Про деток, от рождения до школы

Двоевластие продолжалось до июльского общенационального кризиса, когда была разогнана демонстрация 4 июля 1917 г. в Петрограде. С этого момента установилось единовластие Временного Правительства. Однако оно практически не решало насущные вопросы, осуществив лишь небольшие перестройки государственного аппарата, не менявшие его сущности. Пассивность Временного правительства и обострившееся социально–экономическое положение усиливали социальную напряженность в стране. Даже такой важный вопрос как вопрос о форме правления официально был разрешен только 1 сентября 1917 г., когда Россия была провозглашена республикой.

Решение наиболее острых вопросов откладывалось Временным правительством “до созыва Учредительного собрания”. Однако его созыв тоже оттягивался. Формально Временное правительство осуществляло функции высшего органа государства – и законодательного, и исполнительного. Временное правительство осуществило ряд изменений в системе государственных органов. Были упразднены Святейший Синод и должность обер–прокурора при нем. Взамен возникло министерство вероисповеданий. Упразднило Временное правительство также отдельный корпус жандармов и Департамент полиции. Вместо них было учреждено Главное управление по делам милиции, ведавшее делами созданной вместо полиции народной милиции.

В марте 1917 г. при министерстве юстиции утверждается Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.

Созданы были министерство труда и министерство продовольствия.

На местах были упразднены должности генерал–губернаторов, градоначальников, становых приставов и земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские и уездные комиссары Временного правительства.

Законодательная политика временного правительства . Весной 1917 г. происходит демократизация политической жизни страны. Принимаются законы "О печати" и "Об учреждениях по делам печати", запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднялось Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства. После июльских событий политика правительства ужесточается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление "О наказаниях за публичные призывы" к убийству, разбоям, грабежу и другим преступлениям. Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально изданном постановлении "О печати" устанавливается наказание "за призывы к гражданской войне", сделанные в средствах массовой информации. Вместе с тем правительство отказывается от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении - постановление "О лицах, арестованных во внесудебном порядке". Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается постановление "Об условиях досрочного освобождения" заключенных.



Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства "Об обеспечении снабжения государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны, металлами и топливом". В мае при Особом совещании по топливу учреждаются правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии, продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже, в период "главкизма", уже Советской властью.

Было издано постановление "О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах", вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, "за вычетом продовольственных нужд владельца", и разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался. Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. (Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи "военного коммунизма". Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в 1918-1920 гг.).



Постановление (август 1917 г.) "О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями" определило критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Совещание рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.

В положении "О судах по административным делам" (май 1917г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, и местных органов на правительственных комиссаров.

В конце сентября - начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект "Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании". Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Октябрьская революция разрушила все эти проекты.


«Февральский» и «Октябрьский» этапы революции

Нарастающий революционный кризис, завершившийся восстанием в Петрограде в феврале 1917 г., имел под собой солидные основания. Увеличивающийся разрыв в темпах экономического развития между динамично растущей промышленностью и замедленностью движения аграрного сектора приводил к нарушению баланса социальных сил, порождая острейшие социально-политические конфликты, усиленные, к тому же, участием России в войне. Разрешение этих крупнейших противоречий лежало в политической сфере – либо с помощью дальнейших реформ, проводимых самим государством, либо, в случае отказа последнего, – революционным путем.

Неспособность правительства понять эту дилемму сделала неизбежной Февральскую революцию, положившую начало длительному революционному процессу, растянувшемуся на целых четыре года. Стихийное восстание в Петрограде, завершившееся отречением Николая II, стало концом самодержавного строя в России. Тем самым, началась ликвидация и всей старой государственной системы управления.

Возникшая система власти была крайне неустойчивой, поэтому ее развитие перемежается постоянными кризисами. Первый такой кризис сложился в апреле 1917 г., когда Временное правительство попыталось открыто выразить свое отношение к войне. Было сформировано первое коалиционное правительство из представителей кадетов и социалистов, получившее поддержку на I съезде Советов в июне 1917 г.

Тенденция к созданию диктатуры в России явно набирала силу. Ее необходимость признавалась практически всеми, как левыми, так и правыми. С одной стороны, открытое стремление к власти, определяемой как диктатура пролетариата, продемонстрировали большевики, а с другой – о необходимости покончить с анархией все более громко начали говорить военные.

Октябрьские события 1917 г. – пожалуй, одна из самых дискуссионных тем во всей отечественной историографии. К сожалению, однако, споры часто имеют целью не столько выяснение истины, сколько доказательство правильности или неправильности избранного в результате Октября пути. Превращение темы в актуальный политический вопрос, ее использование в идеологическом противостоянии немало способствовало мифологизации проблемы. Отсюда одна из важнейших задач изучения событий октября 1917г. – освобождение ее от конъюнктурных политических наслоений и превращение в объект максимально строгого научного анализа.

Развитие революционного процесса в марте-октябре 1917 г. с закономерностью подводило страну к выбору между анархическим саморазрушением общества и жесткой диктатурой, независимо от того, какие именно лозунги будут написаны на ее знаменах. Неудача создания правой диктатуры Корниловым во многом предопределила последующую попытку установления левой диктатуры, предпринятой большевиками. Расстановка социальных и политических сил осенью 1917 г. весьма благоприятствовала радикальным тенденциям. Временное правительство и активно поддерживающие его партии социалистов к этому времени полностью лишились былой популярности в массах, потерявших всякое терпение от длительного ожидания обещанных улучшений жизни. Не вызывала их деятельность энтузиазма и в кругах правых, к тому же, ослабленных поражением корниловского переворота. Это, конечно, еще не означало перехода большинства населения на сторону большевиков, значительная часть его, прежде всего, крестьянство, оставалась весьма индифферентна по отношению практически ко всем политическим партиям.

Успех большевиков в октябре 1917 г. не только не завершил, но, напротив, усилил борьбу за власть в стране. Новый этап борьбы охватывает период с осени 1917 г. до весны 1918 г. и характеризуется неустойчивостью позиций большевиков, заставляющей их искать союзников и ради этого идти на компромиссы.

Важнейшим положением антикризисной программы большевиков, в прямую зависимость от выполнения которой они ставили саму устойчивость своей власти, был скорейший выход России из войны. Поэтому, начиная с декрета о мире, они предпринимают настойчивые и весьма последовательные попытки решить эту задачу.

Государственный аппарат, созданный Февральской революцией

25 февраля 1917 г. массовые демонстрации под лозунгами «Хлеба!» и «Долой самодержавие» переросли во всеобщую политическую стачку. На другой день к ней стали присоединяться войска.

27 февраля Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на «неофициальное» заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек.

Органы власти. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство. Великий князь Михаил, к которому перешла корона, отрекся от престола в пользу Временного правительства.

Правительство было сформировано из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, важные посты были отданы кадетам. Оно было тесно связано с буржуазными общественными организациями, которые возникли в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет). В своей Декларации правительство объявило амнистию политическим заключенным, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления.

Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образовано Совещание товарищей министров.

Временное правительство считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации в состав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций.

25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Демократическое совещание избрало постоянно действующий Временный совет республики – Предпарламент (сначала из 313, а позже из 555 членов). Предполагалось, что ему станет подотчетно правительство, но на деле Предпарламент сам стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и заметной роли в укреплении государственной системы не сыграл.

3 июля было нарушено неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским советом («двоевластие»), была расстреляна демонстрация под советскими лозунгами.

25 августа произошел неудачный мятеж генерала Корнилова, который вместе с рядом других генералов пытался свергнуть Временное правительство. После этого из правительства были удалены министры-кадеты и 1 сентября сформирована Директория из пяти человек во главе с Керенским. Она существовала до 24 сентября, когда было сформировано правительство.

Органы управления. Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, упразднив лишь Министерство императорского двора и уделов. В марте в МВД было образовано Особое совещание по местной реформе.

В мае было образовано Министерство труда, главными отделами которого были отдел взаимоотношений труда и капитала, отдел конфликтов, отдел рынка труда. Из отделов старых министерств выделились также Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения и Министерство почт и телеграфов.

Для выработки экономической политики в июне при Временном правительстве были учреждены Экономический совет и Главный экономический комитет.

В целях укрепления связи государства с церковью в августе было образовано Министерство исповеданий. 15 августа в Москве открылся церковный собор, который должен был обсудить вопросы взаимодействия православной церкви с новым государством.

Местные органы власти и самоуправления. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило два процесса – децентрализация (вследствие ослабления государственного аппарата и местнических устремлений буржуазии) и демократизация – под сильным давлением снизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления.

Значительно расширились полномочия земских и городских органов самоуправления. Были учреждены волостные земские собрания (с управами как исполнительными органами). Волостные и уездные земские учреждения стали избираться всеобщими прямыми и равными выборами с тайным голосованием.

В городах с населением свыше 150 тыс. человек были учреждены районные думы (и их управы) как органы самоуправления. 21 апреля был учрежден Главный земельный комитет, а также губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Основная задача этих комитетов состояла в том, чтобы предотвратить стихийное решение земельного вопроса крестьянами, затянуть процесс всякими проволочками и согласованиями.

Новым институтом местной власти стали учрежденные в июне комиссары труда, при которых действовали фабрично-заводские инспектора. В ведении комиссаров находились создаваемые на предприятиях примирительные камеры из представителей рабочих и администрации.

Армия и Карательные органы. Февральская революция нанесла сокрушительный удар по армии – важнейшему институту государства. 2 марта секретарь ЦИК Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов адвокат Н. Д. Соколов подготовил и принес в только что созданное Временное правительство известный «приказ N1». Приказ предусматривал выборы в войсках комитетов из нижних чинов, изъятие оружия у офицеров и передачу его под контроль комитетов, установление не ограниченной «ни в чем» свободы солдата. Этот приказ начал разрушение армии.

Взяв курс на продолжение войны «до победного конца», Временное правительство столкнулось с созданными им самим трудностями – армия стала неуправляемой, началось массовое дезертирство. В июле на фронте были восстановлены упраздненные во время революции военно-полевые суды, но это не поправило дела. Учрежденное Политическое управление Военного министерства безуспешно пыталось наладить в войсках пропаганду в пользу продолжения войны.

Система карательных органов Российского государства, которая складывалась в течение столетия, была разрушена революцией, а кадры деморализованы. Милиция находилась в ведении земского и городского самоуправления, была разношерстной и не обладала квалификацией.

Право и Судебные органы. Временное правительство стремилось сохранить основы старого права: Уголовное уложение 1903 г. и судебные уставы 1864 г., Свод законов Российской империи и Табель о рангах. В марте при правительстве было учреждено Юридическое совещание, в которое были назначены семь видных юристов. Оно должно было давать «предварительные юридические заключения» на решения Временного правительства.

Оставив определение общих принципов новой правовой системы будущему парламенту, Временное правительство ограничилось изданием большого числа временных законов и положений (о комиссарах правительства, о местных земельных комитетах, о волостном земстве и о введении земств в «неземских губерниях» и т.д.).

В октябре, уже полностью утрачивая контроль за ходом событий, правительство учреждает Особую комиссию Юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов. С 11 по 24 октября эта комиссия разрабатывала проект конституции. По этому проекту, Россия становилась президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом.

Самые большие изменения были внесены в систему мировых судов. Этот судебный орган, восстановленный законом 1912 г., к 1917 г. был введен лишь в 20 губерниях из 97. Повысилась уголовная юрисдикция мирового суда, был определен порядок рассмотрения особо важных гражданских и уголовных дел – особым мировым присутствием с добавочным мировым судьей и двумя членами.

30 мая был издан закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями.

Итоги деятельности Временного правительства

В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта-октября 1917 года в состав Временного правительства. Казалось, наступило время для реализации либеральных идей.

Позитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна из них состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон в отношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовало радикализации общественного настроения.

4 марта кабинет министров принял решение об организации Чрезвычайной следственной комиссии под председательством московского присяжного поверенного Н. К. Муравьева для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Члены Временного правительства во всех грехах обвиняли только царский режим. Утверждалось, что старая система управления основывалась на административных репрессиях, угнетении личности, подавлении его инициативы.

Настало время расстаться с легендой о том, что Февраль – «золотой век» в истории России. Именно Февраль, как это ни прискорбно, привел страну к Октябрю. Чувства ненависти, мщения, злобы выплеснулись на улицы, подогреваемые большевистской пропагандой вседозволенности.

Весь период с марта по октябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственного аппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям.

При спешной реорганизации местных органов на практике получилась пестрота и большая неразбериха. В условиях хаоса и необходимости в срочном порядке организации новой структуры власти у правительства, вероятно, не было иного выбора, кроме создания административных органов управления сверху, тем более что эта структура носила временный характер. Однако эти шаги кабинета министров шли вразрез с публично декларируемой позицией, основанной на обещании провести выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, т.е. с участием народа.

Отечественная историография в целом негативно оценивает результативность мероприятий Временного правительства в экономической и социальной сферах. Падение самодержавия вызвало взлет социальных ожиданий у большей части общества. Рабочие, солдаты, крестьяне многонациональной страны ждали немедленного удовлетворения своих требований. Это трагическое несоответствие между ожиданиями многомиллионных масс и возможностями разоренной войной страны порождало прямое революционное воздействие.

Ситуация в России усугублялась тем, что Временное правительство вынуждено было решать социально-экономические вопросы в условиях продолжавшейся войны. Кадетская партия выступала за продолжение непопулярной в народе империалистической бойни. К тому же российское государство имело вполне конкретные обязательства перед странами Антанты.

Критика правительства слева и справа и за авантюризм, и за бессилие, привела к его реорганизации. Министры Милюков и Гучков подали в отставку. Сформировалось коалиционное правительство с участием в нем представителей социалистических партий. Однако вхождение социалистов в кабинет министров несло в себе опасность не преодоления, а углубления кризиса власти с потерей авторитета и влияния уже самых умеренных социалистов и Советов, что и подтвердило дальнейшее развитие событий в стране.

Непросто складывались отношения Временного правительства с национальными районами России. Уже в марте 1917 года на Украине ряд политических партий и организаций созвал Центральную Раду, которая возглавила национально-освободительное движение. Серьезной остроты достигло противостояние Временного правительства с населением Финляндии после решения о роспуске сейма. К сентябрю накалилась обстановка в Туркестане.

Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьезными ошибками и просчетами, которые еще более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево – к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и такие понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.



Февральская революция полностью изменила как общественный, так и политический строй бывшей Российской империи. Были упразднены многие властные структуры, началась серьезная реформация бюрократического аппарата. На первых порах все это иной раз приводило к весьма примечательным, странным Идеальным примером является двоевластие в России 1917 г. О его причинах и итогах следует поговорить отдельно.

Что это такое?

В результате революции Россией стал править весьма своеобразный аппарат, который был образован Временным правительством и Советом рабочих и солдатских депутатов. К тому времени в входило десять человек: четверо кадетов, два октябриста, по одному прогрессисту и эсеру, а также один представитель от Земского совета и один беспартийный член. В состав же Совета входили преимущественно эсеры и меньшевики. Они считали, что их орган еще совершенно не готов к управлению государством, а потому должен ограничиться надзором за действиями Правительства.

Итак, Двоевластие в России 1917 г. - это система государственного управления, при которой власть была распределена между двумя органами: Временным правительством и Советом рабоче-крестьянских депутатов. Чисто теоретически, такая схема предполагала взаимный контроль и недопущение «перегибов», выгодных только каким-то определенным социальным слоям. На практике все получилось не так хорошо.

Причины

Кстати, а почему вообще возникло двоевластие в России 1917 г.? Причины этого довольно банальны. Во-первых, мы уже отмечали, что все политические силы в России того времени страстно желали власти, но договариваться между собой у них решительно не получалось.

Кроме того, налицо было полное нежелание нести за свои поступки ответственность. Не правда ли, знакомая ситуация? К примеру, никто не мог решиться вывести страну из войны, хотя ее бесперспективность уже давно понимали все слои общества. Пока двоевластие в России 1917 г. существовало, не было сделано практически ничего и для реальной передачи земли крестьянам, чего те дожидались аж с 1861 года. Естественно, что все это настраивало народ против Временного правительства и Совета.

В Правительстве превалировали две точки зрения на отношение к социалистическому Совету. Обе они были схожи: в первом случае депутаты считали, что нельзя идти на уступки вообще, во втором - что следует постепенно перехватить все управленческие инициативы. Но в реальности игнорировать Совет было полностью невозможно, так как он опирался на поддержку вооруженного народа.

А потому в декларации, которая была принята 1917 года, совместно с ним была утверждена полная политическая амнистия, провозглашена гражданская свобода и отмена высшей меры наказания, запрещалась сословная и классовая дискриминация, а также сообщалось о созыве Учредительного собрания.

Противоречия в Мартовской декларации

Грубая ошибка, которую допустило двоевластие в России 1917 г, была в том, что члены этих управленческих органов ни словом не обмолвились ни о прекращении бессмысленной войны, ни о конфискации земель помещиков. Кроме того, обещанного провозглашения демократической Республики также не произошло. Не в последнюю очередь связано это было с тем, что Временное правительство стремилось во что бы то ни стало сосредоточить всю государственную власть в своих руках.

Какой была государственная структура в первое время после Февральской революции?

Первоначально старый управленческий аппарат был полностью сохранен. На место губернаторов были посажены доверенные комиссары Правительства. Законодательство в полной мере осталось прежним. Полиция была заменена на народную милицию. В первое время народ с доверием относился к Временному правительству, так как люди верили, что его члены наконец-то прекратят войну и выведут страну из кризиса.

Итак, двоевластие в России. 1917 год на дворе, в стране куча нерешенных социальных и экономических проблем. Ресурсы для их решения имелись, практически все социальные слои были за новые власти, так как царское правительство в последние годы вообще ничего не делало, быстро и решительно доводя страну до кризиса. Но почему ничего не получилось и у Временного правительства?

Ошибки управления

Решение наиболее насущного вопроса о земле откладывалось до последнего, вплоть до созыва А потому не приходится удивляться, что для большинства населения Правительство снова стало враждебным и чуждым. Напряжение нарастало, после чего начались

18 апреля П. Н. Милюков, в ту пору являвшийся министром иностранных дел, в послании союзникам сообщил, что Россия, несмотря ни на что, намерена «воевать до победного конца». Народ тысячами вышел на акции протеста, не желая отправки своих родных и близких на опостылевшую всем войну. Милюков и министр обороны А. И. Гучков тут же были отправлены в отставку. Уже в начале мая в состав Временного правительства входят несколько меньшевиков и эсеров.

Коалиционное правительство

Это время коалиционного правления, когда страной управляли «10 капиталистов» и «шесть социалистов». Впрочем, всех проблем даже это решить уже не могло. В таких условиях зарождались крайне благоприятные условия для поддержки народом большевизма. 3 июня 1917 на Первом Всесоюзном съезде Советов выступал Ленин В. И., который к тому времени уже вернулся из ссылки.

Он сказал, что его партия, видя творящийся в стране бардак, готова взять всю власть в свои руки и навести порядок. Таким образом, двоевластие в России 1917 г. все стремительнее начинало терять поддержку всех слоев населения. Политика Правительства и Совета не нравилась никому.

Направление - на диктатуру!

Меньшевикам и эсерам досталось особенно сильно, так как они «сотрудничали с буржуазией» в лице Временного правительства. В рабочей среде у большевиков появляется все больше и больше сторонников. События, произошедшие 18 июня, продемонстрировали это особенно ярко. На этот день Совет запланировал акцию в поддержку Временного правительства. Большевики среагировали на столь явную угрозу моментально, созвав рабочих на «стихийный» митинг.

В одном только Петербурге на улицы вышли не менее пятисот тысяч человек, которые «несли в массы» известные каждому лозунги: «Вся власть Советам!», «Долой министров-капиталистов!», «Долой войну!».

Неудачи на фронте

Кризис Правительства был не за горами, но в то время началось наступление русских войск на Юго-Западном фронте. Всего через десять дней оно полностью захлебнулось, потери России были огромными. По разрозненным архивным сводкам можно сделать вывод, что погибли порядка 60 тысяч солдат. Настает новый

Восьмого июля в ЦК кадетов принято решение о полном выходе из состава «коллаборационистского правительства», которое в то время уже вовсю вело переговоры с националистическими партиями Украины, договариваясь об условиях выхода этой новоявленной страны из состава России.

Вскоре на улицах Петербурга уже снова бурлили многотысячные демонстрации, проходившие под лозунгами передачи всей власти большевикам. На сей раз ситуация осложнялась тем, что среди людей было много вооруженных солдат и матросов. Вообще, двоевластие в России 1917 года существовало во многом благодаря вере народа в то, что его депутаты сумеют прекратить войну. Когда этого не произошло, доверие электората было потеряно сразу.

Закат двоевластия

Правительство приняло роковое решение о необходимости применения силы. Было убито не менее 700 человек, а государственное управление постепенно начинает скатываться к банальной диктатуре. Было введено из столицы спешно выводились воинские части, полностью были закрыты практически все радикальные газеты.

Второе коалиционное правительство

Издается постановление о скорейшем аресте В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева, которые на ту пору возглавляли партию большевиков. 24 июля было сформирована «вторая редакция» коалиционного правительства, в состав которого на сей раз вошли восемь «капиталистов» и семь «социалистов». Премьер-министром нового органа власти становится небезызвестный А. Ф. Керенский.

Из-за чего случились социальные потрясения, благодаря которым закончилось двоевластие в России 1917 г.? Таблица кратко описывает как случившиеся до того времени три кризиса, так и причины, которые к ним привели.

Сравнительная таблица причин народных выступлений

Объекты сравнения

Апрельский кризис

Июньский кризис

Июльский кризис

Причины произошедшего

Противоречия между разными политическими силами в управлении страны

Тяжелое положение во всех сферах экономики, промышленности и сельского хозяйства

Полный провал наступления на юго-западном направлении

Формальный повод для начала манифестаций

Заявление министра иностранных дел «О войне до победного конца»

Подготовка наступательных операций «для подъема патриотического самосознания»

Огромные потери, начало сепаратистского движения во многих субъектах бывшей империи

Форма «народных протестов»

Демонстрации антивоенного характера

Демонстрации с привлечением солдат и матросов

Вооруженные манифестации

Основные лозунги

«Долой Милюкова», то есть министра иностранных дел

«Долой войну», «Вся власть - Советам»

«Вся власть - Советам»

Фактически, двоевластие в России 1917 г. на этом и закончилось, так как после создания этого правительства государство фактически возглавляли меньшевики. Проще говоря, о каком-то разделении властных полномочий речи уже не шло. Итак, к чему же привело двоевластие в России 1917 г.? Итоги были неутешительны:

  • В стране назревал грандиозный социальный кризис.
  • Армия и флот были явно не на стороне правительства.
  • Вывести страну из войны никто так и не решился.
  • Земля крестьянам передана не была.
  • Нужных социальных и экономических реформ народ так и не дождался.

Вообще, двоевластие в России 1917 г., схема которого неоднократно приводилась выше, есть прекрасный пример того, как слабые и неуверенные в себе политические силы, которые «дорвались» до власти, оказываются не в состоянии сделать что-то действительно полезное. Большевики тем и пленили сердца людей, что предпочитали не только разглагольствовать, но и действовали.

Именно они прекратили-таки участие России в войне, хотя и сделали это путем «Позорного Брестского мира», о чем прямо говорил сам Ленин. Впрочем, наступление относительного спокойствия и передышка для страны того стоили. Надеемся, вы узнали о тех факторах, которые навсегда прекратили двоевластие в России 1917 г. Таблица, которую мы привели выше, описывает основные причины.

Мятеж Корнилова

После того как двоевластие было ликвидировано, была предпринята попытка сплотить все политические силы в стране, с тем чтобы не допустить ее сползания к хаосу гражданской войны. В середине августа проходило Большое Государственное собрание, в котором принимали участие все политические силы страны. Кроме большевиков. Увы, но попытка договориться не удалась в который раз: меньшевики ратовали за проведение реальных реформ и сосуществование с Советом, буржуазия же настаивала на диктатуре и окончательной ликвидации всех социалистов.

В этих условиях стал возможен военный переворот, «у руля» которого стоял генерал Л. Г. Корнилов. Его программа предусматривала не только полную ликвидацию вождей большевизма, но и мобилизационные меры в экономике, восстановление смертной казни на флоте и в армии. Последнее было необходимо для того чтобы остановить стремительно развивающееся разложение войск. Корнилов просчитался: против него поднялись практически все политические партии, которым совсем не импонировало восстановление царской диктатуры. В течение недели мятеж был подавлен.

Если вы внимательно читали первую часть статьи, то наверняка помните, что двоевластие в России 1917 г. закончилось в следствие нерешительности депутатов Советов и Временного правительства. Тем же обусловлены и последующие события: получив, наконец-то, реальную власть, все политические партии впали в апатию. Их членам уже ничего не было нужно, а потому большевики легко захватили государственное управление в свои руки, пользуясь полной поддержкой уставшего от всего этого народа.

Временное правительство России

Дата создания:

Предшествующее ведомство:

Совет министров Российской империи

Дата упразднения:

Заменено на:

СНК, ВЦИК и Всероссийский съезд Советов

Председатель:

Г. Е. Львов (первый) А. Ф. Керенский (последний)

Временное правительство (2 (15) марта 1917 - 26 октября (8 ноября) 1917) - высший законодательный и исполнительный орган государственной власти в России в период между Февральской и Октябрьской революциями.

Создание

25 февраля (ст. ст.) 1917 года Высочайшим указом деятельность IV Государственной думы была приостановлена. Вечером 27 февраля (12 марта) был создан Временный комитет Государственной думы, председателем которого стал М. В. Родзянко (октябрист, председатель IV Думы); Комитет взял на себя функции и полномочия верховной власти. Комитет не обладал, однако, полнотой фактической власти, так как мятежные солдаты Петроградского гарнизона (170 тыс.) и рабочие склонялись к поддержке Петроградского совета, первое заседание которого состоялось также вечером 27 февраля. В стихийно появлявшихся на местах советах преобладающее влияние имели эсеры и меньшевики.

2 марта (ст. ст.) 1917 года император Николай II отрёкся от престола; 3 марта отрёкся и великий князь Михаил Александрович; в условиях подъёма революционно-демократических настроений российская монархия пала.

2 марта 1917 года Временный комитет Государственной Думы образовал Временное правительство. Временное правительство объявило о выборах в Учредительное собрание; был принят демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании . Старые государственные органы были упразднены.

Параллельно продолжали функционировать Советы, задачей которых стал контроль над деятельностью Временного правительства. 1 марта вышел Приказ №1, фактически, переводивший армию под контроль солдатских Советов. В результате, в России установилось двоевластие.

Первый состав

Неоднократно раздавались предложения, а потом требования к Николаю сформировать правительство доверия или ответственного министерства. По рукам ходили лишь различные списки состава правительства. Однако император отклонил все предложения. Историк С. П. Мельгунов пишет:

К вечеру 2 марта Временный Комитет Государственной Думы назначил министров первого общественного кабинета министров. Всего в нём было 11 министров:

  • Председатель Совета министров и министр внутренних дел - князь Г. Е. Львов,
  • министр иностранных дел - кадет П. Н. Милюков,
  • военный и морской министр - октябрист А. И. Гучков,
  • министр финансов - крупный предприниматель М. И. Терещенко,
  • министр юстиции - эсер А. Ф. Керенский,
  • министр путей сообщения - кадет Н. В. Некрасов,
  • министр торговли и промышленности - инженер-технолог Н.П. Ланговой,
  • министр просвещения - кадет А. А. Мануйлов,
  • министр земледелия - кадет А. И. Шингарёв,
  • министры совета губернских дел - Совет губернских дел,
  • обер-прокурор Святейшего Синода - центрист В. Н. Львов,
  • государственный контролёр - октябрист И. В. Годнев.

Генерал А. И. Деникин писал:

Свою первую программу правительство изложило в декларации, обнародованной 3 (16) марта 1917 года.

Деятельность

Немедленно после Февральской революции Временное правительство упразднило пост генерал-губернатора в Закавказье и Туркестане и передало власть комитетам, созданным из депутатов Думы, являвшихся местными уроженцами.

Три главные политические партии Кавказа - азербайджанская Мусульманская демократическая партия (Мусават), армянская Дашнакцутюн и Грузинская социал-демократическая сразу же после Февральской революции в ответ на признание Временного правительства получили гарантии автономии в рамках будущей федеративной России.

Реформа органов правопорядка и амнистия

В первые недели февральской революции были ликвидированы комитеты по делам печати, полицейские и жандармские управления. Упразднённые должности и учреждения были заменены комиссарами Временного правительства.

  • 2 марта новый министр юстиции А. Ф. Керенский сделал распоряжение, предписывающее прокурорам страны немедленно освободить всех политических заключённых (и передать им поздравления от имени нового правительства), а также сосланных в Сибирь членов Государственной думы и об обеспечении им почётного возвращения в Петроград.
  • 3 марта министр юстиции А. Ф. Керенский встретился с членами Петроградского совета присяжных поверенных, которых он ознакомил с программой деятельности министерства на ближайшее время: пересмотр уголовных, гражданских, судопроизводственных и судоустройственных законов. В частности, «еврейское равноправие по всей полноте», предоставление женщинам политических прав.

В тот же день им же предложено мировым судьям Петрограда принять участие в образовании временных судов для разрешения недоразумений, возникающих в Петрограде между солдатами, населением и рабочими.

  • 4 марта Председатель Совета Министров и одновременно министр внутренних дел князь Г. Е. Львов отдал распоряжение о временном отстранении местных губернаторов и вице-губернаторов от исполнения своих обязанностей, которые были возложены на местных председателей губернских земских управ в качестве «губернских комиссаров Временного правительства», а на председателей уездных земских управ были возложены обязанности уездных исправников, одновременно оставляя за означенными лицами и общее руководство заведуемыми ими управами. Полиция подлежала переформированию в милицию.
  • 5 марта учреждена чрезвычайная следственная Комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих должностных лиц (Положение об этой Комиссии утверждено 11 марта). По результатам работы комиссии, в частности, был осуждён Сенатом и приговорён к пожизненной каторге генерал В. А. Сухомлинов, бывший военный министр, признанный виновным в неподготовленности русской армии к войне. Большинство фигурантов расследования были освобождены за отсутствием в их деятельности состава преступления.
  • 6 марта упразднены охранные отделения.

В России объявлена общая политическая амнистия, а равно сокращены наполовину сроки заключения лицам, содержавшимся под стражей по приговорам судебных мест за общие уголовные преступления. На свободе оказались около 90 тысяч заключённых, среди которых были тысячи воров и налётчиков, прозванных в народе «птенцами Керенского».

  • 7 марта была взята под стражу в Царском Селе бывшая императрица Александра Фёдоровна. 9 марта туда же из города Могилёва был доставлен и отрекшийся император Николай II, также лишённый свободы 7 марта.
  • 10 марта упразднён Департамент полиции и учреждено «Временное Управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан».

В этот же день Совет Министров постановил временно, впредь до установления постоянного Правительства, именовать себя «Временным правительством».

  • 12 марта вышло постановление об отмене смертной казни. Приказом по армии и флоту отменено учреждение военно-полевых судов.
  • 15 марта Временное правительство предоставило губернским комиссарам решать вопрос о приёме в милицию «достойных из числа бывших чинов полиции и жандармов». Временное правительство предложило передать сыскные отделения Министерству юстиции, возложив на губернских комиссаров обязанность «озаботиться, чтобы учреждения эти возобновили свою деятельность как можно скорее». При Министерстве юстиции создали Бюро уголовного розыска, политическую разведку при Министерстве внутренних дел, контрразведку при Генштабе и осведомительный отдел при Петроградском градоначальстве.
  • 13 апреля был расформирован Отдельный корпус жандармов и жандармские полицейские управления железных дорог. Имущество корпуса передали военному ведомству, архивы — главному штабу, а дела губернских жандармских управлений — комиссиям из представителей суда и местных комиссаров Временного правительства.
  • 17 апреля Временное правительство утвердило «Временное положение о милиции», закрепив правовые основы её деятельности. Комиссарам поручили руководить деятельностью милиции в губерниях и уездах. Принципом управления в милиции стало единоначалие. Начальник милиции (их избирали и увольняли земские управы из достигших 21 года русских поданных) решал вопросы комплектования кадров, их перемещения, определял размеры окладов, мог накладывать взыскания, формировать временные кадры. Ему поручили формировать разведочное бюро (для борьбы с уголовной преступностью), которое затем утверждал местный Комитет народной власти. Финансирование милиции предполагали за счёт средств бывшей полиции. Это не удалось, так как Министерство внутренних дел запретило расходовать более 50 % от сумм на содержание полиции. Работал и циркуляр об обязательной выплате в полном объёме денежного содержания чинам бывшей полиции.

Города делились на районы, районы на уезды, уезды на участки. Местные органы самоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной, участковой милиции и их помощников. Контроль за деятельностью милиции возложили на комиссаров милиции и его помощников, работавших в каждом участке милиции (их назначало и увольняло Министерство внутренних дел). Комиссар милиции подчинялся комиссарам Временного правительства и отвечал за создание и деятельность судебно-следственной комиссии для рассмотрения дел всех задержанных не долее суток и проверки правомерности арестов. До полного формирования и перехода под городское самоуправление, милиция подчинялась председателю Исполнительного комитета народной власти. Общее руководство милицией страны возложили на Министерство внутренних дел.

По другому постановлению от 17 апреля на местах было решено распустить рабочую милицию, созданную местными Советами рабочих и солдатских депутатов для поддержания порядка при массовых мероприятиях и организации охраны фабрик и заводов.

  • 24 апреля вышло постановление об упразднении полиции городов бывшего Дворцового ведомства и о порядке послеслужебного обеспечения служивших в названной полиции.
  • 3 июня вышло постановление Временного правительства об утверждении Инструкции об употреблении оружия служащими в милиции при исполнении служебных обязанностей.
  • 19 июня Временное Управление по делам общественной милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан переименовывается в «Главное Управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан».

Апрельский кризис

18 апреля (1 мая) 1917 разразился первый правительственный кризис, завершившийся образованием 5 (18) мая 1917 первого коалиционного правительства с участием социалистов. Он был вызван общей социальной напряженностью в стране. Катализатором стала нота П. Н. Милюкова от 18 апреля правительствам Англии и Франции (в ней Милюков заявил, что Временное правительство будет продолжать войну до победного конца и выполнит все договоры царского правительства). Это привело к народному возмущению, которое перелилось в массовые митинги и демонстрации с требованием немедленного прекращения войны, отставки П. Н. Милюкова и А. И. Гучкова и передачи власти Советам. После П. Н. Милюков и А. И. Гучков вышли из правительства. 5 мая между Временным правительством и Исполкомом Петроградского Совета было достигнуто соглашение о создании коалиции. В его состав вошли:

  • Председатель Совета министров - Г. Е. Львов,
  • министр внутренних дел - Г. Е. Львов,
  • министр финансов - А. И. Шингарёв,
  • министр юстиции - П. Н. Переверзев,
  • министр путей сообщения - Н. В. Некрасов,
  • министр торговли и промышленности - А. И. Коновалов,
  • министр просвещения - А. А. Мануйлов,
  • министр государственного призрения - Д. И. Шаховской,
  • министр почт и телеграфов - И. Г. Церетели,
  • обер-прокурор Святейшего Синода - В. Н. Львов,
  • государственный контролёр - И. В. Годнев.

В правительстве 10 мест было у буржуазных партий, 6- у социалистов.

Партии эсеров и меньшевиков, превратившись в правительственные партии, получили возможность реализовать свои программные цели. По их инициативе 6 (19) мая 1917 была обнародована декларация, в которой Временное правительство обещало подготовить радикальную аграрную реформу. Однако эти намерения ограничились обещаниями.

Июньский кризис

Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3-24 июня (16 июня - 7 июля), на котором преобладали эсеры и меньшевики, поддержал буржуазное Временное правительство и отклонил требование большевиков о прекращении войны и передаче власти Советам. Это усилило возмущение масс. Антидемократические действия Временного правительства [в частности, распоряжение от 7 (20) июня о конфискации дачи бывшего царского министра П. Н. Дурново, где помещались рабочий клуб и учреждения профсоюзов Выборгского района] привели к тому, что 8 (21) июня забастовали рабочие 29 заводов Петрограда. ЦК и ПК РСДРП (б), чтобы придать выступлению организованный характер, в тот же день назначили на 10 (23) июня мирную демонстрацию рабочих и солдат. По настоянию соглашателей съезд Советов 9 (22) июня запретил демонстрацию. Соглашатели обвинили большевиков в «военном заговоре». ЦК РСДРП (б), не желая противопоставлять себя съезду, в ночь с 9 на 10 (с 22 на 23) июня постановил отменить демонстрацию. Большевики с трудом удерживали революционный энтузиазм рабочих и солдат. Кадеты, эсеры, меньшевики обрушились с нападками на большевиков, рабочих и революционных солдат.

Боясь потерять доверие народа, эсеро-меньшевистские лидеры вынуждены были принять на съезде решение о проведении 18 июня (1 июля) общеполитической демонстрации под знаком доверия Временного правительству. Вопреки ожиданиям соглашателей, подготовлявшаяся большевиками демонстрация, в которой участвовало около 500 тыс. чел., прошла под лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой 10 министров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!». Под этими же лозунгами прошли демонстрации в Москве, Минске, Иваново-Вознесенске, Твери, Н. Новгороде, Харькове и др. городах. Июньская демонстрация показала, что «кризис неслыханных размеров надвинулся на Россию…» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 362). Июньский кризис не вылился в кризис буржуазной власти, но он выявил крепнущее единство требований и действий рабочих и солдат, возросшее влияние партии большевиков в массах. Причины его возникновения не были устранены. Следствием этого явились Июльские дни 1917.

Июльский кризис. Уход большевиков в подполье. Второе коалиционное правительство

3 июля делегация Временного правительства, возглавляемая министрами Терещенко и Церетели, признала автономию Украинской Центральной Рады. При этом делегация без согласования с Правительством очертила географические рамки полномочий УЦР, включив в них несколько юго-западных губерний России. В знак протеста против этих действий 2 (15) июля 1917 министры-кадеты ушли в отставку. Л. Д. Троцкий позднее так описал эти события:

4 (17) июля 1917. Временное правительство ввело в Петрограде военное положение, начало преследование большевиков, расформировало части, принимавшие участие в демонстрации 3 (16) июля 1917, ввело смертную казнь на фронте.

В разгар июльского кризиса финский сейм провозгласил независимость Финляндии от России во внутренних делах и ограничил компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. 12 (25) июля Сейм направил в адрес Временного правительства требование признать «неотъемлемые права Финляндии».

24 июля (6 августа) 1917 было сформировано второе коалиционное правительство , в которое вошли 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 радикальных демократа и 2 беспартийных. Председателем правительства стал Керенский. Он проводит политику лавирования между основными политическими силами страны («бонапартизма»), которая, однако, вызывает недовольство в обоих лагерях.

В состав второго коалиционного правительства вошли:

  • Заместитель председателя Совета министров - Н. В. Некрасов,
  • министр внутренних дел - эсер Н. Д. Авксентьев,
  • министр иностранных дел - М. И. Терещенко,
  • военный министр - А. Ф. Керенский,
  • морской министр - А. Ф. Керенский,
  • министр финансов - Н. В. Некрасов,
  • министр юстиции - А. С. Зарудный;
  • министр путей сообщения - П. П. Юренев,
  • министр торговли и промышленности - С. Н. Прокопович,
  • министр просвещения - С. Ф. Ольденбург,
  • министр земледелия - В. М. Чернов,
  • министр труда - М. И. Скобелев,
  • министр продовольствия - А. В. Пешехонов,
  • министр государственного призрения - И. Н. Ефремов,
  • государственный контролёр - Ф. Ф. Кокошкин.

Государственное совещание в Москве

12-15 (25-28) августа состоялось созванное Временным правительством Государственное совещание в Москве.

Выступление Л. Г. Корнилова

Верховный главнокомандующий генерал-от-инфантерии Л. Г. Корнилов, на основании предварительной договоренности с А. Ф. Керенским, двинул на Петроград войска под командованием генерала Крымова. Керенский в последний момент изменил свою позицию, назвав действия Верховного главнокомандующего «контрреволюционным мятежом». Большевики поддержали Временное правительство. После самоубийства генерала Крымова казаки, стоявшие у Пулковских высот, разошлись.

Третье коалиционное правительство. Созыв Предпарламента

С целью противодействия Петросовету Керенский образовал 1 (14) сентября 1917 новый орган власти - Директорию («Совет пяти»), которая провозгласила Россию республикой и распустила IV Государственную думу.

14 (27) сентября 1917 было открыто Всероссийское демократическое совещание с участием всех политических партий. Демократическое совещание должно было решить вопрос о власти. Большевики его демонстративно покинули.

25 сентября (8 октября) 1917 Керенский создаёт третье коалиционное правительство , в которое вошли:

  • Председатель Совета министров - А. Ф. Керенский,
  • Заместитель председателя Совета министров - кадет А. И. Коновалов,
  • министр внутренних дел - меньшевик А. М. Никитин,
  • министр иностранных дел - М. И. Терещенко,
  • военный министр - А. И. Верховский,
  • морской министр - Д. Н. Вердеревский,
  • министр финансов - М. В. Бернацкий,
  • министр юстиции - меньшевик П. Н. Малянтович,
  • министр путей сообщения - А. В. Ливеровский,
  • министр торговли и промышленности - кадет А. И. Коновалов,
  • министр просвещения - С. С. Салазкин,
  • министр земледелия - эсер С. Л. Маслов,
  • министр труда - меньшевик К. А. Гвоздев,
  • министр продовольствия - С. Н. Прокопович,
  • министр государственного призрения - кадет Н. М. Кишкин,
  • министр почт и телеграфов - А. М. Никитин,
  • обер-прокурор Святейшего Синода - А. В. Карташёв,
  • государственный контролёр - кадет С. А. Смирнов.
  • председатель экономического совета - С. Н. Третьяков

Теперь в составе Временного правительства вошли 6 кадетов, 1 эсер, 3 меньшевика, 2 трудовика, 1 «независимый» и 2 военных специалиста.

Свержение Временного правительства

17 (30) ноября) 1917 Временное правительство обратилось к народу через кадетскую газету «Наша речь» с последними словами:

«Октябрьский мятеж… работу Временного правительства оборвал за несколько дней до всенародных и свободных выборов в Учредительное собрание… Измученные трёхлетней войной, солдатская и рабочая массы, соблазнённые заманчивыми лозунгами „немедленного мира, хлеба и земли“, справедливыми по существу, но неосуществимыми немедленно, взяли в руки оружие, арестовали Временное правительство, стали захватывать важнейшие государственные учреждения, уничтожать гражданские свободы и угрожать жизни и безопасности граждан, беззащитных перед лицом начавшейся анархии… Опасаясь, что насилие не остановится и перед тем, чтобы поднять руку даже и на Учредительное Собрание, если оно не будет творить их волю, Временное правительство призывает всех граждан армии и тыла к единодушной защите Учредительного собрания для обеспечения ему возможности властно и твёрдо выразить народную волю… »

Признания П.Н.Милюкова. Май-декабрь 1917 года

В 1983 году, за рубежом, было опубликовано признание главного либерального идеолога Февральской революции, министра первого состава Временного правительства П.Н.Милюкова, которое он сделал в узком кругу единомышленников после своей отставки, в мае 1917 г., и затем изложил в одном из писем вскоре после Октябрьского переворота:

«В ответ на поставленные вами вопросы, как я смотрю на совершенный нами переворот (Февральскую революцию), я хочу сказать... того, что случилось, мы, конечно, не хотели... Мы полагали, что власть сосредоточится и останется в руках первого кабинета, что громадную разруху в армии остановим быстро, если не своими руками, то руками союзников добьемся победы над Германией, поплатимся за свержение царя лишь некоторой отсрочкой этой победы. Надо сознаться, что некоторые, даже из нашей партии, указывали нам на возможность того, что произошло потом... Конечно, мы должны признать, что нравственная ответственность лежит на нас.

Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войной для производства переворота было принято нами вскоре после начала войны, вы знаете также, что наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования. Вы понимаете теперь, почему я в последнюю минуту колебался дать свое согласие на производство переворота, понимаете также, каково должно быть мое внутреннее состояние в настоящее время. История проклянет вождей, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю.

Что же делать теперь, спросите вы. Не знаю, то есть внутри мы все знаем, что спасение России - в возвращении к монархии, знаем, что все события последних двух месяцев явно доказывают, что народ не способен был принять свободу, что масса населения, не участвующая в митингах и съездах, настроена монархически, что многие и многие, голосующие за республику, делают это из страха. Все это ясно, но признать этого мы не можем. Признание есть крах всего дела, всей нашей жизни, крах всего мировоззрения, которого мы являемся представителями».

Подпольная деятельность после Октябрьского переворота

Члены Временного правительства сорганизовались в подполье и предприняли попытку сохранить организованные формы правительства. Большинство из членов Временного правительства считали своей задачей сохранение правительственного аппарата в предвидении скоро краха большевизма и большевистской авантюры с вооруженным захватом власти в стране. Временное правительство в подполье ограничивало свою деятельность поддержкой подрывной работы политического саботажа.

После падения Гатчины, 1 ноября духонинская Ставка и Общеармейский комитет автоматически становились самоорганизующимся центром противобольшевицкой акции. Временному правительству предлагалось (например, Черемисов советовал Керенскому) собраться в Могилеве, в Ставке, оказав ей поддержку и сделав ее положение более определенным в вопросе оснований для противостояния с большевистским Петроградом. Позиции генерала Духонина значительно усилились бы, если бы в Могилеве наряду с властью военной появилась, с прибытием остатков «законного Временного правительства» и власть политическая.

Министр внутренних дел Никитин — посчитавший совершенно неправильной позицию Временного правительства по вопросу о своей дальнейшей деятельности, по отношению к попытке воссоздать в России верховную власть и в связи с фактическим отказом хотя бы морально поддержать генерала Духонина в момент, когда большевики начали от него требовать решения вопроса о перемирии — был вынужден отказаться от участия в работе правительства.

Деятельность Временного «подпольного» правительства следует рассматривать в контексте призыва «не расточать сил перед Учредительным Собранием» и надежд революционной демократии на фактор Учредительного Собрания, по результатам которого большевики гарантированно должны были распрощаться с захваченной властью, с одновременным отказом против вооруженной борьбы с большевиками до созыва Собрания из-за уверенности в торжестве контрреволюции в случае, если большевизм будет раздавлен при помощи силы.

Выдержка из речи Д. С. Мережковского на митинге писателей, по словам историка революции С. П. Мельгунова, выражала мнение довольно широких общественных кругов:

Однако надежды на Учредительное Собрание привели к еще большему снижению общественной сопротивляемости большевизму и означали фактическое признание октябрьской победы большевиков. Самогипнозом лозунга «до Учредительного Собрания» была парализована воля к сопротивлению даже у активных людей, приспособленных к активной борьбе. Атмосфера уверенности в том, что новая власть не может не созвать Учредительное Собрание на деле означала временную капитуляцию перед новой эфемерной властью. По словам Ленина все, что происходило кругом, определялось словами «болтовня и каша». С. П. Мельгунов констатирует, что в действительности наблюдавшееся многими разложение большевизма значительно отставало от темпов разложения направляемой революционной демократией антибольшевистской акции.

Временное правительство пребывало в полной уверенности, что жизнь вскоре вернется в старое нормальное русло. Правительство в подполье продолжало ассигновки 10 млн руб. Особому Совещанию по топливу на цели погашения срочных платежей «по продовольствию, обмундированию и на инструменты», 7½ млн. руб. ссуды на заготовку дров городскому самоуправлению, отпустило 431 тыс. руб. на переоборудование технических железнодорожных училищ и т. д. Правительство обсуждало и вопрос об ассигновании 4 млн. 800 тыс. «для разработки сланцев под Петербургом». Только с исчерпанием наличных в Государственном Банке после его захвата 14 ноября большевиками прекратилась финансово-административная деятельность подпольного Временного правительства.

Судьба членов Временного правительства

Из семнадцати членов последнего Временного правительства, восемь эмигрировали в 1918—1920 годах. Все они умерли своей смертью, за исключением С. Н. Третьякова (завербован ОГПУ в 1929, в 1942 арестован гестапо как советский агент и в 1944 расстрелян в немецком концлагере).

С. Н. Прокопович был выслан в 1922. Он также умер своей смертью.

Из оставшихся в СССР четверо были расстреляны во время Большого террора 1938—1940 годах: А. М. Никитин, А. И. Верховский, П. Н. Малянтович, С. Л. Маслов. Ещё четверо умерли своей смертью: А. В. Ливеровский (1867—1951; дважды арестовывался в 1933—1934 гг., но затем освобождался), С. С. Салазкин (1862—1932), К. А. Гвоздев (1882—1956; в 1931—1949 почти непрерывно в тюрьме, затем до 30 апреля 1956 в ссылке, освобождён за два месяца до смерти) и Н. М. Кишкин (1864—1930; неоднократно арестовывался).

Образование новых органов власти

Вечером 27 февраля опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Государственной думы. В это же время в других помещениях Таврического дворца заседали освобожденные из тюрьмы рабочие-активисты, члены социал-демократической фракции Думы, представители левой интеллигенции. Было решено, как и в 1905 году, создать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем Исполнительного комитета Петроградского Совета избрали лидера социал-демократической фракции Думы меньшевика Н.С. Чхеидзе, его заместителями - трудовика А.Ф. Керенского и меньшевика М.И. Скобелева. Большинство членов Совета были меньшевиками и эсерами.

В ночь с 1 на 2 марта 1917 года Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, состоящего из либералов, но проводящего в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Его возглавил известный земский деятель князь Г.Е. Львов.

Пост министра иностранных дел получил лидер кадетов II.Н. Милюков. Октябрист А.И. Гучков стал военным и морским министром. Единственный представитель социалистов А.Ф. Керенский занял кресло министра юстиции. Нужно было решить вопрос о судьбе монарха и монархии.

Отречение Николая II от престола

28 февраля Николай II выехал из Ставки в Царское Село, но ночью 1 марта ему сообщили, что ближайшие железнодорожные узлы заняты восставшими войсками. Царский поезд повернул в Псков, где находился штаб Северного фронта.

В ночь с 1 на 2 марта М.В. Родзянко передал главнокомандующему Северным фронтом генералу Н.В. Рузскому телеграфное сообщение. Он просил убедить Николая II отречься от престола в пользу тринадцатилетнего сына Алексея, а регентом назначить брата - великого князя Михаила Александровича. Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями была направлена телеграмма с просьбой спешно высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая. "Обстановка, по-видимому, не допускает иного решения", - говорилось в телеграмме. Эта фраза фактически была подсказкой того ответа, который ожидали получить: согласиться с предложением Родзянко.

Позиция высших армейских чинов потрясла Николая II.2 марта в Пскове в 23 часа 40 минут в штабном вагоне императорского поезда в присутствии А.И. Гучкова, В.В. Шульгина, командующего Северным фронтом генерала от инфантерии Н.В. Рузского и начальника штаба Северного фронта генерала от инфантерии Ю.Н. Данилова царь Николай II отрёкся от престола за себя и своего сына наследника-цесаревича Алексея в пользу младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. Михаил не рискнул вступить на престол, так как не располагал никакой реальной силой, и 3 марта передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления. При откладывании же вопроса о форме правления до Учредительного собрания возвращение монархии не исключалось.

Из Манифеста об отречении Николая II

В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России. все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть.

Российская монархия фактически прекратила свое существование. Вначале Николай II и члены его семьи находились под арестом в Царском Селе, а в августе 1917 года были сосланы в Тобольск.

А революционные события продолжались.3 марта начались убийства офицеров в Гельсингфорсе, на Балтийском флоте. Были зверски убиты главный командир Кронштадтского порта адмирал Вирен, начальник штаба Кронштадтского порта адмирал Бутаков.3 марта был убит командир второй бригады линкоров адмирал Небольсин, 4 марта - командующий Балтийским флотом адмирал Непенин (существует версия, что его убийство - адмирал был убит выстрелом в спину - было совершено не матросами, а переодетыми в матросские бушлаты германскими агентами). Были убиты также комендант Свеаборгской крепости генерал-лейтенант по флоту Протопопов, командиры первого и второго Кронштадтских флотских экипажей капитаны первого ранга Стронский и Гирс, командир линейного корабля "Император Александр II" капитан первого ранга Повалишин, командир крейсера "Аврора" капитан первого ранга М.И. Никольский и многие другие морские и сухопутные офицеры.

К 15 марта Балтийский флот "потерял" 120 офицеров, из которых 76 было убито (в Гельсингфорсе - 45, в Кронштадте - 24, в Ревеле - 5 и в Петрограде - 2). В Кронштадте, кроме того, было убито не менее 12 офицеров сухопутного гарнизона. Четыре офицера покончили жизнь самоубийством, и 11 пропали без вести. Всего, таким образом, погибло более 100 человек.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы