Про деток, от рождения до школы

В статье Геннадия Рогова, российского журналиста, поднято множество проблем современного общества. Среди них, на мой взгляд, наиболее актуальной является духовное оскудение нации.

Автор пишет, что сегодня все чаще можно услышать разговоры о спасительной национальной идее, которая смогла бы сплотить россиян. Для привлечения нашего внимания автор припоминает, что попытки воплотить эту идею были: например, введение в школах светской этики и преподавание основ религиозной культуры. Так же он сравнивает прошлое нашей страны и нынешнее положение России. Раньше существовали салоны - кладези для ищущих " национальные идеи " . В наше же время на смену салонам пришли телепередачи, некоторые из которых не несут в себе ничего интеллектуального и познавательного.

Геннадий Рогов плохо относится к этой проблеме. Ведь людей, которые не желают просветления меньше не становится. По его мнению именно эти люди и создают различные интернет - проекты и телепередачи на подобие " Дом - 2 " . " Духоподъемная идея " необходима нашему обществу, и примеры содержательной жизни не трудно отыскать в славном прошлом нашей страны.

Я поддерживаю позицию автора. Отсутствие общенациональной идеи не приведет ни к чему хорошему. Люди будут зациклены на удовлетворении личных потребностей и получении личной выгоды, что приведет к равнодушию и жестокости в обществе.

Над этой проблемой размышлял и Лев Николаевич Толстой в своем романе - эпопее " Война и мир " .

Даже во время войны, когда весь народ объединяется, находятся люди, которые прикрываются мнимым патриотизмом и продолжают жить своей повседневной жизнью. В своем произведении Толстой подчеркивает, что Россия выстояла не только благодаря Кутузову, Багратиону, но и благодаря простому народу, который объединяла любовь к своей Родине и желание освободить ее от захватчиков. Воодушевившись народным настроением главные герои: Андрей Болконский и Пьер Безухов нашли смысл своей жизни.

Хочется отметить, что люди, которых правда волнует будущее страны, не сидят сложа руки. Они создают статьи, сайты, а также телеканалы и музеи, например, " Россия - культура ", " Звезда ", где говорится о нашей культуре и наших традициях. Благодаря этим людям, которые хранят и передают опыт прошлого, и делают все для просвещения народа, не дают развалиться обществу.

В заключение хочется подчеркнуть, что современному обществу необходима духоподъемная, объединяющая идея, ведь духовное оскудение приведет только к разрушению общества, разрушению страны. Нам всем стоит помнить славное прошлое России и равняться на него.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-09-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«О времена! О нравы!» – с каждым днем, из столетия в столетие, это восклицание звучит все трагичнее и правдивее. Иногда кажется, что возрождение духовности еще впереди, иногда, по слову прп. Серафима Роуза – что уже намного позднее, чем кажется. Из новостей мы узнаем о таких ледеянящих сердце событиях, что поверить в них трудно, а в повседневной жизни сталкиваемся с еще более сильным цинизмом, равнодушием и преступлением и законов Божиих и законов государственных. Почему так происходит? Об этом мы спросили иерея Максима Первозванского, руководителя одного из самых больших молодежных объединений в России – православной организации «Молодая Русь», главного редактора журнала «Наследник», отца 8 детей.

– Отец Максим, в чем причина оскудения веры в России и мире, почему верующих так немного?

– Вообще, это долгая история, которую нельзя из сегодняшнего дня только понять, но корень ее – очень простой, тот же самый что у грехопадения Адама в раю. Господь предлагает человеку идти путем, который Сам называет узким и тесным. Узкий путь, тесные врата ведут в Царство Божие и немногие находят их. В чем его теснота – лучше всего на каком-нибудь примере объяснить. Самый простой – семейная жизнь. Для того, что бы построить нормальную семью, нужно приложить очень много усилий. А для того, чтобы жить жизнью блудной, усилий практически не нужно. При этом второй вариант приносит сразу быстрые плоды в виде острых ощущений, сильных эмоциональных переживаний, ярких как фантики, блестки. Это очень привлекательно для человека и гораздо проще, чем долго и трудно заниматься созданием семьи. Любить свою жену, воспитывать детей, это постоянный труд.

Вот, например, когда начинается новый учебный год, а у меня дети уже десять лет как ходят в школу, я думаю – я уже не могу, я уже устал. Каждый день вставать, чтобы проводить ребенка в школу, заплести косичку – одну, вторую, третью. пятую, довести младших до школы, потом встретить, что-то еще. При том, что моему младшему ребенку пока только два года, и он в школу пойдет только через пять лет. Это трудно. Это постоянный непрерывный труд, как труд земледельца, когда надо постоянно пахать, сеять, доить; что-то не складывается, что-то не получается. Гораздо проще от всего этого отказаться и пойти по какому-то легкому пути. Это первая самая простая причина, я даже не могу назвать ее особо духовной, когда человек не выдерживает напряжения того уровня жизни, который предлагает ему Господь. Но если это напряжение не выдерживать, то человек перестает быть не только христианином, а вообще перестает быть человеком, все приходит к разрушению. То есть, чтобы двигаться и созидать, необходимо трудиться. И трудиться много.

Второй момент – это то, что религиозная вера ограничивает права рационалистически мыслящего разума. Не разума вообще, а именно рационалистически мыслящего. Простой логикой невозможно измерить такие чувства, как любовь, не поддается логике верность, долг. Простым рациональным объяснением многие вещи не постигаются. И вместе с тем, рациональное мышление имеет большие плюсы. И в свое время, когда в период после Возрождения в Европе с помощью рационального мышления удалось добиться мощных и впечатляющих результатов в объяснении этого мира, то привлекательность религиозного мировоззрения у некоторых потускнела.

Почему, например, в романе Герберта Уэльса «Война миров» марсиане погибли? Они мощно захватили землю, но оказались уничтожены вирусом вроде гриппа. Не было у них защитного иммунитета. Так и перед октябрьской революцией российские крестьяне в массе своей, будучи очень верующими, глубоко по настоящему верующими, подверглись соблазну вот такого рационалистического мышления и оказались не готовы.

Рационалистическое мышление характеризуется тем, что на любой довод оно готово противопоставить контрдовод. Но тогда, когда началось нашествие атеистического мировоззрения, не было сформировано контрдоводов. Сейчас понятно, что на все эти доводы можно совершенно спокойно и убедительно противопоставить свои аргументы, а тогда на человека неподготовленного эти атеистические доводы произвели эффект разорвавшейся бомбы. Трудности при этом было нести тяжело. Например, ты сидишь в окопах с 1914 по 1916 год. Первая мировая война. Очень тяжело, плохо со снарядами, неизвестно, что там дома, а я – простой крестьянин, надо сеять, причем давно уже – третий год. Неизвестно что там с женой, что там с детьми. А тут приходят красные агитаторы и говорят – во всем виноваты буржуи, уходи с фронта, это война империалистическая. Землю мы тебе отдадим, мир – народам, земля – крестьянам, армию распустить. Жизнь очень быстро показала крестьянину, что это ложь. Но как легко, два годя сидя в окопах, поддаться на пропаганду. Как легко было в начале 90-ых поддаться на пропаганду западного образа жизни: мы все будем счастливы, сейчас всем нам раздадут по ваучеру и каждый получит, наконец-то, кусок общенародного достояния. Так всех и ограбили. Люди, находящиеся в стесненных обстоятельствах, но, не будучи вооруженными и в том числе интеллектуально, не понимающие ситуацию, могут легко поддаться на совершенно прозрачную пропаганду: «Бога нет! Разграбь ты этого барина! Жен сейчас обобществим». Грех может быть очень соблазнительным.

Третий момент – это, конечно, торжество цивилизации. Цивилизация, как способ устроения жизни, делает жизнь простой, удобной, понятной, вкусной, сытой, нацеленной на потребление, на впечатление, при этом, будучи респектабельной. Например, если я иду, куда-нибудь в притон, я понимаю, что что-то нехорошее делаю. А если я живу жизнью простого горожанина, то я, вроде, ничего плохого не делаю, никаких страшных грехов не совершаю. Но вместе с тем я провожу свою жизнь в удобстве, комфорте и самое главное в отсутствии смысла и цели. Когда подменяются цели, когда смыслом становятся построение удобной спокойной сытой жизни – это тоже очень привлекательно. Религиозное мировоззрение всегда, так или иначе, зовет к подвигу, к самоограничению, к аскетике. Без этого невозможна религиозная жизнь. Сытое брюхо, как известно, и к учению глухо. Тем более оно глухо к каким-то более высоким проявлениям духовности. Под сытым брюхом я не имею ввиду объедение, а вообще сытую довольную жизнь, притупляющую желание саморазвития, поиска. Еще в Ветхом Завете написано было про еврейский народ, который был назван собирательным именем Иаков по имени праотца Иакова: «И ел Иаков, и утолстел, и утучнел, и забыл Бога, возлюбленный им». То есть Бог возлюбил народ израильский, но сытая жизнь привела к тому, что люди забыли Бога. Этот закон относится к человеку, к любому обществу.

Почему возникло монашество? Оно возникло, как попытка отказаться от спокойной сытой жизни, понимая, что это не есть еще христианство. Другое дело – средние века. Ведь неизвестно еще, где и в каких народах было много по-настоящему верующих людей. Но так уж сложилось, вообще все общества до нового времени, они были традиционными, основанными на укладе, на том, что так уж повелось от наших родителей. Форма, безусловно, была христианская. Что там было на самом деле – сейчас очень сложно судить. Верующих людей, по настоящему верующих, всегда было не большинство, даже когда все были крещеные, когда все ходили в храм. А сейчас стало так, что человек может выбрать любую форму мировоззрения

– Возвращаясь к первой причине, а именно – нежеланию идти узким путем, скажите, пожалуйста, – почему надо идти узким путем, зачем человеку искать в жизни сложности?

– Мы так созданы. Господь создал нас для любви, то есть чтобы мы любили. Но любовь требует усилий, она сама по себе есть отдача. Любовь это не когда что-то существует для меня. То есть для меня может существовать мой автомобиль, мой дом, мой письменный стол, мое кресло, но не может быть в этом ряду моя любимая жена. Потому что если всем этим списком я пользуюсь, то жена это не то, чем я пользуюсь, это не элемент комфорта, не элемент обстановки, не то, что существует для меня. Если я по-настоящему люблю, то я существую для нее. А она в своем сознании существует для меня. Тогда возникает любовь. Одно из самых шоковых впечатлений, когда я стал священником 10 лет назад, произвел на меня случай, когда один молодой человек рассказал мне, что он ушел от своей жены после того, как у нее появился шрам от аппендицита. То есть мой любимый Мерседес поцарапался, и я меняю его на БМВ. Вот логика человека пользующегося, только доведенная уже до крайности. Большинство людей так, конечно. не поступает, но если моя жена состарилась раньше меня или у нее испортилась фигура после того как она родила мне ребенка – одного, второго, третьего, или вдруг я встретил кого-то, кто мне сейчас мне больше нравится, то я могу просто ее оставить. По логике общества потребления так оно и должно происходить. Мы живем вместе до тех пор, пока нам вместе нравится. Но реально, я надеюсь, что это не требует объяснений, хотя, может быть, сейчас и требует, почему это неправильно.

– И все-таки объясните, почему, ведь принцип потребления распространен в обществе значительно шире христианства?

– Все из того, что существует на свете, существует, подчиняясь определенным законам, например, закону всемирного тяготения. Как бы ты ни хотел в своем сознании летать, ты не можешь летать просто так, для этого тебе нужны крылья, двигатели, просто так ты летать не можешь, мы не созданы для летания. Когда вы покупаете, например, стиральную машину, вы, прежде всего, читаете инструкцию по эксплуатации. У человека есть инструкция по эксплуатации – это заповеди Божии. То есть не просто так Бог сказал: не убивай, не кради, не блуди, чти отца с матерью. Он, когда давал через Моисея израильскому народу эти заповеди, сказал: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое после тебя». А в другом месте сказано: «Исполняй заповеди, потому что в этом жизнь твоя». Нарушение инструкции по эксплуатации, то есть Божьих заповедей, называется грехом. Совершая грех, мы ломаемся. То есть, если я ушел от своей жены, то хуже стало не моей жене, а мне. По внешним признакам сейчас, вот в эту секунду, плачет жена, а я доволен, живу там сейчас с кем-то другим, но реально плакать надо мне, потому что урон потерпел я. И не в смысле, что там где-то когда-то по небесному законодательству меня посадят за какую то небесную решетку. Нет, я здесь в этой жизни получаю рану в душу. Очень серьезную. Я вообще теряю способность любить

Например, старшеклассник приходит на дискотеку, И на этой дискотеке он испытывает эйфорию, возбуждение чувств, ему нравится. Очень громкая музыка провоцирует вброс адреналина, рядом девушки, с которыми он входит в тесный контакт в танце, возвращается после этой дискотеки довольный. Вроде, все нормально, ничего страшного не произошло, ничего плохого не сделал. Но через полгодика дискотека перестает меня радовать. Я не получаю уже тех эмоций, на которые я рассчитываю. Спросите у любого человека, который полгода ходит на дискотеки. Что требуется дальше, чтобы получить эмоции? Дальше требуется пиво выпить. Просто музыки, просто дискотеки мне уже мало, и я начинаю приходить на дискотеку пьяным. Но потом мне и этого становится мало, и через какое-то время появляются «колеса».

Потребность в сильных эмоциях или даже просто в сохранении эмоций на прежнем уровне, эмоций не связанных с любовью, с трудом, с усилиями приводит человека, во-первых, к какой либо зависимости: алкоголь, наркотики и т.д. Во-вторых, легкий способ получения удовольствий никогда не насыщает человека, у него пусто в душе. В душе образуется дыра и очень быстро.

В принципе, нам удовольствие не запрещено, никто не требует, чтобы мы ушли в пустыню или носили власяницу. Но имей ввиду, получение удовольствий, пользование миром не может быть целью. Вот что принципиально важно. Целью должно быть другое. Человек определяется тем, ради чего он живет. Если он живет ради потребления, то он в результате придет к собственному несчастью. Это потребление очень быстро перестанет его радовать. Я знаю множество людей, прошедших в начале 90-ых этот путь «золотого унитаза» и полностью разочаровавшихся в этом. Это не может удовлетворить человека, человек этим жить не может. Ему обязательно нужно что-то более серьезное, более глубокое. А это более серьезное и более глубокое требует усилий. Мы так устроены.

– А что «это» серьезное и глубокое?

– Это Бог. Человек должен стремиться к Богу. Искать Бога и найти его и жить с Богом. Это главная цель, от которой выстраиваются и все остальные цели. Дальше я какую цель должен иметь? Благо Церкви, как Тела Христова, где Глава Церкви есть Христос. Это не значит, что я обязательно должен идти в священники, но я должен заботиться о доме Божьем. Не в смысле заботиться о церкви, как о камнях, а как о сообществе людей, объединенных единой верой, едиными таинствами, единым священноначалием. Это моя первая и главная семья. В реальном воплощении я должен любить Святейшего Патриарха, как своего первого отца и владыку здесь на земле. Я должен заботиться о своем храме, приходе, приходском священнике. Это все естественно оказывается, когда человек находит Бога. Дальше я должен заботиться о своей стране, я должен желать ей блага. Для меня смысл приобретает вся ее история, которая становится священной. Все исторические события видятся по-другому. Если я просто потребляю, то мне нет дела никакого ни до Сергия Радонежского, ни до Димитрия Донского, ни до Великой Отечественной войны, ни до Юрия Гагарина, да ни до кого мне нет дела. Мне вообще все равно, где я живу, гораздо спокойнее жить где-нибудь в Австралии, например. А если я верую в Бога, то я становлюсь патриотом, как следствие. Причем патриотом не каким-то там, на уровне скинхеда, а патриотом осмысленным: я понимаю правильно и вижу историю своей страны. Дальше – семья: моя жена или мой муж, мои дети. То есть я ради них живу.

Но чем конкретно мне заниматься на каждом из этапов этих целей, решаю уже не совсем я, решает Господь, Который что-то мне в жизни предлагает. Стану я президентом или патриархом, или буду папой стольких детей, сколько мне Господь пошлет, или буду программированием заниматься у себя на работе. Так или иначе, я буду выбирать род деятельности, исходя из тех целей и смыслов, которые во мне заложены.

Это очень сложно, как оказывается, для современного человека. Гораздо проще думать о том, как получить удовольствие. В крайнем случае, как накормить свою семью, чтобы удовольствие получил не я, а мы втроем. То есть не личный такой эгоизм, а семейный эгоизм. Все эти цели, так или иначе, оказываются ложными, и человек обязательно в них разочаруется рано или поздно. Они окажутся недостаточными. Они не имеют жизни в самих себе, потому что один из главных пунктов в инструкции по эксплуатации – это включение в розетку. Потому что без включения в розетку стиральная машина будет всего лишь подставкой, на которую сваливают грязное белье. Так вот, для человека такой розеткой является Господь. Если ты к этой розетке не подключен, то в тебе жизни нет. Ты можешь себе что-то воображать, у тебя могут быть даже аккумуляторы, только этих батареек на два часа хватит.

Это сложно для человека, который на других принципах уже воспитан и рожден, а если это и воспринимается умом, то не реализуется в практике, поэтому образуется некий разрыв между сознанием и жизнью. Ведь вера это не просто образ мыслей, это одновременно образ мыслей и образ жизни. Они должны совпадать. Если не совпадают, то возникает некое противоречие. Но оно, естественно, есть в каждом человеке, нет человека, который бы живет и не согрешит. Но оно, по крайней мере, не должно быть сознательным. То есть, если я понимаю, как я должен жить, я стараюсь так жить, но у меня не получается, я падаю. Это нормально, то есть, конечно, это не нормально, но условно, скажем так в кавычках «нормально». А если ты и не собираешься так жить, вот это ужасно, это катастрофа. Это катастрофа для человека, это катастрофа для общества и вообще для человечества.

– Как переместиться из той жизни в эту жизнь? Для этого ведь не умом нужно подойти, для этого нужно узреть Бога. А как его узреть вот так вот просто?

– Встреча с Богом – это очень личная встреча, как, например, встреча со своей будущей женой. Это есть именно встреча. Я могу Вам рассказать, как я люблю свою жену, но это не значит, что в результате нашего разговора Вы сразу выйдете замуж. Но, в принципе, Вы можете понять, что такое любовь и захотеть этого. Допустим, люди видят и слышат, какой должен быть брак и это их вдохновляет. Хотя саму встречу организовать в письменном виде или в интервью конечно невозможно. Но я что могу сказать? Как правило, чтобы такая встреча с Богом в жизни произошла, в жизни должно что-то произойти. Это могут быть очень разные вещи.

Сложнее всего это происходит как раз у тех людей, которых мы называем средним классом. Потому что люди бедные понимают, как они зависят от внешних обстоятельств, они понимают, что не все им принадлежит. Люди сильные, богатые или находящиеся у власти тоже понимают, сколь шатко их положение. Люди среднего класса все бытовые проблемы как бы уже решили, а более серьезные проблемы их как бы не касаются. И они думают, что у них здесь сейчас все схвачено, и они с большим трудом откликаются на какое-либо религиозное воздействие. Именно поэтому Господь чаще всего подвергает всякому избиению, простите за такое слово, именно средний класс. Люди бедные и так понимают, что они от Бога зависят, люди богатые тоже понимают, а вот этих надо как-то встряхнуть. Это могут быть скорби, болезни, потрясения, некоторые люди приходят к этому интеллектуально, кто-то душевно. У меня был знакомый, который проснулся влюбленным, но не мог понять – в кого. То есть чувство влюбленности есть, а объекта нет. А потом вдруг через день в этом состоянии он встретил человека, который дал ему Евангелие, он прочитал и понял, что это Бог его коснулся во сне. И ничего такого с ним в жизни не происходило, просто он вот так реально понял, что есть Бог. Сначала он имел чувство, которое он умом не мог понять, что это такое, а потом, прочитав, понял – да, это Бог его посетил.

Если ты никогда в жизни не видел хорошей живописи, не слышал хорошей музыки, ты можешь и не подозревать о ее существовании. Кто-то говорит – я вот в филармонии была, слушала Бетховена. А тебе это ничего не говорит. Ты думаешь, что, мол, только дураки сейчас ходят Бетховена слушают, я-то слушаю совсем другое. Вот Дима Билан – это другое дело. И я никогда об этом не задумываюсь, но если вдруг судьба меня привела и у меня есть таки музыкальный слух, то я пойму, что вот она – музыка настоящая. То же самое происходит, когда человек, приходящий в храм, начавший по каким то внешним причинам молиться, вдруг открывает для себя целый мир. Кто-то приходит к Богу через литературу, кто-то через священника, в котором он видит проявления Бога, кто-то через друга, через жену или через мужа. Но это все поводы.

Во времена советской власти было сделано все, что бы исключить возможности этой встречи. Даже такой пример можно привести, как тонко действовали спецслужбы в более поздний советский период. Никто уже храмов не закрывал, они и так почти все были закрыты. Священников уже не арестовывали. Но были невозможны простые встречи духовенства с людьми. Например, патриарх Пимен путешествовал до Астрахани на теплоходе. Был в разных городах, но никаких встреч с людьми ему не давали организовать. То есть фигура патриарха или священника вызывала у человека ассоциации типа «жил был поп толоконный лоб». Любая коммуникация была затруднена. Сейчас она проще, но все равно затруднена. Человеку вот так вот просто установить контакт нелегко. Вот это является главным. Не воспитывается потребность обращения к Богу. И поэтому сейчас к Богу приходят индивидуально, а не организованной системой.

Были века, когда быть христианином значило то же, что быть святым. Были затем столетия, когда первый пыл религиозного воодушевления хотя у многих и остыл, но зато у многих других был еще настолько силен, что давал тысячи святых. Были, наконец, времена, когда количество святых весьма сокращалось, когда, хотя и были мученики, но мученики уже не за имя Христа и Его истину, но мученики своих собственных похотей и страстей. Вот эти то времена и прозревает пророчески псалмопевец Давид, когда он с глубокой скорбью воскликнул: «Спаси мя Боже, яко оскуде преподобный, и истина умалися в человецех».

Мы живем в один из таких веков… Если бросим общий взгляд на жизнь христиан, идущих по широкому пути греха и порока, то и мы вправе будем воскликнуть с псалмопевцем: «Спаси мя, Боже, яко оскуде преподобный, и истина умалися в человецех». Отчего же происходит то, что первые века христианства были так богаты святыми, а наше время так сильно оскудело ими? В Боге искать этой причины, конечно, нельзя, ибо Он, будучи святым Сам, хочет, чтобы и все люди были святы. «Сия есть воля Божия - святость ваша», пишет апостол. Для того Иисус Христос, Сын Божий, и вочеловечился, для того и пролил кровь Свою на кресте, чтобы нас омыть от всякого греха и неправды. Желая привести нас к святости и правде, Он открыл нам волю Божию и научил истине, показал нам путь жизни и Сам первый прошел его, чтобы подать пример, которому мы должны следовать.

Но мы следуем не учению Христа, как делали святые, а внушениям своего собственного разума, мы поступаем не по примеру Иисуса, как поступали праведники, но по примеру мира, который весь во зле лежит. Вот почему оскуде преподобный, вот почему и истина умалилась между людьми.

Вам хорошо известно, как много было святых из всех возрастов и полов, из всех званий и состояний в первые века христианства, равным образом известно и то, каким путем и какими средствами достигали они святости. Они с полною верою принимали учение Евангелия, возвещаемое им апостолами, ревностно исполняли при помощи Божией заповеди Бога, обогащаясь делами правды и благочестия. Тогда провозвестнику Евангелия стоило только в самой простой и безыскусственной форме сказать слово, - и тысячи делались верующими и крестились во оставление грехов своих, и каждый из этих новых исповедников веры был настолько тверд и крепок, что готов был пожертвовать за веру не только своим имуществом, но своею кровью и жизнью. Тогда достаточно было сказать: «покайтесь»! и это слово тотчас же открывало грешникам врата неба. Тогда стоило только сказать: кто хочет, быть совершенным, пусть идет, продаст имение свое и раздаст нищим, и тотчас целые пустыни наполнялись отшельниками, бежавшими из мира, чтобы постом, молитвою и подвигами достигнуть совершенства. Тогда нужно было только сказать: кто хочет следовать за Христом, тот пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и за Ним идет, - и по этим словам тысячи людей следовали за Христом под бременем тяжелого креста, среди скорбей и жестоких гонений, и оставались ему верными до смерти. Таким образом, причина, почему первые века христианства так богаты были святыми, есть вера христианская.

Этою верою святые одержали победу над ложными учениями, над прелестью и соблазнами мира. Этою верою победили они беспорядочные, нечистые влечения своего сердца и искушения злого врага. Этою верою достигли они силы и мужества к перенесению скорбей и страданий. Вера даровала им то величие добродетелей и ту христианскую твердость, которые приводят нас в изумление. А так как нашему времени не достает такой веры, так как гордость настоящего мира враждебно относится к учению Распятого и не считает достойным образованного человека веровать во что-либо другое кроме того, что внушает ему его разум, и признавать другие законы, кроме законов своих естественных влечений и страстей, то вот почему наши мысли и желания, наши цели и стремления так далеки от добродетельной жизни святых, как вечер от утра, как земля от неба, и мы с глубочайшим стыдом должны сказать, что оскуде между нами преподобный. Если некогда св. апостол Павел жаловался, что не все слушают слово Божие и следуют Евангелию, то мы, к сожалению, должны пожаловаться, что очень немногие следуют Евангелию и ведут истинно-христианскую жизнь. В самом деле, не говоря уже о живущих в мире, многие и из удалившихся от мира в святые убежища иноческих обителей приносят с собою туда мир с его суетою, с его страстями и пороками.

На оскудение подвигов благочестия в христианах жаловался еще преп. Ефрем Сирин в свое время, и его плач об оскудении святых прилично повторить и нам в настоящий раз. «Болит мое сердце», взывал святой проповедник покаяния, «страдает душа моя! Где взять мне слез и воздыханий, чтобы оплакать оскудение святости среди нас? Где у нас отцы? где святые? где бодрственные? где трезвенники? где смиренные? где кроткие? где безмолвники? где воздержники? где богобоязненные? Где сокрушенные сердцем, которые в чистой молитве стояли бы пред Господом, как ангелы Божии, и орошали бы землю слезами умиления? где беcсребренники, которые не стяжали бы ничего тленного на земле, но непрестанно следовали бы за Христом по тесному пути, с крестом на груди, готовые на каждый крест жизни? Нет ныне между нами их добродетелей, нет их подвижничества. Воздержание их нам тягостно, на молитву мы ленивы, на безмолвие нет у нас сил, а к пустословию мы очень склонны; на доброе у нас нет охоты, а на злое мы всегда готовы: вот, в какие живем мы времена».

Если так отзывался св. отец IV века о своем времени, которое, в сравнении с нашим, еще не скудно было благочестием, то что сказал бы он теперь, когда море неверия и нечестия затопило весь христианский мир.

Но, может быть, я слишком сгущаю краски и делаю слишком строгий и незаслуженный упрек нашему времени? В таком случае спросите самих себя и испытайте ваше собственное сердце: тверда ли и жива ли ваша вера в истины Евангелия, чиста ли ваша молитва, самоотвержена ли ваша любовь, велико ли ваше отвращение ко греху? Евангельские заповеди служат ли единственными началами ваших мыслей и желаний, ваших стремлений и действий? У Христа ли вы ищете утешения в страданиях, мужества в борьбе со злом и несчастиями? Или вы должны сознаться в совершенно противном? Испытайте, говорю, самих себя и решите, прав ли я, когда говорю вместе с псалмопевцем Давидом: «оскуде преподобный, и истина умалися в человецех».

Далее: подите на торжище жизни, побывайте в том или другом обществе и прислушайтесь к тем разговорам, которые ведутся там. Что слышите вы? Не говорят ли здесь и там совершенно открыто, что наука ныне победила веру, что вера в истины божественного откровения не идет уже к нашему просвещенному веку? Не ставят ли Христа, Сына Божия, в ряд обыкновенных человеческих учителей, отводя ему здесь только первое место. Не смеются ли над Его чудесами и евангельскими событиями, называя их сказками, не выдают ли святые таинства и церковные учреждения за учреждения человеческие и законы евангельские за такие правила, до которых образованному человеку нет никакого дела? Не поражают ли вас иногда даже малосведущие юноши своею дерзостью, до кощунства доходящею, такими суждениями о предметах веры и Церкви, которые могут проистекать только из глубоко испорченного, не христианского сердца?

Еще: возьмите в руки ту или другую книгу, тот или другой журнал нашей светской литературы. Не ясно ли выступает и здесь та же проповедь неверия, та же ненависть ко Христу, Его Евангелию и Церкви?

Рассмотрите, наконец, жизнь людей. Можно ли сказать, что она проникнута началом и духом Евангелия? Не руководить ли одним корыстолюбие и жадность, а другим плотоугодие и сладострастие? Не погружен ли один в цинизм и глубокую неопрятность и нечистоту, а другой в чрезмерную роскошь и прихотливую изысканность? В одном не убивает ли все высшие стремления жизни бедность и нищета, а другой не забывает ли о них среди богатства и роскоши пиров и удовольствий? На благое иго и легкое бремя Христа Иисуса досадуют эти чада мира и сбрасывают его с себя, считая его непосильным. Благочестие или набожность, которая находит свое удовольствие только в Боге, они называют ханжеством и лицемерием; честность и простоту, которая не знает никаких уловок и изворотов, которая ни в каких делах не сходит с пути правды и идет прямым, открытым путем, почитают недальновидностью и ограниченностью, кротость и смирение выдают за слабость; самоотвержение за сумасбродство, ревность за фанатизм, а твердость и решительность за бессердечие и жестокость. «Они», говорит Златоуст, «добродетель клеймят именем порока, потому что они слишком слабы, чтобы подняться до нея». И вот в таком то не верующем, надменном, оплотянившемся роде вы хотите, чтобы не оскудевал преподобный?

А между тем оскудение преподобных есть зловещее знамение для человеческого мира, ибо мир существует до тех только пор, пока есть в нем преподобные т.е. святые. «Семя свято стояние мира», говорит слово Божие. В этом слове не только отдельные народы, но все человечество представляется материалом, из которого Господь избирает годное для царствия Божия. Как золотопромышленник разрабатывает месторождение золота, доколе находит в нем драгоценный металл, так и Господь щадит народы, доколе находит в них души, способные усвоить богооткровенное учение и осуществлять его в жизни. Так Он сказал Аврааму, что Он ради десяти праведников пощадил бы несколько беззаконных городов. Так Он утешал св. пророка Илию уже оплакивавшего погибель народа израильского откровением, что есть еще в Израиле 7 тысяч человек, не преклонивших колена пред Ваалом.

Напротив, продолжим сравнение: как золотопромышленник оставляет землю, в которой не находит более золотой россыпи, и переносить в другое место свое заведение, так и Господь оставляет нравственно опустевший народ и переносить в другие страны Свою Церковь, как Он говорил иудеям, что отымет от них царствие Божие и передаст другим народам, способным принести плоды, что виноград передаст иным делателям. Господь терпит еще народ, если предвидит его обращение, как щадит доселе народ израильский; но когда этого не предвидит, стирает его с лица земли. Так Господь истребил весь допотопный мир, потому что он утратил все духовные силы, в которых могли бы привиться действия благодати. «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих во век», сказал Господь о предпотопных людях «зане суть плоть» (Быт. 6, 3). Это оплотенение, это погружение людей в чувственность будет причиною кончины и настоящего мира: Господь сказал: «Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли»? (Лук. 18, 8).

Владимир (Богоявленский) (1848 - 1918), митрополит Киевский и Галицкий, священномученик, первый архиерей-новомученик Русской Церкви.
Слово сказано 5 июля 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре, в день открытия I-го Всероссийского иноческого съезда.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 63 (0,69 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

В статье на материале поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается необходимость духовного преображения человека для становления его целостной и здоровой личности. Н.В. Гоголь показал, что мертвенность души означает духовное оскудение личности, а её возрождение связано с духовно-нравственным преобразованием. Данное понимание формирования здоровой личности отражает духовные поиски писателя

2

М.: ПРОМЕДИА

Интервью генерального директора издательства "Дрофа" Александра Федотовича Киселева.

3

Глобализация – это не только объективное следствие технико-экономического развития, но и политическое явление. Глобализацию инициируют, направляют и проводят в жизнь определенные силы – транснациональные круги США, Западной Европы и Японии, реализующие в этом процессе свои экономические и геополитические интересы. Конкретно непосредственными агентами в становлении глобальной экономики явились правительства стран «Большой семерки» и их международные институты – МВФ, Всемирный банк, ВТО. Глобализация осуществлялась в целях унификации всех национальных экономик, что выражалось, прежде всего, в установлении одинаковых правил игры, обеспечивающих выгодные условия для стран – лидеров глобализации.

4

ИСХОДНЫЕ УСТАНОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ...

М.: ПРОМЕДИА

В данной статье рассмотрена одна из основных задач современного образования: соотнесенность с естественными, природными способностями человека, их совершенствованием в течение всей жизни. Обосновано, что решение можно найти в исходных установках педагогической антропологии, которую следует рассматривать в качестве методологии новой философии образования. Сделан вывод о том, что современная система образования должна выполнять нравственную и этическую функции, способствуя формированию целостной картины мира. In the article the basic task of modern education is considered as its correlation with the natural capabilities of man, their improvement and development during the entire life. It is substantiated that the sources of accomplishing this basic task are in the original positions of pedagogical anthropology that can be considered as a methodology of a new philosophy of education. The conclusion is made that the modern system of education must fulfill the moral and ethical functions, foster the formation of an integral picture of the world.

Предпросмотр: ИСХОДНЫЕ УСТАНОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.pdf (0,1 Мб)

6

Участники Белого движения во время Гражданской войны в России (1918–1922) оставили немало воспоминаний о тех трагических днях. Только немногие из них, как «Очерки русской смуты» Антона Ивановича Деникина, опубликованы. В архивах, частных собраниях у нас и за рубежом сохранились воспоминания участников Белого движения. Мы впервые печатаем отрывки из воспоминаний генерал-лейтенанта Василия Георгиевича Болдырева, государственного деятеля, историка и публициста, написанные в Японии (Токио) в 1920 г.

7

Важным условием обеспечения экологической безопасности является «экологическая перестройка» всего мышления. Должно произойти изменение общественного сознания в сторону более гуманного отношения к природе. Определенную роль в этом плане могут сыграть религиозные организации. Хотя каждая христианская конфессия предлагает свое видение и понимание экологических проблем, в основных моментах все они едины. Все христианские конфессии видят основные причины экологического кризиса в нарушении «религиозно-нравственной основы мира». И выход из него, согласно христианскому учению, в создании «новой этики». Они пытаются связать воедино «два кризиса: духовный и экологический», утверждая, что «духовно деградирующая личность приводит к деградации и природы». Отличительной особенностью христианской экотеологии конца ХХ – начала ХХI в. является анализ экологических проблем во взаимосвязи с другими глобальными проблемами.

8

Рассматривается проблема формирования экологической культуры, выступающей ключевым фактором в улучшении современной экологической ситуации. Эта сложная задача требует построения целостной государственной политики, подготовки профессиональных специалистов и применения особой методологии. Особенно важным для формирования экологической культуры является введение массового экологического образования и активное включение различных групп населения в сферу экологического просвещения. Но одного экологического образования будет недостаточно, поскольку оно дает обучающимся лишь определенную сумму знаний в области экологических проблем. Более важным является вовлечение людей в непосредственную практическую деятельность по поддержанию здоровья среды. И с этой точки зрения большие возможности предоставляют сетевые экологические проекты. Под сетевыми проектами понимается индивидуальная или коллективная деятельность в сети, направленная на достижение проектной цели с использованием электронно-коммуникативных средств. Разновидностями сетевых проектов являются Интернет-проекты и телекоммуникационные проекты. Сетевые экологические проекты рассмотрены на примере образовательных проектов и деятельности сети экопоселений в Европе и России. Рассматривается история и идейная основа экопоселений в Европе и в России. Автор обращает внимание на преимущества и достоинства сетевых экологических проектов. Преимущества сетевых экологических проектов заключаются в высокой творческой активности их участников, широте их аудитории, в использовании современных информационных технологий и др. Благодаря этому у них возникает устойчивый познавательный интерес к проблемам экологии, формируются умения организации собственной деятельности, а также способность к смысловой оценке приобретенного опыта.

9

В статье вводится понятие русского теологического поворота применительно к религиозно-философскому движению 1950–1960-х гг., а также рассматриваются его социокультурные характеристики на примере жизненного и философского пути Анатолия Ванеева, ученика русского религиозного философа Л.П. Карсавина.

Культурное и духовное оскудение - вот та почва, сквозь которую, как сквозь асфальт, пробиваются первые ростки религиозной мысли в 50–60-е гг. Этот советский опыт посткультуры, предстающей таковой по отношению к культуре дореволюционной, опыт во...

10

Статья посвящена духовной традиции и "разрывам" в истории культуры

Дуисинюе оскудение было н е только результатом приход а большевиков к власти, духовное оскудение многих - и на верхах и н а низах - предшествовало этой революции.

11

«Русский Колокол: журнал волевой идеи» собрание сочинений: [...

М.: Изд-во ПСТГУ

В настоящий том включены 9 номеров «Русского Колокола. Журнала волевой идеи», который редактировал и издавал И. А. Ильин с 1927 по 1930 год. В Приложении помещены подготовительные материалы к журналу, находящиеся в Архиве Ильина; они публикуются впервые.

Этот гибельный не только для идеи, но впоследствии и для самого существования собственности в России разрыв завершился при внуке основателя рода. С него и с его сверстников началось духовное оскудение хозяйской аристократии.

12

№4 [Акмеология, 2016]

Журнал «Акмеология» является рецензируемым изданием, в котором могут быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Содержание журнала охватывает практически все направления современной психолого-акмеологической науки и нацелено на анализ широкого спектра научно-прикладных исследований, а также, теоретико-методологическую разработку инновационных направлений. В журнале имеются рубрики: «Психология развития», «Профессиональное становление личности», «Акмеология профессиональной подготовки личности», «Воспитание и образование», «Психологическая безопасность», «Кадры управления», «Экспериментальные исследования», «Приглашение к дискуссии», «Точки соприкосновения», «Молодые имена» и др.

Н.В. Гоголь показал, что мертвенность души означает духовное оскудение личности, а её возрождение связано с духовно-нравственным преобразованием. Данное понимание формирования здоровой личности отражает духовные поиски писателя.

Предпросмотр: Акмеология №4 2016.pdf (2,5 Мб)

13

Онтологическая проблематика современной русской прозы...

М.: ФЛИНТА

В монографии исследуется проблемно-тематическое поле, обусловливающее развитие малых эпических форм в русской литературе конца ХХ – начала XXI веков; рассматриваются сюжетно-повествовательные дискурсы, составляющие художественные системы современных прозаиков (Т.Н. Толстой, А.В. Иличевского, В.А. Пьецуха, Л.Е. Улицкой, Л.С. Петрушевской, В.Г. Сорокина). Основное внимание уделяется смысловым трансформациям канонических текстуальных единиц как отражению онтологического конфликта. Устанавливаются преемственность и связь между классической и новейшей русской прозой на проблемно-тематическом уровне, выявляется культурно-философский контекст современных произведений.

Естественный шум дождя подменяется шумом склоки, бытовой драки. Духовное оскудение человека становится ведущим лейтмотивом, организующим повествование, и порождает драматический мотив упадка культуры.

Предпросмотр: Онтологическая проблематика современной русской прозы (1).pdf (0,2 Мб)

14

№6 [Основы православной культуры в школе, 2013]

Для учителей, которые ведут или собираются вести новую школьную дисциплину - основы православной культуры. Среди авторов журнала - крупные ученые, методисты, педагоги, служители церкви, историки. Задача журнала - помочь подготовке учителей, предоставить им методические материалы, определить тематику и проблематику уроков. В каждом номере вас ожидает насыщенная дискуссия по самым актуальным темам в контексте преподавания "Основы православной культуры". Тематика журнала имеет междисциплинарный характер, журнал будет полезен и учителям истории, русского языка и литературы.

Духовное оскудение затрагивает, прежде всего, не внешние формы: они вторичны и производны по отношению к своему источнику - внутреннему, интимному, закрытому от всех состоянию души и духа человека.

Предпросмотр: Основы православной культуры в школе №6 2013.pdf (0,4 Мб)

15

№4 [Высшее образование в России, 1994]

Предпросмотр: Высшее образование в России №4 1994.pdf (0,8 Мб)

16

№3 [Высшее образование в России, 1996]

В журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.

На личностном уровне это проявляется в том, что во всём мире в структуре личности начинают преобладать прагматизм и духовное оскудение , господство антинаучных предрассудков, падение престижа образованности и общего состояния научной грамотности.

Предпросмотр: Высшее образование в России №3 1996.pdf (0,3 Мб)

17

№4 [Культурология, 2011]

75 Ч.С. Кирвель Сегодня с нарастающей тревогой заговорили об антропологической катастрофе, которая подразумевает утерю человеком человеческого, его измельчание и деградацию, духовное оскудение .

Предпросмотр: Культурология №4 2011.pdf (0,8 Мб)

18

№2 [Литературоведческий журнал, 2012]

«Литературоведческий журнал» издается с 1993 г. и сначала назывался «Российский литературоведческий журнал». Издание посвящено вопросам научного изучения теории и истории российской и зарубежной литератур, а также хронике литературной жизни и библиографии по вопросам литературоведения. В журнале принимают участие отечественные и зарубежные литературоведы. Особенно приветствуется участие молодых ученых.

И даже стальная пружина лопается, когда переходит предел ее упругости. Нищета и голод, физическое и духовное оскудение масс – это первое и важнейшее последствие затяжной междоусобицы.

Предпросмотр: Литературоведческий журнал №2 2012.pdf (0,8 Мб)

19

№5 [Высшее образование сегодня, 2010]

Журнал посвящен модернизации высшего образования, проводимым экспериментам, проектам и программам, осуществляемым при поддержке Минобразования России, местных органов власти, Национального фонда подготовки кадров, других организаций; публикует главные новости научной, педагогической и студенческой жизни; печатает аналитические публикации о мировых тенденциях развития высшего образования и науки, лучшем опыте в области подготовки и повышения квалификации специалистов; приводит научные сообщения, освещающие состояние конкретных областей знания, деятельности ведущих научных школ, обзоры новых изданий по проблемам образования. "Высшее образование сегодня" выполняет функцию справочного издания, публикуя официальную информацию, включая законодательные акты, указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства, решения Минобразования России. Журнал для руководителей, преподавателей, научных сотрудников вузов, студентов и аспирантов, абитуриентов и их родителей - для всех, кто интересуется проблемами образования и науки.

Духовная оправданность войны определяется внутренними мотивами, сознанием убежденности в правом деле. Без этого не придет стойкая уверенность в необходимости не щадить себя, а духовный подъем сменит духовное оскудение .

Предпросмотр: Высшее образование сегодня №5 2010.pdf (0,4 Мб)

20

Педагогическое обеспечение работы с молодёжью.

ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет

В пособии освещены вопросы методологии и практики педагогического обе спечения работы с молодежью, содержания микросреды, ее социализирующее и воспитывающее влияние на подрастающее поколение. В различных аспектах рассматривается практика педагогического обеспечения работы с молодежью. Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов и студентов вузов.

Отсюда − требование немедленного удовлетворения всех желаний, нетерпеливость и леность, которым всегда сопутствуют эмоциональное и духовное оскудение .

Предпросмотр: Педагогическое обеспечение работы с молодёжью..pdf (0,3 Мб)

21

Дух революции в Церкви

Впервые исследуются церковные разделения последних 1990-х - 2000-х гг. с позиции синтеза: социальной доктрины Церкви и пастыр- ского богословия, политологии и идеологии. В книге рассматриваются проблемы церковно-государственных отношений, основные аспекты украинского национализма, исторического мифо творчества, основные губительные тенденции богословского модернизма и негативные процессы церковно-приходской жизни. Революционный радикализм в церковном бытии, критика церковной иерархии, пастырские злоупотребления: мла- достарчество, авторитаризм, лжедуховность, социальный изоляционизм, тенденции маргинализации церковного сознания, псевдоэсхатологические и псевдо апокалиптические настроения в Церкви - требуют глубокого научно-богословского осмысления и адекватного ответа на эти вызовы со стороны современной богословской мысли. Научно-богословский анализ расколов постсоветского периода дает возможность увидеть социальную убогость, психологический изоляцио- низм, невежество расколов и сект в сопоставлении с вероучением Церкви Христовой. Отсюда очевидно практическое прикладное применение книги в профилактике церковных разделений, оздоровлении церковно- приходской жизни.

Ко времени пришествия антихриста мир «обнищает добродетелями, обнищает любовью, единодушием, целомудрием». Церковь «обнищает от главенства духовных властей», т. е. произойдет духовное оскудение мира и Церкви.

Предпросмотр: Дух революции в Церкви.pdf (0,3 Мб)

22

№56 [Православная община, 2000]

Журнал «Православная община» выходил с 1990 по 2000 год в издательстве Московской высшей православно-христианской школы (современное название: Свято-Филаретовский православно-христианский институт). Редакцию журнала возглавлял священник Георгий Кочетков

Конечно, не потому, что они воплощали в себе, во всяком случае в большинстве своем, то духовное оскудение , которое определяло их жизнь, а потому что они и свое оскудение , и наше, и наших отцов и праотцов омывали своими тяжкими страданиями.

Предпросмотр: Православная община №56 2000 (1).pdf (1,2 Мб)

23

Региональное книговедение: Сибирь и Дальний Восток

Издательство ГПНТБ СО РАН

Сборник включает статьи, отражающие основные этапы становления и развития книговедения в Сибири и на Дальнем Востоке. Анализируются результаты и проблемы работы научных коллективов в изучении раз- личных аспектов региональной книжной культуры. Сборник посвящен памяти известного исследователя, одного из основателей научной школы историков книги, доктора исторических наук, профессора Пайчадзе Сергея Антоновича.

Устоев, многих нравственных категорий и понятий, влекущих за собой снижение культуры, духовное оскудение . В подобных условиях существования общества необходимо особое значение придавать воспитанию молодежи, в частности студенческой.

Предпросмотр: Региональное книговедение Сибирь и Дальний Восток.pdf (0,4 Мб)

24

№2 [Высшее образование в России, 2005]

В журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.

Без этого не придет стойкая уверенность в необхо димости не щадить себя, и место «ду ховного подъема» займет «духовное оскудение ». Ильин ошибся в прогнозе, что новая «отечественная война» вы зовет «расцвет лучших духовных сил народа».

Предпросмотр: Высшее образование в России №2 2005.pdf (0,6 Мб)

25

История России. 1801–1917 учеб. пособие

М.: Аспект Пресс

«История России. 1801–1917» - учебное пособие, в котором авторы освещают основные процессы экономической и социально-политической модернизации России, их воздействие на социокультурные изменения в русском обществе. Пособие отражает сложность и противоречивость этих процессов в условиях великой многонациональной державы с огромной слабозаселенной территорией и неблагоприятными природно-климатическими условиями. Авторы характеризуют сущность российской имперской государственности и развитие ее кризиса во второй половине XIX в., раскрывают основные причины незавершенности экономической, политической и социокультурной модернизации России, обусловившие возникновение системного кризиса в начале ХХ в. Оригинальные трактовки традиционных и новых проблем, представленные в работе, будут содействовать формированию научно-исследовательских интересов студентов.

В произведениях Бунина изображена жизнь русского крестьянства («Деревня», 1909–1910) и экономическое, духовное оскудение поместного дворянства на переломе эпох («Анто новские яблоки», «Суходол», 1911).

Предпросмотр: История России. 1801–1917 . Учебное пособие. Гриф УМО (1).pdf (0,2 Мб)

26

Литературы народов Северного Кавказа учеб. пособие

М.: ФЛИНТА

В учебном пособии профессора Северо-Кавказского федерального университета дана общая характеристика литератур народов Северного Кавказа. Главы, посвященные отдельным литературам, содержат обстоятельные обзоры литературного процесса в республиках; в главах-персоналиях подробно рассматривается творчество Коста Хетагурова, Эффенди Капиева, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова, Ахмедхана Абу-Бакара, Назира Хубиева, Исы Капаева, Мусы Ахмадова, Алана Черчесова, и многих других выдающихся писателей Северного Кавказа. Представленные в пособии произведения северокавказских авторов будут способствовать гармонизации межнациональных отношений и формированию общероссийской идентичности.

Первая из них с горечью и болью показала отрыв ряда осетинских интеллигентов от родной среды, их духовное оскудение вследствие такого отрыва. Вторая пьеса призывала отстаивать свободу и честь человека, угнетаемого царской администрацией.

Предпросмотр: Литературы народов Северного Кавказа.pdf (0,6 Мб)

27

№2 [Философия образования, 2013]

Издательство СО РАН

Однако данное стремление к обустроенности принимает в настоящее время несколько искаженный характер. Для современного человека стали характерными прагматизм и духовное оскудение , преобладание в структуре личности антигуманных качеств.

Предпросмотр: Философия образования №2 2013.pdf (0,2 Мб)

28

№1 [Философия образования, 2011]

На страницах журнала предлагается анализ актуальных проблем развития общества и образования, обеспечения культуры и качества образования, правовой, социальной защищенности участников процесса образования. Важнейший принцип деятельности журнала - полидисциплинарность, освещение как традиционных проблем теории и философии образования, так и вопросов экономики, политологии, психологии, педагогики, специфики современной образовательной политики. В архиве представлены содержание номеров и аннотации к статьям.

На личностном уровне это проявляется в том, что в структуре личности начинают преобладать прагматизм и духовное оскудение , господство антинаучных предрассудков, падение престижа образования.

Предпросмотр: Философия образования №1 2011.pdf (0,3 Мб)

29

№7 [Концепт, 2014]

в электронном периодическом научно-методическом журнале «Концепт»публикуются статьи и методические разработки, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим областям знаний: (01) история; археология; этнография; (02) экономика; (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение; (04) филология; искусствоведение; культурология; (05) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека; (06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям). и написанные на русском языке

К. Лоренц утверждал, что созданные трудности и препятствия на пути молодежи (гедонизм, нетерпеливость, леность, духовное оскудение ), рождающие ненависть к старшему поколению, исключают всякую коммуникацию между поколениями, а значит, нарушают...

Предпросмотр: Концепт №7 2014.pdf (0,2 Мб)

30

Русское слово в лирике XIX века. 1840-1900 учеб. пособие

Книга посвящена искусству слова в русской поэзии Золотого века, которая внесла величайший, ни с чем не сравнимый вклад не только в русскую, но и в общечеловеческую культуру. В учебном пособии освещена послепушкинская эпоха (1840-1900), когда литературные нормы и вкусы заметно менялись. Этапы эволюции русской лирики XIX в. осмыслены в книге с позиций исторической поэтики с выходом ее в поэтику лингвистическую, в теорию интерпретации и понимания стихотворного текста, обрисовано многоцветье самых разных индивидуальностей и творческих дарований - от корифеев до менее известных, иногда почти забытых стихотворцев.

Бытия, где подмена искусства халтурой может быть подобна долгому-долгому эху»1 . Духовное оскудение все же преодолимо. В обществе звучат голоса о том, что интерес к подлинной поэзии снова возродился. так считает, например, поэт Н. Добронравов.

Предпросмотр: Русское слово в лирике XIX века (1840-1900).pdf (0,2 Мб)

31

№2 [Физическое образование в вузах, 1995]

Данный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.

На личностном уровне это проявляется в том, что во всем мире в структуре личности начинают преобладать прагматизм и духовное оскудение , господство антинаучных предрассудков и падение престижа образованности.

Предпросмотр: Физическое образование в вузах №2 1995.pdf (0,2 Мб)

32

№8-9 [Высшее образование в России, 2010]

В журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.

И начинает несколько парадоксально: «…в прогрессе человека, в современном его понимании, на деле больше регресса, по скольку с материальным обилием приходи ло духовное оскудение , нередко заводив шее человека в тупик одиночества».

Предпросмотр: Высшее образование в России №8-9 2010.pdf (0,4 Мб)

33

ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗАМИ И НИИ Вопросы теории и обобщение практики успешного решения научных и кадровых проблем, повышения качества высшего образования, научно-исследовательской деятельности путем коллегиального управления вузами и НИИ. Конкурсы на замещение вакантных и штатных должностей. Аспирантура и докторантура. Защита. Анализ работы факультетов и кафедр по выполнению НИР. Инструментарий повышения квалификационного уровня преподавательского состава в условиях реформирования вузов. Опыт организации международных связей. Взаимодействие с профильными советами ВАК. Документы Минобрнауки, ВАК с комментариями экспертов. Журнал всесторонне рассматривает основные направления организации учебного процесса в высшей школе; возрождения научного потенциала России (работа НИИ, РАН, РАО, аспирантуры и докторантуры); инновационного сектора; сотрудничества бизнес-структур и образовательных учреждений; интеграции России в международное образовательное пространство.

Человечеству явно недостает человечности, повсеместное духовное оскудение на фоне товарного изобилия шокирует, возрастающее количество «ничегонезнаек» (Э. Валлерстайн) делает технологическое будущее социально опасным, равнодушие к природе...

34

№4 [Научная мысль Кавказа, 2005]

Современное человечество, согласно Генону, находится в стадии “железного века” или Кали-Юги в индуистской терминологии. Это последняя фаза великого цикла, которой присуще предельное духовное оскудение .

Предпросмотр: Научная мысль Кавказа №4 2005.pdf (0,5 Мб)

35

№2 [Научная мысль Кавказа, 2008]

отражены результаты фундаментальных исследований ученых вузов и других научных учреждений по различным отраслям знаний и культуры.

Эту разрушительную тенденцию в деятельности человека и общества, построенной на купле-проНАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА даже и обреченной на духовное оскудение , на хищническое потребление окружающей природы, российский мыслитель и гуманист Ю. Жданов...

Предпросмотр: Научная мысль Кавказа №2 2008.pdf (0,5 Мб)

36

№10 [Законность, 1981]

Как известно, в последние полтора десятилетия в России активно обновляется законодательство, по некоторым вопросам – кардинально, многие правовые институты претерпевают существенные изменения, вводятся новые. На страницах журнала за это время опубликовано много дискуссионных статей о месте и роли прокуратуры в нашем обществе и государстве, посвящённых судебной реформе, новому УПК, суду присяжных, реформе следствия в прокуратуре и т. д. Но это никогда не было в ущерб материалам об обмене опытом и комментариям законодательства, сложных вопросов правоприменительной практики. Регулярно публикуются и очерки о заслуживших признание прокурорах. У журнала есть сложившийся авторский коллектив, куда входят и известные учёные, и болеющие душой за дело работники правоохранительных органов практически из всех регионов России.

Не укрылось от сатирика вопиющее духовное оскудение царских судей. В «Ревизоре» отмечается «начита.ипость» судьи Ляпкина-Тяпкяиа, прочитавшего за жизtlЪ «ПЯТЪ или шесть хннr».

Предпросмотр: Законность №10 1981.pdf (0,4 Мб)

37

№1 [История и современность, 2015]

Научно-теоретический журнал для гуманитариев - историков, философов, социологов и представителей других обществоведческих дисциплин, а также естественников, проявляющих интерес к проблемам общества. Ведущие темы публикаций: - история цивилизаций и народов, - теоретические проблемы истории, - основные проблемы современности, - связь общества и природы.

В этом плане экуменический теолог А. Дюма доказывает, что причиной экологических проблем явилось «духовное оскудение » общества, он отстаивает право на религиозно 214 История и современность 1/2015 этический контроль «над решением проблем экологии...

Предпросмотр: История и современность №1 2015.pdf (0,4 Мб)

38

Всероссийская научно-практическая конференция «Индустрия...

Изд-во ЛГТУ

Одной из причин данного процесса является духовное оскудение общества, выражающееся в потере многих традиций, национальных конфликтах, отсутствии патриотизма, негативном отношении к службе в рядах Армии, равнодушном отношении к славной истории...

Предпросмотр: Индустрия туризма возможности, приоритеты, проблемы и перспективы развития в российских регионах.pdf (1,8 Мб)

39

№3 [Вопросы гуманитарных наук, 2010]

В журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: исторические науки, экономические науки, филологические науки, юридические науки, педагогические науки, искусствоведение, архитектура, психологические науки, социологические науки, политические науки, культурология.

оскудение - вот та почва, сквозь которую, как сквозь асфальт, пробиваются первые ростки религиозной мысли в 50–60-е гг. Этот советский опыт посткультуры, предстающей таковой по отношению к культуре дореволюционной, опыт во... Предпросмотр: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия №2 2016.pdf (0,2 Мб)

42

№2 [Московский журнал. История государства Российского, 2015]

Журнал основан в 1791 году Н. М. Карамзиным, возобновлен в 1991-м. Это литературно-художественное, историко-краеведческое издание Правительства Москвы. Периодичность – 1 номер в месяц. Тираж – 5000 экз. Журнал является одним из немногих изданий, исключительно на документальных фактах освещающих события прошлого и настоящего России. Здесь находят отражение все сферы российской жизни в их прошлом и настоящем, публикуются уникальные документы из государственных и частных архивов, историко-краеведческие статьи, мемуарная литература, биографические очерки о виднейших деятелях российской государственности, науки и культуры. Издание имеет общесоциальные задачи, ориентированные на формирование культурного облика гражданина. Исторический и краеведческий материал, публикуемый в журнале, усиливает и воспитывает такие социально значимые чувства, как патриотизм, любовь к Родине, ответственность за её судьбу, гуманизм, в целом улучшает имидж органов государственной власти и управления. Авторы журнала, адресованного как специалистам, так и широкому кругу читателей, – известные историки, архивисты, краеведы. Читатели журнала – люди самых разных возрастов и профессий. За пропаганду высоких этических и нравственных принципов журналу присвоен Знак отличия выставки «Пресса-2006», «Пресса-2007» - «Золотой фонд прессы». Он рекомендован российским библиотекам для комплектования фондов. В разные годы редакцией были подготовлены и выпущены специальные номера, посвященные юбилейным датам отдельных городов или регионов Российской Федерации. Мы предлагаем Вам принять участие в совместном проекте по выпуску номера журнала, который полностью или частично будет посвящен юбилею Вашего музея.

Духовное оскудение и нравственное падение всего русского общества, за взяточничество, казнокрадство и произвол чиновников, как это делает в своей статье г-н Зубов.

Предпросмотр: Посев №3 2006.pdf (5,8 Мб)

46

№3 [Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал, 2012]

В журнале представлены рефераты книг и статей отечественных и зарубежных авторов по проблемам общего и сравнительно-исторического языкознания, теоретическим проблемам лингвистики, фонетики и фонологии, прикладного языкознания, социолингвистики, исследуются темы по морфологии и синтаксису, лексикологии и стилистике, даются портреты лингвистов.

Объединение «Немецкий как язык науки» (ADAWIS4 подчеркивает роль метафор и аналогий в позна) исходит из того, что примат общего языка (das Primat einer Einheitssprache) означает духовное Предпросмотр: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7 Литературоведение. Реферативный журнал №3 2011.pdf (1,1 Мб)

48

№4 [Лесной вестник. Forestry Bulletin, 2015]

Предыдущее название: Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник (до 2016 года)/ Журнал является ведущим научно-информационным журналом в области лесного хозяйства, экологии, лесозаготовки, деревообработки, химической технологии и обработки древесины, экономики лесного комплекса. Журнал публикует: статьи ученых высшей школы, НИИ, зарубежных специалистов, руководителей предприятий и инженеров; тексты докладов ученых на симпозиумах, конференциях и совещаниях; аннотации и рецензии на новые книги; публицистические и исторические литературные материалы. Главный редактор - Обливин Александр Николаевич, профессор, доктор технических наук, академик РАЕН и МАНВШ, Заслуженный деятель науки и техники РФ, Президент МГУЛ, профессор кафедры процессов и аппаратов деревообрабатывающих производств Московского государственного университета леса

Но на практике получилось, что параллельно с развитием научно-технического прогресса шло постепенно духовное оскудение .

Предпросмотр: Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник №4 2015.pdf (0,8 Мб)

49

№3 [Читаем вместе. Навигатор в мире книг, 2010]

"ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ. Навигатор в мире книг" - ежемесячный журнал для массового читателя, помогающий ориентироваться в море современной литературы. В каждом номере около 100 рецензий на книжные новинки месяца по различным тематикам; рассказы о лучших детских и подростковых книгах; статьи о жизни и творчестве писателей; новости книжного мира; интервью с известными писателями; загадки слов и цитат; литературная викторина.

В итоге духовное оскудение становится заболеванием, которое трудно лечить. Мы смотрим телевизор, задающий сегодня, к сожалению, низкие стандарты культуры. Телевидение ранит незаметно, но каждый день.

В рассказе "Ионыч", написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, - духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его "дорогу вниз".

Рассказ "Ионыч" - это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе.

Это семейство и в самом деле блистало "талантами". Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря "на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку...". Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, "что не бывает в жизни". А дочь Туркиных, которую все ласково звали "Котик", по слухам, собиралась стать великой пианисткой и "удивляла" гостей своим умением "ударять изо всей силы" по клавишам. На фоне этого, в высшей степени "интеллигентного" и "одаренного", семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно в безделии, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев.

В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом", потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей.

Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, "упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля". Но Старцеву было приятно "смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо". И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных.

Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: "она казалась ему очень умной и развитой не по летам". Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его "нежному, радостному, мучительному чувству..." примешивается испуг. "К чему поведет этот роман?" - размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же "что скажут товарищи, когда узнают?". Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого "дадут, должно быть, немало". Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. "Дня три" Старцев "не ел, не спал", а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: "как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак". Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она одна и удерживала его от духовной деградации.

По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и "тройка с бубенчиками") его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. "Старимся, полнеем, опускаемся... жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?" - жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.

Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения "о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...". И сам Ионыч поначалу трудится каждый день. Однако его труд не одухотворен "общей идеей", цель труда в одном - "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой", и периодически отвозить их в банк.

Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Прошло всего четыре года, а он уже не жалеет молодости, любви, несбывшихся надежд, его не смущает больше пошлость и бессмысленность окружающей жизни. "Мещанское болото" окончательно засосало его. Для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание. Зато обратно пропорционально этим человеческим утратам возрастает степень богатства, интерес к деньгам и недвижимости становится основным содержанием жизни. Обрадовать Ионыча могут теперь только деньги, полученные от пациентов. И работать он продолжает только ради "бумажек". Остальное время он играет в карты и ведет "светские" беседы с другими обывателями. В Старцеве не осталось ровным счетом ничего положительного. Деформируется и его внешний облик: Ионыч "еще больше пополнел, ожирел", обрел внешнее безобразие, и когда он, "пухлый, красный", проезжает на своей тройке с бубенчиками, "кажется, что едет не человек, а языческий бог".

В рассказе "Ионыч" А.П. Чехов, с присущим ему мастерством, показал, как губительно сказывается на человеке серая обывательская среда, если он отказывается противостоять ей, идет на поводу общественного мнения, образа жизни, своих собственных слабостей и не стремится к духовному росту. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним.

Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в "футляр" собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы