Про деток, от рождения до школы

Строительство Керченского моста идет с опережением графика. Начав в феврале прошлого года, рабочие сразу взяли хороший темп. К осени 2017-го перспективы досрочного окончания строительства стали не такими уж призрачными. Хотя сами участники проекта до сих не отвечают на прямой вопрос, возможно ли завершить стройку века раньше декабря 2018 года. Крыминформ сопоставил прогнозы с фактами. И появилась надежда.

Косвенные признаки

Основные работы по строительству Керченского моста начались с погружения свай для фундамента опор в начале марта 2016 года. Первая опора была готова в апреле. К концу года строители возвели уже более 200 опор, почти в два раза перевыполнив первоначальный годовой план. Весной 2017 года об опережении графика строительства моста через Керченский пролив сообщил министр транспорта Максим Соколов.

«В прошлом году (2016-м) проект уверенно миновал точку экватора, сейчас строительство идёт даже с некоторым опережением графика. Мы уверенно заявляем, что в следующем году рабочее движение по автомобильной части моста будет открыто», - сказал Соколов.

При этом и министр, и участники проекта не уточняют, будет ли запущено движение транспорта по автодорожной части моста раньше запланированного декабря 2018 года.

Косвенно о том, что движение транспорта по мосту могут открыть значительно раньше конца 2018 года, свидетельствует распоряжение Правительства РФ. Текст документа был опубликован 6 октября и несколько часов находился в открытом доступе на официальном интернет-портале правовой информации, после чего был удалён. Однако его копия осталась в редакции Крыминформа.

Распоряжение Правительства РФ касается сроков открытия рабочего движения и начала временной эксплуатации так называемых . Эта новая четырёхполосная автодорога протяжённостью 8,6 км должна связать Крымский мост и трассу «Таврида» не позднее 30 мая 2018 года.

В перспективе автоподходы планируют связать с дорожной сетью Керчи и новой железнодорожной станцией. Однако реализация этого проекта сейчас находится на стадии проектирования. Движение по развязке вряд ли запустят раньше 2019 года, когда будет построена и сама станция, и железнодорожный подход к Керченскому мосту.

Таким образом, к 30 мая 2018 года автоподходы останутся изолированными от действующей городской автодорожной сети Керчи. Это значит, что запуск сквозного движения по автодороге возможен исключительно при открытии трафика по мосту. О синхронности работ на автоподходах и самом Керченском мосту ранее неоднократно заявляли и в министерстве транспорта РФ.

Строительный календарь

О значительном опережении плана строительства свидетельствует и статистика. Календарный график производства работ по объекту «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив» опубликован на сайте госзакупок. Согласно документу, сооружение опор на ряде участков планировалось полностью завершить лишь в сентябре и даже октябре следующего года, а монтаж пролётов сразу на трёх участках из семи - только к ноябрю 2018 года. Между тем, по официальной информации, на середину октября для автодорожной части моста строителям осталось возвести всего 13 опор: от острова Тузла и керченского берега до фарватера.

На остальных участках этот вид работ полностью завершён. Пролётами накрыто около 15,5 км автодорожного моста из 16,8 км предусмотренных проектом. . Часть пролётов моста перед укладкой асфальта ещё предстоит забетонировать. Эти работы выполнены на 80%: из 66 тыс кубометров бетона строителям осталось залить лишь 13 тыс кубометров.

И Керченского моста на фарватерные опоры. Эта операция стала не только одной из самых масштабных, но и важнейшей для завершения работ в срок. Монтаж арочных пролётов откладывался из-за неблагоприятной погоды. Но в итоге строителям удалось водрузить их на фарватерные опоры до затяжных осенне-зимних штормов и тем самым минимизировать влияние погоды на темпы строительства моста.

Не испытывают строители проблем и с финансированием. Правительство РФ уже направило на строительство Крымского моста почти 167 млрд рублей (около 75% от суммы контракта). При этом заказчик строительства - ФКУ «Упрдор «Тамань» - принял выполненные работы на сумму более 102 млрд рублей, что составляет почти половину всех предусмотренных на проект средств.

Официальной датой открытия автомобильного движения по Крымскому мосту пока продолжает оставаться декабрь 2018 года. Однако за два года работ строители не раз удивляли темпами возведения моста. Возможно, что и следующий год принесёт от них ещё один сюрприз.

В Крыму продолжается «стройка века» – сооружение моста через Керченский пролив. Насколько реально построить его без риска для его последующей эксплуатации? Можно ли провести все работы без разворовывания выделенных средств и готова ли крымская инфраструктура принять поток машин и поездов, который пойдет по пока еще строящемуся мосту? Об этом говорим с инженером путей сообщения, членом Академии строительства Украины – Петром Ковалем, главой общественной организации «Чистый берег.Крым» – Владимиром Гарначуком и экс-заместителем министра инфраструктуры Украины – Александром Кавой.

Более 2 тысяч человек со всех регионов России работают на «стройке века» – строительстве моста через Керченский пролив. Для безостановочной работы создают временную инфраструктуру, говорит прораб Александр Ревинский . Есть рабочие мосты, предназначенные для перевозки людей и доставки материалов, работы тяжелых кранов. За сооружение молятся, о ходе работ снимают телесюжеты. Несмотря на все усилия, правительство России откладывает начало временной эксплуатации железнодорожной части моста на год, а затраты возрастают почти в 6 раз. Предварительная оценка затрат на мост составляла 40-45 миллиардов рублей, сейчас стоимость возросла до 245-250 миллиардов, и, видимо, цифра эта не окончательна. Впрочем, Керченский мост – прежде всего политический и имиджевый проект, и, скорее всего, объект будет построен. Это уже не первая попытка строительства моста через Керченскую переправу. В 1944 возведенный временный мост через 3 месяца разрушил лед. Угроза для строителей кроется как в морском илистом дне, так и на суше, считает замдиректора Института физики земли Евгений Рогожин: склоны на берегу пролива оползнеактивны. О необходимости возведения моста российский президент Владимир Путин заговорил сразу же после аннексии Крыма. В 2014 украинская сторона вышла из договора с Россией о строительстве. Контракт на строительство был заключен в 2015 – на сумму 223, 1 миллиарда рублей. Сейчас приступили к строительству судоходной части моста. Высота фарватерной части составит 80 метров. При этом на работах активно задействованы священники – молятся за «укрепление духа строителей, чтобы было меньше искушений, а процесс завершился в нужные сроки и с подобающим качеством», о чем заявил Михаил Викторов, настоятель Свято-Александро-Невского храма в Севастополе.

Недавно в российском Forbes было опубликовано письмо генерального подрядчика генеральному заказчику с просьбами выделить денег на строительство. Судя по тому, что изложено на сайте госзакупок, из заказа в 223 миллиарда оплачено 57 миллиардов рублей. В этом году из 57 миллиардов строители получили меньше 10.

No media source currently available

0:00 0:21:47 0:00

Pop-out player

– С нами на связи кандидат технических наук, член Академии строительства Украины Петр Коваль. Петр, чем может грозить строительству Керченского моста задержка финансирования?

Коваль: На каждый проект разрабатывается проект организации строительства, где все четко расписано с точки зрения требований технологии. Например, бетон должен 28 дней набирать полную прочность. Нет финансирования – цепочка прерывается, технология нарушается, страдает качество работ. Учитывая сложную логистику работ, это очень влияет. Конечно, в России есть опыт, когда авральным методом к концу строительства резко бросаются большие деньги, и работа выполняется к нужному сроку. Но это очень ухудшает качество, а тут и так есть сомнения в надежности сооружения. Технически мост возможно построить. В 1944 тоже строили. Вопрос в том, сколько это сооружение простоит. Такие сооружения должны стоять не менее 100 лет. Но при таком качестве работ – это вопрос. Конечно, тут уж нужны молитвы, вдруг поможет.

– Что может повредить конструкции моста, которые сейчас находятся в Керченском проливе?

Коваль: Были искусственно снижены требования к сейсмоустойчивости сооружения. А мы знаем, какие землетрясения были в Крыму. Кроме того, там конфликтное дно, толстые слои ила, трудно опереться на надежные грунты. Есть тектонические разрывы между плитами. Зимой – сильные ветры, обледенение. В основном серьезные аварии случаются из-за совпадения негативных факторов. А тут их более чем достаточно. И надежность сооружения надо бы обеспечивать более серьезно, чем это делается.

– Кроме природных условий, на качество работ сильно влияет коррупционная составляющая. Некоторым рабочим с керченской стороны не выплачивают зарплаты уже почти 2 месяца. По словам одного из рабочих, фирма называется ООО «Бизнес ресурс», в договоре указана одна сумма, на самом деле выплачивается другая, но и с ее выплатой есть проблемы. Зарплата должна выплачиваться раз в 2 месяца, однако дни выплаты в договоре не указаны.

С нами на связи глава общественной организации «Чистый берег.Крым» Владимир Гарначук. Владимир, могут ли жалобы рабочих указывать на сильную коррупционную составляющую работ? И будет ли и с каким качеством достроен мост?

В том, что мост будет достроен, нет сомнений, потому что это знаковое для России и Крыма сооружение, которое свяжет материк и полуостров

Владимир Гарначук

Гарначук: Это типичная история для строительства грандиозных объектов. Напомню, что строительством занимается компания «Стройгазмонтаж», принадлежащая очень близкому знакомому Путина Аркадию Ротенбергу . Цена уже выросла в несколько раз. Но в том, что он будет достроен, нет сомнений, потому что это знаковое для России и Крыма сооружение, которое свяжет материк и полуостров. Тут реализуется принцип «мы за ценой не постоим». Есть много проблем, в том числе инженерных. Но, опять же, мост будет введен в эксплуатацию – возможно, с задержкой до года, то есть в 2020.

– Часть крымчан надеется, что Керченский мост решит многие проблемы полуострова. Произойдет ли это?

Гарначук: Всех проблем это не решит. Потому что проблемы Крыма лежат в неэффективности управления и коррупции, которые увеличивают стоимость товаров.

– Вопрос не только в мосте, а и в том, выдержат ли крымские дороги увеличение нагрузки – об этом, к слову, говорил и Владимир Путин, требующий найти ответственных за строительство магистрали от Керчи до полуострова.

С нами на связи бывший замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава. Александр, готовы ли крымские дороги к приему транспортного потока, который может пойти через Керченский мост? Что нужно делать, чтобы крымская инфраструктура справилась с ним?

Украинская сторона не была готова финансировать подобный проект, у нас и так хватает проблем, и строительство Керченского моста не было приоритетным

Александр Кава

Кава: В первую очередь построить автостраду «Таврида», о которой уже неоднократно заявляли. Эта осевая дорога должна связать Керченский мост с Симферополем и Севастополем, а уже существующая сеть будет играть вспомогательную роль и обеспечивать подъезд жителей Крыма к автостраде.

– Крым – непризнанная республика. Если мост будет достроен, нужен ли он будет украинскому Крыму?

Кава: Украинскому – не очень. Потому и решение о его строительстве до 2014 не принималось. Украинская сторона не была готова финансировать подобный проект, у нас и так хватает проблем, и строительство Керченского моста не было приоритетным.

17.05.2018 17.05.2018 by Papar@zzi

15 мая 2018 года произошло событие, которого мы все ждали — официальное открытие, наверное, самого масштабного проекта, реализованного на территории современной России – Керченского моста. А 16 мая открылось рабочее движение транспорта по автодорожной части Крымского моста. Российский лидер Владимир Путин принял участие в церемонии открытия 15 мая и проехал по мосту за рулём КамАЗа.

История моста уходит вглубь веков. С давних времен люди были озадачены соединением берегов Керченского пролива. Несмотря на то, что значение восточно-западного направления для Крыма с годами менялось под влиянием геополитических процессов, потребность в мосте между Керченским и Таманским полуостровами сохранялась всегда.

История Керченского моста от Тмутаракани до Второй мировой

Считается, что первым расстояние от Тамани до Керчи измерил князь Глеб Святославич зимой 1068 года. Перейдя по льду с одного берега на другой, он насчитал 14 тыс маховых саженей (около 30 километров). Что, несомненно, является самым известным примером проведения топографических и гидрографичесих работ древнейших времен.

Зачем ему это понадобилось? Историки сходятся во мнении, что таким образом князь хотел продемонстрировать свою власть, которая распространялась на оба берега - Тмутаракань и Корчев. Едва ли он всерьез задумывался о постройке моста - для реализации столь масштабного проекта у него просто не было технических возможностей.

В знак об этом событии князь распорядился установить мраморный камень с надписью: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Исторический камень хранится в Государственном Эрмитаже. Устойчивый лед образовывался в проливе не каждую зиму. Течения и шторма Боспора Киммерийского, как называли пролив в те времена, становились непреодолимой преградой.

В 1870 году Керчь и полуостров Тамань связал по дну Керченского пролива телеграфный кабель. Англичане проложили линию Лондон-Калькутта для связи с Индией. В 1901 году английское правительство рассматривало проект строительства железнодорожной магистрали от Лондона до Дели, в рамках которого предусматривалось возвести гигантский мост через Ла-Манш и немногим меньший - через Керченский пролив.

Маршрут движения планировался по железной дороге «45-й параллели»: Лондон – Париж – Лион – Турин – Ломбардия – Венецианская область – Триест – Югославия – Румыния – Одесса – Николаев – Перекоп – Джанкой – Владиславовка – Керчь – мост через пролив – Таманский полуостров – Кавказ с выходом через Турцию или Иран на Индию. Однако на реализацию столь масштабного замысла у Британской империи не нашлось средств.

Проект плотины Менделеева

В 1903 году строительством моста через Керченский пролив заинтересовался российский император Николай II. Лучшие российские инженеры взялись за работу для реализации поставленной задачи. Как известно, проект разрабатывал российский инженер и изобретатель Василий Дмитриевич Менделеев. По его задумке должен был быть построен не мост, а «запруд» (плотина – от ред.) от мыса Павловского к косе Тузла, а оттуда уже на Тамань. Но Первая мировая война помешала осуществлению этих планов и не позволила приступить к строительству.


Тем не менее на трассе будущего моста в течение войны велись необходимые изыскания. Окончательно планы по строительству перехода сорвали Октябрьский переворот 1917 года и последовавшая за ним Гражданская война.

Вновь к вопросу строительства моста вернулся «великий вождь» коммунизма, бессменный правитель Советского союза Иосиф Сталин в 30-х годах прошлого века. Одновременно с мостом планировалась реконструкция железной дороги, примыкающей к будущему мосту. Магистраль должна была быть проложена с юга Украины от Херсона через Крым, затем по мосту через Керченский пролив, далее по Таманскому полуострову, выйти в Новороссийск и пролегать вдоль Черноморского побережья Кавказа до города Поти.

Но отечественные заводы на тот момент не могли справиться с выпуском всех необходимых металлических деталей для строительства Керченского моста, поэтому их заказывали в Германии, с которой незадолго до Второй мировой войны успешно развивались экономические отношения. Но и в этот раз планы по строительству моста не удалось реализовать. Началась Вторая мировая война, и советской власти пришлось отложить долгожданное строительство.


Немецкий мост

Гитлер, напротив, не стал отказываться от проекта и весной 1943-го начал активную подготовку к постройке. По плану немецких инженеров мост планировалось возвести к августу 1944-го. В июне 1943 года оккупанты соединили берега канатной дорогой. Германия начала завозить в Керчь шпалы, рельсы, цемент и прочие необходимые строительные материалы. Несколько месяцев она почти бесперебойно каждые сутки перебрасывала по 500-800 тонн грузов. Гитлер приказал построить железнодорожный мост. И эта активность не осталась не замеченной советской разведкой, однако бомбежку складов со стройматериалами запретил Иосиф Виссарионович, рассчитывая после освобождения Крыма воспользоваться построенным немцами мостом.

Уже начатые строительные работы фашистам пришлось спешно прекратить из-за меняющейся обстановки на фронте. В результате усиленного наступления советских войск, Германии не удалось закончить строительство моста. Построенную ими канатную переправу они частично разрушили при отступлении, взорвав часть опор канатной дороги перед тем, как советские войска освободили Тамань и Керчь.

После отступления немцев теперь уже советские инженеры приступили к соединению двух берегов Керченского пролива. Для восстановления канатной дороги использовалось оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог Грузии. И в феврале 1944 года над Керченским проливом вновь начала действовать канатная переправа протяжённостью около 5 километров. После окончательного освобождения Крыма советское правительство приняло решение о возобновлении строительства моста через Керченский пролив.

Предусматривалось использование немецкой техники, завезенных во время войны металлических деталей, а также широких промышленных возможностей нашей страны, которые были ориентированы в то время на оборону СССР. Согласно проекту мост должен был состоять из 115 пролётов длиной 27 метров каждый. Над судоходным фарватером было предусмотрено двухпролётное поворотное устройство, способное разворачиваться по центральной оси на 90 градусов и пропускать с двух сторон идущие по проливу суда любой грузоподъёмности.


Строительство Керченского моста

Новый мост был крайне необходим наступающей армии, поэтому правительству Советского союза пришлось принять решение, которое впоследствии им очень дорого обошлось – строить мост по «облегчённому» варианту, надеясь в дальнейшем часть конструкций заменить на более прочные и надёжные.

Начало строительства не заставило себя долго ждать: 24 апреля 1944 г. была забита первая свая, а 3 ноября 1944-го по мосту прошел первый поезд от станции «Крым» до станции «Кавказ». По нему же с Ялтинской конференции в феврале 1945 года возвращалась в Москву советская делегация. Советскими строителями во главе с генералом Павлом Зерновым за 7 месяцев удалось осуществить столь масштабное предприятие. В составе группы Народного комиссариата путей сообщения в разработке проекта моста участвовал архитектор, мостостроитель Борис Надежин. Он проектировал все части конструкции: от общей композиции до деталей опор, ограждений и въездов, одновременно по поручению командования выполнял натурные рисунки строительства. Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение 116 ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 года.

Однако уложиться в эти сроки не удалось. Сама же работа по строительству моста велась в обстановке повышенной секретности. В результате помимо моста было построено 18 километров железнодорожного полотна по Крыму и 46 километров по Кубани.

Катастрофа произошла 18 февраля 1945 года. Та зима отличалась сильнейшими морозами, и в Азовском море образовался толстый слой льда, а в феврале, из-за резкого потепления и шторма, лед тронулся на построенный наспех мост, опоры которого все еще не имели ледоколов, а некоторые и вовсе были деревянными. Советским правительством предпринимались попытки подрыва и ломки льда.

Льдины обстреливали из орудий с берега, бомбили с самолетов, забрасывали с опор моста толовыми пакетами, но ничего не помогало остановить движение огромных льдин. В результате около 50 опор из 115 рухнули. Во время этой катастрофы море унесло тысячи жизней, а остатки опор мешали еще долгие годы прохождению судов через пролив.

Мост собирались восстановить, но проект оказался слишком дорогим. Точку в этом вопросе поставил Сталин, который на слова заместителя министра транспортного строительства СССР Иллариона Гоциридзе о том, что это будет «царь-мост», ответил: «Царя мы свергли в 1917 году».

Проект Керченского гидроузла

После окончания войны было запланировано строительство нового моста через Керченский пролив. Под руководством советского инженера-мостостроителя Бориса Константинова в начале 1950-х годов проводилось проектирование моста. Строителям даже удалось возвести первый «бык» - одну из десятков промежуточных опор, способных противостоять ледоходу и высокому паводку, ударам сплавляемых плотов и плывущих предметов. Однако конечная стоимость моста была слишком высока, в связи с чем было принято решение построить паромную переправу, стоимость которой была существенно ниже.

В сентябре 1954 года между Крымом и Кубанью запустили паромную переправу. В апреле 1955 года из порта «Кавказ» в порт «Крым» начали курсировать железнодорожные паромы. В 1975 году был построен первый автомобильный паром «Керченский-1». Позже к нему добавились «Керченский-2» и «Ейск». В летнее время между портами курсировали пассажирские катера.

Но этого было явно недостаточно. Еще дну попытку строительства моста в СССР предпринимали в середине 1970-х. Проект Керченского гидроузла был связан с улучшением экологии Азовского моря. Из-за работы Волго-Донского канала и Кубанского водохранилища поступление в Азов пресных вод сократилось почти на 40%. В результате вода в море стала слишком соленая, азовская рыба погибала. Проектный институт «Гидропроект» им. С.Я. Жука выполнил первую стадию проектных работ, которые согласовал с облисполкомом Крыма и правительством ССР Украины. Но из-за еще одного проекта защитной дамбы Ленинграда, который в это же время поступил в Государственный плановый комитет СССР, Керченский гидроузел «временно» отложили. Страна не могла себе позволить одновременное строительство двух таких масштабных объектов, и преимущество было отдано Ленинградской дамбе.

В 1991 году народный депутат СССР от Керчи Юрий Кольцов внес в Госплан проектирование и строительство моста. После распада Советского Союза было еще несколько проектов, одни - слишком фантастические, другие - слишком дорогие. В 2000-х украинские и российские специалисты начали предпроектные проработки строительства транспортного перехода. В апреле 2008 года Россия и Украина договорились начать совместное строительство моста через Керченский пролив, который планировалось возвести к 2014 году. Однако к реализации достигнутых договоренностей стороны так и не приступили. Воплощение в жизнь долгожданного проекта началось после воссоединения Крыма с Россией.

Крымский мост сегодня

19 марта президент РФ Владимир Путин поставил задачу министерству транспорта страны связать Крым с остальной частью России двумя мостами: автомобильным и железнодорожным. Экспертный совет рассмотрел 74 варианта строительства транспортного перехода. В итоге был выбран самый оптимальный: два параллельных моста – автомобильный и железнодорожный, которые проходят по косе и острову Тузла.

В августе 2014 года правительство РФ определило заказчиком возведения объекта Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). В январе 2015 года в результате конкурентных переговоров генеральным подрядчиком строительства было выбрано ООО «Стройгазмонтаж».

К концу 2017 года строители завершили сборку пролетных строений автодорожной части моста, полностью сформировав полотно от таманского берега до керченского. В январе 2018 года на базе эксплуатации Крымского моста начались пуско-наладочные работы, а на готовых участках моста строители завершили укладку асфальтобетонного покрытия, установили барьерное ограждение и опоры освещения. Одновременно строители продолжают работу над железнодорожной частью транспортного перехода.

В апреле 2018 года заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин сообщил, что движение транспорта по автодорожной части Крымского моста планируется открыть во второй половине мая этого года. Первыми по мосту смогут проехать легковые автомобили и пассажирские автобусы. Движение для большегрузов будет запущено осенью. Мостовой переход через Керченский пролив считается самым протяженным в России - 19 км. Стоимость строительства составила 227,92 млрд рублей.


Получил первого подрядчика, прошло почти 3 года, для подобной деятельности почти рекордные сроки. В марте 2018 года президент России заявил, что открытие моста может произойти раньше назначенного срока, в связи с чем возникло много вопросов - так ли это и на что повлияет досрочная сдача объекта?

На самом деле…

Нужно учесть, что разговоры о возведении моста между Крымом и Таманским полуостровом шли еще во времена мирных отношений России и Украины, а первые мысли об этом возникли еще в 2008 году. Тогда уже жители обеих стран ждали, когда откроют мост в Крым. После Россия включила данный проект в список транспортных стратегий на период до 2030 года. Изначально переговоры велись на уровне премьер-министров, потом к обсуждению вернулись уже президенты стран, и в 2013 году были подписаны документы о начале совместных действий по организации данного проекта.

Несмотря на то, что политика и военные действия на территории Украины помешали совместному сотрудничеству стран, Россия после объединения с Крымом приняла решение не откладывать строительство моста в долгий ящик, поэтому уже в 2014 году президент Владимир Путин дал соответствующие распоряжения. Таким образом, когда построят мост в Крым, решится сразу несколько остро стоящих вопросов, например, безопасности крымчан, простоты миграции граждан без трудностей пересечения украинской границы и пр.

Особенность моста

Не стоит забывать, что у проекта не просто сжатые сроки, но и весьма сложная система создания. Были учтены особенности развития флоры и фауны той местности, использованы передовые технологии, проведены консультации с сотней специалистов и наняты около 13 тысяч работников. Такая колоссальная по масштабам стройка моста была реализована в нашей стране впервые, поэтому вся Россия с нетерпением ждет, когда построят мост в Крым.

Разумеется, приоритетной задачей вместе со скоростью стало и качество. Поскольку на конструкцию сразу ляжет транспортная нагрузка не только в виде автомагистрали, но и железнодорожных путей. Длина моста в Крым составляет 18,1 километров для железнодорожного полотна с двумя полосами и 16,9 километров для автомобильного с четырьмя полосами движения.

Конструкция создавалась с учетом всех негативных ситуаций природного и техногенного характера, поэтому имеет повышенную степень устойчивости, защиты от шторма, сильного ледохода, а также может выдержать сейсмические колебания до девяти баллов. Была создана крупнейшая в стране система ливневой очистки воды. То есть, когда построят мост в Крым, никаких отходов от него в воду не выделялось и выделяться не будет. Сама конструкция была подвержена современной обработке от коррозии.

Хорошо забытое старое

Сложно представить, что Керченский мост планировали построить еще 10 лет назад, объединив усилия дружеских стран Украины и России. Однако план по соединению транспортным сообщением полуострова Крым с южной частью России был предложен еще британцами. Предприимчивому правительству Англии показался удачным вариант строительства железной дороги до Индии как раз через Керченский пролив. Затем этим проектом заинтересовался Николай Второй, и даже всерьез рассматривал его, но война помешала дальнейшим планам.

Собственно, все это говорит о том, что Крымский мост - это великолепная идея. Интересно, что длина моста в Крым больше, чем сам пролив. Благодаря этому будут соединены сразу несколько торговых портов. Пожалуй, здесь применимо понятие «нет худа без добра», поскольку неизвестно, как сложилась бы судьба проекта, если бы президент не решил сделать возведение моста главным направлением транспортного развития на ближайшие несколько лет.

Когда построят мост через пролив?

На начало 2018 года можно уверенно заявить, что мост готов. Остались завершающие этапы по оформлению трассы и железной дороги. Правильная расстановка сил, функционала и задач позволила подрядчикам не просто укладываться в заявленные сроки, но и опережать графики. Об этом впервые сообщили еще в конце 2017 года. Одним словом, сам мост уже готов к грядущим нагрузкам и ожидает последних приготовлений перед проверкой и эксплуатацией. Большинство систем было проверено посредством природных воздействий и тестирований. Ход строительства моста в Крым начал ускоряться перед финишной прямой.

Новости о досрочной сдаче

В начале марта 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что уже через несколько месяцев будет открыта часть автомобильного моста в Крым. О каких конкретно сроках говорил глава государства, не уточняется. Дело в том, что открытие дороги для автотранспорта и так планируется в декабре 2018 года, но есть вероятность, что это произойдет даже летом. Однако, как сообщил СМИ глава Минтранса Максим Соколов, еще рано делать прогнозы в пользу фиксированных дат. Должны пройти неблагоприятные периоды, связанные с капризами природы. Как правило, длятся они до конца марта, после чего и будет сделан анализ того, когда точно откроют мост в Крым.

Мнение россиян

Все в тех же СМИ и социальных сетях к таким новостям жители страны относятся неоднозначно. Действительно, россияне испытывают радость и гордость, поскольку наблюдают стройку исторического масштаба. Для многих Керченский мост станет долгожданным событием в развитии страны за многие годы. Однако жители России испытывают волнение по поводу качества строительства и не думают, что стоит торопиться и досрочно сдавать объект в эксплуатацию. Мы подождем, не спешите - таково общее настроение граждан нашей страны. Действительно, все оценили невероятную работу, которую провел как сам глава государства, так и бригады строителей, и когда откроют мост в Крым - зимой или летом, не так существенно для большинства.

Важнейшее событие

Тем не менее, существуют на данный момент фактические и конкретные даты, на которые вся страна ориентируется. Заявлены они были с самого начала и практически не менялись, что, конечно, говорит о хорошем расчете. Таким образом, Крымский мост через Керченский пролив будет сдан к концу 2019 года. Официальная дата открытия автомобильного сообщения — это декабрь 2018-го (по некоторым данным ее передвинули на май), а железнодорожные пути откроются спустя год - в декабре 2019 года.

Ожидается, что местные жители устроят праздник во всю длину моста в Крым (насколько будет возможно), а также в открытии примет участие президент Российской Федерации. Действительно, это будет одно из самых важных событий в новейшей истории России, приятно, что у нас есть возможность наблюдать такое развитие государства. Нет смысла считать, сколько было потрачено средств, но представьте, сколько было потрачено ночей, сил, человеческого труда. Сознание, что этот мост ждет вся страна, побуждает 13 тысяч рабочих продолжать упорно трудиться и дальше. Возможно, когда мост в Крым построят окончательно, политическая ситуация изменится.

Мост через Керченский пролив призван решить для России проблему транспортного сообщения с Крымом. Компания Аркадия Ротенберга, приближенного к президенту России бизнесмена, собирается закончить строительство моста в 2018 году. попробовал разобраться, почему сроки завершения проекта можно считать амбициозными, а ученые и эксперты считают строительство моста небезопасным.

Николай ГОРОХОВ

Планы по строительству моста через Керченский пролив существовали в СССР еще в середине 30-х годов, их осуществлению помешала война. Мост также собирались строить нацисты после оккупации Крыма в 1941 году. Гитлер хотел упростить переброску войск на Кавказ, но ресурсов воюющей Германии хватило только на канатную дорогу. Первый настоящий мост из Краснодарского края в Крым был построен советской армией после освобождения полуострова в 1944 году. Для этого использовали материал, оставленный немцами. Между двумя берегами установили металлические опоры, по которым пустили железнодорожное полотно. Строительство началось весной 1944 года, а первые поезда стали курсировать через пролив в ноябре. Однако уже в феврале следующего года опоры моста были разрушены льдинами.

В 1949 году был разработан новый проект моста - монументальный и амбициозный. Предполагалось, что он будет двухуровневым, а в начале будет установлена гигантская статуя Сталина. Проект не был реализован из-за дороговизны. Вместо него в 1953 году начала работать паромная переправа.


Проект двухъярусного моста, выполненный в 1949 году. Фото: kerch-most.ru


В середине 90-х, в уже независимой Украине, было разработано несколько проектов моста, который мог бы соединить два отдельных государства. В 1993 году проект моста разрабатывал киевский институт "Союзтранспроект". В 1995 году компания “Крымэнергоресурсы” предложила вариант двухъярусного моста - с автомобильным и железнодорожным полотном. Полная стоимость строительства с учетом подъездных путей составляла $1,5-2 млрд. Авторы проекта предполагали, что за пять-шесть лет его можно будет окупить за счет платного проезда.

Тему моста через Керченский пролив любили использовать в своих заявлениях политики. В частности, экс-мэр Москвы Юрий Лужков. В 2001 году при участии Лужкова, спикера ВР Крыма Леонида Грача, главы Кабмина Крыма Сергея Куницына, а также руководства Краснодарского края России и керченского городского головы в Керчи был открыт памятный знак о “принципиальной договоренности разработать и реализовать проект многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив”. Однако инвестор под этот проект так и не был найден.


Проект моста компании "Крымэнергоресурсы". Фото: ru.krymr.com


В 2005 году было предложено заменить мост тоннелем. Тогдашнее правительство Крыма во главе с Анатолием Бурдюговым представило проект, разработанный научно-производственной фирмой “Экспо”. Основные преимущества тоннеля перед мостом - устойчивость к влиянию атмосферных явлений и минимизация вреда для экологии Азовского моря. Противники тоннеля утверждали, что проект обойдется значительно дороже и будет сложнее в строительстве и эксплуатации.

В апреле 2008 года договоренность о строительстве моста была достигнута на уровне двух правительств. О намерениях высказались тогдашние премьер-министры России и Украины Виктор Зубков и Юлия Тимошенко.

С приходом к власти Виктора Януковича о проекте строительства моста заговорили больше и активнее. В октябре 2010 года на встрече главы Украины с президентом России Дмитрием Медведевым был рассмотрен и одобрен проект строительства моста. Предполагалось, что он должен быть построен к началу Евро-2012. В декабре 2013 года, когда Янукович после отказа от ассоциации с ЕС приехал в Москву за кредитом от Путина, два президента в очередной раз обсуждали вопрос строительства моста и, как сообщалось, договорились о “конкретных шагах”.

Строительство моста в Крым началось в 2014 году после аннексии полуострова. В июне в РФ утвердили проект моста, проходящего через косу Тузла. Несмотря на то, что этот вариант длиннее, в России обосновали его сразу несколькими преимуществами. Во-первых, в этом случае можно соорудить более удобные транспортные развязки, во-вторых - больше места для установки сложной техники. Немалую роль сыграло и то, что при таком варианте не будет помех для работы паромной переправы, которая сейчас соединияет Крым с Россией.


Инфографика о выборе участка для строительства моста, выполненная подрядчиком. Фото: most.life


Стоимость проекта петербургского института “Гипростроймост” составила 280 млрд рублей или почти $3,5 млрд. Общая длина моста планируется 19 км, высота над уровнем моря - 35 м.

Подряд на строительство получила компания “СГМ-Мост”, дочернее предприятие ООО “Стройгазмонтаж”, председателем совета директоров которой является Аркадий Ротенберг, один из группы приближенных к Владимиру Путину бизнесменов.

Строительство моста из России на территорию аннексированного полуострова не осталось без внимания США. В сентябре 2016 года американское министерство финансов очередной список компаний, против которых вводятся санкции. В список попали проектировщики моста, подрядчик и субподрядчик, а также государственный заказчик - Управление федеральных автомобильных дорог “Тамань”.

Азовское море имеет статус внутреннего водоема для двух стран, что зафиксировано в украино-российском договоре 2003 года. Для строительства сооружения в его акватории требуется формальное разрешение Украины. "Получается забавно: Крым, исходя из нынешнего законодательства РФ, "вошел" в состав России - но не Керченский пролив! Он - по-прежнему общее для использования водное пространство, где односторонние действия невозможны, а все вопросы использования акватории пролива должны осуществляться по соглашению между сторонами", - пишет журналистка Валентина Самар в статье "Невидимый коридор" для "Зеркала недели" .

Юрист, эксперт по морскому праву и экс-правительственный уполномоченный Украины по делам ЕСПЧ Борис Бабин считает, что правительство могло бы предпринимать больше усилий для дипломатического давления на Россию за незаконное строительство. “Имитация действий есть. В реальности их нет”, - заявил Бабин в комментарии “Крым.Реалии” .



В 2016 году, согласно официальным отчетам, на строительство моста было выделено 69 млрд рублей, о чем 28 декабря отчиталось Упдор “Тамань”. Ранее, летом этого же года, из Керчи поступала информация, что рабочим, занятым на строительстве моста, задерживают заработную плату и не в полном объеме выплачивают обещанное. О том, что финансирование строительства Керченского моста проходит с проблемами, в июне 2016 года .

Проект сопровождается мощной PR-поддержкой. Кампания по информационному сопровождению моста даже получила в Росссии специализированную премию за лучшую PR-активность, пишет издание "В Крыму" . Тем не менее, строящийся мост не раз подвергался критике со стороны ученых и экспертов. Автор двух проектов моста, сделанных в 90-е годы, главный инженер компании “Союзтранспроект” Георгий Росановский удивляется выбору участка для строительства через Тузлу.

“Здесь очень плохая геология. Дно илистое, коренные грунты на глубине 80-90 метров. Все, что выше, — прослойки илистых грунтов или грунтов немного покрепче, но на них нельзя "сажать" фундаменты опор”, - рассказал Росановский в интервью “Фокусу” .

Также Росановский опасается, что строительство моста создаст опасность для проходящих через пролив судов. “Здесь канал имеет повороты, у судов просто будет мало места для маневра. При подходе к мостовым переходам суда должны иметь установившееся прямолинейное движение. Выруливать в условиях шторма или темноты не годится”, - заявил он.

Первая авария на пока еще недостроенном мосту произошла в марте этого года. Турецкий сухогруз “Лира” .

С мнением Росановского согласен старший научный сотрудник Института водных проблем РАН Юрий Медовар. “Там грязевой вулканизм, там шесть водоносных горизонтов, и плюс ко всему, там карст. Куда, как сейчас все объясняют, мы будем бить сваи? Ребята, там ничего бить нельзя”, - заявил он.

Член Академии строительства Украины Петр Коваль отмечает, что мост является сейсмически опасной конструкцией, так как расположен в месте тектонического разлома. “Были искусственно снижены требования к сейсмоустойчивости сооружения. А мы знаем, какие землетрясения были в Крыму”, - сказал он изданию “Крым.Реалии” .

Российский эксперт, бывший директор Ленинградской гидроэлектростанции Юрий Севенард считает, что будущий мост может представлять опасность для автомобилей ввиду сильных ураганных ветров и высокого риска обледенения дороги.

“В этом регионе бывают очень сильные ураганные ветры, которые могут привести к аварийным ситуациям с машинами на мосту протяженностью, напомним, аж 19 км. Плюс гололедные явления - частый фактор в условиях перемены температур. Ветры, высокая влажность, ледяные дожди (но обледенение может быть и без них) - все это опасно с точки зрения скольжения транспорта”, - заявил он в интервью “Московскому комсомольцу” .


Одна из свай будущего моста погнулась в процессе установки. Фото: ankerch-crimea.ru


Немецкий мостростроитель, профессор Дрезденского технического университета Хольгер Свенссон считает, что сроки сдачи моста в 2018 году чрезмерно оптимистичны. “Я не утверждаю, что это невозможно, особенно если российское государство этого захочет и за ценой не постоит… Но сроки очень амбициозные”, - отметил он в интервью Deutsche Welle .

На данный момент строители моста заканчивают возведение автомобильных подъездов к мосту с западной и восточной сторон пролива и сухопутную часть переезда на острове Тузла. Для забивки свай на морском участке пути рабочие построили временный мост. На данный момент идет процесс установки опор. Проблема возникла с выбором подрядчика для строительства железнодорожных подъездов к мосту, сообщает " Коммерсант" . Две попытки организовать конкурс на проведение этих работ провалились - нет желающих.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы