Про деток, от рождения до школы

Всегда в церкви слово Божие звучит, начиная с благословения, – «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Всякое делание мы, христиане православные, начинаем, благословляя себя святым именем. Ныне же в день Святой Троицы эти слова сегодня звучат совершенно по-особому, и также совершенно по-особому переживаем и понимаем их смыл. Ещё во времена Ветхого завета Милостивый Господь через пророка своего Моисея народу Израиля дал временный закон. В нём, в частности, было и совершение праздников, указания, одним из которых является праздник Пятидесятница. Его раньше праздновали в Извраиле и празднуют по ныне. Во время празднования этого дня народ переходит жить в палатки, шалаши, которые украшают по-особому, которые бывают жилищем народа Божия в эти дни.Это своеобразное воспоминание, когда они и их предки были рабами, но Господь рукою своею вывел их из рабства египетского, и они сорок лет палатках да шалашах пребывали в пути, обретая землю обещанную, землю, которую Господь дал через Авраама, и в которую должен прийти Спаситель.

В течение этих пятидесяти дней от Пасхи до Пятидесятницы евреи читали закон Божий (5 первых книг закона Моисея). И так из года в год повторяли себе, детям и внукам заповеди Божии. Закон Моисея просто повелевает, мы же с высот Нового Завета понимаем, для чего это нужно. Не понять Бога, не понять Его святой воли, не принять Святого Духа тому, кто не живёт по законам Божиим и заповедям Его! Чтобы по заповедям Бога жить, их надо, как минимум, хотя бы знать. Поэтому в течении пятидесяти дней весь Израиль изучал Священное Писание, а в последний день, то есть пятидесятый, совершалось особое богослужение и особые жертвы.

Сам Моисей говорил про Христа Спасителя: «После меня Бог даст вам другого!» Но Израиль, кроме Моисея, никого великого не знал. И сейчас если спросить какого-то еврея, кто из пророков наивысший, сразу скажет, что Моисей. Мы видим, что слово Моисея исполнилось во Христе, который есть не только помазанный Пророк, Первосвященник и Царь Израиля, но и ещё Бог, пришедший в мир, – Богочеловек.

Когда Спаситель пришёл в мир, Он совершил то, что не смогли совершить Адам, что не совершил никто, и что необходимо каждому из нас. Грехами удалив себя от Бога, источника жизни и счастья, мы оказались вне жизни и вне счастья. Это не просто слова, потому что легко проверяемо жизнью. Кто не живёт с Богом, у того нет ни счастья, ни жизни, ни смысла. Некоторые, конечно, обманывают себя, придумывают себе смыслы и фантазируют себе счастье – это видно во всём. Например, сейчас многие болеют головушкой, крепко заразившись заразой века сего, считают, что смыслом в жизни могут быть карьера и богатство. Но мы знаем, что эта зараза заразой и есть. Кто достигал больших высот в карьере и денег, в отличие от нас с вами только мечтающих об этом, тот давно понял, что ни должности и слава, ни деньги и положение счастливее людей не делают нисколько. Да, гордость и тщеславие тешут, создают иллюзию на короткое время. Согласитесь, что чем больше денег, власти, тем больше скорби "как бы их не потерять, как бы кто не урвал, как бы задушить и укусить ближнего или родного брата, только бы не был конкурентом и не стал мне опасным врагом". Нет! Это или умственно неполноценные или не имеющие денег и богатства, и считающие это целью и смыслом. Но кто живёт в семье, то знает для того, чтобы в семье была, говорю, не полнота совершенств, а хотя бы мир, нужно уметь учиться ломать через коленку, с хрустом свою гордыню. Кто себя ломал, тот знает, что это за счастье! Какая радость от хруста. Кто-то считает, что семейным счастье являются дети, тогда это совсем не по-взрослому и не по-человечьи. Дети не могут быть целью жизни. Чем закончится моя жизнь? Червяки съедят. А детей, внуков? Их тоже съедят червяки. Какой это может быть целью и смыслом? Поэтому потеряв Бога, человек в Адаме, всё человечество в целом, каждый из нас с вами теряет всё: смысл, цели, радость, жизнь, облик и вид человеческий.

Бог, желающий счастье и нашего спасения, Сам – Высокий, унижая Себя, Великий, смиряя Себя, входит в нашу жизнь и наш мир, принимая образ и подобие человека – раба по отношению к Себе, как сказано в Священном Писании. Живя на земле, во Христе Бог, став человеком, совершил то, что должно было совершиться в Адаме, то, что не совершили мы: силой Божества в Себе человечье естество Он преображает; свои рождением соединяет несоединимое – вечность и время, божественное и человеческое; учением Своим озаряет нам путь, являет пример; подвигом жертвы и любви Своей в самом Себе человеческое, преображая страданиями, делает бесстрастным, смертью бессмертным; Воскресением Своим поднимает нас для жизни вечной, вознесением – возносит человеческое естество в глубины естества божественного. Это всё совершено в одном Человеке, в одной личности – Иисусе из Назарета! А мы? Да, пришёл Бог в мир. В Евангелии написано о том, что скажем о том, что смерти праздновали, умерщвление на Пасху поём, а смерть всё равно торжествует. Христос пришёл спасти нас от греха, а грех творит, Он принёс нам прощение – а сколько зла в этом мире и непрощённых?! Новые эры исчисляются от Рождества Христова, но вопрос: что изменилось? Ничего! Зачем тогда Бог приходил в мир? Он пришёл, чтобы в самом себе победить грех, силу ада и смерть. В Нём торжествует божество, вечность, радость и рай. А мы? Чтобы Его дар вечной жизни и спасения был не Его и не в Нём только, а стал принадлежностью каждого, кто пожелает этого, конечно. Для этого Он сказал Своим ученикам, возносясь, что нужно оставаться им в Иерусалиме, не отлучаться, пока не пошлёт им обещанное – Духа Святого, который снизойдёт на них. Мы знаем, что Дух Святой снизошёл на апостолов в виде огня! Неся уже всем ту закваску обожения, которая была совершена в Нём, теперь Дух Святой вживляется в каждого, кто желает этого преображения, очищения, райского состояния. Поэтому Дух Святой, сходя на апостолов, дал им дар языка и каждый из них стал говорить и проповедовать на языке, которого не знал. Ведь апостолы в основном были безграмотными рыбаками из Галилеи. Они свой-то язык пополам только знали, а им нужно было нести проповедь по всему миру. Но как? Переводчика нанять?! Тогда где деньги взять? Самим выучиться? (к примеру, Петру в 50 лет – не серьёзно). Именно Дух Святой дал им эту возможность. Каждый, говоря на ином языке, понял, на каком языке он говорит, например, на языке парфян, значит нужно идти проповедовать в Парфию; на языке Египта, значит Господь даёт путь и указывает, где быть проповедником; на языке Понта, Аси или Каппадокии – в Малую Азию. Но идя на проповедь в Богом данное и назначенное место, каждый из апостолов, неся в себе дар Святого Духа и проповедуя, крестили. Во время Крещения, мы знаем, что нисходит Дух Святой. Это таинство так называется от того, что Дух Святой вживается в тех, кто с верую желает принять дар обожения во Христе, силу Святого Духа.

К тому времени основываются общины первых христиан, в которых совершается особая молитва, непохожая на другие. Это молитва, во время которой мы берём хлеб и вино и просим, чтобы Дух Святой приложил и преобразил их в Тело и Кровь Христа, приемля которое в себя, мы принимаем дар обожения во Христе, семя рая. Что совершилось во Христе, то и совершается в нас – Его милостью за нашу веру.

Мы сегодня празднует не только сошествие Святого Духа вообще, но и день рождение Церкви, возможность каждого из нас стать носителем дара преображения в Боге, которое совершено во Христе и которое даровано теперь всем и каждому. Это совершается за веру нашу, по желанию, но силой, благодатью, святостью Духа Святого!

Важным хотелось бы сказать! Сегодня мы празднуем сошествие Святого Духа, явно видим существо божественное. Наш Бог – непостижимое Триединство! Один по существу, и три в личностях. Но как? Никак! Это необъяснимо. Если объяснять лишь голым человеческим умом, коротким, несовершенным и не преображённым в Святом Духе, то это не объяснить, так же как и не объяснить многое другое нашей повседневной жизни.

Например, женщина родила ребёнка, вся изорвалась в кровь, швы у неё в поперёк и вдоль на теле, ходит по стенке, кормит грудью, не спит по ночам, мучается. Только немножко передохнула, как мысль прибегает «хотим второго родить». Что мало было пыток? Умом это не понять, для этого нужно быть просто мамой и просто любить. Вспоминаю слова одной мамы, которая говорит: как только подрастает последний, такая тоска в душе, хочется настоящей любви. Мужу говорю: «Будем рожать!» Это она мне рассказывала, когда они родили седьмого, ей доходило почти 40 лет. Я её спросил, долго ли так будет говорить мужу, на что она ответила: «Пока будет возможность рождать».Мне было не очень понятно мужским умом, а она женским материнством, сердцем переживала. Поэтому Бога и Его глубины не понять, если подходить к нему кривой человеческой меркой нашей неправды – Бог неизмерим измеряемым!

Какой вывод мы можем сделать, празднуя и совершая торжество нашего Триединого Бога? Два очень важных практических выводов, которые необходимы для нашей жизни. Во-первых, Бог необъясним, велик и непостижим, потому что Всесовершенен. Как коротким черпалом вычерпать бездонный колодец? Как человеку, имеющему границы, объять безграничное? Сердце просит благоговения и благодарности, в радости и страхе Божием предстоять пред величием нашего Бога и Творца. В Писании сказано, что начало премудрости – страх Господень. Страх не в смысле «паника», а в смысле «изумление», «потрясение», «благоговение». Во-вторых, Бог един, но не одинок – Отец, Сын и Святой Дух. Скажем о нашем человечьем естестве, даже под одной крышей с одним естеством и под одной фамилией может жить три человека, например, папа, мама и ребёнок, также модно на Руси – бабушка, мама и дочка. Семья будет семьёй тогда, когда семьёй будет не называться, а являться, когда между ними будет единственное, что сделает их семьёю – это любовь. Без любви может быть название, но суть исчезнет. Даже в земном понимании, чтобы были единство, радость, полнота необходима любовь.

О чём свидетельствует, когда Господь открывает для нас, что Он триедин, но Его воля одна и неделима. Это говорит о том, какова сила любви в Боге: Отца к Сыну и Святому Духу, Сына к Отцу и Святому Духу, Духа к Отцу и Сыну, если мы говорим об одной воле. В свете сказанного с какой силой звучат слова Иоанна Богослова, который говорит, что Бог есть любовь. Любовь, которая стирает межличностные границы, любовь, в которой личность не растворяется, а потрясающе проявляется невыразимым языком единства, которое желаем и к которому стремимся.

Что торжествуем сегодня мы, имея Бога Троицу? Непостижимость Его величия и бескрайнее величие Его любви! Ещё в Ветхом Завете Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (см. Лев. 11:44). Если сократим фразу до минимума, то останется «Будьте, как Я». Стремиться к высоте, теряющейся в бесконечности, стремиться к полноте Богоподобной любви. Для каждого из нас изливается Дух Святой, который даёт силу к этим высотам.

От всей души рад всех поздравить, что мы сегодня переживаем праздник, открывающий нам человеческую высоту и глубину божественной любви. С праздником!

Учение о Троице – непостижимая, но все же безошибочная доктрина Священного Писания. Подробно изучив этот вопрос, Джонатан Эдвардс отметил следующее, «я думаю, что учение о Троице – это наивысшая и глубочайшая из всех Божественных тайн» (Неопубликованный трактат о Троице). Несмотря на то, что полнота учения о Троице находится далеко за пределами человеческого понимания, Бог предельно ясно открывает себя на страницах Писания – один Бог вечно сущий в трех Лицах.

Конечно, это не означает, что Библия представляет нам трех различных богов (ср. Втор. 6:4). Правильнее понимать, что Бог – это три Личности одной сущности; Божественная сущность едина и неделима, вечна и действует одновременно в трех Лицах одного Божества – Отца, Сына и Святого Духа.

Писание ясно говорит, что эти три Личности – одно, и являются одним единственным Богом (Втор. 6:4). Евангелие от Иоанна 10:30 и 33 объясняет, что Сын и Отец – одно. 1 Коринфянам 3:16 показывает нам, что Отец и Дух Святой – одно. Послание к римлянам 8:9 ясно говорит, что Сын и Святой Дух – одно. А также Иоанна 14:16, 18 и 23 демонстрирует, что Отец, Сын и Дух Святой – одно.

Кроме того, при существующем единстве в Троице, Слово Божье никоим образом не отрицает одновременного существования и индивидуальности каждого из трех Лиц Божества. Другими словами, Библия ясно говорит, что существует только один Бог (а не три), но Он Триедин.

В Ветхом Завете Библия раскрывает понятие Троицы несколькими способами. Например, имя Элохим («Бог») – это существительное множественного числа, которое может означать многочисленность (ср. Быт. 1:26). Это соответствует факту, что местоимение множественного числа («мы») иногда используется для описания Бога (Быт. 1:26; Ис. 6:8). Есть еще более конкретные тексты, где имя Бога применяется к более, чем одной личности в одном и том же тексте (Пс. 109:1; ср. Быт. 19:24). А также есть отрывки, где видна деятельность всех трех Лиц Божества (Ис. 48:16; 61:1).

Новый Завет многозначительно опирается на эти истины, открывая их более четко и ясно. Формула крещения в Матфея 28:19 указывает на все три Личности Троицы: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В своем апостольском благословении Павел подчеркивает ту же самую истину. Он пишет, «Благодать Господа нашего, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:14). Другие отрывки Нового Завета также расшифровывают славные истины о Триедином Боге (Рим. 15:16, 30; 2 Кор. 1:21-22; Еф. 2:18).

При описании Троицы в Новом Завете ясно различаются три Личности, которые действуют одновременно. Это не просто формы или проявления одной личности (как ошибочно утверждает богословие единственников), которая иногда действует как Отец, иногда как Сын, и иногда как Дух. При крещении Иисуса Христа вся Троица действует одновременно (Матф. 3:16–17), Сын принимает крещение, Святой Дух нисходит свыше и Отец говорит с неба. Сам Иисус молился Отцу (ср. Матф. 6:9), учил, что Его воля отличалась от воли Отца (Матф. 26:39), обещал умолить Отца и Он пошлет Духа (Иоан. 14:6), просил Отца прославить Его (Иоан. 17:5). Эти действия не имели бы смысла, если бы Отец и Сын не были двумя отдельными Личностями. В других местах в Новом Завете Святой Дух является Заступником перед Отцом от имени верующих (Рим. 8:26), как и Сын, который также является нашим Ходатаем (1 Иоан. 2:1). И снова налицо индивидуальность каждой Личности.

Библия ясно говорит: существует только один Бог, в то же время он существует и всегда существовал в трех Лицах – Отец, Сын и Дух Святой (ср. Иоан. 1:1-2). Отрицание или неправильное понимание Троицы означает отрицание или неправильное понимание природы Самого Бога.

Оригинал статьи на английском языке был опубликован 27 марта 2009 г. в разделе «Pulpit» на сайте служения «The Shepherds’ Fellowship» (www.shepherdsfellowship.org). Переведено на русский язык и опубликовано с разрешения.

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

От Иоанна, гл. 7, ст. 37-52; гл. 8, ст. 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
...
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Три тысячи лет тому назад среди красных скал и синего неба на богошественной горе Синай пророк Моисей получил от Бога Закон, по которому надлежало жить народу, Богом усыновлённому. Закон этот не был изречён человеческими устами, но начертан огненным перстом Божиим на каменных плитах – скрижалях. Он должен был стать руководством народа Божия, его путеводителем к Земле Обетованной, к тому месту, где народ-странник, народ-изгой должен был получить чаемое упокоение. Это произошло на пятидесятый день после драматического Исхода евреев из Египта, их чудесного избавления от рабства и погибели.

День дарования Закона, пятидесятый день после еврейской Пасхи, праздновался народом Божиим как праздник Кущей. Кущи – шатры, палатки, в которых странствующий народ расположился у горы Синай в то время, как их вождь и пророк Моисей на вершине Синая получил от Бога Скрижали Завета. И вот по установлению Божию в память о сорокалетнем странствии люди покидали свои дома и поселялись в шатрах, палатках – кущах. Кроме того, в знак благодарности за великие благодеяния Господа израильтяне украшали свои жилища и самый Иерусалимский Храм ветвями растений и букетами цветов.

Сегодня православные храмы в России, как и в других странах мира, украшаются, как некогда украшался Иерусалимский Храм, и причина этого украшения всё та же: мы благодарим Бога-Спасителя за то, что мы, Народ Божий, Новый Израиль, Православная Церковь, люди, соединившиеся с Богом в Таинствах, обрели, как некогда Израиль Ветхий, смысл нашего существования, получили возможность Вечной Жизни, возможность спасения. Сегодня день усыновления всех нас Богом, сегодня день рождения нового народа – Церкви Христовой.

Бог не отменил Закона после Воплощения Сына Божия. Господь Иисус Христос восполнил Закон. Он так и сказал Своим ученикам: “Не думайте, что я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить”(Мф.5.17.). Слово “исполнить” имеет ещё одно значение, которое мы, в нашей эстрадной культуре, как-то забыли: исполнить – значит сделать полным, совершенным, восполнить.

Закон Ветхий дан был евреям для того, чтобы руководить их в землю Обетованную, в землю, текущую молоком и мёдом. Закон Христов долженствует руководить Новый Израиль, Церковь Христову, на Небо, в Царство Небесное, ибо человеку, созданному по образу и по подобию Божию, – тесна земля. Ему, как сыну Божию, потребно Небо.

И вот по удивительному, непостижимому замыслу Спасителя нашего после Вознесения Господня, в день Пятидесятницы произошло это окончательное исполнение Закона: Дух Святой сошёл на апостолов и силою Своей Благодати превратил слабых, маловерных, трусливых и неискушённых в Божественной Премудрости людей в то, что позже апостол Павел назовёт “столпом и утверждением Истины”, – в Церковь Христову! Некогда дрожащие и косноязычные стали бесстрашными и пламенными проповедниками, некогда скрывавшиеся за стенами своих домов “страха ради иудейска” вышли на площади городов, предстали пред жестокими языческими правителями, ничего на боясь и ни в чём не сомневаясь, с проповедью радостной Вести о Вечной Жизни, ибо “евангелие” по-гречески – это и есть “радостная весть”. Весть о примирении человека с Богом, весть о спасении от вечной смерти. Так действовала и действует благодать Духа Святого, “Иже от Отца исходящего”, в Теле Христовом – Его Церкви.

Любовь, восполняющая Закон, не может совершаться человеческими усилиями. Ей мало формального запрета “не убий”. Она говорит: “Возлюби врага”. Любви мало юридической нормы “не укради”. Она требует: “Отдай последнее ближнему”. Любовь призывает нас совершить немыслимое: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.

Разве сам человек, своими силами способен совершить подобное? Но “Божественная Благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи”, неизменно действует в Церкви с того самого дня Пятидесятницы вплоть до сего времени. Дух Святой, а не мы сами, молится в нас. Дух Святой, а не священник совершает Таинства Церкви. Дух Святой, Саму Церковь Христову создавший, хранит Её доныне так, что не могут Её одолеть врата ада.

И если евреи так благодарили Бога за Его благодеяния, если они так украшали дома свои и Храм цветами за Землю, то что же мы, христиане, должны воздать Ему сегодня за Небо, отверстое нам? Какие букеты принесём мы нашему Богу?

…Но, смутясь, скажу: “Прости!

Прости нас, Боже! Мы пришли оттуда,

Откуда и пойти-то было чудо.

Наш дар, он весь – в горсти”.

Наш дар, он весь в горсти, как у той бедной вдовы, что положила две лепты в сокровищницу Храма. Поступим же и мы так, как она. Всё, что у нас есть, все наши слёзы и радости, всё наше ещё не реализованное покаяние, всю нашу надежду и веру – отдадим Ему, потому что это не наше – Его. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

Мои дорогие отцы, братья и сестры! Преосвященные владыки! Всех вас сердечно поздравляю с великим мироспасительным праздником Святой Троицы, Святой Пятидесятницы.

Мы празднуем особое событие в жизни мира. Через рождение Господа и Спасителя, через Его жизнь, через Его учение, через Его страдания, через Его смерть, через Его воскресение даровано было людям нечто совершенно особенное, что действительно изменило течение истории. Мы называем время после рождения Христа Спасителя новой эрой. И совсем не потому, что люди автоматически стали лучше после пришествия в мир Спасителя, не потому, что лучше стали общественные отношения, меньше стало зла в личной, семейной, общественной жизни. Совсем не потому! Мы знаем: как были разбойники до Спасителя, так они существуют и после, как были войны до, так они существуют и после, как были гражданские конфликты, столкновения, противоречия, коварство, обман, ложь, зависть, так все это существует и после Христа Спасителя.

Что же тогда появилось? Для чего же Господь пострадал, жизнь Свою отдал? Именно ради того, что мы сегодня так торжественно празднуем. Ему было угодно, чтобы Божественное присутствие постоянно пребывало в жизни рода человеческого. В 50-й день после воскресения Господь дарует Своего Духа апостолам. Он изливает этот Дух как Свою энергию, Свою благодать, Свою силу на святых апостолов. На простых рыбарей - тех самых, которые трусливо бежали в момент ареста Христа Спасителя, когда на Него обрушились страшные пытки, тех самых учеников, один из которых предал, а другой отказался, тех самых учеников, которых не было на Голгофе, тех самых учеников, которые несли на себе отпечаток всей ограниченности и греховности человеческой жизни, - на них Он изливает Свою благодать, и Божественной силой они перестают быть трусливыми и боязливыми. Они становятся мужественными и сильными, обретая тот Божественный дар, который сразу выделил их из среды всего человеческого рода. Их слово наполнилось мудростью, силой, и тысячи людей стали откликаться на их проповедь - не меньше, чем на проповедь Самого Христа Спасителя.

Более того, вдохновленные Божественной силой, излившейся на них в день Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они отправились в разные страны, проповедуя Христа распятого и воскресшего. Именно они создали общность людей, внутри которой и живет этот дар Святого Духа, - эту общность мы именуем Церковью Божией. Все мы с вами и есть Церковь, среди нас и в нас живет Святой Дух, силы Которого каждый получает в момент крещения и миропомазания, сила Которого обновляется в нас всякий раз, когда мы, принося покаяние, причащаемся Святых Христовых Таин. В море беззакония, ничем не отличающегося от того, что было до Христа Спасителя, живет Его Церковь как носительница благодати Святого Духа. Именно в Церкви и происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.

Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви - это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово. Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа - это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас. Кто-то может сказать: «Что же все это означает для мира? Что же - мир сам по себе, а Церковь сама по себе?» Совсем нет. Ведь каждый из нас, принадлежа Церкви, принадлежит и миру, через каждого из нас сила Божественной благодати должна изливаться на род человеческий, но особым образом она изливается через миссию Церкви в мире. Это и есть миссия спасения, это и есть миссия обращения людей к Богу, это и есть миссия преображения человеческой личности и всего рода человеческого.

Все это мы сегодня празднуем с вами в день Святой Троицы, потому что с того самого дня Пятидесятницы и началась эта спасительная миссия Церкви. Что же мы, христиане? А мы должны осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, величайшую ответственность пред Богом за благодать, которую получаем в таинстве святого причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами - обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, чтобы мы не превращались в пустые сосуды, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа - молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью, опять-таки, через добрые дела и через добрые слова со всем родом человеческим. Как говорит священнослужитель, совершая таинство Святой Евхаристии: «и о всех и за вся». О всех и за вся пострадал Господь, на всех и на всё через Церковь изливается благодать Святого Духа. И, сознавая важность служения христианина, мы должны постоянно возгревать в себе молитвой, доброделанием и участием в таинствах силу Святого Духа.

Сегодня мы празднуем престольный праздник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, потому что главный храм лавры освящен в честь Святой Троицы. И я поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим событием и радуюсь, что в таком множестве вы собрались сегодня для нашей общей молитвы. Пусть благодать Святого Духа пребывает со всеми вами, помогая вам на путях вашей жизни, помогая преодолевать неправду, зло, беззакония своей собственной личности и вокруг себя, помогая всем нам возрастать от силы к силе. Призываю благословение Божие на всю нашу историческую Русь, соединенную Киевской купелью крещения, на весь наш православный народ. Призываю благословение Божие и на державу Российскую, чтобы действительно благодать Божия укрепляла всех нас, а через нас содействовала преображению жизни рода человеческого. С праздником! Храни вас Господь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы собрались в украшенном зеленью храме, чтобы молитвенно вспомнить событие, происшедшее около 2000 лет назад - сошествие Святого Духа на Апостолов. Иисус Христос, как и обещал, послал Своим ученикам «Духа Утешителя от Отца». Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа" – "Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную".
В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.
Это событие можно противопоставить ветхозаветному «смешению языков», когда Господь за неверие людей лишил их возможности общаться между собой «разделив» языки, то есть установив языковой барьер, когда люди, восстав против своего Творца, решили построить Вавилонскую башню. А в день Пятидесятницы в Новом Завете апостолы получают возможность общаться на разных языках, а, значит, и могут проповедовать Евангелие всему миру. То есть милостивый Отец Небесный протягивает руку спасения каждому без исключения живущему на земле человеку. Но при этом Он не отнимает свободную волю, не засталяет почитать Себя, оставляя право выбора за самим человеком.
Мы должны благодарить Бога за то, что нам посчастливилось родиться в исконно-православной традиции. Но, увы не каждый житель нашей Родины считает себя верующим; а тот, кто все же считает себя православным - живет ли по канонам Святой Церкви, соблюдает ли заповеди Божии? Далеко не всегда, к сожалению! А происходит так потому, что нет веры: человек, верующий в вездеприсутствие Божие, не сможет совершить никаких дурных и противоправных поступков. Чтобы появилась вера, нужна личная встреча каждого конкретного человека с Богом.
Кто-то рождается в верующей семье, кто-то в неверующей - но ребенок, даже получивший с детства основы веры, должен сам прийти к Богу, лично осознать, что существует Всемогущий Бог, Который есть Любовь.
У каждого такая встреча происходит по-разному. Наши предки говорили: «кто по морю не плавал, тот Богу не маливался».К сожалению, чаще всего человек обретает истинную веру путем многих скорбей и болезней. Тогда, когда понимает, что уже никто и ничто на земле не может ему помочь. Именно в такие моменты мы начинаем искренне верить и обращаться к последей и единственно верной Надежде - к Богу, Который только и ждет просьбы, чтобы оказать помощь.
Сегодня - день рождения Церкви - «днесь благодать Святаго Духа нас собра» - поется в праздничных песнопениях. Сегодня мы вспоминаем Сошествие Духа Святаго на апостолов и называем этот день рождением Церкви. Потому, что именно так – в совокупности единомыслия и единодушия, в совокупности Церковной все мы обретаем, можем обрети богоданную полноту жизни. И всё, чем живёт Церковь в её неизменных основах – всё это и есть путь преображения, путь очищения и освящения нашей жизни. То, что святые отцы называют обожением.
Это не какой-то одномоментный акт, вроде буддийского «просветления» - это именно путь, в котором внимательная и чуткая человеческая совесть руководима благодатью Святаго Духа. И этот путь начинается в земной человеческой жизни. В этом пути, в этом преображении и восхождении к Богу и заключён наш главный смысл… и горе, если мы сами себя этого смысла лишаем. Потому что заменить его невозможно ничем!

Троица Святая явила Себя во всей доступной нашему восприятию полноте в день Пятидесятницы. И доселе и до скончания века эта полнота открыта для нас. Какой неизреченный и величайший дар! Так будем же помнить об этом даре, искать его обретения, жалея, плача и сетуя о своём окаянстве и прося снова и снова, чтобы Господь очистил нас, чтобы вразумил на путях, чтобы научил - что нам подобает «творити и глаголати», чтобы стать причастниками подлинной жизни, красоты, любви и совершенства. Будем всеми силами искать единства со Святой Троицей, помня какой неизмеримой ценой куплена для нас эта неизреченная и радостнейшая возможность – быть с Богом!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы