Про деток, от рождения до школы

Термин «аномия» получил широкое распространение в научных кругах, в частности в психологии, социологии и смежных с ней дисциплин, а также в медицине. Дословно его можно описать как тотальное беззаконие, игнорирование людьми определенных норм и порядков, что приводит к деструктивным настроениям в обществе и негативным идеям в сознании человека.

Аномия в узких медицинских рамках понимается как патологическое «выпадение» из памяти названий предметов и имен (an – отрицательная частица, onyma – имя). Но какими детальными характеристиками, отличительными чертами обладает понятие аномия с точки зрения различных наук?

Свое распространение понятие аномии получило еще в античные времена, однако прочно закрепилось в научной сфере на рубеже XIX-XX веков. Данным термином на протяжении всего времени пользовались философы и социологи, историки и теологи, экономисты и психологи, медики. На основе этого видно, что термин аномия распространен действительно широко, особенно в рамках социально-общественных. Однако особый интерес к нему проявляют психологи. Что такое аномия с психологической точки зрения?

Обоснование термина

В психологическом направлении аномия тесно связана с именем американского социального психолога Лео Сроула, который первым настоял на введении термина в данную научную отрасль. Идея понятия в рамках психологи и базируется на социальной концепции аномии, однако рассматривается с позиции личного сознания человека, а не в формате общественных настроений и группового проявления.

Что такое аномия в психологическом понимании термина? В основе лежит негативная идея, зарождающаяся в сознании человека, об отсутствии социальной сплоченности с другими людьми. Тяга к контакту с обществом представляется или минимальной, критически ослабленной, или отсутствует у индивида полностью.

Но человек – «существо» социальное, нуждающееся в межличностных связях. Когда такое отсутствует и не наблюдается внутреннего стремления к этому, на первый план выходят обреченность, безысходность, тоска, апатичность, отчужденность, возникает тяжелое состояние непреодолимого одиночества. Побочно фигурируют предпосылки к , в частности алкоголизму, преступной деятельности, самоубийству. Идея о саморазрушении в контексте психологической аномии доминирует и способна привести к негативным последствиям для человека.

На основе проведенных исследований латвийскими психологами дополнительно охарактеризовать аномию можно в рамках индивидуального переживания протекающих изменений в обществе. Каждый человек, находясь в ситуации не всегда благоприятных перемен в государстве, по-своему переживает «критическую ситуацию». Однако, по мнению ученых из Латвии, можно выделить три основных момента психологических реакций:

  • безнорменность, когда в сознании индивида закрепляется идея о невозможности доверять обществу и возрастает склонность к нарушению порядка, так как новые правила не дают возможности для адаптации;
  • бессмысленность, ранее сформированные цели и представления перестают быть актуальными, на смену им не приходят новые из-за отсутствия адаптации к изменившимся условиям; это порождает состояние апатии, скуки, ощущение бессмысленности и бесполезности не только в действиях, но и в жизни в целом;
  • социальная изоляция, отшельничество, нарастающее одиночество, осознание оторванности от людей и невозможность наладить межличностные связи, чувство пустоты или ненужности.

С психологической точки зрения следует, что аномия способна отразиться на любом человеке, вне его пола, возраста и профессии. Особенно тяжело протекать подобное состояние может у людей «негибких», которые не умеют и не стремятся научиться адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.

Данный момент приводит не только к вышеупомянутым проявлениям и негативным идеям, но и способен оказать сильное стрессовое воздействие, сказаться на уровне тревожности, спровоцировать развитие невротических состояний и депрессии.

Раскрытие понятия в рамках психиатрии и нейропсихологии

Термин аномия в медицинских дисциплинах рассматривается немного с иной точки зрения, нежели в психологии. Особенное распространение аномия как определение получила в формате нейропсихологии, нейрофизиологии и психиатрии, в том числе и судебной.

Что обозначает понятие аномия в подобном контексте? Аномия – это патологическое состояние, при котором пациент ввиду различных оснований не способен запоминать и давать конкретные названия, имена отдельно взятым предметам, явлениям. При этом речь человека остается сохранной и вполне адекватной. Он может правильно складывать слова в предложения, в определенной степени ясно мыслить. И в психиатрии, и в нейропсихологии рассматривается аномия в контексте номинальной афазии, а также может фигурировать в формате отдельно взятых амнестических синдромов. Иными словами, в медицинских кругах понимается феномен аномии как состояние патологической забывчивости. Но чем отличается восприятие термина в зависимости от конкретной дисциплины?

Феномен в рамках психиатрии

Аномия в психиатрическом ключе рассматривается тогда, когда речь идет о деменции (старческое слабоумие), эпилепсии, психозах, в том числе и на фоне алкогольного запоя. Понимается аномия не только как патологическая забывчивость, но и в форме нарушения речи. При этом феномен выступает как дополнительный симптом, наряду с которым могут фигурировать иные проявления, а само общее состояние больного постепенно ухудшаться.

Дополнительно к симптоматике, которую демонстрирует аномия, можно отнести:

Если рассматривается подобный термин узко в рамках судебного рода психиатрии, то его принято использовать наряду с такими понятиями как отчуждение, идентичность и идентификация.

Бенджамин Раш считал, феномен должен пониматься как «врожденный дефект, когда нет моральных ценностей в сознании индивида». С иной стороны, понятие обозначает отсутствие согласования внутренних чувств и переживаний, которые воспринимаются больным как чужеродные, беспочвенные или ненормальные.

Представление о термине в нейропсихологии и нейрофизиологии

Основная суть состояния, при котором отмечается аномия, в ситуации нейропсихологии или нейрофизиологии не отличается от идеи, заложенной в психиатрии. В данном варианте рассматривается возникновение феномена ввиду поражений отдельных частей головного мозга (теменно-затылочной, теменно-височной частей коры). Они могут возникать из-за гипоксии, черепно-мозговой травмы, инсульта, интоксикаций и так далее. Но также причиной для развития состояния являются и психические расстройства.

Для точного установления диагноза необходимо проведение определенных исследований, в частности МРТ, патопсихологического и нейропсихологического исследований. Коррекция осуществляется благодаря приему ноотропных препаратов, терапии основного заболевания, а также необходима работа психологического типа.

Разбор понятия в социологии и смежных дисциплинах

Рассматривая аномию в формате социологического понятия, акцент необходимо делать на два основных варианта трактовки.

Идея Эмиля Дюркгейма

Первое описание аномии в формате социологического термина было представлено Эмилем Дюркгеймом в 1897 году в его научной работе «Самоубийство». Он позиционировал аномию как феномен, накладывающий отпечаток на общество в целом и на каждого индивида в отдельности. Внутри данного понятия социолог рассматривал такие моменты как апатия, суицидальное поведение, деструктивные настроения, базирующиеся на разных формах агрессии.

Благодаря чему, по мнению Дюркгейма, внутри общества происходит развитие аномии («беззакония»)? В рамках теории аномии лежит столкновение органической (естественной) и механической (индустриализованной) солидарности, как бы одновременно существующих внутри общества.

В процессе формирования нового общества возникает конфликт между привычными порядками и новыми правилами. На основе столкновения возникает раскол внутри одного, ранее целого общества. У отдельных групп людей складывается негативное (депрессивное) представление о жизни, возникают предпосылки к нарушению закона. Опираясь на подобные рассуждения, Дюркгейм вывел обоснование большому количеству самоубийств (аномический суицид по причине убежденности человека в крушении общества).

Вторая социальная теория и представление о феномене в смежных науках

Термин аномия также тесно связан с другим именем в научных кругах. Развитием теории аномии активно занимался Роберт Мертон, взяв за основу невозможность достижения желанной цели законными путями ввиду имеющихся общественных ограничений либо кризиса (реформы, война и так далее). Ученый выделял следующие варианты приспосабливаемости к складывающимся обстоятельствам:

  • инновация (асоциальные поступки);
  • мятеж (попытки трансформировать сложившуюся систему);
  • ретреатизм (выбор действий в зависимости от контекста);
  • ритуализм (одобряемые законом действия, которые априори не приведут к нужному результату).

Рассмотрением идеи об аномии в обществе также занимались: Ллойд Оулин, Джекоб Гвост, Лембрейд, Гюйо и другие ученые. При этом, термин в рамках смежных с социологией наук может фигурировать как понятие «общественного хаоса»; в теологии под аномией понимается безбожие. В политологии и истории понятие часто отмечается в ситуации распада государств, военных действий.

Несмотря на то, что подобный термин широко распространен в различных дисциплинах, необходимо четко понимать его расшифровку в зависимости от общего контекста.

Под аномией в социологии понимают отсутствие в обществе норм. Синонимом для этого слова является слово «отчуждение». Если девиантное поведение характеризует отдельного человека или группу людей, то аномия -- это состояние, в котором все общество оказывается в своего рода «нормативном вакууме».

Это явление впервые было описано Э. Дюркгеймом в его знаменитой работе «Самоубийство». Дюркгейм выделил аномическое самоубийство как особую разновидность этой формы отклоняющегося поведения. Человеческие желания в целом не знают пределов, несмотря на то, что возможности их удовлетворения ограничены. На основании этого Дюркгейм делал вывод, что люди могут быть счастливы лишь в том случае, если их потребности совпадают с их возможностями. Именно для этого общество вводит нормативные ограничения, фактически указывая человеку, чего он может хотеть, а чего не может. В случае, если такие ограничения разрушаются, человек либо начинает использовать все доступные ему средства для достижения своих целей, либо впадает в состояние отчужденности, которое может стать причиной самоубийства.

Представитель социологически ориентированного психоанализа Э. Фромм описывал состояние аномии как утрату чувства принадлежности к обществу и своей социальной группе, когда индивид лишается собственной идентичности и личных ценностей, испытывая чувство отчуждения и одиночества. Человек в таком состоянии отчуждается от общества, утрачивая потребность устанавливать контакты и добиваться социального успеха.

Т Парсонс описывал аномию как состояние общества, в котором люди находятся в состоянии дезинтеграции, а их поведение не соответствует требованиям социальных институтов. Основным негативным результатом аномии Парсонс считал снижение интегрированности общества, а также рост чувства небезопасности и психических отклонений.

Р. Мертон использовал понятие аномии гораздо более широко, в качестве обоснования любого девиантного поведения. Он исходил из того, что в каждом обществе цели находятся в определенном отношении к средствам их достижения. Во-первых, цели могут быть как одобряемыми, так и неодобряемыми обществами. Во-вторых, каждая цель имеет нормативные (то есть закрепленные соответствующими социальными институтами, социальными нормами и общественным мнением) средства достижения, а также средства достижения, на которые налагается запрет.

В то же время Мертон обратил внимание на то, что в разных обществах более сильный акцент делается либо на цели, либо на средства. Если для общества наиболее важны цели, его можно считать аномическим. И действительно, в обществе, в котором богатство считается ценностью и нет особых ограничений на выбор средств его достижения, люди будут избирать наиболее эффективные средства, которые ведут к этому состоянию, независимо от того, являются ли они с точки зрения социальных норм и морали приемлемыми или нет. И наоборот, если культура уделяет достаточное внимание средствам достижения цели, то и ее носители будут более разборчивыми в выборе средств, а следовательно, обществу в целом аномия будет присуща в меньшей степени.

Еще одной причиной аномии, по мнению Мертона, может быть ограниченная доступность средств достижения социально престижной цели, связанная с расслоением внутри общества. Например, в США богатство является общепризнанным и даже навязываемым проявлением жизненного успеха. Однако средства достижения богатства недоступны для всех представителей общества. Не все люди могут получить хорошее образование, стать квалифицированными специалистами и получить хорошую, высокооплачиваемую работу. А потому им приходится прибегать к средствам, которые не одобряются обществом, то есть к девиантному поведению.

Социальная аномия

Аномия - негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы и проявляется она в:

Состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценностей, что приводит к увеличению отклоняющегося поведения, вплоть до самоубийства.

Отсутствии у людей эталонов сравнения, социальной оценки своего поведения, что приводит их к "люмпенизированному" состоянию и потере групповой солидарности.

Несоответствии, разрыве между социальными целями и одобренными средствами их достижения, что, при недостижимости всех этих целей законными средствами, толкает людей на незаконные пути их достижения.

Видел причину аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Это явление наиболее ярко проявляется во время переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

Аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, все это приводит к «вакуумизации» социального пространства. Аномия близка в этом смысле к понятию «отчуждение». Значительные, резкие перемены в социальной, политической и экономической сферах разваливают порядок в обществе и социальные связи, человек оказывается лишенным ориентиров, ценностных установок, потерянным в пространстве. Индивид начинает испытывать кризис ожиданий, теряет надежды на будущее, ощущается отсутствие стремлений. Утрачивается ограничение нравственных рамок. В итоге человек оказывается в вакууме. Человек не может найти для себя долговременных устойчивых установок и ориентиров, он впадает в состояние апатии, вялости, усталости от жизни. Это ощущение усиливается, оно необратимо и непреодолимо. Возрастает пассивность, безынициативность, замкнутость, личность проходит процесс саморазрушения. Одна из причин аномии – несоответствие нормативного и институционального аспектов правового порядка, системы социальных норм и системы социальных учреждений. Акцент на институты нередко сопровождается снижением императивной значимости законов, норм, правил и, следовательно, ведет к аномии. Принадлежность индивида к институту, имеющему специфические интересы, и необходимость руководствоваться в своей деятельности нормами и предписаниями общепринятых установлений нередко ставит его в ситуацию не просто вынужденного выбора, а вынужденной аномии.

33.Интерпретивная парадигма: феноменология (а.Щюц).

Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого творения. Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность "понимающей социологии". Его основные труды: -- «Феноменология соц. мира» (1932), -- "Возвращающийся домой". Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет "домашней" группой. Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации индивида к своей "домашней" группе после того, как они ее покинули по тем или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к выводу, что "поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет".

Питер Бергер (1929) - американский социологи, австриец по происхождению – также представитель феноменологической школы социологии. Его основные работы: -- "Шум торжественных ансамблей"; -- "Приглашение в социологию"; -- "Социальное конструирование реальности" -- "Священная завеса" и т.д. В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую известную работу "Соц. конструирование реальности", в которой излагалась теория феноменологической социологии знания, ориентированная на реальность "жизненного мира", на "повседневное знание", предшествующее научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц. реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания - значимые другие. Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц. базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством поддержания здесь является общение и употребление одного языка. Через общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью).

Причины и основные виды отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение и формы его проявления

Основные элементы социального контроля

Сущность социального контроля

Тема 10. Социальный контроль и девиантное поведение

1. Раскрывая сущность социального контроля важно понять, что наличие в обществе тех или иных культурных установлений и требований, социальных ожиданий само по себе не гарантирует их выполнение всеми социальными субъектами. Большинство людей и групп без внешнего давления добросовестно и постоянно соблюдают общественный порядок, нормы и правила труда и общежития. Однако это происходит, прежде всего, благодаря их успешной социализации и осуществляемому через неё социальному регулированию, а также потому, что люди осознают, что общество государство следят за их поведением и в случае его серьёзного отклонения от нормативных предписаний готовы дать этому соответствующую оценку и применить адекватные санкции.

Ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.

Социальный контроль – это система способов воздействия общества на личность или группы с целью регуляции их поведения и поддержания общественного порядка.

Социальный контроль может быть внешним и внутренним.

Внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный и неформальный.

Формальный контроль основан на одобрении или ощущении со стороны официальных органов власти и администрации, а неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе людей он неэффективен.

Внутренний контроль называется самоконтролем. В данном случае индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывал его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются на столько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Социальный контроль приблизительно на 70% осуществляется за счёт самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю и наоборот, чем слабее самоконтроль, чем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль часто тормозит развитие самосознания, приглушает внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает диктатура. Обратите внимание на то, что вероятность установления демократии в обществе высока лишь при развитом самоконтроле, а при неразвитом – высока вероятность установления диктатуры.

Рассматривая понятие социального контроля, необходимо обратить внимание на ряд принципиальных моментов.



Социальный контроль – составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Её специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения.

Проблема социального контроля – это определённый срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы (общности) и общества в целом. Проанализируйте различные способы реализации социального контроля и через социализацию личности с первичной социальной группой, её культурой (групповой контроль) и через взаимодействие группы с обществом в целом (социальный контроль через принуждение).

Социальный контроль предполагает постоянное и активное социальное взаимодействие, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера.

Направленность, содержание и характер социального контроля определяются характером, природой и типом данной социальной системы. Определите, чем отличается социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом, а также в простых, примитивных обществах в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах. Используйте в последнем случае критерий формализованности контроля.

2. Социальный контроль включает два основных элемента – социальные нормы и социальные санкции.

Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры, направленные на укрепление стабильности и целостности общества.

Повторяемость, устойчивость и регулярность определённых социальных взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих правил, норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соответствующих ситуациях. Благодаря этому субъекты социального взаимодействия получают возможность предвидеть поведение других участников общественных отношений и в соответствии с этим строить собственное поведение, а общество - контролировать и оценивать поведение каждого.

По масштабам применения социальные нормы различаются на следующие типы:

1) Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных, дружеских компаниях, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

2) Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами».

К «общим правилам» относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Каждой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет (светский этикет, манеры поведения молодёжи и т.д.).

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Если расположить все меры в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то строже всего караются табу и юридические законы, затем следуют нравы, традиции и обычаи, а за ними привычки (индивидуальные и групповые).

Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Это так называемые неформальные групповые нормы. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах и механизм, контролирующий соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Обратите внимание на то, что социальные нормы классифицируются по различным основаниям, но особенно важным для ценностно-нормативной регуляции жизни общества является их деление на правовые и моральные. Правовые нормы проявляются в форме закона, иного государственного или административного нормативного акта, содержат чёткие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Их выполнение обеспечивается силой государственного принуждения или угрозой его применения. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности.

Соблюдение норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции.

Социальные санкцииэто оперативноесредство социального контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения социальных норм.

Социальные нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-либо нормы отсутствует сопровождающая её санкция, то она перестаёт регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестаёт быть элементом социального контроля.

Анализируя характер социальных санкций, следует иметь в виду, что они, могут быть правовыми, моральными, религиозными, политическими, экономическими, духовно-идеологическими и др.; по содержанию – позитивными (положительными, поощрительными) и негативными (отрицательными, осуждающими, наказывающими); по форме закрепления – формальными, т.е. закреплёнными, например, в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международными и внутригосударственными. Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением; моральных – силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или социальной группы; религиозных – авторитетом религиозных догматов и церковной деятельностью. Различные виды социальных санкций и самих норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Так, если юридический закон или иной правовой акт, содержащиеся в нём юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного увеличивается.

В заключении, подводя итоги, определите, в чём состоит роль и значение социального контроля. Обратите внимание на то, что он:

1) вносит серьёзный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры;

2) играет важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы в упрочении социального порядка;

3) направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определённых ситуациях, не вызывающие возражения социальной группы или всего общества;

4) призван гарантировать соответствие поведения человека ценностям и нормам данного общества или социальной группы.

3. Даже в высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удаётся достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и неукоснительно следовали утвердившимся в нём нормам и правилам. В результате происходят более или менее серьёзные нарушения этих норм и правил. Такие социальные отклонения называют девиантным поведением.

Девиация (девиантное поведение) (от лат. deviatio -уклонение) – это отклоняющееся от общепринятых норм социальные действия (поведение) людей или их групп, вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы.

В широком смысле понятие «девиантное поведение» охватывает любые отклонения в поведении от социальных норм – как положительные (геройство, самопожертвование и др.), так и отрицательные (преступления, нарушения норм морали, традиций, алкоголизм, наркомания, бюрократизм и т.д.). Однако чаще всего это понятие используется в более узком смысле, как негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм. Это связано с тем, что именно отрицательная девиация угрожает подрывом социальной стабильности, и поэтому социологи и психологи именно ей уделяют особое внимание.

Существуют различные формы проявления девиации:

Скрытая, латентная (например, бюрократизм, карьеризм и т.д.) и открытая, явная (например, хулиганство, преступления и т.д.).

Индивидуальная , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры, и групповая, рассматриваемая как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Первичная , когда отклонения незначительны и терпимы, и вторичная, т.е. отклонение от существующих в группе норм, которые социально определяется как девиантное.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения, выделяют его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К деструктивному типу относят отклонения причиняющие вред самой личности (алкоголизм, суицид, мазохизм и др.) к асоциальному типу относят повеление, которое приносит вред первичным группам и общностям (нарушение трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Противоправный тип отклоняющегося поведения связан с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм и приводит к серьезным негативным последствиям для общества (грабежи, убийства, терроризм и т.п.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что границы девиаций подвижны, а сами они способны так или иначе, модернизироваться и адаптироваться к переменам в социальных условиях и даже воспроизводиться в новых поколениях. Оценка девиантного поведения происходит с позиций культуры, принятой в данном обществе.

4. Рассматривая основные виды отклоняющегося поведения, необходимо подчеркнуть, что причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Относительно определения и изучения основных причин отклонений существует три вида теорий:

1) Теория физических типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон), согласно которой люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов;

2) Психоаналитическая теория (З. Фрейд), исходя из которой девиацию вызывают внутриличностные конфликты, нарушения в структуре человеческого Я. Но диагностика подобных нарушений крайне затруднена и к тому же далеко не каждый человек, переживающий внутренний конфликт становится девиантом;

3) Социологические теории (Э. Дюргейм, Р. Мертон и др.), которые анализируют социальные и культурные факторы, являющиеся причиной девиации. Так, Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р. Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения.

Важно отметить, что большинство исследователей исходят из того, что появление и существование девиантного поведения вызывается обычно не какой-либо одной причиной, а многообразной совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания и суицид. Проанализируйте социальные факторы, способствующие возникновению и развитию подобных девиаций, и определите, в чем заключается опасность их проявление для личности, группы и общества в целом.

5. Развитие и распространение девиаций, социальные потрясения ведут общество к аномальному состоянию – социальной аномии, а она в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Т. Парсонс определил аномию как «состояние, при котором значительноечисло индивидов находится в положении, характеризующемся серьёзным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадёжность поведения».

Социальная аномия(от франц. anomie - беззаконие, неорганизованность) – это кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство или значительная часть её субъектов нарушает установленные социальные нормы или относится к ним безразлично, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределённости.

Это понятие ввел в социологию известный французский социолог Э. Дюркгейм, который рассматривал социальную аномию как проявление отсутствия в обществе «органической солидарности». Аномия, по Э. Дюркгейму, - это состояние, при котором личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, надёжности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Разработку концепции аномии продолжил американский социолог Р. Мертон. Он рассматривал аномию как такое состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными институционализированными путями и средствами, что ведёт к росту отклоняющегося поведения. Р. Мертон использовал это понятие для характеристики соответствующего состояния не только общества,но и личности, когда она дезорганизована, переживает чувства тревоги и отчуждённости от общества. Р. Мертон разработал типологию поведения личностей в их отношении к целям и средствам и выделил следующие основные типы поведения:

1. Конформизм (когда личностью принимаются как нормативные цели, так и нормативные средства);

2. Инновация (когда имеет место положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств);

3. Ритуализм (при котором отрицаются цели и главный акцент переносится на средства);

4. Ретризм (когда отрицаются любые цели и средства);

5. Мятеж (отказ от нормативных целей и средств сопровождается одновременной заменой их новыми целями и средствами).

Важно знать, что сегодня понятие социальной аномии чаще всего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчуждённость личности от общества, разочарованность в жизни, преступность и другие негативные явления. Современное российское общество обладает следующими чертами социальной аномии:

1. многие старые ценности, нормы и идеалы потерпели крушение, а новые ещё не определились и не утвердились,

2. серьёзно расшатаны представления о дозволенном и недозволенном,

3. происходит резкий всплеск социальной напряжённости и социальных конфликтов,

4. рост теневого и преступного бизнеса, преступности, наркомании, коррупции, проституции и многих других разновидностей девиантного поведения.

Причины и основные виды отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение и формы его проявления

Основные элементы социального контроля

Сущность социального контроля

Тема 10. Социальный контроль и девиантное поведение

1. Раскрывая сущность социального контроля важно понять, что наличие в обществе тех или иных культурных установлений и требований, социальных ожиданий само по себе не гарантирует их выполнение всœеми социальными субъектами. Большинство людей и групп без внешнего давления добросовестно и постоянно соблюдают общественный порядок, нормы и правила труда и общежития. При этом это происходит, прежде всœего, благодаря их успешной социализации и осуществляемому через неё социальному регулированию, а также потому, что люди осознают, что общество государство следят за их поведением и в случае его серьёзного отклонения от нормативных предписаний готовы дать этому соответствующую оценку и применить адекватные санкции.

Ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.

Социальный контроль - ϶ᴛᴏ система способов воздействия общества на личность или группы с целью регуляции их поведения и поддержания общественного порядка.

Социальный контроль должна быть внешним и внутренним.

Внешний контроль - ϶ᴛᴏ совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный и неформальный.

Формальный контроль основан на одобрении или ощущении со стороны официальных органов власти и администрации, а неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе людей он неэффективен.

Внутренний контроль принято называть самоконтролем. В данном случае индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывал его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются на столько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Социальный контроль приблизительно на 70% осуществляется за счёт самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю и наоборот, чем слабее самоконтроль, чем жестче должен быть внешний контроль. При этом жесткий внешний контроль часто тормозит развитие самосознания, приглушает внутренние волевые усилия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникает диктатура. Обратите внимание на то, что вероятность установления демократии в обществе высока лишь при развитом самоконтроле, а при неразвитом – высока вероятность установления диктатуры.

Рассматривая понятие социального контроля, крайне важно обратить внимание на ряд принципиальных моментов.

Социальный контроль – составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Её специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения.

Проблема социального контроля - ϶ᴛᴏ определённый срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы (общности) и общества в целом. Проанализируйте различные способы реализации социального контроля и через социализацию личности с первичной социальной группой, её культурой (групповой контроль) и через взаимодействие группы с обществом в целом (социальный контроль через принуждение).

Социальный контроль предполагает постоянное и активное социальное взаимодействие, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера.

Направленность, содержание и характер социального контроля определяются характером, природой и типом данной социальной системы. Определите, чем отличается социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом, а также в простых, примитивных обществах в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах. Используйте в последнем случае критерий формализованности контроля.

2. Социальный контроль включает два базовых элемента – социальные нормы и социальные санкции.

Социальные нормы - ϶ᴛᴏ правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры, направленные на укрепление стабильности и целостности общества.

Повторяемость, устойчивость и регулярность определённых социальных взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих правил, норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соответствующих ситуациях. Благодаря этому субъекты социального взаимодействия получают возможность предвидеть поведение других участников общественных отношений и в соответствии с этим строить собственное поведение, а общество - контролировать и оценивать поведение каждого.

По масштабам применения социальные нормы различаются на следующие типы:

1) Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных, дружеских компаниях, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Οʜᴎ называются ʼʼгрупповыми привычкамиʼʼ.

2) Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Οʜᴎ называются ʼʼобщими правиламиʼʼ.

К ʼʼобщим правиламʼʼ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Каждой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет (светский этикет, манеры поведения молодёжи и т.д.).

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. В случае если расположить всœе меры в нарастающем порядке, исходя из меры наказания, то строже всœего караются табу и юридические законы, затем следуют нравы, традиции и обычаи, а за ними привычки (индивидуальные и групповые).

При этом существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Это так называемые неформальные групповые нормы. Οʜᴎ рождаются в малых, а не в больших социальных группах и механизм, контролирующий соблюдение подобных норм, принято называть групповым давлением.

Обратите внимание на то, что социальные нормы классифицируются по различным основаниям, но особенно важным для ценностно-нормативной регуляции жизни общества является их делœение на правовые и моральные. Правовые нормы проявляются в форме закона, иного государственного или административного нормативного акта͵ содержат чёткие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Их выполнение обеспечивается силой государственного принуждения или угрозой его применения. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности.

Соблюдение норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, ᴛ.ᴇ. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции.

Социальные санкцииэто оперативноесредство социального контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения социальных норм.

Социальные нормы и санкции соединœены в единое целое. В случае если у какой-либо нормы отсутствует сопровождающая её санкция, то она перестаёт регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестаёт быть элементом социального контроля.

Анализируя характер социальных санкций, следует иметь в виду, что они, бывают правовыми, моральными, религиозными, политическими, экономическими, духовно-идеологическими и др.; по содержанию – позитивными (положительными, поощрительными) и негативными (отрицательными, осуждающими, наказывающими); по форме закрепления – формальными, ᴛ.ᴇ. закреплёнными, к примеру, в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международными и внутригосударственными. Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением; моральных – силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или социальной группы; религиозных – авторитетом религиозных догматов и церковной деятельностью. Различные виды социальных санкций и самих норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Так, в случае если юридический закон или иной правовой акт, содержащиеся в нём юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного увеличивается.

В заключении, подводя итоги, определите, в чём состоит роль и значение социального контроля. Обратите внимание на то, что он:

1) вносит серьёзный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры;

2) играет важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы в упрочении социального порядка;

3) направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определённых ситуациях, не вызывающие возражения социальной группы или всœего общества;

4) призван гарантировать соответствие поведения человека ценностям и нормам данного общества или социальной группы.

3. Даже в высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удаётся достичь такого положения, когда бы абсолютно всœе его члены строго и неукоснительно следовали утвердившимся в нём нормам и правилам. В результате происходят более или менее серьёзные нарушения этих норм и правил. Такие социальные отклонения называют девиантным поведением.

Девиация (девиантное поведение) (от лат. deviatio -уклонение) - ϶ᴛᴏ отклоняющееся от общепринятых норм социальные действия (поведение) людей или их групп, вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы.

В широком смысле понятие ʼʼдевиантное поведениеʼʼ охватывает любые отклонения в поведении от социальных норм – как положительные (геройство, самопожертвование и др.), так и отрицательные (преступления, нарушения норм морали, традиций, алкоголизм, наркомания, бюрократизм и т.д.). При этом чаще всœего это понятие используется в более узком смысле, как негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм. Это связано с тем, что именно отрицательная девиация угрожает подрывом социальной стабильности, и в связи с этим социологи и психологи именно ей уделяют особое внимание.

Существуют различные формы проявления девиации:

Скрытая, латентная (к примеру, бюрократизм, карьеризм и т.д.) и открытая, явная (к примеру, хулиганство, преступления и т.д.).

Индивидуальная , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры, и групповая, рассматриваемая как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Первичная , когда отклонения незначительны и терпимы, и вторичная, ᴛ.ᴇ. отклонение от существующих в группе норм, которые социально определяется как девиантное.

Исходя из целœей и направленности девиантного поведения, выделяют его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К деструктивному типу относят отклонения причиняющие вред самой личности (алкоголизм, суицид, мазохизм и др.) к асоциальному типу относят повелœение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приносит вред первичным группам и общностям (нарушение трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Противоправный тип отклоняющегося поведения связан с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм и приводит к серьезным негативным последствиям для общества (грабежи, убийства, терроризм и т.п.).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать вывод о том, что границы девиаций подвижны, а сами они способны так или иначе, модернизироваться и адаптироваться к переменам в социальных условиях и даже воспроизводиться в новых поколениях. Оценка девиантного поведения происходит с позиций культуры, принятой в данном обществе.

4. Рассматривая основные виды отклоняющегося поведения, крайне важно подчеркнуть, что причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Относительно определœения и изучения базовых причин отклонений существует три вида теорий:

1) Теория физических типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон), согласно которой люди с определœенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. При этом практика доказала несостоятельность теорий физических типов;

2) Психоаналитическая теория (З. Фрейд), исходя из которой девиацию вызывают внутриличностные конфликты, нарушения в структуре человеческого Я. Но диагностика подобных нарушений крайне затруднена и к тому же далеко не каждый человек, переживающий внутренний конфликт становится девиантом;

3) Социологические теории (Э. Дюргейм, Р. Мертон и др.), которые анализируют социальные и культурные факторы, являющиеся причиной девиации. Так, Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р. Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения.

Важно отметить, что большинство исследователœей исходят из того, что появление и существование девиантного поведения вызывается обычно не какой-либо одной причиной, а многообразной совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания и суицид. Проанализируйте социальные факторы, способствующие возникновению и развитию подобных девиаций, и определите, в чем заключается опасность их проявление для личности, группы и общества в целом.

5. Развитие и распространение девиаций, социальные потрясения ведут общество к аномальному состоянию – социальной аномии, а она в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Т. Парсонс определил аномию как ʼʼсостояние, при котором значительноечисло индивидов находится в положении, характеризующемся серьёзным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадёжность поведенияʼʼ.

Социальная аномия(от франц. anomie - беззаконие, неорганизованность) - ϶ᴛᴏ кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство или значительная часть её субъектов нарушает установленные социальные нормы или относится к ним безразлично, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределённости.

Это понятие ввел в социологию известный французский социолог Э. Дюркгейм, который рассматривал социальную аномию как проявление отсутствия в обществе ʼʼорганической солидарностиʼʼ. Аномия, по Э. Дюркгейму, - это состояние, при котором личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, надёжности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Разработку концепции аномии продолжил американский социолог Р. Мертон. Он рассматривал аномию как такое состояние сознания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ связано с невозможностью достижения индивидуальных целœей законными институционализированными путями и средствами, что ведёт к росту отклоняющегося поведения. Р. Мертон использовал это понятие для характеристики соответствующего состояния не только общества,но и личности, когда она дезорганизована, переживает чувства тревоги и отчуждённости от общества. Р. Мертон разработал типологию поведения личностей в их отношении к целям и средствам и выделил следующие основные типы поведения:

1. Конформизм (когда личностью принимаются как нормативные цели, так и нормативные средства);

2. Инновация (когда имеет место положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств);

3. Ритуализм (при котором отрицаются цели и главный акцент переносится на средства);

4. Ретризм (когда отрицаются любые цели и средства);

5. Мятеж (отказ от нормативных целœей и средств сопровождается одновременной заменой их новыми целями и средствами).

Важно знать, что сегодня понятие социальной аномии чаще всœего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчуждённость личности от общества, разочарованность в жизни, преступность и другие негативные явления. Современное российское общество обладает следующими чертами социальной аномии:

1. многие старые ценности, нормы и идеалы потерпели крушение, а новые ещё не определились и не утвердились,

2. серьёзно расшатаны представления о дозволенном и недозволенном,

3. происходит резкий всплеск социальной напряжённости и социальных конфликтов,

4. рост теневого и преступного бизнеса, преступности, наркомании, коррупции, проституции и многих других разновидностей девиантного поведения.

Социальная аномия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная аномия" 2017, 2018.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы