, сарказм, гротеск. Однако значение этих понятий не одно и то же. Сарказм – жесткая форма иронии, а гротеск – прием, основанный на чрезмерных преувеличениях, контрастах.

Владимир Даль дает такое определение понятия: «Ирония – это отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения».

  • сказать злому человеку: «Да ты добрейшей души человек», а глупому: «Ты, наверное, пришел что-то интеллектуальное спросить?»;
  • на зазнайство персоны ответить: «Куда уж нам до тебя, такого прынца»;
  • назвать трусливого богатырем, а безголосого – Федором Шаляпиным;
  • противопоставить «высокое и важное» «малому» — назвать Путина Вованом.

Ирония не всегда несет негативный подтекст. Иногда она выражается с целью выказать похвалу и одобрение, признать объект недооцененным. Например, слова: «Ну конечно! Глупый ты, ага!» означает одобрение интеллектуальных способностей собеседника.

Для чего нужна ирония? Культурно упираться рогами. Не говорить же оппоненту прямолинейное: «Тупая ты блондинка» или «У тебя маразм», когда можно тонко сыграть словами и сохранить свое достоинство. «Козел» для человека – это оскорбление, а ироничные синонимы к этому ругательству: «Да вы настоящий мужчина» — социально приемлемые слова. Кто-то поймёт ваш изящный юмор, кто-то примет высказывание за правду. Неважно. Главное, выразить агрессию в достойной форме и остановить обидчика.

В психологии же утверждается, что ирония – это незаменимый защитный механизм. Ужасное и страшное она превращает в противоположное, выставляет в смешном свете. Сколько сочиняется анекдотов и постов про наболевшее: про Украину, про Обаму и Америку, про низкий уровень жизни в стране. Юмор воодушевляет, вселяет иммунитет, повышает самооценку. Спасительную функцию иронии лучше всех описал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным.»

Однако не стоит переусердствовать с самозащитой. Излишнее использование иронии выдаст вас, расскажет о комплексе неполноценности и скрытой боли.

Большое значение имеет ирония и для написания художественных произведений, философских трактатов, политических монологов для усиленного воздействия на сознание слушателей. Этот троп делает речь более интересной и остроумной.

Слова иронии используются в литературе не реже, чем метафоры и гиперболы. Их смысл в том, чтобы высмеять какое-либо явление или героя в произведении, выставить объект нелепым.

Главным ироником русской литературы, несомненно, можно назвать А.С. Пушкина. В произведении «Евгений Онегин» он высмеивает дворянство: «Как dandy лондонский одет», привилегированные слои общества Пушкин называет «цветом столицы», «знатью, моды образцами».

В своём творчестве использовал иронию А.П. Чехов. В произведении «Смерть чиновника» автор высмеивает раболепство: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и … помер». «Помер» от страху после того, как чихнул начальнику на лысину.

«Вечный студент» — так называет писатель Петра Трофимова из пьесы «Вишневый сад» за его душевную близорукость и ограниченность. Комизм в трагизме.

В ироничной форме обличал уродливые общественные отношения и Н.В. Гоголь, высмеивал чиновников, помещиков. Наиболее яркий комизм проявляется в произведениях: «Старосветские помещики», «Мертвые души», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и т.д. Рассказ Гоголя осуществляется именно в притворно-серьезном тоне, словно писатель действительно приемлет то, что происходит на этом свете, и смотрит на происходящее глазами главных героев.

И.А. Крылов широко использует иронию в баснях. Его слова «Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши!» высмеивают лень и безответственность. «Поплясать» здесь буквально означает голодать, остаться ни с чем. Басня Крылова «Пестрые овцы» была запрещена из политических соображений, так как она полностью пропитана язвительной иронией над лицемерием правителей, жестоко расправляющихся с неугодными режиму, и в то же время выражающих притворное сочувствие к их несчастной судьбе.

Прямая ирония – способ представить объект в смешном свете, принизить его. За одобрением и согласием несет в себе скрытый намёк на недостатки человека, презрение к нему. При этом должна сохранять элемент превосходства, но не оскорблять человека.

Антиирония – способ представить объект недооцененным, за отрицательными высказываниями разуметь положительное. Если слышите слова в стиле: «Куда уж нам, жалким плебеям…», знайте, это антиирония.

Самоирония – ирония, направленная на себя, означает умение посмеяться над собой. Может иметь и позитивный и негативный подтекст.

Сократова ирония – способ привести собеседника к осознанию ложности и бессмысленности своих выводов. Сократ строил диалог так, будто согласен с оппонентом. Впоследствии доводил наводящими вопросами собеседника до осознания абсурдности собственного суждения.

Ирония – это всегда противоположность, и чем она острее, тем тоньше юмор. Её не всегда выражают слова, иногда — интонация речи, жесты, мимика.

Если вы обладаете тонким чутьем и природным остроумием, значит, вам уже легче переносить стрессы и быстро завоевывать симпатии людей. А если нет? Можно ли научиться иронизировать? С одной стороны, научиться приёмам иронии – элементарно. Сложно ли противопоставлять одно другому? Вопрос в уместности использования шутки, качестве юмора. Не каждый в состоянии оценить тонкость и актуальность собственного юмора.

При употреблении тропа стоит учитывать культурные традиции, менталитет страны, пол, возраст аудитории. То, что смешно американцу, не всегда смешно европейцу. В одной компании популярны шутки в стиле «Камеди клаб», в другой – тонкий юмор Чехова или сатира Салтыкова-Щедрина.

Как научиться изящно играть словами

  1. Много читать, воспитывать в себе эстетический вкус. Хорошие книги научат отличать «сортирный» юмор от высококлассной остроты, разовьют речь и мышление.
  2. Учиться во всем видеть контраст. Самый простой способ иронизировать – говорить противоположное тому, что подразумеваете. Чем острее противоречие, тем тоньше юмор. Ярче подчеркнуть контраст помогает гипербола (преувеличение). Слово «хороший» можно заменить гиперболой «супер-пупер».
  3. Более сложный способ применения тропа – использования устойчивых выражений. Например, о неумном человеке сказать: «Семь пядей во лбу», о неумехе-бездельнике – «Народный умелец».

Умение использовать иронию означает высокий интеллект человека и умение красиво донести свою идею, а злоупотребление им – пренебрежительное отношение к людям и комплексы. Необходимо видеть границы, где начинается ирония, а где – оскорбление и бескомпромиссный сарказм.

Жесткая и частая ирония способна растоптать достоинство человека. Случайно брошенные слова меняют жизнь людей в худшую сторону. Например, модели Валерии Левитиной во время игры в футбол сказали, что ее надо на ворота поставить: попой пространство закроет от мячей. Слова глубоко въелись в душу девушки, она перестала нормально питаться и заболела анорексией. Валерия весила всего 25 кг и носила звание самой худой женщины в мире.

Видео что такое ирония

Изображая отрицательное явление в положительном виде, ирония противопоставляет, таким образом, то, что должно быть, - тому, что есть, осмеивает данное с точки зрения должного. В этой функции иронии - ее сходство с юмором, тоже подобно иронии вскрывающим недостатки различных явлений, сопоставляя два плана - данного и должного. Подобно иронии и в юморе основанием, сигналом для сопоставления двух планов - данного и должного - служит откровенно, подчеркнуто демонстрируемое притворство говорящего, как бы предупреждающего, что его слов нельзя понимать всерьез; однако если ирония притворно изображает должное в качестве данного, то юмор, наоборот, притворно изображает данное в качестве должного. Юмор гоголевских повестей и поэмы «Мертвые души» осуществляется именно через притворно-серьезный тон рассказчика, якобы наивно приемлющего все нелепости и недостатки изображаемой жизни, якобы рассматривающего изображаемую жизнь глазами своих героев. И в иронии и в юморе даются два отношения автора к изображаемому: одно притворное, другое - подлинное, и в иронии и в юморе интонация противополагается буквальному смыслу высказывания, но в иронии интонация несет в себе подлинное дискредитирующее отношение, в юморе - притворное уважительное отношение.

Различимые теоретически, ирония и юмор часто переходят друг в друга и до неразличимости переплетаются в художественной практике, чему способствует не только наличие общих элементов, общность функций, но и общая интеллектуалистическая природа этих двух методов художественного дискредитирования: игра со смысловыми контрастами, противопоставление логически противоположных понятий требуют четкости мысли в процессе своего создания и к ней же апеллируют в процессе читательского восприятия.

Ведя к дискредитированию явления, т.е. выражая акт оценки, юмор лишь подсказывает эту оценку при помощи группировки фактов, заставляет факты говорить за себя, - ирония же высказывает оценку, передает в интонации отношение говорящего.

Принято отличать еще особый вид иронии - сарказм, который обычно характеризуется как злая ирония; однако определение «злая ирония» требует уточнения. Ирония может быть названа злой и в зависимости от своей меткости и в зависимости от проявляемого в интонации отношения говорящего. Точнее поэтому будет определить сарказм как иронию, выражающую страстно-отрицательное, негодующее отношение к чему-либо. Саркастически звучат полные социального негодования и морального возмущения монологи Чацкого.

Ирония не только подчеркивает недостатки, т.е. служит целям дискредитирования, но также обладает возможностью высмеивать, разоблачать неосновательные претензии, придавая самим этим претензиям иронический смысл, как бы заставляя высмеиваемое явление иронизировать само над собой.

Ирония как полемический прием была уже хорошо известна греческим риторам и римским ораторам. Ирония - испытанное орудие современных публицистов. В зависимости от серьезности задач, какие ставит себе полемика, ирония может приобретать большую или меньшую идеологическую углубленность, то замещая собой всякую иную логическую аргументацию, служа непосредственным выражением враждебности, то лишь венчая логическую аргументацию в качестве стилистического заострения.

В своем стилистическом осуществлении ирония пользуется целым рядом форм, охватывающих самый разнообразный по объему и характеру материал, - то локализирующихся в отдельном слове, то проникающих все произведение в целом.

Из форм, которыми пользуется ирония, самой распространенной и самой элементарной представляется антифраза - употребление слова в значении, прямо противоположном его обычному смыслу («Хорош, нечего сказать»). В крыловском “а философ - без огурцов” насмешка сосредоточивается на звании философа, любителя мудрости, мудреца, спасовавшего перед здравым смыслом крестьянина, но здесь нет антифразы, ибо звание философа не оспаривается за объектом иронии, высмеиваются лишь претензии такого рода философии на мудрость, на знание жизни, следовательно слово «философ» употреблено здесь одновременно и в прямом своем смысле, правильно обозначая человека, занимающегося философией, и в смысле ироническом - таким образом, дается как бы частичная антифраза, относящаяся лишь к некоторым признакам выражаемого этим словом понятия. Контраст между данным и должным может быть еще больше подчеркнут при помощи гиперболы, доводящей иронически утверждаемое явление до в высшей степени преувеличенных, с целью большей выразительности, размеров: так, вместо того чтобы маленький предмет иронически назвать большим, его называют огромным, гигантским, колоссальным. Все указанные только что формы иронии обладают тем общим признаком, что они основываются на особом словоупотреблении, касаются словесной семантики, построены на игре смыслов отдельных слов и выражений, т.е. дают ироническое называние предмета; однако называние предмета - лишь элементарнейший способ изображения, так сказать, минимальное изображение. Поэтому ирония может проявиться не только в словесном обозначении предмета, но и в характере его показа, даже при отсутствии иронического словоупотребления в обрисовке характера, в ситуации. Так, слова Хлестакова о посланных за ним из департамента тридцати пяти тысячах курьеров произносятся им, конечно, не иронически, но вся ситуация, созданная этими словами, развертывается Гоголем как ироническая. Простейший вид такой объективированной иронии заключается в инсценировке иронического суждения: она вкладывается в уста действующего лица и произносится им в своем первоначальном, прямом неироническом смысле, а ироническое отношение автора вытекает из всего контекста. Так построена ирония в приписываемой Пушкину эпиграмме:

“Сказал деспот: “Мои сыны,

Законы будут вам даны,

Я возвращу вам дни златые

Благословенной тишины”.

И обновленная Россия

Надела с выпушкой штаны”.

Для того, чтобы объективироваться в ситуации, в обрисовке характера и т.п., ирония требует прежде всего объективации авторского отношения к изображаемому. Это авторское отношение, иронический тон может быть иногда с необходимостью выведен из сообщенных автором особенностей изображаемого, не допускающих иного толкования, кроме иронического. Сообщенные Гоголем сведения не допускают никакой другой трактовки, кроме иронической, по отношению к рассказам Хлестакова об его петербургских успехах. Таким же способом подсказать ироническое отношение к явлению служат карикатура, гротеск и т.п. К гротеску как к излюбленной форме своей злой, беспощадной, издевающейся иронии прибегает знаменитый английский сатирик XVIII века - Свифт. Особую законченность и выразительность гротескная ирония Свифта приобрела в его «Путешествиях Гулливера», аллегорическом памфлете, в котором высмеиваются все устои тогдашнего общества.

Ирония может возникать и из столкновения ситуации с языком, в котором автор эту ситуацию развертывает, например, при стилизации авторской речи под высокий торжественный слог. В этой роли выступают словарные и синтаксические архаизмы у Щедрина, в этой роли они вошли и в нашу публицистическую традицию. Таким же орудием иронической стилизации может послужить и самый ритм стихотворения, например, в пушкинском двустишии по поводу русского перевода «Илиады»:

«Крив был Гнедич-поэт, прелагатель слепого Гомера,

Боком одним с образцом схож и его перевод»,

где иронически проводимая параллель между Гнедичем и Гомером подчеркивается применением античного ритма - элегического дистиха. В указанных приемах иронической стилизации можно обнаружить уже зачатки пародии. Не только эпизодическое пародирование стиля, но и пародия как литературный жанр может целиком выполнять ироническую функцию. Так, ироничен весь замысел «Дон-Кихота». Характерно, что эпохи расцвета иронии совпадают с эпохами расцвета пародии.

Определяемая в социально-художественной своей целеустремленности тенденцией дискредитировать - разоблачить и изобличить изображаемое явление и осуществляя ее через приведение к абсурду, подчеркивание нелепости, игру противоречиями и несуразностями, И., естественно, находит особенно широкое применение в двух жанрах: 1. сатире, - жанре, использующем прием иронического дискредитирования как один из самых острых приемов идеологической борьбы, и 2. комедии, использующей для создания комического положения, для возбуждения смеха заключенную в иронии игру противоречиями и несуразностями. Комбинирует изобличительные и комические возможности иронии в особенности так называемая комедия высокого стиля, иначе сатирическая комедия, а также комедия бытовая Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Никольскина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК Интервалк, 2001. - С. 234..

Пример полновесного использования комедийных возможностей иронии находим в творчестве Аристофана, крупнейшего мастера сатирической, по преимуществу политической, комедии в древнегреческой литературе. Так, в комедии-памфлете «Всадник» под видом старика Демоса изображается афинский народ, иронически высмеиваемый с точки зрения консервативной идеологии Аристофана, сочувствовавшего земельной аристократии. В комедии «Облака» иронически изображается увлечение релятивистической философией софистов, в которых Аристофан не мог не видеть своих идеологических противников Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - С. 65.. В XVII в., в произведениях Мольера, ирония как прием комедийного творчества, развиваясь по линии сатирической борьбы, приобретает вместе с тем в небывалой до Мольера степени конкретно-бытовой характер. Наиболее острое применение иронии дает мольеровский «Тартюф», где ироничны не только отдельные фразы или ситуации, но и самый замысел, связанный с разоблачением лицемера-ханжи, где средством иронического изображения служат и лицемерие мнимого святоши и безнадежная наивность уверовавших в него недалеких буржуа. У Б. Шоу мы встречаемся с примером применения иронии во всем разнообразии ее комедийных возможностей: и по линии сатирической комедии, и по линии комедии бытовой, и по линии комедии положений.

Комического эффекта ирония, разумеется, может достигать не только в комедии, но и в повествовательных и в лирических жанрах. И вместе с тем, давая так часто повод к комическому использованию, ироническое изображение, в котором предмет 1. представляется в нелепом виде и 2. дискредитируется, может быть использовано и для достижения прямо противоположного эффекта, точнее - и этим снимается возникшее на первый взгляд противоречие - 1. комический эффект иронии может способствовать повышению серьезности тона, 2. осуществляемое в иронии дискредитирование может, в конечном счете, создать повышение симпатии к предмету иронизирования Сергиенко А.В. Языковые возможности реализации иронии как разновидности импликации в художественных текстах: Автореф. дис. … канд. филолог. наук - Саратов, 1995. - С. 7.. Действительно, в так называемой трагической иронии мы встречаемся с образцом того, как нелепость, несуразность, противоречивость ситуации содействует повышению трагического эффекта: Эдип трагедии Софокла, совершивший двойной грех отцеубийства и кровосмешения и, не зная о своем преступлении, отдающий приказ покарать преступника (т.е. самого себя), мог бы быть смешон в ином контексте, но в том трагическом плане, какой внушается всем произведением, эта нелепая, ироническая ситуация еще повышает жалость и сострадание к трагическому герою. На аналогичном же отраженном, вторичном эффекте иронии покоится и лирическая ирония Гейне, особенно своеобразно сказавшаяся в его знаменитых концовках, где неожиданная насмешка поэта над самим собою или над своим чувством создает своеобразное впечатление нервности тона, стыдливости сердца, не смеющего себя обнаружить и прикрывающегося наигранным цинизмом, наигранной трезвостью. Традицию Гейне в этом отношении продолжает в русской литературе А. Блок (особенно в лирических драмах «Балаганчик» и «Незнакомка»).

Ирония определяет собой структуру двух замечательных памфлетов - «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского и «Писем темных людей», - обнаруживая всю силу своей полемической природы. Если иронию Лукиана и Апулея можно назвать иронией саморазложения, то иронию гуманистов можно назвать воинствующей. Так же далека от настроений упадочничества ирония Боккаччо, развенчивающего в своем «Декамероне» христианский аскетизм. Иронизируя над аскетизмом и его проповедниками, Боккаччо развенчивал обветшавший идеал феодального общества с точки зрения своего молодого класса, выражал классовые интересы городской республиканской буржуазии.

Законченный образец воинствующей, боевой иронии находим в творчестве Вольтера, остающегося публицистом даже в своих художественных произведениях. Ироническая насмешка Вольтера выражает собой точку зрения нового “просветительного” миросозерцания, психоидеологию высших слоев растущего буржуазного общества, выдвигая взамен ненавистного Вольтеру самодержавного деспотизма идею просвещенной монархии, опирающейся на буржуазную интеллигенцию, а взамен не раз подвергавшегося его саркастическим насмешкам церковного учения - идею деизма.

Наибольшего развития в качестве стилеобразующего начала, в качестве основного метода художественного воссоздания мира ирония достигла в творчестве Анатоля Франса. При не раз отмечаемом сходстве между методами иронического изображения Франса и Вольтера, при несомненных подражаниях Вольтеру и даже прямых, иногда дословных, заимствованиях природа франсовской иронии в социально-идеологических корнях своих совершенно иная, чем природа иронии вольтеровской. В иронии Вольтера чувствуется пафос просветителя, в иронии Франса этого пафоса нет. Ирония Франса выражает безысходно-скептическое восприятие действительности, отрицание дискредитировавшей себя буржуазной культуры, но она не может противопоставить иронически развенчиваемой действительности никаких других представлений, других идеологических ценностей, для писателя бесспорных; таким образом, ирония Франса по социально-идеологической природе своей не может быть воинствующей. Боевой характер она принимает только тогда, когда касается проявлений церковного, философского или политического догматизма, т.е. всего того, что враждебно ее скептической природе. Естественно, что ирония Франса обнаруживает постоянное тяготение к парадоксу, безответственно сталкивающему две точки зрения, ведущему к дискредитированию их обеих. Недаром и современный читатель воспринимает в А. Франсе лишь подрывную силу его злой и меткой критики, направленной на старое, но не спрашивает у него путей к новому Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - С. 51..

εἰρωνεία «притворство») - сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Ирония - употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

История иронии

Считается, что ирония появилась в Древней Греции. Так в древнегреческом "иронизировать" стало означать "говорить ложь", "насмехаться", "притворяться", а "ироник" - это человек, "обманывающий с помощью слов". Сократ использовал иронию в спорах с софистами, разоблачая их самомнение и претензии на всезнание. Она противостояла самодовольству и ограниченности обыденного сознания античности. Определенное развитие ирония получила в античной комедии и сатирических жанрах литературы. Также она играла важную роль в народной смеховой культуре. В средние века ирония чаще всего использовалась в народной смеховой культуре. Ирония народной смеховой культуры обладает двойственным характером, так как смех направлен и на самих смеющихся. В эпоху Возрождения ирония использовалась в традициях смеховой, праздничной народной культуры, шутами при коронованных особах, а также в обыденной речи. Иронию начинают использовать как ораторский приём, как оборот речи, помогающий подвергнуть кого-либо осмеянию в форме «скрытого намека». Так, шуты нередко посмеивались над своими хозяевами. Но особенную роль ирония приобрела в эпоху барокко, потому что в её философии появились стремление к сопоставлению различного и неожиданное выявление сходства несходного, что считалось самым существенным в этой культуре. В конце XIX века произошло дальнейшее усложнение картины мира, к которому сознание общества не было готово. Это вызвало противоречивую реакцию. Одни были увлечены открывающимися возможностями научно-технического прогресса и с восторгом приветствовали новый век. Другие были встревожены разрушением привычных основ простых и ясных ценностей мира. Отсюда проистекали усталость, вялость и неестественность иронии. Так просмотрев всю «историю существования иронии» можно сделать вывод, что ирония существовала с самих ранних времен и имела большое значение как психологическое так и литературное. С помощью нее великие древнегреческие философы пытались задеть своих коллег, указав на их глупость и использовав самоиронию обратить большее внимание на себя, шуты пытались высмеять своих хозяев, так чтобы те не поняли, что их на самом деле оскорбляют. Писатели в своих текстах пытались показать своё недовольство властью, используя иронию, или же просто ярче описать персонажа или ситуацию.

Формы иронии

Прямая ирония - способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.

Самоирония - ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».

Отрывок, характеризующий Ирония

Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы