Деятельность - способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер). 1
Структура деятельности:
Типы деятельности:
Классификации общения:
по используемым средствам общения:
по субъектам общения:
Творчество:
Особое место в системе видов деятельности принадлежит творчеству. Творческая деятельность - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом - изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Все виды деятельности существуют во взаимодействии друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое деятельность?
Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.
3. Как связаны деятельность и потребности?
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.
4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?
Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.
5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.
Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.
6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?
К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.
7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.
8. Как связаны деятельность и сознание?
Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.
Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.
ЗАДАНИЯ
1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.
Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).
2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.
а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;
б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;
в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.
3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.
Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.
4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.
Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.
Существуют различные классификации видов деятельности:
1. По способу осуществления:
- практическая деятельность (преобразование объектов природы и общества). Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества);
- духовная деятельность, связана с изменением сознания людей. В нее входят:
Познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);
Ценностно-ориентировочная деятельность (отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
Прогностическая деятельность (планирование и предвидение возможных изменений действительности).
2. По характеру человеческой активности:
Созидательная деятельность - производство материальных и духовных ценностей;
Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу (загрязнение окружающей среды) и общество (войны, нашествия и пр.).
3. По творческой роли в социальном развитии:
Репродуктивная деятельность - направленная на получение известного результата труда;
Продуктивная деятельность - производство новых идей, способов достижения цели.
4. В зависимости от соответствия общекультурным ценностям и социальным нормам:
Законную и незаконную;
Моральную и аморальную.
5. В зависимости от новизны целей, результатов, средств:
Однообразную, шаблонную, монотонную;
Инновационную, изобретательскую, творческую.
6. В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает
Экономическая (производственная, потребительская и др.);
Политическая (государственная, военная, международная и др.);
Социальная;
Духовная (научная, образовательная, досуговая и др.)
7. По способу формирования человека как личности:
- игра;
Общение.
Труд - целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достижение общественно полезного результата. Отличительной особенностью трудовой деятельности является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных результатов, заранее ожидаемых результатов. Труд, как целесообразная деятельность, начался с изготовления орудий труда. Наличие орудий труда и специальной подготовки является специфической особенностью трудовой деятельности человека. Только люди способны действовать на окружающую среду с помощью специально созданных средств труда. Для успеха необходимо мастерство, умения, знания. В любой трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат.
Игра - первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искусственно смоделированных ситуациях Основной мотив не в результате, а в самом процессе. Игры часто имеют характер развлечений, преследующих цель получения отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений. Наиболее существенной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость:
С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие;
С другой стороны, действия носят условный характер. Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играющие Роль - это соответствие принятым (условным) нормам поведения в игровой ситуации.
Занимаясь любой деятельностью, человек чему-то учится, а, значит, изменяем себя самого. Цель учения - приобретение знаний иовладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.
В процессе совместной работы люди общаются друг с другом, обмениваются практическим опытом и способами деятельности, т.е. находятся в общении.
В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение:
1) эти понятия отождествляют;
2) деятельность и общение противопоставляются друг другу;
3) общение рассматривается наряду с деятельностью как самостоятельное, но равноправное явление.
В учебных пособиях чаще представлена первая точка зрения.
Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности. В мире общения, происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а субъектом.
В зависимости от разнообразия субъектов выделяют следующие виды общения:
Общение между реальными субъектами (двумя людьми);
Общение реального субъекта с иллюзорным партнером (общение с животным),
Общение реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний диалог);
Общение воображаемых партнеров (художественных персонажей).
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой и в повседневной жизни их трудно отделить друг от друга. Так, в процессе труда человек может общаться с партнёром, устраивая игру в виде соревнования, обучаясь новым навыкам, и в этом процессе получить принципиально новые знания о мире, познавая его законы. Ряд ученых выделяет как вид деятельности наряду с трудом, игрой, общением и познание (учение в данном случае трактуется как частный вид познания).
Человек - существо социальное. Он не может в полной мере развиваться, не контактируя с другими людьми. Только постоянно обучаясь, мы становимся сильнее, получаем доступ к самым потаенным уголкам своей души. Виды человеческой деятельности тесно связаны с пониманием своего предопределения. Выбор жизненного пути зависит от характера, амбиций, условий жизни, готовности действовать, несмотря на значимые преграды, то есть определяется внешними и внутренними составляющими. Прилагая определенные усилия, мы имеем возможность полноценно двигаться вперед.
Рассмотрим основные виды человеческой деятельности. Стоит заметить, что не все они будут проявлены в жизни конкретного индивида, поскольку многое зависит от уровня сознания, от того, насколько личность готова принимать на себя ответственность. Какие виды человеческой деятельности существуют? Попробуем разобраться.
Представляет собой довольно занимательный компонент, непременно сопутствующий любому развитию. Игра как вид человеческой деятельности заслуживает особенного внимания. Ведь именно с нее начинается активный процесс познания окружающего мира. В противном случае вряд ли стало бы возможно чему-то научиться, проявить себя во внешнем мире. Если понаблюдать за играющим ребенком, то можно заметить одну интересную особенность: он моделирует разные ситуации, представляющие для него интерес, решает важные задачи. Огромная фантазия заставляет его придумывать сложные сюжетные ходы, сознание буквально фонтанирует идеями.
Увлеченность процессом игры помогает освободиться от тревожащих мыслей, научиться иначе смотреть на окружающую реальность. Этот вид деятельности выступает способом познания мира через проигрывание множества моделей и ролей. Главной особенностью является то, что в игре человек не боится принимать решения и действует интуитивно, опираясь на свое внутреннее видение.
Все виды человеческой деятельности тесным образом связаны между собой. Невозможно одно представить без другого. Взаимодействие с окружающими столь же необходимо, как и обучение, возможность проводить исследовательскую деятельность. Общение представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение глубинной потребности в признании и понимании. Установление теплых отношений невозможно без доверия.
В идеале должно осуществляться всю жизнь для эффективного самосовершенствования. Обучение - это вид человеческой деятельности, направленный на получение новой информации, которая позже становится нашим знанием. В процессе приобретения новых навыков человек совершенствует свои способности, получает возможность полноценно работать над собой. Зрелая личность понимает необходимость таких изменений, поскольку нацелена на внутреннее преображение. В детском возрасте обучение подразумевает прежде всего получение новых знаний. Ребенку необходимо усвоить множество предметов, прежде чем он отправится во взрослую жизнь.
Во многих случаях эффективное обучение становится причиной для того, чтобы начать гордиться своими достижениями. Здесь у каждого будут индивидуальные заслуги. Отличительной особенностью является то обстоятельство, что для осуществления процесса обучения необходимо самостоятельно прилагать усилия, ведь знания не появятся сами собой.
Для многих это занятие является показателем полезного времяпрепровождения. Многие люди проникаются искренним уважением к тем личностям, которые занимаются данной деятельностью. Физический труд в обществе ценится и поощряется. Считается, что такая личность действительно честно зарабатывает деньги и потому может считаться благородной. Данный вид деятельности необходим еще и потому, что позволяет развиваться физически, оставаться выносливым. Это крайне важно в наше время стремительного развития гиподинамии. Люди, избравшие для себя такую деятельность, надолго сохраняют отличную физическую форму, могут справиться с любой непредвиденной ситуацией, если только она требует силы и активности.
Данная деятельность является уделом людей утонченных и интеллигентных. Как правило, умственную деятельность выбирают для себя те личности, которые сосредоточены на выполнении интеллектуальной задачи. Этот вид человеческой деятельности во многом обусловливает научно-социальный прогресс. Чем больше личность занимается, тем скорее она развивается в какой-то значимой для себя отрасти. Развитие мысли происходит постепенно, под влиянием определенных составляющих.
Умственный труд всегда ценился, особенно в определенных кругах. Интеллектуальное сознание - это ищущий характер, который постоянно стремится к тому, чтобы выйти на понимание сложных вещей. Концентрируясь на главном, оно способно стать удивительным проводником в мир интеллектуальных составляющих. Чтобы заниматься умственной деятельностью, необходимо иметь определенный склад характера, постоянно работать над собой. Чем больше человек читает книг, изучает что-то, тем мощнее он развивается интеллектуально, и тем скорее расширяются его возможности.
Склонность к исследовательской работе во многом определяет склад характера. Наука - вид человеческой деятельности, которая требует развитого аналитического ума. Это обязательное условие. В противном случае деятельность не будет иметь значительного успеха. Главной особенностью является то, что все выводы и умозаключения делаются на основании логических составляющих. Занимаясь научной деятельностью, обязательно нужно что-то доказывать, опираясь на теоретические подходы ученых и их практические наработки. Здесь нельзя просто делать выводы, если они не подкреплены соответствующими знаниями. Наука требует максимальной четкости и точности. Невозможно действовать наобум, не имея представления о предмете своего исследования. Примечательно то, что научные деятели, привыкая строить сложные умозаключения, потом начинают относиться к жизни как к непрекращающейся цепочке предположений и заключений. От подобного мировоззрения очень сложно освободиться, принимая решение, основываясь на сугубо научном подходе. Все дело в том, что жизнь иногда оказывается намного сложнее, чем любая исследовательская работа.
Представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд представителей интеллигенции. Способность понимать произведения искусства является показателем развития эстетического вкуса. Настоящие литературные произведения, картины великих мастеров и музыку могут оценить по достоинству далеко не все. Для этого нужно иметь утонченное мировосприятие и как минимум повышенный интерес к определенному виду искусства. Такие люди отличаются изысканным вкусом, у них часто обнаруживаются дополнительные таланты. Главной особенностью является то, что индивиды, увлекающиеся искусством, часто настолько погружаются в выдуманный мир, что перестают замечать окружающую реальность.
Искусство всегда требует от человека определенной самоотдачи. Ведь такая деятельность никогда не смогла бы развиваться, если бы ей не уделялось достаточно времени и внимания. Личность, увлеченная искусством, всегда чем-то жертвует ради того, чтобы заниматься любимым делом. Как правило, жизнь всегда направляет таких людей, помогает им постоянно ощущать непреходящий смысл совершаемых действий. У них обязательно имеется высокая цель, которая все оправдывает и допускает. Они действуют не ради денег, а во имя светлой идеи.
Вид человеческой деятельности, который процветает с давних времен. Человек, выбравший для себя торговлю, как правило, высоко ценит собственный материальный достаток. Он способен оценить выгоду и заметить значимые перспективы в любой ситуации. В большинстве случаев люди значительно преуспевают в выбранном занятии, если у них имеется к этому склонность. Торговля является неотъемлемым элементом жизни. Такой человек отличается тем, что нацелен на получение материальных благ и ценностей. Для него имеет большое значение, какую одежду он носит, чем питается, насколько велико его благосостояние. Торговцы во многих вопросах действуют достаточно хладнокровно и целеустремленно. Они не поддаются влиянию эмоций и потому быстрее достигают значительных результатов. Представители других сфер могли бы с большим воодушевлением им позавидовать.
Это направление, несомненно, берет свое начало из торговли. Маркетинг - вид человеческой деятельности, целиком направленный на получение материальной выгоды. Данная сфера предполагает, что личность умеет разбираться в сложных вопросах, действовать, опираясь на собственное перспективное планирование. Большое значение имеет такая вещь, как самоорганизация. Только полностью сосредоточившись на задаче, можно ее решить. Без грамотного планирования не обойтись. Маркетинг предполагает, что человек будет действовать четко и в согласии с требованиями современного общества.
Банальная ошибка может привести к непоправимым последствиям, поэтому здесь крайне важно самообладание, умение держать чувства под контролем. Конечно, это удается далеко не всем. Удачливый маркетолог - тот, что свободен от собственных сомнений и тревог. Главной отличительной особенностью такой личности является уверенность в себе. Ведь способность быстро принимать решения действительно ведет к успеху.
Потребность в созидании заложена в каждом из нас. Другой вопрос заключается в том, работает ли личность над собой, готова ли уделять достаточно времени и внимания своему творчеству. Эта деятельность требует не просто большой самоотдачи, но еще и колоссальной выдержки и терпения. Порой требуется обладать сильной волей для того, чтобы что-то получилось. Творческий путь никогда нельзя назвать простым и легким. Порой личности необходимо пройти через множество испытаний, чтобы добиться успеха. Человек вынужден прилагать максимум усилий, поскольку только в этом случае он развивается, становится самодостаточным и уверенным в себе.
Занимает особенную позицию в жизни личности. Если мы перестанем работать над собой, нам будет трудно совладать с собственными эмоциями. Такая личность начинает со временем деградировать, перестает развивать имеющиеся способности. Самосовершенствование является неотъемлемым элементом любой деятельности. Чем бы человек ни планировал заниматься, он обязательно должен уделять особое внимание своему внутреннему миру.
Работа с чувствами и эмоциями очень важна. Благодаря ей мы начинаем лучше осознавать, что в жизни по-настоящему ценно.
Таким образом, основные виды человеческой деятельности - труд, игра, наука или искусство, и каждый заслуживает отдельного внимания. Важно, чтобы личность непременно развивалась, а не стояла на месте. Этому способствует полная самоотдача.
Деятельность
— способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека
:
Мотив
(от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности
— это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Найдите в ней субъект и объект, мотив, цель, подберите методы и средства, опишите процесс и результат.
Материальная деятельность
— это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную
деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую
деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность
связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность
отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность
— это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность
представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Есть различные критерии классификации деятельности :
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР КАЖДОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основные формы человеческой деятельности :
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:
1) комбинирование уже имеющихся знаний;
2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы;
3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;
4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.